СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-познавательная игра по кулинарии "В старину едали деды"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке содержится сценарий классного часа "В старину едали деды"

Просмотр содержимого документа
«Научно-познавательная игра по кулинарии "В старину едали деды"»

12


Тема классного часа: «В старину едали деды»

(научно-познавательная игра по кулинарии)


ЦЕЛЬ: Познакомить обучающихся с особенностями русской национальной кухни, лучшими кулинарными традициями и обычаями русского народа.


ТИП Кл. часа: Комбинированный.


Оборудование: скатерти, салфетки, столова посуда, столовые приборы, карточки.


Домашнее задание: повторить пословицы, поговорки о еде, питье и других пищевых продуктах.


Памятка для жюри по сервировке стола

• Вся посуда ставится по прямой линии, на расстоянии 2 см от края стола. Всё должно быть под рукой.

• Нож для мяса кладётся справа от основной тарелки, лезвием к ней, за ним – рыбный и закусочный (он меньше). За ножами кладут ложки, углублениями вверх. Слева в таком же порядке ложатся вилки, рожками вверх. Приборы кладут на расстоянии 1 см друг от друга.

• Салфетку (вдвое или вчетверо сложенную) кладут на глубокую, мелкую или хлебную тарелку.

Проведение Кл. часа:


Группа делится на 2 команды.

Приветствие команд (2 б)


Учитель:


В течении многих столетий простые русские люди употребляли в пищу одно и тоже. Их меню состояло, прежде всего, из ржаного, реже пшеничного хлеба, каши, овсяного и горохового киселя, различных овощей. Мясная пища была обильна и доступна для всех: кроме домашних животных и птиц, употреблялась всякого рода дичь, которой было много в лесах. Реки и озёра изобиловали разнообразной рыбой. Ели также мясо медведей и белок, но против этого сильно восставало духовенство, считая этих животных «нечистыми». Из напитков русские люди употребляли в основном различные сорта кваса, браги, пива, мёда. И сегодня мы поговорим о том, что же ели наши предки и каковы были обычаи, связанные с трапезой. Главное место среди «разносолов» крестьянского стола занимал, разумеется, хлеб. Каких только пословиц, поговорок, присказок не сочинено о нём!


Разминка:

Давайте проведём разминку. Каждая команда поочерёдно продолжит поговорку или пословицу о еде и питье. За каждый правильный ответ команды получают по 1 б.

  1. Хлеб да вода… (крестьянская еда).

  2. Худ обед… (коли хлеба нет).

  3. Хлебушко – калачу… (дедушка).

  4. Хлеб батюшка… (вода матушка).

  5. Хлеба ни куска, так и … (доме тоска).

  6. Пить до дна … (не видать добра).

  7. Хочешь есть кала … (так не сиди на печи).

  8. Кто пьет до дна, тот живёт … (без ума).

  9. Кашу маслом … (не испортишь).

  10. Не красна изба углами … (а красна пирогами).


Учитель:


Отношение наших предков к еде заслуживает внимания. Еда была не просто физическим насыщением. Вкусившие вместе хлеба, каши, плодов или дичи, люди в дальнейшем считали друг друга самыми настоящими родственниками. Поев в каком-нибудь доме, человек мог рассчитывать на помощь хозяина, но и сам не смел причинять ему зла. Приветливость хозяина прежде всего оценивалась хлебосольством. «Всё, что в печи, на стол мечи» - гласит русская пословица. Правила общежития людей закреплялись в пословицах и поговорках, таких точных, что мы можем учиться по ним житейским мудростям.

Продолжим разминку. Теперь вы вновь восстановите полный текст пословицы или поговорки (1б за правильный ответ).

Разминка (продолжение):


  1. Гостю щей не жалей, а … (погуще лей).

  2. В чужом доме не будь приметливым, а … (будь приветливым).

  3. Не бойся гостя сидящего … (бойся гостя стоящего).

  4. Гость часто за шапку берётся, но не скоро … (домой вернётся).

  5. Кто жаден до еды … (тот дойдет до беды).

  6. Дома в прикуску … (в гостях внакладку).

  7. Не вели голодному обед … (варить).

  8. Потчуют – и воду … (пей).

  9. Хорошая жена из ржаной муки пышки печёт, а плохая … (пшеничную портит).

  10. Желанный гость зова … (не ждёт).

  11. Незваный гость – хуже … (татарина).

  12. Волка ноги … (кормят).


