СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Наше Наследие.Русская изба"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Наше Наследие.Русская изба"»

Комитет по образованию администрации

МО Всеволожский муниципальный район Ленинградской области

Муниципальное Общеобразовательное учреждение

Романовская Средняя Общеобразовательная школа





Проектная работа

«Наше наследие»





Руководитель проекта:

Жидкова Л.С.

учитель технологии



Работу выполнили:

Альфимова С., Беседина А.,

Бицюк А., Лиходед А,.

Савельева И, Французова Ю,

Ширина В. -7Б класс


















Романовское сельское поселение

2017 год

1. Информационная характеристика проекта «Наше наследие».

1.1. Авторы проекта: Атамурадова С.,Альфимова С., Беседина А., Лиходед А. ,Равшан А., Савельева И., Французова Ю

1.2. Вид: долгосрочный, творческий, коллективный.

1.3. Участники: учащиеся 1-7кл.

1.4. Возраст: 7-14лет

1.5. Срок: 2015-2018.

1.6. Место нахождения: Ленинградская область, Всеволожский район,

п. Романовка д 24.

1.7. Руководитель: Жидкова Любовь Семёновна – учитель технологии.


















Содержание.

Введение ………………………………………………………………………...4

Этапы проекта…………………………………………………………………..5

1.1.Актуализация и исследование проблемы, её социализация…………….8

1.2 Цели и задачи проекта……………………………………………………6

1.3. Постановка и исследование проблемы……………………………………..9

I. Поисково - информационный этап……………………………………………9

1.4. Планирование работы проектной группы………………………….......12

1.5. Предполагаемый результаты………………………………………………13

II. Реализация проекта ………………………………………………………13

2.1. Экскурс в историю…………………………………………………………13

2.2. Практические результаты………………………………………………… 13

III. Итоги проекта……………………………………………………………….18

IV. Приложение…………………………………………………………………20

V. Список литературы………………………………………………………….27






















Введение

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Большинство современников очень поверхностно знакомо с русской культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Какие соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?

Ответить на эти вопросы – значить восстановить связь времён. Необходимо донести до сознания школьников, населения, что они являются носителями русской культуры, обычаев народа.

Этнография (от греческого слова «этнос» - древний) – наука, изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом понимается «исторически сложившаяся этническая общность - племя, народность, нация». Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания.

Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно - бытовой культуры.

Гипотеза:

Через изучения обычаев и традиций своего народа, родную песню, сказку, овладение языком своего народа учащиеся получат первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе подростка любознательность, чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.

Вовлечение педагогов, детей и их родителей в активную творческую деятельность по организации работы мини-музея позволит предоставить учащемуся доступ к культуре своего народа путем его действенного познания, расширить его жизненный опыт.

Этапы реализации проекта

1-й этап – подготовительный, сентябрь 2014 - май2015г.:

- изучение литературы;

- обсуждение проекта с родителями, педагогическим коллективом,

- обсуждение  с детьми и родителями варианты оформления мини-музея и пути сбора информации;

- определение  перечня экспонатов, которые составят основу коллекции.

- подбор литературы, аудиозаписей, фотографий по теме.

2 –й этап – практический, октябрь 2015  – май 2016г.:

оформление мини-музея «Русская изба»

Главная задача второго этапа – совместная (педагоги, дети, родители) реализация идей первого этапа (оформление, изготовление оборудования, макетов, сбор экспонатов).

Материальное:

  1. Создание в школе мини-музея «Русская изба»: предметов быта- стол, лавки, печь, люлька, сундук (мебель);

посуда и утварь - самовар, чугунок, расписная деревянная посуда, чугунный утюг и др.;

предметы обихода - веретено, прялка, ухват; домотканые половики, кружевные салфетки, расшитый рушник;

элементы народного костюма - косоворотка, женская рубаха, сарафан, лапти.

2.Оформление книжного уголка: «Русский фольклор» (сказки, потешки, прибаутки), книги по народному искусству и костюму.

Научно-методическое:

  1. Подбор и разработка планов, конспектов бесед и консультаций;

  2. Разработка и создание презентаций «Русская изба», «Куклы», традиционных праздников обрядов и праздников.

