СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательский проект по экономике «Роль карманных денег в формировании финансовой грамотности школьников. Пособие для подростков и родителей»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной работы в том, что в настоящее время все более острыми становятся вопросы повышения финансовой грамотности населения. Финансовый аспект затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности граждан по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия. Поэтому исследователи все чаще приходят к мнению, чем раньше человек сталкивается с финансовыми вопросами, тем выше его уровень финансовой грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательский проект по экономике «Роль карманных денег в формировании финансовой грамотности школьников. Пособие для подростков и родителей»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 103 г. Минеральные Воды










Роль карманных денег в формировании

финансовой грамотности школьников.

Пособие для подростков и родителей







Автор: Куликова Валерия Юрьевна,

ученица 11Б класса

Руководитель: Шендрик Наталья Ивановна,

учитель экономики








г. Минеральные Воды, 2021 год

Оглавление.


  1. Введение………………………………………………………………..…3

  2. Основная часть……………………………………………………………4

1.Литературный обзор.

1.1. Отношение к деньгам подростков……………………….…………………….4

1.2. Карманные деньги…….............………………………………….…………..…5

2.  Материал и методика…………………………………………………………….6

2.1 Социологический опрос подростков и взрослых по проблеме….…………....6

3. Результаты исследования…………………………………………………………7

3.1 Анализ социологического опроса…………………………………………..…..7

4.Практическая работа………………………………………………………………8

4.1. Создание буклета (пособия) для подростков и родителей о значимости карманных денег в формировании финансовой грамотности………………….…8

4.1.1. Что такое буклет?...............................................................................................8

4.1.2. Выбор важной информации…………………………………………………..9

4.1.3. Программа для создания буклетов………………………………………..….9

  1. Заключительная часть…………………………….....................................27

  2. Список литературы………………………..…………………………........28

  3. Приложение………………………………...……………………….….…30











  1. Введение.

Актуальность данной работы в том, что в настоящее время все более острыми становятся вопросы повышения финансовой грамотности населения. Финансовый аспект затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности граждан по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия. Поэтому исследователи все чаще приходят к мнению, чем раньше человек сталкивается с финансовыми вопросами, тем выше его уровень финансовой грамотности.

В своей работе я хочу доказать, что карманные деньги, которыми могут обладать дети с раннего возраста при грамотном подходе способствуют развитию финансовой культуры и формированию финансового иммунитета.

Цель работы: изучить влияние карманных денег на формирования финансовой грамотности подростков гимназии № 103 г. Минеральные Воды.

Задачи исследования:

  1. Найти и изучить материал по теме исследования.

  2. Изучить особенности отношения подростков к карманным деньгам.

  3. Изучить, на что, в основном тратят карманные деньги подростки.

  4. Изучить мнение взрослых людей по проблеме.

  5. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.

  6. Разработать рекомендации для подростков и взрослых по проблеме.

Объект исследования: карманные деньги.
Предмет исследования: влияние карманных денег на формирование финансовой грамотности подростков.

Гипотеза: раннее привлечение школьников к эффективному использованию карманных денег способствует формированию финансовой грамотности.

Методика проведения исследования:

  • изучение опубликованных материалов и их анализ;

  • сопоставительный, сравнительный методы;

  • социологический анализ;

  • метод количественной обработки данных и анкетирование, наблюдение.

  1. Основная часть.

1.Литературный обзор.

1.1. Отношение к деньгам подростков.

Проблема формирования отношения к деньгам детей остается малоисследованной в науке. В связи с этим, особенно важно изучить отношение к ним подростков, так как существуют данные, что в этом возрасте наблюдается всплеск экономической активности. Такие результаты получили эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Они исследовали финансовую грамотность 15-летних школьников из разных стран (в рамках PISA). Оказалось, что российские подростки активно включаются в финансовые операции: 50% из них владеют банковской картой и у 32% есть собственный счет в банке.

В целом, по данным исследования, более 60% российских 15-летних школьников чувствуют себя уверенно при выполнении финансовых операций (оплатить покупку банковской картой, мобильным устройством, выполнить денежный перевод и не более того).

В 2018 году 15-летние обучающиеся в России показали средний результат 495 баллов, заняв 10-е место из 20 стран, принявших участие в исследовании финансовой грамотности PISA-2018.

