СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Навигатор «Сколько народов живет на Земле?»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Навигатор «Сколько народов живет на Земле?»»


Технологическая карта учебного занятия
в формате сетевого образовательного модуля

Раздел 1. Общая информация о модуле

Номер и тематика смены

12 смена 2020 г. («Артек: навигация в будущее»)

Название (тема) модуля

«Сколько народов живет на Земле?»

Возрастная группа обучающихся

10-11 классы

Предметные области

География, история

Разработчик(и) модуля

Курпединов Эдем Тейфихович – учитель географии


Цель модуля

Создание условий для развития у обучающихся компетенций учебно-исследовательской деятельности при изучении темы «Народы мира»

Задачи модуля


  1. Углубить знания обучающихся о странах мира.

  2. Сформировать представление о традициях народов в различных уголках земного шара.

  3. Продолжить формирование навыков отбора, систематизировать и обобщать изучаемый материал.

  4. Применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности обучающихся.

  5. Продолжить формирование навыков работы с различными источниками географической информации и контурными картами

Педагогические и образовательные технологии

  • Сетевой образовательный модуль;

  • Дистанционное обучение;

  • исследовательские методы обучения;

  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

  • проектная деятельность

Используемые площадки проведения

Площадки лагеря

Тематические партнёры

нет

Ключевой проблемный вопрос модуля

Правильно ли сводить многообразие демографических проблем к узкому вопросу роста населения в мире и мер по его сокращению? Что является основой для действенного решения проблем народонаселения?

Краткое описание (аннотация) модуля

В мире насчитывается свыше 3,5 тыс. этносов (народов). При этом на 300 крупнейших народов приходится приблизительно 95% населения Земли. Условие формирования народа — проживание на одной территории. Каждый народ имеет свою историю, традиции и культуру. Важнейшей частью культуры народа является язык. Сохранение этнического разнообразия планеты – это забота о развитии общей культуры, в том числе языковой.

Каков национальный состав населения России? На каких языках разговаривают жители соседних с Россией стран? Какие религии распространены в России? Обучающиеся в ходе СОМа изучат народы и религии мира, проанализируют влияние быта и обычаев на рождаемость, оценят демографическую ситуацию в мире и ее последствия, а также создадут книгу «Решение демографических проблем в беднейших странах мира»

Дидактические единицы (единицы содержания)

  • География: традиции, этнос, рождаемость, религии, смертность, естественный прирост

  • История: древнейшие народы в Древнем Египте, Шумере, Аккаде, Вавилоне, Ассирии, Древнем Китае, Древней Индии

Продукты сетевого образовательного модуля

  • Навигатор на тему «Мозаика народов мира»»;

  • видеоролик «Народы мира»

Эффекты сетевого образовательного модуля

  • Повышение мотивации детей к обучению географии;

  • овладение навыками исследовательской работы;

  • овладение навыком взаимодействия в группе;

  • овладение умением устанавливать причины, следствия и оценивать значение исторических событий и явлений;

  • повышение интереса обучающихся к самостоятельной исследовательской деятельности

Формы контроля результатов

Критерии оценки результатов

  1. Проверка навигатора на тему «Мозаика народов мира»


  • Постановка цели, планирование путей ее достижения;

  • постановка и обоснование проблемы проекта;

  • глубина раскрытия темы проекта;

  • разнообразие источников информации, целесообразность их использования;

  • соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта;

  • анализ хода работы, выводы и перспективы;

  • личная заинтересованность автора, творческий подход к работе;

  • грамотность письменной речи;

  1. Проверка видеоролика «Народы мира»

  • Правильность изложенного материала;

  • оригинальность поставленных вопросов и их содержание;

  • умение аргументировать ответ или мнение;

  • грамотность устной речи

Раздел 2. Информация о рабочей группе

Состав рабочей группы

Направления деятельности (задачи)

Учитель-разработчик (география)

Курпединов Э.Т.

  • Разработка модуля;

  • подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников;

  • постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы;

  • предметное консультирование;

  • организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке;

  • разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в модуле;

  • проведение аттестации обучающихся по модулю;

  • участие в презентации творческих продуктов;

  • проектирование и организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование)

Учитель-сореализатор Гончаров К.А.

  • Разработка этапа №2;

  • постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы;

  • предметное консультирование

Учитель-сореализатор Гончарова Ю.Ш.

  • Разработка этапа № 3;

  • постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы;

  • предметное консультирование

Педагогический работник детского лагеря

  • Раздача необходимых материалов;

  • соблюдение временных рамок




Раздел II. Модель учебного занятия в формате сетевого образовательного модуля

Элементы СОМ

Хронометраж

Кол-во ак. часов

Реализаторы

Проблемный вопрос

Форма реализации

Предметное содержание элемента

Место проведения

I смена

II смена

Вводная часть

9.30-9.40

15.00-15.10

0,5

Учитель-разработчик (география)

Курпединов Э.Т.



Фронтальная работа со всеми группами обучающихся. Учитель кратко знакомит обучающихся с тематикой СОМа, определяет вместе с ними основную учебную задачу, а также распределяет их по группам

Численность и воспроизводство населения

Площадки лагерей

Этап 1
(групповая работа)

9.40-10.40

15.15-16.15

1

Учитель-разработчик (география)

Курпединов Э.Т.

