СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наука в современном обществе. Урок-презентация по обществознанию, 8 класс, ФГОС-2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация "Наука в современном обществе" предназначен для учителей, учащихся, родителей, реализующих УМК по обществознанию Л.Н. Боголюбова на основе ФГОС-2 .

Просмотр содержимого документа
«Наука в современном обществе. Урок-презентация по обществознанию, 8 класс, ФГОС-2»

Обществознание, 8 класс Урок № 13 Наука в современном обществе Д.З.: § § 11, ?? (с.93), задания (с.93-94), «Вспомним» к § 12 © А.И. Колмаков

Обществознание, 8 класс

Урок № 13

Наука

в современном

обществе

Д.З.: § § 11, ?? (с.93), задания (с.93-94), «Вспомним» к § 12

© А.И. Колмаков

Задачи урока: Познакомить учащихся с особенностями научного знания, со сложившейся в современном обществе классификацией наук и основными элементами системы организации науки. Способствовать формированию умения объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; представлений о нравственной ответственности учёного, возрастании социального значения науки в современном обществе. Расширять общекультурный кругозор школьников через знакомство с биографиями выдающихся учёных. Создать условия для освоения приёмов работы с актуальной информацией, характеризующей современные научные открытия, оценивать достоверность научных прогнозов. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: умение формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию; владение основами проектно-исследовательской деятельности.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с особенностями научного знания, со сложившейся в современном обществе классификацией наук и основными элементами системы организации науки.
  • Способствовать формированию умения объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; представлений о нравственной ответственности учёного, возрастании социального значения науки в современном обществе.
  • Расширять общекультурный кругозор школьников через знакомство с биографиями выдающихся учёных.
  • Создать условия для освоения приёмов работы с актуальной информацией, характеризующей современные научные открытия, оценивать достоверность научных прогнозов.
  • Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: умение формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию; владение основами проектно-исследовательской деятельности.
Знать и уметь (УУД) Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе. уметь формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию; владеть основами проектно-исследовательской деятельности

Знать и уметь (УУД)

  • Характеризовать науку как особую систему знаний.
  • Объяснять возрастание роли науки в современном обществе.
  • уметь формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию;
  • владеть основами проектно-исследовательской деятельности
Понятия, термины  наука; естествознание; технознание; обществознание; человековедение; РАН (российская академия наук); плагиат; академгородки; технопарки

Понятия, термины

  • наука;
  • естествознание;
  • технознание;
  • обществознание;
  • человековедение;
  • РАН (российская академия наук);
  • плагиат;
  • академгородки;
  • технопарки

Проверка знаний 1.  Что такое образование? В чём заключается приоритет образования? 2. Почему в информационном обществе возрастает значимость образования? В чём состоит связь между конкурентоспособностью страны и образованием? 3. Что такое конкурентоспособность человека, каковы пути её повышения? 4. Каковы основные качества человека, отвечающие запросам информационного общества? 5. Каковы основные уровни образования в нашей стране? 6. Почему непрерывное образование является ключевой задачей общества?

Проверка знаний

1. Что такое образование? В чём заключается приоритет образования?

2. Почему в информационном обществе возрастает значимость образования? В чём состоит связь между конкурентоспособностью страны и образованием?

3. Что такое конкурентоспособность человека, каковы пути её повышения?

4. Каковы основные качества человека, отвечающие запросам информационного общества?

5. Каковы основные уровни образования в нашей стране?

6. Почему непрерывное образование является ключевой задачей общества?

Изучение нового материала Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире .

Изучение нового материала

  • Наука, её значение в жизни современного общества.
  • Нравственные принципы труда учёного.
  • Возрастание роли научных исследований в современном мире .
Вспомним. Подумаем. ВСПОМНИМ.  Чем отличается духовная сфера от других сфер общества? Каковы особенности учения как вида деятельности? Что означают понятия долга и чести? ПОДУМАЕМ. Почему роль науки в современном обществе постоянно возрастает?

Вспомним. Подумаем.

  • ВСПОМНИМ. Чем отличается духовная сфера от других сфер общества? Каковы особенности учения как вида деятельности? Что означают понятия долга и чести?
  • ПОДУМАЕМ. Почему роль науки в современном обществе постоянно возрастает?

1. Что такое наука? НАУКА области деятельности учёных, занятых исследованиями Система научных Система учреждений знаний оперирует научными фактами; использует категории и законы логики; даёт систематизированные знания; опирается на особые методы (наблюдения, эксперимент, объяснение, доказательство и др.); использует особый язык (формулы, символы, знаки, обобщённые понятия). Система знаний

1. Что такое наука?

