СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная работа на тему "Певцы своей Родины"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

   Сравнительный анализ творчества С.Есенина и М.Макатаева, выявление их общих черт и отличительных особенностей имеет содержательное значение, позволяет глубже познать творческий талант и глубоко проникнуть в тайны человеческой души, природы, вселенной.

   Поэты  жили и творили в XX веке и в их творчестве ясно прослеживаются реальные отзвуки бурной эпохи.

   Казахстан и Россия имеют много общего в своей исторической судьбе, политических и экономических условиях развития.

   Сказанное предопределяет тождественность истоков любви поэтов к родной природе, к Родине. Для Есенина и Макатаева был характерен обостренный интерес к красоте родной природы, ко всему живому на земле. Полноту человеческих чувств поэты воплощали в ярких, конкретных реалистических образах.

   В творчестве С. Есенина и М. Макатаева прослеживаются напряженные поиски места в жизни, своих поэтических средств для осмысления бурных событий, свидетелями которых они были. Время, когда жили поэты, было сложным, таким же сложным были их судьбы, творческий путь, где были взлеты и падения, глубокое раздумья о том « куда несет нас рок событий…»

    Вместе с тем, каждый из этих поэтов своеобразен, имеет много отличительных черт и специфических особенностей в творчестве. Изучение творчества С. Есенина и М. Макатаев позволяет выявить горячее и искреннее желание служить своим творчеством народу.

    Использование историко-культурных сопоставлений давно признанный литературный прием. На мой взгляд, не уделяется должного внимания теме «Есенин-Макатаев», хотя достаточно очевидным представляется духовное родство этих незаурядных натур, творцов, оставивших неизгладимый след в литературе и культуре своих народов.

     Выбор этой темы не был случаен. Ранее нами изучалось творчество С. Есенина и М. Макатаева, и был подготовлены письменные рефераты, охватывающее многообразия талантов. Размеры реферата не позволяют более подробно рассказать о внутренней связи, многогранности таланта этих блестящих представителей двух литератур и культур, успевших за свою короткую жизнь так ярко проявить себя.

    При написании данной работы использовался главным образом метод сравнительного анализа произведении.

    Разное время жизни, разное воспитание. Разная среда и разный, как сейчас сказали бы, национальный менталитет. Разные занятия. И все же, как много сходного…

 

 

 

 

  Босоногое деревенское детство. Чуткая ребячья душа впитывает в себя окружающий мир, красоту родного края, прислушивается к народным сказкам и песням.

  Родина  Сергея Есенина- село Константиново Рыбновского района Рязанской области.  Мукагали Макатаев родился в селе Карасаз Алматинской области, у подножия гор великого Хан-Тенгри. Их детство прошло в тесном и непрестанном общении с многообразной и ласковой природой. Есенин хорошо знал повадки зверей, голоса птиц, разбирался в породах деревьев, в цветах и травах и никогда не писал вообще о растениях, вообще о животных, но о дубе или вишне, о волке или лисице, о сове или кукушке.

Мукагали Макатаев в своем послании «С. Есенинге» пишет:

 

?й, Сергей!

Сергей, Сергей, Сергей, Сергей!

Т?стім ау сергелде?ге мен де сендей.

Аула??а тым аула??а кеттім білем,

Жаны ашып, а?ыл берген елге сенбей.

 

Мен сол жа?танмын,

Ауылданмын,

Ауылды? ауруымен ауыр??анмын,

?зі?ді М?скеу ?алай ?абылдаса,

Алматы мені солай ?абылдады,

 

Мені? де ?кіндірер ?ткенім к?п.

Ат?аміндім, алысып, теппедім доп,

Мен да?ы малды с?йем, итті суйем,

Інімні?ма?дайынан шерткенім жо?.

 

 

Мен де сендей, Серега, к?м?нданамын,

Жыр азабын тартамын,тіл азабын.

Ту?ан ауыл, ту?ан ж?рт ?айда барсам,

?айда барсам ?асымда Рязаным...

