Обществознание, 10
Урок №13-14
Наука. Образование.
Мысли мудрых
«Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах, находят свое выражение его самые высокие стремления и возможности. Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека».
Г.П.Федотов
Д.З.: § 9, ?? (с.99), задания (с.99-100).
© Суслин Дмитрий Юрьевич
© Смирнов Евгений Борисович
© ред. А.И. Колмаков
Цели урока
Обучающие:
- сформировать представление о роли науки в современном мире;
- раскрыть особенности научного знания, отличие его от других видов знания;
Развивающие:
- формировать коммуникативную, информационную, социокультурную компетенции.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес и положительное отношение к научной деятельности гордость за достижения отечественной и мировой науки;
- возбуждать готовность и интерес к самостоятельному решению поставленных задач.
Понятия, термины
- наука (фундаментальная, прикладная);
- НТП;
- образование ;
- самообразование;
- этика науки;
- непрерывное образование
Знать и уметь
- Знать:
- что такое наука, каковы её функции в обществе, какие
- существуют учреждения науки;
- что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ.
- Уметь:
- осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения;
- что представляет собой образование как институт
- общества;
- разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней;
- разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы
Изучение нового материала
- Наука и образование.
- Наука, её роль в современном мире.
- Этика ученого.
- Непрерывное образование и самообразование.
Актуализация проблемы
- Почему количество научных дисциплин в ХХ веке сильно возросло?
- В чём состоит сущность, значение треугольника: наука – техника – технология?
- Что означает фраза А.С. Пушкина: «… в просвещении быть с веком наравне»?
Наука в современном обществе
НАУКА , сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Примеры известны: законы Ньютона, периодическая система химическим элементов Д.И.Менделеева и.т.п.
Понятие «наука» означает также совокупность систематизированных знаний в какой-либо отрасли науки, например математическая наука, химическая наука.
Главной задачей науки является производство новых истинных знаний, методов их создания и оценки.
Функции науки
Познавательная Практически- действенная
(теоретическое проникновение (участие в преобразующей
в сущность деятельности человека, общества)
реальных явлений)
НАУКА ЭТО СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ЕЁ ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОИЗВОДСТВО НОВЫХ ИСТИННЫХ ЗНАНИЙ
Наука
Фундаментальная Прикладная
Массовый характер приобретает привлечение ученых в производственные лаборатории и конструкторские отделы предприятий и фирм, где они решают конкретные задачи, диктуемые потребностями времени, которые являются постоянным источником новых идей, указывающим пути научно-технического прогресса ( НТП ). НТП -это единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники.
В начале ХХ в. в мире было 100 тыс. ученных, в конце века-свыше 5 млн. Мировая научная информация в ХХ в. удваивалась за 10-15 лет, постоянно издаётся несколько сотен тысяч журналов (около 10 тыс. в 1900г.). Объём промышленного производства в конце ХХ в. был в 20 раз выше, чем в начале века.
Основные черты науки
Универсальность
Общество получает проверенные, обоснованные, систематизированные знания обо всем, что подвергается исследованию.
Безграничность
Наука вечна в своем источнике.
Сочетает дифференциацию и интеграцию исследований
Насчитывает около 15 тыс. дисциплин. Это объясняется многообразием явлений изучаемого наукой реального мира, ростом информации…
Сближение с потребностями развивающегося общества
Удовлетворить эти потребности может только наука.
1.НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ ВОЗНИКАЕТ В 17 - 18 ВЕКАХ
2.НАЧАЛОСЬ ПРОНИКНОВЕНИЕ НАУКИ В ТЕХНОЛОГИЮ.
3. НАЧАЛИСЬ РЕАЛИЗОВАТЬСЯ ДВЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАУКИ:
- ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ,
-ПРАКТИЧЕСКИ ДЕЙСТВЕННАЯ.
ОТСЮДА И РАЗДЕЛЕНИЕ НАУКИ НА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ
НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.
В 17 ВЕКЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ АКАДЕМИИ НАУК. НАУНАЯ РАБОТА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПРОФЕССИЮ, А НАУКА В СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
В 20 ВЕКЕ БУРНОЕ РАЗВИТИЕ НАУКИ СВЯЗАНО С НТП ( НАУЧНО- ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОГРЕССОМ)
В НАЧАЛЕ 20 В. – 100 ТЫС. УЧЕНЫХ. В КОНЦЕ ВЕКА – СВЫШЕ 5 МИЛЛИОНОВ.
МИРОВАЯ НАУНАЯ ИНФОРМАЦИЯ УДВАИВАЕТСЯ В 20 В. КАЖДЫЕ 10 – 15 ЛЕТ.
90% СЕХ ПРЕДМЕТОВ СОЗДАНО В 20 ВЕКЕ.
Информатизация науки
ЭТИКА НАУКИ
НЕ НАВРЕДИ
ЭТИКА НАУКИ
СТРЕМЛЕНИЕ К ИСТИНЕ
ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Этика науки
Выдающиеся достижения большой науки ХХ-ХХ I вв. привели в возрастанию как гуманизирующего влияния науки, так и социальной ответственности ученных за их деяния.
