СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Потребности человека, роль ценностных ориентиров в жизни человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научиться различать без каких потребностей человек не может прожить, а без каких может обойтись, выяснять роль ценностных ориентиров в жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Потребности человека, роль ценностных ориентиров в жизни человека.»

Дата 25.11.2016

Класс __6____

Предмет: обществознание

Целевой блок

Тема

Потребности человека

Цель урока


Научиться различать без каких потребностей человек не может прожить, а без каких может обойтись, выяснять роль ценностных ориентиров в жизни человека.

Планируемый результат














Задачи урока

Предметный:

  • Научатся определять понятие потребность;

  • Классифицировать основные виды потребностей;

  • На основании знаний учащихся выяснить общие черты и различия между потребностями человека и животных;

  • Определить взаимосвязь видов потребностей, формы их проявления.

Личностный:

Оценивают свою деятельность, достижения,

Характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих,

Строят свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметный:

Регулятивное УУД: ставят цель, учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

Познавательное УУД: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативное УУД: учувствуют в коллективном обсуждении проблем, ведут диалог, участвуют в дискуссии, обмениваются мнениями, понимают позицию.

Образовательные: развитие познавательных способностей, определение мотива деятельности, знакомство с понятием «потребность».

Способствовать развитию: представления о потребностях человека как об источнике его активности, самовыражения.

Воспитывать: нравственные качества, уважительное отношение к ценностным ориентирам в жизни человека, в себе духовные потребности в самовыражении, самоидентификации

Инструментальный блок

Тип урока

урок открытия новых знаний

УМК

Ресурсы:


Учебник Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Иванова «Обществознание», 6 класс

- презентация, видеоотрывок из сказки

- раздаточный материал

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Потребность, биологическая потребность, социальная потребность, духовная потребность, разумные и неразумные (ложная, мнимая) потребностиь, дети с ОВЗ

Метапредметные связи

История, биология, литература

Организация пространства

Технология: проблемно-диалогическая модель урока

Работа обучающихся: фронтальная, индивидуальная, в парах и группах.









Технологическая карта урока.

Основные этапы организации учебной деятельности


Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

Планируемые результаты


1 этап

Мотивация знаний учащихся Закрепить знания по пройденной теме.




5 мин !!!!!

- Ребята, на экран проецирован ребус, попробуйте разгадать.


Раздаются рабочие бланки.

Сейчас мы проверим ваши знания. 1 и 3 ряд: вам нужно решить кроссворд, правильно ответив на вопросы по горизонтали. 2 ряд: ваша работа у доски – размещаете в схему структуру деятельности.

На экране и на доске правильные ответы.

Решив кроссворд, какое слово у нас предстало перед нами по вертикали?

Как вы понимаете слово «потребность»? Какие синонимы к слову потребность можете предложить? Перед вами на листочке есть определения к понятиям «желание», «нужда»

Должны сказать «мотив»!!!!!!!!!!!!!

Я хочу спросить: все ли поняли пройденную тему?

Решение ребуса «Деятельность» (индивидуальная работа)

Называют тему пройденного урока, виды и типы, структуру деятельности.

Фронтальная работа



Называют слово «Потребность»


Желание чего-либо,

нужда в чем-то

Словарная работа (желание, нужда) Потребность – это мотив деятельности

Поднимают руку (если поняли)

Познавательные: Анализировать и обобщать, делать выводы, определять понятия;







2 этап. Актуализация Подготовка учащихся к работе на основном этапе.


Постановка учебной задачи




7 мин !!!!!







Создание проблемной ситуации.

Одним из домашних заданий для вас было: на осенних листьях написать свое самое сокровенное желание на сегодняшний день. И перед уроком я ваши листья разместила на Дерево желаний.

В рабочих бланках прочитайте высказывания великих людей: о чем эти документы?

 «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жад­ность». (Махатма Ганди - индийский писатель, политический деятель.)

Кто телом здоров, натурой богат, душой благовоспитан” (греческий философ Фалес из Милета)

«Надо принять во внимание, что желания бывают одни — естественные, другие — пустые, и из числа естественных одни — необходимые, а другие — только естественные; а из числа необходимых одни — необходимы для счастья, другие — для спокойствия тела, третьи — для самой жизни». (древнегреческий атомист Эпикур)

Посмотрите, ваши желания одинаковые, они различаются? Можно ли сгруппировать ваши желания? Посмотрите свои потребности. Есть ли здесь те потребности, без каких потребностей человек не может прожить, а без каких может обойтись?

