СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научное общества учащихся «Тамбовские тропы»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана для развития творческой личности ученика ее самоопределения и самореализации.

Просмотр содержимого документа
«Научное общества учащихся «Тамбовские тропы»»



Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Новолядинская средняя

общеобразовательная школа»

Тамбовского района Тамбовской области


392515 п. Новая Ляда, ул. Школьная, 22

тел. 8(4752) 65-31-53

E-mail:[email protected]



Научное общества учащихся «Тамбовские тропы»




Руководитель НОУ:

Володина Нина Владимировна,

учитель географии




РАССМОТРЕНО

Методическим советом

Протокол №1 от _____2016г

_________________________

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________ Н.А.Громова Приказ № от____2016



Девиз:

Эмблема:


Как соловей силен своей песней, так человек силен своей Родиной, своими корнями, своим Отечеством.




Цель:


создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

  • Задачи: создание психолого-педагогических условий для раскрытия индивидуальных способностей учащихся;

  • -активизация познавательного интереса к учебно-исследовательской деятельности в процессе выполнения программы;

  • - развитие навыков работы со специальной литературой;

  • - приобщение учащихся к участию в охране памятников, истории, культуры, природы;

  • - воспитание самостоятельности и ответственности за порученное дело;

  • - воспитание умения жить и работать в коллективе;

  • - привитие интереса учащимся к истории и воспитание любви к прошлому родного края и отечества.






Пояснительная записка

Научно-исследовательская деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса с учащимися среднего звена. Имея такое большое значение в жизни школьников, научно-исследовательская работа представляет собой достаточно сложный тип деятельности, как для его участников, так и для организаторов.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что приобщение учащихся средних классов к научным исследованиям является особенно значимым для формирования рефлексивных умений, которые становятся важнейшим психологическим механизмом теоретического мышления. На основе теоретического мышления формируется интеллект, обеспечивающий понимание окружающей действительности.

Данная программа разработана для работы школьного научного общества учащихся в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. №06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей", а также в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения от17 декабря 2010 г. №1897:

· программа рассчитана на 1 год обучения при 1 часе недельной нагрузки (35 часов);

· обучение осуществляется в групповой и индивидуальной формах работы из-за специфики организации научно-исследовательской работы;

· наполняемость учебных групп составляет 30 человек;

. возраст детей участвующих в реализации, данной дополнительной образовательной программы 11-15 лет;

На основе проведенного анализа и выделенных проблем разработана программа «Научно-исследовательская деятельность учащихся в школьном научном обществе», которая является актуальной и отвечает следующим условиям:

Программа имеет естественнонаучную направленность.

Новизна программы состоит в том, что она представляет собой алгоритм действий по созданию научно-исследовательской работы учащихся и может быть использована для организации образовательного процесса в школьном научном обществе, а так же педагогом для проведения научно-исследовательской работы учащихся по другим предметам школьного курса.

Программа составлена таким образом, чтобы воспитанники могли овладеть всем комплексом знаний по организации научно-исследовательской работы, познакомиться с требованиями, предъявляемыми к оформлению и публичному представлению результатов своего труда, а также приобрести навыки сбора и обработки фактического материала, проведения исследования.

Актуальность программы обусловлена необходимостью приобретения учащимися опыта научно-исследовательской работы и осуществления профориентационной работы. Основная цель программы «Научно-исследовательская деятельность учащихся в школьном научном обществе» -создание возможностей творческого развития детей.

Освоение программы предполагает решение разноплановых задач:

образовательные:

· овладение основами организации научно-исследовательской работы;

· ознакомление с методами проведения исследований;

· приобретение умения работать с научной литературой, с фактическими материалами, с архивными источниками;

· обработка полученных данных в ходе исследования.

воспитательные:

.воспитание активной жизненной позиции

· формирование у учащихся культуры публичного выступления;

· воспитание у учащихся уважительного отношения к результатам интеллектуального труда других людей.

· воспитании личностных качеств: аккуратности, усидчивости, трудолюбия;

развивающие:

· развитие ассоциативного, образного и логического мышления, творческих способностей;

· развитие умения работать индивидуально и в соавторстве.

.развитие логики мышления при планировании и проведении НИР.

В связи со спецификой организации научно-исследовательской деятельности занятия для учащихся проводятся в группах и подгруппах и индивидуально. Основными формами проведения занятий являются: лекция, лабораторные и практические занятия, индивидуальное консультирование и сопровождение исследовательских проектов учащихся.

