СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-практическая конференция «Природа и общество» Тема работы» «Вода – основа жизни»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-практическая конференция «Природа и общество»  Тема работы» «Вода – основа жизни»

Просмотр содержимого документа
«Научно-практическая конференция «Природа и общество» Тема работы» «Вода – основа жизни»»

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Вятский государственный университет



Научно-практическая конференция

«Природа и общество»


Тема работы» «Вода – основа жизни»



Выполнил:

Муравьев Андрей 8 класс

Смирнов Владимир 8 класс

Романов Андрей 8 класс

Гасымов Мариф 8 класс

Федеральное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Орловское специальное учебно-воспитательное учреждение

для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа»

ФИО учителя:

Ивлева Елена Николаевна

учитель географии

Саакян Гор Гамлетович

воспитатель

ФИО научного консультанта



Киров, 2017

Содержание

I. Введение……………………………………………………….. 2

1.1.Актуальность темы……………………………………………....2

1.2.Цель и задачи исследования…………………………………….2 - 4

II. Теоретическая часть……………………… 5 - 7

III.Практическая часть…..……………………………… 8

3.1. Анкетирование 8

3.2. Практические исследования.…………………………………. 9- 10

III. Выводы и рекомендации ……………………………………… 11- 12

Список использованной литературы………………………………13

Приложение…………………………… 14


Введение

Есть мнения учёных о том, что на состояние нашего здоровья влияет не только количество выпитой воды, но и её качество. Вода - главный компонент жизни, поэтому, необходимо знать о ее качестве и методах очистки. 

Как сказал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери о воде: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое».1 Вода может оказывать на здоровье людей не только положительное, но и отрицательное влияние. Сейчас в связи с ухудшением экологической ситуации проблема, связанная с качеством воды стала наиболее актуальной. Нас волнует, какую воду мы пьём, и как это влияет на наше здоровье.

Актуальность работы:

Прибыв в училище, мы столкнулись с проблемой. Почему вода при умывании сушит кожу, в ней плохо образуется пена при использовании мыла, при кипячении вызывает появление осадка (накипи) на стенках чайника.

Мы предположили, что если проведём сравнительный анализ воды из разных источников, то выявим более качественную – это наша гипотеза.

Гипотеза: Если сравнить воду из разных источников, то можно определить, в каком из них вода наиболее пригодна для потребления.

Исследовательский проект (экспериментальная часть работы).

Название проекта: Вода – основа жизни

Цель: выяснить, вода из каких источников наиболее пригодна для потребления.

Задачи:

  1. Определить основные показатели качества питьевой воды.

  2. Провести сравнительный анализ проб воды из скважины, родника и водопровода.

Методы: анализ, анкетирование, пробоотбор, наблюдение, обобщение.

Теоретическая значимость работы: в работе описаны причины, которые указывают на необходимость в знаниях о качестве питьевой воды и влиянии ее на организм человека.

Практическая значимость работы: показать пригодность потребления воды из разных источников г. Орлова.

Пути решения проблемы:

  1. Анализ научно-познавательной информации по теме.

  2. Провести опрос среди учащихся и сотрудников училища об источниках воды, которую они употребляют. 

  3. Отобрать пробы и провести сравнительный анализ воды из разных источников.

  4. Систематизировать результаты. Оформить работу. 

  5. Распространить среди взрослых и учащихся знания о качестве питьевой воды и методах ее очистки.

Объект исследования: водопроводная вода ул. Большевиков 4, Родник №1гараж ООО «Шахматы», родник №2 ул. Зонова, родник поселок центральной усадьбы Плодосовхоза.

Предмет исследования: состояние и свойства воды.



Глава 1. Теоретическая часть.