 

?й, Сергей!

Бір ауылдан екенбіз мен де, сен де.

… Басым сынып барады, басым сынып,

Ж?ндесем де болмайды, емдесем де.

 

                                                             

 

 

 

   Сходство творческой деятельности С.Есенина и М.Макатаева

С. Есенин

 

М. Макатаев

С. Константиново 1895г 21 сентября

Созвучные цели, условия творчества. Рождения поэтов в деревне, в крестьянской семье

с. Карасаз 1931г.

9 февраля

1899-1904

Воспитание в семье деда и бабки.

Воспитание

Отец Макатаева погиб на фронте.

Начал писать еще совсем ребенком

Начало творческого пути

В четырнадцатилетнем возрасте серьезно увлекся поэзией.

 

Тождественность жизненных принципов и творческой деятельности  С. Есенина и М. Макатаева.

С. Есенин

 

М. Макаьаев

«Родился Я с песнями в травяном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит».

«Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И хольцовый ее сарафан».

Влияние родной природы

« Я вырос в песенном разнотравье Карасаз»

«Мысли, рожденные родной земли»(стих)

«Родная земля, когда смотрю на твои просторы,

У меня, у моей песни выростают крылья»

« Я буду воспевать всем существом в поэте

Шестую часть земли С названием кратким «Русь»

«О родина, счастливый

и неисходный час

Нет лучше, нет красивей

Твоих коровьих глаз.

Любовь к Родине

« Моя первая любовь – родная земля, чистая как родник!»

«Родина моя».

«Я всегда пою Отчизну мою-Казахстан»

 

Тебе, твоим туманам

И овцам на полях

Несу, как стоп овсяный,

Я солнце на руках» 1912г

 

 

« Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

 Дайте родину мою».

Высокий патриотизм.

«Взлелеяв меня, взрастила ты, Великая Родина».

Родина это- дом, который без меня ссутулится», «это мать, отрада и помощь, несказанный свет», «это- неповторимый аромат полей и лугов,это-песни, которые согревали в трудные минуты жизни»

Что такое Родина?

Дух и культура, язык и история, удивительная по красоте земля и талантливый народ:

«Народ мой! В тебя я влюблен!»

«Я думаю:

как прекрасна Земля и на ней человек». 1925г.

Философия жизни.

«Люди рождаются для того,чтобы понимать друг друга, жить в мире».

«Я родился Человеком и останусь им».

«Этой грусти теперь на рассыпать Звонким смехом далеких лет,

Отцвела моя белая липа,

Отзвенел соловьиный рассвет» (1924г)

«Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю дугою».

«Так мало пройдено дорог.

Так много сделано ошибок».

Судьба поэта и человека.

«7 декабря 1973г. в новом году исполнится год, как я остался без работы». «2 мая 1974. Что же такого я сделал им?» (исключение из Союза писателей Казахстана).

 

 

«Скучное творчество!

Никогда и ничего мне не надо – не хочу!

Жизнь штука дешевая, но необходимая. Я ведь «божья дудка». Это, когда человек тратит из своей сокровищницы и не пополняет.

Пополнять ему нечем и неинтересно».

Борьба с самим собой, со своими слабостями.

«31 января 1975г. Вот уже пошел 44-ый год как я появился на этот свет, а вся жизнь выглядит так оскорбительно, так омерзительно, что порой хочется покинуть все «добровольно». 

«10 июня 1974г. Как поэта волей-неволей меня понимают люди  а как человека едва ли кто понимает, даже самые близкие мне». «Будь ты проклята, среда, окружающая меня!»

«Отдам всю душу

Октябрю и маю

Но только лиры милой не отдам...».

«И смерть не властна

над стихами.

Но славе нужен пъедестал».

«Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется

 на душе светло». (1910)

Раздумье о поэте и поэзии

« Поэзия начинаясь с любви, должна закончиваться размышлениями».

«Поэзия-наука. Если и есть сила, исследующая человеческие чувства всесторонне, то это-только поэзия».

