СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Навигатор «Через тернии к звездам»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Навигатор «Через тернии к звездам»»

СОМ по географии


«Через тернии к звездам»


Тетрадь исследователей






Лагерь _________________________



Отряд № ________


Оценка (ставит учитель)

Фамилия, имя участника группы

Класс

1




2




3




4















3 смена 2022









Зачем мы это делаем?

Здравствуйте, ребята! Вы держите в руках рабочую тетрадь-навигатор по географии, она поможет вам правильно двигаться по маршруту СОМа «Через тернии к звездам»!

В мире есть такие периоды, когда происходят моментальные и кардинальные изменения производственных сил. Первым таким примером промышленных переворотов считается в XVIII–XIX веках , когда в ряде стран ручной труд сменился механизированным. В Великобритании был изобретен паровой двигатель в XIX веке, что способствовало дальнейшему толчку в изобретении и развитию конвейера, а также применению его на заводах Форда. Паровой двигатель стал первым толчком промышленных революций, продолжил эти начинания ЭВМ. Современная НТР перешла в активную фазу лишь с середины XX века. В разных странах она проявляется по-разному и поэтому можно сказать, что она еще не завершена. На данный момент зреет новая техническая революция и какой она будет – покажет будущее.


Подготовительная часть «План действий. Траектория решения»

В этом разделе навигатора вам предлагается разделить обязанности между собой, спланировать свою деятельность, таким образом, чтобы за 3 часа СОМа успеть создать конечный продукт. Вы сами определяете свои «роли» в создании проекта, расписываете план действий и обязанности каждого из участников, возможно, оценить работу каждого.

Заполните таблицу 1:

Таблица 1

Лагерь __________________ Отряд ________

Оценка (ставит учитель)

Фамилия, имя участника группы

Класс

1




2




3




4




Совет! Ответы на вопросы пишите непосредственно в тетради; тексты, графики, схемы и пр. можете составлять на отдельных листочках и вклеивать в тетрадь. Также распределите задания между участниками группы для более быстрого и качественного выполнения задания!


Что Вас сегодня ждет?

Предметная часть состоит из 4 этапов:

  1. «Что такое НТР»

  2. «Производство в эпоху НТР»

  3. «Достижения НТР»

  4. «Журнал на тему «НТР и её влияние на экологическую безопасность планеты Земля»»







  1. «Что такое НТР»

Как Вы думаете, что представляет собой революция?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание№1:

Проанализируйте формулировки, представленные в таблице. Сравните их и найдите, в чем главное различие этих двух явлений.

Научно-технический прогресс

Научно-техническая революция

Научно-технический прогресс – это постепенное, поступательное развитие производительных сил, которое является эволюционным развитием общества.

Научно-техническая революция представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итак, начало периода НТР относится к середине 20 века. НТР  представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества. Важнейшим экономическим показателем НТР являются затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Основная доля их – 85% - приходится на США, Японию, Германию, Францию, Великобританию. Абсолютный лидер – США.

Характерные черты НТР.

НТР характеризуется: Во-первых, универсальностью, всеохватностью. Она затронула все страны мира и все сферы географической оболочки, космическое пространство. НТР преобразует все отрасли производства, характер труда, быт, психологию людей.

Примеры: Раньше символом НТР считали паровую машину. Для современной НТР – символом является __________________________________________________________. Благодаря НТР в нашем «лексиконе» появились слова: спутник, атом, робот.

Всеохватность

По всем сферам хозяйства и общества

Географическая

все отрасли производства

все страны мира

характер труда

все географические оболочки Земли

быт людей

космическое пространство

психологию людей


Во-вторых, чрезвычайным ускорением научно-технических преобразований. В частности, оно выражается в сокращении «инкубационного» периода между научным открытием и его внедрением в производство. За 15-20 лет человечество прошло путь от запуска первого искусственного спутника земли до высадки человека на Луну. Мобильность, постоянное обновление продукции стали непременным условием развития большинства отрасли производства. Всё это требует больших средств


Научное открытие

Внедрение в производство

Солнечные батареи

2 года

Транзисторы

3 года

Атомная бомба

6 лет

Телевидение

12 лет

Рентген

18 лет

Радио

35 лет

Телефон

56 лет

Фотография

112 лет

Моральный износ наступает раньше, чем физический, поэтому для некоторых классов ремонт машин теряет смысл.

