Организационный момент. Приветствие Проверка готовности учащихся к уроку Проверка отсутствующих. Накануне вам было дано задание: повторить основные понятия и термины, вопросы темы «География населения мира». Подготовка к уроку:класс делится на команды. Участники выбирают название команды и капитана. Капитан составляет список членов команды, распределяет, кто будет отвечать на вопросы, оценивает ответы учащихся, следит за порядком. - Сегодняшний урок у нас пройдет в форме игры, в ходе которой мы повторим, закрепим полученные знания по теме "География населения мира". В ходе игры за свои правильные ответы будете зарабатывать жетоны. В конце урока подведем итог. Повторение и обобщение. Слайд 4. 1. Конкурс "Гонка за лидером" 1. В каком государстве наблюдается наибольшая плотность населения? (Бангладеш) 2. Один из элементов воспроизводства населения? (Рождаемость) 3. Как называют перемещение людей через границы с переменой места жительства? (Миграция) 4. Единица измерения естественного прироста, рождаемости и :солености воды? (Промилль) 5. Скопление городов, их слияние (Агломерация) 6. Процесс роста городов и увеличения числа горожан (Урбанизация) 7. Назовите мировую религию, занимающую второе место по числу верующих (Ислам) 8. Национальная религия китайцев (Конфуцианство) 9. Государство - лидер по числу жителей (Китай) 10. Один из типов этнических сообществ (Семья) Слайд 5. 2 Конкурс "Дальше…Дальше…(Ты мне,я тебе)" Необходимо прокомментировать содержание понятий на выбранной вами карточке. Макс. Количество 1 балл. 1."Демография", Демография- наука, изучающая население с точки зрения таких характеристик, как численность и плотность. 2."Этнос" Этнос- основная единица классификации всех народов мира, обозначающую конкретный народ со своей историей, своей самобытной культурой, своим самосознанием и самоназванием. 3."Естественный прирост" Естественный прирост населения — превышение рождаемости над смертностью, то есть разница между количеством родившихся и количеством умерших за определенный период времени. 4. "Урбанизация" Урбанизация — это рост городов вследствие перемещения населения из сельских районов в поисках лучшей работы и лучших условий для жизни. 5. "Эмиграция" Эмиграция - добровольное или вынужденное переселение, переезд из одной страны в другое государство на временное или постоянное место жительство. 6."Демографический взрыв" Демографический взрыв— сверхвысокие темпы роста численности населения на определённой территории 7. «Демографическая политика» Демографическая политика-система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении. 8 Воспроизводство населения — смена поколений в результате естественного движения населения. 9. "Демографическая зима" Демографическая зима— 1 тип характерен для экономически высокоразвитых стран в целом, а также для постсоветского пространства. Он характеризуется низкими показателями рождаемости и смертности, близким к 0 естественным приростом, а для некоторых стран и естественной убылью населения. 10."Демографическая весна" Демографическая весна- II тип воспроизводства, ему свойственны высокие показатели рождаемости и относительно низкая смертность. Относительно низкая смертность сейчас характерна практически для всего мира, и связано это, в первую очередь, с большими успехами медицины в борьбе с эпидемиями и детской смертностью. Высокая же рождаемость в развивающихся странах во многом связана с национальными и религиозными традициями и отсутствием возможностей планирования семьи. Рождение детей здесь происходит по принципу «сколько Бог дает, столько и рождается». Слайд 6. 3 Конкурс «Спешите видеть» Работа с контурными картами. На контурную карту нанести (разными цветами) страны 1 типа воспроизводства и страны 2 типа воспроизводства (не менее 10 стран каждого типа) Слайды 7-8 Слайд 9. 4 Конкурс "Темная лошадка". Слайд 10-11 Изучая географию религий, вы познакомились с географией основных религий. Каждая из них влияет на традиции, бытующие среди верующих. Типичный пример влияние религий – различного рода запреты. Например, у христиан грешно употреблять конину, у индусов – строжайший запрет на забой коров и потребление говядины. Мусульмане и иудеи не употребляют в пищу свинину. У ламаистов не менее строгий запрет на обработку и любые формы механического воздействия на землю.
В чем, на ваш взгляд, практический смысл запретов?
Какие ещё запреты подобного рода вам известны. Время на обдумывание 2 минуты. Слайд 12. 5 Конкурс "Заморочки из бочки" Вопросы по 2 балла. 1. Древнегреческий математик и философ рассматривал человеческую жизнь в определённом аспекте. В каком именно?
2. В Нью-Йорке больше ирландцев, чем в Ирландии, больше евреев, чем в Израиле, есть своя малая Италия, свой «Чайнатаун», чем вы это можете объяснить?
3. Мужчины, какой национальности носят паранджу? Вопросы по 3 балла. 1. Люди этих населённых пунктов живут очень уединенно, связь с внешним миров осуществляется преимущественно через радио и телефон. О какой форме расселения идёт речь?
2. Продолжите «Численность мужчин выше численности женщин в тех странах где…
3. –люди писал Н.Н.Баранский, не перелётные птицы, и их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами». О каком процессе речь?
Слайд 13 Конкурс 6 "Домашнее задание" Дома, в своих семьях вы должны были выяснить, сколько было детей у ваших бабушек. Прабабушек, построить график, иллюстрирующий изменение числа детей в семье, и проанализировать его. За которую вы получите ещё одну оценку. Слайд 15 Видео-песня Слайд 16 Подведение итогов. Жюри подсчитывают жетоны. В конце игры объявляет результаты, определяет команду-победителя и самых активных игроков. Учитель оценивает лучших игроков. Выставление оценок. Слайд 17 Спасибо за урок! Все свободны! |