СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Навигатор по подготовке к ОГЭ по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Просмотр содержимого документа
«Навигатор по подготовке к ОГЭ по географии»

Навигатор по подготовке к ОГЭ по географии

Малышева Анастасия Сергеевна

Учитель географии

Запрудненской средней общеобразовательной школы №1


Традиционной формой итоговой аттестации в 9 классах является ГИА в форме ОГЭ (Основного Государственного Экзамена). Для получения аттестата выпускники сдают обязательные предметы – русский, математику и два предмета на выбор. Одним из самых популярных предметов по данным Рособрнадзору является география. Этому даже есть объяснение. Девятиклассники ответили на вопрос: «Почему Вы выбираете для сдачи именно ОГЭ по географии? Причины получились такими:

  • кажущуюся простоту предмета (многие действительно считают, что к географии подготовиться намного проще, чем к физике или информатике);

  • доступность на экзамене атласов, которые являются универсальной подсказкой;

  • большое количество тестовых вопросов с предложенными вариантами ответов;

  • возможность получить более высокие баллы, потратив меньше сил на подготовку....

Это практически единственный предмет, на котором можно пользоваться атласами, калькулятором, линейкой. В связи с этим дети думают, что сдать предмет легко. В результате формируется группа учащихся с различной мотивацией, неодинаковым уровнем готовности по предмету, поэтому первым шагом является личная беседа о предстоящем экзамене, цель которой выявить отношение к экзамену, мотив, установить самооценку готовности. Сдача экзаменов вызывает затруднения и опасения у учеников большим разнообразием заданий разного уровня сложности. Поэтому необходимо уделить особое внимание как подготовке теоретического и практического материала. Все это помогает обучающимся уверенно чувствовать себя на экзамене.

Целью является методическая помощь учителям в обеспечение подготовки учащихся 9 класса к успешному прохождению государственной итоговой аттестации по географии

Задачи:

  1. рассмотреть теоретические основы проведения ГИА по географии.

  2. выявить особенности ГИА по географии в 2023 году

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1.Анализ проблем подготовки к экзамену на основе педагогической и методической литературы

2. анализ нормативных документов

3. моделирование


Структура ОГЭ по географии


Свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того, что знакомлю учеников с особенностями проведения экзамена, с системой оценивания экзаменационной работы, со спецификацией и кодификатором КИМ. Учащиеся должны чётко знать, что от них требуется на экзамене и что они должны сделать, чтобы не упустить возможность получить как можно больше баллов. Знакомлю с необходимыми учебными пособиями, а также с материалами различных сайтов для подготовки к ОГЭ. (сайт ФИПИ www.fipi.ru , «По уши в ОГЭ» , «Решу ОГЭ»).

На ОГЭ по географии выделяется 150 минут, состоит из двух частей — это 30 заданий разного уровня сложности: базового, повышенного и высокого. Максимум первичных баллов за работу — 31 балл.

Шкала перевода отметок: 

  • 0–11 баллов = оценка «2»;

  • 12–18 балла = оценка «3»;

  • 19–25 баллов = оценка «4»;

  • 26–31 балл = оценка «5».

Для успешной сдачи экзамена нужно не только хорошо знать материал, но и уметь пользоваться атласам, хорошо разбираться в картах, уметь анализировать таблицы, схемы и диаграммы.


Практические наработки по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по географии


1 этап. Для выявления уровня учащихся в сентябре провожу входную диагностическую работу для выявления «пробелов» в знаниях.

Основными ошибками являются:

  • Неумение работать с картами и получать из них необходимую информацию

  • Незнание основных закономерностей в природе

  • Проблемы с математическими расчетами

2 этап. Для самостоятельной работы учащихся над пробными вариантами предлагаю инструкции-алгоритмы решения типовых тестовых заданий по разным темам. (приложение 1)

3 этап. Детальный разбор каждого задания с использованием методик:

  • «Пошаговая инструкция»

  • «Работа с номенклатурой»

  • Логическая цепочка


Результаты

Для того, чтобы проверить работает ли методика были проведены две диагностические работы по географии в ноябре 2022г. и марте 2023г. Результаты получились следующие:


Вывод: по результатам диагностических работ видно, что методика работает.