В результате решения поставленных педагогических задач образовательными результатами по окончанию курса программы можно назвать  следующие: 

Личностные результаты освоения программы обнаруживаются через участие обучающихся в разных видах деятельности и освоение их средств, что дает возможность школьникам приобрести общественно-полезный социальный опыт, в ходе которого обучающийся сможет:

- овладеть основами  понятийного мышления (освоение  содержательного обобщения, анализа, планирования, контроля и рефлексии учебной  деятельности);

-  сформировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-   научиться самостоятельно строить отдельные индивидуальные  образовательные маршруты с учетом устойчивых учебно-познавательных интересов (определять образовательные цели, намечать пути их достижения, искать способы возникающих образовательных задач, контролировать и оценивать свою деятельность, по необходимости обращаться за экспертной оценкой);

- сформировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- освоить социальные нормы, правила поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформировать основы социально-критического мышления; получить опыт участия в школьной и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, социальных и экономических особенностей;

- развить моральное сознание и  социальные компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- сформировать ценность  здорового и безопасного образа жизни; усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.


Метапредметные результаты освоения программы я  представляют собой набор основных  ключевых компетентностей, которые должны быть сформированы в ходе освоение  обучающимися  разных форм и видов деятельностей, реализуемых в данной программе.

Основой  ключевых  компетентностей  являются  сформированные универсальные  учебные действия школьников.

На данном этапе основного  общего  образования ключевые  компетентности проявляются:

 В компетентности решения проблем (задач) как основы системно - деятельностного  подхода в образовании: компетентность в решении задач  (проблемная компетентность) – способность видеть, ставить и решать задачи.

Основные группы способностей и умений:

 –  планировать решение задачи; выбирать метод для решения, определять необходимые ресурсы;

 – производить требуемую последовательность действий по инструкции; при необходимости уточнять формулировки задачи, получать недостающие дополнительные данные и новые способы решения;

 – выявлять и использовать аналогии, переносить взаимосвязи и закономерности на задачи с аналогичным условием; выдвигать и проверять гипотезы, систематически пробовать различные пути решения;

 – выполнять текущий контроль и оценку своей деятельности; сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта; оценивать продукт своей деятельности на основе заданных критериев; видеть сильные и слабые стороны полученного результата и своей деятельности, воспринимать и использовать критику и рекомендации других, совершенствовать результаты решения конкретной задачи и свою деятельность.

 

 В информационной компетентности как способности решать задачи, возникающие в образовательном и жизненном контексте с адекватным применением массовых информационно-коммуникативных  технологий.

Основные группы способностей и умений:

 – исходя из задачи получения информации:

·         планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, выбирать способы получения информации; обращаться к поисковым системам интернета, к информированному человеку, к справочным и другим бумажным и цифровым источникам – гипермедиа-объектам: устным и письменным текстам, объектам со ссылками и иллюстрациями на экране компьютера, схемам и планам, видео- и аудиозаписям, интернет-сайтам и т.д.; проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты;

·         находить в сообщении информацию: конкретные сведения; разъяснение значения слова или фразы; основную тему или идею; указание на время и место действия, описание отношений между упоминаемыми лицами событий, их объяснение, обобщение, устанавливать связь между событиями;

·         оценивать правдоподобность сообщения, выявлять установку автора (негативное или позитивное отношение к событиям и т. д.) и использованные им приемы (неожиданность поворота событий и т. д.),

·         выделять из сообщения информацию, которая необходима для решения поставленной задачи; отсеивать лишние данные;

·         обнаруживать недостаточность или неясность данных; формулировать вопросы к руководителю (эксперту) с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;

·         сопоставлять и сравнивать информацию из разных частей сообщения и находимую во внешних источниках (в том числе информацию, представленную в различных формах – в тексте и на рисунке и т. д.); выявлять различие точек зрения, привлекать собственный опыт;

·      планировать создание сообщения, выбирать сочетание различных форм (текст, рисунок, схема, анимация, фотография, видео, звук, личная презентация) представления информации и инструментов ее создания и организации (редакторов) и использовать их для обеспечения максимальной эффективности в создании сообщения и передаче смысла с помощью него;

·         обрабатывать имеющиеся сообщения (свои и других авторов): преобразовывать запись устного сообщения (включая презентацию), интервью, дискуссии в письменный текст, формулировать выводы из изложенных фактов (в том числе в различных источниках), кратко резюмировать, комментировать, выделять отдельные линии, менять повествователя, иллюстрировать, преобразовывать в наглядную форму;

·         участвовать в дискуссии и диалоге, учитывать особенности других участников, их позиции и т.д., ставить задачи коммуникации и определять, какие результаты достигнуты;

В  коммуникативной  компетентности   как способности ставить и решать определенные типы задач социального, организационного взаимодействия: определять цели взаимодействия, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность взаимодействия, быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения.

