СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательской работы «Гимн как средство воспитания патриотизма у подрастающего поколения».

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-исследовательская работа посвящена формированию патриотизма у учащихся путем познания и изучения значения государственного гимна. Государственная символика представляет собой актуальное явление в жизни современного общества. Она призвана объединить общество, давать каждому гражданину понимание особенности, уникальности своего государства через тщательно проработанные образы, олицетворяющие славу, государственную мощь и силу духа российского народа.

    Гимн, безусловно, достояние каждой нации. Именно в нем сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что патриотическая песня государству способна стать стержнем в духовном объединении нации и оказать моральную помощь гражданам государства в разные исторические эпохи. При проведении исследования, эксперимент показал, что знание истории создания государственного гимна, его прослушивания и исполнения помогают понять, что именно в государственном гимне наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм и любовь к Родине, - все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательской работы «Гимн как средство воспитания патриотизма у подрастающего поколения».»



ОКРУЖНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЮЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ







Направление: «Исследовательская работа обучающихся»

Секция: «Культурология и искусствоведение»


Тема: «Гимн как средство воспитания патриотизма у подрастающего поколения»



Горбатова Александра Алексеевна

ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» им. Г.А. Смолякова

с. Большая Черниговка Самарской области
9 класс









Научный руководитель:
Дубошина Маргарита Анатольевна

учитель музыки ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ»

им. Г.А. Смолякова с. Большая Черниговка




с . Большая Черниговка, 2023/2024 учебный год


Содержание


Аннотация 3

Введение 4

Глава 1. История создания гимнов на протяжении нескольких веков. 5

Глава 2. Анализ текстов 6 гимнов, созданных в разное время, на предмет выявления слов и словосочетаний, отражающих отличительные черты русского национального характера. 9

Глава 3. Практическая часть 14

Заключение 17

Список использованных источников 18






А ннотация

Научно-исследовательская работа посвящена формированию патриотизма у учащихся путем познания и изучения значения государственного гимна. Государственная символика представляет собой актуальное явление в жизни современного общества. Она призвана объединить общество, давать каждому гражданину понимание особенности, уникальности своего государства через тщательно проработанные образы, олицетворяющие славу, государственную мощь и силу духа российского народа.

Гимн, безусловно, достояние каждой нации. Именно в нем сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что патриотическая песня государству способна стать стержнем в духовном объединении нации и оказать моральную помощь гражданам государства в разные исторические эпохи. При проведении исследования, эксперимент показал, что знание истории создания государственного гимна, его прослушивания и исполнения помогают понять, что именно в государственном гимне наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм и любовь к Родине, - все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.

Ключевые слова:

Патриотизм

Гимн

Родина

Культурное наследие

История создания гимна

Отечество

Нация

Ценности

Духовность

Введение

Актуальность: во все времена государственный гимн играл особую роль в духовной и культурной жизни государства и его граждан. В тексте гимна возвеличивается историческое прошлое государства, утверждается значимость духовно-нравственных традиций народа. Его исполнение вызывает гордость за свою страну и уважение к ней.

Государственный гимн утверждает идею патриотизма, основу идеологической деятельности государства. Будучи торжественной песней, гимн содержит оценочно-положительные эпитеты, характеризующие силу и мощь страны. Исполнение гимна пробуждает и актуализирует патриотические чувства, вызывает гордость за свою Родину.

Однако в современном мире, несмотря на достаточно сильное эмоциональное содержание государственного гимна, заметно, что большое количество людей не знают историю, значения гимна своей страны. Как свидетельствуют данные опроса, проведенного центром общественно-политических и социальных проектов, выяснил, знают ли россияне свой гимн. Опрос показал, что почти 42% респондентов знают гимн наизусть и могут воспроизвести его. Около 18% участников анкетирования отметили, что вспоминают гимн только когда услышат его. Почти 5% - помнят только мелодию. Совсем не знают гимн около 2,5% опрошенных.

Воспитание обучающихся посредством изучения значения, истории, содержания государственного гимна – важное составляющее для воодушевления патриотизма у подрастающего поколения.