Научный прогресс обогащает мир не только открытиями, но и бедами, так как нередко плоды научных открытий могут нанести людям вред. Так, например, НТП- одна из главных причин экологического кризиса, а развитие некоторых отраслей военного производства опасно для жизни людей. К чести учёных, они первыми не только выразили тревогу, но и активно включились в профессиональные и массовые экологические движения, первыми заговорили о необходимости прекращения гонки вооружений и об опастности термоядерной катастрофы. Социальная ответствееность, активная позиция в защите человека и планеты - неотъемлемая часть этики науки.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИСТИТУТ
СОЦИАЛЬНЫЙ ИСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ ПОТРЕБНОСТЯМ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА В ПРИОБРЕТЕНИИ ЗНАНИЙ, ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМОЙ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЛАДАЮЩЕЙ МАТЕРИАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ, КОММУНИКАЦИЯМИ, ВЫПОЛНЯЕТ В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ ФУНКЦИИ ПЕРЕДАЧИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА, ВКЛЮЧЕНИЯ ИНДИВИДА В РАЗЛИЧНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА, ПРИОБЩЕНИЯ ЕГО К КУЛЬТУРЕ. ШКОЛА НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ И ГОСУДАРСТВОМ ЗА ДОСТУПНОСТЬ, КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО СООТВЕТСТВИЕ СОВРЕМЕННЫМ НАУЧНЫМ ВОЗЗРЕНИЯМ
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ- ОБРАЗОВАНИЕ
Век живи, век учись
Наука не может осуществлять свой функции без хорошо образованных людей ; образование без науки - пустой звук.
Наука и образование -сообщающиеся сосуды, имеющим общим источником текущие и перспективные запросы общества.
Образование в первую очередь должно ориентироваться на перспективу, отвечать запросам не только сегодняшнего дня.
В этих условиях особенно значимо непрерывное образование на протяжении всей жизни - с детства до старости.
Функции непрерывного образования
Компенсирующая
( восполнение
пробелов
в базовом
образовании )
Адаптивная
Развивающая
(удовлетворение
духовных запросов
личности,
потребностей
творческого роста)
(оперативная
подготовка и
переподготовка
в условиях
меняющейся
социальной и
производственной
ситуации)
Век живи, век учись
Существенным звеном непрерывного образования является самообразование : управляемая самой личностью целенаправленная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, политической жизни и.т.п.
Отечественная наука и образование являются важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры.
Контрольные вопросы
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
Часть 1
1. Какому понятию из названных было дано такое определение: «Наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений»?
1) практике 3) искусству
2) науке 4) труду
2. Какое из определений не принадлежит к определению науки?
- область человеческой деятельности, вырабатывающей объективное знание о мире
- наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений
- система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире
- форма общественного сознания, представляющая исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и постоянно уточняется в ходе общественной практики
3. Уровень познания, который имеет дело, прежде всего, с фактами, составляющими основу любой науки, а также с законами, которые устанавливаются в результате обобщений и систематизации результатов наблюдений, называется
- теоретическим познанием
- эмпирическим познанием
- интеллектуальным познанием
- экспериментальным познанием
4. Экспериментальное естествознание возникло
- в Х в. 3) в XVII в.
- в XV в. 4) в XIX в.
5. Эмпирические знания не могут быть получены путем
- наблюдений
- эксперимента
- опыта
- математического моделирования
6. Свойства реальных объектов, представленные в виде числовой величины
- измерение 3) эксперимент
- опыт 4) теория
7. Непосредственное материальное воздействие на реальный объект или окружающие его условия с целью познания интересующего объекта
- измерение 3) эксперимент
- опыт 4) теория
8. Система обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности называется
- измерением 3) экспериментом
- опытом 4) теорией
9. Предположение, исходящее из фактов, либо умозаключение, пытающееся проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области мира, называется
- гипотезой 3) экспериментом
- опытом 4) теорией
10. Понятие «научная революция» ввел в научный оборот
- К. Поппер 3) О. Конт
- Т. Кун 4) Ч. Пирс
11. Процедура установления обоснованности какого-либо утверждения путем логического выведения его из других обоснованных (принятых) убеждений называется
- гипотезой 3) доказательством
- логикой 4) экспериментом
12. Доказательство или выведение утверждения
(следствия) из одного или нескольких других утверждений на основе законов логики (от общего к частному) называется
- индукцией 3) силлогизмом
- дедукцией 4) софизмом
13. Форма умозаключения, обеспечивающая возможность перехода от единичных фактов к общим положениям, называется
- индукцией 3) силлогизмом
- дедукцией 4) софизмом
14. Утверждение, которое надо доказать
- тезис 3) аксиома
- основание 4) аргумент
15. Утверждение, с помощью которого обосновывают тезис
- гипотеза 3) аксиома
- основание 4) аргумент
Часть 2
1. Вставьте пропущенные слова: «Наблюдения чистого, лишенного компонента, просто не существует. Все наблюдения, особенно экспериментальные, выполнены в свете той или иной ___________» (К. Поппер).
2. Вставьте пропущенное слово : «Под _____________ я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение всего времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» (Т. Кун).
4.1. Вставьте словосочетание :«Развитие науки есть последовательный переход от одной парадигмы к другой через __________» (Т. Кун).
4.2.Какое слово пропущено? «Сила науки в её обобщениях, в том, что за случайным, хаотичным она находит и исследует объективные, без знания которых невозможна осознанная, целенаправленная практическая деятельность».
3. Установите соответствие между научными парадигмами и их авторами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
НАУЧНЫЕ ПАРАДИГМЫ
А) геоцентрическая модель мира Б) механика
классификация растений Г) эволюционная теория
Д) теория относительности
АВТОРЫ
- А. Эйнштейн
- К.Линней
- Ч.Дарвин
- И. Ньютон
- Клавдий Птолемей
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:
Часть 3
Темы для эссе
- «Теория, которую нельзя опровергнуть каким бы то ни было постижимым событием, ненаучна. Неопровержимость — не доказательство теории (как часто думают), но порок» (К. Поппер).
- «Опыт — это имя, которое мы даем своим собственным ошибкам» (О. Уайльд).
- «Наука — благодетельница человечества» (П. Бертло).