Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа пгт Зарубино Хасанского муниципального района»
«Эффект лотоса»
Выполнила: ученица 10 класса Балаева Елизавета.
Руководитель: учитель физики Бернацкая Евгения Владимировна.
Цель: объяснить «Эффект лотоса» на основе свойств поверхности и определить, где можно эти свойства использовать в технике и наблюдать в природе.
Гипотеза : смачиваемость зависит от структуры поверхности и формы объекта.
Методы исследования: изучение литературы, сайты сети интернет, информация СМИ, сравнение, наблюдение, анализ.
Задачи:
- Сбор литературы о теории явления.
- Изучение причин гидрофобности и гидрофильности, сравнение с эффектом лотоса.
- Физическое и физико-химическое обоснование явления.
- Поиск проявлений эффекта лотоса в природе.
- Получение образцов поверхностей с эффектом лотоса.
- Анализ возможностей практического использования «Эффекта лотоса».
Актуальность темы
Посёлок Зарубино, в котором я живу, расположен на берегу залива Посьета Японского моря. Климат умеренный муссонный. Летом выпадает около 70% годового количества осадков. Из-за большой влажности воздуха (70-80%) возникает проблема разрушения и гниения различных сооружений. В связи с этим, я решила изучить физико–химические свойства покрытия листа лотоса, для сохранения и очищения построек, сооружений.
Данный эффект, до конца не изучен и в будущем может быть полезным для человечества.
Нет ничего более изобретательного, чем природа. Марк Цицерон
История Открытия «Эффекта Лотоса»
Заслуга в открытии и изучении «Эффекта лотоса» принадлежит немецкому ботанику, профессору Вильгельму Бартлотту . В 1975г профессор активно исследовал эффект самоочищения. Только в 1990 г. ему удалось технически воспроизвезти этот физико-химический процесс, который позже был запатентован как «Эффект Лотоса».
Строение листа лотоса
Поверхность листа покрыта микропупырышками высотой 10 мкм
Микроворсинки еще меньших размеров
Состоят из воска
Понятие эффекта с точки зрения физики
Капиллярность
Смачивание
Поверхностное натяжение
СМАЧИВАНИЕ
Смачивание - явление, возникающее вследствие взаимодействия молекул жидкости с молекулами твердых тел.
Иммерсионное
Смачивание при полном погружении твердого тела в жидкость
Контактное
состоит из трёх фаз — твердая, жидкая, газообразная.
Иммерсионная
Смачивание при полном погружении твердого тела в жидкость
Гидрофильность - способность хорошо впитывать воду, а также высокая смачиваемость поверхностей водой.
Поверхностное натяжение
Краевой угол — это угол между плоскостью поверхности твердого тела, и жидкостью
когда 0°
угол ниже 5°
когда 90°
КАПИЛЛЯРНОСТЬ
Капилля́рность — явление подъема или опускания жидкости в капиллярах (узких каналах произвольной формы, пористых телах)
УПРАВЛЕНИЕ СМАЧИВАНИЕМ
Изменение температуры
Воздействие электрических и магнитных полей
Использование поверхностно-активных веществ
Обработка поверхности твердых тел ионизирующими излучениями
«Эффект лотоса» в природе
- Поверхность крыльев бабочек и многих других насекомых покрыта рядами крошечных волосков, формирующих воздушную прослойку, которая не даёт проникать влаге.
- На листьях многих растений, таких как капуста, камыш, тюльпан, тростник, водосбор, эвкалипт и многих других наблюдается «Эффект лотоса»
- Защитные водоотталкивающие свойства оперения водоплавающих птиц обусловлены их особой ребристой структурой
«ЭФФЕКТ ЛОТОСА» В БЫТУ
Самоочищающиеся стекла автомобиля. Капля воды, собирая грязь, отталкивает влагу, прилипших насекомых и т.д.
Самоочищающиеся покрытия защищают и очищают кожу, текстиль, пластик, стекла, керамику от грязи, влаги, жирных субстанций.
