Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Начальная общеобразовательная школа
п. Горноправдинск»
Научно-практическая конференция
Секция естествознания
«Волшебная сила магнита»
Пеняев Денис Олегович,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Начальная общеобразовательная школа п. Горноправдинск», 2 класс
Руководитель:
Азанова Галина Газизовна,
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Начальная общеобразовательная
школа п. Горноправдинск»
п. Горноправдинск
2022г
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. История возникновения магнита
1.1 История открытия магнита..............................................................................................3
Глава 2. Свойства магнита
2.1 Воздействие магнита на другие предметы……………………………………………4
2.2 Подводный магнетизм………………………………………………………………….4
2.3 Сила разных магнитов………………………………………………………………….4
2.4 Изоляция магнита……………………………………………………………………….5
2.5 Магнитные полюсы……………………………………………………………………..6
Заключение…………………………………………………………………………………6
Литература…………………………………………………………………………………7
Приложения…………………………………………………………………………….8-10
Введение
Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе предметы всегда вызывала у людей удивление. Мы часто сталкиваемся с ними в школе – магнитная доска, дома – магниты-сувениры на холодильниках, в детских конструкторах, а какими свойствами он обладает, не знаем.
Мне стало интересно, что же такое магнит, какие тайны хранит он в себе, все ли предметы он к себе притягивает. Поэтому я решил провести исследовательскую работу.
Цель исследования:
При помощи опытов узнать природу свойств магнитной силы.
Задачи исследования:
- изучить литературу по теме исследования;
- провести опыты, определяющие свойства магнита;
- выявить, как магниты воздействуют на другие предметы.
Объект исследования - магнит, предмет исследования - свойства магнита.
Гипотеза: я предположил, что магниты способны притягивать любые предметы с одинаковой силой.
Методы исследования:
- анализ литературы по теме исследования;
- опыты;
- анализ полученных данных.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что магнит - доступный и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в конструкторах. Но, несмотря на это, у детей недостаточно знаний о магнитах, его свойствах.
В качестве источников информации я использовал различные энциклопедии, а также всемирную сеть Internet.
Глава 1. История возникновения магнита
Перед тем как проводить опыты на силу магнитного притяжения, я решил найти в разных источниках информацию об истории открытия магнита.
История открытия магнита
С магнитом издавна связано немало легенд. Фалес Милетский считал, что у него есть душа. Платон сравнивал его с поэтом, Орфей находил его подобным жениху. В эпоху Возрождения его считали отображением неба и приписывали ему способность искривлять пространство. Японцы считали, что магнит - это сила, которая поможет повернуть к вам фортуну. А Галилей думал, что Земля вертится оттого, что похожа на магнит.
Перенесемся в древние века в Азию и побываем в гостях у первооткрывателя магнита пастуха Магнуса.
В древние времена в малой Азии, у подножья холмов Магнезии, жил пастух по имени Магнус. Однажды он проходя по новому маршруту со своим стадом. Вдруг он обнаружил, что неведомые силы будто бы приковывали его к земле. С каждым шагом идти было все труднее и труднее. Гвозди на сапогах Магнуса и железный наконечник посоха притянулись к черному камню - магниту. Затем этот черный камень стали называть «Камнем Магнуса» или «Магнитом».
С момента открытия магнита прошло много времени и только в 1269 году рыцарь Пьер впервые научно охарактеризовал свойства магнита в своей работе о магните.
Следующей ступенью в истории открытия магнита стала книга врача-исследователя Гильберта. Он провел множество экспериментов. Основной заслугой Гильберта в раскрытии свойств магнита являлось то, что были обобщены и упорядочены знания о камне.
Таким образом, я познакомился с историей открытия магнита.
Глава 2. Свойства магнита
Воздействие магнита на другие предметы
Опыт № 1
Меня заинтересовал вопрос, все ли предметы притягивают магниты? Чтобы ответить на него я провел такой опыт (Приложение 1):
1. Взял предметы из бумаги, металлов, пластмассы, стали и ткани, разделил их на две группы: металлические и не металлические. Поднес магнит по очереди к предметам первой группы.