Вода – основа нашего существования Редко кто из нас задается вопросом: «Что такое вода?» А ведь без нее жизнь человека просто невозможна. Наука утверждает, что шестимесячный человеческий эмбрион на 97% состоит из воды, при рождении ее количество снижается до 92%, организм подростка содержит 80% этого вещества, в более зрелом возрасте эти показатели составляют 70%, а в пожилом - всего 60%. В этом просматривается некая закономерность, которая позволяет нам приходить в этот мир молодыми и полными сил и уходить из него, дожив до глубокой старости. Можно придерживаться всевозможных диет, полностью отказаться от мяса, хлеба и молочных продуктов, но исключить из рациона воду невозможно. При сильной жажде объем воды в организме снижается на 5-8%, при этом у человека наблюдаются галлюцинации, нарушается функция глотания, расстраивается зрение и слух, наступает обморок. Более серьезный недостаток жидкости может стоить здоровья и даже жизни. Значение воды для человека настолько велико, что мы уже не представляем своей жизни без этой многофункциональной субстанции. И многие из нас воспринимают ее наличие как должное, забывая при этом бережно относиться к этому живительному и целебному источнику. Вода – это универсальный растворитель для всех питательных и минеральных веществ, а также аминокислот и витаминов. Она способна регулировать температуру нашего тела, выводить из организма продукты жизнедеятельности и различные токсические компоненты. Именно с помощью воды наши мышцы выполняют свою основную функцию – сократительную. Не зря диета спортсменов всегда содержит повышенное количество жидкости. Что такое вода в нашей обыденной жизни? Это один из основных и незаменимых продуктов питания. Каждое утро у нас начинается с чашечки ароматного кофе или свежезаваренного чая, которые без воды приготовить просто невозможно, как и большинство любимых блюд. Ученые доказали, что для сохранения здоровья человек должен в сутки потреблять до 2,5 литров жидкости – это обеспечит ему хорошее самочувствие, активизирует умственную деятельность и придаст сил.

Есть мнения учёных о том, что на состояние нашего здоровья влияет не только количество выпитой воды, но и её качество.

При кипячении достаточно жесткой воды на ее поверхности образуется пленка, а сама вода приобретает характерный привкус. При заваривании чая или кофе в такой воде может выпадать бурый осадок. К тому же диетологами установлено, что в жесткой воде хуже разваривается мясо. Связано это с тем, что соли жесткости вступают в реакцию с животными белками, образуя нерастворимые соединения. Это приводит к снижению усвояемости белков.

К сожалению, далеко не всем известно также о неблагоприятном влиянии жесткости на здоровье человека при умывании.

Связано это с тем, что при взаимодействии солей жесткости с моющими веществами (мыло, стиральные порошки, шампуни) может происходить образование нерастворимых «мыльных шлаков».

В школе мы часто пьем воду из-под крана, не задумываясь, а пригодна ли она для питья или вредна для здоровья. У нас в школе находится кулер с питьевой водой, где мы можем утолить жажду. В общем, каждый пил из предпочитаемого источника, пока однажды между нами не возник спор о том, какую воду можно и нужно пить. А вдруг, мы даже не замечаем, что вредим себе. Поэтому придя на кружок краеведения,  мы решили найти ответы на все вопросы по этой теме.

Сначала мы вспомнили то, что узнали о воде на уроках, просмотрели энциклопедии в школьной библиотеке, воспользовались информацией сети Интернет. Мы были удивлены огромному количеству предоставленного материала. Оказывается, эта тема волнует очень многих.

22 марта во всем мире отмечается День водных ресурсов. Этот праздник был установлен по решению Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, чтобы напомнить человечеству о важности водных ресурсов для окружающей среды и развития общества.

В настоящее время 70% территории нашей планеты покрыты водой. При этом пить можно только 1% этой воды. С каждым годом проблем доступа к водным ресурсам становится острее. За последние 50 лет в мире произошло целых 507 конфликтов, связанных с доступом к воде. 21 спор привел к военным действиям.2

И в нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с водой постоянно. При этом можно сказать, что мы «воду пьем» и «воду льем».

