СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа "Предмет трудового права и сфера его действия"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа полезна будет студентам, заинтересованным лица кто занимается изучением трудового права. В работе рассматривается вопрос действия трудового права. Раскрыты понятие, предмет трудового права

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа "Предмет трудового права и сфера его действия"»

18


Министерство образования и науки РФ



КУРСОВАЯ РАБОТА



ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПРАВА И СФЕРА ЕГО ДЕЙСТВИЯ













ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПРАВА РОССИИ 8

1.1. Предмет трудового права 8

1.2. Сфера действия норм трудового права 12

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20

2.1. Механизм правового регулирования общественного труда 20

2.2. Трудовое право и рынок труда 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35





ВВЕДЕНИЕ



Актуальность исследования. Трудовое право - это важнейшая отрасль российского права, регулирующая при активном участии его субъектов трудовые отношения работников с работодателями и другие примыкающие, непосредственно с ними связанные, производные от них отношения и устанавливающая права и обязанности по труду на производстве субъектов трудового права и ответственность за их нарушение.

С трудовым правом приходится иметь дело работодателям, должностным лицам их администрации, работникам кадровых и юридических служб, правоохранительных органов, менеджерам, представителям малого бизнеса, т.е. довольно широкому кругу лиц, и, конечно, оно касается всех работников.

Трудовое право регулирует поведение людей в сфере общественной организации труда.

Человек и общество могут потреблять лишь то, что создано трудом. Чем выше организация труда, его техническая вооруженность, а, следовательно, и его производительность, тем богаче общество.

Труд является в современном обществе категорией социальной, экономической, а также политической. Материальную основу любого общества составляет трудовая деятельность человека, которая в то же время развивает и преобразует самого человека. Все великие открытия, весь научно-технический прогресс общества, его цивилизация - это результат большого труда многих поколений людей. Труд определяет богатство общества и его развитие. Труд определил название данной отрасли права, которая выделилась в самостоятельную отрасль из отрасли гражданского права в 1918 г. с принятием первого Кодекса законов о труде России.

Труд - целенаправленная деятельность человека, реализующего его физические и умственные способности для получения определенных материальных или духовных благ, именуемых на производстве продуктом труда, продуктом производства. Говоря о правовом регулировании труда, имеем в виду регулирование отношений по труду, т.е. поведения людей в этих отношениях, а не труда как процесса деятельности.

Название «Трудовое право» подразумевает, что данная отрасль права имеет дело с отношениями по труду. Но не все отношения, связанные с трудом, регулируются нормами трудового права. Так, труд на собственном садово-огородном участке, труд домохозяйки по уборке своей квартиры, стирке, приготовлению для семьи пищи, труд военнослужащего или учащегося по освоению знаний - все это общественно полезный труд. Но он не регулируется нормами трудового законодательства, поскольку трудовых отношений в общественной кооперации труда здесь не возникает.

Трудовое право - отрасль российского права, играющая первостепенную роль в регулировании трудовых отношений работников с работодателями независимо от их организационно-правовых норм. Трудовое право регулирует отношения по труду в области общественной его организации.

В настоящее время наиболее активными являются две группы трудовых отношений: тех, кто трудится по найму; те, в которые вступают собственники имущества акционерного предприятия акционерного предприятия.

Проблемы государственного регулирования труда в России в основном носят экономический характер. Современное государство не стремится обеспечить гарантированный прежде уровень трудовых прав. Переход к рыночной экономике диктует свои приоритеты в государственной политике. В связи с этим актуальность данной темы очевидна, необходимо рассмотрение данной проблемы необходимо уделять внимание, как на государственном уровне, так и уровне субъектов федерации.

Степень разработанности темы. Теоретической базой исследования являются, прежде всего, труды ученых в области трудового права А.К. Безиной0, Л.Ю. Бугрова0, С.Ю. Головиной0, К.Н. Гусова0, В.В. Ершова0, И.Я. Киселева0, A.M. Куренного0, Ф.М. Левиант0, М.В. Лушниковой0, СП. Маврина0, А.Ф. Нуртдиновой0, И.О. Снигиревой0, Л.А. Сыроватской0, В.Н. Толкуновой0, Е.Б. Хохлова0 и многих других.

Источниками для написания данной работы послужи международно-правовые акты, материалы судебной практики Верховного Суда РФ0 и других судебных органов0, учебные пособия и периодические издания, а также монографические статьи известных юристов специалистов по трудовому праву.

Целью исследования: изучение предмета и метода трудового права, а также применение норм данного права в Российской Федерации.

Задачи исследования:

- проанализировать сущность понятия «трудовое право»;

- выявить предмет трудового права;

- определить и изучить судебную практику как источник российского трудового права;

- показать сферы применения норм трудового права в Российской Федерации

Объектом исследования является российское законодательство

Предмет исследования – трудовое право – как одна из отраслей российского права.

Методология исследования. При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования. Во-первых, общеметодологическую основу настоящего исследования составляет диалектико-материалистический метод. Во-вторых, в числе общенаучных методов, используемых в ходе настоящего исследования, выделяются анализ и синтез, индукция и дедукция, метод аналогии и гипотезы. В-третьих, теоретическая и практическая результативность исследования обеспечивается путем применения специфических, частных методов научного решения правовых задач, вытекающих из основных теоретических установок науки трудового права. Это метод сравнительного правоведения, системный подход, комплексный анализ. Три названных  уровня образуют единый фундаментальный комплекс исследовательских приемов, используемых в курсовой работе в целях постижения сущности исследуемого правового явления.

Структура курсовой работы соответствует заявленной цели и поставленным задачам. Исследование состоит из введения, двух глав, поделённых на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.





ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПРАВА РОССИИ

    1. Предмет трудового права

Согласно общей теории права деление его на отрасли и институты осуществляется с учетом предмета, метода и принципов правового регулирования.

Трудовое право является важной основой для формирования социального законодательства, посредством которого осуществляется регулирование трудовые отношений и отношений, непосредственно с ними связанные.

В.М. Луганцев высказывает свое мнение о предмете трудового права таким образом: «все отношения, урегулированные нормами Трудового Кодекса РФ и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, составляют содержание предмета трудового права. Но степень их урегулированности нормами трудового права различна»0.

Определяя содержание предмета трудового права в условиях действия Трудового кодекса Российской Федерации, большинство авторов исходит из правила, что предмет трудового права составляют группы отношений, названные в статье 1 Трудового кодекса0.

Предметом трудового права являются следующие общественные отношения: трудовые отношения работника с работодателем (юридическим или физическим лицом), основанные на трудовом договоре; по организации труда и управлению трудом; по обеспечению занятости и трудоустройству у данного работодателя; по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя; по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; по участию работников и профессиональных союзов в обеспечении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; по надзору и контролю (в том числе профсоюзному) за соблюдением трудового законодательства, включая законодательство об охране труда; по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров0.

Статья 1 Трудового кодекса определяет социальное назначение трудового законодательства, целями которого являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод работников, создание надлежащих условий труда. В равной мере целью трудового законодательства является также защита прав и интересов работодателей. Трудовой кодекс формулирует и другие важные задачи: достижение разумного и реального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых и производных от них отношений0.

Все нормы трудового законодательства в совокупности образуют внутренне не противоречивую, единую, целостную систему общеобязательных правил поведения всех лиц, вступающих в трудовые отношения. Трудовое законодательство органически входит в общую правовую систему, соответствующую как государственному устройству России, так и другим отраслям российского права0.