Также появляются самоочищающиеся краски, которыми покрывают фасады зданий.
Лакокрасочные покрытия; защитная водоотталкивающая и антибактериальная пропитка внутренней обивки и тентов; и т. п.
Практическая работа 1
Цель: выявить зависимость явления смачиваемости от капиллярности.
Ход работы:
- Взяли две полоски бумаги (10х4) (№1, №2), воск, два стакана воды одинаковой температуры (≈20˚С).
2. Растопили воск, опустили в него одну полоску бумаги (№2), высушили.
Полоска, обработанная воском
- Капнули на полоски окрашенную воду.
- Сравнили полоски №1, №2
Вывод: Полоска №1 намокла за счет капилляров в ней. Полоска бумаги №2, предварительно опущенная в воск, осталась сухой, так как воск закрыл капилляры и не пропустил воду.
Практическая работа 2
Цель: выявить, как смачиваемость поверхности зависит от угла наклона капли к поверхности.
Ход работы:
- Взяли две полоски бумаги (10х4) (№1, №2), спрей «Salton защита от влаги» для обуви.
- Обработали полоску №2 спреем Salton.
Капнули на полоски №1, №2 воду под разными углами
Угол
10
Обрабо
танная
Вид сбоку
30
Необрабо
танная
Вид сверху
Обрабо
танная
90
Необра
ботанная
Обрабо
танная
Необрабо
танная
10%
100%
0%
10%
5%
20%
Процент смачиваемости обработанной поверхности меньше, чем у необработанной поверхности.
Вывод: Из практической работы видно, что смачиваемость поверхности зависит от угла между поверхностью и направлением движения капли. Чем больше угол, тем больше процент смачиваемости поверхности.
Практическая работа 3
Цель: пронаблюдать поверхностное натяжение.
Ход работы:
- Взяли иглу и опустили в спирт
- Затем в масло
3. Аккуратно пинцетом положили иглу на «пленку» воды
.
Вывод: Иголка не тонет в воде, а лежит на поверхности, благодаря поверхностному натяжению воды. Это происходит потому, что молекулы масла не поляризованы и вода отталкивает их.
Практическая работа 4
Цель: получить в домашних условиях гидрофобную поверхность.
Ход работы:
- Растопили воск и опустили в него полоску бумаги.
- Снова растопили воск, добавили туда перемолотый мел, перемешали и опустили вторую полоску бумаги. (№2)
- На каждую полоску насыпаем мел.
4. Затем капаем на каждую полоску воду и наблюдаем.
Вывод: На образце №1 осталось больше мела, чем на образце №2. Это объясняется тем, что воск с мелом подобен поверхности листа лотоса, что определяет его гидрофобные свойства.
Практическая работа 5
Цель: выявить, как ведут себя капли воды на несмачиваемой поверхности.
Ход работы:
1. У нас есть два предметных стекла. Одно из этих стекол покрыли спреем, действие которого приблизительно воспроизводит «эффект лотоса».
А) Обработанное стекло
Б) Необработанное стекло
2. На каждое стекло капнули подкрашенной воды.
А
Б
Вывод: На необработанном стекле вода растеклась. На обработанном капли воды собрались и не растекались.
Заключение
По результатам проведенного анализа собранной информации пришла к выводу, что использование «эффекта лотоса» в виде специальных красок и покрытий, может увеличить срок эксплуатации различных поверхностей и при этом уменьшить расходы на их восстановление.
Мои предложения по использованию «Эффекта лотоса»:
- При постройке зданий покрывать крышу и фасады зданий краской с «эффектом лотоса»;
- Для увеличения срока использования одежды и обуви следует покрывать их специальными спреями;
- Для защиты от ржавчины и загрязнения поверхностей автомобилей нужно покрывать растворами с «эффектом лотоса»;
- С целью сохранения формы прически можно использовать лаки для волос на водоотталкивающей основе.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!