Вопрос

Приведите примеры классов машин (оборудование, приборы), которые не выгодно ремонтировать (достаточно привести 4–5 примеров)._________________________________________________________________________________________________________________________________________________


В-третьих: НТР повысила требования к уровню квалификации трудовых ресурсов. Меняется характер труда, происходит его интеллектуализация. Что это значит?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Во всех сферах человеческой деятельности увеличивается доля умственного труда. Все виды труда превращаются в высококвалифицированную деятельность.

Задание:

Приведите примеры стран, где велика доля населения с высшим образованием _____________________________________________________________________________

В-четвёртых: НТР – это военно-техническая революция. Военная особенность современной НТР, её тесные связи с военным производством подтверждается известным всему миру взрывом атомной бомбы в Хиросиме в 1945 году. На протяжении всего периода «холодной войны» НТР была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях. Но после ввода первой АЭС и запуска первого искусственного спутника земли многие страны делают всё для того, чтобы направить НТР на достижение мирных целей.

Выделите главные черты НТР.

1.

2.

3.

4.

НТР - это единая сложная система, в которой действуют:

  1. Наука  

  2. Техника и технология  

  3. Производство.  

  4. Управление.

Это её составные части.

Познакомимся подробно с каждой из них:

  1. Наука: рост наукоёмкости.

Наука в эпоху НТР – это сложный комплекс знаний. В мире 5-6 миллионов научных работников, т.е. 9/10 наших современников.

Выросли связи науки с производством, которое становится более наукоёмким:

1-е место по числу учёных и инженеров занимают: США, Япония, страны Западной       Европы, Россия. Расходы на науку в этих странах составляет 2-3% ВВП.

В развивающихся странах затраты на науку в среднем не превышают – 0,5% ВВП.

2. В условиях НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями.

Задание: используя текст учебника (на стр. 91-102), ответьте на вопросы.(учебник электронный размешен в группе в контакте «Артек География»)

Каковы функции техники и технологии в эпоху НТР? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите два главных пути развития техники и технологии _____________________________________________________________________________

Приведите примеры эволюционного пути развития _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чем заключается революционный путь развития? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведите пример проявления НТР в технологии _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________















  1. «Производство в эпоху НТР»

Заполните таблицу

Производство в эпоху НТР развивается по главным направлениям:

Направления развития

Характеристика

Электронизация


Комплексная автоматизация        


Перестройка энергетического хозяйства


Производство новых материалов          


Ускоренное развитие биотехнологии


Космизация         




Четвертая: составная часть НТР – управление

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





1.  Научно-техническая революция – это…

А) коренной  переворот  в  производстве, основанный  на  применении  совершенно  новых  технологий;

Б) коренной  переворот  в  производительных  силах  человечества, основанный  на  превращении  техники  в  главную  вспомогательную  силу  общества;

В) коренной  качественный  переворот  в  производительных  силах  человечества, основанный  на  превращении  науки  в  непосредственную  производительную  силу  общества.



2.  Промышленный  переворот  в  18-19  веках  представлял  собой  переход:

А) от  ремесла  к  мануфактуре

Б) от  ручного  труда  к  крупному  машинному  производству

В)  от  ручного  труда  к  водяному  колесу.

Г) от  водяного  колеса  к  электрическому  двигателю.



3.   Научно-техническая революция началась в:

А) середине 18 века

Б) конце 19 века

В) середине 20 века

Г) начале 20 столетия



4.   Что  не  является  характерной  чертой  НТР?

А) использование  угля  и  нефти  в  качестве  главных  источников  энергии

Б) универсальность, всеохватность;

В) чрезвычайное  ускорение  преобразований

Г) изменение  роли  человека  в  производстве

Д) использование  её  достижений  в  военных  целях.



5.  Что  не  является  составной  частью  НТР?

А) наука

Б) предпринимательство

В) техника  и  технология

Г) производство

Д) управление



6. Уровень (доля) затрат  на  научные  исследования  и  разработки  в  общих  затратах  на  производство  продукции  называется:

А) научным  прогрессом

Б) научным  результатом

В) наукоемкостью

Г)  научным  процессом



7. Что  не  является  путем  развития  техники  и  технологии?

А)  эволюционный  путь

Б) революционный   путь

В) эвакуационный  путь



8. Что  не  является  главным  направлением  развития  производства?

А) электронизация

Б) комплексная  автоматизация

В) электрификация

Г) перестройка  энергетического  хозяйства

Д) производство  новых  материалов

Е) ускоренное  развитие  биотехнологий

Ж) космизация



9. Кибернетика – это  наука  о…

А) строительстве  роботов, киберов

Б) управлении  и  информации

В) информации  и  телевидении

Г) научных  разработках  и  управлении



10. Мировое  хозяйство-это…

А) исторически  сложившаяся  совокупность  национальных  хозяйств  всех  стран  мира, связанных  между  собой  всемирными  экономическими  отношениями

Б) исторически  сложившаяся  совокупность  национальных  хозяйств  всех  стран  мира, не  связанных  между  собой  какими-либо  отношениями.