Проблема: одним из главных направлений патриотического воспитания на сегодняшний день является глубокое изучение государственной символики России. Особое внимание и уважение при этом оказывается гимну России – музыкальному символу величия нашей страны, призванному объединять народ, верить в нерушимость единство и независимость. Гимн олицетворяет силу, мощь, достоинство, доблесть государства и его народа. Если подрастающее поколение будет знать и чувствовать свои государственные, национальные корни, тогда и возрастет самодостаточное поколение.

Цель: сформировать у учащихся представление о влиянии государственного гимна на воспитание, формирование патриотизма, любви к Родине.

Объект исследования — процесс основного общего и среднего общего образования.

Предмет исследования — государственные гимны, созданные в разные эпохи страны, как элемент патриотического воспитания.

Методы исследования: анализ и обобщение литературных источников, педагогических и учебно-методических изданий; проектная деятельность; классные часы; анкетирование; мониторинг.

Гипотеза: государственный гимн воспитывает у подрастающего поколения патриотизм и гражданственность, прививает любовь к Родине.


Основная часть История создания гимнов на протяжении нескольких веков.

Гимн существует в каждой стране, наряду с другими государственными символами флагом и гербом, и является официальной песней, представляющей государство на международной арене, спортивных мероприятиях и в других торжественных случаях. Изначально гимн – это древнегреческое слово, означающее восхваляющую, в первую очередь, какое-либо из божеств песню. Как мы знаем, в греческом пантеоне было великое множество богов, и для каждого из них поэты сочиняли свой гимн, а иногда и не один. Интересно, что и на Западе, и на Востоке, существовали свои формы гимнов, развивающиеся в соответствии с культурными правилами и нормами разных регионов.

Поначалу гимны имели более религиозный характер. К примеру, в индийской поэзии на древнем санскрите, упоминаются образы божеств-джиннов. У древних евреев существуют гимны на манер псалтыря, посвященные Яхве. Древние персы сочиняли замечательные суфийские гимны, которые исполнялись во время танцев дервишей. За ними этот стиль переняли и арабы. В Китае и Японии тоже существовали свои поэтические формы в виде од, прославлявших предков и богов. Большое развитие получили гимны и в древнем Риме, которые были приурочены к торжественным церемониям и праздникам.

Новой вехой для гимнов стало развитие христианства. Всем известны красивейшие церковные религиозные пения. Со временем они только усложнялись и разветвлялись, обретая новые смыслы и значения. С ними ходили в бой солдаты, причем на войну с такими же христианами, и всем известный гимн Лютера, который пели протестанты в ходе религиозных войн с католиками, тому отличное подтверждение. Скандирование крестоносцев-тамплиеров и других рыцарей-монахов также известны как воинские песни.

Вслед за религией, гимн со временем проникает и в литературную, и, как мы уже знаем, в государственную среду. Первым широко известным гимном в истории человечества, и в понимании его как национальной песни стал британский: «Боже, храни короля», который поют подданные монархов до сих пор. Интересно, что он никогда не утверждался официально и стал эдаким народным и общепринятым вариантом национальной песни.

В России эволюция государственного гимна началась с 1791 года, когда первым неофициальным гимном стала песня «Гром победы раздавайся», созданная Г. Державиным и О. Козловским в честь победы русских войск при штурме Измаила. Её сменила в 1816 году уже упомянутая нами «Молитва Русского народа» – это был первый высочайше утвержденный гимн страны. Слова известного поэта В.А. Жуковского наложили на музыку, похожую по мотиву на английский гимн, и с этого момента все официальные церемонии стали проводиться с исполнением гимна, а не как раньше, под церковные или военные марши. Следующей стала известная песня «Боже, царя храни» на музыку А.Ф. Львова. Но императору Николаю I не нравился британский мотив, и в 1833 году был принят другой вариант гимна, который просуществовал до 1917 года.

