СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Население России

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к культуре и истории своей страны и населяющих ее народов.

Просмотр содержимого документа
«Этнический и языковой состав населения России»

Тема урока:Этнический, языковой состав населения России.

Цели:

1.Познакомить с особенностями этнического, языкового состава России, с размещением народа по территории страны.

2.Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих её народов.

3.Отработать умение обобщать и систематизировать знания.

Оборудование:

Стенные карты: «Политико-административная карта России», «Народы России», словари, атласы России, презентация, лист учета (для учащихся).


Ход урока

1. Организационный момент.

Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите?

Флаг Российской Федерации.

Что означают цвета триколора?

Версий много, а можно ли связать с той большой темой, которую мы с вами начали изучать. С чем ассоциируется флаг РФ. На этот вопрос вы должны ответить в конце урока.

2. Объявление темы и цели урокаДорогие дети, в ближайшие 45 минут, мы с вами отправляемся в экспедицию, будем проводить исследовательские работы. А для того, чтобы отправиться в экспедицию мы должны взять снаряжение. А какое снаряжение берём с собой (Всё то, что лежит у нас на столе: это учебники, атласы, а также файлы с технологической картой для каждого учащегося). Мы с вами знаем, что по красоте и разнообразию ландшафтов, природных ресурсов равных России нет. Но самое главное богатство нашего государства – это народ, это российский народ, населяющий необъятные просторы нашей Родины.


Итак,с темой и целью определились, пора отправляться в экспедицию. Вначале мы с вами должны познакомиться со словарём терминов, связанных с нашей темой

Посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на слайде:

ЭТНОС, ЭТНОГРАФИЯ, ПАТРИОТИЗМ НАЦИОНАЛИЗМ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ, АССИМИЛЯЦИЯ, ТИТУЛЬНЫЙ НАРОД.

– Кто из вас может объяснить значение этих слов?

Этнос - исторически сложившаяся общность людей (племя, народность, нация), имеющая социальную целостность и своеобразно-индивидуальный стереотип поведения.

Этнография - наука, изучающая народы.

Патриотизм – любовь к Родине.

Национализм - идеология в национальном вопросе. Основы национализма – идеи национального превосходства, национальной исключительности.

Толерантность -терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. 

Ассимиляция - слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания.этнически разнородных групп населения, смешанных …

Титульный народ -  титульная нация:  частьнаселения государства или субъектафедерации, национальность которой определяет официальное наименование данного государства, либо субъекта.

Следующим этапом нашей экспедиции - изучить этнический состав населения.

Как мы уже говорили, наша Родина велика. Необозримы и прекрасны её просторы. Но самое прекрасное – это наш народ. Располагаясь на стыке двух континентов – Европы и Азии – Россия стала своего рода огромным «котлом», в котором смешалось невероятное количество малых и больших народов, каждый из которых обладает уникальной культурой, языком и традициями. В течение многих лет на территории российского государства был сформирован этнос, довольно сложный по своему составу.

Можем ли мы назвать Россию однонациональной или многонациональной страной? Чтобы ответить на данный вопрос, я рекомендую рассмотреть рисунок №195 на странице 233, где вы познакомитесь с национальным составом населения России.

- Какую информацию можно взять из таблицы?

1) В России большая часть населения составляют русские – 80,9% по данным последней переписи; 18,6% составляют другие народы; 0,5% не указали своей национальной принадлежности.

2)Самыми большими народами являются: татары (второй по численности), украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, аварцы, мордва, казахи.

3)Есть и малые народы, численность которых составляет лишь несколько сотен или даже десятков человек. О малых народах России мы послушаем сообщение, которое подготовили Андреева А. и Коровникова А.. А вы по мере прослушивания запишите малые народы в Маршрутный лист.


№п/п

Малые народы

Численность /человек

1

Ижоры Ленинградская обл.

266

2

Сету Псковская обл.

214

3

Ороки Сахалинская обл.

295

4

Тазы Приморский край

274

5

Алеуты Камчатский край

481

6

Орочи Хабаровский край

596

7

Нганасаны Красноярский край

862

8

Водь Ленинградская обл.

64

9

КерекиЧукотский АО

4


Но свой вклад в развитие страны, ее культуры вносили и вносят большие и малые этносы.

Посмотрите на слайд. Достаточно одного взгляда чтобы увидеть, что Россия многонациональное государство. В ней проживает около 180 народов

На карте что указывает на многонациональность? (разнообразие фоновой окраски).

Россия – страна многонациональная. Каждая нация имеет свой язык, значит Россия и многоязычная. Ученые насчитывают более 150 языков. Здесь на равных учтены как русский, которым в России владеют 98% населения, так и языки малых народов. Родным его считают 28% нерусского населения России. Есть ли похожие языки? Да некоторые языки очень похожи, люди могут говорить каждый на своем языке и при этом прекрасно понимать друг друга. Например, русский – белоруса, татарин – башкира, калмык – бурята. Почему? Потому что группы языков имеют общий язык-предок – праязык. Древние племена, говорившие на одном из таких языков, переселялись, смешивались с другими народами, и единый язык распадался на несколько. Так и возникло множество похожих языков.

По сходству языков народы объединяют в языковые группы, а сходные группы по близости языков относят к языковым семьям. Такой выбор оправдан: сходство языков в большинстве случаев говорит о родстве народов, их общем происхождении.

Продолжаем свою экспедицию. Следующий этап: исследование языкового состава населения. Правда, далее мы пойдём разными маршрутами.

У нас уже сформированы группы. Каждая группа соберёт информацию о языковой семье, той, которая указана у вас в маршрутном листе.

Знакомится с языковой семьёй каждая группа будет по плану и заполнять «Панораму народов России». Для этого вам отводится 5минут

Откройте атлас – на странице 40-41 «Народы России». Все народы объединены в языковые группы, а группы – в семьи. Прочитайте, какие языковые семьи представлены в России. Давайте подробнее с ними познакомимся.


Вслушайтесь в звучание названий языковых семей: индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская. Почему они так называются?

- Какой народ является государствообразующим? (русский).

(языковая семья, языковые группы, народы, самые многочисленные, самые малочисленные, ареал проживания) с помощью таблицы и карты попробуйте дать характеристику другим языковым семьям самостоятельно.

1 группа – индоевропейская;

2 группа – алтайская;

3 группа – уральско-юкагирская;

4 группа – северокавказская (ответы);

5 группа - народы Тамбовской области.

После этого мы рассматриваем характеристику языковых семей используя интерактивную карту.


4. А каков национальный состав населения нашего Тамбовской области(на отдельном листе) (1 ученик)

народы

Численность в %

русские

96,99

украинцы

0,68

армяне

0,42

цыгане

0,32

татары

0,21

азербайджанцы

0,18

езиды

0,17

белорусы

0,14

узбеки

0,07


5.Наша школа тоже многонациональная. В ней учатся ребята пяти национальностей: русские, азербайджанцы, армяне, украинцы, таджики, татары, узбеки и другие народы.

И все мы стараемся жить дружно.


Статья 19 Конституции РФ

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.


Вывод: Мы познакомились с разными народами, сейчас еще раз выделим самые многочисленные семьи.

Посмотрите на флаг России. Бело-сине-красный. Почему Петр 1 выбрал эти цвета, есть разные версии. Я хочу предложить еще одну символическую версию. Красный – имел обрядовое значение у славянских народов, синий – цвет неба, священный для тюркских народов, белый – цвет снега – традиционный для уральских народов, а долголетие флага сродни кавказскому народу.
Славяне, тюрки, представители уральско-юкагирской семьи и семьи северо- кавказской, как мы только что выяснили, составляют большинство, 95% населения России, бело-сине-красный флаг нашей Родины можно назвать своеобразной этнографической картой.