В связи с этим отношение современных детей к деньгам — непростая, болезненная для многих родителей тема. На отношение детей к деньгам влияет множество факторов: окружение, средства массовой информации, фильмы, книги, истории успеха кумиров ребенка. Неудивительно, что родители порой чувствуют себя беспомощными. Им кажется, что подрастающее поколение формирует свое отношение к деньгам, ни в коей мере не опираясь на мнение и взгляды родителей. В действительности отношение людей к деньгам формируется в достаточно юном возрасте и при непременном, пусть и не всегда сознательном, участии родителей. Ребенок может демонстративно не обращать внимания на надоевшие поучения родителей, однако он, как губка, впитывает практическую информацию. Несознательно он перенимает привычки и взгляды родителей, в определенной мере трансформируя их под текущий момент и под требования среды. Нередко через несколько лет после достижения совершеннолетия у ставшего взрослым ребенка психология отношения к деньгам удивительно напоминает родительскую позицию. Если родители не знали, как сохранить деньги, ребенок тоже испытывает трудности с созданием накоплений. Если родители не могли расплатиться с долгами, велика вероятность, что подобные трудности будет переживать и ребенок. Поэтому родителям как можно раньше необходимо формировать финансовую грамотность ребенка путем обсуждения роли карманных денег.

1.2. Карманные деньги.

Что же такое карманные деньги? Существует несколько определений понятия «карманные деньги». Карманные деньги – это определенная сумма, выдаваемая родителями ребенку на мелкие расходы. Мнения специалистов по вопросу выдачи карманных денег школьникам расходятся. Одни убеждены в том, что выдавать наличные детям необходимо, другие придерживаются противоположной точки зрения. Противники карманных денег уверены, что постоянная выдача провоцируют бездумные траты, создает условия для лишних соблазнов и не может научить ценить денежные средства. Семейный психолог Елизавета Филоненко убеждена в том, что карманные деньги в жизни ребенка играют психологическую роль. Их наличие не учит детей бережливости, а только позволяет чувствовать себя самостоятельным и независимым среди сверстников.

В пользу карманных денег отечественные авторы выдвигают следующие аргументы: ребенок чувствует себя полноценной личностью, учится самостоятельно и ответственно тратить свой капитал, рассчитывать свой бюджет, предвидеть последствия своих поступков.

Валентина Сергеевна Безрукова, доктор педагогических наук, профессор, которая многие годы работает в области методологии педагогики, в энциклопедическом словаре педагога говорит о том, что цель выдачи карманных денег – не просто удовлетворить определенные потребности ребенка, а научить его правильному отношению к деньгам, должным образом распоряжаться полученными средствами. По мнению Безруковой В.С. дети, расходуя предоставленные бюджетом семьи деньги, учатся чувствовать «приход» и «расход», «жить по средствам», планировать покупки.

Зарубежные исследователи считают, что карманные деньги являются хорошим тренажером финансовой самостоятельности для детей, они формируют у ребенка «покупательские навыки», самостоятельность, независимость.

На наш взгляд, наиболее аргументированной и убедительной является точка зрения тех авторов, которые считают, что карманные деньги школьникам необходимы. Просто родителям при выдаче карманных денег необходимо придерживаться определенных правил. Сотрудник центра профориентации Smart Course Михаил Мордасов в статье «Карманные деньги. Как научить ребенка распоряжаться финансами?» рекомендует:

1. Денег должно быть не слишком много, но достаточно для нескольких мелких покупок;

2. Давать деньги не крупной купюрой, а комбинацией мелких купюр и мелочи – чтобы ребенок мог часть положить в копилку;

3. Всегда интересоваться, на что ребенок собирается тратить деньги;

4. Подстегивать желание накопить более крупную сумму на серьезную покупку;

5. Не добавлять деньги раньше положенного срока, если ребенок уже потратил их;

6. Не требовать отчета о потраченных средствах в ультимативной форме, стараться делать это как можно деликатнее, ведь это личные финансы ребенка.


2. Материал и методика.

2.1 Социологический опрос подростков и взрослых по проблеме.

Для достижения цели данного проекта я провела социологический опрос учащихся гимназии № 103 г. Минеральные Воды и их родителей при помощи анкетирования. Вопросы анкеты помогли мне изучить влияние карманных денег на формирование финансовой грамотности подростков.

Анкета «Карманные деньги» для учащихся.

  1. Имеете ли Вы карманные деньги? __________________________________

  2. Достаточно ли Вам этих карманных денег? _____________________________

  3. Какую сумму карманных денег Вы бы желали иметь ежемесячно? _________

  4. На что Вы тратите карманные деньги? _________________________________

  5. На что Вы потратите деньги, которые были бы в нужном объёме. __________

___________________________________________________________________

  1. Возможно ли, накапливать из той суммы карманных денег, которой Вы располагаете? _____________________________________________________

  2. Хотели бы вы накопить на что-то? ____________________________________

  3. Умение распоряжаться карманными деньгами помогает Вам повышать финансовую грамотность? ___________________________________________

  4. Какие вопросы финансовой грамотности стали Вам понятней или доступней за счёт использования карманных денег? _______________________________

  5. Как Вы считаете, с какого возраста детям стоит выдавать карманные деньги?

___________________________________________________________________



Анкета для родителей.

