СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа " Возрождение школьной формы"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа " Возрождение школьной формы"»

МБОУ школа №1











Научно-исследовательская работа на тему : «Возрождение школьной формы»















Ученица 10 класса: Епимахова Анна Николаевна

Руководитель: Шестикова Анна Николаевна





Кинешма 2021г.



Оглавление

I Введение…………………………………………………………………………………......-3-

I.1 Актуальность, цель, задачи, гипотеза………………………………………………...…...-3-

I.2 Выбор и обоснование темы проекта……………………………………………………....-3-



II Основная часть……………..................................................................................................-4-

II.1 Что говорит о человеке одежда…………………….……………………………………..-4-

II.2 Определение понятия «школьная форма» (если их несколько, определить какое отражает принадлежность учеников к определенному школьному учебному учреждению)……………………………………………………………………………………-6-

II.3 История школьной формы………………………………………………………………...-6-

II.4 Опрос учащихся за и против введения школьной формы. Выводы……….…….....…-11-

II.5 Определение какими качествами должна обладать школьная форма..........................-14-

II.6 Социально-психологический аспект введения школьной формы…………………….-16-

II.7 Нужна ли форма для учителей?........................................................................................-19-

II.8 Разработка эскиза современной школьной формы…………………………………….-19-



III Заключение…………………………………………………………...………….….……-19-



Список литературы…………………………………………………………….……………..-21-

Приложения…………………………………………………………………………………...-23-













-2-

I. Введение.

I.1 Актуальность, цель, задачи, гипотеза.

1.Гипотеза: Введение современной школьной формы прихоть или необходимость?



2. Проблемы. Актуальность проблемы.

Во многих школах после отказа от формы общественного образца пытались в качестве ее заменителя ввести костюмы из джинсовой ткани, одежду однотонного типа, делового стиля и др.

Согласно Федеральному закону «Об образовании» школьная форма не является обязательной. Решение этого вопроса отнесено к компетенции Совета школы и ее администрации. В настоящее время форма возвращается в образовательные учреждения на основе решения общешкольного родительского собрания и по решению классных коллективов.

Возникает вопрос, нужна ли нам школьная форма?



3. Цели и задачи.

1)Определиться с понятием «школьная форма».

2)Рассмотреть историю школьной формы.

3) Рассмотреть, что представляет собой школьная форма.

4)Рассмотреть социально-психологический аспект введения школьной формы.

5)Взвесить за и против введения школьной формы.

6)Проанализировать мнение учащихся, родителей, администрации школы по поводу введения школьной формы.

7)Создать идеальный эскиз современной школьной формы.



I.2 Выбор и обоснование темы проекта.

В школе у ребенка вырабатывается статус, меняются его интересы и ценности, отношение к себе и своему внешнему облику. Уважение к школьной жизни воспитывается у школьника через бережное отношение к учебникам и тетрадям, к одежде. Школа, способствуя развитию человека, не должна подавлять его индивидуальность, и тут даже школьные костюм может способствовать эстетическому развитию ребенка.

-3-

Проблема школьной формы – это поиск компромисса между педагогами, учащимися и их родителями, который, в свою очередь, заключается в возможности выбора ребятами формы и формирования своего собственного стиля.



II. Основная часть.

II.1 Что говорит о человеке одежда.

Как же я люблю русские народные поговорки! Они всего лишь одним предложением способны добраться до самой сути важной мысли. Вот и старинное высказывание о том, что встречают по одёжке, попало в десятку. Никогда не замечали, что одежда способна многое рассказать о человеке, его характере, увлечениях, круге общения и т. д.? Да, именно одежда способствует составлению первого впечатления о человеке, а оно, как известно, редко бывает ошибочным.

Люди по-разному относятся к своей одежде и тому образу, который они создают с её помощью.

-Перфекционизм.

Стремление стать идеальным во всём, даже в одежде, выдаёт серьёзных, сильных и дисциплинированных людей. Когда я вижу перед собой человека, на котором идеально сидит костюм, я понимаю, что имею дело с редким индивидуумом. Обычно такой человек отличается непоколебимым чувством уверенности в себе, такие люди с лёгкостью ведут за собой массы. Плюсом или минусом, это уж решать каждому человеку самостоятельно, является их основная черта − доведение абсолютно каждого своего действия до совершенства.

Важно! Внешнее кажущееся высокомерие таких людей иногда скрывает чувство неуверенности в себе. Каждую свою, пусть и маленькую, неудачу такие люди могут переживать, как катастрофу всей жизни.



-Однообразие.