Значение воды в жизни человека:

а) вода «пищевая» - сама по себе она не имеет питательной ценности, но у нее далеко не маленький перечень «обязанностей» в нашем организме:

- увлажняет вдыхаемый кислород;

- помогает организму в качественном усвоении питательных веществ;

- способствует превращению пищи в энергию и нормальному пищеварению;

- участвует в проходящем обмене веществ и химических реакциях;

- выводит излишки солей, шлаки и токсины;

- нормализует температуру тела;

- обеспечивает упругость кожи;

- регулирует кровяное давление;

- препятствует возникновению камней в почках;

- является своего рода «смазкой» для суставов и амортизатором для спинного мозга;

- оберегает жизненно важные органы.

б) вода хозяйственно-бытовая не менее важный фактор в жизнедеятельности человека:

- питье и приготовление пищи;

- мытье посуды;

- стирка белья;

- личная гигиена;

- поливка цветов и домашние питомцы;

- промышленность и производство.

Вывод: итак, мы убедились, что вода играет огромную роль в жизни каждого человека и природы в целом.



Глава II. Практическая часть

2.1. Анкетирование

1. Для того чтобы выяснить уровень знаний о качестве питьевой воды и влиянии её на организм человека, мы провели анкетирование среди сотрудников нашего училища. Приложение 1

При беседе со взрослыми выяснилось, что 30 человек из 50 не довольны качеством воды в городе и считают, что надо улучшить систему очистки, 38 человек считает, что надо чаще проверять воду на пригодность к использованию. Поэтому большинство установили в своих квартирах фильтры. На вопрос какую воду вы чаще пьете, 25 человек из пятидесяти сказали кипяченую, 40 человек профильтрованную, 29 сырую из-под крана, 18 человек употребляют воду, замороженную в холодильнике.

Причина таких результатов заключается в том, что мы часто не задумываемся, да и не достаточно информированы о последствиях воздействия некачественной воды на организм каждого из нас. В воде присутствуют химические элементы, газы, органические и неорганические вещества. Кроме того, в воде может содержаться песок, ил, ржавчина, частицы глины. В нашей стране существуют определенные стандарты, которым должна соответствовать питьевая вода. Важно знать, что существует несколько показателей качества пресной природной воды: жёсткость, кислотность, цвет, вкус, запах, мутность. Схема очистки водопроводной воды: отстаивание, фильтрация через слой песка, обработка ультрафиолетовыми лампами, хлорирование. 

Многие считают, что кипячение воды приводит к ее обеззараживанию. Но это не совсем правильно при длительном кипячении вода теряет свои лечебные свойства и считается перекипевшей. Однако следует помнить, что некоторые микробы и вирусы выживают в кипящей воде минуты и даже часы. Учёные давно доказали, что при кипячении концентрация солей, содержащихся в ней, возрастает и это может привести к камнеобразованию в почках, желчном пузыре. Кипячение убивает микроорганизмы, уменьшает содержание жизненно важных солей кальция и магния.

Сотрудники ищут решение проблемы в использовании различных бытовых фильтров. Но прежде чем ими пользоваться, нужно выяснить: от каких вредных примесей следует очищать воду в месте проживания. Фильтр может вместе с вредными примесями забрать из воды полезные минеральные добавки. Нужно своевременно менять фильтр, а иначе вредные вещества попадут в организм человека. Качество воды определяется по наличию в ней химических включений. Уже с помощью обоняния и зрения человек может определить качество воды. Не кристально чистая вода и подозрительный запах уже говорят о том, что она загрязнена.

2.2. Практические исследования (Приложение 2)

Поэтому следующим этапом нашей работы стал отбор воды на исследование и проведение сравнительного анализа из разных питьевых источников города Орлова:

  1. водопроводная вода ул. Большевиков 4;

  2. профильтрованная вода;

  3. родник №1 гараж ООО «Шахматы»;

  4. родник №2 ул. Орловская 66;

  5. частная скважина (глубина 40 метров) ул. Капустина 12;

  6. родник Поселок центральная усадьба Плодосовхоза.

Проверили воду на наличие примесей, вкус, цвет, жесткость.