Жюри (объявление оценок за приветствие и разминку)


Учитель:


Гостеприимство считалось характерной чертой русского народа. Никакое застолье не обходилось без весёлой речи, шутки, обсуждения новостей. Вашему вниманию предлагаются вопросы шутливые, и весьма серьёзные. А уж вы постарайтесь определить, где шутливый подвох, здравый смысл (1б за правильный ответ).


Шутливый конкурс:

  1. Без чего хлеб не испечь? (Без корки.)

  2. В каком году люди едят более обыкновенного? (В високосном.)

  3. Какую воду можно принести в решете? (Замороженную.)

  4. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно.)

  5. Сколько минут лучше всего варить крутое яйцо – две, три или пять? (Нисколько, оно уже сварено.)

  6. Что важнее: спать или есть? (Спать. Потребность в сне для человека и животного более важна, чем потребность в пище. В среднем человек должен спать 7-8 часов. В состоянии сна мы проводим 1/3 нашей жизни.)

  7. у какого обитателя кухонь столовых и ресторанов усы длиннее ног? (У таракана.)

  8. Можно ли «приготовить сапоги всмятку»? (Да. Так называли сапоги с голенищами-гармошками. Чтобы сделать такую «гармошку», мяли кожу – вот и получались «сапоги всмятку».)



Учитель:


Конечно, правила поведения за столом родились в одночасье. Строгое соблюдение правил хорошего тона мы связываем с 13-м веком, когда в Европе появились первые книги по бонтону. Но что это были за правила! Вот что считалось нарушением правил поведения, недопустимым в 13-м веке:

– Недопустимо нескольким людям глодать одну кость и возвращать её обратно в тарелку.

– Не залезайте в тарелку, словно свинья в корыто, не сопите и не чавкайте, не плюйте на стол и стулья.

– Отвернись от стола, когда сморкаешься.

В 14-м веке правила поведения за столом становятся более «утончёнными». Судите сами: «тот, кто прочищает горло во время еды или сморкается в скатерть, – невоспитанный человек.

В 15-м веке прогресс идёт ещё дальше:

– Не клади обратно в тарелку то, что побывало у тебя во рту.

– Если не можешь прожевать кусок пищи, отвернись и, если никто не видит, выброси его куда-нибудь.

– Когда плюёшь, отвернись от присутствующих.

– Если высмаркиваешь нос, не смей после этого рассматривать платок, словно в нём завёрнуты жемчужины и рубины.

– Неприлично облизывать измазанные жиром пальцы или вытирать их о камзол. Лучше воспользоваться скатертью.

Конечно, все эти советы сегодня кажутся смешными, но достойна восхищения тяга человечества к культуре, к просвещению, к хорошим манерам, к самосовершенствованию.

Давайте и мы внесём свой шутливый вклад в правила хорошего тона современного учащегося. Подумайте и предложите «свои правила» поведения за столом.


Конкурс «совет-шутка»:


Задание: у вас нет ни носового платка, ни салфетки, а руки непременно надо вытереть. Ваш совет, но помните, совет-шутка, как не надо делать (1б за ответ). Примерные советы:

  1. Обнимите со всей любовью соседа или соседку – и руки будут чистыми.

  2. Подойдите к окну, делая вид, что хотите полюбоваться пейзажем, и украдкой вытрите руки о штору.

  3. Если эти советы не приемлемы, можно опустить руку свой карман и проблема чистых рук и совести решена.


Жюри (объявление результатов)


Учитель:


Ещё в 19- м веке французский гастроном Бриллат Саворин сказал, что принимать гостя – значит быть ответственным за его прекрасное самочувствие. И очень важно не только правильно накрыть стол, но и соответствующе его украсить, чтобы всем присутствующим было приятно. Так создаётся особая, праздничная, тёплая атмосфера.

А теперь команды должны правильно сервировать стол. (5 баллов). Чтобы получить все предметы сервировки (скатерть, салфетки, тарелки, ложки, вилки, ножи, бокалы, солонку, специи, цветы), необходимо ответить на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает один предмет сервировки.


Вопросы:


  1. Самое урожайное растение? (Рис. В тропиках собирают до 3-х урожаев в год.)

  2. Самая здоровая и калорийная пища? (Изюм, орехи.)

  3. Учреждение, где не консервируют овощи и фрукты, но зато там звучит прекрасная музыка. (Консерватория.)

