СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа по теме "Особенности образования неологизмов английского языка за 2015-2019 гг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-исследовательская работа по теме "Особенности образования неологизмов  английского языка   за 2015-2019 гг"

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа по теме "Особенности образования неологизмов английского языка за 2015-2019 гг"»

МАлая Академия наук интеллект будущего













ЮНОСТЬ.НАУКА.КУЛЬтУРА











особенности образования английских неологизмов

за 2015-2019гг















Руководитель НИР

Учитель иностранного языка З.С. Хаертдинова


Исполнитель темы А.Р. Хасанова

Учащаяся 11а класса





особенности образования неологизмов

английского языка за 2015-2019 гг

Хасанова Анастасия

г. Новый Уренгой

МБОУ СШ №1

11а класс





АННОТАЦИЯ

Появление новых слов характеризует не только основные тенденции и закономерности развития лексического состава английского языка, но и целый ряд проблем, сопряженный с комплексным описанием слова, таких как причины появления новых слов, сфера их функционирования, способы их номинации.

Целью работы является выявление, описание, классификация и систематизация неологизмов английского языка за 2015-2019 гг. Для достижения данной цели были использованы следующие методы: метод анализа, метод сплошной выборки, метод классификации и метод обобщения.

Словарь является наиболее проницаемой сферой в языке. Об этом свидетельствует безостановочное обновление его новых лексических единиц. Неологизмы занимают существенное место в пополнении лексики английского языка.

Пополнение лексического состава современного английского языка происходит в основном за счет использования внутренних ресурсов. Главный фактор появления неологизмов – потребность в новых выразительных средствах.

Большинство неологизмов возникает на базе существующих корней и образуется по определенным словообразовательным моделям. Наиболее продуктивными способами являются: словосложение и слияние.










ОГЛАВЛЕНИЕ

Аннотация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2

Оглавление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 3

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Глава I. Глава I Неологизм как языковое явление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Глава II. Глава II Английские электронные словари неологизмов . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Глава III. Лингвистический анализ английских неологизмов 2015-2019 гг. . . . . . . . . . .. . .

(по материалам электронных словарей Word Spy, Oxford Dictionaries) . . . . . . . . . . . . . . 9

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13



Введение

Лексический состав языка наиболее подвижная его часть. Лексика непрерывно совершенствуется, обновляется, вместе с тем реагирует на изменения в окружающей нас действительности.Начало форКонец формы Эти изменения в большей степени выражаются в появлении новых слов, обладающих временной коннотацией новизны. Не вызывает сомнения, что сегодняшняя жизнь настоятельно требует исследования всего нового, что возникает в языке.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью изучения новой лексики как средства отражения изменений, происходящих в современной лингвокультуре под влиянием таких социально значимых факторов как компьютеризация, информатизация, глобализация. Изучение новых слов, анализ путей и способов их возникновения в языке всегда отражает наиболее характерные тенденции в изменении его словарного состава на современном этапе развития.

Научная новизна заключается в исследовании неологизмов английского языка, появившихся за 2015-2019 гг.

Целью работы является выявление, описание, классификация и систематизация неологизмов английского языка за 2015-2019 гг.

В соответствии с вышеизложенной целью были поставлены следующие задачи:

  1. Охарактеризовать понятие «неологизм»;

2 . Изучить словари неологизмов;

3. Дать качественную и количественную характеристику способов образования неологизмов в английском языке.

Объектом исследования выступают неологизмы английского языка за 2015-2019гг.

Предметом исследования являются способы образования английских неологизмов.

Гипотеза: анализ особенностей образования новых слов способствует определению основных тенденций в развитии словообразовательной системы современного английского языка, выявлению актуальных процессов в его лексической системе.

Материалом исследования послужили: Оксфордский словарь, словарь английских неологизмов Word Spy.

Решение поставленных в исследовании задач потребовало комплексного использования методов и приемов анализа, применяемых в современной лингвистике: метод сплошной выборки материала, количественный метод, описательный метод, метод обобщения.

