СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно - практическая конференция "Эффект лотоса"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа ученицы  10 класса Балаевой Елизаветы на научно - практическую конференцию.

Просмотр содержимого документа
«Научно - практическая конференция "Эффект лотоса"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа пгт Зарубино Хасанского муниципального района»   «Эффект лотоса» Выполнила: ученица 10 класса Балаева Елизавета. Руководитель: учитель физики Бернацкая Евгения Владимировна.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа пгт Зарубино Хасанского муниципального района»

«Эффект лотоса»

Выполнила: ученица 10 класса Балаева Елизавета.

Руководитель: учитель физики Бернацкая Евгения Владимировна.

Цель: объяснить «Эффект лотоса» на основе свойств поверхности и определить, где можно эти свойства использовать в технике и наблюдать в природе. Гипотеза : смачиваемость зависит от структуры поверхности и формы объекта.   Методы исследования: изучение литературы, сайты сети интернет, информация СМИ, сравнение, наблюдение, анализ.

Цель: объяснить «Эффект лотоса» на основе свойств поверхности и определить, где можно эти свойства использовать в технике и наблюдать в природе.

Гипотеза : смачиваемость зависит от структуры поверхности и формы объекта.

Методы исследования: изучение литературы, сайты сети интернет, информация СМИ, сравнение, наблюдение, анализ.

 Задачи: Сбор литературы о теории явления. Изучение причин гидрофобности и гидрофильности, сравнение с эффектом лотоса. Физическое и физико-химическое обоснование явления. Поиск проявлений эффекта лотоса в природе.  Получение образцов поверхностей с эффектом лотоса. Анализ возможностей практического использования «Эффекта лотоса».

Задачи:

  • Сбор литературы о теории явления.
  • Изучение причин гидрофобности и гидрофильности, сравнение с эффектом лотоса.
  • Физическое и физико-химическое обоснование явления.
  • Поиск проявлений эффекта лотоса в природе.
  • Получение образцов поверхностей с эффектом лотоса.
  • Анализ возможностей практического использования «Эффекта лотоса».
Актуальность темы Посёлок Зарубино, в котором я живу, расположен на берегу залива Посьета Японского моря. Климат умеренный муссонный. Летом выпадает около 70% годового количества осадков. Из-за большой влажности воздуха (70-80%) возникает проблема разрушения и гниения различных сооружений. В связи с этим, я решила изучить физико–химические свойства покрытия листа лотоса, для сохранения и очищения построек, сооружений. Данный эффект, до конца не изучен и в будущем может быть полезным для человечества.

Актуальность темы

Посёлок Зарубино, в котором я живу, расположен на берегу залива Посьета Японского моря. Климат умеренный муссонный. Летом выпадает около 70% годового количества осадков. Из-за большой влажности воздуха (70-80%) возникает проблема разрушения и гниения различных сооружений. В связи с этим, я решила изучить физико–химические свойства покрытия листа лотоса, для сохранения и очищения построек, сооружений.

Данный эффект, до конца не изучен и в будущем может быть полезным для человечества.

Нет ничего более изобретательного, чем природа. Марк Цицерон

Нет ничего более изобретательного, чем природа. Марк Цицерон

История Открытия «Эффекта Лотоса» Заслуга в открытии и изучении «Эффекта лотоса» принадлежит немецкому ботанику, профессору Вильгельму Бартлотту . В 1975г профессор активно исследовал эффект самоочищения. Только в 1990 г. ему удалось технически воспроизвезти этот физико-химический процесс, который позже был запатентован как «Эффект Лотоса».

История Открытия «Эффекта Лотоса»

Заслуга в открытии и изучении «Эффекта лотоса» принадлежит немецкому ботанику, профессору Вильгельму Бартлотту . В 1975г профессор активно исследовал эффект самоочищения. Только в 1990 г. ему удалось технически воспроизвезти этот физико-химический процесс, который позже был запатентован как «Эффект Лотоса».