Основные группы способностей и умений:

  • способность к инициативной организации учебных и других форм сотрудничества, выражающаяся в умениях:

    • привлекать  других людей (как в форме  непосредственного взаимодействия, так и через их авторские произведения) к совместной постановке целей  и их достижению;

    • понять и принять другого человека, оказать необходимую ему помощь в достижении  его целей;

    • оценивать  свои и чужие действия в соответствии  с их целями, задачами, возможностями, нормами  общественной  жизни;

  • способность к взаимодействию с другими  людьми, выражающаяся в умениях:

    • осознавать и формулировать цели совместной деятельности, роли, позиции и цели участников, учитывать различия и противоречия в них;

    • планировать взаимодействие (со своей стороны и коллективно);

    • оценивать ход взаимодействия, степень достижения промежуточных и конечных результатов. 

В учебной  компетентности как способности обучающихся самостоятельно и инициативно создавать средства для собственного продвижения в обучении и развитии (умение  учиться), выстраивать свою образовательную траекторию, а также создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовывать.

Умение  учиться, обнаруживает себя в готовности и возможности:

- строить собственный индивидуальный образовательный маршрут на последующих этапах  образования;

- определять последовательность учебных целей, достижение которых обеспечит движение по определенной  обучающимся  траектории;

- оценивать свои ресурсы и дефициты в достижении  этих целей;

- обладать развитой способностью к поиску  источников восполнения этих  дефицитов;

- проводить рефлексивный анализ своей образовательной деятельности, использовать продуктивные методы рефлексии. 

Предметные результаты освоения программы представляют собой систему культурных  экологических способов и средств действий в определенной  предметной области и могут быть получены как в учебной деятельности обучающихся, так и в других видах: проектной, исследовательской, творческой и т.п. 

Тематическое планирование

п.п.

Тема

Общее кол-во часов

В том числе

теоретических

практических

1


Вводное занятие

1

1


2


Основы научно-исследовательской деятельности

2

1

1

3

Социальная экология

4

3

1

4

Экология жизненной среды

2

2


5

Вода- основа жизни

5

4

1

6

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

5

2

3

7

Земля – твой дом

7

4

3

8

Экология образовательной среды

3

2

1

9

Экология и здоровье человека

5

3

2

10

Итоговое занятие

1

1



Итого

35

23

12

Методическое обеспечение

-печатные и электронные образовательные ресурсы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 города Буденновска Буденновского района» и МОУ ДОД «Эколого-биологический центр города Буденновска Буденновского района»;

-электронные образовательные ресурсы, размещенные в федеральных и региональных базах данных;

-информационные образовательные ресурсы в сети Интернет.

Формы подведения итогов реализации программы «Научно-исследовательская деятельность учащихся в школьном научном обществе» являются:

- «Школьная научно-практическая конференция учащихся» с последующим выходом на районный и краевой уровень;

- презентация собственных исследований в печать;

- участие в диспутах и дискуссиях по проблемам экологии, аргументируя свою точку зрения;

-представление полученных данных в виде оформленной учебно-исследовательской работы, подготовка тезисов, докладов, постерных и мультимедийных презентаций;

-защита учебно-исследовательских работ на различного рода конференциях, слётах и т.д..


Вводное занятие. (1ч.) Знакомство с коллективом. Обсуждение плана работы на год. Разработка основных направлений работы НОУ. Правила техники безопасности. Диагностика.

1.Основы научно-исследовательской деятельности (2 ч.)

Работа с научными источниками литературы. Формирование культуры научного исследования. Планирование участия во всероссийских конкурсах исследовательских работ учащихся. Знакомство с положениями. Критерии и требования к оформлению исследовательских работ. План написания научно-исследовательских работ. Основное содержание исследовательской работы. Раскрытие темы. Методы научного исследования. Этапы работы над научным исследованием. Заключение и выводы. Оформление библиографических данных. Приложение.