Практическая значимость работы определяется тем, что, полученные в ходе исследования результаты, могут помочь формировать лингвокультурную компетенцию у обучающихся. Обучающиеся могут пользоваться англо-русским словарем неологизмов в центрах по изучению иностранных языков, в школах на элективных курсах и факультативных занятиях.

Глава I Неологизм как языковое явление

В настоящий момент в неологии накоплен, собран и систематизирован огромный материал в области словообразования английского языка. Одной из нерешённых проблем неологии, как и любой новой отрасли научного знания, является отсутствие чёткой терминологической базы. Проблемы неологизмов изучались многими отечественными и зарубежными лингвистами: В.Г. Гаком, О.Д. Мешковым, В.И. Заботкиной, Р.А. Будаговым, Е.Р. Розен, Г.Н. Алиевой, Т.В. Максимовой, Ю. А. Л. Гильбером, Д. Кристалом, С. Л. Катлером и другими. Тематическая классификация неологизмов и их структурно - семантические характеристики и особенности написания обсуждаются в работах Н.К. Ивановой [5. c.72-81], Н.К.Ивановой и О.Н.Масленниковой [6. c.228-234].

Не все новообразования характеризуются равноправным положением в лексической системе языка (ЛСЯ). Одна часть новообразований сразу входит и включается в языковую практику коллектива, другая часть, появившись в речи, остается при периферии ЛСЯ. Третья часть новообразований, тоже появившись в речи в большинстве своем, может не входить ЛСЯ. Различными являются условия и причины, определяющие появление этих трех типов новообразований.

Известно, что неологизм появляется сначала в пределах какой - либо группы людей и для носителей языка подобные лексические инновации еще долго обладают выраженной стилистической окраской. Лишь с течением времени, при условии активного использования нового слова, у него теряется эффект новизны и расширяется его сфера употребления, слово становится более или менее стилистически нейтральным.

На этом основании некоторые лингвисты относят все новые слова, создаваемые в языке, к категории стилистических (потенциальных слов).

На данный момент, не до конца решен даже такой традиционный для лексикологии вопрос как разграничение неологизма, потенциального слова и окказионализма, созданного для ситуативного использования. Однако для всех вышеупомянутых терминов существуют определения, которые мы приведем ниже:

Неологизмы - слова, которые обретают характеристику общественно - кодифицированных номинаций и в качестве таковых принимаются языковой традицией;

Потенциальные слова - совершенно свободно появляются в речи на основе высокопродуктивных словообразовательных моделей в тех случаях, когда возникает потребность назвать то или иное понятие, не имеющее в языковой традиции общественно принятого и закрепившегося названия;

Окказиональные (лат. occasionalis - случайный) слова - появляются в речи как выразительные средства и существуют лишь как неотъемлемая часть того контекста, в котором она появилась.

Таким образом, окказионализм - ранее не известное носителям языка слово, как правило, не зарегистрированное в словаре и, что принципиально важно. Он не имеет целью, выразить новое понятие из какой - либо сферы человеческой жизни. А, как отмечают некоторые лингвисты, выражает другим необычным, оригинальным способом уже существовавшее понятие, которое могло бы быть выражено по - другому, более привычным способом, лишенным эффекта стилистической выразительности вследствие необычности и новизны.

Как видим, отношения между потенциальным словом, окказионализмом и неологизмом - видовые. Окказионализм также относится к неологизмам, но так называемым стилистическим неологизмам - созданным автором литературного произведения и обычно не имеющим широкого распространения.

В данной работе мы будем придерживаться определения термина неологизм, данного в Большом энциклопедическом словаре. Неологизмы (от нео... и греч. logos - слово) 1) новые слова и выражения, созданные для обозначения новых предметов или для выражения новых понятий. К неологизмам относятся и заимствования. 2) Новые слова и выражения, необычность которых ясно ощущается носителями языка [1].