НАУКА

области деятельности учёных,

занятых исследованиями

Система научных

Система

учреждений

знаний

  • оперирует научными фактами;
  • использует категории и законы логики;
  • даёт систематизированные знания;
  • опирается на особые методы (наблюдения, эксперимент, объяснение, доказательство и др.);
  • использует особый язык (формулы, символы, знаки, обобщённые понятия).

Система

знаний

1. Что такое наука? ЭПОХА Ф у н к ц и и -основа - знания Египта и Месопотамии; -прикладной характер; античность -отказ от религиозных концепций; -возникновение культурно- мировоззренческой функции; возрождение -превращение науки в непосредственную производительную силу; XIX век - социальная сила-участие в социальном развитии и управлении им. современность

1. Что такое наука?

ЭПОХА

Ф у н к ц и и

-основа - знания Египта и Месопотамии;

-прикладной характер;

античность

-отказ от религиозных концепций;

-возникновение культурно-

мировоззренческой функции;

возрождение

-превращение науки в непосредственную

производительную силу;

XIX век

- социальная сила-участие в социальном

развитии и управлении им.

современность

1. Что такое наука?

Наука — особый вид познавательной деятельности , направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении .

элементы

научного

знания

естествознание

(учение о природе,

естественные науки)

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты научной деятельности :

- разделение и кооперацию научного труда;

- научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

- методы научно-исследовательской работы;

- понятийный и категориальный аппарат;

- систему научной информации;

- всю сумму накопленных ранее научных знаний.

технознание

(учение о технике,

технические науки)

Наука — социальный институт, в рамках которого производится, систематизируется и обосновывается объективное знание об окружающем мире, а также определяются способы его эффективного и оптимального использования в практической деятельности людей.

обществознание

(учение об обществе,

общественные науки)

ч еловековедение

(учение о человеке,

гуманитарные науки)

Наука – система организаций и учреждений

1. Что такое наука? Первое здание РАН Петром I, Указом Сената 28.01 (08.02) 1724 г.  учреждена Российская академия наук. Российская академия наук (РАН) — государственная академия наук, высшая научная организация Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране. РАН это: 9 отделений (по отраслям наук); 14 региональных научных центров Современное здание РАН

1. Что такое наука?

Первое здание РАН

Петром I, Указом Сената

28.01 (08.02) 1724 г.

учреждена Российская

академия наук.

Российская академия наук (РАН) — государственная академия наук, высшая научная организация Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране.

РАН это:

  • 9 отделений (по отраслям наук);
  • 14 региональных научных центров

Современное здание РАН

1. Что такое наука?

Россияне – лауреаты премии Нобеля: Иван Петрович Павлов, Илья Ильич Мечников, Иван Алексеевич Бунин, Николай Николаевич Семёнов, Павел Алексеевич Черенков, Илья Михайлович Франк, Игорь Евгеньевич Тамм, Борис Леонидович Пастернак, Лев Давидович Ландау, Николай Геннадьевич Басов, Александр Михайлович Прохоров, Михаил Александрович Шолохов, Александр Исаевич Солженицын, Андрей Дмитриевич Сахаров, Леонид Витальевич Канторович, Петр Леонидович Капица, Иосиф Бродский, Михаил Сергеевич Горбачев, Жорес Иванович Алферов, Виталий Лазаревич Гинзбург, Алексей Абрикосов.

Прошло уже более ста лет со дня основания в 1890 г. знаменитого Нобелевского фонда. До сих пор успешно действует уникальная система награждения выдающихся деятелей науки и культуры, политиков мира независимо от расы, национальности, пола и вероисповедания за достижения в области естественных наук (физики, химии, физиологии и медицины), литературы, а также за деятельность по укреплению мира. Присуждение Нобелевской премии - одна из высших оценок деятельности человека. Россияне могут гордиться достижениями своих ученых, писателей и миротворцев.

2. Нравственные принципы труда учёного система этических норм Этические: -Платон мне друг, но истина дороже! Общечеловеческие: -не лги, не укради,  (нет плагиату!) Взаимоотношения ученого и общества: -свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

2. Нравственные принципы труда учёного

система этических норм

Этические:

-Платон мне друг, но

истина дороже!

Общечеловеческие:

-не лги, не укради,

(нет плагиату!)

Взаимоотношения ученого и общества:

-свобода научного поиска и социальная

ответственность ученого.

2. Нравственные принципы труда учёного Манифест Рассела — Эйнштейна — антивоенное воззвание, написанное группой известных учёных в 1955 году. Оно положило начало Пагуошскому движению учёных, выступающих за мир, за разоружение, международную безопасность, за предотвращение мировой термоядерной войны и научное сотрудничество. Этот манифест подписали 11 всемирно знаменитых учёных: А. Эйнштейн, Ф. Жолио-Кюри, Б. Рассел, М. Борн, У. Бриджмен, Л. Инфельд, Г. Дж. Мёллер, Л. Полинг, С. Ф. Пауэлл, Дж. Ротблат, Х. Юкава. Лондон, 9 июля 1955 г. МАНИФЕСТ РАССЕЛА – ЭЙНШТЕЙНА.

