ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Громак Н.И., зав. отделом анализа и методического сопровождения среднего общего образования
ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»
ОТ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ –
К ДОСТИЖЕНИЮ НОВОГО
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Под качеством образования понимается такая совокупность его свойств, которая обусловливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств.
Управление качеством образования – системное, скоординированное воздействие на образовательную систему, образовательный процесс, а также на комплекс связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов установленным и предполагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Качество образования
Социальный заказ: требования к образовательным результатам, установленные обществом, родителями,
государством
Управление качеством: создание условий и их совершенствование для достижения результатов
Образовательная программа:
особая Миссия учителя
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА
Обеспечение
Улучшение
качества
качества
Управление
качеством
Планирование
качества
Разработка
программ
качества
Деятельность по
Создание
Постоянное
уверенности о
исключению
совершенство –
базис успеха
существовании
несоответствий
в конкуренции
качества
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ
Совершенствование управления
качеством образования
в образовательной организации
ТАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ
- Создание механизмов качественно новой модели мониторинга качества образовательных услуг, оказываемых образовательной организацией, и эффективности управления качеством образования, соответствующего социальному и государственному заказам.
- Обеспечение прогнозирования развития образовательного процесса в общеобразовательной организации.
- Предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования в
- Выявление средствами системы критериев зависимости между ресурсами, условиями образования и его результатами.
Качество системы
Эффектив-ность
процесса
обучения,
воспитания, развития
Качество образования
СОСТАВЛЯЮЩИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Удовлетворенность потребителей и персонала
Управление качеством системы и процессом ее функционирования и развития
Образовательная система
(педагоги, учебные программы и УММ, инфраструктура)
Образовательный процесс
РЕЗУЛЬТАТ
ПРОЦЕССНЫЙ И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я С Р Е Д А
Результативность процесса — способность процесса достигать запланированных
результатов (ИСО 9001:2000)
Документы, регламентирующие выполнение процесса
ПРОЦЕСС
(совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих
видов деятельности)
ПРОДУКТ
(результат процесса)
ВЫХОД
ВХОД
(включая ресурсы)
Эффективность процесса — связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами (ИСО 9004:2000)
МОНИТОРИНГ
И ИЗМЕРЕНИЯ
(до, во время и после выполнения процесса)
ЦИКЛ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
АКТУАЛЬНОСТЬ
- Противоречие между государственным заказом на создание условий для повышения качества образования в учреждении образования и отсутствием в настоящее время в образовательной организации действенной системы, позволяющей объективно оценивать все структурные элементы качества образования, своевременно осуществлять корректировку и прогнозирование развития образовательного учреждения.
ПРОБЛЕМЫ
- Отсутствие системного подхода к управлению качеством образования в образовательном учреждении.
- Недостаточная работа по мотивации всех участников образовательного процесса на его качество: обучающихся, учителей, родителей (законных представителей).
- Отсутствие единого и системного подхода к ведению документации по внутреннему мониторингу.
- Отсутствие адекватного рабочего инструментария, позволяющего объективно оценить все структурные элементы системы обеспечения качества образовательного процесса в образовательной организации.
ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Необходимость систематизации накопленного опыта по оценке результативности образовательной деятельности учреждения образования.
- Необходимость обеспечения документальной обоснованности принятия управленческих решений.
- Актуальность обеспечения информацией о состоянии дел в образовательной организации внешних пользователей.
- Необходимость использования программно-целевого метода управления как эффективного средства принятия управленческих решений.
ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ МОНИТОРИНГ:
- мониторинг качества образования, включающий государственную итоговую аттестацию выпускников 9 класса, промежуточную и текущую аттестацию учащихся;
- мониторинговые исследования качества знаний обучающихся 4 класса по русскому языку и математике;
- участие и результативность обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различного уровня;
- мониторинг универсальных учебных действий (УУД);
- кадровый мониторинг;
- исследования удовлетворенности образовательного процесса;
- мониторинг физического развития и состояния здоровья обучающихся;
- мониторинг «групп риска» и социально неблагополучных учащихся;
- мониторинг социально профессиональной и психолого-педагогической компетентности педагогов.
ПРЕДМЕТ АПРОБАЦИИ
- Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс.
- Качество реализации образовательного процесса (содержания).
- Качество образовательных результатов обучающихся.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Индивидуальные достижения учащихся:
- Образовательные достижения, удовлетворенность образованием.
- Ключевые (базовые) компетентности.
- Достижения как результат участия в олимпиадах различного уровня, творческих конкурсах, спортивных состязаниях и других видах деятельности.
- Состояние здоровья (группа здоровья, ее динамика за время обучения).
- Нормы поведения (интересы, отношения, ценностные ориентиры).
- Дальнейшее продолжение образования и карьера выпускника.
ОБЪЕКТЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
- Обучающиеся и их индивидуальные достижения.
- Педагогические работники образовательной организации.
- Образовательная система образовательной организации.
МАСШТАБ АПРОБАЦИИ
Институциональная модель
системы оценки качества образования будет апробирована с учащимися 1-9 классов,
педагогами и родителями.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Изучен опыт и достижения науки и практики в области построения и применения систем оценки качества образования в образовательных организациях.
- Подготовлены методические и локальные документы для обеспечения системы оценки качества образования.
- Разработана институциональная модель оценки качества образования.
- Разработана и реализована система унифицированных диагностических материалов в соответствии с институциональной моделью оценки качества образования.
- Апробирована институциональная модель оценки качества образования.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Повышена педагогическая компетентность педагогов.
- 100%-й охват учащихся, педагогов и родителей мониторинговыми исследованиями.
- Расширено общественное участие в управлении образовательной организацией.
- 100% удовлетворенность родителей, обучающихся и педагогов результатами проведенной работы.
- Опыт работы административной команды по инновационной деятельности в учреждении образования.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Получены сведения о состоянии качества основных видов деятельности и результатов работы как в целом по образовательной организации, так и по отдельным направлениям.
- Определена результативность образовательного процесса, эффективность учебных программ, их соответствие нормам и требованиям государственных образовательных стандартов.
- Обеспечен прогноз развития образовательной организации.
ОЖИДАЕМЫЕ ПРОДУКТЫ
- Нормативно-правовая база, обеспечивающая функционирование институциональной модели оценки качества образования.
- Орган управления, отвечающий за реализацию системы унифицированных диагностических материалов.
- Критериальная база по реализации мониторинговых исследований в образовательной организации.
- Инструментарий всех процедур системы оценки качества образования.
- Методические материалы и рекомендации по освоению модели оценки качества образования системы унифицированных диагностических материалов.
- Описание научно-методического, методического сопровождения инновационной деятельности образовательной организации на республиканском уровне.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 ЭТАП
3 ЭТАП
2 ЭТАП
Завершающий
ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
апрель-август 2020
АПРОБАЦИОННЫЙ
ЭТАП
сентябрь-январь
2020-2021 учебный год
ЗАВЕРШАЮЩИЙ
ЭТАП
февраль-май
2020-2021 учебный год
БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
ПРИГЛАШАЕМ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ
В ВЕБ-КВЕСТЕ
«САМООЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К МОНИТОРИНГОВЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ»
https:// omkoridp.blogspot.com/p/blog-page_30.html