о чем мы с вами будем говорить на уроке?

Т. О. какая перед нами стоит проблема?

Проблема урока: «Научиться различать без каких потребностей человек не может прожить, а без каких может обойтись, определить роль ценностных ориентиров в жизни человека»

Для того чтобы решить нашу проблему, что же сегодня мы должны с вами узнать? Шаги открытия новых знаний

На доске пишется план урока:

  1. Понятие потребности.

  2. Виды потребностей и их характеристика.

  3. Взаимосвязь видов потребностей.


Группируют желания (фронтальная работа) и обоснуют свои ответы.

Еда, одежда – что нам надо в первую очередь,

Общение …..- то, что необходимо далее…..


Анализируют высказывания, делают выводы:

Для кого-то еда, одежда, карьера важнее, а для кого-то – здоровье, общение, увлекаться музыкой...









Формулируют тему урока: «Потребности человека»

Называют цель, проблему урока

«Научиться различать без каких потребностей человек не может прожить, а без каких может обойтись, выяснять роль ценностных ориентиров в жизни человека»

Должны узнать: что такое потребности, определять и охарактеризовать виды потребностей, есть ли взаимосвязь между видами потребностей.


Познавательные:

определять понятия

Находить информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач


Коммуникативные: Излагать свое мнение, аргументируя его

Личностные: Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

Регулятивные: Определять цель


3 Этап.




Поиск решения

учебной задачи,

проблемы






5 мин(?????)

















5 мин(???????)



Смена деятельности (работа у доски)

Какое определение мы дали понятию «потребности».


Перед вами издержки из различных словарей:

Какое определение мы можем дать понятию потребности?


Потребности животного

Потребности человека

Потребность – нужда в том, что необходимо для организма и его развития, присуще всему живому организму

Добывает пищу, приспосабливаясь к окружающей среде

Человек сам организует свою деятельность: готовит пищу, шьет одежду, работает

Инстинкт

Сознание


А как определяется данное понятие в словаре вашего учебника стр. 109 учебника есть определение понятия потребности.


Что такое потребность?




На стр. 34 учебника дается распределение потребностей по группам (или по видам). Какие основные виды потребностей выделяют ученые-социологи.


1 ряд – биологические потребности

2 ряд – духовные потребности

3 ряд – социальные потребности

Каждый ряд садится уже в свою группу (образуется 3 рабочие группы), не забудьте свои рабочие бланки.

Подумайте и обсудите в группе: дать характеристику каждой П.

В карточках заполнить свою ячейку.

Координатор группы знакомит с проделанной работой.

Учитель на доске строит схему, класс помогает ему (фронтальный опрос)

Зимнее утро принесло много снежинок, в которых рисунки различных потребностей. На доске схема потребностей, ваша задача распределить по видам.


Схема на экране.

Ребята дают свое определение.

Потребность – нужда живого организма в чем-либо для поддержания его жизнедеятельности, источник активности живых существ.

Сверяют со словарем и записывают в тетрадь (работа в парах):


Потребности присуще всему живому организму.

Отличаются они тем, как эти потребности удовлетворяются: в таблице!!!

Потребность – нужда в том, что необходимо для организма и его развития.

Потребности человека – осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для организма и развития личности.


Читают текст учебника, называют виды потребностей

В парах определяют учащиеся, учитель у доски распределяют потребности по видам.


Виды потребностей


Биол-кие

Духовные

Соц-ные



Потребности

Характеристика.

Биол-кие

Физиологические

Материальные

Духовные


Соц-ные



Правила работы в группе (!!!!!)

1.выбор руководителя, координатора работы

2.совместная работа

3.координатор анализирует работу каждого в группе (в оценочном бланке)


Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

Регулятивные: уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Коммуникативные:

Организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения

Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей




5 мин (?????)

«Высшее благо должно удовлетворять потребностям души и тела» (Марк Теренций)

Подумайте в группах, о чем хотел сказать автор высказывания, римский ученый-энциклопедист, писатель? Видеоотрывок из сказки «О рыбаке и рыбке».

Поработав в группе над произведением А.С. Пушкина, выясним, есть ли взаимосвязь между потребностями, без каких потребностей человек не может прожить, а без каких может обойтись, определить роль ценностных ориентиров в жизни человека.

Содержание сказки перед вами.