Однообразные цвета и фасоны предпочитают люди с трезвым взглядом, которые не ждут никаких чудес от своей жизни. У таких людей всё распланировано на годы вперёд и находится под их строгим контролем. Различные перемены данным типом личности принимаются очень тяжело .

Важно! Жизнь таких людей можно охарактеризовать тремя словами: спокойствие, умиротворённость и основательность.



-Поклонение моде.

-4-

А вот модники, чьи гардеробы с завидной регулярностью обновляются, согласно последним тенденциям, невероятно зависимы от чужого мнения. Очень часто такой тип личности теряет собственную индивидуальность. Ведь поддаваясь всеобщему влиянию, незаметно можно стать частью толпы.



-Постоянное обновление.

Иногда бывает и так, что человек постоянно меняет свои стили и образы. Это указывает на его креативность, стремление к свободе и независимости. Такие личности выражают своё внутреннее состояние через внешний облик. Это увлечённые натуры, причём предметы их увлечения всегда разные.



-Незаметность.

Данный биологический термин как нельзя кстати описывает указанный тип личности. Неосознанное желание слиться с толпой диктует свои предпочтения в одежде. Неброские оттенки и мешковатые фасоны одежды надевают на себя индивидуумы, которые отличаются низкой самооценкой, неуверенностью в себе и собственных силах.



Что можно узнать о человеке по выбранному стилю одежды:

Стиль одежды также может рассказать о человеке многое. Элегантность выделяет в человеке его строгие черты, а вычурная крикливость говорит о «птице свободного полёта».

-Классику в одежде более всего предпочитают скептики и не мелочные люди. Они отличаются надёжностью, основательностью и правильным отношением к жизни. Они также предпочитают общаться, выдерживая дистанцию, не пуская остальных в своё личное пространство.

-Торжественный стиль выражается в основном в трёх цветах: белом, чёрном и красном. Психологи заметили, что человек, предпочитающий такой стиль, очень осторожно сближается с окружающими его людьми, обладая сверхсильным чувством такта. В то же время, огромное число завышенных претензий мешает ему иметь широкий круг общения.

-Консервативно-деловой стиль в одежде предпочитают люди, отличающиеся немалыми умственными и интеллектуальными способностями. Они подолгу размышляют, при этом мало разговаривают, обладая интровертным складом характера. По сути, такие люди всегда одиноки, даже когда они не одни.

-Спортивный стиль предпочитают активные и энергичные люди. Для них очень важно, чтобы одежда была удобной и не сковывала движений. Дух спортивного соревнования присутствует не только в одежде, но и в жизни таких людей.

-5-

Интересно! Джинсовую одежду предпочитают противоречивые натуры, а трикотажную − сентиментальные и ранимые.



Таким образом, можно сделать вывод, что по одежда многое рассказывает о человеке.



II.2 Определение понятия «школьная форма».

1.Школьная форма – это унифицированная одежда (строго регламентирован цвет, фасон, форма пуговиц и т.д.).

2.Школьная форма – это одежда, выполненная в определенном стиле, определенной цветовой гамме. При этом за детьми и их родителями остается свобода выбора фасона и отделки.

3. Школьная форма – это одежда, выполненная в определенном стиле и цветовой гамме индивидуально для каждого класса.

-Какое из понятий отражает принадлежность учеников к определенному учебному заведению?

- Какое позволяет творчески подойти к дизайну школьной формы и подчеркивает индивидуальность класса?

-Какое понятие более всего отражает особенности подросткового возраста и ношение именно такой формы оправдано в данной возрастной категории?

Второй и третий варианты в условиях нашего времени более реальны, больше соответствуют особенностям подросткового возраста, именно им и нужно отдавать предпочтение. Кроме того, введение школьной формы по первому варианту возможно либо в общегосударственном, либо в общегородском масштабе.

Второй вариант подчеркивает принадлежность учеников к данному учебному заведению. Третий вариант школьной формы позволяет творчески подойти к школьной форме, подчеркивает индивидуальность классов.



II.3 История школьной формы.

Можно даже назвать точную дату введения школьной формы в России. Это произошло в 1834 году. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. Костюмы, которые предназначались для мальчиков того времени были своеобразным сочетанием военного и штатского мужского платья. Эти костюмы мальчики носили не только во время занятий, но и после них. На протяжении всего времени фасон гимназического и студенческого мундира менялся лишь незначительно.

-6-

В то же время началось развитие и женского образование. Поэтому потребовалась ученическая форма и для девочек.

