СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Наследственное право»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение норм наследственного права

 

Просмотр содержимого документа
««Наследственное право»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №37»

(МБОУ СОШ №37 г.Шахты)







Разработка урока

права в 11 кл.

по теме «Наследственное право» в














Выполнила учитель истории

Бондаренко Валентина Петровна





г. Шахты

2021

Урок по праву: Наследственное право в 11кл.

Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, ребята. Прошу садиться.

Ребята, чтобы определить тему нашего урока, ознакомьтесь с высказываниями, которые вы видите на интерактивной доске, определите основную проблему их и сформулируйте тему урока.


Никогда не говори, что знаешь человека, если ты не делил с ним наследство. (Иохан Лаватер)


Под плачем наследника часто скрыт веселый смех.

(Публилий Сир)

Ответы учеников. Вы правы, ребята, эти высказывания объединяет понятие «Наследство или наследование» и тема нашего урока «Наследственное право»

В соответствии с темой определите цели и задачи урока:


Цель: - изучить нормы наследственного права;

-научиться определять круг наследников;
- выяснить порядок получения наследства ;

- развивать умения анализировать правовые ситуации, которые регулируются нормами наследственного права;

- продолжить формирование правовой культуры учащихся, воспитание уважения к правам и свободам человека (право собственности).(Ученики определяют и называют цели урока, учитель корректирует их и записывает на доске или слайде)



У нас сегодня нет презентации, но мы ее будем создавать совместными усилиями в ходе урока. Кто из вас хотел бы заняться этим ответственным делом? Как вы думаете, что будет являться ее первыми слайдами? (Ответы учеников )Верно -это тема и цели урока.

Ожидаемые результаты:

Я надеюсь, что после этого урока вы сможете:

Объяснять кто такие наследодатель и наследник, что такое завещание и называть условия его действительности.

Описывать порядок наследования по закону, условия получение наследства.

Анализировать правовые ситуации, регулируемые нормами наследственного права.

Оборудование: правовые ситуации, , Гражданский кодекс РФ


Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок- погружение

Ход урока:

А сейчас давайте определим опорные понятия данной темы.


Наследование-это переход после смети гражданина принадлежащего ему на праве частной собственности имущества к одному или нескольким лицам

Наследование – это такой вид сделки, который мы называем односторонним, так как наследование вступает в силу лишь после смерти наследодателя.

Кто такой наследодатель и наследник?

Наследственное право – это совокупность гражданско-правовых норм, которые устанавливают порядок перехода прав и обязанностей умершего к его наследникам.


Наследодатель-гражданин после смерти, которого его имущество переходит по наследству.


Наследник-лицо, наследующее имущество наследодателя.


Что относится к наследству?

Наследственная масса-имущество…

Учитель: как вы, думаете, надо ли опорные понятия включить в презентацию?

Как можно получить наследство?

1. По закону (табличка на доске)
2. По завещанию
3. По праву представления
4.
Через наследственную трансмиссию

НАСЛЕДСТВО

ПО ЗАКОНУ

ПО ЗАВЕЩАНИЮ

ПО ПРАВУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ЧЕРЕЗ НАСЛЕДСТВЕННУЮ ТРАНСМИССИЮ

Завещание – это письменный документ, составленный надлежащим образом и содержащий распоряжение наследодателя о переходе его имущества и имущественных прав после его смерти к определенным лицам.

Кому можно завещать наследство?

Существует особый принцип – принцип свободы завещания. Принцип свободы завещания – завещать любому человеку, либо организации, либо государству.

Наследник

Физическое лицо

Юридическое лицо

Государство

(составить схему на доске)

Хорошо. А теперь давайте более тщательно проверим ваши знания по теме «Наследственное право » с помощью теста.

Вопросы тестирования

 

1. Приоритетной формой наследования по действующему законодательству является…

А) наследование по закону;

Б) наследование по завещанию.

 

2. Могут ли выступать предметом наследования нематериальные блага?

А) да;

Б) нет;

В) нет, но они могут защищаться родственниками.

 

3. Наследство открывается…

А) со смертью гражданина;

Б) с момента оглашения завещания;

В) через месяц после смерти гражданина;

Г) после оглашения всех родственников.

 

4. Могут ли призываться к наследованию граждане, зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства?

А) нет;

Б) да;

В) да, если о них знал умерший гражданин.

 

5. Могут ли призываться к наследованию по завещанию иностранные государства и международные организации?

А) да;

Б) да, но только если эти государства и организации являются участниками соответствующего международного договора;

В) нет.

 

6. Наследуют ли по закону родители после детей, в отношении которых родители были в судебном порядке лишены родительских прав?

А) да;

Б) нет,

В) нет, если они не восстановлены в этих правах ко дню открытия наследства.