На современном этапе развития общества и государства известное влияние на изменение и совершенствование методов правового регулирования в сфере труда, оказывают соответствующие условия переходного периода к рыночным отношениям.

Частью 2 статьи 1 Трудового кодекса установлен круг общественных отношений, регулируемых нормами трудового права0. Это трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения. Они возникают, когда работодатель осуществляет управленческую и правоприменительную деятельность и при необходимости принятия локальных нормативных актов.

Трудоустройству у того или иного конкретного работодателя могут предшествовать отношения по трудоустройству между гражданином и службой занятости населения. Трудоустройство представляет собой процесс поиска подходящей работы и получения ее со стороны органов государства или иным законным путем2.

Возможность эксплуатации труда одних лиц, применяемого в интересах других лиц, признается экономически нормальным явлением, обуславливаемым специфическим характером рыночной экономики, в структуре которой функционирует рынок труда, имеющий в качестве своего объекта наемный труд.

Субъектом наемного труда является юридически свободный человек, который распоряжается самостоятельно своими способностями к труду и руководствующийся своими личными интересами. Наемный труд может исключительно на основе добровольно заключаемого договора между физическим лицом, свободно предлагающим на рынке труда для использования за плату свои способности к труду, и работодателем, вышедшим на рынок труда с предложением замещения имеющийся у него вакансии. Наемный труд в отличие от труда независимого всегда протекает в рамках общественных отношений3.

Трудовое отношение - это отношение, основанное на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором0.

Кроме трудовых отношений в предмет отрасли трудового права входят иные общественные отношения, которые в статье 1 Трудового кодекса РФ названы непосредственно связанными с трудовыми отношениями0.

Общественные отношения, непосредственно связанные с трудовыми отношениями, могут им предшествовать, сопутствовать, а некоторые могут последовать. В науке трудового права выделяют организационно-управленческие отношения и охранительные.

Обратим внимание на то, что Трудовой кодекс впервые сформулировал содержание предмета трудового права. Но, это сделано недостаточно четко и соответствующая норма помещена в статью под названием «Цели и задачи трудового законодательства»0. В науке трудового права бесспорным является постулат о существовании одного трудового отношения, возникающего между работником и работодателем. Поэтому о трудовых отношениях можно говорить, лишь прибегая к обобщению: имея в виду неограниченное количество работников и работодателей. Указывая на недостатки действующей редакции указанной нормы, подвергаются критике неточности, содержащиеся в статье 1 Трудового кодекса, касающиеся терминов «отношения социального партнерства», «отношения по разрешению трудовых споров»4.

Таким образом, трудовое право регулирует трудовые отношения как работников государственных и муниципальных предприятий, так и участников хозяйственных товариществ и обществ, основанных на личном труде. К предмету трудового права относятся также трудовые отношения работников с бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями.

Для трудовых отношений, составляющих предмет трудового права, характерными являются следующие признаки:

  1. Трудовые отношения представляют собой отношения по непосредственному применению труда в коллективах предприятий, учреждений и организаций.

  2. Трудовые отношения характеризуются также тем, что личная волевая деятельность исполнителя работы осуществляется в условиях кооперированного труда с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, действующим на данном предприятии.

  3. Трудовое отношение всегда является возмездным отношением.


    1. Сфера действия норм трудового права


Под сферой действия понимают область применения норм трудового права. В связи  с принятием ТК РФ можно говорить о широкой сфере действия норм трудового права0.

        В ч. 1 ст. 11 ТК РФ указано на то, что  нормы трудового права применяются  к трудовым отношениям. Следовательно, нормы трудового права должны применяться ко всем работникам при  возникновении трудовых отношений  с работодателем. Лица, к труду  которых нормы трудового права  не могут быть применены непосредственно, определены исчерпывающим образом в ч. 8 ст. 11 ТК РФ0.

Трудовой Кодекс и другие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации0.

В юридической литературе проблема сферы действия норм трудового права освещается с давних пор, но и поныне не утратила своей актуальности. Она определяется, прежде всего, многоукладным характером российской экономики, наличием многообразных форм собственности организаций и их организационно-правовой формой деятельности. В науке трудового права до сих пор нет единого мнения по сфере действия норм трудового права. По-прежнему ведется дискуссия о так называемой «широкой» или «узкой» сфере действия правовых норм этой отрасли права.

Автор учебника по трудовому праву В.Н. Толкунова предложила дефиницию понятия «сфера действия», указав, что «сферой действия трудового права называется очертание предела распространения трудового законодательства, его действия»0.

В.М. Луганцев считает, что «под сферой действия следует понимать не только «очертания» пределов (границ) распространения трудового законодательства, а всю «область действия» трудового законодательства, т.е. все содержание «правового поля», находящегося под воздействием норм этого законодательства при достаточно определенном «очертании пределов», границ этого поля»0.

По мнению ученых, считающих, что сфера действия норм трудового права очень широка. Трудовое законодательство регулирует трудовые отношения во всех организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, включая трудовые отношения работников, которые являются собственниками в акционерных обществах или членами производственных кооперативов. При этом делается оговорка, что трудовые отношения этих работников регулируются с учетом устава данной организации, по которому собственники организации участвуют в распределении прибыли и несут ответственность за убытки производства по своему второму правовому статусу как члены - собственники данной акционерной организации, производственного кооператива, определяемого нормами гражданского права0. И.О. Снигирева приводит аргументы концепции «широкой» сферы действия трудового права - за включение в его сферу всех отношений наемного труда (даже если они не надлежаще оформлены, например гражданско-правовым договором, но фактически являются трудовыми), а также трудовых отношений, вытекающих из членства в организации0.

Заслуживает внимания следующая точка зрения: сфера действия норм трудового права в современных условиях хозяйствования организаций различных форм собственности и организационно-правовой формы деятельности должна быть максимально расширена в целях правовой защищенности работников от негативных сторон рыночных отношений. При этом установленный федеральными законами минимум трудовых прав и гарантий должен обязательно соблюдаться для всех лиц независимо от того, в какой организации они работают или проходят службу0.

Рассмотрим вопрос о «работающих собственниках». Проанализируем действующее законодательство и ответим на вопрос: надо ли заключать с участниками организаций трудовой договор или же регулирование их труда охватывается отношениями членства?

В соответствии с Гражданским законодательством участниками или членами организаций, имеющими в отношении последних обязательственные права, могут быть: участники хозяйственных обществ; участники товариществ; члены кооперативов0.

Труд работающих участников хозяйственных обществ регулируется трудовым правом, так как в законодательстве об этих обществах отсутствуют нормы о регулировании труда их членов. С работающими участниками хозяйственных обществ должны заключаться трудовые договоры, за исключением руководителя - единственного участника.

Трудовые  отношения должны быть оформлены  в письменном виде. Однако далеко не всегда трудовые отношения между  работником и работодателем получают надлежащее письменное оформление. Отсутствие такого договора является нарушением трудового законодательства, затрудняющим применение содержащихся в нем требований. Но и при отсутствии письменного  трудового договора лицо, выполняющее  трудовую функцию, не может быть лишено права подтверждать факт наличия  трудовых отношений имеющимися доказательствами. Например, ВС РФ признал допустимым и достаточным доказательством  возникновения трудовых отношений  наличие доверенности на управление автомобилем в интересах собственника на постоянной основе с выплатой денежного  вознаграждения за выполненную работу0.