В 1986 году и появился первый наряд для учениц. Это был весьма строгий и скромный наряд. Выглядел он приблизительно так: шерстяное платье коричневого цвета длиной ниже колена. Это скромное платье было украшено белыми воротничками и манжетами. Из аксессуаров — черный передник. Практически точная копия школьного платья советских времен. (см.фото №1)
До революции образование могли получать лишь дети из обеспеченных семей. И школьная форма была своеобразным показателем достатка и принадлежности к уважаемому сословию.

 

























Фото №1 «Первый наряд для учениц»





С приходом к власти в 1918 года коммунистов, школьная форма была отменена. Она считалась буржуазным излишеством.

Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной в СССР вводится единая школьная форма. Отныне мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, а девочки - коричневые шерстяные платья с черным передником. (см.фото №2,3)























Фото №2 «Единая школьная форма СССР»







-7-













Фото №3 «Военные гимнастерки с воротничком строечкой»



Стоит отметить, что в общем школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России.
 

Именно тогда появились белые "праздничные" фартуки и

пришивные воротнички и манжеты - со временем

несколько менялся лишь фасон, но не общая суть формы девочек. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником - белые (ещё в таких случаях приветствовались белые колготки). Мальчиков же одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди. (см.фото №4)



















Фото №4 «Праздничная школьная форма»



Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук (см.фото №5), у комсомольцев и октябрят – значок на груди. (см.фото №6)

 


Фото №5 «Молодые пионеры»

-8-

Фото №6 «Юные октябрята»



1962 году гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах.  Важными аксессуарами была фуражка с кокардой и ремень с бляхой. Строго регламентировались причёски - под машинку, как в армии. А форма девочек осталась старая.



 В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной

ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди. 

 Для девочек опять ничего не поменялось и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами.(см.фото №7)



 





















Фото №7 «Школьная форма для девочки»





В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен. 


 У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди,

-9-

пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук. (см.фото №8)

 

 













Фото №8 «Форма для старшеклассников»



А как обстоит дело со школьной формой за границей?



Школьная форма в других странах отличается от нашей: где-то она более консервативна, а где-то - очень модная и необычная.

Например, в Японии школьницы щеголяют в матросках, называемых там «сэйлор-фуку». Их форма - эталон подростковой моды для всего мира . Даже вне стен школы японки носят то, что напоминает им свою привычную школьную форму.(см.фото №9)  



















Фото №9 «Японская школьная форма»



Наибольшее распространение имеет школьная форма в Англии и в ее бывших колониях. Эта форма является отражением классического делового стиля. Каждое солидное учебное заведение Англии имеет собственный логотип. И этот логотип наносится на школьную форму. В его виде делают значки и эмблемы. Его наносят на галстуки и головные уборы.

( см.фото №10)

 

 













Фото №10 «Школьная форма в Англии»

-10-



Во Франции школьная форма была в ходу с 1927 до 1968 года.

 

В Польше ее отменили в 1988 году.

 

А вот в Германии школьной формы никогда не было. Даже во времена правления Третьего рейха. Только члены «Гитлерюгенд» носили специальное обмундирование. В некоторых немецких школах введены элементы школьной формы, но что именно форменное носить выбирают сами дети.


 В США каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки. Джинсы, широкие брюки с множеством карманов, футболки с графикой - вот что предпочитают ученики американских школ. 

 

В большинстве европейских стран также нет единой формы, всё ограничивается достаточно строгим стилем. Во многих странах мира вопрос о школьной форме, как и у нас, остается открытым.  



Нет единого мнения о пользе или вреде обязательной единой школьной одежды. История создания школьной формы и ее развития противоречива, и не дает ответа на вопрос: нужна ли она. Но одно точно, что школьная одежда должна оставаться только школьной одеждой.

 

II.4 Опрос учащихся за и против введения школьной формы. Выводы.



Следуя целям и задачам моего исследования, я провела анкетирование по выявлению отношения к введению школьной формы среди учащихся и учителей МБОУ школы №1. Чтобы определиться, как должна выглядеть школьная форма, нужно учесть пожелания учеников и учителей.



Анкетирование проводилось среди учащихся 3,5,10 классов, а также среди учителей начального, среднего и старшего звена.



Вопросы анкетирования:

-Вы за введение школьной формы?

-Как по вашему мнению должна выглядеть школьная форма?

-Как вы думаете, школьная форма дисциплинирует?

-Нужен ли символ на школьной форме?

-Из какого материала должна быть сшита школьная форма?

-Цветовая гамма школьной формы?



На первый вопрос по поводу введения школьной формы – подавляющее большинство (87%) за введение школьной формы. (Приложение №1)

По мнению учащихся школьная форма должна быть представлена для девочек в виде сарафана, а для мальчиков в виде делового костюма. (Приложение №2, Приложение №3 )

-11-

Большая часть учащихся и учителя ( 98% ) считаю, что школьная форма дисциплинирует. ( Приложение №4 )

Каждая историческая эпоха создает свои знаки и символы. Одним из значимых признаков школы всегда была и остается школьная форма. Для форменной одежды учеников характерна нашивка с атрибутикой учебного заведения. По мнению учащихся и учителей ( 94% ) символ школы должен быть на школьной форме. (Приложение №5 )

Состав ткани для школьной формы – это то, что выбирают особенно тщательно. Многие убеждены в том, что форма должна быть натуральной на 100%. Синтетика действительно плохо пропускает воздух и обладает низкой гигроскопичностью. К кому же, статическое электричество, присущее синтетическим материалам, никто не отменял. У некоторых и вовсе ассоциации с сыпью и раздражениями на коже.

Несомненно, высокий процент натуральных волокон в составе гарантирует комфорт и безопасность в носке. Однако, чистая шерсть не всегда подходит для пошива костюмов. Да, она отлично впитывает влагу и запахи, но школьная форма из натуральных тканей сильно мнется и быстро теряет форму. Потертости на локтях и вытянутые колени испортят впечатление даже от самой дорогой и качественной вещи.

Именно поэтому небольшой процент синтетики в составе необходим. Ткань будет меньше сминаться, увеличится прочность и износостойкость. Соответственно, срок службы изделия увеличится и сэкономит ваш бюджет.

Школьная форма для девочек подразумевает складки, защипы и прочие конструктивные элементы. Для мальчиков же неотъемлемой деталью являются стрелки на брюках. Именно синтетика позволяет этим элементам оставаться в первоначальном виде.

Для достижения такого результата к шерсти добавляют 30-40% полиэфирных волокон, 30% капрона. Иногда в составе присутствует до 50% химических волокон, например вискозы или лавсана.

Синтетика необходима, но в разумных пределах. Если ее более 70%, то откажитесь от покупки. Такая вещь не пропустит воздух. В качестве основного материала подойдет вискоза, пикачу или же шерсть с малым процентом эластана. Для подкладки имеет смысл выбрать более натуральный и «дышащий» материал.

Рубашки и блузки не менее, чем на 65% должны состоять из натурального материала или вискозы.

По мнению учащихся и учителей 77% считают, что школьная форма должна быть сшита из хлопковых тканей, 10% - из льняных тканей, 6% - из шерстяных тканей, 5% - из кашемира , 2% - из синтетики. ( Приложение №6 )

Считается, что синий, темно-зеленый, а также темно-красный – цвета, приемлемые для школьной формы. Однако такие привычные нам коричневый и черный – наоборот, неприемлемы. Психологи утверждают, что синий - цвет организованности, бордовый – активности, а зеленый – успокаивающий. А вот черный – цвет депрессии и желания

-12-

закрыться от всего окружающего мира. Также, по словам психологов, яркие тона нежелательны для школьной формы, так как они отвлекают ребенка от основной задачи – учебы. При этом темные тона стимулируют.

Как цвет одежды характеризует человека:

Важную информацию можно получить, если обратить внимание на преобладающий цвет одежды.

-Чёрный.

Цвет, который воспринимается всерьёз. Престиж, амбициозность и целеустремлённость − вот те качества, которые несёт в себе чёрный цвет.

-Коричневый.

Цвет земли, надёжности, стабильности. Такой цвет предпочитают в большинстве своём рациональные личности, консерваторы, люди с уважительным отношением к старшему поколению.

-Синий.

Люди в синих костюмах производят впечатление спокойствия и доверия. Это добрые и даже чуточку застенчивые люди. Спокойные и уравновешенные, они становятся идеальными родителями и отличными работниками.

-Зелёный.

Этот цвет способствует хорошему расположению духа, поддержанию себя в форме и весёлому нраву. Гармонируя с природой, данный оттенок вызывает чувство покоя и удовлетворённости.

Важно! Люди, которым импонирует зелёный цвет, часто ведут активную социальную жизнь, имеют стабильное финансовое положение. А ещё отличаются мягкостью и заботливостью.

-Белый.

Свобода, чистота и невинность − такой цвет выбирают люди, решившие начать свою жизнь с новой страницы. Это нейтральный цвет, основа основ, он подойдёт каждому человеку, независимо от его характера и предпочтений.

Как видите, одежда каждого из нас характеризует своих владельцев быстрее, чем это могут сделать люди.