2. Создание картотеки и альбомов «Русский национальный костюм», «Золотая хохлома», «Дымковская и Филлимоновская игрушки», «Русские народные игры», «Народные праздники», «Народная игрушка».

3. Разработать для учащихся «Правила поведения в музее»

3 –й этап – заключительный, сентябрь 2016 - май 2017г.

- организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности учащихся в школе:  экскурсии в мини-музей «Русская изба»;

- использование экспонатов мини-музея для проведения образовательной деятельности с детьми, внеклассных мероприятий;

- презентация результатов реализации проекта для педагогов и родителей;

- диагностика полученных знаний школьников (составление кроссвордов;

- проведение конкурсов в каждом классе;

- выставка поделок «Творчество учащихся»;

-итоговое мероприятие: «Масленица»

1.1. Актуальность и исследование проблемы, её социализация.

Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию школьников является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения уащихся к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы учащимся особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний, позволит формировать эмоционально – окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности, интегрированного свойства личности, которое позволяет себе на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических событий, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

В нашей школе есть мини музей, расположенный в отдельной комнат, но мало кто знает об этом музее и мы, участники кружка «Исток» решили возобновить работу музея.

Новизна проекта.

Проект обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.

         В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, проект опирается на следующие ценности:

  • ценность мира, как общего дома для всех жителей Земли;

  • ценность любви к Родине, народу, выражающуюся в осознанном желании беречь природу,  заботиться о младших, уважать старших;

  • ценность слова, как возможность общаться;

  • ценность природы, как осознание себя частью природного мира, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства;

  • ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимопонимание;

  • ценность добра, как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия;

В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:

  • Художественно - эстетическое развитие

  • Коммуникативно – личностное развитие

  • Познавательное развитие

  • Речевое развитие 

 Обсудив с родителями, учителями мы выбрали методы работы в проектею:

- экскурсия в мини – музей;

- беседы с детьми;

- театрализованные представления;

- проведение русских народных игр;

- использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;

- рассказ о народных обычаях и традициях.

1.2. Цели и задачи проекта.

Цель:

  • развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания;

  • развитие навыков самостоятельной исследовательской работы у учащихся.
    Задачи:

- осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализация учащихся;

- развитие у детей представлений о русской культуре, особенностях жизни и быта русского народа.

- включить учащихся и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини- музея;

- способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;

- формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;

- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русского быта;

- ориентировать семью на нравственно-патриотическое воспитание детей;

 - ознакомить с особенностями народного быта;

- способствовать воспитанию у школьников основ музейной культуры, расширять кругозор.

- создать условия для творческого общения и сотрудничества педагогов, учащихся и родителей.

1.3. Постановка и исследование проблемы.

В настоящее время многие современные дети растут на фильмах, в которых насилие, жестокость становиться нормой, на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости, и не способствует гармоничному и нравственному развитию личности.
Речь учащихся невыразительная, неумение строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи подростков присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки -редко используются в разговорной речи или вообще забыты. Древнейшая логопедия - скороговорки прибаутки, песни, потешные и сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас детей.

Начиная работать над проектом, мы наметили вопросы, которые надо решить, провели исследование, определили тему проекта и составили план работы над проектом.

Поиски тематики проблемы были направлены на:

1. Обсуждение с родителями, друзьями различные предложения по организации работы музея.

2. Сбор информации по проблеме изучения истории родного края.

1.4. Планирование работы проектной группы.

I. Нами были разработаны приоритеты:

1. Создание атмосферы национального быта.

Собранные в музее предметы являются подлинными и оказывают большое влияние на формирование душевных качеств учащихся -любознательность, воспитывают чувство прекрасного, ощутить себя частью великого русского народа

2. Использование русского фольклора.

В устном народном творчестве отражены черты русского характера, присуще ему нравственные ценности- представление о добре, красоте, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством народа – всё это является богатейшим источником познавательного и нравственного развития учащихся.

3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками - «Рождество», «Святки», «масленица» и др.

Народные и обрядовые праздники тесно связаны с различными сторонами жизни крестьян, их укладом жизни - их народная мудрость, сохранённая в веках, должна быть передана молодому поколению.

4.Знакомство с народным искусством и ремёслами.