По данным Калифорнийской организации Global Language Monitor, целью которой является фиксация новых слов в английском языке, в словарном составе современного языка новое слово появляется каждые 98 минут. Словарный состав английского языка, таким образом, способен увеличиваться на тысячи и даже десятки тысяч слов в год. Исследование неологизмов последних десятилетий показывает, что вектор развития английского языка меняется в сторону создания новых слов за счет собственных ресурсов [4].

Современный английский язык располагает многими способами образования новых слов, к числу которых относятся словосложение, конверсия, сокращения, обратное словообразование, лексико-семантический способ, чередование звуков и перенос ударения в слове (фонологический способ). Однако не все перечисленные способы используются в одинаковой степени, и удельный вес каждого из них в словообразовательном процессе неодинаков. Наиболее продуктивными способами образования неологизмов в английском языке являются:

  • Словосложение

  • Сокращение (аббревиация, акронимы, слияние)

  • Аффиксация (префиксальный и суффиксальный способы)

  • Слияние

  • Заимствование из других языков

  • Конверсия

  • Обратная деривация

Выводы по первой главе

Лексический состав языка динамичен и меняется исторически в соответствии с новыми задачами коммуникации и практическим использованием языка, поэтому именно в лексике быстро отражаются все изменения, происходящие в общественной жизни, культуре и политике. Это неизбежно влечет за собой создание новых наименований, изменение значений у ранее известных лексических единиц.

Развитие языка обусловлено в значительной степени развитием его морфологической системы, появлением новых моделей образования слов, изменением существующих, увеличением или уменьшением их продуктивности и многими другими факторами, характерными для процесса словообразования живого языка. В научной литературе отсутствует четкое определение статуса неологизмов, не представлена их общепринятая классификация.

Глава II Английские электронные словари неологизмов

Важным и доступным источником для анализа новой английской лексики являются современные электронные словари, в которых совместными усилиями лексикографов и волонтеров оперативно регистрируются неологизмы из различных областей деятельности, появившиеся в английском языке в конце ХХ – начале XXI века.

По подсчетам «Английского неологического общества» (The English Neologia Society), электронных словарей неологизмов сейчас в Сети более 75, но не все они являются качественными. Так, в одном постоянно корректируемом списке словарей на сайте этого общества, с которым мы работали, только 5 из 23 представленных источников имеют, согласно оценке этого общества, объединяющего лингвистов, журналистов, редакторов, высший балл (5). Не самые высокие оценки специалистов получили словари таких известных издательств и коллективов, как University of Birmingham’s RDUES English Studies, Ask Oxford: New Words, Merriam-Webster’s Word Central Dictionary [11] и др., поскольку они нерегулярно пополняются, имеют перегруженный рекламой интерфейс, не очень удобную систему поиска, а некоторые из них – платные. Среди словарей неологизмов, получивших высшие оценки специалистов, не все словари основываются на традиционных научных принципах (дают источник появления слова, дату, четкую дефиницию), построены как тезаурусы, удобны и доступны для пользователей. Они имеют разное назначение, включают новую лексику из различных регистров, отличаются друг от друга микроструктурой и макроструктурой.

Высокую оценку и специалистов, и пользователей получил электронный словарь неологизмов П. Макфедриса Word Spy [8]. Главным достоинством словаря является тщательно проработанная макроструктура с указанием, через использование точной газетной цитаты, первой даты появления нового слова и его последующего употребления в британской, американской, канадской прессе и т.д. В нем большое количество авторских комментариев, интересных замечаний относительно этимологии слова, мнений пользователей и т.д. В настоящее время этот информационный ресурс включает более трех тысяч английских слов-неологизмов. Он имеет удобную навигацию и построен с учетом всех современных возможностей представления словарного материала: в тезаурусном и гипертекстовом режиме, с обилием аутентичного иллюстративного материала, с использованием для обсуждения социальных сетей и wiki-технологий для пополнения словника. Обращение к архивным данным позволяет проследить историю и временные рамки появления и закрепления того или иного слова в языке, динамику изменений. Поиск слова может осуществляться из общего алфавитного списка или из тематического (Tags by Category). Последний включает алфавитный список слов, распределенных по восьми категориям: «Бизнес», «Компьютер», «Культура», «Язык» «Наука», «Социология», «Технологии», «Мир».

