СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-техническая революция. Монополизация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Научно-техническая революция. Монополизация»

Новая история. 10 класс Научно - технический прогресс. Монополизация Михайлова Надежда Михайловна

Новая история. 10 класс

Научно - технический прогресс. Монополизация

Михайлова Надежда Михайловна

Человечество Научно-техническая революция Неолитическая революция или аграрная Промышленная революция Информационное общество Постиндустриальное Технотронное Общество нового индустриализма Антропогенная цивилизация Информационное  общество – современный этап истории человечества.  Предпосылки рождения информационного общества:  а) научно-техническая революция;  б) формирование новой научной картины мира;  в) микропроцессорная революция. Промышленное общество Индустриальное Машинное Капиталистическое Модернизационное Техногенная цивилизация Аграрное общество Традиционное Доиндустриальное Домодернизационое общество Космогенная цивилизация Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Человечество

Научно-техническая революция

Неолитическая революция

или аграрная

Промышленная

революция

Информационное общество

Постиндустриальное

Технотронное

Общество нового индустриализма

Антропогенная цивилизация

Информационное

общество – современный этап истории человечества.

Предпосылки рождения информационного общества:

а) научно-техническая революция;

б) формирование новой научной картины мира;

в) микропроцессорная революция.

Промышленное общество

Индустриальное

Машинное

Капиталистическое

Модернизационное

Техногенная цивилизация

Аграрное общество

Традиционное Доиндустриальное

Домодернизационое общество

Космогенная цивилизация

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Модернизация МОДЕРНИЗАЦИЯ  Изменения в соответствии с требованиями современности;  Изменение менее развитого общества, в ходе которого оно приобретает новые качества, свойственные более развитому обществу. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО Эшелоны модернизации и типы модернизации Страны старого капитализма – Англия, Франция, Нидерланды Органичная 1 модернизация Страны молодого капитализма – Германия, США, Россия, Италия, Япония Ускоренная модернизация 2 Неорганичная модернизация Отдаленные от центра – Латинская Америка, Испания, Португалия 3 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Модернизация

МОДЕРНИЗАЦИЯ

  • Изменения в соответствии с требованиями современности;
  • Изменение менее развитого общества, в ходе которого оно приобретает новые качества, свойственные более развитому обществу.

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ

ОБЩЕСТВО

ТРАДИЦИОННОЕ

ОБЩЕСТВО

Эшелоны модернизации и типы модернизации

Страны старого капитализма – Англия, Франция, Нидерланды

Органичная

1

модернизация

Страны молодого капитализма – Германия, США, Россия, Италия, Япония

Ускоренная

модернизация

2

Неорганичная

модернизация

Отдаленные от центра – Латинская Америка, Испания, Португалия

3

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

II эшелон Время вступления на путь капитализма Предпосылки Раннее (XVII в.). Завершение промышленного переворота в 1 половине XIX в. II эшелон Созрели внутри Характер модернизации III эшелон Более позднее (XVIII в). Завершение промыш. переворота в основных отраслях во 2 половине XIX в . Эволюционная Внутренние и внешние Позднейшее (XIX - начало XX в) Уровень развития, органическая  Целиком извне Догоняющая Высокий,   ускоряющая Догоняющая Темпы Средний, зависимая революционная Низкий,  Естественные, не форсированные неорганичная  Быстрые, форсированные  В целом - замедленные Движущая сила Сильная национальная буржуазия Страны Государство Англия, Франция, США, Канада, Бельгия Национальная интеллигенция Россия, Германия, Италия, Япония, Австро-Венгрия Страны Лат. Америки, Азии, Африки

II эшелон

Время вступления на путь капитализма

Предпосылки

Раннее (XVII в.). Завершение промышленного переворота в 1 половине XIX в.

II эшелон

Созрели внутри

Характер модернизации

III эшелон

Более позднее (XVIII в). Завершение промыш. переворота в основных отраслях во 2 половине XIX в .