Таким образом, выполнение трудовой функции в интересах другого  лица на постоянной основе, то есть в  течение нескольких дней, позволяет  сделать вывод о применении норм трудового права. Подтверждать выполнение трудовой функции допустимо и  свидетельскими показаниями.

Помимо  выполнения трудовой функции работник может состоять с организацией в  других отношениях, например, быть членом кооператива, акционером, участником товарищества. Однако трудовые отношения имеют  самостоятельные основания возникновения, изменения и прекращения, которые  не зависят от наличия или отсутствия имущественных отношений, также  имеющих самостоятельные основания  для возникновения, изменения и  прекращения. 

В соответствии с ч.7. ст.11 ТК РФ на государственных гражданских и муниципальных служащих действие норм трудового права распространяется с особенностями, предусмотренными специальным законодательством о государственной гражданской и муниципальной службе0.

Особенности регулирования государственных гражданских служащих установлены Федеральным законом «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»0, а муниципальных служащих - Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации»0. Следует иметь в виду, что установленные ТК РФ льготы и преимущества в обязательном порядке должны предоставляться государственным и муниципальным служащим. Данное правило должно применяться и в том случае, если названные федеральные законы не предусматривают гарантии, установленные в ТК РФ, например по самозащите трудовых прав0.

Согласно статье 69 Гражданского кодекса полные товарищи в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом, причем они должны быть зарегистрированы как индивидуальные предприниматели. Труд предпринимателей не регулируется трудовым правом, поэтому применение трудового законодательства к труду полных товарищей, в частности заключение с ними трудового договора, невозможно. Регулирование их деятельности полностью охватывается отношениями членства0.

В товариществе на вере помимо полных товарищей имеются товарищи-вкладчики. Работающие товарищи-вкладчики должны заключать трудовой договор, и их труд должен регулироваться трудовым законодательством. Согласно статье 84 Гражданского кодекса вкладчики не могут участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере. Они вправе только получать часть прибыли товарищества, что не может повлиять на трудовые отношения0.

Трудовые отношения членов производственного кооператива регулируются Федеральным законом «О производственных кооперативах» 0 и уставом кооператива, а наемных работников - законодательством о труде. Такое прямое противопоставление наемных работников и членов кооператива закреплено в ст. 19 этого Закона. Таким образом, с членами производственного кооператива не заключается трудовой договор. Заметим, что Закон «О производственных кооперативах» воспроизводит целые блоки норм трудового законодательства0.

Специальное законодательство в части регулирования труда членов потребительских кооперативов никаких исключений не предусматривает, поэтому на основании статьи 11 Трудового кодекса следует считать, что их труд регулируется на основе общих норм трудового права и с ними нужно заключать трудовой договор. В соответствии со статьей 40 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» потребительские кооперативы вправе нанимать работников из числа своих членов0.

Трудовой кодекс РФ устанавливает особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников - руководителей организаций, совместителей, государственных служащих и других. Особенности регулирования труда - это нормы, частично ограничивающие применение общих правил либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила. Для обеспечения стабильности правового регулирования труда отдельных категорий работников Трудового кодекса предусматривает, что особенности такого регулирования устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами0. Например, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает, что «федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом»0.

Таким образом, действующая Конституция Российской Федерации признает и закрепляет равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. Многообразие форм собственности не могло не повлиять и на хозяйствующих субъектов. Предпринимательской деятельностью наряду с государственными и муниципальными унитарными предприятиями занимаются хозяйственные товарищества в форме полного товарищества и товарищества на вере, и хозяйственные общества - акционерные общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Участники товариществ, акционеры, если они трудятся в этих товариществах и обществах, находятся не только в имущественных, но и в трудовых отношениях. Если имущественные отношения, касающиеся создания уставного и иных фондов, личных вкладов в имущество предприятия, реализации акций, распределения прибыли, имущественной ответственности, регулируются гражданским законодательством, то отношения, основанные на личном труде, - сфера действия трудового законодательства. Фактические трудовые отношения участников товариществ и обществ являются доказательством заключения трудового договора.



ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Механизм правового регулирования общественного труда

В случаях если в соответствии с федеральным законом работник привлекается к исполнению государственных или общественных обязанностей в рабочее время, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им указанных обязанностей (ст.170 ТК РФ)0. При этом денежная компенсация в размере, определенном законом, иным нормативным правовым актом либо решением соответствующего общественного объединения, за время исполнения этих обязанностей выплачивается работнику государственным органом или общественным объединением, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей (а не работодателем, как это было предусмотрено ст.111 КЗоТ)0. Работники, которым в соответствии со ст. 170-172 ТК предоставляются гарантии и компенсации при выполнении государственных и общественных обязанностей, разделены на четыре группы:

- работники, освобожденные от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственные органы, органы местного самоуправления;

- работники, выбранные в профсоюзные органы без освобождения от исполнения трудовых обязанностей;

- работники, ставшие членами комиссий по трудовым спорам;

- работники, освобождаемые от работы в соответствии с действующим законодательством для выполнения государственных и общественных обязанностей.

Такая классификация работников предопределена сложившейся системой правового регулирования гарантий и компенсаций в зависимости от причин освобождения от выполнения трудовых обязанностей0. Статья 170 ТК значительно отличается от аналогичной ст. 111 КЗоТ. Во-первых, в Трудовом кодексе нет перечня тех случаев выполнения государственных или общественных обязанностей, когда работающие в соответствии с федеральными законами выполняют эти обязанности в рабочее время. Во-вторых, ст. 170 ТК называет только одну гарантию для работников, на законных основаниях привлекаемых к выполнению государственных и общественных обязанностей, - сохранение места работы (должности); В-третьих, широк круг нормативных правовых актов, которые следует иметь в виду, выясняя законность привлечения работника к выполнению государственных и общественных обязанностей и суммы полагающихся ему выплат0.

В соответствии со ст. 24 (п. 12) Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»0 члену избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов, референдума от основной работы, сохраняется средний заработок по месту основной работы. Материальное обеспечение народных заседателей за время участия в осуществлении правосудия предусмотрено ст. 11 Федерального закона «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации СЗ РФ 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 49240. За народным заседателем в период исполнения им своих обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются средний заработок, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством. Время исполнения народным заседателем своих обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа (п. 4 ст. 11).

Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта РФ за счет средств федерального бюджета выплачивается вознаграждение в размере 1/4 должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее 5-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ0.

Гарантийные и компенсационные выплаты, полагающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым в связи с явкой в налоговый орган или работой по его поручению, перечислены в ст. 131 Налогового кодекса. Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащие выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, определены в Положении, утв. постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 г. № 298. В нем, в частности, говорится, что за лицами, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, за время их отсутствия в связи с этим на работе сохраняются место работы (должность) и средний заработок по основному месту работы0.

Переводчики, специалисты и эксперты получают денежное вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, по нормам оплаты, утв. Минтрудом России по согласованию с Минфином России. Привлечение указанных лиц осуществляется на договорной основе.

B соответствии со ст. 9 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» лица, участвующие в переговорах в качестве представителей сторон, а также специалисты, приглашенные для участия в работе комиссии, на время переговоров освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года и включением времени участия в переговорах в трудовой стаж. Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством о труде, коллективным договором, соглашением.