Через систему гиперссылок и перекрестных ссылок удобно работать с площадки словаря с сайтами цитируемых газет и другими источниками. Словарь постоянно пополняется и наглядно демонстрирует динамику развития словарного состава английского языка. Он показывает тесную связь языка с культурой и экономикой общества, а также ведущие тенденции в словообразовании и написании. Важной характеристикой данного словаря является наличие в структуре его словарных статей не только информации о времени появления неологизма, но и широких контекстуальных примеров, позволяющих более полно понять смысл новообразования или его семантический оттенок, подтвердить реальность функционирования неологизма.

По мнению ряда ученых, среди британских вариантов учебных словарей, размещенных в сети Интернет, именно Oxford Advanced Learner's dictionary (http//www.oxforddictionaries.com) является идеалом справочника, созданного с целью обучать иностранному языку пользователя. Онлайновая версия словаря является одной из наиболее популярных и авторитетных среди изучающих английский язык как иностранный. Приоритет онлайнового словаря обусловлен рядом преимуществ электронного справочника над печатным. Прежде всего, Интернет-словарь охватывают больший объем информации, чем печатные издания. Только онлайновые словари позволяют говорить о непрерывности процесса обновления информации (information update), так как составители словаря имеют непосредственную возможность корректировки словарных статей. Более того, сами пользователи могут принять участие в обновлении корпусов некоторых словарей. В онлайновом справочнике возможен поиск заглавных слов во всех грамматических формах. Гиперссылки позволяют за секунды перейти на другую словарную статью. Макроструктура словаря характеризуется тем, что при раскрытии поискового окна в определенных случаях предлагаются альтернативы входных единиц с выбранным словом: простое слово, сложное слово, словосочетание. Микроструктуру словаря отличают высокая информативность и наглядность представленных сведений. Словарная статья состоит из следующих зон: входная единица, дефиниция, добавочная семантико-функциональная характеристика, иллюстративный (вербальный) пример, ссылки.

Выводы по второй главе

Электронный словарь неологизмов – важный и достоверный источник разнообразной лингвистической информации, позволяющий оперативно получить данные по широкому кругу лингвистических проблем, работать с самой новой англоязычной лексикой – из устных и письменных источников, отражающей современную языковую картину, которая, в свою очередь, видоизменяется под воздействием социальных факторов, новых культурных и образовательных практик. Однако, электронные словари неологизмов пока сохраняют типичный недостаток традиционных словарей: их фонетическая часть плохо проработана или отсутствует вообще. Учитывая большое разнообразие моделей образования новых слов, аббревиатур и слов-слитков, значимость адекватной и удобной фонетической информации трудно переоценить.

Глава III. Лингвистический анализ английских неологизмов 2015-2019 гг.

(по материалам электронных словарей Word Spy, Oxford Dictionaries)

В данной главе спсобы образования новых лексических единиц рассматриваются по материалам электронных словарей неологизмов Word Spy, Oxford Dictionaries. Методом сплошной выборки нами были отобраны 559 неологизмов, зафиксированных в данных словарях за 2014-2018 гг. Полный перечень новообразований представлен в (Приложении А).

Анализируя представленный материал по принадлежности к частям речи, мы обнаружили, что среди отобранных неологизмов преобладают существительные – 440 ЛЕ (79%), затем следует герундий - 58 ЛЕ (10%); прилагательные - 33 ЛЕ (6%); глаголы - 28 ЛЕ (5%). Большое количество существительных закономерно, так как причиной появления новых предметов, объектов, процессов связано с бурным развитием современных технологий, науки, экономики, культуры и торговли.