2. Нравственные принципы труда учёного

Манифест Рассела — Эйнштейна — антивоенное воззвание, написанное группой известных учёных в 1955 году. Оно положило начало Пагуошскому движению учёных, выступающих за мир, за разоружение, международную безопасность, за предотвращение мировой термоядерной войны и научное сотрудничество.

Этот манифест подписали 11 всемирно знаменитых учёных: А. Эйнштейн, Ф. Жолио-Кюри, Б. Рассел, М. Борн, У. Бриджмен, Л. Инфельд, Г. Дж. Мёллер, Л. Полинг, С. Ф. Пауэлл, Дж. Ротблат, Х. Юкава.

Лондон, 9 июля 1955 г. МАНИФЕСТ РАССЕЛА – ЭЙНШТЕЙНА.

2. Нравственные принципы труда учёного В Манифесте, в частности, говорилось:  Мы считаем, что в том трагическом положении, перед лицом которого оказалось человечество, учёные должны собраться на конференцию для того, чтобы оценить ту опасность, которая появилась в результате создания оружия массового уничтожения, и вынести резолюцию в духе прилагаемого проекта… Альберт Энштейн Бертран Рассел Резолюцией Манифеста были слова:  В связи с тем, что в будущей мировой войне будет непременно использовано ядерное оружие и поскольку это оружие угрожает существованию рода человеческого, мы настаиваем, чтобы правительства всех стран поняли и публично заявили, что споры между государствами не могут быть разрешены в результате развязывания мировой войны. Мы требуем, чтобы они находили мирные средства разрешения всех спорных вопросов.

2. Нравственные принципы труда учёного

В Манифесте, в частности, говорилось:

Мы считаем, что в том трагическом положении, перед лицом которого оказалось человечество, учёные должны собраться на конференцию для того, чтобы оценить ту опасность, которая появилась в результате создания оружия массового уничтожения, и вынести резолюцию в духе прилагаемого проекта…

Альберт Энштейн

Бертран Рассел

Резолюцией Манифеста были слова:

В связи с тем, что в будущей мировой войне будет непременно использовано ядерное оружие и поскольку это оружие угрожает существованию рода человеческого, мы настаиваем, чтобы правительства всех стран поняли и публично заявили, что споры между государствами не могут быть разрешены в результате развязывания мировой войны. Мы требуем, чтобы они находили мирные средства разрешения всех спорных вопросов.

Манифест Рассела — Эйнштейна — антивоенное воззвание, написанное группой известных учёных в 1955 году. Оно положило начало Пагуошскому движению учёных , выступающих за мир, за разоружение, международную безопасность, за предотвращение мировой термоядерной войны и научное сотрудничество.

Этот манифест подписали 11 всемирно знаменитых учёных: А. Эйнштейн, Ф. Жолио-Кюри, Б. Рассел, М. Борн, У. Бриджмен, Л. Инфельд, Г. Дж. Мёллер, Л. Полинг, С. Ф. Пауэлл, Дж. Ротблат, Х. Юкава.

В Манифесте, в частности, говорилось:

Мы считаем, что в том трагическом положении, перед лицом которого оказалось человечество, учёные должны собраться на конференцию для того, чтобы оценить ту опасность, которая появилась в результате создания оружия массового уничтожения, и вынести резолюцию в духе прилагаемого проекта… Почти каждый человек, который остро чувствует политическую обстановку, питает симпатию или антипатию к той или иной проблеме; но мы хотим, чтобы вы, если это возможно, отбросили эти чувства и рассматривали себя только как представителей одного биологического вида, имеющего замечательную историю развития, и исчезновения которого никто из нас не может желать.

Общественность и даже многие государственные деятели не понимают, что будет поставлено на карту в ядерной войне… Все хорошо знают, что новые бомбы более мощные по сравнению со старыми… одной водородной бомбы хватило бы для того, чтобы стереть с лица Земли крупнейшие города, такие как Лондон, Нью-Йорк и Москва. Нет сомнения, что в войне с применением водородных бомб большие города будут сметены с лица Земли. Но это ещё не самая большая катастрофа, с которой придется столкнуться… теперь мы знаем, особенно после испытаний на Бикини, что ядерные бомбы могут постепенно приносить смерть и разрушение на более обширные территории, чем предполагалось. Мы авторитетно заявляем, что сейчас может быть изготовлена бомба в 2500 раз более мощная, чем та, которая уничтожила Хиросиму. Такая бомба, если она будет взорвана над землёй или под водой, посылает в верхние слои атмосферы радиоактивные частицы. Они постепенно опускаются и достигают поверхности земли в виде смертоносной радиоактивной пыли или дождя… Никто не знает, как далеко могут распространяться такие смертоносные радиоактивные частицы. Но самые большие специалисты единодушно утверждают, что война с применением водородных бомб вполне может уничтожить род человеческий.