Практические занятия:. Знакомство с научно-популярной и энциклопедической литературой. Анализ готовых научно-исследовательских работ учащихся.

2.Социальная экология (4 ч.)

Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней. Возникновение и развитие экологии как науки. Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия.

Воздействие факторов среды на человека. Адаптация человека к окружающей среде и ее изменениям. Взаимоотношения природы и общества: исторический аспект. Этапы становления взаимоотношений природы и общества, их характеристика

Практические занятия:

Интернет-исследование «Тропами предков».Оформление научной статьи в журнал «Человек и его влияние на экологические взаимодействия». Подготовка к конкурсам.

Итоговое занятие: Защита рефератов.

3.Экология жизненной среды (2 часов)

Элементы жизненной среды человека. Бытовая среда (городская и жилищная среды). Взаимоотношения чело­века с элементами его жизненной среды.

4. Вода- основа жизни (5 ч.)

Состав и свойства воды. Загрязнение природных вод. Очистка воды. Цна -водная артерия Тамбовской области. Экологические проблемы Тамбовской области.

Практические занятия: Взятие проб воды из природных источников. Определение степени загрязнения водоема по внешнему виду. Определение цветности воды. Подготовка к конкурсам.

Итоговое занятие: Игра для учащихся 5-6 классов «Без чистой воды ни туды и ни сюды».

5. Атмосфера (5 ч.)

Состав воздуха. Загрязнения воздуха г. Тамбова. Выбор тем научно-исследовательских работ по экопроблемам .

Практические занятия: Исследование загрязнения воздуха городским транспортом. Определение содержания пыли в классной комнате. Консультации школьной медсестры «Оценка состояния дыхательной системы». Подготовка к конкурсам.

Итоговое занятие: Защита проекта

6. Земля – твой дом (7 ч.)

Заповедные места Тамбовского края. Красная книга. Растения. Красная книга.  Животные. Исследовательские мероприятия по изучению представителей исчезающих видов растений и животных Тамбовской области.

Практические занятия:

Просмотр фильма «Воронинский заповедник».

Практические рекомендации «Исследование представителей Красной книги Тамбовской области».

Презентация своих исследований на школьной научно-практической конференции. Подготовка к конкурсам.

Итоговое занятие: Экскурсия в музей.

7. Экология образовательной среды (3 ч.)

Питание и здоровье человека. Расчет энергетического баланса в организме. Практические занятия:

Составление пищевого рациона. Подготовка к конкурсам.

8. Экология и здоровье человека (6 ч.)

Здоровье и факторы риска болезни.

Алкоголизм – болезнь химической зависимости. Табакокурение. Наркотики, зависимость и последствия. Подготовка к конкурсам.

Практические занятия:

Основы анкетирования и обработка полученных данных.

Итоговое занятие: Семинар: «Как сказать наркотикам: «Нет!»

11. Новые формы исследовательской работы (36 часов)

Наблюдение и эксперимент. Выбор способа сбора данных. Выдвижение гипотезы.

Практические занятия:

Опросы. Интервью. Наблюдение. Обработка полученных данных. Презентация в форме защиты проекта. Защита проекта. Подготовка к конкурсам.

12.Итоговая тема . (3ч.)

Научно-практическая конференция школьников. Защита работ.













Учебно-тематический план

I.Основы научно-исследовательской деятельности (10 часов)

п.п.

Теоретический аспект

Кол-во часов

Практика

Кол-во часов

1

Организационное собрание НОУ

"Тамбовские тропы".

Цели и задачи работы.

1



6

План написания научно-исследовательских работ.

1



10


1

Анализ готовых научно-исследовательских работ учащихся.


II. Социальная экологии

(4 часа)

1

Развитие экологических представлений людей с древнейших вре­мен до наших дней.

1



2

Воздействие факторов среды на человека.

1



8

Адапта­ция человека к окружающей среде и ее изменениям.


1



4



Просмотр фильма «Изменение генофонда: факторы мутагенеза, дрейф генов, естественный отбор».

1

III. Экология жизненной среды (2 час)

1

Элементы жизненной среды человека. Бытовая среда (городская и жилищная среды).

1



2

Взаимоотношения чело­века с элементами его жизненной среды.

1



IV. Вода- основа жизни (5 часов)

5

Загрязнение природных вод.

