Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №37»
(МБОУ СОШ №37 г.Шахты)
Разработка урока
права в 11 кл.
по теме «Наследственное право» в
Выполнила учитель истории
Бондаренко Валентина Петровна
г. Шахты
2021
Урок по праву: Наследственное право в 11кл.
Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, ребята. Прошу садиться.
Ребята, чтобы определить тему нашего урока, ознакомьтесь с высказываниями, которые вы видите на интерактивной доске, определите основную проблему их и сформулируйте тему урока.
Никогда не говори, что знаешь человека, если ты не делил с ним наследство. (Иохан Лаватер)
Под плачем наследника часто скрыт веселый смех.
(Публилий Сир)
Ответы учеников. Вы правы, ребята, эти высказывания объединяет понятие «Наследство или наследование» и тема нашего урока «Наследственное право»
В соответствии с темой определите цели и задачи урока:
Цель: - изучить нормы наследственного права;
-научиться определять круг наследников;
- выяснить порядок получения наследства ;
- развивать умения анализировать правовые ситуации, которые регулируются нормами наследственного права;
- продолжить формирование правовой культуры учащихся, воспитание уважения к правам и свободам человека (право собственности).(Ученики определяют и называют цели урока, учитель корректирует их и записывает на доске или слайде)
У нас сегодня нет презентации, но мы ее будем создавать совместными усилиями в ходе урока. Кто из вас хотел бы заняться этим ответственным делом? Как вы думаете, что будет являться ее первыми слайдами? (Ответы учеников )Верно -это тема и цели урока.
Ожидаемые результаты:
Я надеюсь, что после этого урока вы сможете:
Объяснять кто такие наследодатель и наследник, что такое завещание и называть условия его действительности.
Описывать порядок наследования по закону, условия получение наследства.
Анализировать правовые ситуации, регулируемые нормами наследственного права.
Оборудование: правовые ситуации, , Гражданский кодекс РФ
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок- погружение
Ход урока:
А сейчас давайте определим опорные понятия данной темы.
Наследование-это переход после смети гражданина принадлежащего ему на праве частной собственности имущества к одному или нескольким лицам
Наследование – это такой вид сделки, который мы называем односторонним, так как наследование вступает в силу лишь после смерти наследодателя.
Кто такой наследодатель и наследник?
Наследственное право – это совокупность гражданско-правовых норм, которые устанавливают порядок перехода прав и обязанностей умершего к его наследникам.
Наследодатель-гражданин после смерти, которого его имущество переходит по наследству.
Наследник-лицо, наследующее имущество наследодателя.
Что относится к наследству?
Наследственная масса-имущество…
Учитель: как вы, думаете, надо ли опорные понятия включить в презентацию?
Как можно получить наследство?
1. По закону (табличка на доске)
2. По завещанию
3. По праву представления
4.Через наследственную трансмиссию
НАСЛЕДСТВО |
ПО ЗАКОНУ | ПО ЗАВЕЩАНИЮ | ПО ПРАВУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ | ЧЕРЕЗ НАСЛЕДСТВЕННУЮ ТРАНСМИССИЮ |
Завещание – это письменный документ, составленный надлежащим образом и содержащий распоряжение наследодателя о переходе его имущества и имущественных прав после его смерти к определенным лицам.
Кому можно завещать наследство?
Существует особый принцип – принцип свободы завещания. Принцип свободы завещания – завещать любому человеку, либо организации, либо государству.
Наследник |
Физическое лицо | Юридическое лицо | Государство |
(составить схему на доске)
Хорошо. А теперь давайте более тщательно проверим ваши знания по теме «Наследственное право » с помощью теста.
Вопросы тестирования
1. Приоритетной формой наследования по действующему законодательству является…
А) наследование по закону;
Б) наследование по завещанию.
2. Могут ли выступать предметом наследования нематериальные блага?
А) да;
Б) нет;
В) нет, но они могут защищаться родственниками.
3. Наследство открывается…
А) со смертью гражданина;
Б) с момента оглашения завещания;
В) через месяц после смерти гражданина;
Г) после оглашения всех родственников.
4. Могут ли призываться к наследованию граждане, зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства?
А) нет;
Б) да;
В) да, если о них знал умерший гражданин.
5. Могут ли призываться к наследованию по завещанию иностранные государства и международные организации?
А) да;
Б) да, но только если эти государства и организации являются участниками соответствующего международного договора;
В) нет.
6. Наследуют ли по закону родители после детей, в отношении которых родители были в судебном порядке лишены родительских прав?
А) да;
Б) нет,
В) нет, если они не восстановлены в этих правах ко дню открытия наследства.
7. Допускается ли совершение завещания через представителя?