Строение листа лотоса Поверхность листа покрыта микропупырышками высотой 10 мкм Микроворсинки еще меньших размеров Состоят из воска

Строение листа лотоса

Поверхность листа покрыта микропупырышками высотой 10 мкм

Микроворсинки еще меньших размеров

Состоят из воска

Понятие эффекта с точки зрения физики Капиллярность Смачивание Поверхностное натяжение

Понятие эффекта с точки зрения физики

Капиллярность

Смачивание

Поверхностное натяжение

СМАЧИВАНИЕ Смачивание - явление, возникающее вследствие взаимодействия молекул жидкости с молекулами твердых тел. Иммерсионное  Смачивание при полном погружении твердого тела в жидкость Контактное состоит из трёх фаз — твердая, жидкая, газообразная. Иммерсионная  Смачивание при полном погружении твердого тела в жидкость Гидрофильность - способность хорошо впитывать воду, а также высокая смачиваемость поверхностей водой.

СМАЧИВАНИЕ

Смачивание - явление, возникающее вследствие взаимодействия молекул жидкости с молекулами твердых тел.

Иммерсионное

Смачивание при полном погружении твердого тела в жидкость

Контактное

состоит из трёх фаз — твердая, жидкая, газообразная.

Иммерсионная

Смачивание при полном погружении твердого тела в жидкость

Гидрофильность - способность хорошо впитывать воду, а также высокая смачиваемость поверхностей водой.

Поверхностное натяжение Краевой угол — это угол между плоскостью поверхности твердого тела, и жидкостью когда 0° угол ниже 5° когда 90°

Поверхностное натяжение

Краевой угол — это угол между плоскостью поверхности твердого тела, и жидкостью

когда 0°

угол ниже 5°

когда 90°

КАПИЛЛЯРНОСТЬ Капилля́рность — явление подъема или опускания жидкости в капиллярах (узких каналах произвольной формы, пористых телах)

КАПИЛЛЯРНОСТЬ

Капилля́рность — явление подъема или опускания жидкости в капиллярах (узких каналах произвольной формы, пористых телах)

УПРАВЛЕНИЕ СМАЧИВАНИЕМ Изменение температуры Воздействие электрических и магнитных полей Использование поверхностно-активных веществ Обработка поверхности твердых тел ионизирующими излучениями

УПРАВЛЕНИЕ СМАЧИВАНИЕМ

Изменение температуры

Воздействие электрических и магнитных полей

Использование поверхностно-активных веществ

Обработка поверхности твердых тел ионизирующими излучениями

«Эффект лотоса» в природе Поверхность крыльев бабочек и многих других насекомых покрыта рядами крошечных волосков, формирующих воздушную прослойку, которая не даёт проникать влаге. На листьях многих растений, таких как капуста, камыш, тюльпан, тростник, водосбор, эвкалипт и многих других наблюдается «Эффект лотоса» Защитные водоотталкивающие свойства оперения водоплавающих птиц обусловлены их особой ребристой структурой

«Эффект лотоса» в природе

  • Поверхность крыльев бабочек и многих других насекомых покрыта рядами крошечных волосков, формирующих воздушную прослойку, которая не даёт проникать влаге.
  • На листьях многих растений, таких как капуста, камыш, тюльпан, тростник, водосбор, эвкалипт и многих других наблюдается «Эффект лотоса»
  • Защитные водоотталкивающие свойства оперения водоплавающих птиц обусловлены их особой ребристой структурой
«ЭФФЕКТ ЛОТОСА» В БЫТУ Самоочищающиеся стекла автомобиля. Капля воды, собирая грязь, отталкивает влагу, прилипших насекомых и т.д. Самоочищающиеся покрытия защищают и очищают кожу, текстиль, пластик, стекла, керамику от грязи, влаги, жирных субстанций. Также появляются самоочищающиеся краски, которыми покрывают фасады зданий. Лакокрасочные покрытия; защитная водоотталкивающая и антибактериальная пропитка внутренней обивки и тентов; и т. п.