Оплата труда приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников производится по соглашению с ними органами исполнительной власти и хозяйственного управления, работодателями (их объединениями).

Коллективным договором может быть предусмотрено освобождение от работы тех лиц, которые по поручению трудового коллектива защищают его интересы перед работодателем, в судах и иных государственных органах. В подобных случаях в коллективном договоре оговариваются период освобождения от работы, размер и источник гарантийной выплаты.

Для выборных профсоюзных работников гарантии, обеспечивающие им возможность наиболее полно осуществлять общественную деятельность, были представлены в Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»0.

Применительно к членам комиссий по трудовым спорам (КТС) в ст. 171 ТК названа лишь одна гарантия - предоставление свободного от работы времени для участия в работе КТС с сохранением среднего заработка. Об этом же ранее говорилось в ст. 235 КЗоТ. Об исчислении среднего заработка см. ст. 139 ТК0.

Как следует из ч. 3 ст. 171, увольнение членов КТС по инициативе работодателя производится с учетом мнения выборного профсоюзного органа. В ст. 373 ТК представлен порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа0.

Гарантии выборным работникам, занятым в государственных органах и в органах местного самоуправления, в Трудовом кодексе не называются. Их можно найти в первую очередь в федеральных законах, определяющих статус депутатов государственных органов различных уровней. Так, в Федеральном законе «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 0(он действует в ред. Федерального закона от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ) есть ст. 25 «Гарантии трудовых прав члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы», ст. 26 «Права депутата Государственной Думы в случае роспуска Государственной Думы» и др., в которых подробно освещены гарантии и компенсации, полагающиеся членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и их помощникам0.

Условия осуществления лицом, избранным в законодательный (представительный) орган государственной власти субъектов РФ, депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, на профессиональной основе в определенный период, без отрыва от основной деятельности), в том числе полагающиеся им гарантии и компенсации, устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ ФЗ №184 от 6/11/1999 «Об общих принципах организации законодательных (исполнительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ст. 11.0.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»0 с последующими изменениями и дополнениями статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий, гарантии прав должностных лиц местного самоуправления определяются в Уставе муниципального образования. Устав принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно0.

Таким образом, стратегическая цель законодателя, касающаяся реформ трудовых отношений и производных от них отношений, заключается в том, чтобы создать в стране эффективный, цивилизованный рынок труда, который обеспечил бы работодателя рабочей силой надлежащей квалификации, а работников - высокооплачиваемой работой и надлежащими условиями труда.

Трудовое законодательство - единственная отрасль российского трудового права, которая способна не только непосредственно воздействовать на основную производительную силу - людей и защитить их в процессе производственной деятельности, но также и защитить права и законные интересы работодателей. Собственно, новое кодифицированное законодательство о труде явилось своеобразной вехой, логическим этапом на пути социально-экономических и институционнных преобразований, проводимых в России в течение последних десяти лет.

Трудовое законодательство ставит своей задачей создание правовых возможностей более свободно регулировать трудовые отношения, установление правовых гарантий для обеих сторон этих отношений. Законоположения Трудового кодекса распространяются на все организации, действующие на территории Российской Федерации, независимо от их формы собственности и организационно-правовой структуры.



2.2. Трудовое право и рынок труда



Основополагающими положениями, регулирующими отношения граждан в сфере занятости, являются статья 37 Конституции РФ и основанные на ней законодательные акты: ТК РФ, Закон РФ «О занятости населения в РФ»0, Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях»0, а также ряд других законов. Так в ст.37 Конституции РФ содержится:

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск0.

Отсюда видно, что среди прав, гарантируемых Конституцией, нет действовавшего в СССР права на труд, т.е. гарантированного права на занятость. Какие же гарантии в области занятости предоставляет гражданам российское законодательство, чего конкретно они вправе требовать от органов государственной власти, обращаясь при необходимости за защитой своих прав в суд? Ответ на этот вопрос дают положения Закона о занятости. Закон предусматривает систему гарантий государства его гражданам в области занятости и социальной поддержки безработных. Приведем эти гарантии. Так, согласно п.1 ст.12 Закона, государство гарантирует гражданам:

- свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда;

- охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством РФ;

- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости0.

Что же касается безработных граждан, то для них в п.2 ст.12 приводятся особые гарантии. При этом следует иметь в виду, что здесь речь идет о тех гражданах, которые зарегистрированы в органе службы занятости в качестве безработных. Согласно п.2 ст.12, государство гарантирует безработным гражданам:

- бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

- обеспечение социальной поддержки;

- компенсацию в соответствии с законодательством РФ материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

- бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;

- возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан0.

Статьей 13 Закона предусмотрены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения.

1. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем: разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

2. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ»0. Механизм введения квоты определяется Правительством РФ.

3. Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия.

Гарантии социальной поддержки безработных приводятся в ст.28 Закона.

1. Государство гарантирует безработным:

- выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.

В условиях формирования рынка труда становится правилом установление размера оплаты труда на основе договорного регулирования (коллективного и индивидуального), что создает эффект полной свободы основных партнеров на рынке труда и невмешательства государства в регулирование заработной платы (кроме нормирования оплаты труда работников, занятых в бюджетной сфере). Такое положение, казалось бы, дает повод сделать концептуально важный вывод: рынок труда и принцип равной оплаты за равный труд - явления, взаимоисключающие друг друга. Однако право на равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия последовательно закрепляется в международных актах (во Всеобщей декларации прав человека0, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах0) и в нормах российского законодательства. Что же включается в содержание данного права? Прежде всего, это запрещение дискриминации в оплате труда. Первоначально основанием для дискриминации в оплате труда, запрещенной международной конвенцией, стал признак пола. Конвенция № 100 «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности»0 (1951 г.), ратифицированная СССР 4 апреля 1956 г., распространяет принцип равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности, как на основную заработную плату, так и на всякие иные вознаграждения, предоставляемые прямо или косвенно в деньгах или в натуре предпринимателем трудящемуся в силу выполнения последним какой-либо работы. Она определяет равное вознаграждение за труд равной ценности как вознаграждение, определяемое без дискриминации по признакам пола. Затем перечень оснований, по которым запрещается дискриминация в оплате труда, существенно был расширен. СССР ратифицировал Конвенцию № 111 «Дискриминация в области труда и занятий» (1958 г.)0, в которой дискриминация определяется как «всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения, социального происхождения (или по любой другой причине, оговоренной государством) и приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей доступа к труду и к различным занятиям, а также к профессиональному обучению». Указанные основания дискриминации признаются недопустимыми не только при решении проблем «доступа к труду», но и для реализации других прав человека в сфере труда, включая право на равное вознаграждение за равный труд.

Таким образом, трудовой кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения на всей территории РФ для всех работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

На территории РФ правила, установленные Трудовым кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

2) Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

3) Трудовой кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц:

военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;

членов советов директоров организаций;

лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, в тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства;

других лиц, если это установлено федеральным законом.