А) допускается;
Б) допускается только в случае, если представителем является супруг наследодателя;
В) не допускается.
8. Допускается ли совершение завещания двумя или более гражданами в виде одного документа?
А) не допускается;
Б) допускается, если они являются супругами;
В) допускается.
9. Обязан ли завещатель, лишая наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, указать причины такого лишения?
А) нет;
Б) да;
В) да, если лишает прав всех наследников.
10. Можно ли гражданин завещать имущество, которое он может приобрести в будущем?
А) нет;
Б) да, если он указывает конкретное имущество;
В) да.
11. По общему правилу для завещания установлена следующая законодательная форма:
А) простая письменная форма;
Б) в исключительных случаях допускается устная форма;
В) письменная форма, удостоверенная нотариусом
12. Допускается ли по действующему законодательству «закрытое завещание», когда завещатель не предоставляет нотариусу и др. лицам, возможности ознакомиться с его содержанием?
А) нет;
Б) да;
В) только если завещатель полностью дееспособен.
13. Допускается ли устная форма завещания?
А) нет;
Б) да, если присутствуют не менее 2 свидетелей и нотариус;
В) да, если нет иной возможности составить завещание;
Г) да, при завещании в чрезвычайных обстоятельствах.
14. В случае если завещатель оформляет новое завещание, при этом им уже сделано завещание…
А) новое не имеет юридической силы;
Б) старое утрачивает свою юридическую силу.
15. Сколько очередей наследования по закону предусмотрено действующим законодательство?
А) четыре;
Б) пять;
В) семь.
Г) восемь
16. Наследниками первой очереди по закону являются
А) супруг наследодателя;
Б) дети, супруг и родители наследодателя.
В) супруги и родители наследодателя.
17. Прадедушки и прабабушки наследодателя относятся…
А) к четвертой очереди;
Б) к пятой очереди.
18. Выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность …
А) муниципалитету;
Б) соседям наследодателя;
В) Российской Федерации.
19. Допускается ли принятие наследства под условием или с оговорками?
А) да;
Б) да, если несколько наследников;
В) нет.
20. По общему правилу наследство может быть принято в течение …
А) шести месяцев со дня открытия наследства;
Б) двенадцати месяцев со дня открытия наследства;
В) пяти лет со дня открытия наследства;
Г) десяти лет со дня открытия наследства.
Пока одни ученики проверяют свои знания способом тестирования, другие решают задание по заполнению схемы. (Один ученик выполняет задание у доски).
Заполните схему «Формы завещания»
Простая письменная (в случае ) | |
| нотариально | - больница - - - |
2 свидетеля | | |
Учитель: А сейчас мы с вами посетим импровизированный суд. Выслушайте внимательно суть искового заявления исца.
Секретарь; встать! Суд идет.
Слушается дело , Цыплаков А.Г
Мой отец, Цыплаков А.Г., умер 24 сентября 1993 года. Я, истец по настоящему делу, в течение шести месяцев после его смерти наследство не принял, поскольку не знал о том, что у отца было имущество, подлежащее наследованию, а именно я не знал, что при жизни он владел именными акциями ОАО “ НАК АЗОТ”. Отец никогда при жизни не говорил мне того, что является акционером указанной компании и у него есть акции.
Т.е. считаю, что пропустил срок для принятия наследства по уважительной причине (по незнанию). Я узнал о том, что у отца были акции ОАО “ НАК АЗОТ” только в июле 2006 года, и сразу же обратился к нотариусу, а затем в суд с настоящим исковым заявлением. Считаю, что пропустил срок для принятия наследства по уважительной причине и поэтому прошу суд восстановить указанный срок и признать за мной право собственности на наследство по закону на 12 акций ОАО НАК “ АЗОТ”, оставшихся после смерти наследодателя Цыплакова А.Г. на сумму 200 800 рублей”.
Оглашается решение суда,
Ознакомившись с делом суд вынес следующее решение: восстановить срок для принятия наследства Цыплаковым Геннадием Александровичем; признать его наследником, принявшим наследство; признать за ним право на наследство по закону на 12 акций ОАО НАК “АЗОТ”, оставшихся после смерти отца Цыплакова А.Г.
Что вам известно по поводу срока принятия наследства? (В течении 6 месяцев). Почему судья вынес такой вердикт? (Ученики находят и указывают на ст.1155. По заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течении 6 месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали. Суд определяет меры по защите прав наследника на получение причитающейся ему доли наследства.
Учитель:Тестирование показало, что большинство из вас тему усвоили хорошо.
А теперь выполним задания для применения наших знаний на практике
Критерии ответа.
1.Указать вид наследования.