Первым гимном Советской республики стала «Рабочая марсельеза». На известную французскую мелодию наложили слова П.Л. Лаврова, причем они не были переводом с французского. Песня просуществовала всего год, и уже в 1918 году её сменил «Интернационал». Переведенный на русский язык А.Я. Коцем, текст «Интернационала» надолго стал символом Советской страны, узнаваемым во всем мире. Однако в ходе Великой Отечественной войны было принято решение сменить национальный гимн. Этому было много причин, в том числе и улучшение отношений с союзниками, и роспуск самой организации Коминтерн, и смена вектора советской идеологии от интернационализма к национально-патриотическому пути… Комиссию по конкурсу на новый гимн возглавил легендарный маршал К.Е. Ворошилов. Было представлено свыше 170 композиторов и 19 вариантов текста. Окончательный вариант был утвержден в декабре 1943 года, а 1 января вся страна услышала новую, всем нам известную песню, начинающуюся со слов: «Союз нерушимый республик свободных, сплотила навеки великая Русь…» В 1956 году, после смерти Сталина, гимн несколько изменили, убрав упоминание о Сталине, и подправив несколько других строк.

12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР и создана комиссия из ведущих деятелей литературы и искусства по созданию государственного гимна. Была предложена «Патриотическая песня» М.И. Глинки. Был объявлен конкурс на текст гимна. Согласно его условиям, стихи принимались от всех граждан России.

В ноябре 1990 года на сессии Верховного совета РСФСР это музыкальное произведение исполнил духовный оркестр Министерства обороны СССР. 27 ноября 1990 года под эту музыку открылся второй внеочередной Съезд народных депутатов РСФСР, депутаты которого единогласно утвердили «Патриотическую песню» в качестве государственного гимна РСФСР, но слова так и не приняли, и поэтому гимн существовал без слов более десяти лет.

Распад СССР в декабре 1991 года и оформление его республик в самостоятельные государства привели к возникновению новой символики. Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 11 декабря 1993 года утверждено Положение о государственном гимне РФ, на основании которого государственным гимном РФ является мелодия, созданная на основе «Патриотической песни» М.И. Глинки в аранжировке Андрея Петрова. Комиссией по подготовке нового гимна вновь был объявлен конкурс на его текст. После долгого отбора остановились на 20-ти произведениях, которые были записаны на плёнку хоровым коллективом. После прослушивания записей члены комиссии пришли к выводу, что ни один из озвученных вариантов не подходит. Работа комиссии была прекращена.

Так как гимн – торжественная песнь, принятая как символ государственного или социального единства, то отсутствие слов в главной песне страны делало этот символ неполным. По данным опроса, проведённого в ВЦИОМ в марте 2000 года, в связи с выбором окончательного варианта российского гимна, гимн на музыку Александрова одобряло 27% опрошенных, на музыку Глинки 24%. В ноябре того же года по опросам уже 49,9% опрошенных одобряло гимн на музыку Александрова, остальные респонденты называли в качестве подходящего гимна на музыку:

  • Песни «Широка страна моя родная» (сл. Лебедев-Кумач, муз. И. Дунаевский) – 15%

  • Марша «Прощание славянки» - 5%

  • «Славься!» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» - 4%

  • Дореволюционного гимна «Боже, царя храни» - 3%

  • и другие варианты.

5 декабря 2000 года Президент России В.В. Путин внес в Государственную Думу проект закона «О Государственном гимне Российской Федерации». Он высказал мнение, что склоняется к принятию старого советского гимна на музыку А.В. Александрова. Воспоминания о величии СССР, дух побед, с которым он был связан в памяти людей – всё работало на эту идею. По опросам населения, более 77% граждан России поддержали возрождение старого гимна с новым текстом.

25 декабря 2000 года В.В. Путин подписан Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О Государственном гимне РФ», который вступил в силу 27 декабря 2000 года, а 30 декабря того же года был подписан Указ о тексте Государственного гимна России, автором которого стал С.В. Михалков, который пропустил через себя дух войны, коммунизма и демократии – это ярчайший пример влияния политической жизни на жизнь и мысли, на сознание человека.

