Научно-практический семинар «Творческий потенциал учителя – залог формирования одаренности у школьников» (для учителей биологии, химии, физики)
Капранова Галина Викторовна , методист АГМК
Учитель 21 века
- У - умный, уверенный , успешный
- Ч - честный, чуткий
- И - интересный, инициативный, идейный, искренний
- Т - творческий, толерантный, терпеливый, тактичный,
- трудолюбивый, требовательный
- Е - единомышленник
- Л – л юбопытн ый, логичный, любящий
- ь
Формула учительского успеха:
Успех учителя = Любовь к своей профессии + Любовь к детям + Знание своего предмета + Высокая требовательность + Уважение к окружающим + Моральная чистоплотность + Общественная активность + Высокая культура преподавателя.
ОДАРЕННОСТЬ Методики
Ниже перечислены личностные черты и деловые качества,
которые учитель встречает у
своих учеников.
Отметьте знаком «+»
те свойства, которые Вам
нравятся в учениках,
а знаком «-» те, что
не нравятся.
- Дисциплинированный Неровно успевающий Организованный Выбивающийся из общего темпа Эрудированный Странный в поведении, непонятный Умеющий поддержать общее дел о Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями Стабильно успевающий (всегда хорошо учится) Занятый своими делами (индивидуалист) Быстро, «на лету» схватывающий Не умеющий общаться, конфликтный Общающийся легко, приятный в общении Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли Не всегда желающий подчиняться большинству
- Дисциплинированный
- Неровно успевающий
- Организованный
- Выбивающийся из общего темпа
- Эрудированный
- Странный в поведении, непонятный
- Умеющий поддержать общее дел о
- Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями
- Стабильно успевающий (всегда хорошо учится)
- Занятый своими делами (индивидуалист)
- Быстро, «на лету» схватывающий
- Не умеющий общаться, конфликтный
- Общающийся легко, приятный в общении
- Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного
- Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли
- Не всегда желающий подчиняться большинству
или официальному руководителю
Каких «+» у Вас больше?
Если чётных «+» больше, то
Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.
На практике такие учителя встречаются редко!
ОДАРЕННОСТЬ УСПЕШНОСТЬ
- «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
- В.А.Сухомлинский
Где труд – там успех
О даренными детьми называют:
детей с интеллектом выше среднего;
детей с высоким уровнем творческих способностей;
детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Степень одаренности
Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.
Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %.
Третья — собственно одаренные (15‑25 %).
Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) и 2-5% относят к умственно отсталым.
Условия развития одаренности
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями.
Однако не все они развиваются.
Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.
Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10 -летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам — 30‑40 %, а к семнадцати — только 15‑20 %.
Условия развития одаренности
Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается.
К 8 годам достигается 90% развития интеллекта;
По результатам диагностики интеллект 12 -летних подростков и уч-ся 11 -х классов существенно не отличаются.
Типы характеров одаренных детей
- 1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый, с хорошим речевым развитием, лидер, фантазер.
- 2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий,
застенчивый пугливый.
Мысли великих педагогов
.
«Я понял, что детей надо любить не только красиво, но с чувством глубокой ответственности за их будущее; их надо любить всей своей жизнью, надо любить постоянно. А это значит – заботиться о них, о каждом из них, не услаждать их сказками о «светлом будущем», а вдохнуть в них мужество бороться против тьмы, учить их самим строить, облагораживать жизнь для себя и для других и защищать ее»
Педагогика Любви Шалвы Александровича Амонашвили
в книге «КАК ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ?»
«Плата за талант»
Развитая речь и богатый словарный запас часто могут проявляться только в устной речи .
Л юбознательны , однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал.
Способны к длительной интенсивной деятельности , но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны.
«Плата за талант»
Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие переживания в случае неудачи »
Для одаренных особенно важно совпадение стиля
обучения и их познавательных особенностей.
Развитие интеллекта и чувств у одаренных идет неравномерно, поэтому они стремятся использовать свои преимущества в интеллектуальной сфере
для того, чтобы замаскировать эмоциональную незрелость.
Рекомендации учителям:
- Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
- Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
- Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.
- Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
- Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач.
- Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
Рекомендации учителям:
- Учителю не следует уделять слишком много внимания
игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель.
- Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы. Другая крайность — преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны учителя,— конечно, недопустима .
Пути развития одаренности
- Крылов начал писать в 40 лет,
- Аксаков – в 55 лет;
- А.Энштейн
Пути развития одаренности
- Ф. И. Тютчев поступил в университет в 15 лет. Будущий поэт освоил курс всего за два года.
- Л. Д. Ландау, поступивший в университет в 13 лет, стал выдающимся физиком.
- Дипломат, писатель и полиглот А. С. Грибоедов поступил в Московский университет в 11 лет.
Пути развития одаренности
- Трехлетний Моцарт, четырехлетний Ф.Й.Гайдн;
- Пятилетний Я.Л.Ф.Мендельсон;
- С.С.Прокофьев, выступивший композитором в 8 лет.
Спасибо за внимание!
Идущий - прав. На пик взошедший - прав.
И даже прав сорвавшийся с вершины.
Не прав лишь тот, кто, зная о вершинах,
стоит и медлит у подножья гор.
Учительство – не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
Учительство – когда в глазах холодных
Зажжется понимания заря,
И ты поймешь: старался не бесплодно
И знания свои давал не зря!