Эволюционная

Внутренние и внешние

Позднейшее (XIX - начало XX в)

Уровень развития,

органическая

Целиком извне

Догоняющая

Высокий,

ускоряющая

Догоняющая

Темпы

Средний,

зависимая

революционная

Низкий,

Естественные, не форсированные

неорганичная

Быстрые, форсированные

В целом - замедленные

Движущая сила

Сильная национальная буржуазия

Страны

Государство

Англия, Франция, США, Канада, Бельгия

Национальная интеллигенция

Россия, Германия, Италия, Япония, Австро-Венгрия

Страны Лат. Америки, Азии, Африки

Какой тип общества характеризуют данные признаки? урбанизация классовое деление общества индустриализация представительная демократия смена политических элит быстрое развитие точных наук, технологий формирование потребительского мышления окончательное оформление частной собственности милитаризация экономики, борьба за ресурсы Вы правы, это признаки индустриального общества. Переход к индустриальному обществу в развитых странах Западной Европы и США начался в к. XVIII в. в ходе первой индустриальной революции. В начале ХХ в. индустриальное развитие вступает в новую фазу, какой из перечисленных факторов будет играть определяющую роль в этом процессе? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Какой тип общества характеризуют данные признаки?

  • урбанизация
  • классовое деление общества
  • индустриализация
  • представительная демократия
  • смена политических элит
  • быстрое развитие точных наук, технологий
  • формирование потребительского мышления
  • окончательное оформление частной собственности
  • милитаризация экономики, борьба за ресурсы

Вы правы, это признаки индустриального общества. Переход к индустриальному обществу в развитых странах Западной Европы и США начался в к. XVIII в. в ходе первой индустриальной революции. В начале ХХ в. индустриальное развитие вступает в новую фазу, какой из перечисленных факторов будет играть определяющую роль в этом процессе?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

  • Ускорение НТП в начале ХХ в.

Что такое НТП?

Научно технический прогресс – исторически обусловленный непрерывный процесс совершенствования средств и предметов труда, технологий производства, форм и методов организации труда и производства на основе широкого использования достижений науки и техники.

1. Ускорение НТП в начале ХХ в.

Что такое НТП? (ответы учащихся)

Обобщение учителя: Определений НТП довольно много:

это поступательное движение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов производительных сил общественного производства на основе широкого познания и освоения внешних сил природы.

это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений научных знаний.

это процесс постоянного совершенствования средств и предметов труда, технологии, организации и управления производством, профессионального и образовательного уровня занятых в производстве.

Однако в начале ХХ века научно-технический прогресс принял характер НТР, его темпы значительно ускорились, открытия ученый буквально перевернули прежние представления о мирознании.

Задание: стр. 4-5. Выписать причины ускорения НТП в нач. ХХ в. (3 минуты на работу).

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Причины ускорения НТП  в начале ХХ в.   И спользование  достижений многих поколений ученых  Интернационализация науки  Интеграция научных отраслей  Сближение научного и  технического прогресса  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Причины ускорения НТП

в начале ХХ в.

  • И спользование достижений многих поколений ученых
  • Интернационализация науки
  • Интеграция научных отраслей
  • Сближение научного и

технического прогресса

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Основные достижения НТП в начале ХХ в. Направления НТП Достижения, открытия, изобретения Транспорт Материалы Энергетика Связь Медицина Познакомимся с основными направлениями и достижениями НТП в начале ХХ века. Задание: стр. 5 – 8 заполнить таблицу, работаем по вариантам: 1 ряд – выясняет, какие были достижения в транспорте и материалах  2 ряд – энергетика 3 ряд – связь и медицина (10 мин) Подумайте, какое из достижений, по вашему мнению, было самым важным? Есть ли взаимосвязь между достижениями НТП? Задание: стр. 5 – 8 заполнить таблицу. Какое из достижений, по вашему мнению, было самым важным? Есть ли взаимосвязь между достижениями НТП? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Основные достижения НТП в

начале ХХ в.

Направления НТП

Достижения, открытия, изобретения

Транспорт

Материалы

Энергетика

Связь

Медицина

Познакомимся с основными направлениями и достижениями НТП в начале ХХ века.

Задание: стр. 5 – 8 заполнить таблицу, работаем по вариантам:

1 ряд – выясняет, какие были достижения в транспорте и материалах 2 ряд – энергетика

3 ряд – связь и медицина (10 мин)

Подумайте, какое из достижений, по вашему мнению, было самым важным? Есть ли взаимосвязь между достижениями НТП?

Задание: стр. 5 – 8 заполнить таблицу.

Какое из достижений, по вашему мнению, было самым важным?