Опыт 1. Наличие осадка в воде (Приложение 3)

17 октября мы набрали графин с водопроводной водой и решили посмотреть через 2 недели, какой будет осадок.

Вывод: на дне графина образовался осадок желтого цвета. Протерли дно графина, на материи остались желтые следы.

Опыт 2. Проба воды на вкус (Приложение 4)

Вывод: мы заметили, что вкус воды различается: в водопроводе и роднике №1 она не вкусная, чуть солоноватая, а в роднике №2 по ул. Зонова, в плодосовхозе и в скважине она имеет сладковатый вкус.

Опыт 3. Определение прозрачности и цветности воды с помощью чтения текста через стакан с водой.

Вывод: через стакан наполненный водой из водопровода буквы расплывались, а лист бумаги дал желтоватый оттенок. Наименьшую прозрачность наблюдали в стакане с водопроводной водой, а самая светлая вода – из родника №2, скважины глубиной 40 метров и родника пос ц.ус. Плодосовхоз.

Опыт 4. Влияние воды на раствор марганцовки. (Приложение 5)

Добавили в воду сильный раствор марганцовки, если вода остается розовой некоторое время, а не светлеет, то данная вода не содержит соли.

Вывод: насыщенный цвет имеет вода фильтрованная, из родника №2, из родника Пос. ц. ус. Плодосовхоз и скважины глубиной 40 метров. В водопроводной воде наблюдается наибольшее обесцвечивание раствора марганцовки, а это значит, что она содержит много различных примесей.



Опыт 5. Определение качества воды при помощи нанесения небольшой капли воды на стекло. (Приложение 6)

При условии испарения воды с поверхности должен остаться след при высыхании. Если стекло остается чистым, то вода, скорее всего, также является чистой. Если же на нем образовались пятна, то есть примеси.

Вывод: Более четкий ореол от высыхания пятна заметен от водопроводной воды, родника №1 это признак низкого качества воды.

Опыт 6. (Приложение 6). Определение жесткости воды при помощи мыльного раствора.

Жесткость – наличие извести и солей в воде. Количество солей и извести определим по образовавшимся хлопьям и осадкам в кристаллизаторах с водой.

Из опыта видно, что самая жесткая вода – водопроводная и в роднике №1, в ней очень много мыльных хлопьев, чем в кристаллизаторах с водой и из других источников, и профильтрованной воде.

Вывод: самая жесткая вода – водопроводная и из родника №1.

Опыт 7. Наличие выпавших солей при кипячении воды. (Приложение 7)

При кипячении воды из водопровода мы увидели образование пленки на поверхности воды и выпадение осадка. При кипячении воды с добавлением лимонной кислоты, осадка не наблюдается.

Вывод: при добавлении лимонной кислоты в водопроводную воду происходит умягчение воды и меняется вкус, вода становится более приятной для потребления.



III. Выводы и рекомендации

В ходе исследовательской работы мы много узнали о воде. Несмотря на кажущуюся простоту, вода как вещество состоит из ряда химических элементов. Человек не может жить без воды. Но в воде могут быть как полезные, так и вредные для здоровья компоненты.

Проведя исследование образцов воды, взятых в разных местах города Орлова и из разных источников (водопроводная вода, родниковая, вода из скважины), мы пришли к выводу, что не вся вода пригодна для потребления. Лучшими качествами обладают образцы воды, взятые:

- из родника №2 ул. Орловская 66;

- из частной скважины (глубина 40 метров) ул. Капустина 12;

- из родника Поселок центральная усадьба Плодосовхоза;

- профильтрованная вода.

А вода из водопровода по ул. Большевиков 4, отличается по цвету, при кипячении выпадает осадок, что показывает на содержание солей. Для использования воды из водопровода необходимо использовать различные способы очистки.

В результате изучения и исследования данной темы можно сделать вывод о том, что цели и задачи, поставленные в начале данной работы, были реализованы. Гипотеза, выдвинутая нами: что если сравнить воду разных источников, то можно определить, какая вода наиболее пригодна для потребления, была подтверждена с помощью сравнительного анализа проб воды из скважины, родника и водопровода. Однако данные методы проверки имеют свои недостатки, но у нас очень большое поле деятельности, в девятом классе мы перейдем к химическому анализу изучения воды.

