СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Население Европейского Севера

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Население Европейского Севера»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 17 имени Героя Российской Федерации А.Б. Буханова» города Смоленска











План-конспект урока по географии

«Население Европейского Севера»

9 класс







Выполнила:

учитель географии и биологии

Степанова Валерия Михайловна



















Смоленск

2021







Тема урока: Население Европейского Севера

Цель урока: сформировать представление о населении и народах Европейского Севера.

Задачи:

Образовательные:

1. Сформировать представление об особенностях населения и хозяйственного освоения Европейского Севера.

2. Оценивать ЭГП, природные условия и ресурсы.

3. Показать взаимосвязь между природными ресурсами и специализацией района.

4. Определить проблемы Европейского Севера и пути их решения.

Воспитательные: обеспечить воспитание мотивов учения. Воспитывать географическую культуру.

Развивающие: развивать умения самостоятельной работы с картами и делать выводы.

Оборудование: физическая и политико-административная карты России.

Ход урока

Этапы

Ход урока

1.Организационный момент (1 мин)

Здравствуйте ребята, садитесь.

2. Проверка домашнего задания



































3. Определение темы урока
































4. Изучение нового материала




Запись в тетрадь











Вступительное слово учителя:

Учитель: можем ли мы приступить к изучению новой темы, не вспомнив особенности ЭГП, природы и природных ресурсов, почему?


Проверка домашнего задания: фронтальный опрос

1.Какие субъекты РФ входят в состав Европейского Севера? Покажите их на карте. Назовите административные центры.

2.Дайте оценку ЭГП района.

3.Расскажите, как природные условия влияют на жизнь и хозяйственную деятельность людей?

4.Какими природными ресурсами богат район? Какова степень их освоения?

ЭГП Европейского Севера;

В состав Европейского Севера, или Северного района входят три области:

1) Мурманская.

2) Архангельская с Ненецким АО.

3) Вологодская и 2 республики: Коми и Карелия. Иногда сюда добавляют также и Кировскую область.

– определите особенности ЭГП Европейского Севера:

1) район имеет приморское положение, т.к. омывается Белым и Баренцевым морями.

2) район соседствует с районами центральной России, что очень выгодно для развития экономики Европейского Севера

3) на западе район граничит с развитыми странами Европы: Норвегией и Финляндией.

4) Транспортная сеть – редкая. Железные дороги расходятся по трем направлениям – на Мурманск, Архангельск и Воркуту

Климат природные условия менее благоприятные, чем в Центральной

Водные ресурсы:

Северо-запад России, особенно Карелия и Кольский полуостров – озерный край, здесь тысячи озер. Крупнейшие из них Ладожское и Онежское. На севере текут крупные реки – Онега, Северная Двина, Мезень, Печора.

Природные зоны: Европейский Север расположен в зонах тундры и тайги.

Вывод: природные условия суровые на севере и неблагоприятные на юге. Но имеются водные, лесные и рыбные ресурсы.

Ребята, мы продолжаем с вами изучение экономических районов России. На прошлом уроке мы знакомились с особенностями ЭГП, природы, природных ресурсов Европейского Севера. Скажите, пожалуйста, у вас уже сформировалось представление об этом экономическом районе? Сможете ли вы составить «Визитную карточку района», если нет, то, что ещё нужно узнать?


По мере ответов учащихся, записывается тема и план урока на доске.

•Численность и размещение населения, его состав;

•Уровень урбанизации, крупнейшие города района;

•Демографическая ситуация Европейского Севера;

•Отрасли специализации района;

•Территориальная структура хозяйства, центры;

•Проблемы и перспективы развития хозяйства района.


И так тема нашего сегодняшнего урока «Население Европейского севера»



Изучение населения и хозяйственного освоения Европейского Севера – самого крупного экономического района европейской части России – мы будем изучать, основываясь на имеющихся у вас умениях и знаниях, поэтому урок будет проходить большей долей самостоятельной работы с картами и учебниками, с таблицами и дополнительной литературой.