Заключение

Основа успеха на экзамене является систематическое, последовательное рассмотрение, изучение основных вопросов курса школьной географии с 5 по 9-й класс. Очень важно организовать не только повторение ранее изученного материала, сколько задействовать ранее освоенный материал при изучении нового географического содержания, новых тем.

Основная идея методики обучения предмету заключается в следующем: учителю надо всегда помнить, что разделы и темы школьных географических программ имеют четкую логику в последовательности изучения с точки зрения реализации связки «причина-следствие», «частное - общее». От фундаментальных основ, от изучения терминологического языка географии к формированию глобальной картины мира, складывающейся из взаимосвязанных процессов, явлений, имеющих четкую территориальную привязку.








































Приложение №1

Инструкции-алгоритмы

Задание 1

Атлас 7, 8 класс

Указатель географических названий

Знать

Крупнейшие страны по ч.н. : Китай, Индия, США, Индонезия, Пакистан, Бразилия, Нигерия, Бангладеш, Россия, Япония

Крупнейшие страны по площади: Россия, Канада, США, Китай, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Казахстан, Алжир

Крупнейшие народы Р.: русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне Самое-самое:

большой о-в-Гренландия,

большой п-ов - Аравийский;

большое море - Филиппинское,

маленькое море - Мраморное;

высокие горы- Гималаи,

высокая вершина -Джомолунгма

протяженные горы - Анды,

крупная равнина - Амазонская,

длинная река- Амазонка

полноводная река - Амазонка,

глубокое озеро-Байкал,

большое озеро-Каспийское море,

высокий вдп-Анхель

большое течение - Течение Западных ветров

Самая глубокая впадина на суше находится на Аравийском полуострове Евразии - впадина Мертвого моря.

Самое-самое в России:

б. п-ов - Таймыр,

б. о-в - Сахалин,

высокие горы - Кавказ (в Сибири - Алтай),

высокая вершина - Эльбрус

дл. река - Обь с Иртышом,

полноводная река - Енисей,

большое море - Берингово

глубокое море - Берингово,

мелководное и маленькое - Азовское

высокие приливы - Охотское море, зал. Шелихова,Пенженская губа

Мореплаватели-исследователи

Джеймс Кук исследовал и нанёс на карту восточное побережье Австралии.

Абель Тасман исследовал районы близи Австралии, в том числе и Новую Зеландию. Джордж Ванкувер - Остров Ванку́вер — остров, расположенный на западном побережье Канады в провинции Британская Колумбия.

Первое кругосветное плавание возглавил Фернан Магеллан.

В воздухе более всего азота — 78%. Далее кислород — 21%

На долю пресных вод приходится около 3%.

Нормальное атмосферное давление на уровне моря составляет 760 мм рт. ст.


Задание 2

Включает в себя вопросы о границах Россией и о крайних точках нашей страны.
Крайние точки России:
✓северная — м. Челюскин (материковая) (Красноярский Край), м. Флигели (островная);

✓южная точка — г. Базардюзю (Республика Дагестан);
✓западная точка — Балтийская коса (Калининградская обл.);
✓восточная точка — м. Дежнёва (материковая) (Чукотский АО), о. Ратманова (островная).
Крайняя восточная точка РФ находится в западном полушарии! Точки запоминать не обязательно, но нужно уметь находить их на карте России.

Страны, граничащие с Россией, в задании №2 нужно искать на карте "Административно-территориальное устройство России".
Обращайте, пожалуйста, внимание на формулировку вопроса. Вам нужно будет найти страну, пролив, реку или субъект РФ.

Задание 3

  1. Включает в себя несколько типов вопросов, посвященных особенностям природы России. Разберём их на примерах.
    Пример

1.Рас­по­ло­жи­те го­ро­да Рос­сии в по­ряд­ке уве­ли­че­ния сред­не­го­до­во­го ко­ли­че­ства осад­ков.