Несомненно, государственный гимн изменяется вместе с государством, объективно отражает историческое движение вперед, прогресс в жизни народа, следовательно, в гимне отражена историческая эпоха. Важно при этом сохранить преемственность, опору на традиции, чтобы новые поколения ощущали связь с прошлым, гордились им. Создание всех трёх гимнов одним человеком прекрасно отображает тот малый период времени и то колоссальное количество событий, произошедших за него.


Анализ текстов 6 гимнов, созданных в разное время, на предмет выявления слов и словосочетаний, отражающих отличительные черты русского национального характера.


Название гимна

Примеры из текстов гимнов

Отличительные черты русского национального характера

Гимн «Рабочая Марсельеза»

1.Тяжелый твой труд

2. В вольном царстве святого труда

Трудолюбие

Гимн «Интернационал»

1.Мы новый мир построим

Государственный гимн СССР

1. Работники всемирной великой армии труда

2. На труд и подвиги нас вдохновил

Гимн «Гром победы, раздавайся!»

1. Чтоб враги могли узреть, что свои готовы руки в край вселенной простереть

Свободолюбие

Гимн «Рабочая Марсельеза»

1.Прошлем злодеям проклятье

2. И настанет година свободы

3. На борьбу мы его поведем

4. Бей, губи их, злодеев проклятых

5. Вставай на врага

Гимн «Интернационал»

1. Мир насилья мы разрушим

2. Смертный бой вести готов

3. Решительный бой

Государственный гимн СССР

1. Захватчиков подлых с дороги сметем

2. Сияло нам солнце свободы

3. Республик свободных

Гимн «Гром победы, раздавайся!»

1. Зри на блещущи соборы

Религиозность

Гимн «Молитва русских»

1. Боже. Храни!

2. Блогословение нам ниспошли!

3. Перводержавную Русь православную

Гимн «Рабочая Марсельеза»

1. Мы пойдем к нашим страждущим братьям

Гимн «Интернационал»

1. Воспрянет род людской

Гимн России

1. Хранимая богом родная земля

Государственный гимн СССР

1. Волей народа

2. Дружбы народов

3. Счастье народов

Толерантность

Гимн России

1. Братских народов союз

Гимн «Рабочая Марсельеза»

1. Солнце правды и братской любви

Гимн «Гром победы, раздавайся!»

1. Веселися, храбрый Росс

2. Храбрость Россов почитая

Сила воли, мужество и смелость

Гимн «Молитва русских»

1. В силе спокойное

Государственный гимн СССР

1. Мы армию нашу растили в сраженьях

2. Нам силу дает наша верность Отчизне

Гимн России

1. Могучая воля, великая слава

Гимн «Гром победы, раздавайся!»

1. Звучной славой украшайся

2. Воды быстрые Дуная уж теперь в руках у нас

Эмоциональность и выразительность речи

Гимн «Рабочая Марсельеза»

1. Мы ликуем славы звуки

2. Раздайся, клич мести народной

3. Засветись, лучшей жизни заря

Гимн «Интернационал»

1. Кипит наш разум возмущенный

2. Вздувайте горны и куйте смело, пока железо горячо

Государственный гимн СССР

1. Знамя народное путь от победы к победе ведет

Гимн России

1. Предками данная мудрость народная

Гимн «Рабочая Марсельеза»

1. И настанет година свободы

2. Сгинет ложь, сгинет зло навсегда

Вера в лучшее будущее

Гимн «Молитва русских»

1. Праводержавную Русь православную, Боже, храни

2. Дай на земли к благу стремление

3. Благословение нам ниспошли

Гимн «Интернационал»

1. Мы наш, мы новый мир построим

Государственный гимн СССР

1. И Ленин великий нам путь озарил

2. Мы к славе Отчизну свою поведем

Гимн России

1. Широкий простор для мечты и для жизни грядущее нам открывает года

Гимн «Рабочая Марсельеза»

1. Вставай, подымайся, рабочий народ

2. Клич мести народной

3. И сольются в одну все народы в вольном царстве святого труда















Восхищение величием народа

Государственный гимн СССР

1. Дружбы народов надежный оплот

2. Славы народов надежный оплот

3. Счастье народов надежный оплот

4. Знамя народное пусть от победы к победе ведет

Гимн России

1. Братских народов союз вековой

2. Предками данная мудрость народная

Гимн «Гром победы, раздавайся!»