Наиболее продуктивной областью наименования для неологизмов, представленных в словаре, стала сфера «Социология» Это объясняется динамикой политических и общественных изменений в мире. Этой области наименования принадлежат 135 ЛЕ (24%). Далее следует область «Культура» 101 ЛЕ (18%). Лексика сферы «Культура» представляет собой одно из важнейших средств репрезентации языковой картины мира. Неологизмы культурного пространства, интерпретаторами которого являются различные сферы деятельности общества, свидетельствуют о новом культурном опыте, о характере и направлении процессов, определяющих культурную динамику современного социума. Следующими по количеству неологизмов стали сфера «Мир» 76 ЛЕ(14%). Одной из продуктивных способов наименования неологизмов является сфера «Технологии». Этой области наименования принадлежат 63 ЛЕ (11%). Далее идет сфера «Компьютер» 55 ЛЕ (10%). Подобный результат легко объясняется популярностью сети интернет и её непрерывной динамикой. Ежедневно в сети появляются сотни новых сайтов и социальных сетей. Самые популярные из них, способствуют появлению неологизмов и закреплению новых значений за хорошо известными словами. В сфере «Наука» мы исследовали 54 ЛЕ (10%). Появление новых слов в этой сфере объясняется новыми научными открытиями и активным развитием этой области. К тематической группе связанной с бизнесом и предпринимательством относится 52 ЛЕ (9%). На новообразования из сферы бизнеса оказали влияние такие общемировые тенденции, как проникновение интернета в сферу экономики и торговли, мировой финансовый кризис. Относительно других областей номинация «Язык» среди неологизмов представлена меньшим числом новообразований, к ним принадлежат 23 ЛЕ (4%).

Для более глубоко анализа выборки, в следующем параграфе мы классифицируем ЛЕ по словообразовательному признаку. Анализируя способы образования новой лексики, мы пришли к выводу, что самый продуктивный из них - словосложение. К этой группе относятся 282 неологизма (50%). Другая словообразовательная модель, которой принадлежит приблизительно 165 ЛЕ (29%) неологизмов, это новообразования, созданные способом слияния (слова-слитки). Подобная модель сокращения и слияния элементов различных слов в рамках одного слова довольно часто встречаются во всех проанализированных рубриках, что говорит о распространенности этого явления и неотъемлемой связи этого явления с отражаемыми им реалиями. В ходе нашего исследования нами были зафиксированы 68 ЛЕ (12%), образованных методом аффиксации. Наши подсчеты аббревиатур среди неологизмов показали, что всего этим способом было образовано 14 слов (3%). Pедко встречаются акронимы 10 ЛЕ (2%) и семантические неологизмы 11 ЛЕ (2%. Наименее продуктивными были выявлены такие способы словообразования, как усечения 5 ЛЕ (1%), заимствования 4 ЛЕ (1%).

Выводы по третьей главе

В данной главе, мы классифицировали представленный в выборке материал, используя три различных подхода разделения слов на классы.

Используя частеречный способ классификации, мы делаем вывод, что в современном английском языке среди новообразований преобладают существительные. Такой результат является предсказуемым, и он соответствует основным тенденциям развития языка, а именно преобладанию номинативных единиц в его составе.

При анализе неологизмов по темам наибольшее количество слов относятся к рубрике «Социология». Здесь мы видим отношение и реакцию человека на происходящие в обществе процессы. Скорость протекания культурных тенденций и процессов, значительно ускорилась, ввиду создания единой информационной площадки в сети интернет. Её высокая популярность и повсеместное использование вызвало стремительное развитие области «Культура», и как результат, активное появление новых слов и понятий.

Классификация неологизмов по способу образования, позволяет нам сделать вывод, что самым продуктивным способом формирования новых слов является словосложение и слияние. Аналитический строй английского языка, широкое использование порядка слов как средства выражения лексико-грамматических отношений объясняют существование большого количества сложных слов, образованных без соединительных элементов и флексий. Основная масса слов-слитков используется в средствах массовой информации и в рекламе. Они привлекают внимание и оказывают определенный эффект на читателя в силу своей свежести и неожиданности.

