СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Навигатор на тему "Тернистый путь"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Навигатор на тему "Тернистый путь"»


Зачем мы это делаем?

Здравствуйте, ребята! Вы держите в руках рабочую тетрадь-навигатор по географии, она поможет вам правильно двигаться по маршруту СОМа «Тернистый путь»!

По итогу занятия у вас получится 2 готовых продукта: заполненная тетрадь-навигатор и видеоролик. За каждый из них каждый участник вашей команды получит оценку, соответствующую требованиям.

Геополитика – научное направление, изучающее зависимость внешней политики государств и международных отношений от системы политических, экономических, экологических, военно-стратегических и иных взаимосвязей, обусловленных ГП страны и другими физико- и экономико-географическими факторами. Круг интересов геополитики выходит за рамки одной страны. Почему стран с монархической формой правления больше всего в зарубежной Европе и зарубежной Азии, а в Америке их вообще нет? В чем сходство и различие в понятиях политическая география и геополитика. Также вы проанализируете проблему: «Расширение НАТО на Восток». Повлияет ли этот процесс на политическую обстановку России? Проблема: «Региональные конфликты». Как они влияют на геополитическую обстановку страны? Проблема борьбы за нераспространение ядерного оружия все еще остается актуальной! Почему? С распадом Советского Союза ухудшилось геополитическое положение России. Почему? Какова причина постоянного изменения политической карты мира?

Сегодня вы попробуете это выяснить!

учитель географии

Эдем Тейфихович

Контактная информация:

Вводная часть «На какой вопрос мы ищем ответ?»

До конца 20 века мир был двух полярным: в нём доминировали США и СССР, стоящие во главе основных мировых военно-политических блоков – организации Североатлантического договора (НАТО) и Организация Варшавского договора (ОВД). Это была эпоха жёсткого противостояния, получившая образное определение «холодная война». Коренным образом геополитическая картина мира изменилась на рубеже 20 и 21 века. Мир стал многополярным: резко возросла роль Китая, Индии и стран Европейского Союза. На современном этапе роль политической географии постоянно растет, ведь от расстановки политических сил, этнических процессов меняется политическая ситуация, как в отдельных государствах и регионах, так и в мире в целом. Например, события в Югославии, приход к власти в Пакистане военных. Политические факторы влияют на состояние окружающей среды, развитие экономики, жизни и деятельности людей, международные отношения. Кроме того, политическая география изучает влияние политических сил и событий на развитие мировой экономики. Почему ООН - одна из наиболее влиятельных международных организаций в современном мире?

- Но конфликты остались.

Пройдя все этапы СОМа «Тернистый путь», вы снимите видеосюжет, подытоживающий всю собранную информацию и сделанные открытия и также ответите на ключевой вопрос сома: Ждут ли глобальные изменения политическую карту мира в первой половине XXI века? 

Успехов, ребята!

Ресурс для размещения итогового продукта и для поиска информации:

Группа в ВК «Артек География»



Подготовительная часть «План действий. Траектория решения»

В этом разделе навигатора вам предлагается разделить обязанности между собой, спланировать свою деятельность, таким образом, чтобы за 2,5 часа СОМа успеть создать конечный продукт. Вы сами определяете свои «роли» в создании проекта, расписываете план действий и обязанности каждого из участников, возможно, оценить работу каждого.

Заполните таблицу 1:

Таблица 1

Лагерь __________________ Отряд ________

Оценка (ставит учитель)

Фамилия, имя участника группы

Класс

1




2




3




4




5




6





Совет! Ответы на вопросы пишите непосредственно в тетради; тексты, графики, схемы и пр. можете составлять на отдельных листочках и вклеивать в тетрадь.


(табл.1)

Роль

Обязанности

Само

оценка

1





2





3





4





5





6








Часть «Актуальность проекта» (Обязательно к заполнению!)

Здесь необходимо сформулировать актуальность выполнения своего задания. Как это можно сделать? Актуальность – это общественная важность проблемы.