  4. С чего начинается любое застолье? (С мытья рук.)

  5. Почему у «рыцарей круглого стола» стол круглый? (Чтобы все рыцари чувствовали себя равными.)

  6. Недолго жил, многих кормил: упал-пропал, никто костей не собрал. (Горшок.)

  7. Как используется полотняная салфетка? (Её кладут на колени.)

  8. Куда вы положите ложку, если уже поели? (В тарелку. Ни во время еды, ни после, ложку для супа нельзя класть на скатерть.)

  9. Как едят хлеб: кусают от целого ломтика или отламывают небольшими кусочками и кладут в рот? (Последнее.)

  10. Что делать с косточками, когда вы едите ягоды или пьёте компот? (Косточки от ягод подхватывают ложечкой и из ложечки кладут в тарелку.)

  11. В тарелке осталось всего несколько ложек супа. Куда наклонить тарелку – к себе или от себя? (От себя.)

  12. Чем чистят мандарин? (Рукой.) Апельсин? (Ножом.)

  13. Как берут из общего блюда хлеб? (Руками.)

  14. Вы размешиваете сахар в чае, кофе. Что делать с ложечкой? (Ложечку кладут на блюдце.)

  15. Какой столовый прибор, которым мы пользуемся во время еды, никогда не прикасается ко рту? (Нож.)

  16. Что появилось раньше: ложка или вилка? (Ложка. Первые похожие на ложку предметы, найденные археологами, относятся к каменному веку.)

  17. Что означает выражение «сидеть в блюде»? (Означает сидеть за одним столом, по соседству.)

  18. сформулируйте закон бутерброда. (Падает маслом вниз.)


Команды сервируют стол. Конкурс оценивается в 5 б.


Конкурс «Вопрос-ответ» (командам по очереди задаются вопросы, за правильный ответ – 1б.):


  1. Редкое блюдо в народном застолье могло сравниться по популярности с блинами. В старину блины, как ритуальная пища, сопутствовали человеку в течении всей жизни от рождения (роженицу кормили блинами) до смерти (блины входили наряду с кутьёй в состав поминальной трапезы). И уж, конечно, какая может быть масленица без блинов!

Вопрос: Из какой муки пеклись традиционные русские блины? (из гречишной. Она придавала им большую рыхлость, пышность и кисловатый вкус.)


  1. Если на масленицу пекли блины, а на пасху ели куличи, то весну встречали жаворонками – особыми пряниками, по форме напоминающим птиц. Пряники не имели начинки, но в тесто добавляли мёд и пряности (отсюда и произошло название «пряники»). На русских свадьбах существовал обычай. Когда торжество заканчивалось, гостям раздавали маленькие пряники – разгоняли, прозрачно намекая, что пора по домам.

Вопрос: Персонаж известной русской сказки Колобок – хлеб, пирог или пряник? (Пряник, только шарообразный. Вспомните хорошенько сказку: «на сметане мешан».)


  1. Ни один крестьянский праздник не обходился без пирогов. Пироги пекли из разного теста: дрожжевого, пресного, слоёного. Различались пироги подовые (выпеченные без масла) и пряженые (испеченные в масле). Делались пироги с яйцами, кашами, фруктами, ягодами, грибами, изюмом, маком, с мясной, рыбной и творожной начинкой.

Вопрос: Что первоначально означало слово пирог? (Название «пирог» произошло, как полагают от слова «пир» и означает праздничный хлеб.)


  1. Хлеб обычно пекли раз в неделю, поскольку занятие это сложное и трудоёмкое. С вечера хозяйка готовила тесто для хлеба. Для этого использовалась специальная деревянная кадка.

Вопрос: И тесто, и кадка назывались одинаково. Как? (Квашня.)


  1. Повседневной горячей пищей каждой крестьянской семьи были щи да каша. «Щи да каша – пища наша», – говаривали в народе. Каша считалась самой простой, сытной и доступной едой. Она являлась незаменимым обрядовым блюдом. Её варили на свадьбу, крестины, поминки. Свадебный пир на Руси так и назывался кашей. А поскольку это торжество очень хлопотное, то и родились сразу две поговорки.

Вопрос: Какие это поговорки и что они означают? («Заварить кашу» – т.е.взяться за сложное, трудное дело. «С ним кашу не сваришь», т.е. с этим человеком трудное дело не сделаешь.)