 

7. Допускается ли совершение завещания через представителя?

А) допускается;

Б) допускается только в случае, если представителем является супруг наследодателя;

В) не допускается.

 

8. Допускается ли совершение завещания двумя или более гражданами в виде одного документа?

А) не допускается;

Б) допускается, если они являются супругами;

В) допускается.

 

9. Обязан ли завещатель, лишая наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, указать причины такого лишения?

А) нет;

Б) да;

В) да, если лишает прав всех наследников.

 

10. Можно ли гражданин завещать имущество, которое он может приобрести в будущем?

А) нет;

Б) да, если он указывает конкретное имущество;

В) да.

 

11. По общему правилу для завещания установлена следующая законодательная форма:

А) простая письменная форма;

Б)  в исключительных случаях допускается устная форма;

В) письменная форма, удостоверенная нотариусом

 

12. Допускается ли по действующему законодательству «закрытое завещание», когда завещатель не предоставляет нотариусу и др. лицам, возможности ознакомиться с его содержанием?

А) нет;

Б) да;

В) только если завещатель полностью дееспособен.

 

13. Допускается ли устная форма завещания?

А) нет;

Б)  да, если присутствуют не менее 2 свидетелей и нотариус;

В)  да, если нет иной возможности составить завещание;

Г)  да, при завещании в чрезвычайных обстоятельствах.

 

14. В случае если завещатель оформляет новое завещание, при этом им уже сделано завещание…

А) новое не имеет юридической силы;

Б)  старое утрачивает свою юридическую силу.

 

15. Сколько очередей наследования по закону предусмотрено действующим законодательство?

А) четыре;

Б) пять;

В) семь.

Г) восемь

16. Наследниками первой очереди по закону являются

А) супруг наследодателя;

Б) дети, супруг и родители наследодателя.

В) супруги и родители наследодателя.

 

17. Прадедушки и прабабушки наследодателя относятся…

А) к четвертой очереди;

Б)  к пятой очереди.

 

18. Выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность …

А) муниципалитету;

Б) соседям наследодателя;

В) Российской Федерации.

 

19. Допускается ли принятие наследства под условием или с оговорками?

А) да;

Б) да, если несколько наследников;

В) нет.

 

20. По общему правилу наследство может быть принято в течение …

А) шести месяцев со дня открытия наследства;

Б)  двенадцати месяцев со дня открытия наследства;

В)  пяти лет со дня открытия наследства;

Г)  десяти лет со дня открытия наследства.

Пока одни ученики проверяют свои знания способом тестирования, другие решают задание по заполнению схемы. (Один ученик выполняет задание у доски).

Заполните схему «Формы завещания»

Простая письменная (в случае )



нотариально

- больница

-

-

-

2 свидетеля



Учитель: А сейчас мы с вами посетим импровизированный суд. Выслушайте внимательно суть искового заявления исца.

Секретарь; встать! Суд идет.

Слушается дело , Цыплаков А.Г

Мой отец, Цыплаков А.Г., умер 24 сентября 1993 года. Я, истец по настоящему делу, в течение шести месяцев после его смерти наследство не принял, поскольку не знал о том, что у отца было имущество, подлежащее наследованию, а именно я не знал, что при жизни он владел именными акциями ОАО “ НАК АЗОТ”. Отец никогда при жизни не говорил мне того, что является акционером указанной компании и у него есть акции.

Т.е. считаю, что пропустил срок для принятия наследства по уважительной причине (по незнанию). Я узнал о том, что у отца были акции ОАО “ НАК АЗОТ” только в июле 2006 года, и сразу же обратился к нотариусу, а затем в суд с настоящим исковым заявлением. Считаю, что пропустил срок для принятия наследства по уважительной причине и поэтому прошу суд восстановить указанный срок и признать за мной право собственности на наследство по закону на 12 акций ОАО НАК “ АЗОТ”, оставшихся после смерти наследодателя Цыплакова А.Г. на сумму 200 800 рублей”.

Оглашается решение суда,

Ознакомившись с делом суд вынес следующее решение: восстановить срок для принятия наследства Цыплаковым Геннадием Александровичем; признать его наследником, принявшим наследство; признать за ним право на наследство по закону на 12 акций ОАО НАК “АЗОТ”, оставшихся после смерти отца Цыплакова А.Г.

Что вам известно по поводу срока принятия наследства? (В течении 6 месяцев). Почему судья вынес такой вердикт? (Ученики находят и указывают на ст.1155. По заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течении 6 месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали. Суд определяет меры по защите прав наследника на получение причитающейся ему доли наследства.

Учитель:Тестирование показало, что большинство из вас тему усвоили хорошо.

