СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа на школьную научно-практическую конференцию «Я исследую, я проектирую» Тема: Виды и жанры изобразительного искусства

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характеристика содержания работы: Линкс Галина Михаэливна, ученица 6-А класса ГБОУ СОШ № 32 имени Л.В. Бобковой выполнила работу на тему: «Виды и жанры изобразительного искусства» под руководством Репиной Любови Олеговны, учителя изобразительного искусства. Данный проект охватывает тему по предмету Изобразительное искусство: «Искусство в жизни человека».

Цель: пополнить знания об искусстве, его видах и жанрах, формировать образное представление о мире, расширять кругозор, развивать интерес к искусству, творческие способности, воспитать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное.

 

Актуальность работы: изобразительно искусство- это способ познания окружающего мира и себя самого. 

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа на школьную научно-практическую конференцию «Я исследую, я проектирую» Тема: Виды и жанры изобразительного искусства»

13


Тезисы

Характеристика содержания работы: Линкс Галина Михаэливна, ученица 6-А класса ГБОУ СОШ № 32 имени Л.В. Бобковой выполнила работу на тему: «Виды и жанры изобразительного искусства» под руководством Репиной Любови Олеговны, учителя изобразительного искусства. Данный проект охватывает тему по предмету Изобразительное искусство: «Искусство в жизни человека».

  • Искусство дает нам способность ярко ощущать жизнь.

  • Познание искусства – это познание жизни, это труд души, и этот труд – радостный!

Цель: пополнить знания об искусстве, его видах и жанрах, формировать образное представление о мире, расширять кругозор, развивать интерес к искусству, творческие способности, воспитать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное.

Актуальность работы: изобразительно искусство- это способ познания окружающего мира и себя самого.

Задачи:

  • Образовательная: формировать практические навыки работы с информационными ресурсами и художественными материалами.

  • Развивающая: развивать творческую и познавательную активность, самостоятельное построение художественного образа как выражения своего отношения к реальности.

  • Воспитательная: воспитывать любовь к искусству, к творчеству.

Выводы:

  • Работа позволила глубоко усвоить тему: «Искусство в жизни человека».

  • Проект расширил мой кругозор об изобразительном искусстве.

Результаты: Повышение уровня развития эмоционально-ценностного отношения к миру. Самостоятельное построение художественного образа. Мои работы стали более осознанными, глубокими, содержательными.

Содержание

1.Введение 4

2.Основная часть 6

2.1.Виды изобразительного искусства 6

2.1.1.Живопись 6

2.1.2.Графика 10

2.1.3.Скульптура 12

2.2. Жанры изобразительного искусства 13

2.2.1.Пейзаж 14

2.2.2.Портрет 15

2.2.3.Натюрморт 17

2.2.4.Исторический 19

2.2.5.Бытовой 19

2.2.6.Батальный 20

2.2.7.Анималистический 21

2.2.8.Мифологический 22

3.Выводы 23

4.Список использованных источников 25

5.Приложение











Введение

Тема моей работы: «Виды и жанры изобразительного искусства» выбрана не случайно. Я – творческий человек, люблю рисовать, рассматривать и изучать произведения искусства выдающихся художников, скульпторов, дизайнеров, архитекторов. Во внеурочное время посещаю художественную школу. Принимаю участие в различных конкурсах, олимпиадах. Неоднократно были отмечены мои работы дипломами и грамотами. Мне было интересно расширить свой кругозор и узнать, о видах и жанрах изобразительного искусства, узнать о жизни и деятельности известных художников. Данный проект охватывает тему по предмету Изобразительное искусство за 6 класс «Искусство в жизни человека».

  • Искусство дает нам способность ярко ощущать жизнь.

  • Познание искусства – это познание жизни, это труд души, и этот труд – радостный!

Объект исследования: Изобразительное искусство .

Предметы исследования: картины, скульптуры, литература .

