Навигатор по подготовке к ОГЭ по географии
Малышева Анастасия Сергеевна
Учитель географии
Запрудненской средней общеобразовательной школы №1
Традиционной формой итоговой аттестации в 9 классах является ГИА в форме ОГЭ (Основного Государственного Экзамена). Для получения аттестата выпускники сдают обязательные предметы – русский, математику и два предмета на выбор. Одним из самых популярных предметов по данным Рособрнадзору является география. Этому даже есть объяснение. Девятиклассники ответили на вопрос: «Почему Вы выбираете для сдачи именно ОГЭ по географии? Причины получились такими:
кажущуюся простоту предмета (многие действительно считают, что к географии подготовиться намного проще, чем к физике или информатике);
доступность на экзамене атласов, которые являются универсальной подсказкой;
большое количество тестовых вопросов с предложенными вариантами ответов;
возможность получить более высокие баллы, потратив меньше сил на подготовку....
Это практически единственный предмет, на котором можно пользоваться атласами, калькулятором, линейкой. В связи с этим дети думают, что сдать предмет легко. В результате формируется группа учащихся с различной мотивацией, неодинаковым уровнем готовности по предмету, поэтому первым шагом является личная беседа о предстоящем экзамене, цель которой выявить отношение к экзамену, мотив, установить самооценку готовности. Сдача экзаменов вызывает затруднения и опасения у учеников большим разнообразием заданий разного уровня сложности. Поэтому необходимо уделить особое внимание как подготовке теоретического и практического материала. Все это помогает обучающимся уверенно чувствовать себя на экзамене.
Целью является методическая помощь учителям в обеспечение подготовки учащихся 9 класса к успешному прохождению государственной итоговой аттестации по географии
Задачи:
рассмотреть теоретические основы проведения ГИА по географии.
выявить особенности ГИА по географии в 2023 году
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1.Анализ проблем подготовки к экзамену на основе педагогической и методической литературы
2. анализ нормативных документов
3. моделирование
Структура ОГЭ по географии
Свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того, что знакомлю учеников с особенностями проведения экзамена, с системой оценивания экзаменационной работы, со спецификацией и кодификатором КИМ. Учащиеся должны чётко знать, что от них требуется на экзамене и что они должны сделать, чтобы не упустить возможность получить как можно больше баллов. Знакомлю с необходимыми учебными пособиями, а также с материалами различных сайтов для подготовки к ОГЭ. (сайт ФИПИ www.fipi.ru , «По уши в ОГЭ» , «Решу ОГЭ»).
На ОГЭ по географии выделяется 150 минут, состоит из двух частей — это 30 заданий разного уровня сложности: базового, повышенного и высокого. Максимум первичных баллов за работу — 31 балл.
Шкала перевода отметок:
0–11 баллов = оценка «2»;
12–18 балла = оценка «3»;
19–25 баллов = оценка «4»;
26–31 балл = оценка «5».
Для успешной сдачи экзамена нужно не только хорошо знать материал, но и уметь пользоваться атласам, хорошо разбираться в картах, уметь анализировать таблицы, схемы и диаграммы.
Практические наработки по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по географии
1 этап. Для выявления уровня учащихся в сентябре провожу входную диагностическую работу для выявления «пробелов» в знаниях.
Основными ошибками являются:
Неумение работать с картами и получать из них необходимую информацию
Незнание основных закономерностей в природе
Проблемы с математическими расчетами
2 этап. Для самостоятельной работы учащихся над пробными вариантами предлагаю инструкции-алгоритмы решения типовых тестовых заданий по разным темам. (приложение 1)
3 этап. Детальный разбор каждого задания с использованием методик:
«Пошаговая инструкция»
«Работа с номенклатурой»
Логическая цепочка
Результаты
Для того, чтобы проверить работает ли методика были проведены две диагностические работы по географии в ноябре 2022г. и марте 2023г. Результаты получились следующие:
Вывод: по результатам диагностических работ видно, что методика работает.
