СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-практический семинар Творческий потенциал учителя – залог формирования одаренности у школьников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар для педагогов по формированию одаренности. Предложена анкета по выявлению одаренности. Признаки одаренности, условия формирования одареренных детей, рекомендации педагогам

Просмотр содержимого документа
«Научно-практический семинар Творческий потенциал учителя – залог формирования одаренности у школьников»

Научно-практический семинар  «Творческий потенциал учителя – залог формирования одаренности у школьников»  (для учителей биологии, химии, физики) Капранова Галина Викторовна , методист АГМК

Научно-практический семинар «Творческий потенциал учителя – залог формирования одаренности у школьников» (для учителей биологии, химии, физики)

Капранова Галина Викторовна , методист АГМК

Учитель 21 века У - умный, уверенный , успешный Ч - честный, чуткий И - интересный, инициативный, идейный, искренний Т - творческий, толерантный, терпеливый,  тактичный,  трудолюбивый, требовательный Е - единомышленник Л – л юбопытн ый, логичный, любящий ь

Учитель 21 века

  • У - умный, уверенный , успешный
  • Ч - честный, чуткий
  • И - интересный, инициативный, идейный, искренний
  • Т - творческий, толерантный, терпеливый, тактичный,
  • трудолюбивый, требовательный
  • Е - единомышленник
  • Л – л юбопытн ый, логичный, любящий
  • ь

Формула учительского успеха:  Успех учителя = Любовь к своей профессии + Любовь к детям + Знание своего предмета + Высокая требовательность + Уважение к окружающим + Моральная чистоплотность + Общественная активность + Высокая культура преподавателя.

Формула учительского успеха:

Успех учителя = Любовь к своей профессии + Любовь к детям + Знание своего предмета + Высокая требовательность + Уважение к окружающим + Моральная чистоплотность + Общественная активность + Высокая культура преподавателя.

ОДАРЕННОСТЬ Методики Ниже перечислены личностные черты и деловые качества,  которые учитель встречает у  своих учеников.  Отметьте знаком «+»  те свойства, которые Вам  нравятся в учениках,  а знаком «-» те, что  не нравятся.

ОДАРЕННОСТЬ Методики

Ниже перечислены личностные черты и деловые качества,

которые учитель встречает у

своих учеников.

Отметьте знаком «+»

те свойства, которые Вам

нравятся в учениках,

а знаком «-» те, что

не нравятся.

  • Дисциплинированный Неровно успевающий Организованный Выбивающийся из общего темпа Эрудированный Странный в поведении, непонятный Умеющий поддержать общее дел о Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями Стабильно успевающий (всегда хорошо учится) Занятый своими делами (индивидуалист) Быстро, «на лету» схватывающий Не умеющий общаться, конфликтный Общающийся легко, приятный в общении Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли Не всегда желающий подчиняться большинству
  • Дисциплинированный
  • Неровно успевающий
  • Организованный
  • Выбивающийся из общего темпа
  • Эрудированный
  • Странный в поведении, непонятный
  • Умеющий поддержать общее дел о
  • Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями
  • Стабильно успевающий (всегда хорошо учится)
  • Занятый своими делами (индивидуалист)
  • Быстро, «на лету» схватывающий
  • Не умеющий общаться, конфликтный
  • Общающийся легко, приятный в общении
  • Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного
  • Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли
  • Не всегда желающий подчиняться большинству

или официальному руководителю

Каких «+» у Вас больше?  Если чётных «+» больше, то  Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.  На практике такие учителя встречаются редко!

Каких «+» у Вас больше?

Если чётных «+» больше, то

Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.

На практике такие учителя встречаются редко!

ОДАРЕННОСТЬ УСПЕШНОСТЬ «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А.Сухомлинский Где труд – там успех

ОДАРЕННОСТЬ УСПЕШНОСТЬ

  • «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
  • В.А.Сухомлинский

Где труд – там успех

О даренными детьми называют: детей с интеллектом выше среднего; детей с высоким уровнем творческих способностей; детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты); детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

О даренными детьми называют:

детей с интеллектом выше среднего;

детей с высоким уровнем творческих способностей;

детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);

детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

 Степень одаренности  Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч. Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %. Третья — собственно одаренные (15‑25 %). Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) и 2-5% относят к умственно отсталым.

Степень одаренности

Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.

Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %.

Третья — собственно одаренные (15‑25 %).

Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) и 2-5% относят к умственно отсталым.

 Условия развития одаренности   Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями.  Однако не все они развиваются.  Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.  Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10 -летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам — 30‑40 %, а к семнадцати — только 15‑20 %.

Условия развития одаренности

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями.

Однако не все они развиваются.

Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.

Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10 -летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам — 30‑40 %, а к семнадцати — только 15‑20 %.

 Условия развития одаренности  Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается.  К 8 годам достигается 90% развития интеллекта;  По результатам диагностики интеллект 12 -летних подростков и уч-ся 11 -х классов существенно не отличаются.

Условия развития одаренности

Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается.

К 8 годам достигается 90% развития интеллекта;

По результатам диагностики интеллект 12 -летних подростков и уч-ся 11 -х классов существенно не отличаются.

Типы характеров  одаренных детей 1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый, с хорошим речевым развитием, лидер, фантазер. 2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий,  застенчивый пугливый.