Проанализируйте текст учебника (стр.112-115) и определите особенности населения и этапы русской колонизации Крайнего Севера (Новгородская – поморы, Московская – монастыри, монастырские крестьяне, Сталинские времена – ссыльные).

Определите по картам атласа национальный состав и плотность населения Европейского Севера.

– Плотность населения небольшая. Численность с 1990 по 2000 сократилась во всех субъектах, кроме Карелии. На Европейском Севере проживают русский, карелы, коми, ненцы, саамы.

По мере выступлений, ученики заполняют таблицу

народ

место проживания

традиционные занятия

 

 

 


5.Закрепление


Работа с картой

Для закрепления изученного материала мы с вами заполним карточку


Для контроля знаний провожу работу по определению географической номенклатуры. Учащиеся работают по карте у доски.

Покажите на карте:

- г. Мурманск

- г. Плесецк

- Печорский угольный бассейн

- Череповецкий металлургический комбинат

- Архангельский лесной порт

- Республика Карелия

(При наличии времени этот список можно продолжить).

6. Рефлексия:

- Ребята, вы реализовали те задачи, которые ставили перед собой в начале урока?

- Какая форма работы вызвала наибольший интерес?

- С какими трудностями вы столкнулись при работе?

- Удалось ли вам сформировать окончательное представление о Европейском Севере?

- Возникло ли у вас желание самому побывать на Европейском Севере?

7. Домашнее задание

Читать параграф 43, ответить на вопросы











































Вепсы

Вепсы - (устаревшее - чудь) один из малочисленных народов северо-запада России.

Основная территория расселения народа - Карелия, Ленинградская и Вологодская области. Язык вепсов принадлежит к прибалтийско-финской группе.

20 января 1994 года на территории трёх национальных сельских советов Южного Прионежья Республики Карелия, где преимущественно проживают северные вепсы, образована самоуправляющаяся территория - Вепская Национальная Волость.

По летописным, археологическим и лингвистическим данным, вепсы были расселены на обширном пространстве от Белого озера (ныне Вологодской области) до Онежского и Ладожского, называемого Межозерьем. До появления вепсов, на севере эти места были заселены предками современных саамов. Прародиной вепсов считается юго-восточная Прибалтика, откуда они окончательно переселились к началу второго тысячелетия нашей эры.

Основными занятиями предков вепсов были земледелие, охота, рыболовство, имелась развитая торговля. Проходивший по землям вепсов торговый путь “из варяг в греки” (из Скандинавии на юг), способствовал установлению её оживлённых связей с центральными и южными землями.



Саамы

Археологические находки подтверждают тот факт, что первые люди появились на Кольском полуострове около 5 тысяч лет назад. Саамы (устаревшее название - лопари) - самый западный из коренных малочисленных народов севера. Язык саамов входит в прибалтийско-финскую ветвь финно-угорской языковой семьи, но занимает в ней особое положение. Их антропологический тип представляет собой смешение европейского и монгольского типов.

Саамы являлись язычниками. Они обычно строили из камней лабиринты и сейды для жертвоприношений.

В XIII веке Кольский полуостров стал доменом Новгорода (об этом свидетельствуют летописи 1216 и 1270 годов). В то время южное побережье полуострова называлось “терь”, что по-саамски означало “земля, покрытая лесами”.

В 1478 году Кольский полуостров был присоединён к Российскому государству. Русские принесли сюда свою религию, и в середине XVI века саами тоже приняли православное христианство. Это имело двойной эффект: с одной стороны жизнь их стала напряжённей, с другой стороны это стимулировало их знакомство с русской культурой и сблизило людей.

Основными занятиями саамов в конце XIX - начале XX века являлись рыболовство (озёрное и речное), оленеводство и охота. В дореволюционной России саамы были практически обречены на вымирание. Они голодали и страдали от различных болезней, находились под гнётом местных и заезжих купцов.

