СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Наша дружная семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Наша дружная семья"»

Конспект открытого урока по окружающему миру «Наша дружная семья»

2 класс

Цель: формировать навыки культуры общения и поведения в семье,  ознакомление и расширение кругозора обучающихся при изучении  понятий:  «семья», «культура общения».

Планируемые результаты

Предметные:

  1. Определять смысл понятий «семья», «культура общения.

  2. Соотносить  нормы культурного общения в семье и вне ее.

Метапредметные:

Регулятивные: контролировать свое поведение на уроке, понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить.

Познавательные: извлекать информацию из рассказа учителя, из иллюстраций, рассуждать и делать выводы, удерживать познавательный интерес.

Коммуникативные: уметь сотрудничать с учителем, одноклассниками, оценивать себя и окружающих.

Личностные: сохранять учебную мотивацию, готовность следовать нормам нравственного поведения, соблюдать уважительного отношения к родным людям, осознать важность культурного наследия своей семьи, испытывать чувство гордости за свою семью.

Метод: объяснительно-иллюстративный, нетрадиционное начало урока, презентация учебного материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Ресурсы: учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова, 2 класс, №2; раздаточный материал (карточки для парной работы).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

  1. Организационный этап

- Добрый день, дорогие ребята. Здравствуйте, уважаемые гости.

- Сегодня ученики 2 Ж класса приглашают всех на открытый урок окружающего мира.

- Чтобы наш урок прошел в доброй, дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла. Потрите ладони друг о друга до теплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладоням товарища – подарите свое тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.

Огромное солнце не делим на части

И вечную землю нельзя поделить.

А капельку счастья, вниманья, участья,

Ты можешь, ты должен

Друзьям подарить.

Присаживайтесь.

Приветствуют.






Трут ладони.


Касаются ладоней соседей.









Присаживаются.


  1. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка задач урока.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней прикреплены фотографии. Скажите, что или кто запечатлены на фото?

- Это самые близкие для вас люди. Как можно, одним словом назвать всех близких вам людей?

- Исходя из этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Ранее мы уже много говорили с вами о семье: готовили проекты «Моя семья», «Профессии моей семьи», готовили доклад «Как я помогаю маме», проходил классный час на тему «Главное - вместе».

- Тема сегодняшнего урока «Наша дружная семья». Какие цели перед собой мы поставим на этом уроке?

- На фото запечатлены родные и близкие наших одноклассников.


- Наша семья.



- Тема сегодняшнего урока «Наша дружная семья».






- Цель: формировать навыки культуры общения и поведения в семье,  ознакомление и расширение кругозора обучающихся при изучении  понятий:  «семья», «культура общения».


  1. Актуализация знаний и умений

-Перед тем, как мы начнем реализовывать главную задачу – знакомиться с правилами общения и поведения в семье, давайте послушаем, как вы понимаете, что такое семья.

- Кто хочет поделиться своим мнением? Свой ответ можно начать со слов «Семья – это …» или «Я считаю, что семья – это …».

- Наш ученик Калиничев Егор поработал дома с энциклопедией, словарем и Интернетом. Вот, что получилось.

- Я считаю, что больше всего подходит ответ на данный вопрос из словаря Ожегова. Семья – это группа, живущих вместе близких родственников.

- Спасибо, Егор, за ответ и за проделанную работу к уроку.







Ответы детей.


Выступление Калиничева Егора.


  1. Первичное усвоение новых знаний

- Откройте, пожалуйста, учебник на странице 42. Рассмотрите внимательно иллюстрацию, расскажите, как проводят время в семье Нади и Сережи.



- Ответим на вопрос из учебника под иллюстрацией. Как вы думаете, что такое культура общения?


- Тогда ответим на завершающий вопрос на странице 42.Нужна ли культура общения в семье?

- Какой вывод мы можем сделать после работы в учебнике?

- Рассмотрите на странице 43 в учебнике иллюстрацию и скажите, как взрослые помогают детям, и дети помогают взрослым в семье Нади и Сережи?


- Совершенно верно. В любой семье взрослые помогают детям, а дети помогают взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого.

