СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-технический прогресс и общественно-политическая мысль

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поможет более качественно провести урок по данной теме.

 

Просмотр содержимого документа
«Научно-технический прогресс и общественно-политическая мысль»

Всемирная история, 11 класс Тема урока:  «Научно-технический прогресс и общественно-политическая мысль»

Всемирная история, 11 класс

Тема урока:

«Научно-технический прогресс и общественно-политическая мысль»

План: Наука и техника в межвоенный период Вторая мировая война и технический прогресс Ускорение научно-технического прогресса и его последствия Биохимия, генетика, медицина Электроника и робототехника Теории общественного развития

План:

  • Наука и техника в межвоенный период
  • Вторая мировая война и технический прогресс
  • Ускорение научно-технического прогресса и его последствия
  • Биохимия, генетика, медицина
  • Электроника и робототехника
  • Теории общественного развития
Наука и техника в межвоенный период Пользуясь современной техникой, человек не задумывается над тем, как она вошла в его жизнь. Познакомимся с ее предысторией.

Наука и техника в межвоенный период

Пользуясь современной техникой, человек не задумывается над тем, как она вошла в его жизнь. Познакомимся с ее предысторией.

Наука и техника в межвоенный период Научно-технический прогресс   Это поступательное взаимосвязанное и взаимообусловленное развитие науки и техники. Этот прогресс обусловлен объективными требованиями производства и общества в целом, ростом и усложнением человеческих потребностей.  Это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства и труда.

Наука и техника в межвоенный период

Научно-технический прогресс

  Это поступательное взаимосвязанное и взаимообусловленное развитие науки и техники. Этот прогресс обусловлен объективными требованиями производства и общества в целом, ростом и усложнением человеческих потребностей.

Это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства и труда.

Наука и техника в межвоенный период  90% всех предметов, созданных человеком и окружающих сегодня нас, были придуманы в XX веке. Наука и техника радикально изменили весь наш образ жизни. Вы дающийся русский ученый В. Вернадский считал, что наука и техника превратили деятельность человека в особую геологическую силу, преобразовавшую всю поверхность Земли, существенно повлиявшую на биосферу. Они изменили структуру и характер общественных процессов, весь образ жизни человека.

Наука и техника в межвоенный период

90% всех предметов, созданных человеком и окружающих сегодня нас, были придуманы в XX веке. Наука и техника радикально изменили весь наш образ жизни. Вы дающийся русский ученый

В. Вернадский считал, что наука и техника превратили деятельность человека в особую геологическую силу, преобразовавшую всю поверхность Земли, существенно повлиявшую на биосферу. Они изменили структуру и характер общественных процессов, весь образ жизни человека.

Наука и техника в межвоенный период XIX век казался современникам воплощением неслыханного технического прогресса. Освоение силы пара, создание паровых машин и двигателей позволили совершить промышленный переворот и перейти от мануфактурного производства к промышленному, фабричному.

Наука и техника в межвоенный период

XIX век казался современникам воплощением неслыханного технического прогресса.

Освоение силы пара, создание паровых машин и двигателей позволили совершить промышленный переворот и перейти от мануфактурного производства к промышленному, фабричному.

Ускорение темпов прироста научных знаний XX век XIX век 5 лет 50 лет

Ускорение темпов прироста научных знаний

XX век

XIX век

5 лет

50 лет

Причины ускорения научно-технического развития 1  Научно-технический прогресс XX века был подготовлен  всем предыдущим ходом истории цивилизации 2  Академическая наука стала интернациональной 3  Междисциплинная интеграция 4  Сближение науки и практики

Причины ускорения научно-технического развития

1

Научно-технический прогресс XX века был подготовлен

всем предыдущим ходом истории цивилизации

2

Академическая наука стала интернациональной

3

Междисциплинная интеграция

4

Сближение науки и практики

Наука и техника в межвоенный период Заполните таблицу Дата Область науки Открытие Учёные