Необходимо убедить ваших читателей в исключительной важности этого проекта!

Актуальность вы можете передать текстом, схемой, сопроводить рисунком и в любой удобной форме.










































«Аналитическая часть» (Обязательно к заполнению!)

На этой странице предлагается проанализировать мнения ученых, писателей и публицистов о проблеме проекта.

Пользуясь доступными вам источниками информации найдите точки зрения различных исследователей, писателей или публицистов, которые в той или иной степени рассматривали эту проблему.

Результатом аналитической работы может стать таблица (автор, концепция или направление мысли, отношение к данной проблеме), схема, скетч-набросок, просто текст и т.д.







































Часть «Генерация идей» (Обязательно к заполнению!)

Здесь сформулируйте свои основные идеи для ответа на основной вопрос СОМа. Вы можете вспомнить, например, фильмы или сериалы, где поднимаются эти вопросы; воспользоваться данными социологически опросов; передать актуальность через медиа охват (количество просмотров блогеров, высказавшихся по проблеме).

Актуальность вы можете передать текстом, схемой, графиками, диаграммами и в любой удобной для вас форме.









































Предметная часть

Предметная часть состоит из 4 этапов:

  1. «Политическая карта мира»

  2. «Геополитика в мире»

  3. «Визитная карточка» региона»

  4. «Геополитическая ситуация в мире» (творческий проект)

Проанализировав информацию, полученную на каждой из частей, вы найдете ответ на проблемный вопрос нашего занятия!


  1. «Политическая карта мира»

Политическая география – это ветвь политической и социальной географии. Это отдельная наука, которая изучает территориальное распределение политических сил и процессов преимущественно в пределах какой-либо страны.

Составной частью политической географии является геополитика, выражающая государственную политику в первую очередь по отношению к границам страны и ее взаимодействие с другими, прежде всего соседними странами.

Геополитика  (по В. А. Колосову) – научное направление, изучающее зависимость внешней политики государств и международных отношений от системы политических, экономических, экологических, военно-стратегических и иных взаимосвязей, обусловленных ГП страны и другими физико- и экономико-географическими факторами. Круг интересов геополитики выходит за рамки одной страны.

Вопросы:

  1. В чем сходство и в чем различие этих двух понятий? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  2. Как вы считаете, изменилось ли политико-географическое положение России после 1991 года? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  3. Какие обстоятельства нашего времени отягчают геополитические отношения?

1.________________________________________________________________________________.

2. ________________________________________________________________________________.

3. ________________________________________________________________________________.

Задание 2.

Политическая карта Европы нанести на контурную карту все страны и столицы стран и границы регионов Европы.



















  1. «Геополитика в мире»


Задание 1. Распределите перечисленные страны мира по соответствующим группам:

Бангладеш, Индия, Россия, Эстония, Бразилия, США, Эфиопия, Китай, Австрия, ОАЭ, Руанда, Япония, Республика Корея, Кувейт, Саудовская Аравия, Австралия, Израиль, Украина.

Группы:

1.Страны большой «восьмерки» ____________________________________

2.Ключевые страны______________________________________________

3.Наименее развитые страны______________________________________

4.Нефтеэкспортеры______________________________________________

5.НИС_________________________________________________________

6.Экономически развитые страны__________________________________

7.Страны с переходной экономикой________________________________

8.Страны СНГ__________________________________________________

Задание 2. Выберите страны, не имеющие выхода к океану.

Боливия, Венгрия, Израиль, Монголия, Мали, Украина, Узбекистан, ФРГ, Швеция, Швейцария, Эстония, ЮАР, Гаити.

Задание 3.Подберите пары по принципу «страна – столица».

1.Австралия А. Алжир

2. Алжир Б. Бангкок

3. Украина В. Богота

4. Венесуэла Г. Дамаск

5. Кения Д. Канберра

6. Колумбия Е. Каракас

7.Норвегия Ж.Киев

8.Сирия З.Найроби

9.Тайланд И.Осло

10. Чехия К. Прага

Задание 4. Из приведенного ряда утверждений выпишите верные.