В орудиях труда, музыкальных инструментах отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты природы. Наблюдая за природой, за работой мастеровых, люди переносили на предметы быта, порождали самобытные образы – прекрасные росписи на прялках, посуде, игрушках.

4. Знакомство с русскими народными играми.

Русские народные игры привлекали развитием физической силы, ловкости, смелости, смекалки детей.

II. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;

III. Диагностика учащихся о русской культуре;

IV. Количество школ во Всеволожском районе школ.

V. Количество музеев русской культуры, быта крестьян открыты в школах Всеволожского района.

VI. В течение учебного года планируется проводить 1 раз в месяц:

1. Беседы.

Для 1-х классов: -«Русская изба»;

-Экскурсия в мини – музей «Русская изба»

Для 2- х классов: -«Русский народный костюм»;

-о русской печи;

-о традициях русского чаепития.

Для 3-4 классов:

-о русской матрешке;

-о дымковских игрушках.

Для 5-6классов:

- «Быт крестьян;,

- «Игрушки»;

-«Обряды и обычаи русского народа»:

Театрализованное представление «Масленица». Беседа «Русская изба».

Чтобы собрать информацию по нашей проблеме, мы сформировали пять исследовательских групп.



Ответственные

Вывод

1

Провести анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье

Группа 1.

Участвовало 20чел.

2

Провести диагностику учащихся о знании русской культуре (русская изба, национальная одежда, обряды и обычаи народа)

Группа 2

Участвовало

50 человек

3



Узнать количество музеев русской культуры, быта крестьян открыты в школах Всеволожского района.


Группа 3

В районе нет школьного музея

4

Проработать законы государственного, регионального и муниципального уровня

Группа 4

СМИ

5

Провести социологическое исследование среди различных категорий населения

Группа 5

Участвовало

50 человек

Вывод. Было опрошено 120 человек.

Изучение нормативно-правовой базы

Цель: узнать, насколько актуальна проблема школьных музеев, какие законы надо знать при создании музея.


Нормативно - методические документы


1. Письмо Министерства образования РФ от 12.03.2003г. № 28-51-181/16 Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16 «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)»
2. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
3. Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г.  № 729-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации  Концепции развития дополнительного образования детей»;
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
5.  Концепция развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года от 07 февраля 2013 года №3
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от8 сентября 2015 г. N 613 н «Об утверждении профессионального стандарта "педагог дополнительного образования детей и взрослых"
7. Разъяснения к приказу Минобрнауки от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» 

Иные распорядительные и нормативные документы системы российского образования по вопросам воспитания и дополнительного образования


Успешность деятельности школьного музея во многом определяется знанием нормативных документов различного уровня и умением применять их в повседневных практических ситуациях.

Уровни

Законы

Федеральный

1. Закон об образовании в Российской Федерации
2. Федеральный Закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»

. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

Региональный

Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений

Школьный

1.1 Положение (Устав) школьного музея с приложениями:

- Положение о совете музея

- Положение о попечительском совете (при наличии)

- Положение о совете ветеранов (при наличии);

1.2 Приказ о создании музея.

1.3 Приказ о назначении руководителя, должностные инструкции работников музея

1.4 Свидетельство (паспорт) школьного музея

1.5 Договора

1.5. Предполагаемый результат.

Данный проект пополнит знания учащимся о культурном богатстве русского народа, о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись, народно – прикладному творчеству).

Он основан на формировании эмоционального окрашивания чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение учащимся   совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрирующего свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Создание с помощью учащихся, родителей, педагогического коллектива, общественности мини – музея «Русская изба».

А также сплотит коллектив и взаимодействие родителей, учителей и детей.

II. Реализация проекта.

2.1. Экскурс в историю создания музея.

В 2003 году по инициативе учителя обслуживающего труда Мясниковой Г,В. в кабинете появились первые экспонаты: русский национальный костюм, куклы, изготовленные  учащимися.

В 2007 году в кабинете учащиеся под руководством учителя Жидковой Л.С. собрали несколько экспозиций по вышивке, народным промыслам, собралась большая коллекция кукол в национальной одежде


В 2010 году. Мини – музей размещён в помещении МОУ «Романовская СОШ»  в специально отведенном классе технологии.         

2.2. Практическая работа.