За­пи­ши­те в ответ по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр.
1) Сочи
2) Тула
3) Аст­ра­хань
Решение: открываем в атласе 8-9 классов климатическую карту. Находим перечисленные города и смотрим, какое количество осадков в этих городах. Если городов, указанных в задании, нет на вашей климатической карте, то открываем карту субъектов РФ и сопоставляем две карты.

  1.  В этом задании часто встречается вопрос о естественном плодородии почв.
    Кратко разберём почвы России.
    ✓Арктические почвы: отличаются слабым развитием, образуются в условиях сурового климата, почвообразовательные процессы проходят очень медленно.
    ✓Тундрово-глеевые почвы: бедны питательными веществами, малое содержание гумуса.
    ✓Подзолистые почвы: растительный опад не велик. В них мало питательных веществ, но достаточно влаги.
    ✓Серые лесные почвы: достаточно высокоплодородные почвы, дающие высокие урожаи.
    ✓Черноземы: самые плодородные почвы России, расположены в степи. Они богаты питательными веществами, в них большое содержание гумуса.
    ✓Каштановые почвы: меньше гумуса, чем в черноземах. В этих почвах достаточно питательных веществ, но для получения хороших урожаев они требуют искусственного орошения.
    ✓Бурые и серобурые почвы: содержание гумуса низкое, недостаток влаги не позволяет использовать их в земледелии.
    Плодородие почв в нашей стране увеличивается с севера на юг, от зоны арктических пустынь на севере до степей на юге. Плодородие почв напрямую зависит от содержания в ней гумуса, так минимальное содержание гумуса в тундрово-глеевых почвах крайнего севера, а максимальное — в чернозёмах степной зоны. К югу от черноземных почв естественное плодородие почв уменьшается.

  2. часто встречаются вопросы о средних температурах воздуха в городах России.
    Летом средняя температура воздуха в России увеличивается с севера на юг. Зимой температура воздуха уменьшается с запада на восток.


Задание 4

  1. Оно включает в себя вопросы о природных ресурсах, их охране и использовании.



  1. В задании №4 часто встречается вопрос о традиционных занятиях народов России. Разберём их подробнее.
    ✓Оленеводство, рыболовство, охота – народы Севера России (ненцы, коми, карелы и др).
    ✓Промысел морского зверя и рыболовство - народы Дальнего востока (эскимосы, чукчи и др).
    ✓Овцеводство, коневодство и верблюдоводство традиционно развивалось в засушливых условиях полупустынных пастбищ. Народы, проживающие в таких условиях - калмыки.
    ✓Земледелие, бортничество, животноводство, охота, в степях кочевое скотоводство - народы Русской равнины и Южной Сибири (мордва, чуваши, татары, буряты и др).
    ✓Земледелие, скотоводство, садоводство, виноградарство, виноделие, обработка шерсти - народы Северного Кавказа (черкесы, чеченцы, ингуши, лезгины, осетины и др)

  2. Груп­па ту­ри­стов из Фин­лян­дии хочет сво­и­ми гла­за­ми уви­деть не­обыч­ную для них при­ро­ду рус­ских сте­пей. Какой из пе­ре­чис­лен­ных за­по­вед­ни­ков для этого им не­об­хо­ди­мо по­се­тить?
    1) Ку­риль­ский
    2) «Ост­ров Вран­ге­ля»
    3) Орен­бург­ский
    4) Ко­сто­мукш­ский
    Решение: открываем карту природных зон России, находим степи. На карте особо охраняемых территорий России находим перечисленные заповедники и смотрим, какой из них находится в зоне степей.

Задание 5

Включает в себя вопросы по синоптической карте. Вам нужно будет определить город, находящийся в зоне действия циклона или антициклона.
Для правильного решения данного задания необходимо запомнить следующее:
В - зона высокого давления - антициклон;
Н - зона низкого давления - циклон.

Задание 6

Также включает в себя вопросы по синоптической карте.
Посмотрите и запомните, как на карте обозначаются атмосферные фронты.

Обращайте внимание на то, в какую сторону повернуты треугольники холодного фронта и полукруги теплого фронта. Так показано направление движения атмосферных фронтов.
В каком городе возможно похолодание? (Там, куда идет холодный фронт)
В каком городе возможно потепление? (Там, куда идет теплый фронт)

Где будут выпадать осадки – там, где циклон или атмосферный фронт.


