СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Натюрморт как жанр фотографии - проект Иванова Алексея обучающегося 8 класса

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Натюрморт как жанр фотографии - проект Иванова Алексея обучающегося 8 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №27»














Натюрморт как жанр фотографии


проект







Выполнил: Иванов Алексей,

обучающийся 8б класса















2023


Содержание


стр

Введение

3

Глава I: История натюрморта

4

§1 Появление натюрморта

4

§2 Натюрморт в фотографии

7

§3 Приемы создания натюрморта

8

Глава II: Практическая часть

11

§1 Мои фотографии

11

Заключение

22

Библиография

23

Приложение

24






















Введение


Сегодня я хочу представить Вам свой исследовательский проект на тему натюрморта в искусстве фотографии.

Актуальность моего проекта в том, что сегодня такой жанр, как натюрморт, который плотно вошел лишь бытовую жизнь, становится все менее популярен среди профессиональных фотографов.

Гипотеза: Натюрморт имеет под собой богатую историю, много смысла в мелочах и современные фотографы зря сторонятся этого жанра.

Цель: Изучить жанр натюрморт в искусстве фотографии.

Задачи:

  1. Изучить историю жанра.

  2. Изучить приемы создания натюрмортов.

  3. Попробовать самому создать фотографии в этом жанре.

Методы: реферативно-исследовательские, творческие.

Сроки: 3 месяца.















Глава I. История натюрморта


§1. Появление натюрморта

Слово «натюрморт» образовано от французского nature morte, что переводится как «мертвая природа». Этот жанр изобразительного искусства изображает неодушевленные предметы. В Англии подобный жанр носил название «still life», а в Германии «stilleben». И то, и другое переводилось как тихая, спокойная жизнь. В Голландии же единого наименования для данного жанра не существовало, каждая специализация (цветочные букеты, завтраки, рыбные натюрморты) обладала собственным названием.

Натюрморт берет свое начало в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Девы Марии и Христа, а также часто располагался на оборотной стороне алтарного образа.

рис.1 Вейден Рогир ван дeр - Алтарь Девы Марии

Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа. Ранние натюрморты служили в быту для украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

рис.2 Симон Ренар де Сен-Андре, ок. 1650

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию — быстротечности всего земного и неизбежности смерти. Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

рис.3 Виллем Кальф. Натюрморт с фарфоровой вазой, кувшином позолоченного серебра и бокалами, ок. 1643-1644


§2. Натюрморт в фотографии

Натюрморт в фотографии – это вид съемки, при котором фотографируют неодушевленные объекты, изделия и товары, это часто используется в рекламе.

Фотография позаимствовала натюрморт, почти как и все остальные жанры, у живописи. История показывает, что именно натюрморт оказался наименее представленным в фотографическом искусстве сегодня, хотя с него все и началось. Фотографы часто повторяли те же композиции и предметы в них, что и художники. В основном представляли натюрморты фотографии, изображающие цветы, фрукты или мертвую дичь.

Фотографии, снятые в жанре натюрморт, радуют поэтичностью изображения, выразительной передачею фактуры, цвета и объема предметов, лаконизмом композиционных решений, четкостью тонального и цветового рисунка. Многие фото, снятые в этом жанре, поражают тонкостью композиционных решений и блеском мастерства фотографа.

Натюрморт, на котором сфотографированы расположенные на поверхности стола небольшие объекты, также называют иногда «настольной фотографией».


§3. Приемы создания натюрморта

  1. Ракурс

Ракурс оказывает значительно влияние на восприятие фотографии. Существуют такие ракурсы:

Первый, на уровне глаз фотографа. Этот ракурс позволяет передать естественные очертания предметов, показывая тем самым «натуральность». При такой позиции фотографирования картинка почти не терпит искажений.

Второй, снизу. Часто используется в пейзажной съемке, когда необходимо сконцентрировать внимание на каком-то мелком объекте или, например, показать величину дерева. Этот ракурс позволяет подчеркнуть монументальность, величественность и могущественность снимаемого объекта.

Третий, сверху. При съемке натюрмортов верхнюю точку съемки выбирают, когда нужно показать все предметы, входящие в композицию, разные по высоте, величине и форме. Съемка сверху позволяет передать больше пространства и свободы за счет растягивания перспективы.

Четвертый, боковой. Этот ракурс позволяет выделять детали первого плана и подчеркивает перспективу

  1. Композиция

Есть несколько типов классической композиции: в виде перевернутой буквы «П», диагональю, треугольником, в виде креста.

Но также существуют другие варианты композиции.

А. По кругу. Такое расположение предметов успокаивает.

Б. В виде горизонтальной линии. Такая композиция позволяет создать эффект спокойствия, сонливости.

В. Вертикальная линия. Символизирует стремление вверх.

Г. Восходящая диагональ. Передает собой напряжённость момента.

Д. Нисходящая диагональ. Такая композиция расслабляет или, реже, передает грусть.

  1. Свет

Существует несколько способов размещения света в фотографии: сзади, спереди и сбоку.

