СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная статья "Значение формирования нравственных ценностей подростков в общеобразовательной школе"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научная статья "Значение формирования нравственных ценностей подростков в общеобразовательной школе"»

УДК 37.032


ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Ю.В. Муравьева

Нижегородский государственный педагогический университет им.

К. Минина


Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования духовно -нравственных ценностей у подростков. Многочисленными педагогическими исследованиями доказано, что особое значение для формирования у подростков системы духовно-нравственных ценностей имеет влияние личности учителя.

Современное общество переживает в настоящее время непростые времена, модернизация отечественного образования ставит перед педагогами задачу поиска новых концепций, путей и подходов, методов и средств решения сложной задачи воспитания новых членов высоконравственного гражданского общества. Автором выявлено, что формирование духовного мира детей, духовности как ведущего качества личности, является масштабной и сложной задачей, привлекающей внимание широкой педагогической общественности. Прогрессивные педагоги все чаще ставят духовно-нравственное воспитание школьников во главу угла своей педагогической деятельности.

Ключевые слова: нравственные ценности, подростки, воспитание, духовность, личность


THE IMPORTANCE OF THE FORMATION OF MORAL VALUES OF ADOLESCENTS IN SECONDARY SCHOOL


Y.V. Muravyova

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University


Abstract: The article deals with the formation of spiritual and moral values in adolescents. Numerous pedagogical studies have shown that the influence of the teacher's personality is of particular importance for the formation of a system of spiritual and moral values in adolescents.

Modern society is currently going through difficult times, the modernization of domestic education sets the task for teachers to find new concepts, ways and approaches, methods and means of solving the difficult task of educating new members of a highly moral civil society. The author revealed that the formation of the spiritual world of children, spirituality as the leading personality trait, is a large-scale and complex task that attracts the attention of the general pedagogical community. Progressive teachers increasingly put the spiritual and moral education of schoolchildren at the forefront of their pedagogical activity.

Keywords: moral values, teenagers, education, spirituality, personality


Одним из ключевых понятий в педагогике является понятие «личности». Вопросы воспитания личности являются основой любой педагогической системы. Современному педагогу необходимо понять, что формирование личности ребенка связано в первую очередь с духовным воспитанием школьников.

За последние десятилетия общество пережило духовный кризис как следствие все ускоряющегося технического и научного прогресса, утраты моральных ориентиров и ценностей, снижения качества образования, предоставляемого семьей и школой, и т.д. Наиболее восприимчивыми к этим изменениям являются подростки. Подростковый возраст - это время, когда лучшие и худшие порывы человеческой души борются за превосходство.

Следовательно, подросток уязвим, склонен нарушать правила, стремится выделиться, но в то же время тревожен, депрессивен, с колеблющейся самооценкой, дезориентирован и не уверен в себе. Его или ее потребность в понимании, потребность в привязанность, уважение, свобода, принятие, уверенность и поддержка должны быть приоритетом для взрослых; хотя этот возраст трудный и сопряжен со многими вызовами и изменениями, подростки, которые эффективно общаются со своими родителями, учителями и другими взрослыми, преодолевают этот возрастной кризис и обретают самоидентификацию и сильное ценностное отношение к собственной персоне, отражающееся во всем, что он или она делает. Переживая возраст, в котором преобладают изменения на когнитивном, эмоциональном и биологическом уровнях, подростки пытаются понять мир, они анализируют, ищут логические ответы и иногда принимают радикальные точки зрения, которые они решительно поддерживают.

Исследования педагогов показывают, что ориентации подростков на духовно-нравственные ценности противоречивы, они считают, что моральные ценности произвольны и что люди должны быть свободны верить и поступать так, как они считают нужным. Вместе с тем доказано, что просоциальное поведение, проявляемое в межличностных отношениях зарождается именно в подростковом возрасте. [2].

Подростки критически воспринимают ценности, принципы, идеи общества и пытаются выстроить свою собственную систему ценностей. Они ищут свою собственную манеру самовыражения, используя конструкции и модели поведения. Исследования по формированию личности ребенка показывают, что ценности, приобретаемые им, в значительной степени обусловлены его личным и социальным взаимодействием с родителями, братьями и сестрами или другими взрослыми в семье или за его пределами. В частности, в учебной среде определяется характер моделей поведения, убеждений и установок, смоделированных с помощью ценностей, интериоризированных индивидом: доброта, справедливость, уважение, честность, искренность, лояльность, терпимость, достоинство, понимание, альтруизм и т.д. [1] Нравственные ценности помогают людям делать правильный выбор и определять разницу между тем, что правильно, а что неправильно.

Для формирования духовно-нравственных ценностей у подростков должны быть созданы специальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие его всестороннее развитие, творческое осмысление, систематическую ориентацию на общечеловеческие ценности.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения нуждается в стимулировании чувства справедливости, независимости и внутренней свободы у всех учеников. В учебных заведениях духовно-нравственное воспитание должно пронизывать весь учебный процесс.

От учителя требуется этичное поведение, основанное на выполнении данных обещаний, быть объективным при оценке, терпимым, понимающим, открытым для своих учеников, последовательным в применении принципов и правил. Кроме того, учитель должен стимулировать развитие альтруизма, просоциального поведения, заботы об остальных.

Таким образом, формирование духовного мира детей, духовности как ведущего качества личности, является масштабной и сложной задачей, привлекающей внимание широкой педагогической общественности. Прогрессивные педагоги все чаще ставят духовно-нравственное воспитание школьников во главу угла своей педагогической деятельности.


Список литературы
  1. Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2016. - 318 c.

  2. Каиров И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания / О.С.Богданова И.А.Каиров. - Москва: Огни, 2018. - 163 c.

  3. Казаченок, Н. В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. 5-9 классы. Методические рекомендации / Н.В. Казаченок, Н.В. Шмелева. - М.: Просвещение, 2019. - 240 c.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!