Задание 7

Если город – Атлас 7 класс – политическая карта мира. (Атлас 8 класс – города России)

Если гора, вулкан – Атлас 7 класс – физическая карта мира (Атлас 8 класс – Россия)

Широта: северная и южная

Долгота: западная и восточная

Географические координаты включают географическую широту и географическую долготу. Географическая широта — это величина дуги меридиана от экватора до заданной точки в градусах. Широта бывает северная южная в границах от 0 градусов (экватор) до 90 градусов (широта полюсов). (градусы на параллелях сбоку карты)

З.д В.д

Географическая долгота — величина дуги параллели от нулевого меридиана до заданной точки в градусах. Долгота бывает западная и восточная в границах от 0 до 180 градусов. (градусы на экваторе или в верхней или в нижней части карта на меридианах)

С.ш



Ю.ш








Задание 8

Вам нужно будет найти последовательность залегания горных пород с помощью схемы на рисунке к заданию.
Для правильного выполнения данного задания необходимо запомнить следующее:
При горизонтальном залегании горных пород самые древние породы находятся внизу, самые молодые - вверху.



Задание 9

Измеряем линейкой расстояние между объектами, измеряем от середины до середины объекта (напр 4 см)

 Умножаем на величину масштаба (например в 1 см 100м)

 4 см х 100 = 400 м

Задание 10

На топографических картах направления определяются посредством стрелки север-юг, а также по рамкам карты. Север вверху, юг, соответственно, внизу, запад — слева; восток — справа. Также есть промежуточные направления - северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад.

С


З В

Ю

Задание 11
На топографических картах рельеф изображают при помощи горизонталей. Горизонтали (или изогипсы) – это линии, которые соединяют точки с одинаковой абсолютной высотой.

Если горизонтали расположены близко друг к другу – значит, склон крутой, если далеко – склон пологий.

Направление, в котором понижается склон, можно определить и при помощи бергштрихов.
Бергштрихи – это короткие черточки, перпендикулярные к горизонталям. При изображении выпуклых форм рельефа бергштрихи направлены наружу, вогнутых – в центр.

Задание:
На ри­сун­ках пред­став­ле­ны ва­ри­ан­ты про­фи­ля ре­лье­фа мест­но­сти, по­стро­ен­ные на ос­но­ве карты по линии А—В раз­ны­ми уча­щи­ми­ся. Какой из про­фи­лей по­стро­ен верно?
Решение:
Находим с помощью горизонталей высоту точек А и В.
Ближайшая к точке А подписанная горизонталь имеет высоту 150 метров. Горизонтали на данной карте проведены через 2,5 метра, значит точка А имеет высоту чуть выше 155 метров.
Точка В имеет высоту чуть ниже 132,5 метров.
Сравниваем высоты точек с предложенными вариантами профилей. По высотам точек А и В нам не подходят варианты 2 и 3. Теперь выбираем из вариантов под номерами 1 и 4.
Как мы знаем из предыдущего поста, если горизонтали расположены близко друг к другу – значит, склон крутой, если далеко – склон пологий. От точки А горизонтали сначала располагаются далеко друг от друга, а у точки В близко. Значит, нам подходит вариант 4.

Задание 12

Вам нужно будет указать номер участка, подходящий указанным требованиям, и привести два довода, обосновывающие ваш ответ


Есть три типа заданий:
1. Школьники выбирают место для игры в футбол или для волейбольной площадки.
В этом случае нам нужно найти какой из участков находится:
- на ровном месте (его не пересекают горизонтали);
- на нём нет растительности (кустарников, леса и т.п).
2. Школьники выбирают место для катания на санках или горных лыжах.
Выбираем участок:
- на склоне;
- нет растительности.
3. Фермер выбирает участок для фруктового сада.
Нам нужен участок:
- рядом с дорогой, шоссе;
- расположен на склоне южной экспозиции.


Задание 13

Соленость воды определяется в промилле — ‰ (тысячная доля числа). 25‰ — это значит, что в 1 литре воды содержится 25 грамм соли.

