Урок 1. Наша речь. Виды речи
Цели: формировать умение распознавать виды речи; развивать устную речь.
Ход урока
Орг. Момент
Актуализация знаний
1.Минута чистописания
А Ав Ан
Ала ака
Анна ела арбуз
2.Словарный диктант: русский язык, пенал, карандаш, ученик, ученица, учитель, класс, дежурный, тетрадь, рисунок, рисовать, алфавит
3.Орфографическая минутка: водичка, , ночной, вершина, жизнь, грачата, чаща, чулок, щука
Самоопределение к деятельности
Что такое речь?
Обсудите в парах, какие виды речи бывают. Приведите примеры.
Сформулируйте тему урока.
Прочитайте на с. 5 учебника, что мы должны вспомнить и что обсудим при изучении этой темы.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Рассмотрите учебник. Как он называется?
Кто автор этого учебника?
Рассмотрите условные обозначения на с. 4.
На с. 159 прочитайте содержание.
Упр. 1 (с. 6).
Прочитайте стихотворение.
Назовите тему стихотворения. (Первое сентября.)
А какова главная мысль текста? (Школа - к знаниям дорога)
Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)
Упр. 2 (с. 6).
(Работа в парах. Учащиеся отвечают на вопросы и привод свои примеры.)
— Какая бывает речь? (Устная и письменная.)
Какую речь мы называем устной? (Ту, которую мы произносим и слышим.)
Какую речь мы называем письменной? (Ту, которую мы пишем и читаем.)
А какую речь называют внутренней? (Ту, когда мы обдумываем.)
Одним бывает трудно связать даже несколько слов, особенно если приходится говорить публично, т. е. перед другими людьми. У других, наоборот, речь, как в сказке А.С. Пушкина, «словно реченька журчит». Есть и мастера устной речи - ораторы, рассказчики.
V.Физкультминутка
VI.Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 3(с. 7).
Как вы понимаете пословицу «Видна птица по перьям, а человек по речам»?
Слово о словах
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай — не спеши.
Оно бывает то сурово.
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся.
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И людям радость отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку превратить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
В. Солоухин
- Выполните письменное задание к упражнению.
Упр. 4 (с. 7).
Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено?
Составьте небольшой текст к данному рисунку.
(Учащиеся устно составляют тексты и рассказывают их.)
2. Работа со словами из словаря
ЗДАПНИКР, ТЕВМЕС. (Праздник, вместе.)
Найдите слова праздник и вместе в орфографическом словаре.
Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
Составьте предложения со словами праздник и вместе, запишите.
Объясните смысл выражений.
• Будет и на нашей улице праздник. (И для нас наступит радость, торжество.)
• Как у праздника сидеть. (Сидеть ничего не делая.)
3.Работа в тетради на ПО
№1, 2, 3
VII.Рефлексия
- Для чего человеку нужна речь? Найдите нужный ответ и объясните свой выбор.
Чтобы сообщить что-то другим людям.
Чтобы выражать свои мысли.
Чтобы люди общались друг с другом.
Чтобы слова были связаны друг с другом.
Чтобы обдумывать свои мысли.
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Итог урока
- Какие виды речи вы знаете?
Домашнее задание
С.7 №4