Цель проекта:

  • пополнить знания об искусстве, его видах и жанрах,

  • формировать образное представление о мире, расширять кругозор,

  • развивать интерес к изобразительному искусству,

  • развивать творческие способности,

  • глубоко усвоить тему по предмету Изобразительное искусство.

Задачи проекта:

  • Образовательная: формировать практические навыки работы с информационными ресурсами и художественными материалами.

  • Развивающая: развивать творческую и познавательную активность, самостоятельное построение художественного образа как выражения своего отношения к реальности.

  • Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, любовь к творчеству.

Актуальность работы: Изобразительно искусство- это способ познания окружающего мира и себя самого. Я люблю рисовать и совершенствовать свои практические навыки. Искусство меня вдохновляет, поднимает настроение и способствует созданию новых работ.

Методы исследования: поисковый, метод самостоятельной работы, наблюдение, изучение и анализ литературы и материалов сети Internet, просмотр слайдов и иллюстративного материала по теме работы.

Теоретическая и прикладная значимость работы состоит в том, что ее результаты позволяют более полно ознакомиться с видами и жанрами изобразительного искусства. Проведенная работа может способствовать проведению новых исследований и подготовке новых публикаций в области искусства, отдельные ее результаты применимы в учебном процессе при преподавании изобразительного искусства.

















Основная часть

Виды изобразительного искусства

Изобразительное искусство (искусство запечатления образов) — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира.

Изобразительное искусство отражает действительность с помощью зрительных образов: 
- многообразие окружающего мира;
- мысли и чувства человека.
Люди всегда изображают то, что их волнует, что им интересно, то, о чем они думают, к чему стремятся. В изобразительном искусстве они воплощают свои представления о прекрасном, высоком, значительном. В изобразительном искусстве становятся видимыми повседневные переживания людей, они обретают свою художественную плоть. Художник создает образы самых разных людей, в этих образах выражает свои представления о красоте человека, создает образ красоты природы. В искусстве оживает прошлое и строится будущее. Образ нашей жизни предстает перед нами, и, вглядываясь в него, мы познаем и создаем себя.

Основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.

Живопись

Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.

Существует пять видов живописи: станковая, монументальная, декоративная, театрально-декоративная,  миниатюрная.

К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания. В основном это картины, созданные на мольберте (то есть на станке) художника. В станковой живописи преобладают работы, выполненные масляными красками, но могут использоваться и другие красители (темпера, акриловые краски и т. д.). Картины пишутся в основном на холсте, натянутом на раму или наклеенном на картон. В прошлом широко применялись деревянные доски, могут использоваться любые плоские материалы.

Монументальная живопись выполняется непосредственно на стенах и потолках зданий и других сооружений. В прошлом преобладала живопись водными красками по сырой штукатурке (фреска).

Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, полотно, обработанные поверхности стен и т. д.

Существует также узкая трактовка термина живопись как работ, выполненных масляными красками на холсте, картоне, оргалите и других подобных материалах.

Русское слово живопись указывает на реализм этого искусства в эпоху барокко, когда в России начали писать картины в западном стиле, преимущественно масляными красками. В иконописи употребляется глагол «писа́ть», так же как в греческом языке. В то же время «живописать» может быть понято как энергичная, своеобразная манера писать, то есть и как своего рода письменность. В связи живописи с письменностью семиотики видят и определённую манеру создавать знаки.

История живописи развивается и блуждает именно в этих двух смыслах: в изобразительности, реалистичности и — знаковости: от иконы к абстракции. Например, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Чёрный квадрат» Казимира Малевича.

С точки зрения техники создания изображения живопись принципиально отличается от графики. В первом приближении живопись - это работа с жидкими материалами (красители, замешанные на различных связующих), а графика - использование сухих материалов (графита, угля, сангины, мела). Однако существует и более принципиальное различие. В живописи белила составляют основу изобразительной техники, краска накладывается корпусно, плотно перекрывая фон, цвет которого не имеет значения. Живописец работает слоями краски, многократно проходя одни и те же участки картины, высветляя или утемняя их. По этой классификации в разряд графики попадает не только карандаш, сангина и уголь, но и акварель. С другой стороны пастель и гуашь оказываются чисто живописными техниками.

