СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-публицистическая статья "А.С. Пушкин и В.В. Маяковский - герои своего времени"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье автор размышляет о том, что может быть общего у таких разных поэтов, почему их можно считать "героями" своего времени. Данная статья может пригодиться учителям литературы при подготовке к урокам по творчеству В.В. Маяковского.

Просмотр содержимого документа
«Научно-публицистическая статья "А.С. Пушкин и В.В. Маяковский - герои своего времени"»

Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина

Пушкинские чтения.













А.С. Пушкин и В.В. Маяковский –

«герои своего времени»









Саранчина

Анастасия Владимировна,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «СОШ №4»












г. Черногорск, 2017


Пушкин и Маяковский: «Герои своего времени».


Выбирая тему для выступления, я долго не могла определиться: о чем же писать? О Пушкине сказано много, даже очень. Чтобы открыть что-то новое, хотя бы для себя, нужно заниматься серьезными исследованиями, на которые просто не хватает времени. Раз за разом перечитывая предложенные темы, почему-то всегда останавливалась на Маяковском. Бессознательно. Потом внезапно вспомнила фразу, оставшуюся для меня непонятной еще со школьных времен: «Сбросить с парохода современности Пушкина, Толстого, Достоевского…» Манифест футуристов (будетлян) «Пощечина общественному вкусу». Самая яркая фигура этого направления – Владимир Маяковский.

Зачем сбрасывать? За что? Почему?

Маяковского любила всегда, хоть и не всегда понимала. С удовольствием учила его стихи в школе и помню до сих пор «Хорошее отношение к лошадям», «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте» и др. Я задумалась. Действительно ли Маяковский отрицал классическую поэзию? Пушкина? Тема для выступления созрела. Чтение биографических материалов о Владимире Маяковском, воспоминаний его современников, натолкнуло на размышления… А можно ли сравнить поэтов, найти общее, одновременно доказывая, что не отрицал Маяковский Пушкина?


Пушкин и Маяковский…

Вижу обоих в черных цилиндрах и с тростями. Александра Сергеевича представить нетрудно, а вот Владимир Маяковский… Не так уж часто встречаются нам его изображения и портреты (по сравнению с Пушкиным). Из воспоминаний близкого друга В.В. Маяковского Ю. Олеши: «…У него трость. Он не столько ударяет ею по земле, сколько размахивает в воздухе». Из воспоминаний Л. Ю. Брик: «В то время(1915 г.) Маяковский был франтом – визитка, цилиндр».

Пушкин и Маяковский…

Есть ли что-то, что сближает эти имена, что связывает таких разных поэтов?

«Маленький» Александр Сергеевич и «громада» - Владимир Владимирович… Их разделяет век – целых 100 лет. За это время очень много произошло в истории России и в мире вообще. Они жили в разные исторические эпохи, в разных социальных условиях, впитывали искусство и культуру СВОЕГО времени.

Маяковский жил в неспокойное историческое время (свержение монархического строя - революции 1905, 1917 годов, гражданская война). Для России это был переломный момент. Наружу вырывалось все грязное, жестокое, кровавое, что накопилось в народе. Жизнь в те годы была непредсказуемой, неспокойной, утрачивались связи с природой, с естественной красотой мира. Менялось все, в том числе искусство и литература.

В эпоху Пушкина, конечно, были войны и революции (война 1812 года, восстание декабристов), но сам дух времени был иным – спокойнее, сдержаннее, чище нравственно. Искусство и литература также были более «лиричными».

Я считаю, что слова Александра Блока, современника В. Маяковского, совершенно точно отражают разницу веков: «Люди стали жить странной, совсем чуждой человеческой жизнью. Прежде думали, что жизнь должна быть свободной, красивой, религиозной, творческой. Природа, искусство, литература были на первом плане. Теперь развилась порода людей, совершенно перевернувших эти понятия и тем не менее считающихся здоровыми. Они стали суетливы и бледнолицы. У них умерли страсти – и природа стала чужда и непонятна для них. … Что же делать? Необозримый, липкий паук поселился на месте святом и безмятежном, которое было символом золотого века. Чистые нравы, спокойные улыбки, тихие вечера – все заткано паутиной, и самое время остановилось. Радость остыла, очаги погасли. Времени больше нет. Двери открыты на вьюжную площадь» (1906).