Существенным недостатком современного состояния правового регулирования трудовых отношений является отсутствие четкого механизма реализации принципов, заложенных в законодательстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В настоящее время трудовое право решает сложные и ответственные задачи, касающиеся реализации положений Трудового права, в известной мере учитывающего реалии и потребности сегодняшнего дня и нацеленного на перспективу. В условиях разгосударствления экономики, обеспечения свободы производителя и предпринимательства законодателем введена новая модель регулирования трудовых отношений, основанная на децентрализации, расширении договорных начал между сторонами трудовых отношений. Государство не может и, в известной мере, не должно вмешиваться в законную деятельность организаций, в частности, занимающихся предпринимательской деятельностью. Но оно нашло компромиссные варианты регулирования правоотношений в сфере труда между их субъектами посредством социального партнерства.

Стратегическая цель законодателя, касающаяся реформ трудовых отношений и производных от них отношений, заключается в том, чтобы создать в стране эффективный, цивилизованный рынок труда, который обеспечил бы работодателя рабочей силой надлежащей квалификации, а работников - высокооплачиваемой работой и надлежащими условиями труда.

Трудовое законодательство - единственная отрасль российского трудового права, которая способна не только непосредственно воздействовать на основную производительную силу - людей и защитить их в процессе производственной деятельности, но также и защитить права и законные интересы работодателей. Собственно, новое кодифицированное законодательство о труде явилось своеобразной вехой, логическим этапом на пути социально-экономических и институционнных преобразований, проводимых в России в течение последних десяти лет.

Трудовое законодательство ставит своей задачей создание правовых возможностей более свободно регулировать трудовые отношения, установление правовых гарантий для обеих сторон этих отношений. Законоположения Трудового кодекса распространяются на все организации, действующие на территории Российской Федерации, независимо от их формы собственности и организационно-правовой структуры.

Содержание ТК РФ не охватывает полного перечня оснований дискриминации, указанного в Конвенции № 111. В связи с этим возникает вопрос о правомерности установления различной оплаты за труд равной ценности, например, работнику, придерживающемуся демократических убеждений, по сравнению с работником с другими политическими взглядами либо имеющим иное социальное происхождение. На практике к числу оснований понижения оплаты труда иногда относят предстоящее сокращение численности или штата работников: администрация «замораживает» размеры должностных окладов работников, занимающих должности, которые подлежат сокращению, повышая оклады (ставки) по другим аналогичным должностям, не подлежащим сокращению. Судебная практика признает подобные действия работодателя противоречащими Конституции РФ и законодательству о труде.

Оплата по труду предполагает также, что каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения Всеобщая декларация прав человека принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г, ст. 23. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., ратифицированный Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. предусматривает, что участвующие в Пакте государства признают право каждого на вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся: справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; удовлетворительное существование для них самих и их семей в соответствии с постановлениями настоящего Пакта (ст. 7).

Участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни (ст. 11).

Конституция Российской Федерации провозглашает, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда Конституция РФ, ст.7. Другими словами, государство придает минимальному размеру оплаты труда значение социального стандарта, функция которого состоит в том, чтобы обеспечить в соответствии с обязательствами, взятыми на себя по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, реализацию каждым работником права на достаточный жизненный уровень.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Нормативно-правовые акты



  1. Всеобщая декларация прав человека / Принята резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.

  2. Федеральный закон «О производственных кооперативах» // Российская газета. 2005. 10 августа. № 9.

  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.).

  4. Конвенции Международной организации труда №111 1958 г. «О дискриминация в области труда и занятий».

  5. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. От 27.12.2009)

  6. Конвенция от 29.06.1951 № 100. «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности».

  7. Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-I «О коллективных договорах и соглашениях» (с изменениями от 24 ноября 1995 г., 1 мая 1999 г., 30 декабря 2001 г., 29 июня 2004 г.)

  8. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993// Российская газета № 237 от 25 декабря 1993 г.).

  9. Федеральный закон от 28/08/1995 г. № 154 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

  10. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. « 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями.

  11. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4870

  12. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

  13. Федеральный закон от 5 /07/1999 № 133 «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (он действует в ред. Федерального закона от 17/11/1999 г. № 37 «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»).

  14. Федеральный закон №184 от 6/11/1999 «Об общих принципах организации законодательных (исполнительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ст. 11.

  15. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 31 июля. № 3.

  16. Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Российская газета. 2007. 3 июля. № 5.

  17. Федеральный закон Российской Федерации от 1 июля 2010 года № 146-ФЗ г. Москва О внесении изменений в статью 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»



  1. Специальная литература



  1. Абова Т.Е. Производственные кооперативы в России. Правовые проблемы теории и практики // Государство и право. 2007. № 8. С.21-34.

  2. Акопов Д. Трудовой кодекс Российской Федерации и социальное назначение трудового права // Хозяйство и право. М.: 2004. С.34-78.

  3. Андреев Ю.Н. Правовое регулирование труда в РФ // Государство и право. 2008. № 10. С.56-76.

  4. Безина А.К. Вопросы теории трудового права и судебная практика. Казань: Изд-во КГУ, 1976. 120 с.

  5. Безина А.К. Роль судебной практики в развитии и совершенствовании советского трудового законодательства. Казань: Изд-во КГУ, 1971. 123 с.

  6. Безина А.К. Судебная практика в советской правовой системе. М. Юрлит., 1975. 112 с.

  7. Богдановская И.Ю. Судебный прецедент – источник права? // Государство и право. 2002. № 12. С. 5-10.

  8. Борисов Б.А. Расторжение трудового договора // Трудовое право. 2006. № 2. С.34-56.

  9. Бугров Л.Ю. Комментарий к трудовому законодательству. М., 1993. 288 с.

  10. Бугров Л.Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. М., 1992. 267 с.

  11. Бугров Л.Ю. Свобода труда и свобода трудового договора в СССР. М., 1984. 231 с.

  12. Бугров Л.Ю. Советское законодательство о переводах на другую работу. М., 1987. 310 с.

  13. Бугров Л.Ю. Творчество и трудовое право. М., 1995. 233 с.

  14. Воробьева Е. Трудовой кодекс: что нового? // Экономика и жизнь, приложен., выпуск 4, январь 2002 г.

  15. Глазырин В.В. Правовое регулирование труда // Законодательство и экономика. 2006. № 11. С.32-45.

  16. Глазырин В.В. Регулирование труда в производственных кооперативах //Право и экономика. 2006. № 5, 6. С.29-47.

  17. Головина С.Ю. Договорный способ установления ответственности в трудовом праве // Научные труды РАЮН. Вып. 10. 2010. Т.3.

  18. Головина С.Ю. Загадки и парадоксы Трудового кодекса РФ // Российский ежегодник трудового права. 2005. № 1. С.98-112.

  19. Головина С.Ю. К вопросу о необходимости принятия Основ трудового законодательства ЕврАзЭС // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. № 3. С.11-32.

  20. Головина С.Ю. Определение пределов договорного регулирования трудовых отношений // Закон. 2011. № 10. С.13-18.

  21. Головина С.Ю. Оценочные понятия как инструмент гибкости в сфере регулирования трудовых отношений // Рынок труда в XXI веке: в поисках гибкости и защиты: Материалы междунар.научн.конф. Вильнюс, 12-14 мая 2011 г. / отв. ред. Т.Давулис, Д.Петрилайте. Вильнюс, Вильнюсский ун-т.;

  22. Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права. Екатеринбург, УрГЮА, 1997. 244 с.

  23. Головина С.Ю. Правовое регулирование труда отдельных категорий работников. М., Изд-во «Дело», 2003. 299 с.