Работа в музее построена на общепринятых принципах работы:

-наглядность: коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал: - русская печка (в работе), деревянные лавки, посуда, утварь;

- изделия народных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец, Дымково;

- прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;

- лоскутные одеяла, подзорники, наволочки (вязанные и вышитые гладью);

- русские народные инструменты: балалайка, трещётки, бубен, гармошка.

Все это позволяет подвести учащихся к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

Интерактивность. В музее русского быта воссоздана уютная обстановка русской избы. Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей.

Содержанием работы музея русского быта является:

проведение тематической непосредственно-образовательной деятельности с учащимися;

посещение экспозиций сотрудниками, учащимися, их родителями и гостями школы;

организация экскурсий для детей и их родителей;

организация и проведение праздников по народному календарю

Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом: вышивка, вязание, шитье», «Народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники и др.».

Оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Женское ремесло», «Народные ремёсла» и другие.

Формы деятельности музея русского быта мы выбрали:

1. Проведение занятий в музее «Русская изба» (знакомство с предметами);

- тематические мероприятий по изучению русского быта и уклада жизни крестьян («Русские народные посиделки», «Рождественские колядки», ««Масленица», «Вербное врскресенье», «Пасха», «Святки».

2. Темы экскурсий в музей: «Устройство русской избы», «Деревянные игрушки», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом: прядение, вышивка, шитье, гончарное мастерство», «вепский народный промысел, «тряпичная кукла», «народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники» и др..

3. Пополнение экспонатов в мини-музее (совместно с педагогами).

4. Консультация для родителей «Народные традиции (выступление на родительских собраниях)»

5. Консультация для педагогов:

- Показ открытого занятия по ознакомлению детей с народными инструментами для педагогов.

- Демонстрация музейных экспонатов из вспомогательного фонда (слайды, репродукции, фотографии, музыкальное сопровождение);

6. Обыгрывание обрядов и традиций народных праздников (Масленица, Святки);

7. Продуктивные виды деятельности (роспись, аппликация, шитье и декорирование народных костюмов, изготовление кукол).

Продукт совместной деятельности с педагогами, учащимися и общественными организациями:

1.Ко Дню пожилого человека мы разработали и провели встречу с ветеранами труда. Подготовили выступление и испекли пироги.

2. Ко Дню учителя мы по русскому обычаю угощали учителей картофельными шаньгами с чаем. Всем очень понравились шаньги. Мы

подготовили рецепт приготовления картофельных шанег.

  1. Ко Дню защитника Отечества мы подготовили, совместно с участниками проекта «Протяни руку помощи» (руководитель Мельникова В.Л. , участники проекта - учащиеся 8-х классов) выступление в ЦСО «Ладога» и напекли

картофельные шаньги.

4. К празднику «Масленица» подготовили совместно с участниками проекта «Протяни руку помощи» (руководитель Мельникова В.Л. , участники проекта -учащиеся 8-х классов) и студией аэробики (руководитель Абремская С.Н. и учащиеся 2-6 кл.) концерт и напекли блинов.

Продукт детской деятельности: 

Во время проведение бесед, лекций, праздников мы проводили следующую работу (в сентябре – октябре было проведено 22 час., см приложение 1):
1. Пополнение альбомов: «Народный костюм», «Традиционная вышивка».

2. Конкурсы и выставка детских рисунков. Были подготовлены и проведены выставки рисунков «Музыкальные народные инструменты», «Пасхальное яйцо», «Народные традиции».

3. Конкурсы кроссвордов.

В октябре месяце, после проведения беседы во 2-х классах, мы провели конкурс кроссвордов на знание терминологии «Русская изба». Участвовали 82 человека.

5. К каждой беседе или конкурсу мы готовили презентации : «Русская изба», «Куклы», «Народные игрушки», «Национальный костюм».

6. Конкурс детских работ по росписи пасхальных яиц. В конкурсе участвовали три 5-х класса.

7. К празднику Светлой Пасхи мы провели беседу для 5 классов. Участвовали

19 человек.