Все знают, что всё внешнее в жизни (исторические события, социальные изменения, развитие прогресса) находит свое отражение в искусстве. В литературе как в искусстве слова это отражается глубже, ярче.

В творчестве Пушкина и Маяковского очень ярко проявилась та эпоха, в которую жил каждый из них.

В.В. Маяковский в своих произведениях пытался ориентироваться на «социальный заказ» (это понятие воспринималось им неоднозначно). «Чтобы правильно понимать социальный заказ, - писал он в статье «Как делать стихи», - поэт должен быть в центре дел и событий. Знание теории экономии, знание реального быта, внедрение в научную историю для поэта – самое важное». «Какие же данные необходимы для начала поэтической работы? Первое. Наличие задачи в обществе, разрешение которой мыслимо только поэтическим произведением. Социальный заказ. (Интересная тема для специальной работы: о несоответствиях социального заказа с заказом фактическим.)». «Например: социальное задание – дать слова для песен идущим на питерский фронт красноармейцам. Целевая установка – разбить Юденича. Материал – слова солдатского лексикона. Орудия производства – огрызок карандаша. Прием – рифмованная частушка. Результат:

Милкой мне в подарок бурка

И носки подарены.

Мчит Юденич с Петербурга

Весь наскипидаренный».


Творчество Александра Сергеевича на первый взгляд не кажется ограниченным в рамках «социального заказа». На самом деле поэзия Пушкина подвергалась жесткой цензуре, причем государственной. В последние годы жизни поэта работу его корректировал сам Николай ΙΙ. Пушкин был увлечен историей России, изучал много научных трудов, собирал сведения, рассказанные очевидцами (история Пугачева), поэтому большинство его произведений связано с историческими событиями и историческими личностями. В художественном произведении автор всегда выражает собственную точку зрения на те или иные факты, облекая все в оболочку вымышленного. Для того чтобы «субъективная точка зрения» поэта не отличалась от официальной (дабы не выявить «тайн истории», что может привести к нежелательным событиям), творчество писателя серьезно изучалось «тайной полицией» при Николае.

Пушкин и Маяковский…

А.С. Пушкин – гений века Золотого. В.В. Маяковский, по праву, – «глыба» века Серебряного.

Заслуга Александра Сергеевича, прежде всего в том, что он является «создателем» русского литературного языка. Как Пигмалион высек свою Галатею из куска мрамора, так и Пушкин, убрав из общенародного языка все лишнее (просторечие, церковнославянизмы, заимствования), показал русский язык во всей его красе: чистый, образный, свободный. Своим творчеством поэт доказал, что всё – от мимолетного душевного движения до события мирового уровня – можно описать тем языком, с помощью которого мы общаемся.

В искусстве 20 века Маяковский - явление огромного масштаба. В первую очередь Маяковский – новатор, новатор в искусстве слова.

Некоторые склонны видеть величие поэта в его изощренной изобразительности. Действительно, Маяковский был выдающимся мастером художественного слова, реформатором стиха. Он обогатил поэтическую лексику, ввел в поэзию новые принципы рифмовки, видоизменил стихотворные размеры, усилил выразительность и смысловую емкость каждой фразы, стал печатать стихи ступенчатой строкой.

Не удовлетворенный традиционными возможностями «самораскрытия» поэта в лирике, Маяковский ощущает необходимость расширения границ лирической поэзии. Это соответствовало и объективным потребностям времени, и его душевному складу. Ведь поэзия как «чувствилище эпохи» не могла не улавливать новых веяний, не учитывать того, что в 20 веке воздействие большой человеческой истории на судьбу отдельной личности необычайно усилилось.

Интерес вызывает тот факт, что Маяковский как представитель одного из литературных направлений 20 века – футуризма – отрицал классическую литературу.

Критическое отношение Владимира Владимировича к ряду форм лирической поэзии вызвано разными причинами. И, прежде всего, – ощущением того, что рамки «старой» лирики с ее традиционными темами – любви, природы, философских раздумий о жизни – стали слишком узки. В них не вмещается огромный и сложный мир чувствований человека новой эпохи. В нападках поэта на лирику выражается протест против субъективизма и бездуховности в поэзии, против упаднических настроений, против всякого рода, как он называл, «мелехлюндий» - салонной изысканности чувствований, мещанской красивости, эстетского самолюбования и прочих мелодраматических «изысков», существование которых их (мелехлюндий) приверженцы оправдывали правом поэтов на самовыражение.