Задачи решаются с составлением пропорции. Процент — сотая доля от числа.

1) Густота железных дорог =Длина дорог / Площадь региона Ответ округляем до целого числа

2) Задачи на определение доли (Долю того, что нам нужно ×100%) : всего = ответ округлить до целого числа

3) Задача на солёность Литр × ‰ =грамм

4)Задача на атмосферное давление и температуру

А 1) Из атмосферного давления (t) у подножия отнять атмосферное давление (t) на вершине.

2) Составляем пропорцию

Б 1) высоту горы / 100×0,6

2) составляем пропорцию

5) Задача на относительную влажность Температура не нужна.

(Меньшее число г : на большее число г/м3 )×100% = ответ округляем в %

Задание 14

Атлас 8 класс «Опасные природные явления» -засухи, суховеи, сейсмоопасные районы.

Атлас 8 класс «Водные ресурсы» - многолетняя мерзлота.

Атлас 8 класс «Почвы» - агроклиматические ресурсы – увлажнение территории

Атлас 7 класс «Строение земной коры» показаны действующие вулканы-для определения сейсмоопасных районов стран мира.

Такие неблагоприятные климатические явления, как засухи, суховеи и пыльные бури возникают в тех природных зонах, где испытывается недостаток влаги. К таким природным зонам мы можем отнести: степи, полупустыни и пустыни. (для определения природ зон карта 8 класса «Растительность»)

Пример: Землетрясения- г. Кавказ, г. Атлай, г. Западный и Восточный Саян;

вулканы – Камчатка, Курильские о-ва, о. Сахалин;

пыльные бури, засухи, суховеи – Астраханская обл., Волгоградская обл. Р.Калмыкия;

лавины, обвалы, сели – - г. Кавказ, г. Атлай, г. Западный и Восточный Саян, Уральские горы; цунами – около Охотского моря: Камчатский край, Сахалинская обл. Магаданская обл. ;

таяние ледников – на берегу морей – Калининградская обл., Ленинградская обл.(Санкт – Петербург), и т.д.;

многолетняя мерзлота –северная часть страны: Мурманская обл., Архангельская обл., Ямало – Ненецкий АО, Ненецкий А.О., Красноярский край, Р.Саха (Якутия), Чукотский АО.

Каскады ГЭС – реки: Кама, Волга, Енисей, Лена, Ангара.


Задание 15


Задание 16

 Сначала рисуем схему расположения всех четырех точек. Далее определяемся в каком направлении сменяют друг друга населенные пункты (точки).

 Отработать каждый вопрос

 Просмотреть в таблице арифмитическую последовательность

 Чаще всего неверным является ответ – Чем выше (ниже) расположен пункт наблюдения…….

 Чаще всего верным является ответ – С годовой температурой воздуха……..

 Чтобы определить годовую амплитуду температуры воздуха, надо найти разницу между температурой самого тёплого и самого холодного месяца

 Количество осадков - отношение к норме в %

Задание 17

Чем восточнее пункт, тем раньше Солнце встает над горизонтом.

- Где угол падения солнечных лучей будет наибольшим?

Чем ближе к югу – тем угол падения солнечных лучей будет наибольшим

- Где продолжительность светового дня буде наибольшим (наименьшим)?

22 июня – Сев. Полюс – полярный день (самый длинный), юж.полюс – полярная ночь.

22 декабря – юж. Полюс –полярный день, северный полюс – полярная ночь.

Задание 18

Вам нужно будет определить какая точка на карте соответствует представленной в задании климатограмме.
Чтобы определить какой точке на карте в задании соответствует климатограмма, необходимо следующее:
Сначала определяем полушарие: северное (летние температуры выше, чем зимние) или южное (зимние температуры выше летних).
Далее по графику определяем t января и июля, по столбчатой диаграмме среднегодовое кол-во осадков.
Сопоставляем данные с атласом 7 класс «Климатическая карта» либо по карте климата отдельных материков

Арктический, субарктиктический климат – t низкие весь год, осадков мало.
Умеренный - t изменяется от – до +, осадки изменяются в зависимости от климатического района.
Субтропики – t высокая, жарко, осадки – зимой.
Тропики – t высокая, жарко, осадков нет или очень мало (если прибрежная территория). Субэкваториальный – t высокая, жарко, осадки –летом.