  1. Многие старинные крестьянские каши – гречневую, пшеничную, овсяную – едят и по сей день. А вот о существовании полбяной каши большинство наших современников знают только по пушкинской сказке, в которой жадный поп кормил своего работника Балду полбой.

Вопрос: Что же такое полба? (Полбяная пшеница – злаковое растение, что-то среднее между пшеницей и ячменём. Из полбы варили кашу, которая, хотя и считалась питательной, но была груба на вкус и пользовалась спросом только у бедняков.)


  1. А.С. Пушкин дал герою своей сказки прозвище «толоконный лоб».

Вопрос: Что на Руси называлось толокном? (Толокном на Руси называлась овсяная крупа особого приготовления.)


  1. Многое изменилось в питании народа за последние три столетия. Важное место на столе заняли неизвестные ранее картофель и помидоры. В то же время из нашего меню кое-что почти исчезло. А ведь в древности она занимала в питании крестьян важнейшее место. Похлёбка из неё не сходила с крестьянского стола, а сама она до появления картофеля считалась «вторым хлебом». В России о её доступности и лёгкости приготовления говорит пословица.

Вопрос: О чём идёт речь? (Репа. «Проще пареной репы».)


Жюри (сообщение результатов)


Учитель:


Давайте поиграем в игру «веришь – не веришь». Следующие вопросы будут касаться застольных традиций и обычаев. Все мои вопросы будут начинаться со слов: «правда ли …». Если то, что я скажу, вы сочтёте правдой, отвечайте: «Да, это правда»… Если вы не согласны, и на ваш взгляд это просто невозможно, так и говорите: «Это не правда». Я не буду лукавить и честно признаюсь, что правда, а что нет. За правильный ответ команды получают по 1б.


Игра «Верите – не верите»:


1. Правда ли то, что иностранцы, попавшие в Россию в 16 – 17-х веках, с восторгом отзывались о русской кухне? (Нет, жаловались, что русская еда без меры сдобрена луком и чесноком.)

2. Правда ли то, что знаменитый французский писатель Александр Дюма, автор «Трёх мушкетёров», написал ещё и кулинарную книгу, в которой очень хвалил русские щи? (Да, восхищённый вкусом русских щей, он увёз к себе на родину их рецепты и включил в кулинарную книгу.)

3. Правда ли то, что известный баснописец Иван Андреевич Крылов был истинным денди, щёголем, аккуратистом во всём, особенно в соблюдении правил поведения за столом? (Нет. Самобытный баснописец имел свои слабости, любил покушать в постельке и, бывало целыми днями не вставал с неё. Однажды, когда его пригласили на бал-карнавал, он стал сокрушаться, что не знает, что же ему надеть. На это слуга ему ответил: «Что же это вы сокрушаетесь, умойтесь, причешитесь и вас никто не узнает».)

4. Правда ли то, что первым хлебным растением был дуб? (Да, по питательным свойствам жёлуди могут сравниться со злаками. В пищу обычно шли поджаренные жёлуди. В настоящее время желудёвая мука применяется при выпечке кондитерских изделий.)

5. Правда ли то, что на Руси репу сеяли, выплёвывая семена изо рта? (Да. Её семена очень мелкие. И далеко не у всех получалось хорошо выплёвывать, а лучшие плевальщики очень ценились и почитались.)

6. Правда ли то, что зимой в дальнюю дорогу путешественники брали с собой щи? (Да, зимой путешественники брали с собой в дорогу целую каюку замороженных щей. Их по мере надобности на почтовых станциях разогревали и ели.)

7. Правда ли то, что известный авантюрист 18-го века Казанова, объездивший полсвета, побывав в России, с восторгом отзывался о вкусовых качествах русского пива? (Нет, с восторгом он отзывался о квасе.)

8. Правда ли то, что перед севом крестьяне вываливались в грязи, чтобы урожай хлеба уродился богатый и жирный? (Нет, накануне сева крестьяне мылись в бане, чтобы хлеб уродился без сорняков; в день сева надевали белую рубаху и с лукошком выходили в поле.)

9. Правда ли то, что настоящие плоды картофеля ядовиты? (Да, плоды картофеля – ягоды, похожие на мелкие зелёные помидоры, они вырастают на кустах после цветения. Они очень ядовиты.)

10. Правда ли то, что Лжедмитрий I на собственной свадьбе ел вилкой? (Да, Лжедмитрий и Марина Мнишек за столом впервые в России стали использовать вилку, тем самым, вызвав всеобщее возмущение нарушением традиций.)

