СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наука.урок обществознания в 10 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Наука.урок обществознания в 10 классе»

Тема: Наука

Цели урока:

образовательная: дать учащимся представление о науке как виде познания и сфере жизни общества;

развивающая: развивать умения продуктивно работать с текстом учебника, осуществлять информационный поиск, анализировать, делать выводы;

-воспитательная: формировать отношение к проблеме развития науки, осознание ценности этики ученых;воспитывать чувство патриотизма и ответственности

Универсальные учебные действия

  • Знать, что такое наука, каковы её функции в обществе, какие учреждения науки существуют;

  • Уметь давать оценку научным проектам, их роли в обществе .

Ход урока

  1. Оргмомент

Слайд 1 – Д/З: §9 до с.95, ?1-6

  1. Стадия вызова.

-Слайд 2

- Что объединяет этих людей? (это ученые, они занимаются наукой)

- Назовите их:Альберт Энштейн, Михайло Васильевич Ломоносов, Дмитрий Иванович Менделеев,Никола́йНикола́евич Дроздов — советский и российский учёный-зоолог и зоогеограф, доктор биологических наук, кандидат географических наук, профессор МГУ, общественныйдеятель, телеведущий и радиоведущий, Жоре́с Ива́нович Алфёров -советский и российский физик, российский лауреат Нобелевской премии по физике (премия 2000 года за разработку полупроводниковых гетероструктур и создание быстрых опто- и микроэлектронных компонентов.

Слайд 3- Тема нашего урока: Наука

Одни называют её «локомотивом истории», другие говорят, что «Она способна и вознести человека к новым вершинам, и погубить его».

Слайд 4

- Как вы думаете, на какие вопросы нам нужно ответить при изучении этой темы?

- Сформулируйте задачи своей работы.

Слайд 5

  1. Стадия осмысления.

    1. Значение понятия «наука»

- 10- текст учебника на с.90-91

-11- текстИ.В. Безбородовой

Задание: найти в тексте определение понятия«наука», заполнить матрицу в рабочем листе.

Наука- творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний о природе, обществе, человеке.

Совокупность систематизированных знаний

Отрасль духовного производства. Основная продукция – понятия, законы, теории

Социальный институт общества. Система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (ВУЗы, НИИ, Академии и др.)



















    1. Цель и главный результат науки - работа с текстом учебника с.90, запись в рабочий лист.

Слайд 5

    1. История науки – рассказ учителя.

  • Европейской родиной науки считается Древняя Греция, жители которой поняли, что окружающий человека мир вовсе не таков, каким он представляется людям, изучающим его при помощи методов чувственного познания. Греки совершили переход от степени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактов окружающего мира к познанию его законов.

Современная наука формируется в эпоху Нового времени, XVI–XVII вв., постепенно развиваясь в отдельную сферу общественной жизни. В XVII–XVIII вв. работы Г. Галилея, И. Кеплера, И. Ньютона закладывают фундамент классической научной картины мира.

  • В 1724 г. Петр I издает указ об учреждении Академии наук в России.

  • XIX в. – складывается система подготовки научных кадров, происходит соединение науки и образования. Финансирование науки берет на себя государство и промышленный капитал. Центрами научной жизни становятся университеты и научно-исследовательские институты.

  • Со второй половины XX в. наука слилась с техникой (люди овладели энергией атома, стали осваивать космос, появляются ЭВМ, появляются новые научные дисциплины и технологии).

  • 21 ноября 1991 г. Указом Президента РФ воссоздана как высшее научное учреждение России Российская академия наук (РАН).

Презентация о ЮФУ

  • Южный федеральный университет — крупнейший научный и образовательный центр Юга России. Университет ведет свою историю с 1915г., когда в Ростов-на-Дону переехал Императорский Варшавский университет. В 2015г. Южный федеральный университет отметил столетие своей деятельности.

Стратегическая цель университета — активное участие в производстве новых знаний, их распространении и использовании через научную, образовательную и инновационную деятельность, накопление и приумножение нравственных и культурных ценностей общества, формирование крупного межрегионального, общероссийского и международного центра образования, науки и культуры, а также вхождение в число ведущих университетов мира.

