СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Население Южной Америки

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на формирование представлений учащихся о современной политической карте Южной Америки

Просмотр содержимого документа
«Население Южной Америки»

7 класс

25.02.2019

Конспект урока по географии

Тема: «Население Южной Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения)»


Цель урока:
Изучить расовый и этнический состав населения Южной Америки; сформировать представление о современной политической карте Южной Америки; развивать умения работать с учебником, делать выводы; воспитывать культуру общения учащихся, формировать у учащихся географическую культуру, содействовать формированию в представлении учащихся целостной картины мира.

Оборудование: карта, таблицы, учебник, карта, раздаточный материал

Форма урока: урок путешествие

Тип урока: комбинированный


Ход урока

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Есть отсутствующие? Спасибо. Садитесь, пожалуйста.

2. Проверка домашнего задания

Мы совершили интересное путешествие по Южной Америке, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с климатом, рельефом, природными комплексами материка, Все это позволило составить образ Южной Америки, который, я надеюсь, останется в вашей памяти надолго.

На прошлом уроке мы знакомились с природными зонами Южной Америки. Давайте проверим, как вы прочитали дома параграф. Для этого вы выполните задания. Задание выполняется письменно (одному ученику - одно задание):


-Подчеркни лишнее и укажи природную зону, к которой относятся данные представители растительного и животного мира:

1)Сейба, колибри, дынное дерево, анаконда, броненосцы. ( Зона влажных экваториальных лесов )

2)Кебрачо, туканы, олени, страус нанду, мимозы(Зона саванн)

3) Пампасный олень, ковыли, дикое просо, ленивцы, ламы (Зона степей )

4) Сейба, вискаша, нутрия, сухие злаки, подушкообразные кустарники (Зона полупустынь и пустынь).

Устно:

  1. Почему субэкваториальный и субтропический климатические пояса называют переходными? Как он изменяется в северном полушарии и в южном?

  2. Почему на побережье Тихого океана протягивается полоса пустынь (Проходит холодное течение)

3.Какие природные зоны подвержены большему влиянию человека? Почему? (Природа Южной Америки сильно изменена хозяйственной деятельностью человека: вырубаются экваториальные леса Амазонии, потеряла свой облик пампа. В настоящее время на материке возникло немало антропогенных комплексов - это плантации кофе, какао, хлопчатника, кукурузы, пшеницы. С ростом промышленного производства также усилилась нагрузка на природные зоны Южной Америки.)


3.Сообщение темы, цели урока

Ребята. Давайте прочтеме послание, запишем тему урока (слайд 1)


4.Изучение нового материала

Ребята, для того чтобы познакомиться с новой темой, мы должны составить план. Он будет состоять из 4-х этапов (слайд №2). И составлять мы будем его не в начале урока, как обычно мы это делаем, а в течение всего урока – поэтапно. И к концу урока мы по составленному плану подведем итог нашего урока-путешествия.

  • С чего же нам следует начать знакомство с населением материка. Кто подскажет?

(учитель задает наводящие вопросы)

Представьте, что вы попали на какой-нибудь материк. Вас гостеприимно встретили местные жители. Вы видите, что жители материка разных рас. Здесь и монголоиды, и негроиды, и европеоиды. Какой бы вопрос у вас возник? Что бы вы захотели узнать о них в первую очередь?


(Почему они все разные и как они здесь заселились)


(слайд 3) Археологические раскопки на территории Южной Америки позволяют предположить, что первые люди на территории материка появились 15 – 20 тыс. лет назад.

Это были предки современных индейцев из Северной Америки, которую еще раньше примерно 25 тыс. лет назад, стали заселять выходцы из Азии, перешедшие по сухопутному мосту через Берингов пролив, соединявший Евразию и Северную Америку. Более 35 тыс. лет назад на месте Берингова пролива была суша. В Южную Америку древние индейцы перешли из Северной Америки почти 20 тыс. лет назад. Они образовали многочисленные племена, заселившие весь материк.

Не имея связей с народами других материков, народы Южной Америки создали своеобразную культуру.

7 тыс. лет назад на материке зародилось земледелие.

В I веке н.э. – возникли первые древнейшие индейские государства _ Мочика и Ткуанако.

В XV – XVI вв. – сложилось крупное индейское государство – империя инков, включавшее в себя территорию современной Боливии, Чили, Аргентины, Перу и Эквадора.

Хорошо была развита хозяйственная деятельность инков стр. 182 (абзац 2)

С XVI в. началось завоевание Южной Америки европейцами и переселение на материк. Перед ними были испанцы и португальцы, а позднее и выходцы из других стран Европы.

Вторжение европейских колонизаторов привело к массовому истреблению индейских народов. Они умирали от непосильного труда на плантациях, неведомых болезней, завезенных из Европы.

Государство инков было разрушено.