«ЭФФЕКТ ЛОТОСА» В БЫТУ

Самоочищающиеся стекла автомобиля. Капля воды, собирая грязь, отталкивает влагу, прилипших насекомых и т.д.

Самоочищающиеся покрытия защищают и очищают кожу, текстиль, пластик, стекла, керамику от грязи, влаги, жирных субстанций.

Также появляются самоочищающиеся краски, которыми покрывают фасады зданий.

Лакокрасочные покрытия; защитная водоотталкивающая и антибактериальная пропитка внутренней обивки и тентов; и т. п.

Практическая работа 1 Цель: выявить зависимость явления смачиваемости от капиллярности. Ход работы:  Взяли две полоски бумаги (10х4) (№1, №2), воск, два стакана воды одинаковой температуры (≈20˚С).         2. Растопили воск, опустили в него одну полоску бумаги (№2), высушили. Полоска, обработанная воском

Практическая работа 1

Цель: выявить зависимость явления смачиваемости от капиллярности.

Ход работы:

  • Взяли две полоски бумаги (10х4) (№1, №2), воск, два стакана воды одинаковой температуры (≈20˚С).

2. Растопили воск, опустили в него одну полоску бумаги (№2), высушили.

Полоска, обработанная воском

Капнули на полоски окрашенную воду.        Сравнили полоски №1, №2    Вывод: Полоска №1 намокла за счет капилляров в ней. Полоска бумаги №2, предварительно опущенная в воск, осталась сухой, так как воск закрыл капилляры и не пропустил воду.
  • Капнули на полоски окрашенную воду.
  • Сравнили полоски №1, №2

Вывод: Полоска №1 намокла за счет капилляров в ней. Полоска бумаги №2, предварительно опущенная в воск, осталась сухой, так как воск закрыл капилляры и не пропустил воду.

Практическая работа 2 Цель: выявить, как смачиваемость поверхности зависит от угла наклона капли к поверхности. Ход работы: Взяли две полоски бумаги (10х4) (№1, №2), спрей «Salton защита от влаги» для обуви.      Обработали полоску №2 спреем Salton.

Практическая работа 2

Цель: выявить, как смачиваемость поверхности зависит от угла наклона капли к поверхности.

Ход работы:

  • Взяли две полоски бумаги (10х4) (№1, №2), спрей «Salton защита от влаги» для обуви.
  • Обработали полоску №2 спреем Salton.
Капнули на полоски №1, №2 воду под разными углами Угол 10    Обрабо танная Вид сбоку 30  Необрабо танная Вид сверху Обрабо танная 90  Необра ботанная Обрабо танная Необрабо танная 10% 100% 0% 10% 5% 20%

Капнули на полоски №1, №2 воду под разными углами

Угол

10 

 

Обрабо

танная

Вид сбоку

30 

Необрабо

танная

Вид сверху

Обрабо

танная

90 

Необра

ботанная

Обрабо

танная

Необрабо

танная

10%

100%

0%

10%

5%

20%

Процент смачиваемости обработанной поверхности меньше, чем у необработанной поверхности. Вывод: Из практической работы видно, что смачиваемость поверхности зависит от угла между поверхностью и направлением движения капли. Чем больше угол, тем больше процент смачиваемости поверхности.

Процент смачиваемости обработанной поверхности меньше, чем у необработанной поверхности.

Вывод: Из практической работы видно, что смачиваемость поверхности зависит от угла между поверхностью и направлением движения капли. Чем больше угол, тем больше процент смачиваемости поверхности.

Практическая работа 3 Цель: пронаблюдать поверхностное натяжение. Ход работы: Взяли иглу и опустили в спирт        Затем в масло

Практическая работа 3

Цель: пронаблюдать поверхностное натяжение.