Размещение источника свет сзади создает эффект естественности, но в то же время он очень плоский и такой же свет можно получить, встав спиной к солнцу или используя встроенную вспышку в фотоаппарате.

Поставив свет в стороне от объекта (т.е. сбоку) получится более интересный эффект, позволяющий передать четкие очертания предметов и их текстуру.

А источник света, находящийся сзади, позволяет передать контур предметов и создать атмосферные снимки.


Выводы к 1 главе

Натюрморт – это старинный жанр изобразительного искусства, появившийся в начале Эпохи Возрождения. Существуют множество нюансов в создании фотографии этого жанра. А фото-натюрморт – это фотографии, с которых началось искусство фотографирования, но сегодня они мало ценятся.







Глава II. Практическая часть


§1. Мои фотографии

Первую фотографию я решил назвать «Блок» потому, что здесь представлен отрывок из стиха А. Блока «Россия».

На моей первой работе ракурс поставлен снизу, что показывает нам то, что ни великое искусство (стих), ни злые люди (пиковая дама), ни бытовая жизнь (кружка чая) не могут сравниться с самой страшной правдой жизни – родится, чтобы умереть. Пистолет на переднем плане, показывающий правду жизни, подчеркивается с помощью съемки с нижней точки.

Композиция показывает, что все, окружающая нас, стремится вверх, лишь смерть остается холодной и спокойной.

Вторая фотография носит название - «Вино». Предметы в ней расположены по нисходящей диагонали, такая композиция символизирует то - чем наслаждается человек. Вино и фрукты символизируют праздничные застолье, сбор всех близких вместе, а цветок – наслаждение красотой.

Съемка была исполнена с нижней точки, показывая то, что на первом месте у человека стоят удовольствия, в своем роду – гедонизм.

Следующее фото – «Заговор». Эта работа подражает эпохи Марии Стюарт, создавая атмосферу заговоров и интриг.

Съемка выполнена сверху, показывая свободу, царящую во времена Марии Стюарт, Елизаветы I, хоть она была не такой, как мы ее представляем. Их свобода позволяла бесконечно плести заговоры вокруг дворян и феодалов. Предметы расположены треугольником, показывая три степени интриги: подготовка заговора, подготовка к исполнению и раскрытие, правда, последнее случалось не всегда.

Фотография – «Кардио». Съемка выполнена сверху для того, чтобы показать жизненную свободу. Рисунок и перо расположены горизонтально, показывая спокойствие жизненного пути.

Рисунок, изображая кардиограмму, показывает то, что как бы бурно ни кипела наша жизнь, в любом случае, она прервется.

«Кофе». Для фотографии выбран верхний ракурс для того, чтоб вместить все предметы.

Предметы расположены крестом для символизации сторон света.

На юге растут многие специи. На севере больше всего полюбили шоколад. На востоке культ кофе. На западе, в США в частности, получили распространение специи, наподобие корицы. А объединить это все может кофе, который полюбили везде.

Фотография – «Соки». Съемка произведена с верхней точки для попадания всех предметов в кадр.

Предметы расположены треугольником для того, чтобы сконцентрировать внимание на центральных объектах.

Основная задумка основана на цветовом контрасте, выделение теплых, сочных цветов фруктов и соков на фоне холодных тонов.

«Яблоки и лимон на снегу». Съемка выполнена с нижней точки для концентрации внимания на центральных объектах.

В центре композиции находятся четыре красных яблока, чуть левее лимон. Теплые тона основных предметов создают цветовой контраст с холодным окружением. Свет расположен так, что фон фотографии выглядит ярче, чем центр композиции.

Собой фотография символизирует необычность и невозможность, возможно, скрывая за собой какую-то историю.


«Тюльпаны». Съемка выполнена сверху для вмещения всех объектов.

Предметы расположены треугольником для того, чтобы сконцентрировать внимание на центральных объектах.

Тут, цветы символизируют красоту, фрукты – внутренний мир. Фотография показывает собой, что за большим слоем красоту может скрываться далеко небогатый внутренний мир.

«Чай и сладости».

Предметы в данной фотографии расположены по нисходящей диагонали, показывая расслабление.

Съемка выполнена сверху для показывания значимости небольшой радости – вечернего чаепития. Ведь, порой так хочется расслабиться после трудного дня за чашкой чай с пирожным.

«Чай и лимон».

Предметы расположены по горизонтальной линии, символизируя спокойствие.

Сюжет этой фотографии схож с предыдущей.


Выводы ко 2 главе

Во второй главе я представил свою практическую часть исследовательского проекта, показав Вам, как я умею фотографировать, создавать натюрморты и вкладывать в свои работы смысл.









Заключение

В ходе своего исследовательского проекта я познакомился с таким жанром изобразительного искусства как натюрморт. Изучил его историю, а также узнал, как создаются фотографии этого жанра. И конечно, сам попробовал себя в профессии фотографа, работающего с натюрмортами.


























Список источников


  1. Останина, С. П. Энциклопедия натюрморта

  2. http://im-a-photographer.blogspot.ru/

  3. http://photo-monster.ru/

  4. https://ru.wikipedia.org/

























Приложение 1

рис.1


рис.2

рис.3





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!