Есть ли взаимосвязь между достижениями НТП?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Направления НТП Достижения, открытия, изобретения Транспорт новые виды транспорта: трамваи, метро, автомобили, самолеты Материалы сталь и др. материалы повышенной прочности; искусственные волокна – капрон, нейлон, синтетические смолы Проверка выполнения задания: в ходе проверки учащиеся делают необходимы записи, редактируют готовые(при необхлдимости) Томасовский способ выплавки стали Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Направления НТП

Достижения, открытия, изобретения

Транспорт

новые виды транспорта: трамваи, метро, автомобили, самолеты

Материалы

сталь и др. материалы повышенной прочности; искусственные волокна – капрон, нейлон, синтетические смолы

Проверка выполнения задания: в ходе проверки учащиеся делают необходимы записи, редактируют готовые(при необхлдимости)

Томасовский способ выплавки стали

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Направления НТП Достижения, открытия, изобретения Энергетика овладение электроэнергией: превращение электроэнергии в механическую, передача на большие расстояния; появление дешевой гидроэнергии; частичная замена угля на теплоэлектростанциях на нефть и природный газ Плотина Гувера и объездной мост (США) Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Направления НТП

Достижения, открытия, изобретения

Энергетика

овладение электроэнергией: превращение электроэнергии в механическую, передача на большие расстояния;

появление дешевой гидроэнергии;

частичная замена угля на теплоэлектростанциях на нефть и природный газ

Плотина Гувера и объездной мост (США)

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Направления НТП Достижения, открытия, изобретения Связь достижения в области радиоэлектроники: международное радиовещание, появление телевидения Медицина  выявлены возбудители опасных болезней (например, холера, чума, туберкулез и др.), пути их передачи и способы лечения; разработка методов гигиены и санитарии, предупреждения эпидемий(вакцинация); новые лекарства, искусственные витамины, антибиотики, начало разработок антивирусных препаратов После проверки выполнения заполнения таблицы учитель организует обсуждение устного задания. Александр Флеминг – создатель пенициллина (1929г.) Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Направления НТП

Достижения, открытия, изобретения

Связь

достижения в области радиоэлектроники: международное радиовещание, появление телевидения

Медицина

выявлены возбудители опасных болезней (например, холера, чума, туберкулез и др.), пути их передачи и способы лечения;

разработка методов гигиены и санитарии, предупреждения эпидемий(вакцинация);

новые лекарства, искусственные витамины, антибиотики, начало разработок антивирусных препаратов

После проверки выполнения заполнения таблицы учитель организует обсуждение устного задания.

Александр Флеминг – создатель пенициллина

(1929г.)

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Переход к современному индустриальному производству  Менеджмент или управление производством - разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль производства. Первое применение на практике конвейерной системы Ф.Тейлора на автомобильном заводе Г.Форда . 3. Переход к современному индустриальному производству. Вспомните основные факторы производства. Какой новый фактор производства появился в ХХ веке? (ответы учащихся) Обобщение учителя:  Ме́неджмент или управление производством - разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль производства. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Переход к современному индустриальному производству

Менеджмент или управление производством - разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль производства.

Первое применение на практике конвейерной системы Ф.Тейлора на автомобильном заводе Г.Форда

. 3. Переход к современному индустриальному производству.

Вспомните основные факторы производства. Какой новый фактор производства появился в ХХ веке? (ответы учащихся)

Обобщение учителя: Ме́неджмент или управление производством - разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль производства.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Индустриальное производство Цель Обеспечение конкурентоспособности на мировом рынке Способы:  Совершенствование организации производства: снижение издержек за счет конвейерной технологии  Развитие транспорта и энергетики Размещение предприятий вблизи месторождений сырья, учет наличия дешевой рабочей силы и(или) большого количества потребителей готовой продукции Увеличение объемов производства – создание гигантов индустрии Постоянное обновление ассортимента продукции Технический прогресс Цель индустриального общества – обеспечение конкурентоспособности на мировом рынке. Есть несколько способов достижения этой цели: 1. совершенствование организации производства: снижение издержек за счет конвейерной технологии, что и было сделано Тейлором на заводах Генри Форда. Задание: стр. 8-9, дополнить схему. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Индустриальное производство

Цель

Обеспечение конкурентоспособности на мировом рынке

Способы:

  • Совершенствование организации производства: снижение издержек за счет конвейерной технологии
  • Развитие транспорта и энергетики
  • Размещение предприятий вблизи месторождений сырья, учет наличия дешевой рабочей силы и(или) большого количества потребителей готовой продукции
  • Увеличение объемов производства – создание гигантов индустрии
  • Постоянное обновление ассортимента продукции
  • Технический прогресс

Цель индустриального общества – обеспечение конкурентоспособности на мировом рынке. Есть несколько способов достижения этой цели:

1. совершенствование организации производства: снижение издержек за счет конвейерной технологии, что и было сделано Тейлором на заводах Генри Форда.

