3. | Изучение нового учебного материала. Вводное слово учителя Постановка целей урока Фронтальная беседа Работа в тетради Объяснение учителя, презентация Сообщение учащихся Работа с картой | Учитель: Как вы думаете, о чем идет речь, если слышите: берберы, арабы, туареги, зулусы, банту, эфиопские племена? (о населении Африки) Слайд №1 - Что будем изучать сегодня на уроке? (население Африки) - Что вам известно о населении Африки? (дети отвечают) Слайд №2 - Эпиграфом нашего урока послужат строки, современного эфиопского поэта Аяльнэха Мулату (учитель читает эпиграф). - Как вы думаете, для чего нам необходимы знания о народах, населяющих Африку? -Из каких источников информации можно узнать о населении? На сегодняшнем уроке мы узнаем, какие народности живут в Африке, про колониальное прошлое народов, познакомимся с их культурой, прослушаем сообщение о племенах. Слайд №3 На доске даны вопросы новой темы. Ваша задача – ответить на эти вопросы в конце урока. Поэтому, сейчас прочтите эти вопросы и будьте внимательны, слушая новую тему (учащийся читает вслух ). 1. Есть ли различия между черными и белыми людьми? 2. Как повлияло рабство на численность населения и хозяйство Африки? 3. Какие народы проживают в Африке? 4.Какие условия жизни и традиции у этих народов? Тема нашего занятия «Население Африки». (откройте тетради и запишите тему урока) Начнем с повторения: На какие основные расы делится население Земли? (европеоидная, монголоидная, экваториальная) Какие внешние признаки имеет каждая раса? (найдите и прочитайте в учебнике, параграф 25) Слайд №4,5 Перенесите схему в свою тетрадь.. 1) Народы Африки. Африка-прародина человека. Здесь в породах найдены орудия труда и останки человека имеющие возраст 27 млн лет. Слайд №6 Современное население Африки относится к трем человеческим расам: европеоидной, экваториальной и монголоидной. Слайд №7,8,9,10 Основные племена Африки Слайд №11 Среди мировых религий в Африке преобладают преобладают ислам и христианство. Их исповедует в основном пришлое население. Основная часть коренного населения остается приверженцем традиционных африканских религий. Слайд №12 В Африке проживает более 200 народов, относящихся к 16 языковым семьям. Слайд №13 Все население Африки делится на коренное (люди, чьи предки проживали в данной местности) и пришлое (переселенцы из других территорий) Пришлое население живет в районах с лучшими климатическими условиями: на побережье Средиземного моря (это французы), и на самом юге материка – африканеры- (потомки переселенцев из Нидерланд) и англичане. Многие страны Африки имеют древнейшую культуру (Египет, Эфиопия, Гана, Судан). Сохранились замечательные памятники искусства: египетские пирамиды – чудо строительной техники, резьба по слоновой кости и дереву, скульптура из бронзы. Некоторые ученые считают, что первыми успехами в развитии культуры человечество обязано главным образом Африке. Слайд №14 2)Колониальное прошлое материка Колонизация материка началась в средние века. К началу 20 века почти всю территорию Африки поделили между собой капиталистические страны Европы, превратив Африку в материк колоний (стран, лишенных политической и хозяйственной самостоятельности). Колонизаторы угнетали и эксплуатировали коренное население, отнимали лучшие земли, сгоняли с родных мест в малопригодные для жизни. Они беспощадно грабили страны: вывозили полезные ископаемые, древесину, продукты земледелия. Длительное господство колониальных стран задержало хозяйственное и культурное развитие африканских стран. Слайд №15 В середине 20 века Африка стала материком национально-освободительной борьбы. Теперь на материке все страны независимые. Несмотря на это, во многих странах Африки люди продолжают умирать от голода и болезней. Северо-восточная часть побережья Африки входит в дугу нестабильности. Учитель: А теперь учащиеся класса расскажут вам о некоторых особенностях коренных народов Африки (презентация). В ходе рассказа вы заполните таблицу: Расы | Народы | Место проживания | Как выглядят | Европеоидная | Алжирцы | Север Африки | Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо | | Марокканцы | | Египтяне | | Берберы | | Туареги | Негроидная раса | Тутси | Южнее Сахары | Рост 180-200 см. удивительно стройны и грациозны | | Хими | | Пигмеи | | Малорослы (ниже 150 см). цвет кожи менее темный, губы тонкие, широкий нос, коренастые | | Бушмены | В полупустынях и пустынях | Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо. Низкорослы, тонкокостны | | Готентоты | Промежуточная раса | Эфиопы Масаи | Эфиопское плоскогорье | Цвет кожи более светлый, но с красноватым оттенком кожи. Ближе к европеоидной расе. | Смешанная раса (Монголоидная и негроидная) | Малагасийцы | | | 3) Размещение населения Вспомните, чему равна численность населения Земли? (7 млрд. человек) Численность населения Африки - около 1 млрд. человек – второе место в мире. Откройте карту «Плотность населения. Народы» с.18-19 атласа. Найдите на карте территории с наибольшей плотностью населения. Каким цветом обозначены на карте эти районы? (коричневым) Наиболее плотно заселены северные районы материка и побережье Гвинейского залива Какие части Африки не заселены? В пустыне Сахара плотность очень низкая, есть незаселенные территории. Работа по карте «Плотность населения. Народы». Чему равна доля народов, численность которых меньше 10 млн человек? (12%) Найдите и назовите по карте города с численностью населения от 5 до 10 млн жителей. (Каир, Лагос, Киншаса) Найдите и назовите по карте города с численностью населения от 1 до 5 млн жителей (Дакар, Абиджан, Браззавиль, Луанда, Кейптаун, Аддис-Абеба, Алжир, Триполи и др.) На карте видно, что основная часть городов расположена на побережье. С чем это связано? (Наиболее благоприятные природные условия ) Как вы думаете, какие причины влияют на размещение материка? (На размещение населения влияют в основном природные факторы, а также исторические причины, в первую очередь воздействие работорговли и колониального господства.) | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. 5. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания. 6. Устанавливать причинно-следственные связи. 7. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные УУД 1. Оценивать с позиции социальных норм свои поступки и поступки других людей. 2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. |