Каждая группа определяет, какие потребности удовлетворяла старуха своими действиями, и есть ли связь между потребностями при удовлетворении одной из них.









Есть ли взаимосвязь между потребностями?

Какая более важная?

Есть ли взаимосвязь между потребностями.


Повторное осмысление произведения русского писателя.


Сначала для Старухи наиболее важным было удовлетворение биологических потребностей: новое корыто, потом потребовала новую избу.

Она удовлетворяет социальную потребность: Старуха стала столбовою дворянкой, затем Царицею (социальные связи, общение, самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки).

Также духовные потребности: познание, самовыражение.

"Здравствуй, барыня-сударыня дворянка!

Чай, теперь твоя душенька довольна".

Этими строками старик указывает (не спрашивает, а именно утверждает) на удовлетворение душевных потребностей посредством выполнения материальных и социальных желаний.

Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

Коммуникативные:

Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения

Регулятивные: Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей


Ответ на проблемный вопрос













5 мин(?????)

Ребята, давайте еще раз обратимся к нашей сказке: какими строками заканчивается она?:

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

О чем эти строки?

Анализируя содержание сказки и действия Старухи, какой вывод можно сделать?

Какая потребность более важная, чем остальные?


Разумные

(предполагают понимание того, что возможности их удовлетворения человеком ограничены, и они не должны противоречить нравственным правилам общества и способствовать развитию лучших человеческих качеств.)

Неразумные (ложные)

(без которых человек может обойтись: вредные привычки (курение, алкогольная зависимость, наркомания), зависимость от интернета, компьютерных игр и телевидения)




Старуха не сумела правильно распорядиться данным ей богатством.

Основой всех потребностей является биологические, материальные потребности, но для человека удовлетворение духовных потребностей являются условием для самовыражения (достижения высших духовных благ).

Неумелое распределение своих возможностей приводит к неразумным поступкам



Неудовлетворение социальных потребностей не ведет к физи­ческой гибели человека, но вызывает смерть духовную

Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

Личностные: Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор

Регулятивные: Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально


4 этап. Выражение решения, применение нового знания.

Рефлексия.


  1. Понравился ли вам урок, принес ли он вам новые знания, эмоции. Я предлагаю ответить на вопрос необычным способом, я предлагаю вам строки-загадки, а вы отгадайте, о какой потребности идет речь (внимание на экран)

  2. Покупка книг человеком может служить удовле­творению различных потребностей и соответствующих целей:

-     «украсить» книжные полки, стенку;

-     надежно «поместить» деньги;

-     приумножить свои доходы путем перепродажи;

-     представить книги, выставленные у себя в квартире, в качест­ве свидетельства своей якобы высокой культуры - с престижными целями;

-     оставить в наследство детям;

-     прочитать книги, узнать из них что-то новое, получить эмо­циональное, эстетическое удовлетворение и т. п.

Я хочу закончить наш урок следующим эпилогом

«Что человеку ни дай – ему все мало. Но что у него ни отни­ми — он проживет и без этого». (Константин Мелихан - писатель-сатирик.)

«Человеку требуется много, но он может обойтись малым». Голландское изречение

Учащиеся дополняют предложения.

- Сегодня я узнал Что такое потребность, виды потребности

- Я понял, что Неудовлетворение социальных потребностей не ведет к физи­ческой гибели человека, но вызывает смерть духовную.

Основой всех потребностей является биологические, материальные потребности, но для человека удовлетворение духовных потребностей являются условием для самовыражения

- Теперь я могу Различать потребности, без каких потребностей человек не может прожить, а без каких человек может обойтись

Выступление координатора группы о работе одноклассников


5 этап.

Информация о домашнем задании


2 мин !!!!!

Три уровня домашнего задания:

  • Стандартный минимум


  • Повышенный

  • Творческий

Прочитать . § 6,

1. «Удовлетворительно» - найти 5-7 поговорок о потребностях

2. «Хорошо» - составить кроссворд по теме

3. «Отлично» - провести и проанализировать социологический опрос по теме «В чём я нуждаюсь?/Мои потребности» (не менее 10-15 человек), анализировать, провести мониторинг















Рассказ о потребности

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями. Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах деятельности проявляются потребности человека. Виды потребностей человека — Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др. — Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др. — Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др. Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными.

Потребности.
Необходимые, насущные.
Удовлетворяют, насыщают, губят.
Потребности человека -- "хлеба и зрелищ"!
Необходимость.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей