Технологическая карта урока окружающего мира
Класс:1
УМК: «Школа 2100»
Тема урока: Наши помощники – домашние животные и культурные растения
Технология: проблемное обучение
Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о домашних животных;
- познакомить с ролью домашних животных в хозяйстве человека;
- познакомить с разнообразием домашних животных и их особенностями;
- воспитывать бережное отношение к домашним животным.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, беспроводная мышка, презентация, энциклопедия, дидактический материал.
ХОД УРОКА
Ι. Актуализация знаний. Повторение. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
1.Организационный момент.
[слайд 2] Ребята, какой девиз вам помогает преодолеть трудности на уроке?
Когда мы УЛЫБАЕМСЯ,
Мы реже ошибаемся
-У вас на столе лежат смайлики: радостный и грустный. Посмотрите, какой из них отражает ваше настроение. Выберите его, покажите.
- Я надеюсь, что вам позволит ваше хорошее настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?
- Я думаю у тех ребят, у кого сейчас настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.
2.Формулирование темы и цели урока
- Готовы преодолевать трудности на уроке? [слайд 3] Отгадайте загадки:
1. Хвост крючком.
Нос пятачком (Поросёнок)
2. Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое? (Корова)
3. В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке,
Только желтые лучи
У него не горячи (Подсолнух)
4. Над землёй зелёный хвост,
Под землёю красный нос.
Зайчик уплетает ловко...
Как зовут её? (Морковь)
[слайд 4] На какие группы можно распределить эти изображения? (Домашние животные и культурные растения)
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на этом уроке? (О домашних животных и культурных растениях)
[слайд 5] На прошлом уроке вы рассказывали о своих питомцах. Закройте глаза и представьте их рядом с собой: вы играете с ними, гладите их, гуляете.
- Какие эмоции вы испытали? (Положительные)
- Кем являются для вас ваши питомцы? (Друзья, помощники)
- Ребята, кто догадался какая тема урока? (НАШИ ПОМОЩНИКИ – домашние животные и культурные растения)
[слайд 6] Правильно. Тема урока: «НАШИ ПОМОЩНИКИ – домашние животные и культурные растения».
- Ребята, так как это тема объемная, сегодня на уроке мы поговорим только о домашних животных, а культурных растениях - на следующем уроке.
– Какую цель поставим на уроке? (Узнать чем отличаются домашние животные от диких животных; познакомиться с домашними животными; узнать, почему домашние животные являются нашими помощниками)
3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
ΙΙ. Совместное открытие знаний
1.Фронтальная работа
[слайд 7] На какие группы можно распределить данных животных? (На домашние и дикие животные)
[слайд 8] Где живут дикие животные? (Сами по себе, в природе)
- Почему животных называют домашними? (Живут рядом с человеком)
- Ребята, как вы думаете, всегда ли было так, что рядом с человеком жили животные? (Ответы обучающихся)
(доклад ученика) [слайд 9] Давным-давно, когда еще на Земле не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили вокруг его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Так появились собаки, которые стали защищать человека от его врагов, помогали ему искать и добывать пищу. Постепенно человек стал приручать и других диких животных: кошек, коз, коров, свиней, лошадей. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
- Ребята, откуда появились домашние животные? (Человек приучил диких животных)
2. Работа в группах
- Ребята, для того, чтобы узнать являются ли домашние животные – нашими помощниками, нам предстоит провести исследовательскую работу.
- Исследование вы будете проводить работая в группах:
1 группа «Строители»
Задание: Определите, где живут домашние животные, названия их жилища. Кто строит для них жильё.
2 группа «Фермеры»
Задание: Определите, кто заботится и кормит домашних животных, чем питаются домашние животные.
3 группа «Животноводы»
Задание: Собрать пару: животное и его детёныша. Определите, как называют детёнышей домашних животных.
4 группа «Исследователи»
Задание: Определите, какую пользу приносят домашние животные человеку.
Вспомнить правила работы в группе.
3. Анализ работы в группе
1 группа «Строители»
[слайд 10] Где живут домашние животные? (Живут рядом с человеком, скотный двор, животноводческая ферма)
- Кто строит для них жилища? (Человек)
- Как называются жилища данных животных?
[слайд 11] Обучающиеся самостоятельно управляют беспроводной мышкой и анализируют свой ответ:
Поросята – свинарник
Корова – коровник
Курица – курятник
Лошадь (конь) – конюшня
Овца, коза, баран – в хлеву
Собака – в конуре (будка)
Пчёлы – улья
- Молодцы! Ребята, оцените работу 1группы.
( Движениями рук: руки вверх-отлично справились, в стороны - возникло затруднение, вниз - не справились с заданием.)
2 группа «Фермеры»
[слайд 12] Кто ухаживает за домашними животными? (Человек)
- Как люди за ними ухаживают? (Человек их кормит; строит им жилища; лечит, когда они болеют)
- Чем питаются домашние животные?
[слайд 13] Обучающиеся самостоятельно управляют беспроводной мышкой и анализируют свой ответ.
- Молодцы! Ребята, оцените работу 2 группы.
3 группа «Животноводы»
-Как называют детёнышей домашних животных?
[слайд 14] Обучающиеся самостоятельно управляют беспроводной мышкой и анализируют свой ответ:
у коровы – телёнок
у свиньи – поросенок
у лошади – жеребёнок
у овцы – ягнёнок
у козы – козлёнок
у курицы – цыплёнок, у утки - утёнок
у собаки – щенок
у кошки – котёнок
- Ребята, кто ухаживает за детёнышами домашних животных? (Люди)
- Как люди ухаживают за ними? (Человек их кормит; лечит, когда они болеют)
- Молодцы! Ребята, оцените работу 3группы.
4 группа «Исследователи»
[слайд 15] Какую пользу приносят домашние животные?
[слайд 16-17] Обучающиеся самостоятельно управляют беспроводной мышкой и анализируют свой ответ: домашние животные являются источником пищи (молоко, мясо), материалов (шерсть), либо выполняя рабочие функции (перевозка грузов, охрана), общение.
- Молодцы! Ребята, оцените работу 4 группы.
[слайд 18] Ребята, давайте подведём итог исследовательской работы.
– В чём отличие домашних животных от диких? (Домашних животных разводят люди. Люди кормят их и защищают, строят для них жилища, заботятся об их потомстве.
Дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством)
[слайд 19] Почему домашние животные являются нашими помощниками? (Домашние животные являются источником пищи, материалов, либо выполняя рабочие функции (перевозка грузов, охрана), общение)
– Молодцы! Активно и дружно работали в группе. Пора и отдохнуть.
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
III. Развитие умений – применение знания
1.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
[слайд 20] Ребята, найдите лишнее изображение? Почему?
IV. Итог урока
[слайд 21] Ребята, наш урок подходит к завершению. Давайте подведём итог урока.
– Что узнали нового?
– Ответили ли на главный вопрос урока?
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему научились?
– Кто или что вам помогало справиться?
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Ребята, если вам на уроке было всё понятно, и вы довольны своей работай, то опустите ваш смайлик в веселый сундучок. Если у вас возникли затруднения во время урока и вам немного грустно, то опустите смайлик в грустный сундучок.
Попробуйте на следующем уроке переложить его в сундучок другого настроения.
[слайд 22]