Техники живописи: -темпера; -эмаль; -гуашь (основной материал художника- бумага, характерная для графических видов изобразительного искусства — классифицируется и как графика; например, для создания монохромных произведений); -пастель(к этой технике справедливо замечание аналогичноепредшествующему); -тушь (нельзя однозначно отнести к графике; на Востоке, например, каллиграфия, по большей части использующая этот материал, традиционно считается живописью, как и академическая китайская живопись использовала по преимуществу именно тушь — ахроматическая гамма); -живопись по штукатурке: фреска; -граттаж; -гризайль; -карнация; -лессировка; -пуантилизм; -сграффито; -сфумато; -клеевая живопись; -восковая живопись: энкаустика, восковая темпера и холодный способ (восковые краски на скипидаре); -живопись керамическими красками; -живопись силикатными красками; -акварельная живопись (техника акварели различна, некоторые приёмы ближе к живописи, некоторые — к графике; поэтому неслучайно в тезаурусе присутствует такой оборот: «рисовать акварелью»); -сухая кисть; -акрил; -смешанная техника; - живопись маслом; Долгое время считалось, что история живописи маслом ведет свой отсчет с XV века, а её родоначальником был нидерландский художник Ян ван Эйк. Джорджо Вазари, автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» назвал ван Эйка изобретателем масляной живописи, позднее это утверждение повторил Карел ван Мандер. Благодаря искусствоведу И. Мериме мнение о ван Эйке, как о первооткрывателе живописи маслом, распространилось в специальной литературе. Однако неизвестно ни одного свидетельства современников художника, что именно он был изобретателем нового метода. Художники и Северной и Южной Европы работали масляными красками задолго до ван Эйка. Масляная краска получается в результате соединения красящего пигмента с льняным маслом. В качестве разбавителя используется пинен, уайт-спирит и другие растворители масел. Для ускорения высыхания применяют разбавительные лаки (например, пихтовый). Красочный слой в зависимости от толщины может сохнуть от двух-трех дней до нескольких месяцев. При этом окончательная полимеризация молекул затягивается на десятки лет. Масляная живопись требует использования специального грунта. Обычно он состоит из двух частей — нижних двух клеевых слоев (рыбий клей, желатин), предотвращающих проникновение масла в холст или дерево и последующее гниение и трех-пяти верхних слоев — для улучшения адгезии, то есть соединения краски с грунтом, в состав которых обычно входит клей, мел, глицерин. Для работы с масляной краской используют щетинные, колонковые и синтетические кисти, а также другие инструменты — мастихины, шпатели. После высыхания масляной краски картина может быть покрыта покрывным лаком (например, фисташковым, акриловым). Это делается как для защиты красочного слоя, так и для равномерности отражающего блеска её поверхности. Техники живописи практически неисчерпаемы. Всё, что оставляет какой-либо след на чём-то, строго говоря, является живописью: живопись создаётся природой, временем и человеком. Это уже отметил Леонардо да Винчи. Живопись может быть исполнена на любой основе: на камне, штукатурке, на холсте, шёлке, на бумаге, на коже (в том числе на теле животного или человека — татуировки), на металле, на асфальте, бетоне, стекле, керамике и т. д., и т. п. В отличие от графики живопись запечатлевает образы во всем блеске и богатстве красок. Однако живопись, как и графика, не копирует видимые формы окружающего мира, не  создает их иллюзию. Живописец стремится передать в картине пространство,  «открыть окно» в изображаемый мир, но никогда не забывает и ее декоративной функции. Графика Графика – это вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные изображения. «Графо» - пишу, рисую, черчу. Рисунки выполняются карандашом, тушью, сепией, сангиной… Печатные изображения – гравюры, литография, ксилография, монотипия. 
Графика делится на станковую, книжную и прикладную. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь и пастель.
Первые произведения графики – наскальные росписи первобытного искусства. В Древней Греции графическое искусство было на высочайшем уровне – вазопись. Графика как вид изобразительного искусства появилась не сразу. Графические произведения создавались уже в те незапамятные времена, когда люди жили в пещерах, добывали огонь трением, шли на охоту с каменными топорами. Рисунки процарапывались или наносились красками на стены пещер, были контурными, силуэтными. Краски вплоть до XIII—XIV веков, как правило, выполняли в изобразительном искусстве второстепенную роль, лишь подчеркивая контуры рисунка, и носили декоративный характер.  Язык графического произведения более скупой и лаконичный по сравнению с языком живописи. В графике основными средствами изображения служат светлый фон бумаги, линия, контраст черного и белого; цвет имеет вспомогательное значение. Графика по сравнению с живописью допускает гораздо больше условностей, может откликаться на любые события жизни, порой в иносказательной форме, обращаться к любой тематике.  Художник-график для создания портретов, пейзажей, карикатур, произведений исторического бытового и других жанров использует такие материалы, как карандаш, уголь, тушь, сангина, соус, акварель, гуашь. Изображая что-либо, художник-график может ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями, а может и тщательно проработать рисунок штриховкой или тушевкой, показав объемность предметов, материал, из которого они сделаны, подчеркнуть мельчайшие детали. Можно выполнить рисунок для того, чтобы он, подобно картине, постоянно находился в помещении — на стенах выставочного зала, музея, вестибюля, учреждения, комнаты. Тогда он будет относиться к так называемой станковой графике.  Можно использовать рисунок для иллюстрирования книги — сказки, повести, романа, научного труда, учебника.  К графике относятся все виды гравюры — ксилография, линогравюра, литография, офорт, сухая игла, гравюра на картоне и др. Существует также промышленная и прикладная графика: марки, наклейки на спичечных коробках, торговые этикетки, денежные знаки. 