  24. Головина С.Ю. Прекращение и изменение трудовых договоров при смене собственника имущества организации // Бизнес, менеджмент и право. 2005. № 3. С.33-48.

  25. Головина С.Ю. Самореализация трудовых прав работников // Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. Практика применения трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении: Материалы междунар. научно-практ. конференции / под ред К.Н.Гусова. М.: Проспект, 2006. С.43-56.

  26. Головина С.Ю. Современное состояние терминологии трудового законодательства // Современное состояние законодательства и науки трудового права и права социального обеспечения: материалы 6-й Международной научно-практической конференции / Под ред К.Н.Гусова. М.: Проспект, 2010. С.59-64

  27. Головина С.Ю. Сравнительный анализ института трудового договора в законодательстве стран ЕврАзЭС // Международное, российское и зарубежное законодательство о труде и социальном обеспечении: современное состояние (сравнительный анализ) / Под.ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2011. 275 с.

  28. Головина С.Ю. Терминологическая неопределенность в трудовом праве: причины возникновения и пути устранения // Правоведение. 2010. № 2. С.33-44.

  29. Горбачева Ж.А. Комментарий к Трудовому кодексу РФ (вводный). М.: Книжный мир, 2002. 237 с.

  30. Гуленко Е.Н. Ковалёв В.И. Трудовое право: Схемы, комментарии. Учебное пособие М., 2009. 321 с.

  31. Гусов К.Н. Договоры о труде в трудовом праве. М., 2009. 254 с.

  32. Гусов К.Н., В.Н. Толкунова. Трудовой договор. Комментарии. М., 2008. 312 с.

  33. Ершова Е.А. Российские нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения // Трудовое право. 2005. № 1. С. 8-19.

  34. Зайкин А.Д. Российское трудовое право, Инфа М-НОРМА, М., 2007. 232 с.

  35. Кильдеев А.Х. Договоры о труде по российскому праву. СПб., 2003. 217 с. Киселев И.Я. Современный капитализм и трудовое законодательство. М., 1971. 243 с.

  36. Киселёв И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда. М., 2005. 342 с.

  37. Киселёв И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. М., 2001. 298 с.

  38. Киселёв И.Я.  Международно-правовые стандарты труда. М., 1995. 224 с. Киселев И.Я. Антирабочее законодательство на службе буржуазных государств. М., 1977. 311 с.

  39. Киселев И.Я. Транснациональные корпорации и буржуазное трудовое право. М., 1985. 321 с.

  40. Киселев И.Я. Трудовое право в условиях рыночной экономики: опыт стран Запада. М., 1992. 287 с.

  41. Киселёв И.Я. Трудовой договор: вопросы найма и увольнения (обзор зарубежного опыта). М., 1997. 287 с.

  42. Киселев И.Я. Трудовые конфликты в капиталистическом обществе. М., 1978. 277 с.

  43. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ (с изм. внесенными Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ и Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 марта 2005 г. N 3-П)/ Под общ. ред. проф. Л.Н. Анисимова. М. 2005.

  44. Комментарий к Трудовому кодексу РФ // Под редакцией С.А. Панина. М. 2003. 144 с.

  45. Коршунов Ю.Н. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. М.: Спарк, 2002. 218 с.

  46. Крыжан В.А. Практика Конституционного Суда РФ и терминологические новеллы, влияющие на трудоправовую правоприменительную практику // Актуальные проблемы юридической науки и практики: Тез. докл. науч. конф. / Перм. гос. ун-т: В 2 ч. 4.1. Пермь, 2004. С. 196-202.

  47. Крыжан В.А. Роль международно-правовых норм в трансформации правоприменительной практики судов в области трудового права РФ // Применение международных договоров в области прав человека в правовой системе Российской Федерации: Материалы всероссийской науч.-практ. конф. УрГЮА. Екатеринбург, 2003. С. 48-55.

  48. Куренной А.М. Трудовое право: на пути к рынку. М., 2008. 225 с.

  49. Куренной А.М. Трудовое право: на пути к рынку. М., 2008. 234 с.

  50. Лебедев В. Локальные нормативные акты, ре-гулирующие наемный труд // Российская юстиция. 2002. № 8. С.34-39.

  51. Лебедев В.М. Трудовое право: проблемы общей части. Томск, 2009. 312 с.

  52. Левиант Ф.М. Виды трудового договора / Ф.М. Левиант. М.: Юрид. лит.,1966. 188 с.;

  53. Левиант Ф.М. Нормативные акты, регулирующие труд рабочих и служащих / Ф.М. Левиант ; Ленингр. Ордена Ленина гос. ун-т им. А.А. Жданова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. 135 с.

  54. Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Трудовое право России. М.: Статут, 2001. 290 с.

  55. Луганцев В.М. Проблемные вопросы сферы действия современного трудового права // Государство и право. 2004. № 5. С. 29-30.

  56. Лушникова М.В. Правовой механизм социального партнерства в регулировании трудовых и социально-правовых отношений. Автореф. докт. дис. М., 2007. 112 с.

  57. Лыгин Р.Н., Толмачев А.П. Трудовое право (конспект лекций). М.: Приор, 2001. 231 с.

  58. Маврин С.П., Филиппов М.В., Хохлов Е.Б. Трудовое право России: Учебник. СПб., 2005. 343 с.

  59. Миронов В.И. Понятие, предмет, метод и система трудового права // Трудовое право. 2003. № 2. С.78-83.

  60. Никитский В.И., Орловский Ю.И. Предмет и метод трудового права: изменение в условия перестройки // Государство и право. 2008. № 1. С.54-67.

  61. Нуртдинова А.Ф. Проблемы совершенствования Трудового кодекса Российской Федерации // Трудовое право. 2004. № 4-5. С. 53-57.

  62. Нуртдинова А.Ф. Разграничение полномочий по регулированию трудовых отношений между федеральными и региональными органами государственной власти // Трудовое право. 2004. № 6. С. 59-65.

  63. Основы законодательства РФ об охране труда. М.: Ось-89, 2001. 241 с.

  64. Основы права: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. Д.П. Котова. М.: Центр, 2005. - 272 с.

  65. Панина А.Б. Трудовое право: вопросы и ответы. М., 2008. 210 с.

  66. Подвысоцкий П.Т. Действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по кругу лиц, во времени и в пространстве // Трудовое право. 2004. № 8. С. 54.

  67. Полный сборник кодексов РФ. М.: Информэкспо, 2001. 319 с.

  68. Правоведение. Учеб. Пособие для вузов/М.С. Белоусов, В.А. Майоров. М.: Издательство «Экзамен», 2007. 257 с.

  69. Рогалева Г.А. Локальное регулирование труда и система источников трудового права. М., 2003. 311 с.

  70. Российское трудовое право / ред. А.Д. Зайкина. М., 2007. 343 с.

  71. Сборник правовых актов Международной организации труда, действующих в Российской Федерации // Составитель С.П. Маврин. СПб., 2004. 215 с.

  72. Снигирева И.О. Конституционная основа трудового законодательства // Трудовое право. 2004. № 4-5. С. 43-51; № 6. С. 12-19.

  73. Снигирева И.О. Материалы конференции: Проблемы, концепции и разработки нового Трудового кодекса РФ // Государство и право. 2000. № 10. С. 62.

  74. Совершенствование законодательства о труде: теоретические проблемы // Журнал российского права. 2004. № 6. С. 49.