Задание: стр. 8-9, дополнить схему.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Пути развития капитализма «Прусский путь» развития капитализма «Американский путь» развития капитализма - помещичье землевладение не ликвидировано; - богатые сырьевые ресурсы; - буржуазия политической власти не имеет; демократия не развита. - наличие свободных земель – базы для фермерского хозяйства;  - большое количество переселенцев; - развитие науки, техники, строительство ж/д; Это медленный путь  развития капитализма - демократическая система. Это быстрый путь  развития капитализма   Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Пути развития капитализма

«Прусский путь»

развития капитализма

«Американский путь» развития капитализма

- помещичье землевладение не ликвидировано;

- богатые сырьевые ресурсы;

- буржуазия политической власти не имеет;

  • демократия не развита.

- наличие свободных земель – базы для фермерского хозяйства;

- большое количество переселенцев;

- развитие науки, техники, строительство ж/д;

Это медленный путь

развития капитализма

- демократическая система.

Это быстрый путь

развития капитализма

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Неизбежными стали экономические кризисы перепроизводства, которые вели к росту безработицы и усилению нищеты рабочих. Фабрика  Машинное производство  Уменьшение числа работников  Падение покупательной способности  Перенасыщение внутреннего рынка товарами 1825 г.  – первый кризис перепроизводства в Англии. 1836 – 1837 гг. – кризис в Англии, Франции, США. 1847 г. – кризис на всём европейском континенте. 1858 г. – мировой экономический кризис. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Неизбежными стали экономические кризисы перепроизводства, которые вели к росту безработицы и усилению нищеты рабочих.

Фабрика

Машинное производство

Уменьшение числа работников

Падение покупательной способности

Перенасыщение внутреннего рынка товарами

1825 г. – первый кризис перепроизводства в Англии.

1836 – 1837 гг. – кризис в Англии, Франции, США.

1847 г. – кризис на всём европейском континенте.

1858 г. – мировой экономический кризис.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Последствия кризисов Кризисы перепроизводства Социальные последствия Экономические последствия Сокращение зарплаты Сокращение производства Разорение мелких и средних собственников Рост безработицы Ухудшение положения населения Концентрация производства и капитала Социальные потрясения Образование монополий Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Последствия кризисов

Кризисы перепроизводства

Социальные последствия

Экономические последствия

Сокращение зарплаты

Сокращение производства

Разорение мелких и средних

собственников

Рост безработицы

Ухудшение положения населения

Концентрация производства и капитала

Социальные

потрясения

Образование монополий

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

 В конце XIX в. на смену капитализму свободной конкуренции пришёл монополистический капитализм (империализм) Империализм – высшая стадия развития монополистического капитализма; государственная политика, направленная на завоевание территорий, колоний, установление политического или экономического контроля над другими государствами. Монополия – промышленная или финансовая корпорация, сосредоточившая в своих руках господство в какой-либо отрасли хозяйства. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В конце XIX в. на смену капитализму свободной конкуренции пришёл монополистический капитализм (империализм)

Империализм – высшая стадия развития монополистического капитализма; государственная политика, направленная на завоевание территорий, колоний, установление политического или экономического контроля над другими государствами.

Монополия промышленная или финансовая корпорация, сосредоточившая в своих руках господство в какой-либо отрасли хозяйства.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Капитализм Капитализм свободной конкуренции, классический с XVII века до середины Монополистический капитализм, империализм Признаки: с 1870-80х годов Признаки: 1) Свободная конкуренция  2) Свободный вход на рынок и выход  3) Преобладают мелкие и средние предприятия  4) Государство практически не вмешивается в экономику  5) Свободный доступ к информации XIX века 6) Неограниченное число субъектов экономической деятельности 1) Концентрация производства и образование монополий  2) Слияние банковского и промышленного капитала и образование финансовой олигархии  3) Ввоз и вывоз капитала  4) Борьба за передел мира, рынки сбыта  5) Образование межгосударственных монополий Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Капитализм

Капитализм свободной конкуренции, классический

с XVII века до середины

Монополистический капитализм, империализм

Признаки:

с 1870-80х годов

Признаки:

1) Свободная конкуренция 2) Свободный вход на рынок и выход 3) Преобладают мелкие и средние предприятия 4) Государство практически не вмешивается в экономику 5) Свободный доступ к информации

XIX века

6) Неограниченное число субъектов экономической деятельности

1) Концентрация производства и образование монополий 2) Слияние банковского и промышленного капитала и образование финансовой олигархии 3) Ввоз и вывоз капитала 4) Борьба за передел мира, рынки сбыта 5) Образование межгосударственных монополий

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Собственность Свободный капитализм Монополистический капитализм. Индивидуальная Размер капитала Империализм Совместная Мелкий Производство Вход на рынок, переток капитала Крупный Распылённое Концентрированное Свободный Орудие конкуренции Низкие цены Ограниченный Монопольные методы Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Собственность

Свободный капитализм

Монополистический капитализм.

Индивидуальная

Размер капитала

Империализм

Совместная

Мелкий

Производство

Вход на рынок, переток капитала

Крупный

Распылённое

Концентрированное

Свободный

Орудие конкуренции

Низкие цены

Ограниченный

Монопольные методы

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Виды монополий Картель - союз цено – образователей Синдикат – объединение по сбыту продукции Трест – предприятие - монополист Концерн – объединение трестов Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Виды монополий

Картель - союз

цено –

образователей

Синдикат

объединение по

сбыту продукции

Трест предприятие - монополист

Концерн объединение

трестов

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ПРИЗНАКИ ИМПЕРИАЛИЗМА 1.  Концентрация  производства и капиталов и появление монополий  Монополии Банковский капитал Промышленный капитал 2. Слияние  промышленного и банковского капитала и образование финансового капитала и финансовой олигархии Финансовая олигархия  - группа крупнейших капиталистов, владеющих промышленными и банковскими монополиями. 3. Вывоз капитала Строительство фабрик, дорог и т.д. Займы, кредиты 5. Территориальный раздел мира 4. Создание международных монополистических союзов, экономический раздел мира Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ПРИЗНАКИ ИМПЕРИАЛИЗМА

1. Концентрация производства и капиталов и появление монополий

Монополии

Банковский капитал

Промышленный капитал

2. Слияние промышленного и банковского капитала и образование финансового капитала и финансовой олигархии

Финансовая олигархия - группа крупнейших капиталистов, владеющих промышленными и банковскими монополиями.

3. Вывоз капитала

Строительство фабрик, дорог и т.д.

Займы, кредиты

5. Территориальный раздел мира

4. Создание международных монополистических союзов, экономический раздел мира

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Основные черты империализма Слияние промышленного и банковского капитала и образование финансового капитала и финансовой олигархии ; Преобладание вывоза капитала над вывозом товаров; Экономический раздел мира на сферы влияния; Территориальный раздел мира; Установление тесной связи финансовой олигархии с правительством. Финансовая олигархия господствовала не только в экономике, но и в политике, и в идеологии. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Основные черты империализма

  • Слияние промышленного и банковского капитала и образование финансового капитала и финансовой олигархии ;
  • Преобладание вывоза капитала над вывозом товаров;
  • Экономический раздел мира на сферы влияния;
  • Территориальный раздел мира;
  • Установление тесной связи финансовой олигархии с правительством.

Финансовая олигархия господствовала не только в экономике, но и в политике, и в идеологии.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В эпоху монополистического капитализма усиливается неравномерность развития капиталистических стран, что приводит к постоянному изменению расстановки сил в их конкурентной борьбе. На мировую арену вышли страны молодого капитализма – Россия, Германия, Италия, США – оттеснив на задний план страны старого капитализма – Англию и Францию. Метрополия – государство, владеющее колониями Колония  – государство, потерявшее свою независимость, зависит от метрополии Доминионы  - самоуправляющиеся территории Британской империи со своими правительствами и парламентами: Канада(1867), Австралия(1900), Новая Зеландия(1907), ЮАС(1910). Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В эпоху монополистического капитализма усиливается неравномерность развития капиталистических стран, что приводит к постоянному изменению расстановки сил в их конкурентной борьбе. На мировую арену вышли страны молодого капитализма – Россия, Германия, Италия, США – оттеснив на задний план страны старого капитализма – Англию и Францию.