Чтобы написать красками картину, требуются недели, месяцы, порой годы. Язык графики позволяет гораздо быстрее откликаться на волнующие события современности. Так, уже на другой день после начала Великой Отечественной войны вышел плакат художников Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Эти плакаты призывали к защите Отчизны, вдохновляли на борьбу с фашистами. В то грозное время зарисовками фронтовых событий, портретами солдат-героев, карикатурами на врага были полны страницы газет, журналов, книг. Графика стала боевым оружием. 

Итак, языковые возможности графики очень велики. Подобно любому другому виду изобразительного искусства, она имеет свою специфику, свои законы.

Скульптура

Скульптура – это объемное изображение.Термин произошел от латинского «sculpere» - вырезать, высекать. В отличие от живописи и графики, в скульптуре присутствует объем. 
Материалы: кость, камень, дерево, глина, металл, воск…
Скульптура – один из самых древних видов искусства. Первые скульптурные произведения являлись идолами, оберегами, изображали древних богов. Еще в Древнем мире скульпторы создавали довольно точное подобие внешнего облика человека для того, чтобы после смерти его душа могла бы легко отыскать своего владельца и вселиться в нее.
Различаются круглая скульптура (осматриваемая с разных сторон) и рельеф (высокий, средний, низкий, контррельеф).
Скульптура делится на виды: станковую и монументальную (памятники, монументы) и монутентально-декоративную (архитектурное убранство).

Скульптура может быть огромной по размерам, монументальной по характеру и совсем маленькой, изящной. Материалом для скульптуры служат камень, стекло, дерево, металл и пр. Твердые холодные материалы, послушные вдохновению скульптора, наполняются смыслом, теплотой, приобретают желаемый облик. 