11. Вспомните пословицу «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу». Правда ли то, что в старину у крестьян не было завтрака? (Да, «Домострой» говорил о двух обязательных трапезах – обеде и ужине. Завтрака могло и не быть. В народе существовало представление о том, что дневную еду надо сначала заработать.)

12. Правда ли то, что на Руси существовало поверье, что если стряпуха будет стоять у печи сытой, обед покажется вкуснее? (Нет. Наоборот. Если стряпуха будет голодной, тогда обед будет вкуснее. Пищу подавала хозяйка дома. А в большой семье ей некогда было присесть к столу во время обеда, и она ела одна после того, как закончит все свои дела.)

13. Правда ли то, что когда-то чай ели? (Да. В Европе чай появился в начале 16-го века. И правильно употреблять его не сразу научились. Произошел такой забавный случай. На званном обеде у герцога на стол был подан салат из чайных листьев. Он был ужасно горький. Все приглашённые, пробуя его морщились, но отказываться от угощения было нельзя, не позволял этикет. И все ели это горькое несъедобное блюдо.)

14. Правда ли то, что на Руси хозяин с женою и детьми становились перед гостем на колени, умоляя съесть ещё хоть немножко? (Да. Именно об этом писал И.А. Крылов в басне «Демьянова уха».)

15. Правда ли то, что на пиру у царей гостям не подавали индивидуальных тарелок для еды? (Да, каждый брал руками из стоящего перед гостями блюда куски и клал их в рот. Тарелками пользовались лишь для того, чтобы положить на неё обглоданную кость.)

16. Правда ли то, что в старину фруктовые и ягодные варенья варили, используя не сахар, а мёд? (Да. В России сахар получил распространение в 16-м веке. В богатых домах стал появляться сахар-леденец. Простой народ вместо дорогого сахара пользовался дешевым мёдом.)

17. Правда ли то, что знаменитый кардинал Ришелье приказал отпилить острые концы у столовых ножей? (Да. Однажды за обедом он заметил, что один из гостей ковыряет в зубах кончиком ножа. Он приказал отпилить кончики ножей.)

Учитель:

Пора подвести итоги. Надеюсь, вам ясно, что не всё так просто обстоит с едой. И приготовление пищи всегда связано с маленькими секретами. Времена меняются, меняются вкусы, привычки, манеры, но какие-то главные ценности должны свято сохраняться. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. И в наши дни очень важно иметь стол простой и разнообразный, здоровый и полезный. В «Книге русской опытной хозяйки», изданной полтора века назад, сказано: «Не порицая ни немецкой, ни французской кухни, мы думаем, что нам во всех отношениях здоровее и полезнее всё наше родное, русское, то, к чему мы привыкли, что извлечено опытом, передано от отцов к детям. Ведь это определяется местностью нашего бытия, климатом и образом жизни. вкусное, аппетитное укрепляет человека не только как хлеб насущный, но и как лекарство, как лучшее средство укрепления здоровья». И пока жюри подведёт окончательный итог, послушайте любопытную информацию.

«Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты», – столь многообещающее заявление сделал американский психолог Ивлин Канн. Выбрав в списке, который дан на доске, продукты, которые вам больше по вкусу, вы узнаете кое-что интересное о себе:


  1. Любите яблоки – вы усердны и старомодны.

  2. Предпочитаете клубнику – у вас утончённый вкус и потребность окружать себя красивыми вещами.

  3. Обожаете землянику – такие люди – находка для психоаналитика. Они любят раскладывать всё, что происходит у них в душе.

  4. Любите капусту – вы покладисты в споре, но не любите давать денег в долг.

  5. Без ума от картофеля – ваши сильные стороны – уравновешенность и терпимость к чужой точке зрения.

  6. Обожаете помидоры – дети и семья составляют смысл вашей жизни.

  7. Относитесь к категории сладкоежек – любовь к сладкому свойственна романтикам, способным на самопожертвование.

  8. Потянуло на кисленькое – будьте начеку: в душе проснулся эгоизм.

  9. Не отказались бы от солёненького – вас распирает от гордости.

10. Хочется чего-нибудь жиденького – супа, бульона, сока, молока – вы чувствуете себя покинутым и одиноким.

11. Доставляет удовольствие твёрдая и холодная пища – поскорее избавьтесь от беспокойства и тревоги.


Жюри подводит итог игры и награждает победителей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!