Многие видные учёные и авторитеты в области военной стратегии не раз предупреждали об опасности. Ни один из них не скажет о том, что гибельные результаты неизбежны. Они считают, что катастрофа вполне возможна и что никто не может быть уверен в том, что её можно избежать… Мы установили, что люди, которые знают очень много, выражают наиболее пессимистические взгляды. Поэтому, вот вопрос, который мы ставим перед вами, вопрос суровый, ужасный и неизбежный: согласны ли мы уничтожить человеческий род, или человечество откажется от войн? Людям необычна такая альтернатива, им очень трудно отказаться от войны… Люди едва ли представляют себе, что опасности подвергаются они сами, их дети и внуки, а не только абстрактно воспринимаемое понятие „человечество“. Они не могут заставить себя осознать то, что им самим и их близким грозит неминуемая опасность погибнуть мучительной смертью. И поэтому люди полагают, что войны могут продолжаться при условии, что посредством международных договоров будет запрещено использовать современное оружие.

Все мы пристрастны в своих чувствах. Однако, как люди, мы должны помнить о том, что разногласия между Востоком и Западом должны решаться только таким образом, чтоб дать возможное удовлетворение всем: коммунистам или антикоммунистам, азиатам, европейцам или американцам, белым и черным. Эти разногласия не должны решаться силой оружия. Мы очень хотим, чтобы это поняли как на Востоке, так и на Западе.

Несмотря на апокалиптические предсказания последствий ядерной войны, учёные в заключение Манифеста высказали большой оптимизм, к счастью, частично всё-таки оправдавшийся, как мы теперь знаем, в нашей истории:

Перед нами лежит путь непрерывного прогресса, счастья, знания и мудрости. Изберём ли мы вместо этого смерть только потому, что не можем забыть наших ссор? Мы обращаемся как люди к людям: помните о том, что вы принадлежите к роду человеческому и забудьте обо всём остальном. Если вы сможете сделать это, то перед вами открыт путь в новый рай; если вы это не сделаете, то перед вами опасность всеобщей гибели.

9 июля 1955 г. Лондон

3. Возрастание роли современной науки

Новосиби́рский Акаде́мгородо́к расположен в двадцати километрах к югу от центра города Новосибирск, на правом берегу Обского моря. Новосибирский научный центр - масштабный проект отечественной Академии наук в конце пятидесятых годов двадцатого века. Академгородок является одним из важнейших научных и образовательных центров России. На территории Академгородка расположены десятки научно-исследовательских институтов, Президиум Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН), Новосибирский государственный университет, Физико-математическая школа.

Сколково

Технопарк  — имущественный комплекс, в котором объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. Смысл создания технопарка в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Ученые могут здесь проводить исследования в НИИ, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в жизнь. Управлением Технопарком осуществляет внешняя управляющая компания. 1тыс.малых инновационных предприятий.

Новосибирский академгородок

3. Возрастание роли современной науки на человека наука оказывает влияние на общество на картину мира

3. Возрастание роли современной науки

на человека

наука оказывает влияние

на общество

на картину мира

Проверь себя Охарактеризуй науку как особую систему знаний. Какие черты отличают науку как систему государственных и общественных организаций, вырабатывающих, хранящих и распространяющих научные знания? 3. Какую роль играет наука в современном обществе? 4. В чём проявляется нравственная ответственность учёных? 5. В чём проявляется рост влияния науки на современное общество?

Проверь себя

  • Охарактеризуй науку как особую систему знаний.
  • Какие черты отличают науку как систему государственных и общественных организаций, вырабатывающих, хранящих и распространяющих научные знания?

3. Какую роль играет наука в современном обществе?

4. В чём проявляется нравственная ответственность учёных?

5. В чём проявляется рост влияния науки на современное общество?

рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Литература

  • Обществознание. 8 класс : учеб , для общеобразоват. Организаций/ [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; . – 5-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 255 с
  • Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 4 издание. М.: - Просвещение, 2017
  • Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс : 0-28 учеб, пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2016. — 174 с.
  • Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы
  • Иллюстрации из сети Интернет.
  • Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой «Обществознание. 8 класс». ФГОС (к новому учебнику) / С. В. Краюшкина. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Из­дательство «Экзамен», 2017. — 191, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

©шаблон презентации, источник: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIIIвида. г. Балашов Сайт: http://pedsovet.su/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!