2.3. Взаимодействие с общественными организациями

1.ЦСО «Ладога»

- встреча с ветеранами войны и труда: подготовили выступление к празднику Дню защитника Отечества, подготовили сувениры, присутствовало 32человка;

- встреча с ветеранами войны и труда: подготовили выступление к празднику Международному женскому дню, испекли пироги, приготовили сувениры;

- встреча с ветеранами войны и труда: подготовили выступление к празднику «Масленица», испекли блины, приготовили сувениры.

III. Практические результаты

Социологический опрос разных групп населения

(Анкета – см приложение )

Кто опрошен

Кол-во чел.


Родители учащихся

20

15% -хорошо разбираются в терминологии, по работе они связанны с народным творчеством.

35%- незначительные знания, в основном на уровне школьной программы.

50% -хотели бы заниматься вопросами. связанными с народным творчеством, но не хватает времени.

10% - не считают нужным тратить время на эти вопросы.

Учащиеся

50

65% - увлечены народным творчеством, занимаются в кружках.

27%-не хватает времени. это в основном старшие классы.

8%- неинтересно.

Население

50

32%- уделяют внимание вопросам народного творчества в основном это люди пожилого возраста.

49%-уделяют внимания вопросам народного творчества, посещают с детьми различные мероприятия.

19%- неинтересно, дорого, в основном мужчины.


С оциологический опрос разных групп населения






IV. Итоги проекта

Взаимодействие с социальными партнёрами, организациями

Социальный партнёр

Сроки

Вид связи

Результаты

1

Резник И.И. – директор МОУ «Романовская СОШ»

16.09.

2016

Личная встреча


Организация мероприятий, составление сметы

2

Белова И.В., специалист по социальной работе при администрации Романовской волости

23.09.

2016

Личная встреча

Организация и проведение Дня пожилого человека.

3

Завуч МОУ «Романовская СОШ» по внеклассной работе Везикко Т.В.

19.01. 2017

Личная встреча

Документальное оформление мини -музея «Русская изба»

4

Заведующая ЦСО «Ладога» Михайлова О.В

20.02. 2017

Личная встреча


Разработан план мероприятий проведения праздников

5

Елисеева А.Б. – учитель музыки


1.03. 2017

Личная встреча


Участие в проекте, музыкальное сопровождение

Беседа с Резник И.И. – директор МОУ «Романовская СОШ» обсуждение плана работы над проектом, составление сметы.

Встреча с Беловой И.В., специалистом по социальной работе при администрации Романовской волости. Результат встречи план организация мероприятий.

Беседа с завучем МОУ «Романовская СОШ» по внеклассной работе

Везикко Т.В -документальное оформление мини -музея «Русская изба»

Беседа с заведующая ЦСО «Ладога» Михайловой О.В. Результат встречи разработан план мероприятий проведения праздников



Мы выполняем очень нужную и важную работу по возрождению приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Учащихся и родителей включились в творческий процесс по созданию и пополнению мини- музея -приносят предметы быта, посуду.

Учащиеся школы с удовольствием занимаются в музее.


V. Приложение.

Приложение 1.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Романовская средняя общеобразовательная школа»


1. Информационная характеристика проекта «Наше наследие».

1.1. Авторы проекта: Атамурадова С.,Альфимова С., Беседина А., Лиходед А. ,Равшан А., Савельева И., Французова Ю

1.2. Вид: долгосрочный. Творческий, коллективный.

1.3. Участники: учащиеся 1-7кл.

1.4. Возраст: 7-14лет

1.5. Срок: 2015-2018.

1.6. Место нахождения: Ленинградская область, Всеволожский район,

п. Романовка д 24.

1.7. Наименование: мини - музей «Русская изба» Дата открытия: 1 сентября 1998г.

1.8. Руководитель: Жидкова Любовь Семёновна – учитель технологии.

1.9 Сведения о техническом состоянии комнаты.

Площадь помещения составляет 8,7 кв. м.

1.10. Тип музея: комната русского быта

1.11. Профиль музея: этнография

1.12. Цель создания музея: средствами мини - музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация обучающихся школы.

Задачи:

1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини - музея.

2. Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;

3. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;

4. Ориентировать семью на нравственно-патриотическое воспитание детей;

5. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;

6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы.

1.13. Музейные разделы: включает в себя экспозиции: «Русская изба», «Посуда и домашняя утварь», «Народные ремёсла: вышивка, вязание крючком и спицами, вязание, лоскутное шитьё», «Народный костюм» «Куклы», «Игрушки».