По данным анкетирования учащихся и учителей, они считают, что цвет школьной формы должен быть темно-синий (48% ) , черный ( 39% ) ,серый ( 12% ) , бордовый ( 5% ) , темно-зеленый ( 2% ) , коричневый ( 1% ). (Приложение №7 )



-13-

Выводы анкетирования:

В школе у ребенка складывается определенный социальный статус, меняются его интересы и ценности, отношение к себя и своему внешнему облику. Уважение к школьной форме воспитывает у школьника через бережное отношение к учебникам и тетрадям, к одежде. Школа, способствуя развитию человека, не должна подавлять его индивидуальность, и тут даже школьный костюм может способствовать эстетическому развитию человека.

В анкетировании участвовали учащиеся 3,5,10 классов, а также среди учителей начального, среднего и старшего звена.

Анкетирование показало, что ученики и педагоги за введение школьной формы. (87%)

В выборе цвета школьной формы мнение разделилось. Что думают по этому поводу психологи?

Психологи установили, что различные цвета вызывают у людей разные эмоциональные реакции. Предпочтительнее такие цвета, как синий. Он взывает приятные ощущения, успокаивает, охлаждает, расслабляет, умиротворяет. Склонность к синему цвету позволяет заключить, что человек добросовестно выполняет свои обязанности и действует продуманно и рационально. Именно этот цвет выбрало 45% участников анкетирования. Серый цвет выражает желание остаться незамеченным. Он обозначает готовность к компромиссам. Серый цвет многим кажется скучным и незначительным. Одежду серого цвета носят мужчины и женщины на работу. Этот цвет говорит о серьезности, основательности, компетентности, усердии. За этот цвет проголосовала чуть меньше ( 37 % ) опрошенных.

Школьная форма должна быть сшита по мнению участников опроса из хлопковой ткани (77 % ).

Проблема школьной формы – это поиск компромисса между педагогами, учащимися и их родителями.





II.5 Определение какими качествами должна обладать школьная форма.



Чтобы определиться как должна выглядеть школьная форма недостаточно узнать мнение учащихся и педагогов. Нужно узнать какие современные требования к школьной форме.

ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ШКОЛЬНОЙ ФОРМЕ:

Стиль одежды - деловой, классический. Сдержанность – одно из главных правил делового человека при выборе одежды, обуви.

-14-

Школьная форма подразделяется на парадную, повседневную и спортивную.


Парадная форма:

Юноши (мальчики) – белая мужская (мальчиковая) сорочка, трикотажный жилет серого цвета (без контрастных полосок, рисунков), черные классического покроя брюки, туфли. Галстуки или бабочки.

Девушки (девочки) – белая блуза рубашечного покроя (цвет однотонный), брюки черные классического кроя (не обтягивающие) или юбка прямая, черного цвета, рекомендованная длина юбки: выше колен не более 6 см и ниже колен не более 6 см, трикотажный жилет серого цвета (без контрастных полосок, рисунков); для девочек 1-7 классов юбка допускается с элементами складок или клеша.

Девочкам, ученицам 1-4 классов, допускается ношение сарафана серого цвета. Колготки однотонные, без рисунка, белого цвета.)

Повседневная форма:

Юноши (мальчики) – мужская (мальчиковая) сорочка или водолазка пастельных тонов (однотонная), допускается ношение черного или серого костюма (и любые варианты: черные брюки – серый пиджак, серые брюки – черный пиджак; трикотажный жилет, джемпер, жакет серого цвета (без контрастных полосок, рисунков), черные классического покроя брюки, туфли. Галстуки, бабочки по желанию.

Девушки (девочки) – блуза с воротником и рукавами или водолазка (цвет – однотонный пастельный), классического кроя брюки (не обтягивающие) или юбка прямая, черного или серого цвета, рекомендованная длина юбки: выше колен не более 6 см и ниже колен не более 6 см, трикотажный жилет, джемпер, жакет серого цвета (без контрастных полосок, рисунков); для девочек 1-7 классов юбка допускается с элементами складок или клеша.

Девочкам, ученицам 1-4 классов, допускается ношение сарафана серого или черного цвета и брюки черного или серого цвета. В холодное время года допускается носить трикотажный жилет, джемпер, жакет серого цвета.

Брюки и юбки должны быть с высоким, по линии талии, поясом. Колготки у девочек однотонные, неяркие. Фактура колготок должна быть гладкая, без особого блеска, рисунков или выработки.

Для юношей (мальчиков) и девушек (девочек) обязательна аккуратная деловая прическа. Для девушек (девочек) 1-11 классов распущенные длинные волосы недопустимы. Длинные волосы следует убирать в «хвост», пучок, косы. Для юношей (мальчиков) недопустимы стрижки, не соответствующие классическим образцам, окраска и мелирование волос.