Заключение
Основа успеха на экзамене является систематическое, последовательное рассмотрение, изучение основных вопросов курса школьной географии с 5 по 9-й класс. Очень важно организовать не только повторение ранее изученного материала, сколько задействовать ранее освоенный материал при изучении нового географического содержания, новых тем.
Основная идея методики обучения предмету заключается в следующем: учителю надо всегда помнить, что разделы и темы школьных географических программ имеют четкую логику в последовательности изучения с точки зрения реализации связки «причина-следствие», «частное - общее». От фундаментальных основ, от изучения терминологического языка географии к формированию глобальной картины мира, складывающейся из взаимосвязанных процессов, явлений, имеющих четкую территориальную привязку.
Приложение №1
Инструкции-алгоритмы
Задание 1
Атлас 7, 8 класс
Указатель географических названий
Знать
Крупнейшие страны по ч.н. : Китай, Индия, США, Индонезия, Пакистан, Бразилия, Нигерия, Бангладеш, Россия, Япония
Крупнейшие страны по площади: Россия, Канада, США, Китай, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Казахстан, Алжир
Крупнейшие народы Р.: русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне Самое-самое:
большой о-в-Гренландия,
большой п-ов - Аравийский;
большое море - Филиппинское,
маленькое море - Мраморное;
высокие горы- Гималаи,
высокая вершина -Джомолунгма
протяженные горы - Анды,
крупная равнина - Амазонская,
длинная река- Амазонка
полноводная река - Амазонка,
глубокое озеро-Байкал,
большое озеро-Каспийское море,
высокий вдп-Анхель
большое течение - Течение Западных ветров
Самая глубокая впадина на суше находится на Аравийском полуострове Евразии - впадина Мертвого моря.
Самое-самое в России:
б. п-ов - Таймыр,
б. о-в - Сахалин,
высокие горы - Кавказ (в Сибири - Алтай),
высокая вершина - Эльбрус
дл. река - Обь с Иртышом,
полноводная река - Енисей,
большое море - Берингово
глубокое море - Берингово,
мелководное и маленькое - Азовское
высокие приливы - Охотское море, зал. Шелихова,Пенженская губа
Мореплаватели-исследователи
Джеймс Кук исследовал и нанёс на карту восточное побережье Австралии.
Абель Тасман исследовал районы близи Австралии, в том числе и Новую Зеландию. Джордж Ванкувер - Остров Ванку́вер — остров, расположенный на западном побережье Канады в провинции Британская Колумбия.
Первое кругосветное плавание возглавил Фернан Магеллан.
В воздухе более всего азота — 78%. Далее кислород — 21%
На долю пресных вод приходится около 3%.
Нормальное атмосферное давление на уровне моря составляет 760 мм рт. ст.
Задание 2
Включает в себя вопросы о границах Россией и о крайних точках нашей страны.
Крайние точки России:
✓северная — м. Челюскин (материковая) (Красноярский Край), м. Флигели (островная);
✓южная точка — г. Базардюзю (Республика Дагестан);
✓западная точка — Балтийская коса (Калининградская обл.);
✓восточная точка — м. Дежнёва (материковая) (Чукотский АО), о. Ратманова (островная).
Крайняя восточная точка РФ находится в западном полушарии! Точки запоминать не обязательно, но нужно уметь находить их на карте России.
Страны, граничащие с Россией, в задании №2 нужно искать на карте "Административно-территориальное устройство России".
Обращайте, пожалуйста, внимание на формулировку вопроса. Вам нужно будет найти страну, пролив, реку или субъект РФ.
Задание 3
Включает в себя несколько типов вопросов, посвященных особенностям природы России. Разберём их на примерах.
Пример
1.Расположите города России в порядке увеличения среднегодового количества осадков.
Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.
1) Сочи
2) Тула
3) Астрахань
Решение: открываем в атласе 8-9 классов климатическую карту. Находим перечисленные города и смотрим, какое количество осадков в этих городах. Если городов, указанных в задании, нет на вашей климатической карте, то открываем карту субъектов РФ и сопоставляем две карты.