  75. Сырватская Л.А. Трудовое право. Учебник. М., 2008. 352 с.

  76. Толкунова В.Н. Трудовое право: Конспект лекций. М.: ООО «ТК Велби», 2007. 412 с.

  77. Трудовое право России. Ред. Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф. 3-е изд. М.: 2010. 648 с. 

  78. Трудовое право России. Учебник / Под ред. Р.З.Лившица и Ю.П.Орловского. М., 2007. 266 с.

  79. Трудовое право. / Под ред. Смирнова О.В. М., Проспект, 2007. 277 с.

  80. Трудовой договор. А.З. Ваксян, М., 2004. 273 с.

  81. Трудовой кодекс РФ от 21 декабря 2001 г. (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст.3; 2002. № 30. Ст. 3014; 2002. № 30. Ст. 3033; 2003. № 27. Ст. 2700; 2004. № 18. Ст. 1690; 2004. № 35. Ст. 3607.

  82. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001 г.).

  83. Усачев В. Контракт и трудовой договор // Трудовое право. 2003. № 4. С.13-32.

  84. Хохлов Е.Б. Правовое регулирование труда в период демократической республики в России (1917 г.) // Российский ежегодник трудового права. 2005. № 1 / Под ред. Е.Б. Хохлова. СПб.: СПбГу, 2006. С.34-56.

  85. Хохлов Е.Б. Судебные акты как источник российского трудового права // Судебная практика в российской правовой системе. СПб., 2003. 339 с.


  1. Материалы судебной и иной юридической практики


  1. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 22.12.92 N 16 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» // Бюллетень ВС РФ. 1993. № 3.

  2. Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. № 273/П-23 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (с учетом решения Верховного Суда РФ от 15 апреля 2004 г.) // Бюллетень МТ РФ. 2004. № 11.

  3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17 марта 2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской http://www.rulawyer.ru/helpful/normative_acts/resolution_of_the_plenum_forces_of_labor_law/resolution_of_the_plenum_of_the_russian_armed_forces_number_2_on_marc.

  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень ВС РФ. 2003. № 12.

  5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Бюллетень ВС РФ. 2004. № 6.

  6. Разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по вопросу оформления работников при преобразовании обособленного структурного подразделения юридического лица http://www.rulawyer.ru/helpful/normative_acts/resolution_of_the_plenum_forces_of_labor_law/zazyasnenie_supreme_court.php

  7. Решение Воркутинского Федерального городского суда от 26 марта 2004 года «Об отказе во взыскании с регионального отделения Фонда доплаты пособия по временной нетрудоспособности и пени за просрочку платежей» http://www.rulawyer.ru/helpful/normative_acts/resolution_of_the_plenum_forces_of_labor_law/vorkuta_decision_of_the_federal_city_court_on_march_26_2004.php

Решение Переславского районного суда от 13 января 2004 года «Об отмене решения мирового судьи, которым со страхователя в пользу работницы взыскана задолженность по выплате пособия по беременности и родам» http://www.rulawyer.ru/helpful/normative_acts/resolution_of_the_plenum_forces_of_labor_law/decision_pereslavskogo_district_court_on_january_13_2004_th.php

0 Безина А.К. Роль судебной практики в развитии и совершенствовании советского трудового законодательства. Казань: Изд-во КГУ, 1971. 123 с.; Безина А.К. Судебная практика в советской правовой системе. М. Юрлит.1975. 112 с.; Безина А.К. Вопросы теории трудового права и судебная практика. Казань: Изд-во КГУ, 1976. 120 с.

0 Бугров Л.Ю. Свобода труда и свобода трудового договора в СССР. М., 1984. 231 с.; Бугров Л.Ю. Советское законодательство о переводах на другую работу. М., 1987. 310 с.; Бугров Л.Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. М., 1992. 267 с.; Бугров Л.Ю. Комментарий к трудовому законодательству. М., 1993. 288 с.; Бугров Л.Ю. Творчество и трудовое право. М., 1995. 233 с.

0 Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права. Екатеринбург, УрГЮА, 1997. 244 с.; Головина С.Ю. Правовое регулирование труда отдельных категорий работников. М., Изд-во «Дело», 2003. 299 с.; Головина С.Ю. Определение пределов договорного регулирования трудовых отношений // Закон. 2011. № 10. С.13-18.; Головина С.Ю. Оценочные понятия как инструмент гибкости в сфере регулирования трудовых отношений // Рынок труда в XXI веке: в поисках гибкости и защиты: Материалы междунар.научн.конф. Вильнюс, 12-14 мая 2011 г. / отв. ред. Т.Давулис, Д.Петрилайте. Вильнюс, Вильнюсский ун-т.; Головина С.Ю. Сравнительный анализ института трудового договора в законодательстве стран ЕврАзЭС // Международное, российское и зарубежное законодательство о труде и социальном обеспечении: современное состояние (сравнительный анализ) / под.ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2011.275 с.

0 Гусов К.Н. Договоры о труде в трудовом праве. М.,2009. 254 с.; Гусов К.Н., В.Н. Толкунова. Трудовой договор. Комментарии. М., 2008. 312 с.

0 Ершова Е.А. Российские нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения / Трудовое право. 2005. № 1. С. 8-19.

0 Киселев И.Я. Современный капитализм и трудовое законодательство. М., 1971. 243 с.; Киселев И.Я. Антирабочее законодательство на службе буржуазных государств. М., 1977. 311 с.; Киселев И.Я. Трудовые конфликты в капиталистическом обществе. М., 1978. 277 с.

0 Куренной А.М. Трудовое право: на пути к рынку. М., 2008. 234 с.

0 Левиант Ф.М.Виды трудового договора / Ф.М. Левиант. М. : Юрид. лит.,1966. 188 с.; Левиант, Ф.М.Нормативные акты, регулируɸщие труд рабочих и служащих / Ф.М. Левиант ; Ленингр. Ордена Ленина гос. ун-т им. А.А. Жданова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. 135 с.

0 Лушникова М.В. Правовой механизм социального партнерства в регулировании трудовых и социально-правовых отношений. Автореф. докт. дис. М., 2007. 112 с.

0 Маврин С.П., Филиппов М.В., Хохлов Е.Б. Трудовое право России: Учебник. СПб., 2005. 343 с.

0 Трудовое право России. Ред. Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф. 3-е изд. М.: 2010. 648 с. 

0 Снигирева И.О. Материалы конференции: Проблемы, концепции и разработки нового Трудового кодекса РФ //Государство и право. 2000. № 10. С. 62.

0 Сырватская Л.А. Трудовое право. Учебник. М., 2008. 352 с.

0 Толкунова В.Н. Трудовое право: Конспект лекций. М.: ООО «ТК Велби», 2007. 412 с.

0 Хохлов Е.Б. Правовое регулирование труда в период демократической республики в России (1917 г.) // Российский ежегодник трудового права. 2005. № 1 / Под ред. Е.Б. Хохлова. СПб.: СПбГу, 2006. С.34-56.; Хохлов Е.Б. Судебные акты как источник российского трудового права // Судебная практика в российской правовой системе. СПб., 2003. 339 с.