- Расскажите, пожалуйста, а как вы еще помогаете взрослым? Как члены вашей семьи заботятся друг о друге?

- Какой вывод мы можем сделать?


- На рисунках показано, что все члены семьи проводят время вместе. Они узнают что – то новое, читают вместе книги, слушают музыку, играют в общие игры. А так же ухаживают за домашними питомцами.

- Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение друг к другу.


- Культура общения в семье нужна, чтобы семья была дружная и счастливая.


- В семье должны быть доброжелательные отношения, уважение.

- В семье Нади и Сережи все вместе ходят за продуктами, взрослые учат детей чему – то новому, читают книги, готовят, навещают родных в медицинских учреждениях.





Булаева Вика и Липаткин Артем, заранее подготовленные ученики, рассказывают о помощи и заботе в их семье.

- В любой семье все члены должны помогать , поддерживать и заботиться друг о друге.


  1. Физмиутка.

Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.

  1. Первичная проверка понимания.

- Сейчас мы с вами проведем практическую работу. Какую семью можно назвать дружной?


- На ваших столах лежат карточки. Здесь перечислено как ведут себя члены семьи. Давайте выберем те, которые относятся к дружной семье. Закрасьте цветным карандашом те утверждения, которые относятся к дружной семье.

Карточка.

  • Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

  • Члены семьи любят и не обижают друг друга.

  • Вместе занимаются домашними делами.

  • Каждый член семьи отдыхает отдельно.

  • Вместе ходят за продуктами.

  • Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

  • У каждого члена семьи свои интересы, никто не должен их поддерживать.

  • Все члены семьи должны уважать друг друга, соблюдают культуру общения.

  • Каждому члену семьи нужна отдельная квартира.

  • Живут в одной квартире.

Проверка работы.

- Какой вывод мы можем сделать?


- Это та семья, в которой все члены проводят вместе время, соблюдают культуру общения, помогают друг другу.

Приступают к работе с карточками.




























- Что в семье должны быть дружеские, уважительные отношения, все члены семьи должны проводить свое свободное время вместе, соблюдать культуру общения и любить друг друга.


  1. Первичное закрепление.

- А вы умеете правильно общаться в семье, умеете ли вы поддерживать своих членов семьи?

- Сейчас проверим.

Вам предложены несколько ситуаций. Ваша задача в паре подготовить ответ, рассказать , как вы поступите, какие слова подберете.

Ситуация 1.

Бабушка плохо себя чувствует. Что ты можешь сделать, чтобы ей стало легче?



Ситуация 2.

Родители из магазина принесли сладости. Но, так получилось, что вам и вашему брату или сестре сладости достались разные. Ваши действия.

Ситуация 3.

Мама вернулась с работы уставшая и грустная. Что вы можете сказать или сделать для нее?



- Ребята, вы, абсолютно правы. Какой вывод мы можем сделать после выполнения данного задания?

- Да.








- Вести себя тихо, предложить стакан воды, принести лекарство, укрыть одеялом, побыть рядом, предложить вызвать скорую.


- Спросить у брата или сестры что они хотят и уступить, разделить пополам, договориться.



- Поинтересоваться как у нее дела, поддержать, обнять, предложить свою помощь в готовке или уборке, взять всю ответственность на себя и дать маме отдохнуть.

- В семье должны быть гармония и лад. Члены семьи должны создавать уважительные отношения. Всех членов семьи нужно поддерживать, уступать им.


  1. Информация о домашнем задании.

- Если сейчас каждый произнесет слово «Семья», то услышит несколько слов, спрятанных в этом важном для всех слове. Какие ?

- Сейчас семьи состоят из трех и более членов семьи. А раньше семьи были больше. И слово семья выбрано не зря. Это означало «семь таких же, как и я».

- В нашем классе тоже есть дети, в семьях которых трое и более детей. Такие семьи называются – многодетные. Я считаю, что большое счастье, когда семья такая большая, когда всех любят и ценят. Примером такой семьи является ученица нашего класса Ксения Мазей. В их семье совсем скоро появится шестой ребенок.

- Ксюша, расскажи, пожалуйста, о своей семье, о взаимоотношениях, как вы распределяете обязанности, как проводите время.