В этом задании часто встречается вопрос о естественном плодородии почв.
Кратко разберём почвы России.
✓Арктические почвы: отличаются слабым развитием, образуются в условиях сурового климата, почвообразовательные процессы проходят очень медленно.
✓Тундрово-глеевые почвы: бедны питательными веществами, малое содержание гумуса.
✓Подзолистые почвы: растительный опад не велик. В них мало питательных веществ, но достаточно влаги.
✓Серые лесные почвы: достаточно высокоплодородные почвы, дающие высокие урожаи.
✓Черноземы: самые плодородные почвы России, расположены в степи. Они богаты питательными веществами, в них большое содержание гумуса.
✓Каштановые почвы: меньше гумуса, чем в черноземах. В этих почвах достаточно питательных веществ, но для получения хороших урожаев они требуют искусственного орошения.
✓Бурые и серобурые почвы: содержание гумуса низкое, недостаток влаги не позволяет использовать их в земледелии.
Плодородие почв в нашей стране увеличивается с севера на юг, от зоны арктических пустынь на севере до степей на юге. Плодородие почв напрямую зависит от содержания в ней гумуса, так минимальное содержание гумуса в тундрово-глеевых почвах крайнего севера, а максимальное — в чернозёмах степной зоны. К югу от черноземных почв естественное плодородие почв уменьшается.
часто встречаются вопросы о средних температурах воздуха в городах России.
Летом средняя температура воздуха в России увеличивается с севера на юг. Зимой температура воздуха уменьшается с запада на восток.
Задание 4
Оно включает в себя вопросы о природных ресурсах, их охране и использовании.
В задании №4 часто встречается вопрос о традиционных занятиях народов России. Разберём их подробнее.
✓Оленеводство, рыболовство, охота – народы Севера России (ненцы, коми, карелы и др).
✓Промысел морского зверя и рыболовство - народы Дальнего востока (эскимосы, чукчи и др).
✓Овцеводство, коневодство и верблюдоводство традиционно развивалось в засушливых условиях полупустынных пастбищ. Народы, проживающие в таких условиях - калмыки.
✓Земледелие, бортничество, животноводство, охота, в степях кочевое скотоводство - народы Русской равнины и Южной Сибири (мордва, чуваши, татары, буряты и др).
✓Земледелие, скотоводство, садоводство, виноградарство, виноделие, обработка шерсти - народы Северного Кавказа (черкесы, чеченцы, ингуши, лезгины, осетины и др)
Группа туристов из Финляндии хочет своими глазами увидеть необычную для них природу русских степей. Какой из перечисленных заповедников для этого им необходимо посетить?
1) Курильский
2) «Остров Врангеля»
3) Оренбургский
4) Костомукшский
Решение: открываем карту природных зон России, находим степи. На карте особо охраняемых территорий России находим перечисленные заповедники и смотрим, какой из них находится в зоне степей.
Задание 5
Включает в себя вопросы по синоптической карте. Вам нужно будет определить город, находящийся в зоне действия циклона или антициклона.
Для правильного решения данного задания необходимо запомнить следующее:
В - зона высокого давления - антициклон;
Н - зона низкого давления - циклон.
Задание 6
Также включает в себя вопросы по синоптической карте.
Посмотрите и запомните, как на карте обозначаются атмосферные фронты.
Обращайте внимание на то, в какую сторону повернуты треугольники холодного фронта и полукруги теплого фронта. Так показано направление движения атмосферных фронтов.
В каком городе возможно похолодание? (Там, куда идет холодный фронт)
В каком городе возможно потепление? (Там, куда идет теплый фронт)
Где будут выпадать осадки – там, где циклон или атмосферный фронт.
Задание 7
Если город – Атлас 7 класс – политическая карта мира. (Атлас 8 класс – города России)
Если гора, вулкан – Атлас 7 класс – физическая карта мира (Атлас 8 класс – Россия)
Широта: северная и южная
Долгота: западная и восточная
Географические координаты включают географическую широту и географическую долготу. Географическая широта — это величина дуги меридиана от экватора до заданной точки в градусах. Широта бывает северная южная в границах от 0 градусов (экватор) до 90 градусов (широта полюсов). (градусы на параллелях сбоку карты)
З.д В.д
Географическая долгота — величина дуги параллели от нулевого меридиана до заданной точки в градусах. Долгота бывает западная и восточная в границах от 0 до 180 градусов. (градусы на экваторе или в верхней или в нижней части карта на меридианах)
С.ш
Ю.ш
Задание 8
Вам нужно будет найти последовательность залегания горных пород с помощью схемы на рисунке к заданию.
Для правильного выполнения данного задания необходимо запомнить следующее:
При горизонтальном залегании горных пород самые древние породы находятся внизу, самые молодые - вверху.
Задание 9
Измеряем линейкой расстояние между объектами, измеряем от середины до середины объекта (напр 4 см)
Умножаем на величину масштаба (например в 1 см 100м)
4 см х 100 = 400 м
Задание 10
На топографических картах направления определяются посредством стрелки север-юг, а также по рамкам карты. Север вверху, юг, соответственно, внизу, запад — слева; восток — справа. Также есть промежуточные направления - северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад.
С
З В
Ю
Задание 11
На топографических картах рельеф изображают при помощи горизонталей. Горизонтали (или изогипсы) – это линии, которые соединяют точки с одинаковой абсолютной высотой.
Если горизонтали расположены близко друг к другу – значит, склон крутой, если далеко – склон пологий.
Направление, в котором понижается склон, можно определить и при помощи бергштрихов.
Бергштрихи – это короткие черточки, перпендикулярные к горизонталям. При изображении выпуклых форм рельефа бергштрихи направлены наружу, вогнутых – в центр.
Задание:
На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А—В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?
Решение:
Находим с помощью горизонталей высоту точек А и В.
Ближайшая к точке А подписанная горизонталь имеет высоту 150 метров. Горизонтали на данной карте проведены через 2,5 метра, значит точка А имеет высоту чуть выше 155 метров.
Точка В имеет высоту чуть ниже 132,5 метров.
Сравниваем высоты точек с предложенными вариантами профилей. По высотам точек А и В нам не подходят варианты 2 и 3. Теперь выбираем из вариантов под номерами 1 и 4.
Как мы знаем из предыдущего поста, если горизонтали расположены близко друг к другу – значит, склон крутой, если далеко – склон пологий. От точки А горизонтали сначала располагаются далеко друг от друга, а у точки В близко. Значит, нам подходит вариант 4.
Задание 12
Вам нужно будет указать номер участка, подходящий указанным требованиям, и привести два довода, обосновывающие ваш ответ
Есть три типа заданий:
1. Школьники выбирают место для игры в футбол или для волейбольной площадки.
В этом случае нам нужно найти какой из участков находится:
- на ровном месте (его не пересекают горизонтали);
- на нём нет растительности (кустарников, леса и т.п).
2. Школьники выбирают место для катания на санках или горных лыжах.
Выбираем участок:
- на склоне;
- нет растительности.
3. Фермер выбирает участок для фруктового сада.
Нам нужен участок:
- рядом с дорогой, шоссе;
- расположен на склоне южной экспозиции.
Задание 13
Соленость воды определяется в промилле — ‰ (тысячная доля числа). 25‰ — это значит, что в 1 литре воды содержится 25 грамм соли.
Задачи решаются с составлением пропорции. Процент — сотая доля от числа.
1) Густота железных дорог =Длина дорог / Площадь региона Ответ округляем до целого числа
2) Задачи на определение доли (Долю того, что нам нужно ×100%) : всего = ответ округлить до целого числа
3) Задача на солёность Литр × ‰ =грамм
4)Задача на атмосферное давление и температуру
А 1) Из атмосферного давления (t) у подножия отнять атмосферное давление (t) на вершине.