Поднес магнит по очереди к предметам второй группы.
Затем поднес магнит к поверхности холодильника, шкафа, стене, оконному стеклу.
В результате установил: некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а некоторые нет; к некоторым поверхностям магнит притягивается сам, а к другим нет.
Выяснил, что это происходит потому, что магниты это куски железа или стали, которые имеют способность притягивать предметы из железа, стали и металлов.
Дерево, стекло, пластмасса, бумага, ткань к магниту не притягиваются.
К железной поверхности больших размеров магнит притягивается сам, так как он более легкий.
Вывод: магниты воздействуют на предметы из железа, стали и некоторых других металлов.
Подводный магнетизм
Опыт № 2
Изучая литературу, я узнал, что магниты используют под водой. Например, благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений.
Чтобы проверить так ли это, я провел следующий опыт (Приложение 1):
В графин с водой бросил скрепку.
Прислонил магнит к стенке графина на уровне скрепки. И после того, как она приблизилась к стенке графина, медленно двигал магнит по стенке вверх.
Скрепка перемещалась вместе с магнитом, пока не поднялась на поверхность. Это происходит потому, что магнитная сила действует и сквозь стекло и сквозь воду.
Вывод: магнитная сила может проходить через предметы и вещества.
Сила разных магнитов
1 способ
Опыт № 3
Меня заинтересовал вопрос: одинаковая ли сила у магнитов? Чтобы ответить на него я взял три магнита разных размеров и три одинаковых монеты (Приложение 1).
Разложил на столе магниты в ряд, на расстоянии 10 см друг от друга.
Положил на стол линейку и вплотную к ней разложил монетки, но на достаточном расстоянии от магнитов.
Потихоньку подталкивал линейку с монетами в сторону магнитов.
В результате одни монетки притягивались к магниту сразу же, другие только тогда, когда приближались к магнитам на близкое расстояние.
Вывод: сила магнита зависит от его формы и размера.
2 способ
Опыт № 4
Чтобы это узнать, я провел «соревнование» на силу (Приложение 1):
Взял три магнита разной формы и разного размера.
1. Разложил в три картонные коробки различные металлические предметы (гвозди, монеты, скрепки) по группам.
2. Затем подносил по очереди магниты к разным коробкам и подсчитали, сколько однотипных предметов сможет поднять каждый магнит. Полученный результат поместил в таблицу
Типмагнита | Гвозди | Монеты | Скрепки | Количество поднятых предметов |
Круглый | 2 | 5 | 4 | 11 |
Подкова | 10 | 12 | 18 | 40 |
Брусок | 4 | 5 | 7 | 16 |
ПОЛУЧЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В результате было установлено, что один магнит поднимает больше предметов, чем другие. Это происходит потому, что форма и размеры магнита влияет на его силу. Подковообразные магниты сильнее прямоугольных. А прямоугольные магниты сильнее, чем круглые. Среди магнитов, имеющих одну форму, сильнее будет магнит большего размера.
Вывод: сила магнита зависит от его формы и размера.
А можно ли воспрепятствовать действию магнитной силы, изолировать его?
Опыт № 5
Для того, что бы это проверить я взял лист бумаги, фольгу, полотенце и стальной предмет (Приложение 1).
Обернул магнит в бумагу и проверил, притягивает ли он стальной предмет.
Обернул магнит в фольгу и проверил, притягивает ли он стальной предмет
Обернул магнит в несколько раз сложенное полотенце и проверил, притягивает ли он стальной предмет.
В результате установил, что магнит притягивает предмет через тонкий слой материала, но перестает притягивать, когда слой материала достигает определенной толщины.
Вывод: магнитная сила может быть нейтрализована.
Магнитные полюсы
Опыт № 6
Проводя все эти опыты, я заметил, что два одинаковых магнита могут не только притягиваться, но и отталкиваться. Я приблизил друг к другу сначала одинаковоокрашенные полюсы магнитов, потом разноокрашенные (Приложение 6).