Наука и техника в межвоенный период

Заполните таблицу

Дата

Область науки

Открытие

Учёные

Наука и техника в межвоенный период Революция в естествознании  Исследование радиоактивности было продолжено французским учёным А. Беккерелем, супругами Жолио-Кюри, английским физиком Э. Резерфордом, который открыл строение атома.  В 1895 г. немецкий учёный В.К. Рентген открыл излучения, которое он назвал x -лучами. Эрнест Резерфорд (1871–1937 гг., Великобритания) – физик-экспериментатор Вильгельм Рентген (1845–1923 гг., Германия) – физик-экспериментатор

Наука и техника в межвоенный период

Революция в естествознании

Исследование радиоактивности было продолжено французским учёным А. Беккерелем, супругами Жолио-Кюри, английским физиком Э. Резерфордом, который открыл строение атома.

В 1895 г. немецкий учёный В.К. Рентген открыл излучения, которое он назвал x -лучами.

Эрнест Резерфорд (1871–1937 гг., Великобритания) – физик-экспериментатор

Вильгельм Рентген (1845–1923 гг., Германия) – физик-экспериментатор

Наука и техника в межвоенный период Английский физик Дж. Томсон в 1897 г. открыл первую элементарную частицу – электрон. В 1900 г. М. Планк доказал, что излучение не является сплошным потоком энергии, а делится на отдельный порции– кванты. В 1911 г. Э. Резердорф предположил, что атом имеет сложное строение, где роль ядра играет положительно заряженная частица позитрон, вокруг которой движутся отрицательно заряженные электроны . Нильс Бор (1885–1954 гг., Дания)– физик Макс Планк (1858–1947 гг., Германия)– физик В 1913 г. Нильс Бор, опираясь на выводы Планка, уточнил модель Резенфорда, доказав, что электроны могут менять свои орбиты, выделяя или поглощая при этом кванты энергии. Джорж Томпсон (1856–19540 гг., Великобритания)– физик

Наука и техника в межвоенный период

Английский физик Дж. Томсон в 1897 г. открыл первую элементарную частицу – электрон.

В 1900 г. М. Планк доказал, что излучение не является сплошным потоком энергии, а делится на отдельный порции– кванты.

В 1911 г. Э. Резердорф предположил, что атом имеет сложное строение, где роль ядра играет положительно заряженная частица позитрон, вокруг которой движутся отрицательно заряженные электроны .

Нильс Бор (1885–1954 гг., Дания)– физик

Макс Планк (1858–1947 гг., Германия)– физик

В 1913 г. Нильс Бор, опираясь на выводы Планка, уточнил модель Резенфорда, доказав, что электроны могут менять свои орбиты, выделяя или поглощая при этом кванты энергии.

Джорж Томпсон (1856–19540 гг., Великобритания)– физик

Наука и техника в межвоенный период В 1905 г. А. Эйнштейн опубликовал работу «К электродинамике движущих тел». В 1916 г. сформулировал выводы, касающиеся общей теории относительности. Поль Дирак (1902–1984 гг., Великобритания) – физик-теоретик В 1920-е гг. английским учёным П. Дираком и немецким учёным Г. Гейзенбергом открыли новые химические вещества – изотопы. Положив начало квантовой физики. Альберт Эйнштейн (1879–1955 гг., Германия) – физик-теоретик

Наука и техника в межвоенный период

В 1905 г. А. Эйнштейн опубликовал работу «К электродинамике движущих тел». В 1916 г. сформулировал выводы, касающиеся общей теории относительности.

Поль Дирак (1902–1984 гг., Великобритания) – физик-теоретик

В 1920-е гг. английским учёным П. Дираком и немецким учёным Г. Гейзенбергом открыли новые химические вещества – изотопы. Положив начало квантовой физики.