2) Составляем пропорцию
Б 1) высоту горы / 100×0,6
2) составляем пропорцию
5) Задача на относительную влажность Температура не нужна.
(Меньшее число г : на большее число г/м3 )×100% = ответ округляем в %
Задание 14
Атлас 8 класс «Опасные природные явления» -засухи, суховеи, сейсмоопасные районы.
Атлас 8 класс «Водные ресурсы» - многолетняя мерзлота.
Атлас 8 класс «Почвы» - агроклиматические ресурсы – увлажнение территории
Атлас 7 класс «Строение земной коры» показаны действующие вулканы-для определения сейсмоопасных районов стран мира.
Такие неблагоприятные климатические явления, как засухи, суховеи и пыльные бури возникают в тех природных зонах, где испытывается недостаток влаги. К таким природным зонам мы можем отнести: степи, полупустыни и пустыни. (для определения природ зон карта 8 класса «Растительность»)
Пример: Землетрясения- г. Кавказ, г. Атлай, г. Западный и Восточный Саян;
вулканы – Камчатка, Курильские о-ва, о. Сахалин;
пыльные бури, засухи, суховеи – Астраханская обл., Волгоградская обл. Р.Калмыкия;
лавины, обвалы, сели – - г. Кавказ, г. Атлай, г. Западный и Восточный Саян, Уральские горы; цунами – около Охотского моря: Камчатский край, Сахалинская обл. Магаданская обл. ;
таяние ледников – на берегу морей – Калининградская обл., Ленинградская обл.(Санкт – Петербург), и т.д.;
многолетняя мерзлота –северная часть страны: Мурманская обл., Архангельская обл., Ямало – Ненецкий АО, Ненецкий А.О., Красноярский край, Р.Саха (Якутия), Чукотский АО.
Каскады ГЭС – реки: Кама, Волга, Енисей, Лена, Ангара.
Задание 15
Задание 16
Сначала рисуем схему расположения всех четырех точек. Далее определяемся в каком направлении сменяют друг друга населенные пункты (точки).
Отработать каждый вопрос
Просмотреть в таблице арифмитическую последовательность
Чаще всего неверным является ответ – Чем выше (ниже) расположен пункт наблюдения…….
Чаще всего верным является ответ – С годовой температурой воздуха……..
Чтобы определить годовую амплитуду температуры воздуха, надо найти разницу между температурой самого тёплого и самого холодного месяца
Количество осадков - отношение к норме в %
Задание 17
Чем восточнее пункт, тем раньше Солнце встает над горизонтом.
- Где угол падения солнечных лучей будет наибольшим?
Чем ближе к югу – тем угол падения солнечных лучей будет наибольшим
- Где продолжительность светового дня буде наибольшим (наименьшим)?
22 июня – Сев. Полюс – полярный день (самый длинный), юж.полюс – полярная ночь.
22 декабря – юж. Полюс –полярный день, северный полюс – полярная ночь.
Задание 18
Вам нужно будет определить какая точка на карте соответствует представленной в задании климатограмме.
Чтобы определить какой точке на карте в задании соответствует климатограмма, необходимо следующее:
Сначала определяем полушарие: северное (летние температуры выше, чем зимние) или южное (зимние температуры выше летних).
Далее по графику определяем t января и июля, по столбчатой диаграмме среднегодовое кол-во осадков.
Сопоставляем данные с атласом 7 класс «Климатическая карта» либо по карте климата отдельных материков
Арктический, субарктиктический климат – t низкие весь год, осадков мало.
Умеренный - t изменяется от – до +, осадки изменяются в зависимости от климатического района.
Субтропики – t высокая, жарко, осадки – зимой.
Тропики – t высокая, жарко, осадков нет или очень мало (если прибрежная территория). Субэкваториальный – t высокая, жарко, осадки –летом.