1. Воды быстрые Дуная уж в руках теперь у нас, тавр под нами и Кавказ

Стремление в любой момент встать на защиту своей Родины

Гимн «Рабочая Марсельеза»

1. Станем, братья, повсюду зараз от Днепра и до Белого моря

Гимн «Интернационал»

1. Кипит наш разум возмущенный и смертный бой вести готов

Государственный гимн СССР

1. Мы армию нашу растили в сраженьях, захватчиков подлых с дороги сметем

Гимн России

1. Нам силу дает наша верность Отчизне


Если говорить о средствах художественной выразительности и особенностях синтаксиса, можно выделить преимущественную роль прилагательных-эпитетов: свободное отечество, сила народная, бессмертные идеи – эти сильные как по звучанию, так и по смыслу слова придают гимну то самое патриотично-маршевое настроение, которым и пытались его наделить власть и поэты.

Является примечательной практически полная идентичность припевов всех гимнов. В первой и второй редакции гимна первые две строчки одинаковы: «Славься, Отечество наше свободное/Дружбы народов надёжный оплот!», а последние меняются соответственно ходу истории и времени – переход с военного режима жизни на мирный. Куда более интересна в сравнении вариация гимна 2000 года: тут третья строка припева обыгрывается как некая обобщающая часть истории Советского Союза: слова о советском знамени и о партии Ленина меняются на такие: «Предками данная мудрость народная». Тут, безусловно, идет речь о том положительном и отрицательном опыте, который исчерпала Россия из Советского периода.

Также в этой строке можно увидеть своего рода дань прошлому: С. Михалков назвал тот советский опыт «мудростью», что говорит об уважении истории. Также остаются одинаковыми слова о народности: если в первой и второй версии это «Дружбы народов надёжный оплот», то в гимне современном это всё тот же «Братских народов союз вековой» - здесь речь идет как о многонациональности России, так и о том, что, несмотря на разрушение Союза политического остается союз духовный – народный. Возможно, это даже некий призыв помнить и чтить совместную национальную историю и относится с уважением к разным нациям и народностям, что опять же является одним из принципов современного государства. Гимн России, не смотря на колоссальные перемены в общественно-политической жизни страны, не перечеркивает историю: наоборот, он её подытоживает, призывает взять исторический опыт на вооружение и даже сохранить лучшее из прошлого.

Таким образом, исследование текстом шести гимнов разных времен показало, что гимн является отражением таких отличительных черт русского национального характера, как толерантность, трудолюбие, свободолюбие, сила воли, мужество и стойкость, эмоциональность и выразительность речи, вера в лучшее будущее, восхищение величие народа, стремление в любой момент встать на защиту своей Родины.


Практическая часть

Цель: определить уровень осознания понятия, значения, истории государственного гимна у обучающихся через мероприятия, связанные с анкетированием и опросом.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

• изучить и проанализировать информацию по данной теме;

• подготовить брошюры с информацией о истории, значении государственного гимна.

• провести мониторинг среди учащихся 8-11х классов до и после проведения ряда мероприятий;

• провести классные часы о государственном гимне, рассказывая историю и исполняя их;

• сделать выводы на основе полученной информации.

Я установила перед собой цель - осуществить исследование, вследствие которого появится возможность проанализировать, как государственный гимн воспитывает в подростках патриотизм, гражданственность, прививает любовь к Родине.

Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» им. Г.А. Смолякова с.Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области, в котором приняли участие 157 учеников 8-11-х классов.

Первым шагом моего исследования было проведение анкетирования, определяющего отношение учащихся к знанию Гимна России и его историю создания.