 Почему в США старение населения происходит не такими быстрыми темпами, как в Западной Европе и Японии?

Выполняю задания по теме «Демографическая проблема» и строят график «Рост численности населения мира», в ходе которой обучающиеся сделаю вывод о численности населения Земли

Структура населения

Площадки лагерей

Этап 2
(групповая работа):

10.40-11.40

16.15-17.15

1

Разработчик: учитель географии Курпединов Э.Т.

Реализатор:

Керимова Ю.Ш. /пед.раб. лагеря

За счет стран какого типа воспроизводства будет расти численность населения мира в ближайшем будущем?

Работа в группах – обучающиеся, работая с различными источниками информации, анализирую современную демографическую ситуацию в мире


География религий

Площадки лагерей

Этап 3
(групповая работа)

10.40-11.40

16.15-17.15

1

Разработчик: учитель географии Курпединов Э.Т.

Реализатор:

Гончарова Ю.Ш. /пед.раб. лагеря

Какие меры, законы, льготы или штрафы необходимо предпринять для решения демографических проблем? 

Работа в группах – обучающиеся готовят социологическое исследования на тему: «Демографические проблемы»


География населения мира


Площадки лагерей

Этап 4
(групповая работа)

11.40-12.40

17.15-18.15

1

Разработчик: учитель географии Курпединов Э.Т.

Реализатор:

Гончаров К.А./ пед.раб. лагеря

К каким последствиям может привести увеличение численности населения беднейших стран мира?

Обучающиеся отвечают на ключевой проблемный вопрос. Съемка видеоролика. Работа в группах


География населения мира


Площадки лагерей

Заключительная часть

12.40-12.50

18.15-18.30

0,5

Учитель-разработчик (география)

Курпединов Э.Т.



Фронтальная работа со всеми группами обучающихся. Обучающиеся презентуют готовые продукты СОМ. Учитель подводит итоги модуля, организует рефлексию и оценку индивидуальных достижений, обучающихся (обучающиеся заполняют индивидуальный оценивающий лист)

География населения мира

Размещение и миграции населения

Площадки лагерей



Приложение 1

Описание вводного этапа

(продолжительность этапа 15-20 минут)

Организационный момент

Предупредить обучающихся о продолжительности занятия, о структуре СОМа

Мотивационный крючок

  1. Население... За этим простым, маловыразительным словом кроется судьба многих тысяч людей, которые жили тысячи лет тому назад, живут сегодня и будут жить в будущем. Знания о численности населения, его составе, и естественном движении, миграции и размещении необходимы любому государству. Эти сведения свидетельствуют о процессах, которые происходят в стране, позволяют составлять прогнозы об объеме трудовых ресурсов и анализировать изменения в составе и структуре населения. Именно люди, образованные и активные, своей профессиональной деятельностью в разных областях хозяйства делают государство сильным. Вспомните, что изучает демография. Что такое естественный прирост населения? Что вы знаете о половом составе населения страны? На какие группы делится население в зависимости от возраста?

Эти вопросы мы и разберем на СОМе

Ключевой проблемный вопрос модуля

Правильно ли сводить многообразие демографических проблем к узкому вопросу роста населения в мире и мер по его сокращению?

Целеполагание

Изучить почему в США старение населения происходит не такими быстрыми темпами, как в Западной Европе и Японии? Определить к каким последствиям может привести увеличение численности населения беднейших стран мира?




Описание заключительного этапа

(продолжительность 15-20 минут)

  1. Возвращение к ключевому проблемному вопросу и поставленной цели на вводном этапе модуля. Предполагаемый ответ на ключевой проблемный вопрос:

Сущность демографической проблемы отображена в современной демографической ситуации:

  1. В развитых странах, с прогрессивными экономическими преобразованиями, наблюдается демографический кризис, характеризующийся падением рождаемости, сокращению численности населения и его старению.

  2. В странах Африки, Азии, Латинской Америки происходит стремительный рост населения. Развивающиеся страны все менее способны обеспечить свое население необходимым продовольствием, материальными благами, дать элементарное образование, предоставить работу трудоспособным лицам. Возрастает нагрузка нетрудоспособного населения на трудоспособное.

  3. В странах третьего мира проживает населения в 3раза больше, чем в развитых странах.

  4. Демографический взрыв наблюдается в развивающихся странах, с наиболее низким уровнем экономического и социального развития. Во многих из таких стран проводятся мероприятия по снижению рождаемости, однако большинство населения отличается неграмотностью.



Демографическая проблема тесно взаимосвязана с другими глобальными проблемами:

  1. проблема нехватки ресурсов,

  2. экологическая проблема,

  3. топливно-энергетическая проблема.

Определить, достигли ли поставленной цели?

  1. Что помогло в достижении цели? Какие средства использовали для достижения поставленной цели?

  2. Что помешало в достижении цели, как пытались преодолеть?

  3. Каким образом этапы модуля были взаимосвязаны? Как каждый из них помогал найти ответ на ключевой проблемный вопрос?




4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!