4. Функции науки

Задание: В рабочих листах соотнести наименование функции и ее содержание

функции содержание

  1. Познавательная А. Познание и объяснение того, как устроен мир и каковы законы его развития

  2. Культурно-мировоззренческая Б. Построение целостной системы знаний о мире и выработка человеком своего отношения к ним

  3. Прогностическая В. Предвидение изменений в окружающем мире и последствий таких изменений

  4. Производительная Г.Наука является мощным катализатором процесса непрерывного совершенствования производства

  5. Социальная Д. Наука выступает в качестве социальной силы, воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений

Слайды 7,8,9,10

5. Виды наук – с. 91 учебника

6. Черты современной науки – работа с текстом учебника на с.91-93

Вопросы

1. Что означает вошедший в обиход термин «большая наука»?

2. Проанализируйте статистические данные, характеризующие современную науку. О чем они свидетельствуют?

Основные характеристики «большой науки»:

1. Резко возросшее количество ученых

2. Рост научной информации

3. Изменение мира науки

4. Превращение научной деятельности в особую профессию

3.Назовите и охарактеризуйте значимые черты современной науки.

-Приведите примеры научного решения важных проблем постиндустриального общества.

Слайды 11,12

-В нашей стране созданы научно-производственные центры, такие как Инновационный центр «Сколково» и Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» (сообщение уч-ся).

Слайд 13

-Что вы знаете о Нобелевской премии?

- Назовите нобелевских лауреатов из России.

Слайд 14

- Раскройте смысл высказывания «Наука сделала нас богами раньше, чем мы научились быть людьми». (Жан Ростан -французский биолог и писатель ).

7. Этика науки

  • Представьте, что вы оказались на заседании дискуссионного клуба, где обсуждается вопрос о моральной ответственности ученых за свою научную деятельность. Мнения разделились. Одни утверждают, что ученые должны быть свободны в своем творчестве и никто не должен ограничивать их творческую деятельность; другие придерживаются противоположного мнения - ученые несут ответственность за свою деятельность, поэтому в их творчестве должны действовать моральные и этические ограничения.

- На чью сторону вы бы встали? Почему?

Итак, мы пришли к следующим выводам:

1. Научная деятельность предполагает свободу творчества ученых.

2. Но одновременно ученые должны придерживаться системы определенных ценностей в науке.

Слайд 15

- Основные нормы науки как феномена духовной культуры представлены в этике науки — дисциплине, изучающей нравственные основы научной деятельности.

Задание: с помощью текста учебника на с. 94 ответить на ? 6

Основные этические нормы науки — бескорыстный поиск и отстаивание истины, стремление обогатить науку новыми результатами, добросовестное обоснование выдвигаемых научных положений, открытость для обсуждения вопросов и научной критики, свобода научного творчества, социальная ответственность ученого

Слайд 16 А.Д. Сахаров

  1. Стадия рефлексии –

    1. Какое суждение верно? Слайд 3

    2. Синквейн по теме «Наука»

    3. Практические выводы – с.97

Проверь себя 

1. Какую функцию науки иллюстрирует внедрение разработок по использованию ультразвука для сверления и резки металлов?

1)культурно-мировоззренческую

2)производственную

3)социальную

4)нравственную


2. Что из перечисленного относится к культурно-мировоззренческой функции современной науки?

1)программирование развития общества

2)разработка новых средств коммуникации

3)разработка проблемы происхождения жизни на земле

4)прогнозирование социальных последствий реформ


    1. Назовите 2 проявления социальной функции науки и приведите 2 примера её осуществления.





Приложение

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.


Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно – логической форме и основанное на данных научных исследований

Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства.

Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.

Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений

Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально, отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникаю в связи с выдвижением определённых теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привел к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом

В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности

(И.В. Безбородова, М.Б. Буланова и др.)

С 1. Укажите любые три из приведенных в тексте определений науки.

С 2. Как, по мнению авторов, изменилась структура наук? Какую причину этих изменений они указали?

С 3. Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы.

С 4. Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом современного общества. Приведите три примера влияния современной науки на общество
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!