А теперь выполним задания для применения наших знаний на практике

Критерии ответа. 
1.Указать вид наследования. 
2.Определить наследников

Задания для группы №1

№1

Наследодатель завещал все свое имущество постороннему лицу. После его смерти оставались в живых две дочери, возраст которых был 16 и 18 лет соответственно.

Кто будет наследовать имущество умершего и в каких долях?

Что изменилось бы, если бы дочерям умершего к моменту его смерти исполнилось 18 и 20 лет соответственно?


Задание 33(С6)


Назовите любые три основания ограничения свободы завещания предусмотренные законодательством.


Задание 34(С7)

Прочитайте фрагмент Русской Правды.

Определите к каким отраслям современного права можно отнести содержащиеся в ней нормы. Поясните ответ

«1. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.

2.А кто распашет полевую межу или испортит межевой знак, то за обиду 12 гривен.

3.Если умрет смерд без детей, то наследство (отдать) князю; если будут у него дочери дама, то дать часть на них; если они будут замужем, то не давать им части».

Задание 35(С8)


Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Наследственное право».


Задания для группы №2

№2

Задача №1

После смерти наследодателя, не оставившего завещания
претензии на наследование его имущества заявили следующие родственники:

1)родная сестра;

2)родная племянница, дочь сестры;

3)родной племянник, сын родного брата наследодателя;

4) двоюродный племянник, сын двоюродного брата наследодателя. В течении двух лет находившийся на иждивении наследодателя.

Кто из перечисленных родственников наследодателя может наследовать его имущество? Почему некоторые из перечисленных лиц могут наследовать имущество наследодателя, а другие нет?

Что изменится, если выяснится, что наследодатель к моменту своей смерти был женат?


Задание 34(С7)

После смерти гражданина Е. выяснилось, что все имущество, имевшееся до брака, а также нажитое во время супружеской жизни, он завещал детскому дому, в котором вырос. Вдова наследодателя подала заявление в суд, требуя свою долю наследства.

Статьи какого кодекса станут основанием для разбора дела в суде?

Имеет ли вдова право на долю в наследстве, если в завещании она не указана?

Объясните, как, согласно закону, может быть решен вопрос о наследстве в данном случае.


Задание 32(С5)

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие наследственное право? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте 2 предложения: одно предложение содержащее информацию о способах наследования, и одно раскрывающее особенности завещания.

Задание С8


Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Наследственное право».



Задания для группы №3

Задача №1

К моменту смерти наследодателя жили следующие его потомки:

1) сын;

2) дочь этого сына;

3)Двое сыновей другого сына наследодателя, умершего до его смерти;

4)сын дочери наследодателя, умершей до его смерти.

Кто является наследниками и в каких долях? На основании каких прав различные наследники могут быть призваны к наследованию в данном случае?

Задание (С7)

Гражданин К. скончался, оставив завещание. Все принадлежавшее ему имущество он оставил своей второй жене. От первого брака у него осталось двое детей, один из сыновей несовершеннолетний. Также у него осталась 83-летняя мать. Завещание было оспорено родственниками умершего в суде.

Какое решение может принять суд?

Приведите не менее трех позиций.

Задание 35(С8)


Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Наследственное право».

Домашнее задание: написать эссе по одному из высказываний, которые мы использовали при определении темы урока.


VII. Рефлексия. «Рюкзак»
Учитель: Какие знания, умения, навыки вы получили на уроке и возьмете с собой в жизнь? Подведение итога урока







Приложение


Лист учета выполнения заданий на уроке

(Группа№1)

Фамилия, имя:


Устные ответы по теории наследственного права

Тест

Задача №1

Задание

С:6

Задание

С:7

Задание

С:8








Лист учета выполнения заданий на уроке

(Группа№2)

Фамилия, имя:


Устные ответы по теории наследственного права

Тест

Задача №1

Задание

С:5

Задание

С:7

Задание

С:8








Лист учета выполнения заданий на уроке

(Группа№3)

Фамилия, имя:


Устные ответы по теории наследственного права

Тест

Задача №1

Задание

С:5

Задание

С:7

Задание

С:8
















Литература:

1.Конституция РФ

2.Гражданский кодекс РФ(новая редакция по состоянию на 1 марта 2014), Москва 2014г.

3.Учебник Право (профильный уровень).А.Ф. Никитин. Дрофа 2013г.

4.Практикум по праву 9-11классы . С.А. Зинина, Т.А. Корнева. Планета. 2012г.

5. Методическое пособие по курсу Основы правовых знаний. Москва. Вита-Пресс. 1999г

6. Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ 10-11.

Р.В. Пазин. Ростов-на-Дону. Легион.2014г.

7. Интернет-ресурсы. Преподавание истории в школе. Г.А. Борознина. Методическая разработка урока права «Наследование»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!