Номер и тематика смены | 3 смена 2020 г. ("ПРО-странство смыслов и игры") |
Название (тема) модуля | «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо» |
Возрастная группа обучающихся | 10-11 классы |
Предметные области | География, обществознание |
Разработчик(и) модуля | Курпединов Эдем Тейфихович – учитель географии |
Цель модуля | Создание условий для развития у обучающихся знаний о глобальных экологических проблемах, влияющих на мировое хозяйство |
Задачи модуля | Обобщить знания о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду планеты. Проверить умение проводить исследование и анализ полученной информации. Продолжить совершенствование навыка применять знания в новой ситуации, делать выводы, прогноз на основе полученной информации. Развитие познавательного интереса к предмету. Продолжить формирование навыков работы с различными источниками географической информации и контурными картами |
Педагогические и образовательные технологии | Сетевой образовательный модуль; исследовательские методы обучения; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) |
Используемые площадки проведения | Площадки школы |
Тематические партнёры | |
Ключевой проблемный вопрос модуля | Почему решение проблем охраны окружающей среды необходимо решать совместными усилиями всех стран мира? |
Краткое описание (аннотация) модуля | Американцы покупают более 29 миллионов пластиковых бутылок воды в год. Чтобы сделать эти изделия, нужно использовать 17 миллионов баррелей сырой нефти, которых было бы достаточно, чтобы обеспечивать миллион легковых машин топливом целый год. Только 13% этого пластика перерабатывается. Чтобы разложиться бесследно, этот пластик потребуются века, а если их сжечь, то трудно представить, сколько вредных веществ, включая тяжелые металлы, будет выброшено в воздух. Как можно решить данную проблему? Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств. В чем вы видите проблему загрязнения атмосферы на Земле? Что значит термин “парниковый эффект”? Что является причиной этого явления? В ходе СОМа обучающиеся закрепят понятие экология, рассмотрят виды экологических загрязнений и создадут проект "Сохраним Землю вместе" |
Дидактические единицы (единицы содержания) | География: экология, научно-технический прогресс, химического загрязнения, экологически чистые источники энергии, экологические катастрофы обществознание: социальная экология, |
Продукты сетевого образовательного модуля | Доклад на тему «Глобальные экологические проблемы» проект «Сохраним Землю вместе» |
Эффекты сетевого образовательного модуля | Повышение мотивации детей к обучению географии; овладение навыками исследовательской работы; овладение навыком взаимодействия в группе; овладение умением устанавливать причины, следствия и оценивать значение общественных событий и явлений; повышение интереса обучающихся к самостоятельной исследовательской деятельности |
Формы контроля результатов | Критерии оценки результатов |
Проверка устных ответов обучающихся | Правильность устных ответов; умение аргументировать ответ или мнение; грамотность устной речи |
Проверка индивидуальных рабочих (оценочных) листов обучающихся | Количество правильных ответов; грамотность письменной речи |
Проверка доклада на тему «Глобальные экологические проблемы» | Постановка цели, планирование путей ее достижения; постановка и обоснование проблемы проекта; глубина раскрытия темы проекта; разнообразие источников информации, целесообразность их использования; соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта; анализ хода работы, выводы и перспективы; личная заинтересованность автора, творческий подход к работе; грамотность письменной речи; |
Проверка проекта «Сохраним Землю вместе» | Глубина раскрытия предметного содержания; грамотность письменной речи; информативность; упорядоченность изложения; точность и оригинальность заголовков к материалам |
Состав рабочей группы | Направления деятельности (задачи) |
| Учитель-разработчик (география) Курпединов Э.Т. | Разработка модуля; подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников; постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы; предметное консультирование; организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке; разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в модуле; проведение аттестации обучающихся по модулю; участие в презентации творческих продуктов; проектирование и организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование) |
| Учитель-сореализатор Керимова Ю.Ш. / Гончаров К.А. | Проведение этапа №2; постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы; предметное консультирование |
| Учитель-сореализатор Керимова Ю.Ш. | Проведение этапа № 3; постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы; предметное консультирование |