Результаты опроса представлены ниже:

Вторым шагом была подготовка и проведение проекта «Истории Гимна России», который рассматривает историческую эволюцию семи Гимнов нашего государства, существовавшие в разные периоды её жизни. На протяжении всего учебного года проводились классные часы, на которых эти Гимны были прослушаны и учащиеся ознакомлены с историей их создания.

Третьим шагом стало проведение повторного анкетирования.


И четвертым заключительным шагом стало проведение мониторинга. Результаты представлены ниже:

Вопросы анкетирования

До

После


1. Знаете ли вы значение слова «гимн»?



Да –5%

Нет – 95%


Да – 96%

Нет – 4%


2. Знаете ли вы название первого официального гимна России?



Да – 2%

Нет – 98%


Да – 100%

Нет – 0%


3. Знаете ли вы названия другим Гимнов России, созданных в разные периоды ее истории?



Да – 6%

Нет – 94%


Да – 99%

Нет – 1%


4. Знаете ли вы авторов сегодняшнего Гимна России?



Да – 10%

Нет – 90%


Да – 97%

Нет – 3%


5. Знаете ли вы слова сегодняшнего Гимна России?



Да – 100%

Нет – 0%


Да – 100%

Нет – 0%


Вывод: таким образом, большинство учеников отмечают, что знание истории, значения государственного гимна, прослушивание, разучивание и исполнение способствуют развитию патриотических чувств, гражданственности, любви к Родине.

Результат нашей работы дал возможность утверждать, что государственный гимн во все времена являлся мощным средством повышения чувства патриотизма.

Итак, наша гипотеза о том, что государственный гимн воспитывает в подрастающем поколении патриотизм, гражданственность, любви к Родине - подтвердилась.


Заключение

Проведенное нами исследование теоретики и практического материала убедительно показывает, что государственная символика России представляет собой актуальное явление в жизни общества современной России. Она призвана консолидировать общество, давать каждому гражданину понимание особенности, уникальности своего государства через тщательно проработанные образы, олицетворяющие, в концентрированном виде, славу, государственную мощь и силу духа российского народа.

Закрепленные в основном законе государства – конституции положения о государственных символах Российской Федерации дают, по нашему мнению, четкое понимание смысла их существования.

Гимн страны «работает» и на международном уровне, способствуя поддержанию позитивного имиджа нашего отечества. Мы уверены, что Российский гимн в полной мере отвечает решению этой задачи. И им можно по праву гордиться. Он обладают убедительной силой воздействия на сознание человека, оказывает сильное эмоциональное влияние.

Несомненно, государственный гимн изменяется вместе с государством, объективно отражает историческое движение вперед, прогресс в жизни народа, а, следовательно, в гимне отражена историческая эпоха. Важно при этом сохранить преемственность, опору на традиции, чтобы новые поколения ощущали связь с прошлым, гордились им. Создание всех трёх гимнов одним человеком прекрасно отображает тот малый период времени и то колоссальное количество событий, произошедших за него. С. Михалков пропустил через себя дух войны, коммунизма и демократии – это ярчайший пример влияния политической жизни на жизнь и мысли, на сознание человека.



Список использованных источников
  1. Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалев В.Е. Государственные символы России. Моя Родина Россия.- М.: Триада-фарм, 2002.

  2. Большой российский энциклопедический словарь. - СПб.: "ДИЛЯ", 2007.

  3. Вьюнов Ю.А. "Слово о русских". М.,2002.

  4. Голованова М.П. Герб, Флаг, Гимн России: Изучение государственных символов Российской Федерации в школе. М.: Айрис-пресс, 2003.

  5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Дрофа, 2002.

  6. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10 класса. 3-е изд. М.: Тид Русское слово- РС, 2003.

  7. Сальхов Ю. К истории создания отечественного гимна. - М.:ВДФ,2001.

  8. Соловьев В.М. "Тайны русской души". М.,2001

  9. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. -М.:"Альта- Принт",2007.













16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!