Заключение

Актуальность темы исследования определилась повышением внимания современной лингвистики к изучению неологизмов современного английского языка с использованием Интернет-ресурсов, основным тенденциям появления и интеграции неологизмов, их лексикографической обработке. После проведения анализа теоретического материала, мы пришли к выводу, что существуют различные трактовки понятия «неологизм», типы и способы их образования.

В рамках данной работы, были комплексно изучены неологизмы в современной лингвистике и проанализированы неологизмы, опубликованные в электронных словарях Word Spy и Oxford Dictionaries и за 2015-2019гг. Наше исследование состояло из трех этапов.

На первом этапе, были проанализированы основные проблемы неологии, выявлены отличия неологизмов от других форм новообразований, а также выбрано определение, которому мы придерживались на протяжении работы. Предваряя главу, посвященную лингвистическому анализу неологизмов в современном английском языке, был изучен ряд уже существующих классификаций, созданных ведущими лингвистами. Далее нами были проанализированы современные электронные словари и отобран наиболее оптимально удобный в использовании словари Word Spy, Oxford Dictionaries , которые придерживаются общеизвестных правил регистрации новых слов.

На третьем этапе, основываясь на теоретической базе, взятой из первой главы, мы перешли к лингвистическому анализу отобранных нами неологизмов. Они были классифицированы по принадлежности к частям речи, областям номинации и способам образования.

Список использованной литературы

1. Большой энциклопедический словарь. URL: http://www.vedu.ru/bigencdic (дата обращения: 17.10.2018).

2. Иванова Н.К. О влиянии произношения на написание (на примере английских неологизмов): сб. науч. тр. Тверского государственного университета. 2012, С. 113-121.

3. Иванова Н.К. Новая английская лексика из сферы «Образование»: опыт классификации и исследования» // Вестник РУДН. Серия «Русский и иностранный языки и методика их преподавания». 2013. № 3. С. 95-102.

4. Иванова Н.К. Неологизмы-заимствования в английском языке: особенности написания и регистрации в словарях»: сб. науч. тр. «Теория и практика иностранного языка в высшей школе». Иваново: ИвГУ, 2013. С. 84-95.

5. Иванова Н.К. «Новые литературные жанры и виды произведений как отражение современных социо-экономических процессов (на примере английских неологизмов конца XX-начала XXI века)» // European and Russian Literature: Modern Problems of Study. Vol.2/ed by M.Asper. Stutgtgart.2013.c.72-81.

6. Иванова Н.К., Масленникова О.Н. Некотрые особенности современной терминологии туристики, или к чему еще может/должен быть готов культуролог// Известия высших учебных заведений. Серия «Гуманитарные науки»,2013. Том 4.Вып. 3. С.228-234.

7. Иванова Н.К., Кузьмина Р.В., Мощева С.В. Система письма в английском языке и современный узус: язык, виртуальная коммуникация, реклама. Монография. М.: РИОР-ИНФРА-М, 2013. 238 с.

8. Таганова Т.А. Интернет и словарь: новая роль нового пользователя? // Известия высших учебных заведений. Серия «Гуманитарные науки». 2013. Т.4. № 1. С. 50-53.

9. Kemmer S. The Rice University New Words Database. URL: http://neologisms.rice.edu. (дата обращения: 2.09.2018).

10. McFedries P. Word Spy. The Word Lover’s Guide to Modern Culture. URL: http://www. wordspy.com. (дата обращения: 20.11.2018)

11. The English Neologia Society. URL: http://neologia.org/dictionaries_etc./html. (дата об- ращения: 28.10 2018).

12. The Unword Dictionary. URL: http:// unword dictionart.com. (дата обращения: 31.10.2018).

13. Иванова Н.К., Костина Е.В. Возможности использования электронного словаря неологизмов на занятиях по английскому языку со студентами специальности «Информационные технологии»// Иностранные языки в современном мире: сб. статей VI Международной научно-практической конференции. Казань, 2013. С. 51-56.

14.https://en.oxforddictionaries.com/ (дата обращения: 25.12.2018)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!