«Дни без стихов-для меня мертвые дни. Хвала Всевышнему, давшему мне это утешение в жизни».

 

«Буду петь, буду петь, буду петь!

Не обижу ни козы, ни зайца.

Если можно о чем скорбеть,

Значит, можно чему улыбаться».

«Суть всей моей поэзии»

«Понимая людей, сам хочу быть понятым. Для меня поэзия- крик души.

Больше ничего».

«Поэзия моя, если умру я – ты живи».

 

 

  С. Есенин начинал, М.Макатаев продолжал в исторически усложненных обстоятельствах. Один открывал неведомые другим тайны современной  ему действительности, другой осваивал опыт гениального предшественника и смело двигался вперед, обогащая казахскую литературу новыми достижениями, помогавшими постигать сложности и противоречия современной жизни и открывать завесу, скрывающую будущее.

   Со стихотворением «Пой ты, Русь, моя родная!» тематически связано стихотворение «Отан». Связь эта очевидная. Обнаружилась одно из сильнейших качеств лирики Есенина и Макатаева- глубокое чувство любви к Родине. Образ Родины предстает, прежде всего, в картинах родного пейзажа, исполненных в радостном летнем убранстве, с пахучими летними цветами травами, с хатами- в ризах образами, с бездонной синевой небес, с веселым плясом на лугах. Он умеет не только передать богатство и красоту родной природы, но и мироощущение, сыновнюю любовь русского человека к своей земле.

  М. Макатаев подхватывает есенинскую поэзию,развивает ее тему, говоря о человеческой доле:

Отан!

Отан!

Сен болмаса?, не етер ем?

?мірден б?л ?ксумен кетер ем.

 

??с ?ясыз,

Жырт?ыш інсіз болмайды.

Отансыз жан ?мірінде о?байды.

?зін ?зі ?орлайды да; сорлайды.

Тірі адам?а сол ?ай?ы!

К?н к?реді,

?кесіз де, анасыз,

?мір с?рер.

?йелсіз де, баласыз,

Ал Отансыз

На?ыз сорлы панасыз?

 

Білесі?бе,

Отанны? сен не екенін?

Екі ?мір жо?, ?рине, жо? екі ?лім.

Екі Отан жо?.

Жал?ыз Отан мекені?!

В этой поэтической декларации у Макатаева, как и у Есенина, есть потребность открыто и прямо говорить о своих взглядах на жизнь, о своей внутренней близости к своей Родине.

        3. Особенности пейзажной лирики

 В пейзажной лирике Есенина намного сильнее влияние русского фольклора,   но совпадение их видения природы, просто поразительное!

Сравним, к примеру, два описания осени:

      «Листья падают, листья падают.

 Стонет ветер,

 Протяжен и глух.

 Кто же сердце порадует?

 Кто его успокоит, мой друг?»

 И второе:

«Жапыра?тар т?сіп жатыр,

 Тусіп жатыр...

 Неліктен?!

 Айырылып бара жатыр а?аш біткен к?ріктен.

  К?ргенсіз де,

 Ж?ргенсіз де,

  К?зді? б?зы? бораны,

  Бала ба?ты?, дала ?артты?

  Шашын т?тіп желіккен...»

 

   Их речь одинакова красива, слова звучат и переливаются хрустальным звоном, а мысленному взору открываются великолепные живые картины «летающих звезд благодать», «особенная тишина» и Макатаевское «сыйдым сыйдым б?та?тар», «т?нжыра?ан бояуба?».

  Картины природы предстают перед нами глазами авторов, чувствуется, что они прошли через их души и сердца. Малейшее колебание настроения отражается в окружающем пейзаже.  «Жапыра?тар ?шып жатыр, т?сіп жатыр», «сыйдым сыйдым б?та?тары, жебесіндей сада?ты?, мені к?здеп т?рма деймін, т?нжыра?ан ояу ба?», и «с отягченными веками я смотрю и смотрю на луну», «загадать бы желание, да не знаю, чего пожелать» обычно природа ассоциируется с возрождением, но здесь зависимость восприятия окружающей природы от состояния человека. Словом, как писал И. А. Бунин, «нет никакой отдельной от нас природы, каждое малейшее движение воздуха и есть движение нашей собственной жизни».

