СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа " Женский головной убор сонголов – Даруулга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа направлена на изучение национального костюма бурят, а именно изучение женского головного убора сонголов.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа " Женский головной убор сонголов – Даруулга"»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназии №33 г. Улан-Удэ»

III городская научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» для учащихся 1–4 классов

Секция «История Бурятии (малой родины, семьи)»








Тема:

«Женский головной убор сонголов – Даруулга»










Исполнитель: Бизьяева Нарана,

ученица 2 «е» класса

Руководитель: Норбоева Ирина Леонидовна,

учитель начальных классов

МАОУ Гимназия № 33, высшая категория


2024 г.

Оглавление



  1. Введение

  2. Бурятские головные уборы

    1. Из истории головных уборов

    2. Женский головной убор сонголов – Даруулга

  1. Практическая часть

    1. Посещение музея

    2. Анкетирование и презентация

    3. Основные этапы шитья головного убора

  1. Заключение

  2. Список использованных источников и литературы

  3. Приложение









































  1. Введение

Актуальность: Бурятский национальный костюм – это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражается культура, эстетика, дух нашего бурятского народа. Нам – современным детям, необходимо интересоваться культурой и знать традиции своего народа, носить национальную одежду.

Бурятская одежда состоит из трех частей: шапка-малгай, халат-дэгэл, сапоги-гутал. Важную роль у восточных бурят играли головные уборы. Головные уборы бурятов отличаются в зависимости от территориальной и родовой принадлежности, возраста, семейного положения. Я родом из Селенгинского района, поэтому поставила перед собой

цель: узнать отличия женского головного убора сонголов (род Селенгинского района) и попытаться самостоятельно сшить его.

Объект исследования: бурятская история культуры.

Предмет исследования: национальный женский головной убор сонголов

Задачи:

  1. Изучить источники о бурятском головном уборе;

  2. Собрать материал о женском головном уборе сонголов, о каждом его элементе;

  3. Посетить краеведческий музей;

  4. Провести анкетирование среди детей;

  5. Составить основные этапы шитья головного убора;

  6. Сделать выводы.

Гипотеза: через изучение национального костюма, я смогу больше узнать о культурном наследии бурят.

Методы исследования:

  1. Поиск и изучение соответствующей литературы;

  2. Посещения музея;

  3. Беседа, анкетирование;

  4. Пошив головного убора;

Практическая значимость: материалы могут быть использованы на уроках окружающего мира, на внеклассных мероприятиях.









    1. Из истории головных уборов.

Обязательным дополнением к костюму как у мужчин, так и женщин были головные уборы. Традиционные шапки шились вручную, наряду с ними носили также и покупные. Головные уборы носили с детского возраста, детские шапки ничем не отличались от взрослых. Традиционно головные уборы шили по сезону и назначению: зимние и летние, будничные и нарядные. Материалом служило сукно чёрного и синего цвета. Нарядные шапки шили из шёлковых тканей сине-голубых тонов. Околыш летней шапки покрывали плисом, бархатом, использовались также меха выдры, мерлушки, рыси, лисицы, колонка. Тулью шпаки иногда утепляли войлочной подкладкой или мерлушкой, также использовались беличьи и заячьи меха. Шапка наверху завершается дэнзэ-серебряным навершием полусферической формы с красной бусиной, символизирующей солнце. От нижней части дэнзэ вниз струятся красные шёлковые кисти-символ животворных солнечных лучей, материализованных в предметном воплощении.

Самый старый вид головных уборов у бурят назывался юдэни был похож на капюшон. У него были наушники и выступ, закрывающий шею. Он был обычно из сукна синего и чёрного цвета. Позже появились шапки с высокой тульей – макушкой. Для зимы их шили с меховыми наушниками, подбитыми белой мерлушкой, каракулем, мехом рыси, соболя, норки или выдры. Шапку подбивали мехом. Летние шапки шили из синего шёлка, околыш покрывали плисом, бархатом. Для таких шапок обязательна красная кисть-залаа, которую пришивали к верхушке, с навершием из серебра и коралла.

По навершию со вставками из разноцветных камней можно было определить, к какому роду относится человек, его служебный ранг и статус. Иногда наверху пришивали вместо навершия «узел счастья», который надо было сплести из красного шёлкового шнура. Синий цвет тульи символизирует Небо, 11 стёганных по горизонтали рядов тульи обозначают 11 бурятских родов. Если ряды простёганы по вертикали, то шапка принадлежит ламе, принявшему обет святости, либо мальчику, которого собирались отдать в дацан.

«Пусть мой род приумножается, как лучи золотого солнца, пусть моя жизненная энергия не иссякает и развевается надо мной. Где снял шапку, там мой дом. Шапку нельзя бросать на землю, перешагивать через неё, относиться небрежно. Нельзя надевать шапку с кривыми швами» - говорили буряты.







2.2 Головной убор сонголов – Даруулга

Даруулга – это летний головной убор сонголов. Представляло собой высокую корону (15–20 см в высоту), основу делали из бересты, обшитой черным бархатом. Черный цвет - символ земли (почвы), которая питает все живое.