1



6

Очистка воды.

1

Взятие проб воды из природных источников. Определение степени загрязнения водоема по внешнему виду.


13

Цна - водная артерия Тамбовской области

1



18

Экологические проблемы Тамбовской области

1

Интернет-исследования с выходом на проект


26



Игра для учащихся «Без чистой воды ни туды и ни сюды».

1

V. Атмосфера (5часов)

2

Загрязнения воздуха г. Тамбова

1






Исследование загрязнения воздуха транспортом.

1

5

Исследование пыли.

1






Проект "Мой дом, моя крепость?"

1

9



Консультации школьной медсестры «Оценка состояния дыхательной системы».

1

VI. Земля – твой дом (7 часов)

8

Заповедные места Тамбовского края

1



9



Просмотр фильма «Воронинский заповедник».

1

11

Красная книга. Растения.

1



12

Красная книга.  Животные.

1



14

Исследовательские мероприятия по изучению представителей исчезающих видов растений и животных Тамбовской области

1



18



Экскурсия в музей

2

VIII. Экология образовательного процесса (3часа)

4

Питание и здоровье человека.

1



5

Расчет энергетического баланса в организме.

1



6



Составление пищевого рациона.

1

IX. Экология и здоровье человека (6 часов)

6



Основы анкетирования и обработка полученных данных.

1

7

Алкоголизм – болезнь химической зависимости.

1



8

Табакокурение.

1



9

Наркотики, зависимость и последствия.

1



10



Семинар: «Как сказать наркотикам: «Нет!»

1

12

Анализ проделанной за год работы. Подготовка к публичному отчету.

1



13



Участие в школьной научно-практической конференции, защита проектов







Список участников

школьного научного общества

«Тамбовские тропы»

в 2016-2017 учебном год

1

Абышева Полина

2

Абышев Даниил

3

Акимова Арина

4

Броян Саид

5

Балашова Дарья

6

Баранова Мария

7

Баннов Дмитрий

8

Беляева Анастасия

9

Близнецова Дарья

10

Броян Юрий

11

Волков Даниил

12

Горюшина Наталья

13

Иванова Евгения

14

Королева Анастасия

15

Курносов Сергей

16

Попова Анастасия

17

Микрюков Андрей

18

Пичугин Иван

19

Потапова Юлия

20

Попова Элина

21

Рубцов Андрей

22

Крель Даниил

23

СкворцоваДарья

24

Симонян Грета

25

Фаразян Сурик

26

Федулов Николай

27

Фефелов Артем

28

Шанин Григорий

29

Яковлев Виктор



Методическое обеспечение

Работа НОУ связано с изучением экологии, природы родного края. Значительное место в программе отведено практической работе и проведению наблюдений. Это дает возможность направленно воздействовать на личность обучающегося: развивать память, наблюдательность, обучать приемам самостоятельной работы, способность развитию любознательности, интереса, чувства любви к родному краю.

Позволяет:

- всесторонне изучать свой край;

- сформировать у обучающихся правильные представления о событиях,

процессах, явлениях;

- привить обучающимся умения самостоятельно приобретать знания,

сформировать навыки исследовательского характера;

- прививать познавательный интерес к предмету.

Для успешной работы необходимо:

- подготовленность учителя;

- продуманная методика изучения родного края;

- систематичность использования местного материала;

- научная основа изучения края.

Этапы работы:

1. Учитель дает начальную информацию.

2. Учитель совместно с обучающимися дают оценку собранному материалу

3. Учитель руководит исследовательской работой.

Обучающиеся систематизируют, исследуют материалы

Работа строится как исследовательская.



Программа разработана учителем географии. Выполнение данной программы не требует финансовых затрат. Для работы НОУ имеется компьютер, проектор необходимые канцелярские принадлежности, атласы, энциклопедии, словари, газеты, а также библиотечный фонд.

Материально-

техническое

оснащение



Дидактико-

методическое

оснащение

Форма

организации

Методы и приемы

обучения


Физическая,

административно-

территориальная

карта Тамбовской

области,

компьютер,

проектор,

словари,

энциклопедии.






Атласы

Российской

Федерации,

Тамбовской

области.


Экскурсии,

встречи, беседы


Исследовательский,

наглядный,

частично-

поисковый,

литературно-

статистический,

работа с

краеведческой

литературой,

работа с

картографическим

материалом.

Интервью,

фотографирование,

рисование.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!