Ход работы:

  • Взяли иглу и опустили в спирт
  • Затем в масло
3. Аккуратно пинцетом положили иглу на «пленку» воды . Вывод: Иголка не тонет в воде, а лежит на поверхности, благодаря поверхностному натяжению воды. Это происходит потому, что молекулы масла не поляризованы и вода отталкивает их.

3. Аккуратно пинцетом положили иглу на «пленку» воды

.

Вывод: Иголка не тонет в воде, а лежит на поверхности, благодаря поверхностному натяжению воды. Это происходит потому, что молекулы масла не поляризованы и вода отталкивает их.

Практическая работа 4 Цель: получить в домашних условиях гидрофобную поверхность. Ход работы: Растопили воск и опустили в него полоску бумаги. Снова растопили воск, добавили туда перемолотый мел, перемешали и опустили вторую полоску бумаги. (№2) На каждую полоску насыпаем мел.

Практическая работа 4

Цель: получить в домашних условиях гидрофобную поверхность.

Ход работы:

  • Растопили воск и опустили в него полоску бумаги.
  • Снова растопили воск, добавили туда перемолотый мел, перемешали и опустили вторую полоску бумаги. (№2)
  • На каждую полоску насыпаем мел.
4. Затем капаем на каждую полоску воду и наблюдаем. Вывод: На образце №1 осталось больше мела, чем на образце №2. Это объясняется тем, что воск с мелом подобен поверхности листа лотоса, что определяет его гидрофобные свойства.

4. Затем капаем на каждую полоску воду и наблюдаем.

Вывод: На образце №1 осталось больше мела, чем на образце №2. Это объясняется тем, что воск с мелом подобен поверхности листа лотоса, что определяет его гидрофобные свойства.

Практическая работа 5 Цель: выявить, как ведут себя капли воды на несмачиваемой поверхности. Ход работы: 1. У нас есть два предметных стекла. Одно из этих стекол покрыли спреем, действие которого приблизительно воспроизводит «эффект лотоса». А) Обработанное стекло Б) Необработанное стекло

Практическая работа 5

Цель: выявить, как ведут себя капли воды на несмачиваемой поверхности.

Ход работы:

1. У нас есть два предметных стекла. Одно из этих стекол покрыли спреем, действие которого приблизительно воспроизводит «эффект лотоса».

А) Обработанное стекло

Б) Необработанное стекло

2. На каждое стекло капнули подкрашенной воды. А Б Вывод: На необработанном стекле вода растеклась. На обработанном капли воды собрались и не растекались.

2. На каждое стекло капнули подкрашенной воды.

А

Б

Вывод: На необработанном стекле вода растеклась. На обработанном капли воды собрались и не растекались.

Заключение По результатам проведенного анализа собранной информации пришла к выводу, что использование «эффекта лотоса» в виде специальных красок и покрытий, может увеличить срок эксплуатации различных поверхностей и при этом уменьшить расходы на их восстановление. Мои предложения по использованию «Эффекта лотоса»: При постройке зданий покрывать крышу и фасады зданий краской с «эффектом лотоса»; Для увеличения срока использования одежды и обуви следует покрывать их специальными спреями; Для защиты от ржавчины и загрязнения поверхностей автомобилей нужно покрывать растворами с «эффектом лотоса»; С целью сохранения формы прически можно использовать лаки для волос на водоотталкивающей основе.

Заключение

По результатам проведенного анализа собранной информации пришла к выводу, что использование «эффекта лотоса» в виде специальных красок и покрытий, может увеличить срок эксплуатации различных поверхностей и при этом уменьшить расходы на их восстановление.

Мои предложения по использованию «Эффекта лотоса»:

  • При постройке зданий покрывать крышу и фасады зданий краской с «эффектом лотоса»;
  • Для увеличения срока использования одежды и обуви следует покрывать их специальными спреями;
  • Для защиты от ржавчины и загрязнения поверхностей автомобилей нужно покрывать растворами с «эффектом лотоса»;
  • С целью сохранения формы прически можно использовать лаки для волос на водоотталкивающей основе.
СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!