СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная статья на тему «Танцевальная терапия, как способ гармонизации личности»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается танцевальная терапия как разновидность психологической терапии, которая применяет движение для изменения эмоциональной составляющей человеческого сознания. А так же использование танцевального движения для создания внутренней гармонии человека. Целью данной терапии является осознание собственного тела.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья на тему «Танцевальная терапия, как способ гармонизации личности»»

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ ГАРМОНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

А.Ю. Горохова

МБУДО «Центр детского творчества», г. Железногорск

e-mail: [email protected]


Аннотация. В статье рассматривается танцевальная терапия как разновидность психологической терапии, которая применяет движение для изменения эмоциональной составляющей человеческого сознания. А так же использование танцевального движения для создания внутренней гармонии человека. Целью данной терапии является осознание собственного тела.

Ключевые слова: танцевальная терапия, танцы, психотерапия, двигательная активность, движение, искусство, музыка, эмоциональность, гармония, личность.



DANCE THERAPY AS A WAY TO HARMONIZE THE PERSONALITY

A.Y. Gorokhova

MBUDO «Children's Creativity Center», Zheleznogorsk

e-mail: [email protected]

Annotation. The article considers dance therapy as a type of psychotherapy that uses movement to develop a person's emotional and physical life. As well as the use of dance movement as a process of creating inner harmony of a person. The goal of this therapy is to become aware of your own body.

Keywords: dance therapy, dancing, psychotherapy, motor activity, movement, art, music, emotionality, harmony, personality.











В современном мире вся двигательная активность человека, у которого нет никаких физических нагрузок, сводится к нулю. В лучшем случае человек может пройтись по магазинам за продуктами. Такой образ жизни может привести к ухудшению деятельности организма. Главные причины всех заболеваний человека это отсутствие физических нагрузок, нервные срывы и стрессы.

Гельниц утверждает, что: «Когда человек начинает танцевать, то становится более жизнеспособным, энергичным, здоровым. Значительно улучшается обмен веществ, работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается иммунитет к различным заболеваниям. Помимо того, занятия нормализуют вес, улучшают фигуру, осанку, самочувствие, снимают утомление. Это не удивительно. Ведь движение - это накопление энергии, а не трата ее. Энергия - накапливается» [1, 145].

Гренлюнд рассматривал, что: «существуют разные методики танцетерапии. Такие как эвритмия, искусство движения с музыкой и речью, развитая в школах Рудолфа Штейнера для детей с целью обучения ритму, и Пять Танцев в вольном стиле Габриэллы Рота. Обе эти формы терапии разработаны специально для того, чтобы развить самовыражение и творческий потенциал. Танец - это не только средство для выражения чувств, но также и средство достижения более высокого уровня сознания. И исполнение, и наблюдение за движениями танца ведет к определенной релаксации и трансформации сознания» [2, 54].

Танцевальная терапия реализует ощущения каждого пациента в потоке самовыражения, представляющем собой более естественные, самопроизвольные и неограниченные движения, чем выполнение формальных танцевальных движений. Танцевальные терапевты поддерживают и мотивируют лечение своих пациентов тем, что учат использовать эту форму искусства исцеления, чтобы подключиться к сфере бессознательного.

Врачи утверждают, что самое главное в лечении это подсознательное стимулирование в танце каналов энергии, что позволяет жизненной силе двигаться более свободно. Самый широкий круг разных жизненных ситуаций очень связан с данной терапией. Но музыка не является обязательным компонентом. В танце существуют творческие моменты и терапевтические. Данная методика помогает людям, которые не в состоянии другим методом показать волнующие их чувства, и постоянно эффективна при лечении всех психологических проблем, как умеренных, так и серьезных.

Существуют оздоровительные танцы, задачей, которых является расслабление в движении. Когда человек движется в танце раскрепощено, расслаблено, осмысленно, значит, что физические упражнения не ограничиваются только воздействием на мышцы: они положительно влияют на сознание, развитие интеллекта, на эмоциональную и духовную деятельность человека. Более того, танцевальная терапия вносит вклад в решение серьезнейших проблем современного человечества. Успехи медицины и общее повышение уровня жизни привели к тому, что человечество быстро «стареет». Существенно возрастает среди населения многих стран доля лиц пожилого и преклонного возраста.

