СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная статья на тему : К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему : К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ. В ней рассказывается об особенностях словообразования имен существительных с применением различных примеров ( упражнений) из учебника

Просмотр содержимого документа
«Научная статья на тему : К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ»

Куликова Е.В.

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск


К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ


Категория существительных в русском языке активно пополняется новыми словами. Имена существительные образуются в современном русском языке всеми известными морфологическими и неморфологическими способами словообразования. По мнению лингвистов, самыми продуктивными морфологическими способами в словообразовании имен существительных являются: суффиксальный способ и сложение основ. Менее продуктивны префиксальный, префиксально-суффиксальный и безаффиксный способы словообразования [3, с. 328].

Приведем пример лингвистического анализа на отрывке из рассказа К.Г. Паустовского «Робкое сердце».

Робкое сердце (отрывок)

Варвара Яковлевна, фельдшерица туберкулезного санатория, робела не только перед профессорами, но даже перед больными. Больные были почти все из Москвы - народ требовательный и беспокойный. Их раздражала жара, пыльный сад санатория, лечебные процедуры - одним словом, все.

Из-за робости своей Варвара Яковлевна, как только вышла на пенсию, тотчас переселилась на окраину города, в Карантин. Она купила там домик под черепичной крышей и спряталась в нем от пестроты и шума приморских улиц. Бог с ним, с этим южным оживлением, с хриплой музыкой громкоговорителей, ресторанами, откуда несло пригорелой бараниной, автобусами, треском гальки на бульваре под ногами гуляющих.

В Карантине во всех домах было очень чисто, тихо, а в садиках пахло нагретыми листьями помидоров и полынью. Полынь росла даже на древней генуэзской стене, окружавшей Карантин. Через пролом в стене было видно мутноватое зеленое море и скалы. Около них весь день возился, ловил плетеной корзинкой креветок старый, всегда небритый грек Спиро. Он лез, не раздеваясь, в воду, шарил под камнями, потом выходил на берег, садился отдохнуть, и с его ветхого пиджака текла ручьями морская вода.

Единственной любовью Варвары Яковлевны был ее племянник и воспитанник Ваня Герасимов, сын умершей сестры.

Воспитательницей Варвара Яковлевна была, конечно, плохой. За это на нее постоянно ворчал сосед по усадьбе, бывший преподаватель естествознания, или, как он сам говорил, "естественной истории", Егор Петрович Введенский. Каждое утро он выходил в калошах в свой сад поливать помидоры, придирчиво рассматривал шершавые кустики и если находил сломанную ветку или валявшийся на дорожке зеленый помидор, то разражался грозной речью против соседских мальчишек [2, с. 254].

Анализ имен существительных, выявленных в данном тексте, показал, что из 63 нарицательных существительных 40 существительных являются словами с немотивированной основой (автобус, берег, бульвар, вода, галька, город, грек, день, дом, жара, история, калоши, камень, креветки, крыша, листья, море, музыка, народ, нога, пенсия, пиджак, племянник, полынь, помидор, профессор, процедура, ресторан, речь, ручей, санаторий, сад, сестра, скала, сосед, стена, сын, улица, утро, шум) и 23 существительных имеют производную основу.

Среди производных слов зафиксированы имена существительные, образованные разными морфологическими способами словообразования:

– суффиксальным способом:

фельдшер-иц-а (фельдшер);

роб-ость (робкий);

дом-ик (дом);

пестр-от-а (пёстрый);

оживл-ениj-е (оживлять);

баран-ин-а (баран);

сад-ик (сад);

корзин-к-а (корзина);

воспитанн-ик (воспитанный);

воспитатель-ниц-а (воспитатель);

усадь-а (усадить);

преподава-тель (преподавать);

куст-ик (куст);

люб-овь (любить);

вет-к-а (ветвь);

мальч-ишк-а (мальчик);

дорож-к-а (дорога).

– префиксально – суффиксальным способом:

о-краj-ин-а (край).

– безаффиксным способом:

пролом – (проломить).

–сложением основ:

естеств-о-знаниj- е (сложение основ);

громк-о-говори-тель(сложно-суффиксальный способ).

В данном тексте выявлены также имена существительные, образованные субстантивацией, разновидностью неморфологического морфолого-синтаксического способа словообразования:

больной – тот, кто болеет.

гуляющий – тот, кто проводит время на воздухе.

Результаты словообразовательного анализа нарицательных имен существительных, выявленных в тексте К. Г. Паустовского, представлены в таблице 1.

Словообразовательный анализ производных имен существительных

в тексте К. Г. Паустовского

Способ словообразования

Количество слов

%

Суффиксальный

17

74 %

Префиксальный

-

-

Префиксально -суффиксальный

1

4%

Безаффиксный

1

4%

Сложение основ

2

9%

Морфолого – синтаксический

2

9%

Таблица 1

Словообразовательный анализ производных имен существительных, зафиксированных в тексте К. Г. Паустовского, показал, что большинство из них (74 %) образованы суффиксальным способом с помощью суффиксов (-иц-, -ость-, -ик-, -от-, -ениj-, -ин-, -к-, -ниц-, -тель-, -ишк-), имеющих различные словообразовательные значения Выявленные в тексте существительные, образованные суффиксальным способом, произведены от существительных (59%), прилагательных (11%), глаголов (30%).

Характер мотивированности имен существительных, образованных суффиксальным способом:

Существительные, мотивированные существительными

Существительные, мотивированные прилагательными

Существительные, мотивированные глаголами и глагольными формами

Фельдшерица

Домик

Баранина

Садик

Корзинка

Воспитательница

Кустик

Ветка

Мальчишка

Дорожка

Робость

Пестрота

Оживление

Воспитанник

Усадьба

Преподаватель

Любовь

Таблица 2

Анализ словообразовательных пар позволил выявитьв данном тексте также имена существительные, образованные суффиксально-префиксальным и безаффиксным способами (по 4 %), сложением основ (9 %) и одним из неморфологических способов словообразования (морфолого- синтаксическим) (9%). Имен существительных, образованных префиксальным способом словообразования, в тексте не выявлено.

Таким образом, сделанные в работе выводы не противоречат известному в лингвистике мнению о высокой степени продуктивности суффиксального способа словообразования у имен существительных в русском языке. Большинство из выявленных в тексте суффиксальных существительных мотивированы существительными и глаголами, образованы с помощью суффиксов субъективной оценки (уменьшительно-ласкательных), суффиксов со значением лица, с абстрактным значением.


Литература

  1. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М. : Мир и образование, 2004. – 896 с.

  2. Паустовский, К. Г. Дым отечества / К. Г. Паустовский. – М. :Правда, 2005.–461 с.

  3. Русский язык: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Л. Л. Касаткина. – М. : Академия, 2004. – 768 с.

  4. Тихонов, А. Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 т.: Т. 1 / А. Н. Тихонов. – М. : Русский язык, 1985. – 855 с.

  5. Тихонов, А. Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 т.: Т. 2 / А. Н. Тихонов. – М. : Русский язык, 1985. – 886 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!