11. Мировое  хозяйство  сложилось  в  конце  19 – начале  20  века  в  результате  развития:

А) крупной  машинной  индустрии, транспорта  и  мирового  рынка

Б) крупной  машинной  индустрии, средств  производства  и техники.



12. В  конце  19  века  главным  центром  мирового  хозяйства  была:

А) Северная  Америка

Б) Азия

В) Европа

Г) Южная  Америка



13.Современное  мировое  хозяйство  полицентрично, какой   регион  или  страна  не  является  центром  современной  мировой  экономики?

А) Европа

Б) США

В) страны  СНГ

Г) Япония

Д) нефтедобывающие  страны

Е) страны  центральной  Африки.



14.Новые  индустриальные  страны (НИС)  включают  четыре «азиатских  тигра», это…

А) Республика  Корея, Тайвань, Гонконг  и  Сингапур

Б) КНДР, Тайвань, Китай  и  Сингапур.



15.Международное  географическое  разделение  труда  выражается  в  специализации  отдельных  стран  на…

А) производстве  всех  видов  продукции  и  услуг  и  в  последующем  обмене  ими

Б) производстве  только  одной  продукции  или  услуге

В) производстве определенных  видов  продукции  и  услуг  и  в  последующем  обмене  ими.



16.Отрасль  мировой  специализации – результат …

А)  географического  разделения  труда

Б)   географического  положения   В)  географического  районирования



17.Объективный  процесс  развития  особенно  глубоких  и  устойчивых  взаимосвязей  отдельных  групп  стран, основанный  на  проведении  ими  согласованной  межгосударственной  политики  называется:

А) международным  экономическим  сообществом

Б) международной  экономической  интеграцией

В) международным  экономическим  съездом.



18.ЕЭС – это…

А) Европейская  Энергетическая  Сеть

Б) Европейское  Экономическое  Сообщество






























  1. «Достижение НТР»

Научную революцию можно разделить на 4 этапа:

I научная революция 17 века – связана с именами Галилея, Кеплера, Ньютона. Эти ученые занимались изучением механики, физики, астрономии и привнесли огромный вклад в развитие этих наук.

II научная революция конца 18 века – начала 19 века – связана с появлением дисциплинарных наук, возникновением идеи развития и неклассической науки.

III научная революция конца 19 века – середины 20 века – связана с именами Фарадея, Максвелла, Дарвина, Эйнштейна.

IV научная революцию 90-ые годы – современное время – для этого периода характерно развитие постнеклассической науки.

Проанализировав полученную информацию на этап №1 и №2 изобразите один из этапов НТР!(задание выполняется на отдельном листе)


Необходимо дополнить информацию или закончить фразу.

1.Мировое хозяйство-это исторически ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.НТР после второй мировой войны в большей степени была ориентирована на использование ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению. Управлять по-старому уже нельзя ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Если символом промышленных переворотов прошлого обычно считают паровую машину, то для современной НТР ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






  1. «Журнал на тему «НТР и её влияние на экологическую безопасность планеты Земля»»

Создайте страничку журнала на одну из предложенных тем:

Достижения НТР:

  1. В области атомной физики

  2. В области медицины

  3. В области автомобилестроения и самолетостроения

  4. В области химии

  5. Компьютерная революция

  6. Эра телевидения

  7. Освоение космоса

1.Назвать главные направления развития производства в эпоху НТР. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Современная НТР характеризуется четырьмя главными чертами. Назовите и охарактеризуйте их. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Почему революционный путь развития производства в эпоху НТР является главным?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Докажите, что в эпоху НТР изменилось соотношение между производственной и непроизводственной сферами.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проанализировав информацию, полученную на каждой из частей, вы найдете ответ на проблемный вопрос нашего занятия!

Достижения НТР: блага или проблемы для человека?




Для нас сегодняшний СОМ… (эту страницу необходимо запомнить в конце занятия, проанализировав мнение всех участников вашей команды; авторство указывать здесь не нужно)

Напишите основные мысли, появившиеся у вас в процессе подготовки проекта (можно представить мнения нескольких ребят):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Ваши предложения для этого занятия (Чего вам не хватило? Что бы вы добавили в СОМ?)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Что не понравилось?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


А что понравилось?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

После СОМ мне захотелось…

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!