2.Определить наследников
Задания для группы №1
№1
Наследодатель завещал все свое имущество постороннему лицу. После его смерти оставались в живых две дочери, возраст которых был 16 и 18 лет соответственно.
Кто будет наследовать имущество умершего и в каких долях?
Что изменилось бы, если бы дочерям умершего к моменту его смерти исполнилось 18 и 20 лет соответственно?
Задание 33(С6)
Назовите любые три основания ограничения свободы завещания предусмотренные законодательством.
Задание 34(С7)
Прочитайте фрагмент Русской Правды.
Определите к каким отраслям современного права можно отнести содержащиеся в ней нормы. Поясните ответ
«1. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.
2.А кто распашет полевую межу или испортит межевой знак, то за обиду 12 гривен.
3.Если умрет смерд без детей, то наследство (отдать) князю; если будут у него дочери дама, то дать часть на них; если они будут замужем, то не давать им части».
Задание 35(С8)
Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Наследственное право».
Задания для группы №2
№2
Задача №1
После смерти наследодателя, не оставившего завещания
претензии на наследование его имущества заявили следующие родственники:
1)родная сестра;
2)родная племянница, дочь сестры;
3)родной племянник, сын родного брата наследодателя;
4) двоюродный племянник, сын двоюродного брата наследодателя. В течении двух лет находившийся на иждивении наследодателя.
Кто из перечисленных родственников наследодателя может наследовать его имущество? Почему некоторые из перечисленных лиц могут наследовать имущество наследодателя, а другие нет?
Что изменится, если выяснится, что наследодатель к моменту своей смерти был женат?
Задание 34(С7)
После смерти гражданина Е. выяснилось, что все имущество, имевшееся до брака, а также нажитое во время супружеской жизни, он завещал детскому дому, в котором вырос. Вдова наследодателя подала заявление в суд, требуя свою долю наследства.
Статьи какого кодекса станут основанием для разбора дела в суде?
Имеет ли вдова право на долю в наследстве, если в завещании она не указана?
Объясните, как, согласно закону, может быть решен вопрос о наследстве в данном случае.
Задание 32(С5)
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие наследственное право? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте 2 предложения: одно предложение содержащее информацию о способах наследования, и одно раскрывающее особенности завещания.
Задание С8
Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Наследственное право».
Задания для группы №3
Задача №1
К моменту смерти наследодателя жили следующие его потомки:
1) сын;
2) дочь этого сына;
3)Двое сыновей другого сына наследодателя, умершего до его смерти;
4)сын дочери наследодателя, умершей до его смерти.
Кто является наследниками и в каких долях? На основании каких прав различные наследники могут быть призваны к наследованию в данном случае?
Задание (С7)
Гражданин К. скончался, оставив завещание. Все принадлежавшее ему имущество он оставил своей второй жене. От первого брака у него осталось двое детей, один из сыновей несовершеннолетний. Также у него осталась 83-летняя мать. Завещание было оспорено родственниками умершего в суде.
Какое решение может принять суд?
Приведите не менее трех позиций.
Задание 35(С8)
Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Наследственное право».
Домашнее задание: написать эссе по одному из высказываний, которые мы использовали при определении темы урока.
VII. Рефлексия. «Рюкзак»
Учитель: Какие знания, умения, навыки вы получили на уроке и возьмете с собой в жизнь? Подведение итога урока
Приложение
Лист учета выполнения заданий на уроке
(Группа№1)
Фамилия, имя:
Устные ответы по теории наследственного права | Тест | Задача №1 | Задание С:6 | Задание С:7 | Задание С:8 |
| | | | | |
Лист учета выполнения заданий на уроке
(Группа№2)
Фамилия, имя:
Устные ответы по теории наследственного права | Тест | Задача №1 | Задание С:5 | Задание С:7 | Задание С:8 |
| | | | | |
Лист учета выполнения заданий на уроке
(Группа№3)
Фамилия, имя:
Устные ответы по теории наследственного права | Тест | Задача №1 | Задание С:5 | Задание С:7 | Задание С:8 |
| | | | | |
Литература:
1.Конституция РФ
2.Гражданский кодекс РФ(новая редакция по состоянию на 1 марта 2014), Москва 2014г.
3.Учебник Право (профильный уровень).А.Ф. Никитин. Дрофа 2013г.
4.Практикум по праву 9-11классы . С.А. Зинина, Т.А. Корнева. Планета. 2012г.
5. Методическое пособие по курсу Основы правовых знаний. Москва. Вита-Пресс. 1999г
6. Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ 10-11.
Р.В. Пазин. Ростов-на-Дону. Легион.2014г.
7. Интернет-ресурсы. Преподавание истории в школе. Г.А. Борознина. Методическая разработка урока права «Наследование»