Жанры изобразительного искусства

Термин «жанр» произошел от французского – вид, род.

Понятие жанр в изобразительном искусстве отвечает на вопрос, что изображено. То, что этим хотел сказать художник, называется содержанием произведения. Понятие жанра сложилось в XV-XVI вв. в связи с развитием искусства.

Произведения изобразительногo искусства принято делить на жанры : в них художники как бы выделяют отдельные стороны бытия. Произнося названия жанров - портрет, пейзаж, натюрморт, мы понимаем, каков будет предмет изображения (человек, природа или предметный мир). Изображение животных - это анималистический жанр . А если картина повествует о событиях истории или повседневной жизни , ее называют сюжетной, тогда это исторический или бытовой жанр.

В живописи и графике можно встретить все разнообразие жaнров. В основе работы скульптора - изображение человeкa, а детали npироды или предметы обычно изображаются как сопутствующие образные детали, хотя в таком виде скульптуры, как рельеф, возможно изображение среды происходящих событий. Очень xapaктерны для скульптуры образы животных.

Понятие жанра - историческая категория. Сложившиеся жанры претерпевают серьезные изменения в процессе исторического развития искусства.

Леонардо Да Винчи написал множество картин во всех жанрах, в которых он изобразил свои высочайшие умения до сих пор никто не имеет художественного таланта как у него. Леонардо Да Винчи был не только художником, но и знал анатомию, математику, механику… Все утвердились в его таланте рисовать когда он ниписал неповторимую Мону Лизу. Эта картина потрясла весь мир. Он говорил что главная наука это механика, но все науки собирает в целое рисунок, ведь в рисунке можно показать то, чего не могут передать слова . Интересный факт: когда ученые после Леонардо Да Винчи нашли его письменности, то никто не смог их прочитать. Потом они поняли, что он писал не с лево на право , а с право на лево, а чтобы их прочитать надо было встать у зеркала.

Пейзаж

Пейзаж – изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта.

Термин «пейзаж» (paysage) пришел из французского языка, что в переводе означает «природа».

Как самостоятельный жанр пейзаж возник в Голландии.
Пейзажная живопись разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, в других тонко передано состояние. Еще есть фантастические пейзажи.

Виды пейзажа: морской, деревенский, архитектурный, городской, по временам года.

Известные художники – пейзажисты: Саврасов Константин Кондратьевич, Айвазовский Иван Константинович.

У Саврасова Константина Кондратьевича влечение к искусству пробудилось рано: к двенадцати годам Алексей самоучкой уже научился неплохо владеть кистью и писал гуашью и акварелью пейзажи с изображениями модных в то время романтических мотивов, вроде "Извержения Везувия" или "Бури на море" (в духе Айвазовского).

Айвазовский Иван Константиновичхудожник –маринист. Он родился и жил в Крыму. От природы он был наделен блестящим дарованием, быстро развившимся благодаря счастливо сложившимся обстоятельствам и благодаря среде, в какой протекли его детство и юность. Художник признан и обласкан властью – ему даровано дворянство, назначают живописцем Главного морского штаба (Айвазовский дослужится до звания контр-адмирала). Айвазовский открывает свою школу искусств, выделяет средства на благоустройство родного города, охрану памятников Крыма и на археологические раскопки, на собственные средства строит в Феодосии Музей древностей. Художник любил свою родную землю. Написал множество картин. Больше всего любил море, именно его он изображал чаще всего.Ныне картины художника можно увидеть в Феодосии в картинной галерее им. Айвазовского.

Портрет

Портрет (франц. рortrait) –жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей.

Наряду с неповторимым индивидуальным своеобразием портретист должен выявить признаки эпохи и социальной среды.

Человеку присуще инстинктивное желание познать самого себя через изображение. Для этого первобытный человек смотрел в водную гладь на свое изображение, мы же тянемся к зеркалу. Но человеку хотелось не только лицезреть себя, но и увековечить свой образ с помощью какого-нибудь материала. В эпоху Возрождения художники наделяли портреты интеллектом и душевной гармонией.

