Балейский филиал ГАПОУ
«Читинский педагогический колледж»
Научно-практическая конференция
«Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и проблемы современного образования в России»
Место родного языка в воспитании и обучении детей
Выполнила:
Студентка 313 группы
Комогорцева Анастасия
Проверил:
Преподаватель психолого-педагогических наук
Юсова Валентина Ивановна
Балей
2023г
Воспитание — величайший вопрос
человеческого духа.
Д.К. Ушинский
Константин Дмитриевич Ушинский упорно боролся за осуществление воспитания и обучения детей в семье, детском саду и школе на родном языке. Это было передовым демократическим требованием. Он доказывал, что школа, обучающая на чужом языке, задерживает естественное развитие сил и способностей детей, что она бессильна и бесполезна для развития детей и народа.
По мнению Ушинского, родной язык “является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ”, и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация. Исходя из того, что родной язык “есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи, знания, а потом передаем их”, Константин Дмитриевич Ушинский считал главной задачей элементарного обучения овладение родным языком. [2]
Высказывания Ушинского о народной школе, обучающей детей на родном языке, имели огромное значение для строительства русской народной школы и школьного дела нерусских народов, боровшихся в условиях царской России за обучение детей на родном языке, за развитие национальной культуры.
Ребенок, считал Ушинский, начинает усваивать элементы народной культуры уже в раннем возрасте, и прежде всего путем познания родного языка. Поэтому вся воспитательно-познавательная работа в семье, в детском саду, в школе должна вестись на родном, материнском языке.
Константин Дмитриевич Ушинский указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские народные сказки, подчеркивая, что в силу особенностей развития своего воображения дети очень любят сказки. В народных сказках им нравится динамичность действия, повторение одних и тех же оборотов, простота и образность народных выражений.
Большое значение в первоначальном обучении родному языку Константин Дмитриевич Ушинский придавал и другим произведениям русского народного творчества - пословицам, прибауткам и загадкам. Русские пословицы он считал простыми по форме и выражению и глубокими по содержанию произведениями, отразившими взгляды и представления народа - народную мудрость. Загадки доставляют, по его мнению, уму ребенка полезное упражнение, дают повод к интересной, живой беседе. Поговорки, прибаутки и скороговорки помогают развить у детей чутье к звуковым краскам родного языка. (Слайд 2-3)
Константин Дмитриевич написал и издал уникальные труды - учебные книги «Детский Мир» и «Родное Слово» - это были первые в стране массовые и общедоступные учебники для начального обучения детей. [Приложение А]
Вслед за двумя книгами он выпустил «Книжку для учащихся» – особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному Слову» данное пособие по преподаванию родного языка до 1917 года выдержало более 140 изданий. [1]
(Слайд 4) В 1867-1869 гг. вышли два тома основного жизненного труда «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Данное сочинение является единственной в мировой педагогической литературе антропологической энциклопедией.
Среди произведений Ушинского была и художественная проза, представленная детскими рассказами - «Четыре желания», «Слепая лошадь», «Проказы старухи - зимы» и др. Эти книги пополнили классику русской литературы. [3]
Список использованной литературы:
Вклад в развитие отечественной педагогики К. Д. Ушинского, как крупнейшего представителя педагогики XIX века [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2018/11/10/vklad-v-razvitie-otechestvennoy-pedagogiki-k-d-ushinskogo-kak (дата обращения: 01.04.2023)
Основоположник научной педагогики России [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://ngosbs.info/osnovopolozhnik-nauchnoj-pedagogiki-v-rossii-k-200-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-k-d-ushinskogo/ (дата обращения: 01.04.2023)
Учение К.Д. Ушинского о воспитании – Вера Василевская [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Ushinskij/uchenie-k-d-ushinskogo-o-vospitanii/ (дата обращения: 01.04.2023)
Приложение А.
Детский мир, хрестоматия (ред. Ушинский, К.), в 2 томах
Родное слово: Год первый: Азбука и первая после азбуки книга для чтения с прописями, образцами для первоначальной рисовки и картинками в тексте, 105-е изд. (1895 г.). Автор Ушинский К.Д.
Человек как предмет воспитания.
Опыт педагогической антропологии
Константина Ушинского