Альберт Эйнштейн (1879–1955 гг., Германия) –

физик-теоретик

Наука и техника в межвоенный период На пути к созданию ядерного оружия В 1934 г. супруги Жолио-Кюри впервые получили радиоактивные изотопы искусственным путём. В 1939 г. учёный Э. Ферми и Ф. Жолио-Кюри сформулировали идею возможности цепной реакции с выделением огромной энергии при радиоактивном распаде урана. Одновременно немецкие учёные О. Ган и Ф. Штрасман доказали, что ядра урана распадаются под воздействием нейтронного излучения.

Наука и техника в межвоенный период

На пути к созданию ядерного оружия

В 1934 г. супруги Жолио-Кюри впервые получили радиоактивные изотопы искусственным путём.

В 1939 г. учёный Э. Ферми и Ф. Жолио-Кюри сформулировали идею возможности цепной реакции с выделением огромной энергии при радиоактивном распаде урана. Одновременно немецкие учёные О. Ган и Ф. Штрасман доказали, что ядра урана распадаются под воздействием нейтронного излучения.

Наука и техника в межвоенный период  Летом 1939 г. А. Энштейн обратился с письмом к президенту США Ф.Д. Рузвельту, в котором указал на перспективы военного применения ядерной энергии и опасность превращения фашистской Германии в первую ядерную державу. Итогом было принятие в 1940 г. в США так называемого Манхэттенского проекта. Энрико Ферми (1901–1954 гг., Италия – США) – физик  В Чикаго в 1942 г. Э Ферми был создан первый ядерный реактор, разработана технология обогащения урана и плутония. 16 июля 1945 г. взорвана первая атомная бомба на полигоне базы ВВС Альмагоро.

Наука и техника в межвоенный период

Летом 1939 г. А. Энштейн обратился с письмом к президенту США Ф.Д. Рузвельту, в котором указал на перспективы военного применения ядерной энергии и опасность превращения фашистской Германии в первую ядерную державу. Итогом было принятие в 1940 г. в США так называемого Манхэттенского проекта.

Энрико Ферми (1901–1954 гг., Италия – США) – физик

В Чикаго в 1942 г. Э Ферми был создан первый ядерный реактор, разработана технология обогащения урана и плутония. 16 июля 1945 г. взорвана первая атомная бомба на полигоне базы ВВС Альмагоро.

Вторая мировая война и технический прогресс Начало разработки ядерного оружия (Немецкая ядерная программа ) В 1938 г. Отто Ган, Фриц Штрассман и Лиза Мейтнер открывают расщепление ядра урана при поглощении им нейтронов. Отто Ган и Лиза Майтнер  в лаборатории

Вторая мировая война и технический прогресс

Начало разработки ядерного оружия

(Немецкая ядерная программа )

В 1938 г. Отто Ган,

Фриц Штрассман и Лиза Мейтнер открывают расщепление ядра урана при поглощении им нейтронов.

Отто Ган и Лиза Майтнер

в лаборатории

Вторая мировая война и технический прогресс 1942 год. Энрико Ферми создал первый в мире ядерный реактор Чикагская поленница-1

Вторая мировая война и технический прогресс

  • 1942 год. Энрико Ферми создал первый в мире ядерный реактор

Чикагская поленница-1

Вторая мировая война и технический прогресс Роберт Оппенгеймер - известен как научный руководитель Манхэттенского проекта, создатель первой атомной бомбы

Вторая мировая война и технический прогресс

  • Роберт Оппенгеймер - известен как научный руководитель Манхэттенского проекта, создатель первой атомной бомбы
Вторая мировая война и технический прогресс Испытание первых атомных бомб Хиросима после ядерного взрыва Плутониевая «Штучка» взорвана при первом ядерном испытании 16 июля 1945 года . Ядерный гриб в Нагасаки 9 августа 1945 года

Вторая мировая война и технический прогресс

Испытание первых атомных бомб

Хиросима после ядерного взрыва

  • Плутониевая «Штучка» взорвана при первом ядерном испытании 16 июля 1945 года .

Ядерный гриб в Нагасаки

9 августа 1945 года

Вторая мировая война и технический прогресс Создание советской атомной бомбы (Советская программа) В 1930 - 1941 годах активно проводились работы в ядерной области. Авторитетом в этой области считался академик Виталий Григорьевич Хлопин, а также Фриц Ланге, создавший первый советский проект атомной бомбы  В. Г. Хлопин

Вторая мировая война и технический прогресс

Создание советской атомной бомбы (Советская программа)

В 1930 - 1941 годах активно проводились работы в ядерной области. Авторитетом в этой области считался академик Виталий Григорьевич Хлопин, а также Фриц Ланге, создавший первый советский проект атомной бомбы

В. Г. Хлопин

Вторая мировая война и технический прогресс Испытание первой советской атомной бомбы Успешное испытание первой советской атомной бомбы было проведено 29 августа 1949 года Юлий Борисович Харитон нес ответственность за всю организацию процесса

Вторая мировая война и технический прогресс

Испытание первой советской атомной бомбы

  • Успешное испытание первой советской атомной бомбы было проведено 29 августа 1949 года

Юлий Борисович Харитон нес ответственность за всю организацию процесса

Ускорение научно-технического прогресса и его последствия  Открытие ядерных и термоядерных реакций было крупным достижением XX в. Оно использовалось как в мирных, так и в военных целях. Первая в мире АЭС была построена в 1954 г. в СССР в г. Обнинске, вторая – в 1956 г. в Великобритании. АЭС в начале XXI в. обеспечивает не более 17% мирового производства электроэнергии.

Ускорение научно-технического прогресса и его последствия

Открытие ядерных и термоядерных реакций было крупным достижением XX в. Оно использовалось как в мирных, так и в военных целях. Первая в мире АЭС была построена в 1954 г. в СССР в г. Обнинске, вторая – в 1956 г. в Великобритании. АЭС в начале XXI в. обеспечивает не более 17% мирового производства электроэнергии.

Ускорение научно-технического прогресса и его последствия Продолжилось развитие транспорта, сложилась общемировая система транспортных коммуникаций. К началу XXI в. в мире насчитывалось свыше 600 млн. автомобилей (около 1/3 из них в США).

Ускорение научно-технического прогресса и его последствия

Продолжилось развитие транспорта, сложилась общемировая система транспортных коммуникаций. К началу XXI в. в мире насчитывалось свыше 600 млн. автомобилей (около 1/3 из них в США).

Ускорение научно-технического прогресса и его последствия На протяжении XX в. увеличивалась грузоподъёмность судов. Быстроходность кораблей увеличилась вдвое. Благодаря усовершенствованию системы погрузки и разгрузки объём грузов, перевозимых по морю, за последние 50 лет увеличились в 10 раз.

Ускорение научно-технического прогресса и его последствия

На протяжении XX в. увеличивалась грузоподъёмность судов. Быстроходность кораблей увеличилась вдвое. Благодаря усовершенствованию системы погрузки и разгрузки объём грузов, перевозимых по морю, за последние 50 лет увеличились в 10 раз.

Ускорение научно-технического прогресса и его последствия  С овладением ядерной энергии появились атомные корабли и подводные лодки, способные годами бороздить морские просторы без захода в порты.  Получили развитие транспортные средства на воздушной подушке, способные передвигаться не только по воде, но и по суше.

Ускорение научно-технического прогресса и его последствия

С овладением ядерной энергии появились атомные корабли и подводные лодки, способные годами бороздить морские просторы без захода в порты.

Получили развитие транспортные средства на воздушной подушке, способные передвигаться не только по воде, но и по суше.

Ускорение научно-технического прогресса и его последствия  Возросло значение транспортной авиации. В Англии 1949 г.- создан первый прототип пассажирского реактивного самолёта «Комета». Однако массово стали применяться советские реактивные самолёты Ту-104 (с 1955 г.) и «Боинг-707» (с 1958 г.). В 1970 г. в США был создан «Боинг-747», способный принимать на борт до 500 пассажиров.  Уже в 1950-х гг. военная авиация освоила сверхзвуковые скорости. В 1970-е гг. появляются первые сверхзвуковые пассажирские самолёты: советский Ту-144 (1975) и англо-французский «Конкорд» (1976).

Ускорение научно-технического прогресса и его последствия

Возросло значение транспортной авиации. В Англии 1949 г.- создан первый прототип пассажирского реактивного самолёта «Комета». Однако массово стали применяться советские реактивные самолёты Ту-104 (с 1955 г.) и «Боинг-707» (с 1958 г.). В 1970 г. в США был создан «Боинг-747», способный принимать на борт до 500 пассажиров.

Уже в 1950-х гг. военная авиация освоила сверхзвуковые скорости. В 1970-е гг. появляются первые сверхзвуковые пассажирские самолёты: советский Ту-144 (1975) и англо-французский «Конкорд» (1976).

Ускорение научно-технического прогресса и его последствия Послевоенное развитие ракетной техники было подчинено стремлениям СССР и США создать более эффективное средство доставки ядерного оружия, чем бомбардировщики. Дата Событие 1957 г. 1958 г. СССР запустил на орбиту первый спутник Земли. США осуществили такой же запуск. 1961 г. Запущен советский космический корабль с человеком на борту. 1961-1969 гг. В США программа «Аполлон» – пилотируемого полёта на Луну.

Ускорение научно-технического прогресса и его последствия

Послевоенное развитие ракетной техники было подчинено стремлениям СССР и США создать более эффективное средство доставки ядерного оружия, чем бомбардировщики.

Дата

Событие

1957 г.

1958 г.

СССР запустил на орбиту первый спутник Земли.

США осуществили такой же запуск.

1961 г.

Запущен советский космический корабль с человеком на борту.

1961-1969 гг.

В США программа «Аполлон» – пилотируемого полёта на Луну.

Биохимия, генетика, медицина  Для сельского хозяйства большое значение имели исследования в таких науках, как химия, биология и биохимия. В первые десятилетия XX в. началось применение минеральных удобрений, ядохимикатов для борьбы с вредителями и сорняками. В результате с 1930-х по 1990-е гг. урожайность многих культур повысилась в 2-3 раза.

Биохимия, генетика, медицина

Для сельского хозяйства большое значение имели исследования в таких науках, как химия, биология и биохимия. В первые десятилетия XX в. началось применение минеральных удобрений, ядохимикатов для борьбы с вредителями и сорняками. В результате с 1930-х по 1990-е гг. урожайность многих культур повысилась в 2-3 раза.

Биохимия, генетика, медицина Ещё в первые десятилетия XX в. немецкий учёный Август  Вейсман и американский Томас Морган заложили основы генетики.  Генетика – наука о передачи наследственных факторов в растительном и животном мире. Дальнейшее развитие в этом направлении привели к развитию биотехнологий. В СССР генетические исследования связаны с именем Н.И. Вавилова . В 1953 г. учёные Кембриджского университета Джеймс Уотсон и Френсис Крик открыли молекулу ДНК, которая заключает в себе программу развития организма.

Биохимия, генетика, медицина

Ещё в первые десятилетия XX в. немецкий учёный Август Вейсман и американский Томас Морган заложили основы генетики.

Генетика – наука о передачи наследственных факторов в растительном и животном мире. Дальнейшее развитие в этом направлении привели к развитию биотехнологий. В СССР генетические исследования связаны с именем Н.И. Вавилова . В 1953 г. учёные Кембриджского университета Джеймс Уотсон и Френсис Крик открыли молекулу ДНК, которая заключает в себе программу развития организма.

Биохимия, генетика, медицина В 1988 г. Гарвардский университет с помощью генетических манипуляций вырастил живую мышь. Началось выведение пород животных и растений более устойчивых к условиям окружающей среды. На пороге XXI в. было открыто клонирование – искусственное выращивание из клетки организма донора его полного биологического подобия – клона .

Биохимия, генетика, медицина

В 1988 г. Гарвардский университет с помощью генетических манипуляций вырастил живую мышь. Началось выведение пород животных и растений более устойчивых к условиям окружающей среды.