   Есенин ощущает себя частью природы, ее учеником и собеседником.

                Позабыв людское горе,

                Сплю на вырубках сучья.

                Я молюсь на алые зори,

                Причащаюсь у ручья.

   Любовь к природе, к родным рязанским полям, к «стране березового ситца» делает лирику Есенина поэмой России.

               О Русь малиновое поле

               И синь, упавшая в реку

               Люблю до радости и боли

               Твою озерную тоску.

  Так о Росии до него не писал никто. В этих стихах Русь живая, способная тосковать, испытывать боль. Есенин сын Росии, сострадающий своей «стране березового ситца».

Каждый Казахстанец с восторгом поет:

 

Жазира, жасыл кілем ?рнектеген,

Ту?ан жерге, дари?а, жер жетпеген!

Ке? ?лкем, ?лдилей бер сен деп келем,

А?сап келем, са?ынып, ш?лдеп келем.

 

Саумал б?ла? балдай д?рім,

Сал?ын самал баурайлары?

Саяла?ан, беу, ту?ан жер,

Са?ындыр?ан саржайлауым.

 

Армысы? ата ?оныс, жасыл мекен!

?ланы?мен, мен сені? ?асы?да ?тем.

Бас?аны? жер?йы?ын не?ыламын,

Жер?йы?ы ?зімні? ?асымда екен!

 

   Поэт использует очень простые, доступные образы,  создает незабываемый эмоциональный настрой, который сохраняется на всю жизнь.

  В нашем воображении возникает точная, узнаваемая и выразительная картина родной земли.

  4. Художественные особенности формы цвета в лирике С.Есенина М.Макатаева.

  «Не жалею, не зову, не плачу»... Написано в 1921году, в 26лет. В творчестве С.Есенина уже появились грустные философские размышления о скоротечности жизни. Немного несвоевременно, не так ли? Ведь по настоящему у поэта наступил еще полдень жизни. Но сам поэт так объясняет мотивы печали и грустных размышлении. Поэту «необходимо почаще думать о смерти, что только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь».

  Это стихотворение- монолог поэта, который делится своими самыми сокровенными думами и чувствами, заведомо предполагая в собеседнике друга, на понимание которого может рассчитывать. Основная интонация стихотворения исповедальная, доверительная, грустная, прощальная в то же время  благодарная за счастье жить на этой земле. Высказанные мысли и выплеснувшиеся наружу чувства захватывают, пленяют и покоряют своей красотой и искренностью.

  Может быть, потому, что Есенин здесь представлялся частью природы. Если пользоваться словами Пришвина, это «видение души человека через образы природы». Как талантливый художник, Есенин умело пользовался всей палитрой красок, создавая свои неповторимые оттенки: «страна березового ситца», «пламень уст», «глубокая рань», «розовый конь».

        Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает живописную одухотворенность. Казалось бы розовый цвет какой то неопределенный, маловыразительный, промежуточный, несколько разбавленный. И тем более интересно умение Есенина пользоваться этой краской, придавая несвойственную ей выразительность. Ведь именно одно слово «розовый» создает и усиливает ощущение юности, красоты, свежести.

 

             Я теперь скупее стал в желаниях,

             Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

             Словно я весенней гулкой ранью

             Проскакал на розовом коне.

 

 Есенин не ограничивается простым воспроизведением красок природы, он не копирует их, каждый цвет имеет свой смысл и содержание. Синий цвет для поэта цвет покоя и тишины. Поэтому он так часто встречается при изображении вечера и раннего утра «синий вечер», «синий вечерний свет», «синий сумрак», «Предрассветное. Синее. Раннее». Смысловое содержание этого цвета переносится поэтом на внутреннюю характеристику человека. Это всегда означает душевное равновесие, умиротворение, внутренний покой.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!