Типы характеров одаренных детей

  • 1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый, с хорошим речевым развитием, лидер, фантазер.
  • 2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий,

застенчивый пугливый.

 Мысли великих педагогов . «Я понял, что детей надо любить не только красиво, но с чувством глубокой ответственности за их будущее; их надо любить всей своей жизнью, надо любить постоянно. А это значит – заботиться о них, о каждом из них, не услаждать их сказками о «светлом будущем», а вдохнуть в них мужество бороться против тьмы, учить их самим строить, облагораживать жизнь для себя и для других и защищать ее» Педагогика Любви Шалвы Александровича Амонашвили  в книге «КАК ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ?»

Мысли великих педагогов

.

«Я понял, что детей надо любить не только красиво, но с чувством глубокой ответственности за их будущее; их надо любить всей своей жизнью, надо любить постоянно. А это значит – заботиться о них, о каждом из них, не услаждать их сказками о «светлом будущем», а вдохнуть в них мужество бороться против тьмы, учить их самим строить, облагораживать жизнь для себя и для других и защищать ее»

Педагогика Любви Шалвы Александровича Амонашвили

в книге «КАК ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ?»

«Плата за талант»  Развитая речь и богатый словарный запас часто могут проявляться только в устной речи . Л юбознательны , однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал. Способны к длительной интенсивной деятельности , но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны.

«Плата за талант»

Развитая речь и богатый словарный запас часто могут проявляться только в устной речи .

Л юбознательны , однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал.

Способны к длительной интенсивной деятельности , но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны.

«Плата за талант» Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие переживания в случае неудачи » Для одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и их познавательных особенностей. Развитие интеллекта и чувств у одаренных идет неравномерно, поэтому они стремятся использовать свои преимущества в интеллектуальной сфере для того, чтобы замаскировать эмоциональную незрелость.

«Плата за талант»

Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие переживания в случае неудачи »

Для одаренных особенно важно совпадение стиля

обучения и их познавательных особенностей.

Развитие интеллекта и чувств у одаренных идет неравномерно, поэтому они стремятся использовать свои преимущества в интеллектуальной сфере

для того, чтобы замаскировать эмоциональную незрелость.

Рекомендации учителям: Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно. Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

Рекомендации учителям:

  • Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
  • Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
  • Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.
  • Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
  • Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач.
  • Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
Рекомендации учителям: Учителю не следует уделять слишком много внимания  игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель.  Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы. Другая крайность — преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны учителя,— конечно, недопустима .

Рекомендации учителям:

  • Учителю не следует уделять слишком много внимания

игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель.

  • Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы. Другая крайность — преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны учителя,— конечно, недопустима .
Пути развития одаренности В зрелом возрасте Крылов начал писать в 40 лет, Аксаков – в 55 лет; А.Энштейн

Пути развития одаренности

  • В зрелом возрасте
  • Крылов начал писать в 40 лет,
  • Аксаков – в 55 лет;
  • А.Энштейн
Пути развития одаренности В период отрочества : Ф. И. Тютчев поступил в университет в 15 лет. Будущий поэт освоил курс всего за два года. Л. Д. Ландау, поступивший в университет в 13 лет, стал выдающимся физиком. Дипломат, писатель и полиглот А. С. Грибоедов поступил в Московский университет в 11 лет.

Пути развития одаренности

  • В период отрочества :
  • Ф. И. Тютчев поступил в университет в 15 лет. Будущий поэт освоил курс всего за два года.
  • Л. Д. Ландау, поступивший в университет в 13 лет, стал выдающимся физиком.
  • Дипломат, писатель и полиглот А. С. Грибоедов поступил в Московский университет в 11 лет.
Пути развития одаренности Раннее проявление Трехлетний Моцарт, четырехлетний Ф.Й.Гайдн; Пятилетний Я.Л.Ф.Мендельсон; С.С.Прокофьев, выступивший композитором в 8 лет.

Пути развития одаренности

  • Раннее проявление
  • Трехлетний Моцарт, четырехлетний Ф.Й.Гайдн;
  • Пятилетний Я.Л.Ф.Мендельсон;
  • С.С.Прокофьев, выступивший композитором в 8 лет.
Спасибо за внимание! Идущий - прав. На пик взошедший - прав.  И даже прав сорвавшийся с вершины. Не  прав лишь тот, кто, зная о вершинах,  стоит и медлит у подножья гор. Учительство – не труд, а отреченье, Умение всего себя отдать, Уйти на долгий подвиг и мученье, И в этом видеть свет и благодать. Учительство – когда в глазах холодных Зажжется понимания заря, И ты поймешь: старался не бесплодно И знания свои давал не зря!

Спасибо за внимание!

Идущий - прав. На пик взошедший - прав.

И даже прав сорвавшийся с вершины.

Не прав лишь тот, кто, зная о вершинах,

стоит и медлит у подножья гор.

Учительство – не труд, а отреченье,

Умение всего себя отдать,

Уйти на долгий подвиг и мученье,

И в этом видеть свет и благодать.

Учительство – когда в глазах холодных

Зажжется понимания заря,

И ты поймешь: старался не бесплодно

И знания свои давал не зря!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!