  1. В республиках законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству.

  2. Верховная власть в монархиях передается по наследству.

  3. Республик в мире меньше, чем монархий.

  4. Ватикан относится к теократической монархии.

  5. В Японии, Великобритании и Саудовской Аравии абсолютная монархия.


Задание № 5 «Викторина в квадрате» Найди 8 стран Европы

А

Ц

У

Р

О

К

Л

В

Ы

У

Б

Р

И

С

П

А

Н

И

Я

К

Е

И

П

Р

Д

Ж

Ф

Т

Э

Р

Л

Б

О

Л

Г

А

Р

И

Я

А

Ь

Д

Л

Ж

Ц

Д

А

Ц

И

И

Г

Л

Ь

Д

Е

А

Н

А

О

Н

И

П

Ш

Й

В

Н

Ц

И

Н

А

Я

М

А

Ш

Я

И

И

Ц

И

У

И

Т

А

Л

И

Я

Я

М

А

Х


Задание №6«Столицы государств»

Установи соответствие между странами и столицами

1. страна

столица

2. страна

столица

3. страна

столица

4. страна

столица

Австрия


Испания


Франция


Германия


Португалия


Италия


Болгария


Греция


Украина


Беларусь


Таджикистан


Эстония


Узбекистан


Киргизия


Литва


Латвия


Испания


Чили


Молдова


Грузия


Финляндия


Бельгия


Албания


Египет


Дания


Ирландия


Конго


ЮАР


Монголия


Куба


Иран


Бразилиа


Канада


Судан


Таиланд


Мексика


Колумбия


Норвегия


Индия


США











  1. «Визитная карточка» региона»

Выбери любую страну, которая расположена в Европе и дайте ее полную характеристика по предложенному плану.

Название страны (Страна на выбор обучающегося)


ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ (ПГП) СТРАНЫ


1.Политическая и экономическая оценка государственных границ:

а) уровень экономического развития соседних стран;

б) принадлежность страны и соседних стран к экономическим и политическим блокам;

в) Стратегическая оценка государственной границы.


2. Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции: а) возможность использования морского речного транспорта;

б) торговые отношения с соседними странами;

в) обеспеченность страны сырьем.


3. Отношение к "горячим точкам" планеты:

а) прямое или косвенное отношение страны к международным конфликтам, наличие "горячих точек" в пограничных регионах;

б) военно-стратегический потенциал, наличие военных баз за рубежом;

в) участие страны в международной разрядке, разоружении;


  1. Общая оценка политического положения страны.








  1. Создание итогового продукта «Геополитическая ситуация в мире»

Все предыдущие этапы были подготовкой к выходу на создание конечного продукта – новостного репортажа с ответом на главный вопрос нашего занятия!

(Ваша задача снять короткий новостной репортаж о «Геополитической ситуации в мире».)


Критерии новостного репортажа

Длительность

Не менее 1 минуты

Вовлеченность

В видеоролике необходимо задействовать не менее 6 человек от вашей команды

Содержательная составляющая

В видеоролике дается ответ на ключевой проблемный вопрос, и показывается, как различные блоки СОМа могли помочь в этом

Оригинальность

Приветствуются нестандартные ходы (например, можно сюжет сделать ролевым и т.д.)


Прежде чем приступить к съёмке ролика, напишите краткий план-сценарий и распределите обязанности и роли между участниками группы:












































Для нас сегодняшний СОМ… (эту страницу необходимо запомнить в конце занятия, проанализировав мнение всех участников вашей команды; авторство указывать здесь не нужно)

Напишите основные мысли, появившиеся у вас в процессе подготовки проекта (можно представить мнения нескольких ребят):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Ваши предложения для этого занятия (Чего вам не хватило? Что бы вы добавили в СОМ?)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Что не понравилось?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


А что понравилось?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

После СОМ мне захотелось…

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!