1.14. Виды экспонатов, их количество: предметы русского деревенского быта,

количество экспонатов 402 шт.

1.15. Наличие совета музея: учащиеся школы, педагогический совет.

1.16. Количество посетителей за год:

за 2014-2015: 21- учащиеся.

за 2015-2016: 56 - учащихся, педагоги -3 человека,

в 2016-2017 – 440 учащихся, родители -10 чел., гости школы-12чел.

1.17. Материальное обеспечение: поступление экспонатов от работников, родительской общественности, жителей п. Романовка.

1.18. Адресность: музей предназначен для учащихся и родителей, где с детьми проводится интегрированная непосредственно образовательная деятельность, досуги и развлекательные мероприятия, с использованием экспонатов музея.

1.19. Финансовая база музея складывается на основе благотворительной и безвозмездной помощи старинными вещами и образцами русского ремесла педагогами и родителями учащихся, населением.

Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей.

1.20 Организационно -методическое обеспечение:

- программа О.Л.Князевой «Приобщение детей к русской национальной культуре».

- А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях» СПб.: 2002г.

- А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома».

Азбука - классика, - программа Г.Х. Бураковой, Р.Ф. Головиной «Нам посчастливилось родиться на Руси».


Приложение 2.


«Утверждаю»

Директор МОУ «Романовская СОШ»

________/Резник И. И../


График

проведения экскурсий в мини - музей «Русская изба».

Класс

Ф.И.О классного руководителя

Эскурсовод

День недели

Урок

Дата проведения

Кабинет

1

Фирсова Н.С.

Альфимова С.

Беседина А.

понедельник

1

12.12

№7

2

Пименова А. А.

продлёнка

Бицюк А., Лиходед А., Равшан А.

четверг

6

15.12

№7

3

Кудрявцева Л.А.

Бицюк А., Лиходед А., Равшан А.

вторник

3

13.12


№7

4

Корогодина С.В.

Французова Ю.,

Пучкова Д.

пятница


------------


5

Репина З. Г.

Альфимова С.

Беседина А.

понедельник


--------


6

Мартьянова Т.Г.

Бицюк А., Лиходед А., Равшан А.

понедельник


-------


7

Шестопаль О.Г.

Французова Ю., Пучкова Д.

Вторник


---------


8

Берникова У.А.

Смирнова А.

Мотовилова В.

Вторник


---------=


9

Мороз Л.В.

Бицюк А., Лиходед А., Равшан А.

понедельник

1

19.12

№7

10

Ижорина К.А.

Смирнова А.

Мотовилова В

вторник

2

13.12

№7№7

11

Максимова Н.С

Французова Ю., Пучкова Д.

вторник

3

13.12

. №7

12

Калинкина В.В.

Альфимова С.

Беседина А.

среда

1

14.12

№7

13

Тюрина М.К.

Французова Ю., Пучкова Д.

вторник

3

20.12

№7

14

Котибенко Н.Е.

Альфимова С.

Беседина А.

пятница

2

16.12

№7

15

Михеева Л.А.

Савельева И.

Сурова В.

суббота

5

17.12

№7

16

Ковалева Т.В.

Савельева И.

Сурова В.

пятница

1

16.12

№7

17

Грешилова К.С

Бицюк А.

Лиходед А.

четверг

6

08.12

№7

18

Нестерова В.В.

Альфимова С.

Беседина А.

суббота

3

10.12

№7

19

Аничкина О.В.

Бицюк А.

Лиходед А.

понедельник

1

19.12


20

Наумова З.Н.

Альфимова С.

Беседина А.

среда


13.12

№7

21

Шамилова С.А.

Савельева И.

Сурова В.

пятница

5

15.12

№7

22

Чудина Л.Г.

Бицюк А.

Лиходед А.

Равшан А.

среда

5

13.12

№7

23


Всего: 22 экскурсии


Ответственные: Жидкова Л.С. –учитель технологии



Приложение 3.

Русская народная кукла

Тема проекта: «Русская народная кукла»

Цель: Пробудить интерес одноклассников к русской культуре и традиционной народной кукле.

Задачи:

- Познакомиться с историей возникновения народной куклы.

- Изучить виды кукол, и для чего предназначались .