В стихотворении «Юбилейное», посвященном А.С. Пушкину, Маяковский говорит о том, что «нами лирика в штыки неоднократно атакована», но дальше, в этом же стихотворении, поэт признается: «но поэзия – пресволочнейшая штуковина: существует – и не в зуб ногой». В этом стихотворении можно увидеть отношение Маяковского к Пушкину, а вместе с тем и ко всей классической поэзии:

«Мне приятно с вами…

муза это ловко за язык вас тянет»,


«Может,

я один действительно жалею,

что сегодня нету вас в живых.

Мне при жизни с вами

сговориться б надо.

Скоро вот и я умру

и буду нем.

После смерти

нам стоять почти что рядом:

вы на Пе, а я на эМ.

Кто меж нами?

С кем велите знаться?

Чересчур страна моя

поэтами нища…»,


«Были б живы –

стали бы по Лефу соредактор.

Я бы и агитки

вам доверить мог.

Раз бы показал:

- вот так-то, мол, и так-то…

Вы б смогли –

у вас хороший слог»,

«…Я даже ямбом

подсюсюкнул,

чтоб только быть приятней вам.

Вам теперь пришлось бы

бросить ямб картавый.

Нынче наши перья –

штык да зубья вил, -

битвы революций

посерьезнее «Полтавы»,

и любовь пограндиознее

онегинской любви»…


«Я люблю вас,

но живого,

а не мумию.

Навели хрестоматийный глянец.

Вы по-моемУ

при жизни – думаю –

тоже бушевали.

Африканец!»

В статье «Как писать стихи» Владимир Владимирович объясняет свое отношение к «старой» лирике: «На различных литературных диспутах, в разговоре с молодыми работниками словесных ассоциаций мне часто приходилось если не разбивать, то хотя бы дискредитировать старую поэтику. Самую, ни в чем не повинную старую поэзию, конечно, трогали мало. Ей попадало только, если ретивые защитники старья прятались от нового искусства за памятниковые зады.

Наоборот – снимая, громя и ворочая памятниками, мы показывали читателям Великих с совершенно неизвестной, неизученной стороны.

Детей всегда интересует, что внутри картонной лошади. После работы формалистов ясны внутренности бумажных коней и слонов. Если лошади при этом немного попортились – простите! С поэзией прошлого ругаться не приходится – это нам учебный материал.

Наша постоянная и главная ненависть обрушивается на романсово-критическую обывальщину. На тех, кто величие старой поэзии видит в том, что и они любили, как Онегин Татьяну (созвучие душе!), в том, что им поэты понятны (выучились в гимназии!), что ямбы ласкают ихнее ухо. Нам ненавистна нетрудная свистопляска потому, что она создает вокруг трудного и важного поэтического дела атмосферу полового содрогания и замирания, веры в то, что только вечную поэзию не берет никакая диалектика и что единственным процессом является вдохновенное задирание головы, в ожидании, пока небесная поэзия – дух сойдет на лысину в виде голубя, павлина или страуса».

Будучи одним из самых новаторских поэтов в мировой литературе, Маяковский в своем развитии опирался на богатейший опыт русской классики. Потому, что подлинное новаторство всегда возникает не за счет отказа от предшествующих традиций, а на основе их творческого освоения и переосмысления в новых исторических условиях.

Таким образом, изучая жизнь и творчество В.В. Маяковского, начинаешь ценить и понимать наследие, оставленное А.С. Пушкиным. И действительно, осознаешь, что не Пушкина отрицал Маяковский, не «старую» поэзию, а людей, которые не хотели принимать абсолютно ничего нового, не хотели жить по-новому, хотя это предполагалось всем ходом истории.

Что же объединяет таких разных людей? Любовь! Любовь к России, неравнодушие к тому, что происходит с родиной. Любовь к людям – ко всем, таким, какие есть – добрым и глупым, жестоким и наивным, бедным и богатым – к русским людям…

Любовь к языку, родному русскому языку.

Стремление «глаголом жечь сердца людей»!

Используемая литература.


1. Маяковский В.В. Избранные сочинения. В 2-х т. М.: Худож. лит., 1982.

2.Маяковский В.В. Стихотворения. Поэмы. Статьи. – М.: Олимп; Издательство АСТ, 1997. – 656 с. – (Школа классики).







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!