Все учащиеся 1-11 классов должны иметь сменную обувь. Не допускается ношение спортивной обуви в качестве сменной. Девушкам (девочкам) разрешается

-15-

ношение устойчивой обуви на каблуке до 6 см.

Не является школьной формой: джинсовая одежда, имеющая массивный декор, дырки, потертости, заниженную талию. Спортивная одежда и одежда бельевого стиля. Ношение указанной одежды на учебные занятия не допускается.

Одежда должна быть чистой, свежей, выглаженной.

Не допускается находиться в классе на уроке в верхней одежде и головном уборе.

Спортивная форма:

Спортивный костюм ( для занятий на улице длинная форма одежды и короткая форма одежды для занятий в спортивном зале), кроссовки, кеды (обязательно белая подошва) футболка однотонная белая без рисунков, черные или темно-синие спортивные трусы или брюки (трико).

 

МАТЕРИАЛ И ЦВЕТ:

Рекомендуется использование тканей для блузок, водолазок и рубашек – белого и пастельного тона (с вариантами оттенков в данной палитре). Пастельные тона – светлые, теплые оттенки розового, бледно-желтого, бледно-голубого, бежевого цветов и т.п.

Пастельные тона очень мягкие, тихие. Эти цвета воспринимаются как нейтральные, поэтому не утомляют глаза и позволяют взгляду «расслабиться».

Не использовать цвета: ярко – красный, ярко – зеленый, ярко – желтый, ярко – оранжевый и подобные, т.к. они не соответствуют требованиям СанПиНа и могут вызывать «психологическое утомление».

Рекомендуется использование таких тканей для брюк и юбок, которые должны обладать высокой износостойкостью и средними теплозащитными свойствами. Исключить декорирование юбок, брюк.

 Проанализируя современные требования к школьной форме, можно сделать выводы, как должна выглядеть школьная форма.


II.5 Социально-психологический аспект введения школьной формы.


Не стоит забывать про социально-психологический аспект введения школьной формы.

Психологический эффект школьной формы:



Дети и подростки школьного возраста проходят сложный период формирования

-16-

психологической самоидентичности. Уже в младшей школе дети прекрасно осознают образ своего тела и пытаются скрыть реальные вымышленные недостатки, равно как и подчеркнуть достоинства с помощью одежды и аксессуаров. Особенно остро вопрос внешности встает в период полового созревания у подростков, когда к проблемам поиска самоидентичности прибавляются вопросы самовыражения, обычного для подростков протеста, являющегося частью естественного психологического процесса отделения от родителей, и формирования сексуальной привлекательности.  В этих аспектах особенно интересен вопрос о школьной форме. Некоторые школы требуют ношение определенных моделей одежды, другие вводят дресс-код без строгих требований к моделям, но с ограничениями по фасону и цветовой гамме, а третьи позволяют ученикам приходить на занятия в любой уместной одежде.

Что же лучше для самих учеников, для психологического благополучия, успеваемости и поведения, и что лучше для школы и родителей? Эти вопросы стали предметом многих научных исследований, которые показали, что каждый подход к одежде имеет как свои достоинства, так и недостатки. Поэтому окончательный выбор подхода к использованию школьной формы должны делать учителя и воспитатели вместе с родителями, исходя из социально-экономических особенностей и традиций учебного заведения. Ниже мы рассмотрим основные аргументы и контраргументы введения единой школьной формы в учебном заведении.



Позитивные эффекты школьной формы:

Школьная форма, как и любая другая форма оказывает сильное психологическое воздействие на человека, помещая его в строго ограниченную правилами социальную роль, размывая и маскируя его индивидуальность, создавая акцент на коллективной идентичности и моделируя его стандартное поведение и эмоциональные реакции. Форма всегда использовалась как средство управления организованными коллективами, поддерживающая строгую иерархию, примерно такую же, как в стае или стаде животных. Какого бы мнения о себе не был современный человек, глубинная психологическая сущность его остается прежней – это стадное или коллективное существо. Древний животный инстинкт группирования и коллективной идентичности с успехом используется для управления как коллективами, так и целыми социальными группами и даже странами. Недаром и взрослые люди с низкой самооценкой нередко предпочитают получить работу в сферах, связанных с ношением униформы.



Школьная форма подчеркивает принадлежность к группе и устанавливает в ней равные иерархические позиции для всех. Это избавляет учеников от многих стресс-факторов: необходимости поддерживать свой групповой статус с помощью дорогой или особо одежды, позволяет избежать давления и буллинга из-за старой, немодной или дешевой одежды. Дети в форме освобождают значительную часть усилий, которая обычно тратится на поддержание иерархического статуса в группе, стремления избежать унижений и насмешек из-за немодности или неактуальности одежды, позволяя перенаправить свои силы на учебу и созидательную деятельность.