- Провести опрос в классе «Какую роль кукла играет в жизни человека?» .

- Узнать народные традиции изготовления кукол. - Провести мастер класс -создать куклу своими руками.

Гипотеза: - Что, если куклы были волшебными. - Предположим куклы служили для игры.

Ку́кла — предмет в виде человека или животного, сделанный из ткани, бумаги, дерева, фарфора, пластика и других материалов. Слово «кукла» используется и в переносном смысле. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Даля: «Кукла: — щеголеватая, но глупая и бездушная женщина»

Виды русских народных кукол и их значение : Зернушка (Крупеничка), Неразлучники (свадебная кукла), Десятиручка.

Русский передник.
Виды передника в русском народном костюме:
передник «завязка»
передник «занавеска»
передник «запон»
Роль передника:
-предохранять одежду от загрязнения
-дополнять костюм, украшать его
-являться связующим звеном в цветовой композиции костюма
-закрывать не украшенную часть сарафана.


В отделке передника использовали узорное ткачество, вышивку, тесьму, атласную ленту, кумач и др.

Кубышка-травница Стригушка Кукла Колокольчик Вепская кукла (капустка, рванка)


Соломенная кукла.

Обрядовая и игровая кукла «Стригушка»

Кукол Стригушек , как правило делали родители для игры своим детям из соломы, лыка, льна, травы. Их наряжали в тряпочки, украшали разноцветными шерстяными нитями и даже рисовали личики. Этими куколками играли и ими украшали окна.

А вот куколки, сделанные из соломы первого снопа пшеницы считались священными. Первых куколок доверяли сделать самой проворной и трудолюбивой девушке. Куколку делали безликой, линию талии перетягивали красной нитью. Ритуал изготовления сопровождался песнями.

Стригушку ставили в красном углу до следующего урожая и она символизировала благополучие семьи.

Заключение.

Цель моей исследовательской работы достигнута, я узнала какие были русские народные куклы, а также,:

Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека, сделанная из разных материалов.

Гипотеза о том, что куклы были волшебными подтвердилась.

Куклам приписывались волшебные свойства. Люди верили, что они могут защищать от злых сил, принять на себя болезни и беды человека, принести ему счастье. Если человек хочет верить и видеть силу, в маленькой куколке, то эта кукла станет для него магической, волшебной.

Гипотеза о том, что куклы служили для игры подтвердилась частично.

Игровые куклы служили не только для развлечений, но были еще и лечебными. Для девочек изготовление кукол было экзаменом ее готовности к взрослой жизни. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.

Спасибо за внимание.



Литература:

О.Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре»

История русской печи 2011 Адрес доступа http//pechky.ru/novosti/istoriyaruskoipechi/


Приложение 4.

«Русская изба»

Занятия проводят обучающиеся 7класса.

Приложение 5.

Презентация «Традиции русского народа»

Приложние 6.

Анкета для участников опроса учителей и населения.

Приложение 7.

I. Нормативно - методические документы музея образовательного учреждения Федерального значения

Нормативные документы регулируют жизнедеятельность школьного музея.



1. Закон об образовании  в Российской Федерации
2. Федеральный Закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»
3.Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 179" Об утверждении положений о музейном фонде Российской Федерации, о государственном каталоге музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации"
4. Письмо Министерства образования РФ от 12.03.2003г. № 28-51-181/16 Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16 «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)»
5. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
6. Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г.  № 729-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации   Концепции развития дополнительного образования детей»;
7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
8.  Концепция развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года от 07 февраля 2013 года №3
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» 
14. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений

Иные распорядительные и нормативные документы системы российского образования по вопросам воспитания и дополнительного образования

II  Документы музея образовательного учреждения

1. Учредительные документы

1.1   Положение (Устав) школьного музея с приложениями:

               - Положение о совете музея

               - Положение о попечительском совете (при наличии)

               - Положение о совете ветеранов (при наличии); и т.д.   

1.2   Приказ о создании музея

1.3 Приказ о назначении руководителя, должностные инструкции работников музея

1.4 Свидетельство  (паспорт) школьного музея

1.5  Договора


 У школьного музея должен быть Устав или Положение о школьном музее, заверенное директором учреждения. Это положение (Устав) составляется на основе типового положения РФ о школьном музее. К положению или Уставу музея прилагаются локальные акты -  о совете музея, о попечительском совете, о совместной деятельности с различными организациями (отделом по делам молодежи).