Коренных индейцев в современных странах Южной Америки сохранилось очень мало. В настоящее время индейцы есть почти во всех странах континента, но в большинстве из них ( кроме Перу, Боливии и Эквадора) они составляют лишь небольшой процент населения (слайд 4).

  • Ребята, посмотрите перед вами жители Южной Америки (слайд 7).

Что вы можете сказать о населении Южной Америки?

Здесь мы видим представителей разных рас. Это индейцы – коренные жители. Португальцы и испанцы – пришлые. Здесь мы видим еще и негров.


  • Ребята, а как выдумаете, как негры попали на континент?


Сокращение численности индейцев вынудило колонизаторов искать дешевую рабочую силу. Для работы на плантациях колонизаторы стали вывозить миллионы негров-рабов из Африки.

  • Итак, кто догадался, как мы назовем 2-ой этап урока? Расы и народы.

Запишите.

Южную Америку, т.ж. как и Африку населяют коренные жители и пришлые, представители 3-х основных рас – негроидной, европеоидной и монголоидной(индейцы) (слайд 5)

Постепенно на материке произошло смешение 3-х рас. Задание: (слайд 6).

Среди народов материка продолжается процесс смешения языков, обычаев, традиций, нравов. Многие же индейские народы утратили знание своего языка. Так образуются новые народы Южной Америки.


  • Ребята, всем, наверное интересно сколько же всего живет людей на континенте?!

А как вообще узнают, сколько всего человек живет на какой-либо территории? Проводят перепись населения.

Нашу республику тоже можно назвать многонациональной. Здесь живут: русские, украинцы, молдоване, евреи и другие.

В Южной Америке живет более 350млн. человек(слайд 7).

За последние полвека численность населения увеличилось почти в 3 раза. В чем же причина такого роста? (ответы детей)

  • А теперь давайте узнаем, какой вариант ответа был более верным. Ответ на этот вопрос вы найдете в тексте учебника на с.183. Давайте проверим.


Знакомство с плотностью населения по карте, атласы.

Плотность населения крайне неравномерно, примерно 90% - в приморской части континента и высокая плотность населения на Центральных плоскогорьях.

Больше половины населения континента живет в городах что создает множество проблем. (транспорта, жилища, экономики и др.)

Наверное, каждый мечтает побывать во всех уголках Земли, во всех странах.

И мы переходим к четвертому этапу, где мы и узнаем о современных странах Южной Америки. (слайд 8)

Работа с учебником стр. 185 рис.66

Современные страны Южной Америки относятся к группе развивающихся стран. Почти все страны Южной Америки, кроме двух, имеют выход к океанам. Самые большие по площади страны лежат на востоке материка. Страны континента группируют и по природным особенностям.

Попробуйте определить, по каким природным особенностям группируют.

Выделяют страны Востока (Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай) и андийские страны (Венесуэла, Боливия, Эквадор, Колумбия, Чили)


Названия городов и стран Южной Америки имеют свои легенды и истории их происхождения (слайд9)


Физкультминутка


Закрепление изученного материала

Итак, мы прошли с вами все четыре этапа. А теперь давайте попробуем кратко пройтись еще раз по всем этапам и повторить все, о чем мы узнали с вами сегодня.


1. Расскажите о истории заселения материка.

2. Закрепление рас и народов


- А теперь, попробуем разгадать кроссворд.


По горизонтали:

1. Государство на северо-западе Южной Америки. Название страны в переводе с испанского означает «экватор».(Эквадор)

2. Город в Бразилии, столица одноименного штата. Второй по величине город Бразилии (после Сан-Паулу). Название страны в переводе с португальского означает «январская река». (Рио)

3. Название государства дано от породы красного дерева пау-бразил, древесина которого во времена колонизации играла в торговле значительную роль. (Бразилия)

4. Остров был открыт Христофором Колумбом в 1492 году и назван им Эспаньолой. Из языка карибских индейцев — «гористый остров».(Гаити)


По вертиткали:

5. Государство на юго-западе Южной Америки, занимающее длинную полосу земли между Тихим океаном и Андами. В переводе с местного наречия – «там холодно».

6. Занимает юго-восточную часть материка Южной Америки, восточную часть острова Огненная Земля и близлежащие острова Эстадос и др. В переводе означает «страна серебра».


5. Рефлексия


Ребята, а сейчас, пришло время поделиться  своими впечатлениями о нашем занятии: Что  вы узнали сегодня?  С чем познакомились?  Что понравилось? 


6.Итог урока. Домашнее задание

Я знала, все у нас получится,

Америку мы с вами будем знать.

Активным  путешественникам ……..

В журнал поставлю «хорошо» и «пять».

И в заключении хочу сказать,

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать.

    Ведь правильно сказал Константин Паустовский:

«Познания и странствия неотделимы друг от друга». И наш девиз был для нас хорошим путеводителем!

7.Домашнее задание – параграф 43, выучить столицы стран Южной Америки, дополнительный материал по странам.

   Урок окончен. Спасибо за работу.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!