Огромное количество народов населяют Россию. Чем же народы друг от друга отличаются? Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, традиции, даже характерные черты. Любой народ неповторим, талантлив. Мы все разные, и вместе и с тем у представителей разных национальностей есть много общего.

СЛАЙД

Итак, какие выводы мы можем сделать по национальному составу России, по его формированию, по взаимоотношению между народами?

Выводы: (запись в тетрадь)

Россия – многонациональное государство.

Национальный состав сформировался под влиянием исторических, экономических и политических факторов.

Отношения должны строиться на уважении языка, традиций, культуры, обычаев народов.


6.Подведение итогов урока. Итак, наша экспедиция завершилась

- Что нового для себя узнали?

- Важна ли эта тема лично для вас, для страны? Почему?

- Какое качество необходимо воспитывать в себе? Почему? (толерантность)

Дома: §45, знать определение всех новых слов (оценка 3);

- знать географическое положение 22 республик, отметить республики на контурной карте (оценка 4);

- творческое задание «При обработке результатов переписи населения России обнаружилось, что в некоторых анкетах в графе «национальность» были указаны непривычные для русского языка названия отдельных народов. Определите, к каким народам относятся граждане России, указавшие свою национальность следующим образом: буряад, латвиеши, одморт, удэхе, хальмг, эллинос. Языки, каких двух народов из списка наиболее схожи между собой? Ответ поясните. Какие из этих народов являются «титульными» для национально-территориальных образований России?» (оценка 5)



Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

другим - степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия,

У нас у всех одна.

В. Степанов









Маршрутный лист ученика

Лист 1

Словарь урока




ЭТНОС


ЭТНОГРАФИЯ


ПАТРИОТИЗМ


НАЦИОНАЛИЗМ


ТОЛЕРАНТНОСТЬ

АССИМИЛЯЦИЯ


ТИТУЛЬНЫЙ













Лист №2


Панорама народов России

№п/п

Языковая семья

Языковая группа

народ

Место проживания

1



















2









3















4
















ЛИСТ №3

Тест

1. Какое количество народов проживает в России?

      1. более 50 2) более 100 3)более 120 4)более 180

2.К какой языковой семье относятся башкиры:

1) индоевропейская 2) уральская 3)алтайская 4) северо- кавказская

3. Народ, по названию которого называется республика.

1) титульный2) главный3) алтайский4) коренной

4.Какой народ относится к монгольской группе?

1) татары2) калмыки3) башкиры4) адыгейцы

5.В какой республике преобладает русское население?

1) Удмуртия 2) Тыва 3) Чечня 4) Ингушетия

6.Установите соответствия 

Языковая группа Языковая семья

1. Славянская, германская, иранская а) северокавказская;

2. Абхазо-адыгейская, нахско-дагестанская б) индоевропейская;

3. Самодийская, финно-угорская в) алтайская

4. Монгольская, тюркская. г) уральская

7. Название этого народа России переводится как «настоящий человек», а устаревшее название – самоеды. Численность в России составляет около 45 тысяч человек, большая часть проживает вдоль побережья Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. Основные занятия - оленеводство, рыболовство, охота. Название народа присутствует в наименовании двух субъектов Российской Федерации. Назовите народ.






Критерии оценивания

«5» - все +7-е задание правильных ответов

«4» - все+6 задание правильных ответа

«3» - 4-5 правильных ответа

«2» - 3 и меньше правильных ответа


Ответы

  1. 4

  2. 3

  3. 1

  4. 2

  5. 1

  6. багв

  7. ненцы








Просмотр содержимого презентации
«Этнический и языковой состав населения России»

Этнический и языковой состав населения России

Этнический и языковой состав населения России

Цель урока:

Цель урока:

  • Познакомиться с особенностями национального и языкового состава населения России, с размещением народов по территории страны.
ЭТНОС - это исторически, сложившаяся общность людей, объединяемых языком территории хозяйством и т.д. ЭТНОГРАФИЯ -наука изучающая народы ПАТРИОТИЗМ -любовь к Родине НАЦИОНАЛИЗМ -нацианальное превосходство над другим народом ТОЛЕРАНТНОСТЬ - уважительное отношение к другим народам ТИТУЛЬНЫЙ НАРОД - часть населения государства или субъекта, национальность которой определяет официальное наименование данного государства либо субъекта АССИМИЛЯЦИЯ - это слияние одного народа с другим, с утратой одним из них своего языка культуры…
  • ЭТНОС - это исторически, сложившаяся общность людей, объединяемых языком территории хозяйством и т.д.
  • ЭТНОГРАФИЯ -наука изучающая народы
  • ПАТРИОТИЗМ -любовь к Родине
  • НАЦИОНАЛИЗМ -нацианальное превосходство над другим народом
  • ТОЛЕРАНТНОСТЬ - уважительное отношение к другим народам
  • ТИТУЛЬНЫЙ НАРОД - часть населения государства или субъекта, национальность которой определяет официальное наименование данного государства либо субъекта
  • АССИМИЛЯЦИЯ - это слияние одного народа с другим, с утратой одним из них своего языка культуры…
Крупнейшие народы: русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, аварцы, мордва, казахи Малые народы: Ижоры, сету, ороки, тазы, алеуты, орочи, нганасаны, водь, кереки.

Крупнейшие народы:

русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, аварцы, мордва, казахи

Малые народы:

Ижоры, сету, ороки, тазы, алеуты, орочи, нганасаны, водь, кереки.

Языковые семьи Индоевропейская: Славянская группа : русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары Германская группа : немцы Романская группа : молдаване Иранская группа : осетины, таджики Балтийская группа : литовцы, латыши Армянская группа : армяне Индийская группа: цыгане

Языковые семьи

Индоевропейская:

Славянская группа : русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары

Германская группа : немцы

Романская группа : молдаване

Иранская группа : осетины, таджики

Балтийская группа : литовцы, латыши

Армянская группа : армяне

Индийская группа: цыгане

Алтайская языковая семья Тюркская группа: татары, чуваши, башкиры, казахи, якуты, алтайцы, хакасы, азербайджанцы. Монгольская группа: калмыки буряты. Тунгусо-маньчжурская группа: эвены, эвенки, нанайцы, удыгейцы. Корейская группа: корейцы

Алтайская языковая семья

Тюркская группа: татары, чуваши, башкиры, казахи, якуты, алтайцы, хакасы, азербайджанцы.

Монгольская группа: калмыки буряты.

Тунгусо-маньчжурская группа: эвены, эвенки, нанайцы, удыгейцы.

Корейская группа: корейцы

Уральская языковая семья Финно-угорская группа: мордва, марийцы, коми, карелы, финны, эстонцы, ханты, манси, венгры, ижорцы, саамы. Самодийская группа: ненцы, энцы, нганасаны, селькупы. Юкагирская группа: юкагиры

Уральская языковая семья

Финно-угорская группа: мордва, марийцы, коми, карелы, финны, эстонцы, ханты, манси, венгры, ижорцы, саамы.

Самодийская группа: ненцы, энцы, нганасаны, селькупы.

Юкагирская группа: юкагиры

Северокавказская языковая семья Абхазо-адыгейская группа: абазины, абхазы, адыги, кабардинцы, черкесы. Нахско-дагестанская группа: аварцы, даргинцы, лезгины, табасараны, ингуши, чеченцы и т.д.

Северокавказская языковая семья

Абхазо-адыгейская группа: абазины, абхазы, адыги, кабардинцы, черкесы.

Нахско-дагестанская группа: аварцы, даргинцы, лезгины, табасараны, ингуши, чеченцы и т.д.