Четкий дресс-код устанавливает границы норм поведения и помогает ученикам

-17-

рассматривать школу как рабочую среду, уменьшая многие отвлекающие факторы, связанные с личной внешностью. Униформа помогает им более эффективно концентрироваться на своей учебе. Ученики чувствуют себя защищённее и счастливее. Как правило, в школах с униформой лучше дисциплина, меньше конфликтов между учениками, меньше случаев отклоняющегося поведения и чуть лучше академические показатели. Отзывы подростков школьного возраста показали, что дресс-код в школе или школьная форма позволяет им избавиться необходимости решать, что надевать каждый день, или беспокоиться о том, будут ли они подвергаться издевательствам или критике со стороны сверстников. Униформа способствует формированию чувства общности среди учеников, повышает концентрацию и вызывает чувство гордости, особенно когда они носят ее на публике.

Ходят слухи, что многие ведущие умы, в том числе Стив Джобс, имели в своих шкафах семь одинаковых костюмов, потому что он не хотели тратить энергию, решая, что надеть сегодня.

Для родителей ношение школьной формы, как правило, является более удобным и экономически эффективным вариантом.



Негативные психологические эффекты ношения школьной формы:

Хотя школьная форма помогает объединить детей, создает чувство гордости и повышает уверенность в себе, не менее важно понять, как стандартный внешний вид ребенка может отрицательно повлиять на него.

Несмотря на чувство защищенности и комфорта, связанное с групповой однородностью, форма служит препятствием для ребенка способности вашего ребенка выражать свою индивидуальность. Ношение формы может изменить отношение детей к себе, лишив их не только возможности для самовыражения, но и урезав творческие подходы и воображение. Форма может спасти от издевательств в своей школе, но не гарантирует защиту от межшкольных конфликтов и издевательств. Кроме того, ярко декларируемая принадлежность к определенной школе также может быть поводом для издевательств и унижения.

В семьях с низким доходом необходимость покупки школьной формы может быть дополнительным финансовым бременем, тем более, что родители все равно вынуждены покупать ребенку повседневную одежду, которую дети носят после школы.

Все дети разные, особенно если речь идет об особенностиях строения их тела. Выбирая повседневную одежду для своих детей, родители, как правило, учитывают их морфологию и покупают соответствующие предметы одежды. Дети также чаще носят одежду, в которой они чувствуют себя комфортно. Школьная форма вынуждает всех детей, независимо от их телосложения, носить одну и ту же стандартную одежду большую часть времени, что может вызвать потенциальный дискомфорт у ребенка. Кроме того, подростки по своей природе часто бунтуют, и навязывание им формы, особенно после того, как им разрешали носить повседневную одежду, может создать напряженность в отношениях между учителями и учениками в школе.

-18-

II.6 Нужна ли форма для учителей?

Форма есть у полицейских, врачей, стюардесс, продавцов и представителей многих других профессий. Форму вновь ввели и в школах для учеников. А нужна ли одинаковая одежда для учителей?

Несколько лет назад, когда объявили о возвращении школьной формы и об этом сказали ученикам, многие из них задавали вопрос учителям: "А почему вы не ходите в форме?"

А действительно, почему? Всерьез о введении спецодежды для учителей пока никто не говорит, но обсуждение ведется. В некоторых школах нашей страны и ближнего зарубежья форма для учителей уже введена. Есть даже различные предложения по моделям учительской униформы.

А нужна ли на самом деле форма для педагогов? Может быть, действительно необходимо их унифицировать так же, как медицинских работников, силовиков или продавцов, чтобы учителей так же узнавали, как узнают врачей по белым халатам?

Мнения самих учителей по этому поводу разделились. Многие не видят в форме ничего плохого. Наоборот, считают, что это удобно. Аргументы сторонников таковы:

-не надо думать, какую одежду покупать;

-экономия денег на одежду;

-хороший пример для учеников;

-корпоративный дух.

Я считаю, что единая форма для учителей – это отличная идея. По моему мнению, это хороший пример для подражания школьников.



II.6 Разработка эскиза школьной формы.

По мнению опрошенных школьная форма для девочки должна представлена в виде сарафана темно-синего цвета из натуральной ткани, а для мальчика в виде делового костюма темно-синего цвета из натуральной ткани. Опираясь на эти данные, я смоделировала эскизы школьной формы. Я изобразила, как может выглядеть современная школьная форма, которая будет нравиться не только учениками, но и учителям и родителям.