1.1. В уставе (Положении) обязательно должны быть отражены: наличие музейного актива (Совета музея) из числа обучающихся и педагогов (возможно, других заинтересованных лиц), собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы, помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов, оформленная музейная экспозиция, прочие условия, которые прописываются в Уставе или Положении о музее.

1.2 Работа любого школьного музея начинается с принятия решения о создании школьного музея и определении его основной направленности. В школе или организации издается приказ о создании музея. Приказ утверждается руководителем учреждения.

1.3 Обязательным условием является приказ о назначении руководителя данного музея. В приказе указывается, на каких условиях принят руководитель, непосредственно руководителем школьного музея либо с совмещением (например, 1 ставка - педагог, 0.5 ставки – руководитель школьного музея). Также в приказе обозначается форма оплаты труда. Здесь возможны следующие варианты: оплата по ставке, по совмещению, в виде надбавок и доплат к основной ставке. Этот приказ обязательно должен быть подписан руководителем учреждения, при котором создан и работает данный музей. Копии этих приказов должны быть в музее.

Определяются должностные обязанности работников школьных музеев, согласно должностной инструкции руководителя школьного музея (сборник нормативно-правовых и инструктивно-методических материалов по вопросам работы музеев ОУ).  

1.4 Каждый школьный музей должен иметь Свидетельство о статусе школьного музея (паспорт). Это свидетельство (паспорт) музей получает в результате паспортизации или подтверждения паспортизации.

1.5 В музейную документацию входят копии договоров, (об аренде или предоставлении помещения (если музей находится не на территории школы), договоры о временном предоставлении экспонатов (например, из другого музея), договоры купли – продажи, приема – передачи экспонатов, и.т.д.). Эти договоры должны быть заверены подписью руководителя учреждения и печатью.


Приложение 8.

Директору

МОУ «Романовская СОШ»

Резник И.И

от учащихся школы



Уважаемая Инна Ивановна!


Группа учеников 7б класса МОУ «Романовская СОШ» подготовила праздник День защитника Отечества. Просим Вас отпустить группу для проведения мероприятия в ЦСО «Ладога» 20.02.2017 и оказать финансовую помощь в размере 251 руб.

Участники проекта . 16.02.2017

Приложение 9.

Практические результаты

Смета 1. Составление сметы на блины (праздник масленицы)

Продукты

Количество

Цена

Стоимость


1

яйцо

5шт.

12 руб.

60 руб.


2

мука

2кг.

20,50 руб.

41 руб.


3

Масло подсолнечное

1 бут

70 руб.

70 руб.


4

Сахар

50 г

принесли



5

соль

15 г

принесли



6

сгущенка

1банка

80 руб.

80 руб.



Всего



251 руб.


Приложение 10.

Смета 2. Составление сметы на пироги (праздник 8 марта)

Продукты

Количество

Цена

Стоимость

1

яйцо

5шт.

12 руб.

60 руб.

2

мука

2кг.

20,50 руб.

41 руб.

3

Масло подсолнечное

1 бут

70 руб.

70 руб.

4

Сахар

50 г

принесли


5

соль

15 г

принесли


6

сгущенка

1банка

80 руб.

80 руб.

7

капуста

2кг

40 руб

80руб

8

Лук репчатый

0.5кг

12 руб

6 руб


Всего



337 руб

Приложение 11.

Взаимодействие с социальными партнёрами, организациями

1.Беседа с заведующей ЦСО «Ладога» Михайловой О.М.

Мы сегодня провели праздник День защитника Отечества. Ветеранам войны и труда очень понравился праздник

Актуальным является вопрос организации досуга




Приложение 12.

Приложение презентация «Масленица».







Список литературы.

1. О.А. Ботякова «Российский этнографический музей детям», СПб, «Детство-пресс», 2001.

2. О.Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре»


3.Т.Я. Шпилякова «Бабушкины уроки», М., Гуманитарный издательский центр. 2001.

4. Т.Я. Шпилякова «Возвращение к истокам», М., Гуманитарный издательский центр. 2000

22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!