На пороге XXI в. было открыто клонирование – искусственное выращивание из клетки организма донора его полного биологического подобия – клона .

Биохимия, генетика, медицина Новые возможности перед медициной раскрыли достижения ядерной физики, электроники. Для диагностики заболеваний уже в 30-е гг. стали использовать рентгеновские аппараты, электрокардиографы, электроэнцефалографы и т.д. в последней трети века были созданы аппараты искусственной почки, кардиостимулятор и т.д. Новые технологии, в частности использование лазерного скальпеля, расширили возможности хирургии.

Биохимия, генетика, медицина

Новые возможности перед медициной раскрыли достижения ядерной физики, электроники. Для диагностики заболеваний уже в 30-е гг. стали использовать рентгеновские аппараты, электрокардиографы, электроэнцефалографы и т.д. в последней трети века были созданы аппараты искусственной почки, кардиостимулятор и т.д. Новые технологии, в частности использование лазерного скальпеля, расширили возможности хирургии.

Электроника и робототехника Огромное влияние на развитие мировой цивилизации оказали достижения в электроники. Наиболее прикладное значение имело изобретение ЭВМ (1946) – компьютеров. Создание локальных, а затем и глобальных компьютерных сетей, самой известной из которых является Интернет, позволяют моментально получать и передавать любую информацию.

Электроника и робототехника

Огромное влияние на развитие мировой цивилизации оказали достижения в электроники. Наиболее прикладное значение имело изобретение ЭВМ (1946) – компьютеров.

Создание локальных, а затем и глобальных компьютерных сетей, самой известной из которых является Интернет, позволяют моментально получать и передавать любую информацию.

Электроника и робототехника Развитие компьютерных технологий позволило начать в 1960-х гг. создание промышленных роботов. Их число к началу XXI в. в мире достигло 720 тыс. большинство роботов используется на заводах Японии, США и Германии.

Электроника и робототехника

Развитие компьютерных технологий позволило начать в 1960-х гг. создание промышленных роботов. Их число к началу XXI в. в мире достигло 720 тыс. большинство роботов используется на заводах Японии, США и Германии.

Теории общественного развития Теория локальных цивилизаций - цивилизация как единица изучения (Тойнби, Шпенглер, Данилевский) Формационный подход – формация как единица изучения (К. Маркс, Ф. Энгельс) Стадиальный подход – стадия как единица изучения (Ростоу, Тоффлер, Белл)

Теории общественного развития

  • Теория локальных цивилизаций - цивилизация как единица изучения (Тойнби, Шпенглер, Данилевский)
  • Формационный подход – формация как единица изучения (К. Маркс, Ф. Энгельс)
  • Стадиальный подход – стадия как единица изучения (Ростоу, Тоффлер, Белл)
Теории общественного развития Теория локальных цивилизаций Цивилизация —это большая общность людей , которая существует длительное время , имеет относительно устойчивые границы , отличается собственным образом жизни , системой ценностей и имеет индивидуальный путь исторического развития .

Теории общественного развития

Теория локальных цивилизаций

  • Цивилизация —это большая общность людей , которая существует длительное время , имеет относительно устойчивые границы , отличается собственным образом жизни , системой ценностей и имеет индивидуальный путь исторического развития .
Теории общественного развития

Теории общественного развития

Теории общественного развития Формационный подход Общественно-экономическая формация —это определенная ступень развития общества , характеризующаяся собственным способом производства , а также комплексом экономических, политических, идеологических и иных отношений .

Теории общественного развития

Формационный подход

  • Общественно-экономическая формация —это определенная ступень развития общества , характеризующаяся собственным способом производства , а также комплексом экономических, политических, идеологических и иных отношений .
Теории общественного развития Стадиальный подход Стадия – это исторический тип общества , который отличается системой духовных ценностей , образом жизни и уровнем технологий .

Теории общественного развития

Стадиальный подход

  • Стадия – это исторический тип общества , который отличается системой духовных ценностей , образом жизни и уровнем технологий .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!