Кнастер Мирка утверждает, что: «сохранение психической и физической активности людей старших возрастов становится одной из серьезнейших проблем. Чтобы старики были не обузой, а «золотым фондом» человечества, необходимо, чтобы они до глубокой старости «были молоды» душой и, желательно, телом. Наука доказала, что «вечная молодость» вполне реальна» [6, 231].

Однако есть простые, эффективные и общедоступные методы. Например, занятие любым творчеством продлевает психическую молодость «до упора». Танцевальная терапия еще эффективнее. По статистике, танцоры живут исключительно долго. Они до глубокой старости молоды и душой и телом.

Карла утверждает, что: «через эмоциональную сферу мы воспринимаем окружающий мир, а следовательно, от ее здоровья зависит не только наше мировоззрение, но даже здоровье физического тела и эфирного. Проявления человека в танце, его манера исполнения, яркость, передача музыки, образа, эмоциональная окраска во многом зависят от состояния чувственной сферы и осознания человеком последней. Стиль танцовщицы может зависеть от темперамента человека. Меланхолик наверняка будет выразителен в медленных движениях и танцах, холерики предадут все буйство своей натуры в быстрых, зажигательных связках и комбинациях» [5, 146].

По манере исполнения, по внешнему виду танцора, по его глазам, по телу, рукам и т.д. можно рассуждать о состоянии, в котором находится человек, можно рассуждать, насколько танцор погружен в сам процесс танца. Чем больше человек осознает себя в жизни, тем проще ему быть осознанным в процессе танца, легче понять, что творит его тело, что выражает, что пытается сказать и передать. Естественно, настоящий профессиональный танцор, прежде всего, несет задуманный образ, пытается донести всю его гамму, красоту и эмоциональное переживание.

Танец является способом достижения гармонии в семье. Кроме того, предложение потанцевать не так настораживает, как, предложение пойти к психотерапевту. Достоинств у танца большое количество, вот некоторые из них: танец - это общение, он выполняет диагностическую и терапевтическую функцию; в танце происходит отражение и переобучение. В семейных взаимоотношениях посредством танца человек может наблюдать и регулировать цикл развития семьи, распределение власти, супружеское общение, установки на брак, и т.д. В танце множество процессов делаются парами. Но существуют разные уровни взаимодействий - и не только мужчины и женщины. Также, отец и ребенок, мать и дочь. Все эти отношения можно проигрывать, использовать и выражать в движении.

Захаров рассматривал такое понятие: «Танец - это совершенная форма игры. Очень многие сценарии отношений можно оптимизировать. В танце очень легко менять роли. Только что ты вел - и вот уже ведет твой партнер. Только что было напряжение, конфликт - и вот уже все меняется. Восприятие отношений, которые есть в жизни семьи - не только восприятие, но и развитие. Умом мы понимаем, что любые отношения изменяются, живут во времени, в жизни же очень часто отношения фиксируются. Танец - своеобразное напоминание и уму, и телу, что отношения постоянно нужно развивать» [4, 46].

В настоящие дни перед психологией и психологической практикой встает задача поиска новых эффективных, наиболее адекватных природе человека диагностических и психологических коррекционных методов. Таким методом является танец. На сегодняшний день традиционным является использование танца как способом выражения эмоций, снятия психологического напряжения, улучшения эмоционального состояния, стимулирования творческой активности и т.д. Использование танца как средства диагностики и коррекции отношений в группе еще требует своего обоснования.

Таким образом, с психологической стороны танец - это текст, который мы воспринимаем как совокупность знаков, которые имеют пространственно-временную структуру и несут информацию о состояниях чертах характера и отношениях личности. Именно на этом принципе построен «новый танец» А. Дункан, который определяется ею как: «движение, в совершенстве выражающее данное индивидуальное тело, данную индивидуальную душу» [3, 29].













Список литературы

1. Гельниц Г., Шульц-Вульф Г. Ритмика - музыкальная двигательная терапия, как основа психогигиенического подхода к ребенку. // Психогигиена детей М: Медицина, 1995. - С. 186-208.

2. Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. СПб.: Речь, 2004, 219с.

3. Дункан А. Моя жизнь. Танец будущего. - М.: Книга, 2005 - 345с.

4. Захаров Р. Слово о танце. - М.: Молодая гвардия, 1989.

5. Карла Л. Ханнафорд. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Пер. с англ. Москва, 1999. 238с.

6. Кнастер Мирка. Мудрость тела. Москва, ЭКСПО, 2002.



СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Горохова А.Ю. – педагог дополнительного образования, хореограф






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!