Метрополия – государство, владеющее колониями

Колония – государство, потерявшее свою независимость, зависит от метрополии

Доминионы - самоуправляющиеся территории Британской империи со своими правительствами и парламентами: Канада(1867), Австралия(1900), Новая Зеландия(1907), ЮАС(1910).

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Оценка империализма Достоинства Недостатки  внедрение новой техники  повышение производительности труда  определенное снижение конкуренции  сосредоточение власти в руках небольшой группы людей  усиление колониальных захватов    XIX век – время становления в Европе и США индустриального общества XIX век – время обострения всех противоречий, которые привели к двум мировым войнам и революциям Монополистический капитализм – один из закономерных этапов модернизации капиталистического производства. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Оценка империализма

Достоинства

Недостатки

  • внедрение новой техники
  • повышение производительности труда
  • определенное снижение конкуренции
  • сосредоточение власти в руках небольшой группы людей
  • усиление колониальных захватов

XIX век – время становления в Европе и США индустриального общества

XIX век – время обострения всех противоречий, которые привели к двум мировым войнам и революциям

Монополистический капитализм – один из закономерных этапов модернизации капиталистического производства.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

+  Последствия монополизации   Сдерживание технического прогресса Возможность осуществлять крупные проекты Искусственное завышение цен ведет к росту напряженности в обществе  Более низкие издержки (затраты) производства Противоречие Устойчивость в период кризисов Подавление конкуренции – уничтожение основы рынка Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

+

Последствия монополизации

Сдерживание технического прогресса

Возможность осуществлять крупные проекты

Искусственное завышение цен ведет к росту напряженности в обществе

Более низкие издержки (затраты)

производства

Противоречие

Устойчивость в период кризисов

Подавление конкуренции – уничтожение основы рынка

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вследствие отрицательного влияния монополий на экономическую и социальную жизнь, ряд государств начинает усиливать свою роль в регулировании экономики . Постепенно стала складываться смешанная рыночно-государственная экономика.   Государство Развитие социальной инфраструктуры Теодор Рузвельт Президент США в 1901-1908 гг. Антимонопольные законы Система центральных банков Правила поведения субъектов экономических отношений Социальные реформы Следствия: Рост государственных расходов, борьба за налоговую реформу Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вследствие отрицательного влияния монополий на экономическую и социальную жизнь, ряд государств начинает усиливать свою роль в регулировании экономики . Постепенно стала складываться смешанная рыночно-государственная экономика.

Государство

Развитие социальной инфраструктуры

Теодор Рузвельт Президент США в 1901-1908 гг.

Антимонопольные законы

Система центральных банков

Правила поведения субъектов экономических отношений

Социальные реформы

  • Следствия:

Рост государственных расходов, борьба за налоговую реформу

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Новый империализм - это явление в развитии капитализма конца XIX – начала XX в., проявившееся в стремлении ведущих держав захватывать или устанавливать контроль над новыми территориями с целью обеспечения преимущественного оборота собственных товаров. Причины возникновения «нового империализма» Политические - стремление всех стран упрочить свои позиции в мировом балансе сил. Экономические - потребности в сырье и продовольствии, стремление добиться новых рынков сбыта . Суть: стремление выкроить лишний кусок земли, где можно было обеспечить преимущество для своих товаров, своих компаний и не дать такой возможности для товаров и компаний других стран . Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Новый империализм

- это явление в развитии капитализма конца XIX – начала XX в., проявившееся в стремлении ведущих держав захватывать или устанавливать контроль над новыми территориями с целью обеспечения преимущественного оборота собственных товаров.

Причины возникновения «нового империализма»

Политические - стремление всех стран упрочить свои позиции в мировом балансе сил.

Экономические - потребности в сырье и продовольствии, стремление добиться новых рынков сбыта .

Суть: стремление выкроить лишний кусок земли, где можно было обеспечить преимущество для своих товаров, своих компаний и не дать такой возможности для товаров и компаний других стран .

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание § 1 и 2 до стр. 17. Выучить новые понятия. *Презентация о достижениях НТП российских ученых и изобретателей начала ХХ в. * Таблица «Основные открытия в естествознании в первые десятилетия ХХ века» (на выбор) Дата Область науки Открытие Ученые Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание

§ 1 и 2 до стр. 17. Выучить новые понятия.

*Презентация о достижениях НТП российских ученых и изобретателей начала ХХ в.

* Таблица «Основные открытия в естествознании в первые десятилетия ХХ века» (на выбор)

Дата

Область науки

Открытие

Ученые

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!