Тема, над которой мы работаем, заинтересовала не только ребят нашего кружка, но оказалась интересной для других учащихся и сотрудников училища. Нами было проведено анкетирование и, учитывая результаты, мы можем поделиться своим опытом и предложить ряд рекомендаций для очистки воды на бытовом уровне.

Рекомендации:

1. Сырая водопроводная вода однозначно полезней кипяченой для питья, но её нужно предварительно отстаивать или фильтровать.

2. Применение фильтров. При фильтрации воды лучше отдать предпочтение недешевым бытовым системам, рассчитанным на долгое время, нежели кувшинам со съемными кассетными фильтрами.

3. Кипячение воды. При кипячении не давать воде кипеть, выключать чайник при первых признаках вскипания воды, т.к. концентрация солей, содержащихся в ней, возрастает и такую воду лучше не использовать.

4.Замораживание. Талая вода способствует выведению из организма шлаков и токсинов.  Свойства талой воды сохраняются в течение 7–8 часов после размораживания льда.  Для получения целебного эффекта лучше пить талую воду сразу после размораживания.

5. Пригодна для питья и родниковая вода, если родник не находится в черте города или рядом с крупными промышленными объектами.

6. Прибавить к воде несколько капель лимонной кислоты. Рекомендуется такое соотношение: 1 г кристаллической лимонной кислоты растворить в 2 литрах воды. Одной ложки полученного раствора на 2,5 л воды достаточно, чтобы убить находящиеся в ней животные и растительные микроорганизмы. Действие этого раствора скажется уже через несколько минут: вода сделается чистой, а на дне появится осадок (погибшие микроорганизмы). Лимонный раствор надо приготовить перед самым употреблением. Он совершенно безвреден для здоровья и не чувствуется в воде.

6. Специалистами рекомендуется пить: утром и перед сном – один стакан воды. Перед каждой едой – один-два стакана воды. Во время еды – полстакана. Сразу после еды пить не рекомендуется.



Использованная литература

  1. Я познаю мир: Химия:. Дет. энцикл. /Авт..- сост. Л.А. Савина; худ. А.В. Кардашук, О.М. Войтенко. – М.: «Издательство Астрель», 2003.-442с.

  2. Капля, речка, океаны. Текст А. Ефремова Санкт – Петербург. Издательский дом «Современная педагогика», 2004. –519,[1] с.: ил.

  3. https://bestlavka.ru

  4. http://fb.ru/

  5. https://ru.wikipedia.org/wiki

  6. http://interesko.info/podrobnee-pro-zhyostkost-vody

  7. http://knigukupi.ru/chitaem.




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА.

1.Считаете ли Вы, что вода в нашем городе экологически чистая?(Да/ Нет)


2.Считаете ли Вы, что необходимо очищать воду перед употреблением в пищу?( Да/ Нет)


3.Какую воду Вы пьёте?

а. Замороженную

б. Водопроводную

в. Кипячённую

г. Фильтрованную


4. Считаете ли Вы, что от качества воды зависит наше здоровье? (Да/Нет)

5. Какая вода наиболее полезная по-вашему мнению?

а. Минеральная

б. Замороженная

в. Водопроводная

г. Кипячённая

д. Фильтрованная



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Забор воды из водопровода.

Забор воды из природного источника №1.

Подготовка воды к исследованию.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Наличие осадка в воде

Желтые следы на ткани



ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Проба воды на вкус.



Определение прозрачности воды.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Влияние воды на раствор марганцовки.


ППРИЛОЖЕНИЕ 6

Нанесение капли воды на стекло.



Определение мылкости воды.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Образование накипи от водопроводной воды в чайнике.


Выпадение солей после кипячения.



1 http://grayreason.ru


2 http://www.my-article.net/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!