Современные саамы больше не кочуют по тундре вместе со своими семьями. Большая их часть живёт в центре полуострова в селе Ловозеро. Их основным занятием по-прежнему является традиционное оленеводство. В настоящее время оленеводство Мурманской области, в котором заняты саамы и ненцы, является крупно табунным. Основная его цель - разведение оленей на мясо.

Численность саамов составляет 1,9 тысяч человек, из которых 1,6 тысяч человек живёт на Кольском полуострове Мурманской области.



Ненцы

ненэц или хасова (самоназвание - “человек”), самоеды, юраки (устаревшее), народ в России, коренное население Европейского Севера и севера Западной и Средней Сибири. Живут в Ненецком автономном округе, Архангельской области, северных районах Республики Коми, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономном округе, Тюменской области. Говорят на ненецком языке самодийской группы уральской семьи.

Первое письменное свидетельство о ненцах в исторических источниках относится к 11 в. В рассказе новгородца Гюряты Роговича, включенном в “Повесть временных лет”. В 13 веке в результате поездки через Русь папского посла францисканца Плано Карпини к монгольскому хану о самоедах становится известно в Западной Европе.

Традиционные занятия — охота на пушного зверя, дикого оленя, боровую и водоплавающую дичь, рыболовство. С середины XVIII века ведущей отраслью хозяйства стало домашнее оленеводство.

Семьи оленеводов кочуют. Значительное число семей живёт в городах Нарьян-Мар, Салехард, Печора и др. Большинство ненцев вело кочевой образ жизни. Традиционное жилище - разборный шестовой чум с покрытием из оленьих шкур зимой и бересты летом. Верхняя одежда (малица, сокуй) и обувь (пимы) шились из оленьих шкур. Передвигались на лёгких деревянных нартах. Пища - оленье мясо, рыба. В религиозных воззрениях господствовала вера в духов - хозяев неба, земли, огня, рек, явлений природы.



Карелы

являются очень интересным народом, который проживает в Республике Карелия. Их проживает на территории РФ чуть больше тыс. чел. Если говорить о языке этого народа, то он считается близким к финскому языку.

Необходимо отметить, что еще с древних времен этот народ живет не только среди воды, но и на воде. Дело в том, что карелы всегда были мастерами в рыболовном деле. Около одной тысячи лет данный народ хорошо сотрудничал и сотрудничает с русскими, онивместе обрабатывали землю, а также защищались в союзе от врагов. Даже праздники ународов можно с легкостью назвать идентичными. Самое главное, что с XIIIпредставленный народ принял христианскую веру. Поэтому представители карелыотмечает множество праздников православной церкви.

Поморы

- особая часть населения Севера - субэтнос русского народа, потомки древних русских поселенцев, селившихся начиная с XII века на юго-западном и юго-восточном побережье Белого моря. От этого этнонима произошёл топоним юго-западного побережья Белого моря - Поморский берег. В период с XII века по XV век Поморье было колонией Новгорода Великого, откуда и происходило большинство поселенцев.

Поморы издавна занимались рыболовством, торговым мореплаванием и судостроением. На парусных судах (кочах) они посещали полярные земли и острова (Колгуев, Новая Земля), впервые достигли архипелага Шпицберген (его поморское название Грумант, возможно, произошло от искажённого “Гренландия”), на восток доходили до северной Сибири, где основали город Мангазея. В XVI-XVII вв. выходцы из Поморья сыграли существенную роль в освоении Россией Сибири. Слово поморы произошло от Поморья (Поморский берег, берег Белого и Баренцева моря). Термин поморы впервые появляется в русских летописях в 1526 году.

Основные религии поморов: православие (Русская православная церковь) и старообрядчество (Древлеправославная поморская церковь).

Коми

на территории России представлены несколько этнографических групп, наиболее своеобразную культуру имели удорцы, самый многочисленный народ Европейского Севера 228 тыс. человек. В большинстве проживают в южной части Республики Коми, Язык коми относят к финской группе языков. Тесные контакты этого народа со своими соседями начался в XI веке.Этими соседями, конечно же, были русские, поэтомубольшинство коми являются православными христианами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!