СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-педагогическая статья по теме " ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ АКАДЕМИКА В.М. МОНАХОВА В РАМКАХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ХИМИИ В 8 КЛАССЕ"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В научно-педагогической статье описано применение педагогической технологии академика В.М. Монахова в рамках личностно-ориентированного подхода на уроках химии в 8 классе.  

Просмотр содержимого документа
«Научно-педагогическая статья по теме " ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ АКАДЕМИКА В.М. МОНАХОВА В РАМКАХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ХИМИИ В 8 КЛАССЕ"»

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ АКАДЕМИКА

В.М. МОНАХОВА В РАМКАХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ХИМИИ В 8 КЛАССЕ

Мохунова Елена Александровна

МОУ СОШ № 14 г.Липецка

Сегодня перед учителем стоят задачи индивидуализации образовательного процесса, то есть создание каждому ученику наиболее благоприятных условий для развития. Одним из способов реализации данных задач является использование личностно-ориентированного подхода через применение различных педагогических технологий.

Для обеспечения личностно-ориентированного подхода при обучении химии в 8 классе я использую педагогическую технологию академика В.М. Монахова, которая позволяет организовать учебно-познавательную деятельность ученика на уроке и во внеурочное время с учетом его индивидуальности, интенсифицировать учебный процесс. Эта технология представляет собой продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учителя и учащихся.

Данная технология включат два основных этапа деятельности учителя:

проектирования и реализации проекта.

На первом этапе изучаю основные документы: Государственный образовательный стандарт, образовательную программу, УМК О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». Затем проектирую учебный процесс, представляя весь учебный курс «Химии. 8 класса» в виде цепочки последовательных микроцелей. В 8 классе выделяю и формулирую 15 микроцелей, которые распределяю по 5 темам, представляю весь материал в виде карты -проекта.

Карта – проект по химии 8 класс.

Учебный цикл

Тема

Микроцели

6 часов

Тема № 1

введение

В1.Уметь разъяснять смысл химических формул.

10 часов

Тема № 2

Атомы химических элементов

В1. Уметь составлять схемы строения первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева.

В2. Уметь определять тип химической связи и записывать схему ее образования.

18 часов

Тема № 3

Простые вещества. Соединения химических элементов.

В1. Уметь применять в химических расчетах понятия: количество вещества, число частиц, масса вещества.

В2. Уметь использовать понятие молярного объема при решении задач.

В3. Уметь определять степень окисления химических элементов в соединениях.

В4. Уметь классифицировать вещества по классам (оксиды, кислоты, основания, соли), называть вещества.

12 часов

Тема № 4

Изменения, происходящие с веществами

В1. Уметь составлять химические уравнения


В2. Уметь определять тип химической реакции.

В3. Уметь выполнять расчеты по уравнениям химических реакций.

18 часов

Тема № 5

Тема: Электролитическая диссоциация. Окислительно-восстановительные реакции


В1. Уметь составлять уравнения диссоциации.

В2. Уметь составлять реакции ионного обмена в полном и сокращенном виде.

В3.Знать химические свойства основных классов неорганических соединений.

В4. Для ОВР уметь указывать окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления, использовать метод электронного баланса для составления уравнений ОВР.

Для каждой темы составляю технологическую карту, которых в 8 классе будет 5 (приложение 1). Технологическая карта – это «паспорт» проекта учебного процесса по теме. Она состоит из взаимосвязанных между собой компонентов: целеполагание (система микроцелей), диагностика, коррекция, дозирование домашнего задания, логическая структура процесса.

Обучающиеся знакомятся с технологической картой перед изучением темы. В результате они видят на много уроков вперед всю предстоящую им работу, требования к получаемым ими знаниям; знают заранее все домашние задания, которые им предстоит выполнить.

Для каждой микроцели я разрабатываю диагностику, состоящую из четырех заданий, которые позволяют дифференцированно оценить усвоение микроцели по трем уровням- «стандарт», «хорошо», «отлично» и 3-х- уровневую дозу домашнего задания. Ученик сам выбирает для себя уровень обучения. Диагностика – это самостоятельная работа ученика в классе, проверяющая уровень достижения учеником микроцели. Она проводится по двум вариантам и рассчитана на 10 минут. Самостоятельные работы учащиеся выполняют без использования учебников и каких-либо записей.

Все диагностики выполняются в отдельных тетрадях, где за учебный год выстраивается в виде графика траектория движения ученика в освоении предмета по каждой теме. Учитель получает с минимальными затратами информацию о степени усвоения учебного материла по данной микроцели.

Учащиеся, не прошедшие диагностику, становятся участниками работы по коррекции. В технологической карте в разделе «Коррекция» указываю на возможные трудности при достижении микроцелей, наиболее типичные ошибки, а также составляю систему педагогических средств и мер, выводящих ученика на уровень образовательного стандарта.