В результате этого установил, что полюсы одного цвета отталкиваются, а разного притягиваются. Это происходит потому, что полюсы каждого магнита имеют противоположные знаки (положительный и отрицательный).
Вывод: полюсы противоположных знаков притягиваются; одинаковых – отталкиваются.
Таким образом, я изучил свойства магнита с помощью проведения опытов.
Заключение
Работа над исследованием оказалась очень интересной и увлекательной. В ходе исследования я узнал много нового о магните. Практическим путем я изучил некоторые свойства и способности магнитов.
Проведенные мною опыты позволили сделать следующие выводы:
- Магниты воздействуют на металлические предметы.
- Магнитная сила может проходить через предметы и вещества. Благодаря своей способности притягивать предметы даже под водой магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений.
- Сила магнита зависит от его формы и размера. Магнит способен притягивать предметы даже на расстоянии. Благодаря этому свойству магниты используют в химическим и медицинских лабораториях.
- Магнитная сила может быть нейтрализована.
- Магниты одного полюса отталкиваются, а разных - притягиваются.
Таким образом, цель моего исследования достигнута. Предположение о том, что магниты способны притягивать любые предметы неверно. Опыты доказали воздействие магнитов на металлические предметы. Не подтвердилась гипотеза об одинаковой силе магнитов. Опыты показали, что сила магнита зависит от его формы и размера.
Магниты очень широко используются в жизни людей. Поэтому их нужно и дальше изучать и применять свои знания на практике.
Эта тема очень заинтересовала меня, и я хотел бы продолжить ее изучение в старших классах.
Получены следующие результаты:
Выполнен анализ литературы по теме исследования;
Проведены опыты, которые определяют способности и свойства магнитов;
Сделаны выводы на основании опытов;
Подготовлено выступление по теме проекта в классе.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут найти применение на классных часах и внеклассных мероприятиях, возможность использования материалов в работе классных руководителей с учениками с целью повысить познавательный интерес ребят, расширить кругозор.
Литература
1.Большая книга экспериментов для школьников,- Москва. Росмэн,2009
2.Ф. Кларк, Л. Хоуэлл, С. Кхан. «Чудеса и тайны Науки», - Москва,
Росмэн, 2005.
3.А. Крейг, К. Росни. «НАУКА энциклопедия», - Москва. Росмэн, 2001.
4.Ф. Чепмен. «Юный исследователь. ЭЛЕКТРИЧЕСТВО», - Москва.: Росмен, 1994.
5.А.Леонович «Я познаю мир. ФИЗИКА. Энциклопедия» - ООО «Издательство АСТ», 2006.
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Магнит
7. https://www.tavika.ru/2013/02/experiments-with-magnets.html
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Опыт №1
Разделил предметы на две группы.
Поднес магнит по очереди к каждой группе предметов.
Опыт №2
В кувшин с графином бросил скрепку, прислонил магнит к стенке графина.
С крепка перемещалась вместе с магнитом, пока не поднялась на поверхность.
Опыт №3
1 способ
Разложил на столе магниты в ряд, на расстоянии 10 см друг от друга.
Потихоньку подталкивал линейку с монетами в сторону магнитов.
Одни монеты притягивались к магниту сразу же, другие только тогда, когда приближались к магнитам на близкое расстояние.
2 способ
Р
азложил в три картонные коробки различные металлические предметы (гвозди, монеты, скрепки) по группам. Подносил по очереди магниты к разным коробкам и подсчитал, сколько однотипных предметов сможет поднять каждый магнит.
Опыт №4
Обернул магнит в бумагу и проверил, притягивает ли он стальной предмет.
Обернул магнит в фольгу и проверил, притягивает ли он стальной предмет.
Обернул магнит в несколько раз сложенное полотенце и проверил, притягивает ли он стальной предмет.
Опыт №5
Приблизил друг к другу сначала одинаковоокрашенные полюсы магнитов, потом разноокрашенные.
10