Портрет - один из сложнейших жанров изобразительного искусства. Игорь Грабарь, известный советский художник и искусствовед, писал: "Как никогда прежде, я понял, что высшее искусство есть искусство портрета, что задача пейзажного этюда, как бы она ни была пленительна,- пустячная задача по сравнению со сложным комплексом человеческого облика, с его мыслями, чувствами и переживаниями, отражающимися в глазах, улыбке, наморщенном челе, движении головы, жесте руки. Насколько все это увлекательнее и бесконечно труднее!"

Искусство портрета родилось несколько тысячелетий назад. Первые изображения человека не были написаны красками. Это были огромные каменные изваяния египетских фараонов. Статуи фараонов не были только портретами, они были также двойниками тех, кого изображали. Египтяне верили, что после смерти душа покидает тело и отправляется на судилище богов. Статуе придавали внешнее сходство для того, чтобы душа могла отыскать своего владельца после суда.

Поджанры портрета:
  • Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера.

  • Посмертный портрет — сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью сочинённый.

  • Портрет-картина — портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми .

  • Портрет-прогулка — изображение гуляющего человека на фоне природы.

  • Костюмированный портрет — человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа.

  • Семейный портрет

  • Автопортрет — изображение самого себя.

  • Религиозный портрет — древняя форма портрета, когда человек, сделавший пожертвование, изображался на картине (например, рядом с Мадонной) или на одной из створок алтаря (часто коленопреклонённым).

По характеру изображения:

  • Парадный портрет — это официальный портрет, направленный на возвеличивание и прославление изображаемых. Как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим).

  • Полупарадный — обладает той же концепцией, что и парадный портрет, но имеет обычно поясной или поколенный срез.

  • Камерный портрет — портрет меньшего размера, чем парадный, предназначен для небольших комнат. Используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.

Типизация по размеру: портретная миниатюра, станковые (картины, бюсты, графические листы), монументальные .

Типизация по форме: прямоугольные, вертикальный формат, горизонтальный формат, квадратный, овальный, круглый.

По формату (живописные): головные (оплечные), погрудные, поясные, по бедра, поколенные, во весь рост.

Боровский Владимир Лукич -известный портретист. Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Портрет Лопухиной – признанный шедевр Боровиковского.

Кугач Юрий Петрович-советский живописец, народный художник. Учился в Московском художественном институте у С. В. Герасимова и И. Э. Грабаря. В ранний период творчества писал портреты, работал над историко-революционными темами. С начала 1960-х гг. обращается к теме нового в жизни современной деревни, стремится опоэтизировать традиционные черты русского народного быта («Перед танцами», 1961, Третьяковская галерея).

«Девочка с персиками»-самая известная картина В.Серова. Полотно было написано молодым художником летом в 1887 году в усадьбе С.И.Мамонтова. Девочка-подросток, изображенная на полотне, - дочь Мамонтова, двенадцатилетняя Верочка. Картина создавалась трудно - работа заняла более трех месяцев - но нам кажется, что произведение было создано быстро, в порыве счастливого озарения.

Многие художники пишут портреты. Но одни из них показывают только характерные особенности одного человека, другие же в портрете создают обобщенные образы современников.

Натюрморт

Натюрморт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.Термин «натюрморт» произошел от французского слова, буквально означающего «мертвая природа». Это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и так далее).
Натюрморты рассказывают нам не только о вещах, но и об их владельцах, об их жизни, быте и привычках. Исторически появление натюрморта связано с развитием реализма в живописи, с расширением её технических и познавательных возможностей. Окончательное развитие натюрморта в самостоятельный жанр относится к 17 веку, когда он достигает особого расцвета в голландской и испанской живописи.C начала XX века к жанру натюрморта обращались художники разных стилистических направлений, они экспериментируют с цветом, формой и пространством.