0 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17 марта 2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской http://www.rulawyer.ru/helpful/normative_acts/resolution_of_the_plenum_forces_of_labor_law/resolution_of_the_plenum_of_the_russian_armed_forces_number_2_on_marc

0 Решение Воркутинского Федерального городского суда от 26 марта 2004 года «Об отказе во взыскании с регионального отделения Фонда доплаты пособия по временной нетрудоспособности и пени за просрочку платежей» http://www.rulawyer.ru/helpful/normative_acts/resolution_of_the_plenum_forces_of_labor_law/vorkuta_decision_of_the_federal_city_court_on_march_26_2004.php

0 Луганцев В.М. Проблемные вопросы сферы действия современного трудового права // Государство и право. 2004. № 5. С. 29-30.

0 Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Трудовое право России. М.: Статут, 2001. С.12.

0 Лыгин Р.Н., Толмачев А.П. Трудовое право (конспект лекций). М.: Приор, 2001. С.77.

0 Панина А.Б. Трудовое право: вопросы и ответы. М., 2008. С.54.

0 Киселев И.Я. Трудовые конфликты в капиталистическом обществе. М., 1978. С.65.

0 Бугров Л.Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. М., 1992. С.78.

0 Головина С.Ю. Определение пределов договорного регулирования трудовых отношений // Закон. 2011. № 10. С.13-18.

0 Головина С.Ю. Сравнительный анализ института трудового договора в законодательстве стран ЕврАзЭС // Международное, российское и зарубежное законодательство о труде и социальном обеспечении: современное состояние (сравнительный анализ) / Под.ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2011. С.97.

0 Гусов К.Н. Договоры о труде в трудовом праве. М., 2009. С.65.

0 Киселёв И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда. М., 2005. С.74.

0 Акопов Д. Трудовой кодекс Российской Федерации и социальное назначение трудового права // Хозяйство и право. М.: 2004. С.34-78.

0 Киселев И.Я. Трудовое право в условиях рыночной экономики: опыт стран Запада. М., 1992. С.56.

0 Толкунова В.Н. Трудовое право: Конспект лекций. М.: ООО «ТК Велби», 2007. С.112.

0 Луганцев В.М. Проблемные вопросы сферы действия современного трудового права // Государство и право. 2004. № 5. С. 29.

0 Крыжан В.А. Роль международно-правовых норм в трансформации правоприменительной практики судов в области трудового права РФ // Применение международных договоров в области прав человека в правовой системе Российской Федерации: Материалы всероссийской науч.-практ. конф. УрГЮА. Екатеринбург, 2003. С. 48-55.

0 Снигирева И.О. Конституционная основа трудового законодательства // Трудовое право. 2004. № 4-5. С. 43-51; № 6. С. 12-19.

0 Снигирева И.О. Материалы конференции: Проблемы, концепции и разработки нового Трудового кодекса РФ // Государство и право. 2000. № 10. С. 62.

0 Правоведение. Учеб. Пособие для вузов/М.С. Белоусов, В.А. Майоров. М.: Издательство «Экзамен», 2007. С.64.

0 Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 22.12.92 N 16 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» // Бюллетень ВС РФ. 1993. № 3.; Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17 марта 2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской http://www.rulawyer.ru/helpful/normative_acts/resolution_of_the_plenum_forces_of_labor_law/resolution_of_the_plenum_of_the_russian_armed_forces_number_2_on_marc.; Разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по вопросу оформления работников при преобразовании обособленного структурного подразделения юридического лица http://www.rulawyer.ru/helpful/normative_acts/resolution_of_the_plenum_forces_of_labor_law/zazyasnenie_supreme_court.php.

0 Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001 г.).

0 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 31 июля. № 3.

0 Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Российская газета. 2007. 3 июля. № 5.

0 Трудовой кодекс РФ от 21 декабря 2001 г. (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст.3; 2002. № 30. Ст. 3014; 2002. № 30. Ст. 3033; 2003. № 27. Ст. 2700; 2004. № 18. Ст. 1690; 2004. № 35. Ст. 3607.

0 Трудовое право России. Ред. Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф. 3-е изд. М.: 2010. С.77.

0 Сборник правовых актов Международной организации труда, действующих в Российской Федерации // Составитель С.П. Маврин. СПб., 2004. С.99.

0 Федеральный закон «О производственных кооперативах» // Российская газета. 2005. 10 августа. № 9.

0 Федеральный закон «О производственных кооперативах» // Российская газета. 2005. 10 августа. № 9.

0 Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4870

0 Бугров Л.Ю. Комментарий к трудовому законодательству. М., 1993. С.44.

0 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 31 июля. № 3.

0 Комментарий к Трудовому кодексу РФ // Под редакцией С.А. Панина. М. 2003. С.39.

0 Воробьева Е. Трудовой кодекс: что нового? // Экономика и жизнь, приложен., выпуск 4, январь 2002.



0 Коршунов Ю.Н. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. М.: Спарк, 2002. С.64.

0 Лушникова М.В. Правовой механизм социального партнерства в регулировании трудовых и социально-правовых отношений. Автореф. докт. дис. М., 2007. С.28.

0 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

0 Федеральный закон от 5 /07/1999 № 133 «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (он действует в ред. Федерального закона от 17/11/1999 г. № 37 «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»)

0 Решение Переславского районного суда от 13 января 2004 года «Об отмене решения мирового судьи, которым со страхователя в пользу работницы взыскана задолженность по выплате пособия по беременности и родам» http://www.rulawyer.ru/helpful/normative_acts/resolution_of_the_plenum_forces_of_labor_law/decision_pereslavskogo_district_court_on_january_13_2004_th.php

0 Безина А.К. Вопросы теории трудового права и судебная практика. Казань: Изд-во КГУ, 1976. С.88.

0 Федеральный закон Российской Федерации от 1 июля 2010 года № 146-ФЗ г. Москва О внесении изменений в статью 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

0 Глазырин В.В. Регулирование труда в производственных кооперативах //Право и экономика. 2006. № 5, 6. С.29-47.

0 Глазырин В.В. Правовое регулирование труда // Законодательство и экономика. 2006. № 11. С.32-45.

0 Федеральный закон от 5 /07/1999 № 133 «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (он действует в ред. Федерального закона от 17/11/1999 г. № 37 «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»)

0 Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права. Екатеринбург, УрГЮА, 1997. С.95.

0 Федеральный закон №184 от 6/11/1999 Об общих принципах организации законодательных (исполнительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ст. 11.

0 Федеральный закон от 28/08/1995 г. № 154 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

0 Коршунов Ю.Н. Комментарий к Трудовому кодексу РФ… - С.73.

0 Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. От 27.12.2009)

0 Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-I «О коллективных договорах и соглашениях» (с изменениями от 24 ноября 1995 г., 1 мая 1999 г., 30 декабря 2001 г., 29 июня 2004 г.)

0 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993// Российская газета № 237 от 25 декабря 1993 г.).

0 Бугров Л.Ю. Советское законодательство о переводах на другую работу. М., 1987. С.80.

0 Головина С.Ю. Оценочные понятия как инструмент гибкости в сфере регулирования трудовых отношений // Рынок труда в XXI веке: в поисках гибкости и защиты: Материалы междунар.научн.конф. Вильнюс, 12-14 мая 2011 г. / отв. ред. Т.Давулис, Д.Петрилайте. Вильнюс, Вильнюсский ун-т.

0 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

0 Всеобщая декларация прав человека / Принята резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.

0 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)

0 Конвенция от 29.06.1951 № 100. «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности».

0 Конвенции Международной организации труда № 111 1958 г. «О дискриминация в области труда и занятий».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!