III Заключение.

В своей работе я пользовалась следующими методами исследования:

  1. Работа с интернет-источниками, средствами массовой информации.

  2. Анкетирование учащихся и учителей.

  3. Наблюдение, сравнение, анализ результатов, обобщение.

  4. Моделирование эскиза школьной формы.

-19-

В ходе исследовательской работы я пришла к определенным вывода по поводу введения школьной формы:

  1. Школьная форма способствует освоению роли взрослого человека за счет присвоения одного из атрибутов взрослой жизни – одежды. Это снижает уровень тревожности школьника, связанной с ожидаемым будущим, повышает уверенность в успешном освоении роли взрослого.

  2. Она способствует восприятию учащимся себя как успешного человека, так как подавляющее большинство успешных людей носят одежду, в выдержанном деловом стиле.

  3. Деловой стиль одежды способствует меньшему раздражению нервной системы за счет сдержанности линий, что способствует лучшей концентрации внимания, меньшей утомляемости, большей работоспособности. Это особенно актуально для младших школьников.

  4. Деловой костюм создает эстетику рабочего места. ( Расфранченный, просто безвкусный или неряшливый вил одежды часто является проявлением ущербности личности.)

  5. Школьная форма, как и любая корпоративная одежда, подчеркивает принадлежность человека к данной организации. Если школа является для учащихся авторитетным социальным институтом, то принадлежность к ней и соответствующей группе вызывает стремление к осуществлению ведущей деятельности этой группы, то есть повышается уровень мотивации к учению.

  6. Зрение детей очень хрупкое. Зрительное напряжение усиливается из-за многообразия различных ярких цветов, иной раз просто ядовитых оттенков. Мельтешение десятков и сотен детей в такой одежде отрицательно влияет на зрение, повышает утомляемость учеников, а значит, ведет к снижению сопротивляемости организма к различным заболеваниям. По наблюдениям, утомление наступает уже к третьему уроку.

  7. В подростковой субкультуре единая форма одежды способствует снятию проблемы конкуренции и первенства среди сверстников по критерию «лучшей одежды». Исчезает и возможность эпатажа окружающих отдельными школьниками из-за ношения одежды вызывающего вида. В результате не повышается уровень тревожности, обусловленный заниженной самооценкой, улучшается эмоциональное самочувствие и создается благоприятный микроклимат в группе подростков.

  8. Единая форма автоматически исключает ношение в учебном заведении национальной или религиозной одежды.

  9. Сшить школьную форму дешевле, чем постоянно покупать модные вещи: джинсы, джемперы, костюмы, блузки и пр. Ведь дети, глядя на других, требуют у родителей все более разнообразной одежды.



Также в ходе своей работы я узнала о происхождении школьной формы. Выяснила мнение учащихся и учителей по поводу введения школьной формы. В результате исследования я поняла, как должна выглядеть школьная форма, и смоделировала ее эскиз. Проделав большую работу, можно сделать вывод, что школьная форма, в первую очередь, усиливает нашу безопасность, улучшает дисциплину в классе, повышает успеваемость, сплачивает учеников в коллективе, формирует командный дух. Таким образом, введение школьной формы в наше время – необходимость!

-20-

Также хочется отметить, что в нашей школе все-таки существует школьная форма кадетских классов. Она дисциплинирует, придает статусность.



















































Список литературы:

  1. М.В. Сластникова, Н.В. Усова, Е.И. Вереитинова «Изобразительное искусство». Издательство: Учитель, 2013г. Волгоград.

  2. А.В. Константинов «Технический рисунок». Издательство: Планета музыки, 2016г. Санкт-Петербург.

  3. Л.Рудова, М.Балина « Размышления о школьной форме». Издательство: Российская газета, 2003г. Москва.

  4. https://shkola8.edusite.ru/p39aa1.html

  5. https://textiletrend.ru/pro-tkani/ispolzovanie/tkan-dlya-shkolnoy-formyi.html

  6. https://www.ria.com/articles/kakuyu-shkolnuyu-formu-vybirat-dlya-rebenka-2976

  7. https://gigabaza.ru/doc/149801.html

  8. https://onkto.ru

  9. https://tkaner.com/odezhda/po-odyozhke-vstrechayut-chto-govorit-o-vas-vasha-odezhda/

  10. https://zen.yandex.ru/media/realityschool/nujna-li-forma-dlia-uchitelei-5f88a290f18baa2479290e78





































-22-

Приложения:

Приложение №1

Приложение №2

-23-



Приложение №3



Приложение №4

-24-

Приложение №5



Приложение №6

-25-

Приложение №7



























-26-


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!