Задача художника в области натюрморта состоит в том, чтобы выразить отношение к ним человека определенной эпохи.

По предмету изображения натюрморты подразделяют на:

  • завтраки

  • снедь

  • цветы

  • предметы обихода.

Мир вещей в натюрморте всегда выражает внешние приметы жизни определённой исторической эпохи.

Иван Трофимович Хруцкий известен как мастер натюрморта и интерьера, портретист. В ранних работах художника обозначается основное направление его творчества этого периода - работа над натюрмортом, именуемым в официальных документах как «живопись цветов и фруктов». Характерными являются этюды – «Натюрморт с вазой» и «Натюрморт с птичкой», датированные 1832 годом. Также следует отметить несколько других подобных

работ – «Плоды и птичка» (1833), «Фрукты» (1834), «Виноград и фрукты», «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном». Но постепенно, во второй половине 1830-х годов, Хруцкий переходит от простых композиций к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов: «Натюрморт со свечой», «Цветы и фрукты», «Плоды, фрукты, битая дичь».

Исторический

Исторический жанр – это произведения искусства, в которых отражены реальные исторические персонажи или события, посвященный историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов.

В 17 – 18 веках тематика исторического жанра включала религиозно-мифологические и собственно исторические сюжеты.Исторический жанр занял ведущее место в академизме и классицизме и утвердился как «высокий» жанр.

Позже, с 19 века, произведения исторического жанра отражали яркие исторические события, героические национальные характеры, историю народа.

Суриков Василий Иванович - художник, выдающийся мастер в русском изобразительном искусстве 19 века, и начала 20-го века. Творчество Сурикова тесно связано с яркими периодами истории России, в своих масштабных произведениях художник правдиво передал характерные признаки русского народа, его самобытность и жизненную сущность. Василий Суриков выходец из небогатой казачьей семьи и с раннего детства был близок со своим

народом. Картины художника Сурикова очень примечательны своей великолепной колористической трактовкой письма, где присутствует явное новаторство художника в создании колоритных полотен, красочный состав которых и сегодня изучают современные искусствоведы.

Бытовой

Бытовой жанр – это картины, на которых отражены эпизоды из повседневной и общественной жизни человека. Галантный — разновидность бытового.

Бытовой жанр возник ещё в эпоху европейской античности. Но задолго до Древней Греции сцены повседневной жизни воспроизводили в Африке и в Древнем Египте. Стенописи в погребальных кладовых фараонов часто имеют изображения бытовых сцен, занимая дополнительное, подчинённое место после религиозных сцен. Уже в искусстве Древнего Египта бытовые сцены встречаются и в живописи, и в скульптуре, и даже на обломках керамических сосудов, поверхность которых древнеегипетские художники использовали для создания эскизов. Широкое распространение во всех национальных школах бытовой жанр получил в 19 веке.

Батальный

Батальный жанр – (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвящённый темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром.

Художник, который пишет на батальные темы, называется баталистом. Художники-баталисты, как правило, стремятся передать героическую готовность к борьбе, воспевают воинскую доблесть, торжество победы.

Формирование батального жанра началось в XVI веке, однако изображения битв известны в искусстве с древнейших времен. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осаду городов, шествия воинов. В росписи древнегреческих ваз, на рельефах храмов воспевается воинская доблесть мифических героев. Рельефы на древнеримских триумфальных арках — завоевательные походы и победы императоров. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах, иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого). К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов. В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII веке — со времени побед Петра I и его полководцев. Русский батальный жанр проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Новый подъём батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре. Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) – выдающийся русский художник-баталист, ещё при жизни получивший мировую известность.Василий Верещагин был автором циклов картин, правдиво и с глубоким драматизмом отображавших войны, которые вела Россия, запечатлел жестокие будни войны, тяжесть и

героику ратного дела. Василий Верещагин создал картины батального цикла на темы Отечественной войны 1812, Туркестанской кампании и войны на Балканах.