  1. Даёте ли вы детям деньги на карманные расходы? ______________________

  2. Преследуете ли вы какую-то воспитательную цель при выдаче карманных денег подростку, если да, то какую? __________________________________

  3. Контролируете ли Вы, на что была потрачена выданная сумма? ___________

  4. Помогает ли подростку возможность распоряжаться карманными деньгами стать финансово грамотным? ________________________________________

  5. Как Вы считаете, с какого возраста стоит выдавать ребёнку карманные деньги? __________________________________________________________

3. Результаты исследования.

3.1 Анализ социологического опроса

?????????????????? Вставить результаты опроса.

Результаты опроса показали, что не все дети и взрослые понимают роли карманных денег в полном объеме. Для восполнения данных знаний я подготовила буклет о том, что такое карманные деньги и их практической значимости в воспитании финансовой грамотности с раннего возраста.

4.Практическая работа.

4.1. Создание буклета (пособия) для подростков и родителей о значимости карманных денег в формировании финансовой грамотности.

4.1.1. Что такое буклет?

Буклет – это издание, отпечатанное на листе формата А-3 или А-4 и сложенное один или несколько раз. Популярность буклетов объясняется очевидными преимуществами этого вида печатной продукции.

Во-первых, низкая стоимость на фоне высокой информативности буклетов.

Во-вторых, по сравнению с рекламной листовкой, текст располагается на буклете более структурировано, что облегчает восприятие объемной информации потребителями (надо отметить, что рекламные буклеты способны ответить на типичные вопросы, которые возникают у целевой аудитории).

В-третьих, буклеты более компактны и вместе с тем выглядят более солидно, не оставляя ощущения некоторой незавершенности, какая может появиться после ознакомления с рекламной листовкой.

По своему содержанию и оформлению буклеты можно разделить на следующие виды:

- Информационный буклет. Содержит основную информацию о товаре или услуге, изложенную лаконично и четко, чтобы не перегружать потребителя лишними подробностями. Основная цель такого буклета - заинтересовать потенциального клиента каким-то визуальным элементом, поэтому при создании такого рода печатной рекламы эффективно использовать фотографии, графики, таблицы.

- Имиджевый буклет. Такой рекламный буклет необходим для создания положительного имиджа коммуникатора, потому требования к нему достаточно высоки. Имиджевый буклет должен подчеркивать индивидуальность и солидность фирмы, потому при его создании целесообразно использовать оригинальные дизайнерские решения. Что касается текстового содержания, то имиджевый буклет должен давать подробную информацию о фирме, ее деятельности, ее сотрудниках.

- Буклеты для почтовой рассылки. Этот вид рекламных буклетов призван создавать у потенциальных потребителей ощущение индивидуального обращения к ним коммуникатора. Поскольку такие буклеты приходят по почте, они носят персональный характер, в отличие от рекламы в прессе, например.

- Буклеты для акции. Мероприятия salespromotion в настоящее время дают фирмам большой приток новых приверженцев их продукции, потому что предлагают реальные выгоды потребителям, будь то сезонная распродажа, оформление дисконтных карт или день рождения магазина, сулящее подарки всем посетителям. Оповещать о подобных событиях проще всего используя рекламные буклеты, в которых подробно излагаются условия акции.

4.1.2. Выбор важной информации.

Информация в буклете должна быть емкой и краткой. Самые важные сведения, которые могут заинтересовать граждан должны быть напечатаны читаемым шрифтом.

Текст, всегда сопровождается фотографиями, схемами, таблицами. Сплошной, мелкий текст отобьет желание дочитать буклет до конца. Поэтому к выбору информации нужно подходить серьезно.


4.1.3. Программа для создания буклетов.

  1. Скрибус – это бесплатная программа для печати различных бумажных документов. В том числе она позволяет распечатать полноценный буклет. В приложении присутствует возможность выбрать фальцовку буклета (количество сгибов).

Scribus позволяет оформить буклет, добавить к нему картинок. Наличие сетки помогает выровнять все элементы на буклете. Кроме того, программа переведена на русский.

  1. ФайнПринт представляет собой не полноценную отдельную программу, а дополнение для других программ по работе с документами. Окно FinePrint можно увидеть при печати – программа является виртуальным драйвером для печати.

ФайнПринт добавляет ряд возможностей любой программе, работающей с печатными изданиями. Среди этих возможностей присутствует функция создания буклета. Т.е. если даже основная программа не поддерживает разметку буклета, то FinePrint добавит эту возможность программе.

Кроме того, приложение способно добавлять ряд меток на страницы при печати (дата, номера страниц и т.п.), а также оптимизировать расход чернил принтера.

  1. Публишер – это программа для работы с печатной рекламной продукцией от известной фирмы Microsoft. Приложение поддерживает высокие стандарты, заданные такими классическими решениями, как Word и Excel.