Дозирование домашнего задания – это важный этап в достижении микроцели. Этот блок представляет собой количество самостоятельной работы учащихся, необходимой для успешного выполнения диагностики. Объем домашнего задания разделяется на «стандарт», «хорошо», «отлично», где происходит усложнение материала. Обучающиеся сами выбирают уровень сложности заданий в зависимости от оценки, на которую в данный момент претендует ученик. Однако существуют трудности при составлении системы упражнений. В учебнике «Химия. 8 класс» О.С. Габриеляна не все задания ориентированы на отработку диагностики. Поэтому учителю приходится, используя различные источники, самостоятельно составлять разноуровневые задания.

Данная технология заставляет учиться обучающихся с низким уровнем обученности. Так как учащийся с повышенным уровнем обучаемости выполняет домашнее задание на оценку «4» или «5», то ученику с низким уровнем обучаемости приходится надеяться только на себя. Такой ученик заинтересован выполнить именно задание своего уровня подготовленности, в противном случае он не сможет решить заданий диагностик. Во время проведения диагностик учащиеся самостоятельно выбирают, какой уровень заданий им выполнять в соответствии со своими индивидуальными особенностями.

К технологической карте составляются информационные карты по каждому уроку, с помощью которых учитель продумывает и показывает свою деятельность и деятельность ученика, строит урок с применением различных форм работы (групповой, фронтальной), методов и методических приемов, с учетом личности каждого ученика.

Применение педагогической технологии академика В.М. Монахова позволяет при организации учебного процесса: 1) повысить качество образования всех обучающихся, особенно с низким уровнем обучаемости;

2) довести знания всех учащихся до уровня государственного образовательного стандарта;

3) осуществлять открытость образовательного процесса перед учащимися;

4) осуществлять последовательность проектировочной деятельности по созданию проекта учебного процесса.

Эта технология гарантирует конечный планируемый результат обучения. Работать по данной технологии комфортно и учителю, и ученику. Главное в проекте – структура и содержание учебно-познавательной деятельности учащегося, а не педагогическое воздействие учителя.







Приложение 1

Пример технологической карты.

Технологическая карта № 2. Тема: Атомы химических элементов

Логическая cструктура учебного

процесса.

Цель (В)

Диагностика (Д)

В1




Д1


В2




Д2

КР

№ 1.

Номер урока темы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Целеполагание

Диагностика

Коррекция


В1. Уметь составлять схемы строения первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева.

Задание на стандарт.

1. Описать строение атома (число протонов, нейтронов, электронов) для атомов:
а) кислорода, б) алюминия.

2. Составить схему строения электронной оболочки для атомов:
а) кислорода, б) алюминия.

Задание на «4».

3. Определите химический элемент, если его электронная схема:
а)2е,4е; б)2е,8е, 1е.

Задание на «5».

4.Составить электронную формулу строения электронных оболочек для атомов кислорода, алюминия.










Запомни, что заряд ядра, число протонов, число электронов равняется порядковому номеру. Числу нейтронов в атоме равняется массовое число минус заряд ядра (порядковый номер) (§6,7).

Написание электронных формул химических элементов 1-3 периодов. (§ 8).


В2. Уметь определять тип химической связи и записывать схему ее образования.

Задание на стандарт «3».

1) Перечислите виды химических связей.

2) Определите вид химической связи в соединениях:Н2, С02, KF, H2S, Na, MgS, 02.
Задание на «4»

3) Составьте схему образования химической связи в молекуле HF
Задание на «5»

4) Составьте схему образования химической связи в соединении Na2О






Определение типа химической связи, составление схем образования ковалентной связи и ионной связи.

(§ 9,10,11,12)


Дозирование домашнего задания



Удовлетворительно – «3»

Хорошо - «4»

Отлично - «5»


ДЗ1.

1)§6 №3,5.

Напишите строение атома, положение в периодической системе для элементов С, Fe.

2) §7 №1,2,3.

§ 8 №1,2,3.




+ Определите химический элемент, если его

электронная схема: а) 2е, 5е; б) 2е,8е, Зе.

Напишите положение в Периодической системе

данных элементов.


+ Составить электронную формулу строения электронной оболочки для атома кислорода и алюмния.

+ Определите химический элемент, если его

электронная формула Is2 2s22p6 3 s2 Зр2;


Д32









1)§9 №1,3.

2)§10. Определите вид химической
связи в соединениях: KI, 02, MgS, H2.
§11 № 4. Определите вид химической
связи в соединениях № 2 после§11.

3)§12. Определите вид химической
связи в соединениях: NaI, CI2, K2S,H2S, СН4, Са, AI.

§9 №2, 6. §10 №1. §11 №2(а).

+ Составьте схему образования химической связи в молекуле HF.






§9 № 2 а,в. §10 №2. §11 №2(6).

+ Составьте схему образования химической связи в соединении К2О.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!