Экваториальный – t высокая, жарко, осадков много весь год (ливни).
Задание 19
Земля вращается на восток. Поэтому Новый год наступает в России с востока на запад. Находим перечисленные регионы на карте субъектов РФ и располагаем их с востока на запад.
Задание 20
8 кл Музей янтаря, самый зап. регион – Калининградская обл.
Белые ночи –Ленинградская обл, Карелия, Мурманская о.
Телецкое озеро – Алтайский край;
Дельта крупнейшей реки Русской равнины – Астрахань;
Река Катунь, горы Сибири – Р. Алтай;
Мин. Воды, лечебные грязи – Ставропольский край;
Водопад Кивач , озера, памятники – Кижи и Валаам;
Субтропический климат, горы, море – Краснодарский край;
Морские пляжи, термальные источники – Р. Дагестан.
7 кл Фьорды – Норвегия
Карфаген - Тунис
Г.Альпы – Швейцария, Австрия, Троп.леса, орангутанги – Индонезия, Индия
«Тысяча улыбок» - Таиланд
Северное сияние – Норвегия
Пляж, горы, о. Тенерифе – Болгария
Памятники византийской и османской культур- Турция;
Многообразие подводного мира, Красное море – Египет;
Пляжи, вулканы, тропическая природы- Мексика;
Сафари – Кения.
Задание 21
Тема: Население.
Урбанизация – увеличение роли городов и городского образа жизни (увеличение количества горожан).
Миграция – перемещение населения из одного места проживания в другое (переезд, въезд, смена места жительства).
Воспроизводство населения – процесс непрерывно смены поколений (родилось, умерло).
Естественный прирост населения – разница между рождаемостью и смертностью.
Тема: Река.
Исток - начало реки.
Устье - место, где река впадает в другой водоём (море, океан, другая река и т.д).
Режим реки – изменение уровня воды в реке по сезонам года (замерзание реки, вскрытие ледового покрова, половодье).
Дельта реки— район устья реки, где она впадает в другой водоём, разделяясь на рукава (протоки).
Бассейн реки — район земной поверхности, с которого в данную реку собираются все атмосферные осадки, питающие ее.
Паводок - поднятие уровня воды в реке в результате быстрого таяния снега, от ливней.
Тема: Погода и климат.
Погода – состояние атмосферы в данном месте в данное время. (Погода, характерная для циклона и антициклона на картинке.)
Климат – многолетний режим погоды на определенной территории.
Задание 22,23
Включают в себя вопросы о территориальной обеспеченности ресурсами.
В №22 вам нужно будет выбрать правильный вариант ответа с помощью таблицы или графика.
В №23 по этой же таблице или графику произвести расчеты.
Для начала разберём определения, встречающиеся в данных заданиях и формулы для расчетов.
Естественный прирост = Рождаемость – Смертность (ЕП= Р-С).
Смертность = Рождаемость – Естественный прирост (С= Р - ЕП).
Эмиграция - выезд из страны или региона в другое место проживания.
Иммиграция - въезд в страну или регион из другого места проживания.
Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция (МП= И-Э).
Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост.
Плотность населения = Численность населения / Площадь.
Густота сети железных (авто) дорог = Длина железнодорожных путей (автодорог) / Площадь территории.
Задание 24
Соотнести две карты: «Плотность населения» и «Административную карту». Плотность населения выше - чем ближе к югу и к европейской части. (Основная полоса заселения: европейская часть России, кроме севера и юг Сибири).
Задание 25
Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения» (стр. 6) Смотрим города по кружочкам. Города – миллионеры! Москва, Санкт – Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ростов – на Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж, Волгоград, Краснодар
Задание 26
В атласе 9 класса находим нужную отрасль промышленности и накладываем на карту с субъектами.
Задание 27,28,29
Работа с текстом и атласами
Задание 30
Выделяем ключевые слова в тексте и находим подтверждение в картах атласа. Если Россия, 8-9 класс, если мир, то 7 класс.