Национальный состав Тамбовской области народы Численность в % русские 96,99 украинцы 0,68 армяне 0,42 цыгане 0,32 татары 0,21 азербайджанцы 0,18 езиды 0,17 белорусы 0,14 узбеки 0,07

Национальный состав Тамбовской области

народы

Численность в %

русские

96,99

украинцы

0,68

армяне

0,42

цыгане

0,32

татары

0,21

азербайджанцы

0,18

езиды

0,17

белорусы

0,14

узбеки

0,07

  • Тест Лист №3
  • Тест
  • 1. Какое количество народов проживает в России?
  • более 50 2) более 100 3)более 120 4)более 180
  • более 50 2) более 100 3)более 120 4)более 180
  • более 50 2) более 100 3)более 120 4)более 180
  • 2.К какой языковой семье относятся башкиры:
  • 1) индоевропейская 2) уральская 3)алтайская 4) северо- кавказская
  • 3. Народ, по названию которого называется республика.
  • 1) титульный 2) главный 3) алтайский 4) коренной
  • 4.Какой народ относится к монгольской группе?
  • 1) татары 2) калмыки 3) башкиры 4) адыгейцы
  • 5.В какой республике преобладает русское население?
  • 1) Удмуртия 2) Тыва 3) Чечня 4) Ингушетия
  • 6.Установите соответствия 
  • Языковая группа Языковая семья
  • 1. Славянская, германская, иранская а) северокавказская;
  • 2. Абхазо-адыгейская, нахско-дагестанская б) индоевропейская;
  • 3. Самодийская, финно-угорская в) алтайская
  • 4. Монгольская, тюркская. г) уральская
  • 7. Название этого народа России переводится как «настоящий человек», а устаревшее название – самоеды. Численность в России составляет около 45 тысяч человек, большая часть проживает вдоль побережья Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. Основные занятия - оленеводство, рыболовство, охота. Название народа присутствует в наименовании двух субъектов Российской Федерации. Назовите народ.
  •  
  •  
  •  
  • Критерии оценивания
  • «5» - все +7-е задание правильных ответов
  • «4» - все+6 задание правильных ответа
  • «3» - 4-5 правильных ответа
  • «2» - 3 и меньше правильных ответа
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

   Ответы:    1- 4 2- 3 3- 1 4- 2 5- 1  6- багв  7- ненцы

  Ответы:

1- 4

2- 3

3- 1

4- 2

5- 1

6- багв

7- ненцы

Можно ли назвать государственный флаг России этнографической картой?

Можно ли назвать государственный флаг России этнографической картой?

  • Красный – имел обрядовое значение у славянских народов;
  • синий – цвет неба, священный для тюркских народов;
  • белый – цвет снега – традиционный для уральских народов;
  • а долголетие флага сродни кавказскому народу.
Подведение итогов урока

Подведение итогов урока

  • - Что нового для себя узнали?
  • - Важна ли эта тема лично для вас, для страны? Почему?
  • - Какое качество необходимо воспитывать в себе? Почему?
Домашнее задание  1) П.45, знать определение всех новых слов , (оценка 3);  2)- знать географическое положение 22 республик, отметить республики на контурной карте (оценка 4);  3)- творческое задание «При обработке результатов переписи населения России обнаружилось, что в некоторых анкетах в графе «национальность» были указаны непривычные для русского языка названия отдельных народов. Определите, к каким народам относятся граждане России, указавшие свою национальность следующим образом: буряад, латвиеши, одморт, удэхе, хальмг, эллинос. Языки каких двух народов из списка наиболее схожи между собой? Ответ поясните. Какие из этих народов являются «титульными» для национально-территориальных образований России?» (оценка 5)

Домашнее задание

1) П.45, знать определение всех новых слов , (оценка 3);

2)- знать географическое положение 22 республик, отметить республики на контурной карте (оценка 4);

3)- творческое задание «При обработке результатов переписи населения России обнаружилось, что в некоторых анкетах в графе «национальность» были указаны непривычные для русского языка названия отдельных народов. Определите, к каким народам относятся граждане России, указавшие свою национальность следующим образом: буряад, латвиеши, одморт, удэхе, хальмг, эллинос. Языки каких двух народов из списка наиболее схожи между собой? Ответ поясните. Какие из этих народов являются «титульными» для национально-территориальных образований России?» (оценка 5)

  •  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!