- Ксюша сейчас рассказала о своей семье. И наверняка, в ваших семьях есть подобные правила (обязательно проводить время вместе, собирать гостей и праздновать праздники в большом кругу, заниматься общими делами). Эти семейные правила называются традиция. Как вы понимаете смысл слова традиция?

В словаре Ожегова написано, что

Традиция — Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.

Традиция — То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи).

- Может быть, вы, приведете пример, какие традиции существуют в вашей семье?

К традициям можно отнести следующие семейные правила: совместное чтение литературы, может быть особенная подготовка к праздникам, например, вы собираетесь всей семьей и красите яйца к празднику Пасха, а может быть совместное путешествие или совместное посещение мероприятий (походы в театр, кино, выставок, концертов), а может быть у вас есть семейный секрет приготовления одного из блюд и готовят его так только в вашей семье..

- Наш урок подходит к концу. Ваше домашнее задание будет связано с понятием традиция. Откройте рабочую тетрадь на стр. 18. Прочитайте задание под номером 3.Ваша задача дома на отдельном листе подготовить рассказ о своих семейных традициях. На следующем уроке мы обязательно послушаем с удовольствием о ваших семейных традициях

Обязательно похвалить активных детей, выставить отметки за работу на уроке.

- «Семь», «Я».




















Выступление ребенка.










- Традиция это …











Ответы детей.
























  1. Рефлексия.

- Я дарю вам маленькие сердечки, в которых царит любовь, уважение, счастье, добро, дружба, понимание. Хочу, чтобы вы не забывали эти простые составляющие, которые могут сделать вашу семью счастливой.

- Если вам понравился наш урок, то поднимите сердечки вверх, а если нет , то опустите вниз.

- Я желаю, чтобы вы добились отличных успехов в учебе. Будьте добрыми и вежливыми. Спасибо за работу!







Поднимают или опускают сердечки. Показывают свое отношение к пройденному уроку.






















Карточка № 1.

  • Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

  • Члены семьи любят и не обижают друг друга.

  • Вместе занимаются домашними делами.

  • Каждый член семьи отдыхает отдельно.

  • Вместе ходят за продуктами.

  • Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

  • У каждого члена семьи свои интересы, никто не должен их поддерживать.

  • Все члены семьи должны уважать друг друга, соблюдают культуру общения.

  • Каждому члену семьи нужна отдельная квартира.

  • Живут в одной квартире.

Карточка № 1.

  • Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

  • Члены семьи любят и не обижают друг друга.

  • Вместе занимаются домашними делами.

  • Каждый член семьи отдыхает отдельно.

  • Вместе ходят за продуктами.

  • Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

  • У каждого члена семьи свои интересы, никто не должен их поддерживать.

  • Все члены семьи должны уважать друг друга, соблюдают культуру общения.

  • Каждому члену семьи нужна отдельная квартира.

  • Живут в одной квартире.

Карточка № 1.

  • Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

  • Члены семьи любят и не обижают друг друга.

  • Вместе занимаются домашними делами.

  • Каждый член семьи отдыхает отдельно.

  • Вместе ходят за продуктами.

  • Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

  • У каждого члена семьи свои интересы, никто не должен их поддерживать.

  • Все члены семьи должны уважать друг друга, соблюдают культуру общения.

  • Каждому члену семьи нужна отдельная квартира.

  • Живут в одной квартире.



Карточка № 2

Ситуация 1.

Бабушка плохо себя чувствует. Что ты можешь сделать, чтобы ей стало легче?

Карточка № 2

Ситуация 2.

Родители из магазина принесли сладости. Но, так получилось, что вам и вашему брату или сестре сладости достались разные. Ваши действия.

Карточка № 2

Ситуация 3.

Мама вернулась с работы уставшая и грустная. Что вы можете сказать или сделать для нее?

Карточка № 2

Ситуация 1.

Бабушка плохо себя чувствует. Что ты можешь сделать, чтобы ей стало легче?

Карточка № 2

Ситуация 2.

Родители из магазина принесли сладости. Но, так получилось, что вам и вашему брату или сестре сладости достались разные. Ваши действия.

Карточка № 2

Ситуация 3.

Мама вернулась с работы уставшая и грустная. Что вы можете сказать или сделать для нее?


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!