Бусины на ней нашивались в три ряда из кораллов, янтаря, лазурита. Средний ряд назывался гол-основной. Главными камнями в даруулге считались кораллы, остальные вспомогательными. Бусины верхних и нижних рядов назывались hарбаалжи и нашивались выше и ниже средних бусин только из вспомогательных материалов. Камни верхнего и нижнего рядов одинаковы по размерам.

Бусины олицетворяли светила. Центральный камень красного цвета символизирует солнце в зените, обычно был больше всех. Красный цвет –символ огня, солнца, ассоциирует жизненную энергию, тепло, очищение, защиту.

Даррулга украшала голову, к ней крепили височные украшения, которые декорировали бусинами из кораллов и серебром. Височные украшения и серьги символизируют звезды, солнце, луну, дождь, снег и др. Характерной черной височных украшений селенгинских бурят являются серебряные кольца – Ээмэг. Длина височных украшений составляла от 22 до 75 см,

Украшения головного убора стоили очень дорого, за один коралл можно было получить корову. Богатство украшений, количество камней определяло состоятельность человека.

Головные уборы нельзя было бросать на землю, перешагивать через них, относиться к ним небрежно. Совершая различные обряды, связанные с подношением угощений духам местности, гор, рек, при встрече гостей или проведении свадебных обрядов буряты обязательно надевали головные уборы.

Считалось: чем больше украшений, тем больше защита.













3. Практическая работа

3.1 Изучив литературу, мы с семьёй посетили музей истории Бурятии, где экскурсовод рассказала нам о лучшей книге 2017г. «Бурятский национальный костюм» и показала экспонаты этого музея. В музее природы нам показали костюмы и рассказали о быте бурят.

3.2 Анкетирование и презентация головного убора. Я решила узнать, а знают ли мои одноклассники о бурятском костюме, в частности о головном уборе? Мною была предложена анкета из 5 вопросов

  1. Знаете ли вы, как выглядит бурятский национальный костюм? (Да. Нет.)

  2. Из каких трех вещей состоит бурятская одежда? (Шапка, халат, сапоги)

  3. На что был похож самый старый вид головных уборов у бурят? (На капюшон)

  4. Что означают красные шелковые кисти на бурятской национальной шапке? (Лучи солнца)

  5. Какого цвета должен быть традиционный головной убор у бурят? (Черный или синий)


Было опрошено 30 учеников 2-го класса. Результаты опроса представлены на диаграммах. Данные опроса показывают, что правильные ответы на вопросы анкеты дали:

1

2

3

4

5

20 ч

17ч





Получив такие результаты, я решила презентовать костюм и рассказать о нем на классном часе. После своей презентации я повторно провела анкету, результаты удивили и порадовали.


1

2

3

4

5

30ч

28ч

30ч

30ч

27ч





3.3 Основные этапы шитья головного убора. Я побывала в мастерской у бурятского дизайнера одежды Игоря Сарапулова. Он мне рассказал историю и разновидность бурятских головных уборов. А также помог сделать выкройку головного убора сонголов (даруулга).

Этапы шитья головного убора:

  1. Сначала я измерила обхват свой головы, затем мы на бумаге с помощью карандаша и линейки сделали выкройку

  2. Приобрела в магазине все необходимые материалы (черный бархат, бязь, фетр).

  3. Приготовила ткани для раскроя. С помощью выкройки и мела раскроила шапку. У меня получилось 3 куска раскроенной ткани разных цветов. Одна лицевая часть (бархат), основа (фетр), внутренняя часть (бязь).

  4. Сначала соединила основу головного убора и бязи, а затем пришила бархат. Так у меня получился головной убор в форме короны.

  5. Приступила к украшению даруулги, с помощью клея момента и бусин разных цветов. Приклеила бусины в три ряда.

  6. Следующим этапом было изготовление височных украшений. Использовала бисер кораллового цвета, капроновые нити и декоративные элементы серебряного цвета.



  1. Заключение

Работая над исследованием, я узнала много нового:

  • изучила литературу о бурятском национальном костюме;

  • изучила образцы мужского и женского костюма, посещая музеи;

  • познакомилась с историей развития бурятского костюма, его зависимостью от географического положения;

  • подробно рассмотрела женский головной убор сонголов - даруулга;

  • поделилась с одноклассниками новыми знаниями;

  • сшила на основе полученных знаний бурятскую национальную шапку даруулга;

Моя гипотеза в ходе исследования подтвердилась. Через изучение, а в моем случае при пошиве национального головного убора я больше узнала о культурном наследии бурят. Я сделала вывод, что наши предки были очень мудры, поскольку вложили глубокое значение в каждый элемент национального костюма.

Сам процесс пошива даруулги для меня оказался очень даже увлекательным. Я очень горда тем, что своими руками сшила головной убор. Мы с мамой приняли решение, что продолжим нашу работу.

Следующим этапом моего нового исследования будет изучение женского халата женщин рода Селенгинского района. Знать свое племя надо для того, чтобы чувствовать свою причастность к своему Народу, своей Родине, Земле.



  1. Литература



  1. Традиционные верования и быт народов Сибири, XIX - нач.XX в. - Н., 1987.

  2. А.В. Бурятское народное искусство. / А.В.Тумахани. - Улан-Удэ, 1999.

  3. Бурятский национальный костюм, 2017г.

























































Приложение





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!