В Publisher вы сможете создавать бланки, брошюры, буклеты, наклейки и другие печатные материалы. Интерфейс похож на Word, поэтому многие будут чувствовать себя как дома, работая в MicrosoftOfficePublisher.

Я отдала предпочтение последней программе, так как она уже у меня есть, и я могу ей пользоваться.





Буклет для подростков и родителей «Карманные деньги».

  1. Заключительная часть

Вопрос, стоит или не стоит давать ребенку деньги на карманные расходы, во многих семьях решается положительно. Большинство родителей понимает, что карманные деньги для подрастающих детей — важный момент воспитания в них бережливости, умения распределять расходы, чувствовать некоторую свободу, самостоятельность и независимость.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что наличие карманных денег у ребенка влияет на формирование различных качеств личности, таких как самостоятельность, независимость, ответственность, кроме этого, развивается умение планировать свою деятельность и оценивать свои возможности. Карманные деньги могут быть хорошим инструментом обучения детей управлению своим капиталом, но только в том случае, когда выдача денежных средств сочетается с обсуждением финансовых вопросов в семье. 



IV. Список литературы

  1. Детская энциклопедия «Я познаю мир "Экономика"» М. Издательство: АСТ, 1998 489 стр.

  2. Джейн Перл «Уроки финансового благополучия» (для детей и их родителей) М.: "Олимп-Бизнес", 2003.

  3. Думная Н.Н. Учебник экономики//М.2008 496 стр.

  4. Любимов Л.Л., РанневаН.А.Основы экономических знаний//М.,2005 496 стр.

  5. Мухина и деньги «О роли денег в мировой истории» М.: Норма 2006 

  6. Симоненко Е.В..Кредитный договор: о чем молчат банки?//экономика в школе.М.2007.№4.С.77

  7. www. money-gain.Ru

  8. www. shkolazhizni.Ru

  9. http://lumpics.ru/program-for-creating-booklets/

  10. http://studbooks.net/2062270/turizm/razrabotka_informatsionnogo_bukleta

  11. http://studbooks.net/1189686/marketing/tehnologiya_sozdaniya_bukleta



Приложения

Анкета «Карманные деньги» для учащихся.

  1. Имеете ли Вы карманные деньги? __________________________________

  2. Достаточно ли Вам этих карманных денег? _____________________________

  3. Какую сумму карманных денег Вы бы желали иметь ежемесячно? _________

  4. На что Вы тратите карманные деньги? _________________________________

  5. На что Вы потратите деньги, которые были бы в нужном объёме. __________

___________________________________________________________________

  1. Возможно ли, накапливать из той суммы карманных денег, которой Вы располагаете? _____________________________________________________

  2. Хотели бы вы накопить на что-то? ____________________________________

  3. Умение распоряжаться карманными деньгами помогает Вам повышать финансовую грамотность? ___________________________________________

  4. Какие вопросы финансовой грамотности стали Вам понятней или доступней за счёт использования карманных денег? _______________________________

  5. Как Вы считаете, с какого возраста детям стоит выдавать карманные деньги?

___________________________________________________________________



Анкета для родителей.

  1. Даёте ли вы детям деньги на карманные расходы? ______________________

  2. Преследуете ли вы какую-то воспитательную цель при выдаче карманных денег подростку, если да, то какую? __________________________________

  3. Контролируете ли Вы, на что была потрачена выданная сумма? ___________

  4. Помогает ли подростку возможность распоряжаться карманными деньгами стать финансово грамотным? ________________________________________

  5. Как Вы считаете, с какого возраста стоит выдавать ребёнку карманные деньги? __________________________________________________________



Буклет для подростков и родителей «Карманные деньги».





Паспорт исследовательского проекта

1.Карманные деньги и подростки.

2. Цели работы:

  1. Изучить особенности отношения подростков к карманным деньгам.

  2. Изучить, на что, в основном тратят карманные деньги подростки.

  3. Определить желаемый размер карманных денег для подростков.

  4. Изучить мнение взрослых людей по проблеме.

  5. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.

  6. Разработать рекомендации для подростков и взрослых по проблеме.

3. МБОУ гимназия №103 г. Минеральные Воды

Класс:11Б

Количество участников:1

4.Научный руководитель проекта: Шендрик Наталья Ивановна.

Педагогический стаж: 27 лет

Звание:

Ученая степень:

6.Тип проекта.

6.1.По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский проект.

6.2.По предметно-содержательной области: естественно – научный.

6.3.По характеру координации проекта: со скрытой координацией.

6.4.По количеству участников проекта: личный.

6.5.По широте охвата содержания: межпредметный.

6.6. По времени проведения: непродолжительный.

6.7.По характеру контактов (степени охвата):в рамках школы.

7.Образовательная область, в рамках которой выполнен учебный

проект: экономика, финансовая грамотность.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!