Экваториальный – t высокая, жарко, осадков много весь год (ливни).


Задание 19

Земля вращается на восток. Поэтому Новый год наступает в России с востока на запад. Находим перечисленные регионы на карте субъектов РФ и располагаем их с востока на запад.

Задание 20

8 кл Музей янтаря, самый зап. регион – Калининградская обл.

Белые ночи –Ленинградская обл, Карелия, Мурманская о.

Телецкое озеро – Алтайский край;

Дельта крупнейшей реки Русской равнины – Астрахань;

Река Катунь, горы Сибири – Р. Алтай;

Мин. Воды, лечебные грязи – Ставропольский край;

Водопад Кивач , озера, памятники – Кижи и Валаам;

Субтропический климат, горы, море – Краснодарский край;

Морские пляжи, термальные источники – Р. Дагестан.

7 кл Фьорды – Норвегия

Карфаген - Тунис

Г.Альпы – Швейцария, Австрия, Троп.леса, орангутанги – Индонезия, Индия

«Тысяча улыбок» - Таиланд

Северное сияние – Норвегия

Пляж, горы, о. Тенерифе – Болгария

Памятники византийской и османской культур- Турция;

Многообразие подводного мира, Красное море – Египет;

Пляжи, вулканы, тропическая природы- Мексика;

Сафари – Кения.

Задание 21

Тема: Население.
Урбанизация – увеличение роли городов и городского образа жизни (увеличение количества горожан).
Миграция – перемещение населения из одного места проживания в другое (переезд, въезд, смена места жительства).
Воспроизводство населения – процесс непрерывно смены поколений (родилось, умерло).

Естественный прирост населения – разница между рождаемостью и смертностью.
Тема: Река.
Исток - начало реки.
Устье - место, где река впадает в другой водоём (море, океан, другая река и т.д).
Режим реки – изменение уровня воды в реке по сезонам года (замерзание реки, вскрытие ледового покрова, половодье).

Дельта реки— район устья реки, где она впадает в другой водоём, разделяясь на рукава (протоки).
Бассейн реки — район земной поверхности, с которого в данную реку собираются все атмосферные осадки, питающие ее.
Паводок - поднятие уровня воды в реке в результате быстрого таяния снега, от ливней.
Тема: Погода и климат.
Погода – состояние атмосферы в данном месте в данное время. (Погода, характерная для циклона и антициклона на картинке.)
Климат – многолетний режим погоды на определенной территории.

Задание 22,23

Включают в себя вопросы о территориальной обеспеченности ресурсами.

В №22 вам нужно будет выбрать правильный вариант ответа с помощью таблицы или графика.

В №23 по этой же таблице или графику произвести расчеты.
Для начала разберём определения, встречающиеся в данных заданиях и формулы для расчетов.
Естественный прирост = Рождаемость – Смертность (ЕП= Р-С).
Смертность = Рождаемость – Естественный прирост (С= Р - ЕП).
Эмиграция - выезд из страны или региона в другое место проживания.
Иммиграция - въезд в страну или регион из другого места проживания.
Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция (МП= И-Э).
Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост.
Плотность населения = Численность населения / Площадь.
Густота сети железных (авто) дорог = Длина железнодорожных путей (автодорог) / Площадь территории.

Задание 24

Соотнести две карты: «Плотность населения» и «Административную карту». Плотность населения выше - чем ближе к югу и к европейской части. (Основная полоса заселения: европейская часть России, кроме севера и юг Сибири).

Задание 25

Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения» (стр. 6) Смотрим города по кружочкам. Города – миллионеры! Москва, Санкт – Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ростов – на Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж, Волгоград, Краснодар

Задание 26

В атласе 9 класса находим нужную отрасль промышленности и накладываем на карту с субъектами.

Задание 27,28,29

Работа с текстом и атласами

Задание 30

Выделяем ключевые слова в тексте и находим подтверждение в картах атласа. Если Россия, 8-9 класс, если мир, то 7 класс.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!