| Педагогический работник детского лагеря | Раздача необходимых материалов на этапе № 2 и № 3; соблюдение временных рамок |
Элементы СОМ | Хронометраж | Кол-во ак. часов | Реализаторы | Проблемный вопрос | Форма реализации | Предметное содержание элемента | Место проведения |
I смена | II смена |
Вводная часть | 9.30-9.40 | 15.00-15.10 | 0,5 | Учитель-разработчик (география) Курпединов Э.Т. | | Фронтальная работа со всеми группами обучающихся. Учитель кратко знакомит обучающихся с тематикой СОМа, определяет вместе с ними основную учебную задачу, а также распределяет их по группам | Биологические ресурсы планеты | Площадки лагерей |
Этап 1 (групповая работа) | 9.40-10.40 | 15.15-16.15 | 1,25 | Учитель-разработчик (география) Курпединов Э.Т. | Как можно решить проблему обеспечения пресной водой населения Земли? | Эвристическая беседа по теме «Глобальные экологические проблемы», в ходе которой обучающиеся узнают об уровне экологического загрязнения разных стран | | Площадки лагерей |
Этап 2 (групповая работа): | 10.40-11.40 | 16.15-17.15 | 1,25 | Разработчик: учитель географии Курпединов Э.Т. Реализатор: пед.раб. лагеря | Каковы причины и возможные последствия разрушения озонового слоя? | Работа индивидуальная – обучающиеся выполняют самостоятельную работу на тему «Глобальные экологические проблемы» | | Площадки лагерей |
Этап 3 (групповая работа) | 10.40-11.40 | 16.15-17.15 | 1,25 | Разработчик: учитель географии Курпединов Э.Т. Реализатор: Керимова Ю.Ш. /пед.раб. лагеря | В чем же проблема загрязнения атмосферы на Земле? | Работа в группах – обучающиеся готовят доклад на тему: «Глобальные экологические проблемы» | Земельные, водные ресурсы планеты | Площадки лагерей |
Этап 4 (групповая работа) | 11.40-12.40 | 17.15-18.15 | 1,25 | Разработчик: учитель географии Курпединов Э.Т. Реализатор: Гончаров К.А./ пед.раб. лагеря | К каким последствиям может привести дальнейшее увеличение добычи полезных ископаемых на экологическую ситуация в мире? | Работа в группах – обучающиеся создают проект на тему «Сохраним Землю вместе» | Ресурсы Мирового океана, космические и рекреационные ресурсы | Площадки лагерей |
Заключительная часть | 12.40-12.50 | 18.15-18.30 | 0,5 | Учитель-разработчик (география) Курпединов Э.Т. | | Фронтальная работа со всеми группами обучающихся. Учитель подводит итоги модуля, организует рефлексию и оценку индивидуальных достижений, обучающихся (обучающиеся заполняют индивидуальный оценивающий лист) | | Площадки лагерей |
Организационный момент | Предупредить обучающихся о продолжительности занятия, о структуре СОМа |
Мотивационный крючок | Эпиграфам к нашему занятию я предлагаю слова Дж. Кимбол – обозревателя одной из американских газет по вопросам охраны природы. “…Люди сейчас включили в свой словарный запас совершенно новые слова, такие, как экология, наука об окружающей среде, и, что важнее всего, обучение основам охраны природы. -Здесь выведена одна из глобальных проблем человечества нашего времени. Какая? - Каждый человек в своей жизни определяет свои нравственные ценности например: деньги, любовь, семья…А для Вас какие ценности сегодня имеют приоритет? А существует ли угроза Вашим ценностям, и какая ценность будет главной для Вас? Американцы покупают более 29 миллионов пластиковых бутылок воды в год. Чтобы сделать эти бутылки, нужно использовать 17 миллионов баррелей сырой нефти, которых было бы достаточно, чтобы обеспечивать миллион легковых машин топливом целый год. Только 13% этого пластика перерабатывается. Чтобы разложиться бесследно, этим бутылкам потребуются века, а если их сжечь, то трудно представить, сколько вредных веществ, включая тяжелые металлы, будет выброшено в воздух. Как можно решить данную проблему? Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств. В чем вы видите проблему загрязнения атмосферы на Земле? Что значит термин “парниковый эффект”? Что является причиной этого явления? |
Ключевой проблемный вопрос модуля | Почему решение проблем охраны окружающей среды необходимо решать совместными усилиями всех стран мира? |
Целеполагание | Ребята, как известно, в мире существуют такая экологическая проблема как «парниковый эффект». Как же вы понимаете, что такое «парниковый эффект»? (ответы детей) Итак, мы определили с вами что такое «парниковый эффект», говорили о том, что происходило в мире, может быть, вы сможете предположить и выдвинуть тему нашего занятия? (ответы детей) |
Проблема загрязнения окружающей среды касается всех оболочек земной поверхности. Поскольку в природе существуют круговороты веществ, поверхностных вод, циркуляционные процессы в атмосфере, невозможно ограничить загрязнение пределами одной страны или региона. Поэтому проблема загрязнения окружающей среды приобрела глобальный характер, ее решение требует совместных усилий всего мирового сообщества, которые координируются ООН и другими международными организациями.