Анималистический

Анимализм (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные.

Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Главной задачей анималиста могут быть как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущими людям чертами, поступками и переживаниями.

Из скульптуры имеет распространение анималистическая керамика. Стилизованные фигуры животных имеются среди памятников звериного стиля, в искусстве Древнего Востока, Африки, Океании, древней Америки, в народном творчестве многих стран.

Художники, работающие в анималистическом жанре, называются анималистами. Известные художники-анималисты: Альбрехт Дюрер -немецкий живописец и график. У Альбрехта Дюрера одной из самых известных акварелей является «Молодой заяц», 1502 г. Тщательно выписанный портрет зайца. Самый настоящий портрет. Далеко не у каждого художника можно встретить такой «говорящий» портрет человека. По одной версии, Дюрер изобразил здесь зайца, который жил у него, как домашний зверёк. Написан сначала акварелью, а после, поверх, доработан тушью.

Евгений Чарушин— русский график, писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР. Чарушин иллюстрировал собственные книги.

Мифологический

Мифологический жанр – жанр живописи, посвященный изображению героев и событий.

Мифологический жанр зарождается в средневековом искусстве. Мифологический жанр является частью исторического жанра, повествующий о сюжетах преданий и легенд. Большая часть живописи Древнего мира и Средних веков может быть рассмотрена как религиозно-мифологическая, поскольку в ранние эпохи религиозное сознание являлось определяющим и даже реальные события насыщались легендарными персонажами. Изменения в отношении к этому жанру произошли в эпоху Возрождения. Обращаясь к сюжетам легенд и преданий, художник нередко с их помощью пытается решить современные нравственные, этические, эстетические проблемы. Возрастающий интерес к темам национальной культуры, народному искусству привел к новому расцвету религиозно-мифологического жанра в начале ХХ столетия.

Врумбель Михаил Александрович - живописец, увлекался скульптурой, керамикой, занимался оформлением театральных постановок. «Демона сидящего» московская публика увидела в 1890 году. Это произошло накануне пятидесятилетия со дня гибели Лермонтова. Реакция была самой разноречивой – от восторгов до негодования и страха.

«Богатыри» — картина Виктора Васнецова. Васнецов работал над картиной около двадцати лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.

Выводы

Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая пробуждать духовные способности человека. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Произведения изобразительного искусства являются единственными сохранившимися до наших дней свидетельствами духовной культуры многих исчезнувших цивилизаций. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее.

Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного — в наших силах. И чем чаще мы становимся созерцателями картин, архитектурных шедевров, слушателями прекрасной музыки, тем лучше для нас и окружающих.

Изобразительное искусство помогло мне углублять свои знания. Оно является важнейшей частью человеческого развития: формирует способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве, развивает художественно-образное мышление, творческие способности, наблюдательность и фантазию. Задачей этой работы я ставила самостоятельное построение художественного образа как выражения своего отношения к реальности. С чем, я считаю, справилась. В приложении помещаю свои живописные работы. Мне очень нравится стихотворение Николая Заболоцкого «Портрет», как в нем поэт выразил свое отношение к изобразительному искусству, к живописи.

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Итак, изобразительное искусство влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире.













Список использованных источников

1. Каган М. С. Морфология искусства. — Л.: Искусство, 1972. — 440 с. 

2.Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс.: Учебник- М.:Просвещение, 2014. -175 с.

3. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика.- М.: Искусство, 1984. -180с.

4. Энциклопедия рисования / Авт.-сост. М.В, Адамчик – Минск: Харвест, 2010. – 128 с.: илл.

Интернет-ресурсы

http://www. vserov. ru

http://www. RafaelSanti.ru

http://www.rusmuseum.ru

http://www.globmuseum.info

http://www.obuchonok.ru






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!