СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нарушевич А.Г. "Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека" Работа с темами раздела 1 банка ФИПИ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по подготовке к итоговому сочинению (раздел первый)

Просмотр содержимого документа
«Нарушевич А.Г. "Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека" Работа с темами раздела 1 банка ФИПИ»

Нарушевич Андрей Георгиевич кандидат филологических наук, доцент заведующий кафедрой русского языка и литературы Таганрогского института имени А.П. Чехова «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».  Работа с темами раздела 1  банка ФИПИ (часть 2)

Нарушевич Андрей Георгиевич

кандидат филологических наук, доцент

заведующий кафедрой русского языка и литературы

Таганрогского института имени А.П. Чехова

«Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека». Работа с темами раздела 1 банка ФИПИ (часть 2)

Домашнее задание Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека? Помогает ли любовь понять себя? Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь? Когда страна, в которой мы живём, становится родиной? Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? В чём заключается подлинный талант писателя?

Домашнее задание

  • Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека?
  • Помогает ли любовь понять себя?
  • Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь?
  • Когда страна, в которой мы живём, становится родиной?
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • В чём заключается подлинный талант писателя?
А.Куприн «Сказка»   Глубокая зимняя ночь. Метель. В доме - ни огня. Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой. Никто не спит. Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. Прислушиваются, вздыхают...  Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. Прозвучал и замолк... И еще раз... И еще... - Точно зовет кто-то, - тревожно шепчет мужчина. Никто ему не отвечает. - Вот опять... Слышишь?.. Как будто человек... - Спи, - сурово говорит женщина. - Это ветер. - Страшно ночью в лесу... - Это только ветер. Ты разбудишь ребенка... Но дитя вдруг подымает голову. - Я слышу, я слышу. Он кричит:

А.Куприн «Сказка»

Глубокая зимняя ночь. Метель. В доме - ни огня. Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой. Никто не спит. Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. Прислушиваются, вздыхают...

Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. Прозвучал и замолк... И еще раз... И еще...

- Точно зовет кто-то, - тревожно шепчет мужчина. Никто ему не отвечает.

- Вот опять... Слышишь?.. Как будто человек...

- Спи, - сурово говорит женщина. - Это ветер.

- Страшно ночью в лесу...

- Это только ветер. Ты разбудишь ребенка...

Но дитя вдруг подымает голову.

- Я слышу, я слышу. Он кричит: "Спасите!"

И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздается протяжный, отчаянный вопль:

- Спа-си-те!

- Мама! Может быть, на него напали разбойники?.. Может быть...

- Не болтай глупостей, - сердито прерывает мать. - Это голодный волк воет в лесу. Вот он тебя съест, если не будешь спать.

- Спасите!

- Жалко живую душу, - говорит муж. - Если бы не испортилось мое ружье, я пошел бы...

- Лежи, дурак... Не наше дело...

В темноте шлепают туфли... Старческий кашель... Пришел из соседней комнаты дедушка. Он брюзжит злобно:

- Что вы тут бормочете? Спать не даете никому. Какой такой человек в лесу? Кто в эту погоду по лесам ходит? Все дома сидят. И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки... А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.

Это голос черствого благоразумия.

Мать переносит в свою постель ребенка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки:

- Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. Все у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая...

- Спа-си-те!

Молчание...

Анализ рассказа

Каков основной композиционный прием в рассказе?

Весь рассказ построен на антитезе: метель в лесу и уют теплого дома, крик в лесу и молчание в ответ, сочувствие ребенка и равнодушие взрослых, реальность и сказка, призыв о помощи и бездействие героев.

Как выражена авторская позиция в рассказе?

Позиция автора выражена опосредованно: через пейзажную зарисовку ночной метели, вселяющей ужас в человека, через реплики героев, убеждающих себя в своей правоте:

  • Мама! Может быть, на него напали разбойники?.. Может быть...
  • Не болтай глупостей, - сердито прерывает мать.

- Жалко живую душу, - говорит муж. - Если бы не испортилось мое ружье, я пошел бы...

  • Лежи, дурак... Не наше дело...

  • Все дома сидят. И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки...

Есть в тексте и прямая авторская оценка поведения героев, в которой слышится горькая ирония: злобное брюзжание деда Куприн называет «голосом чёрствого благоразумия».

Мать подаёт детям пример бессердечия, воспитывает в них равнодушное отношение к чужой беде. Реплики деда показывают, что чёрствость и бездушие – это их семейная черта.

Анализ рассказа Какова роль сказки в содержании рассказа? Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. Все у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. За этим незамысловатым сюжетом просматривается глубокий смысл. Это история о равнодушии, гордыне, презрении к людям. Такое отношение вызывает вполне ожидаемую ответную реакцию окружающих: страх и ненависть. Всех старших членов семьи объединяет равнодушие к чужой беде. Обитателей дома волнует только спокойствие и безмятежность своей жизни, собственная безопасность. Куприн осуждает людей, которые к чужому горю относятся равнодушно, с высокомерием, не думая о том, что сами могут оказаться в сложной ситуации и нуждаться в помощи.

Анализ рассказа

Какова роль сказки в содержании рассказа?

Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. Все у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя.

За этим незамысловатым сюжетом просматривается глубокий смысл. Это история о равнодушии, гордыне, презрении к людям. Такое отношение вызывает вполне ожидаемую ответную реакцию окружающих: страх и ненависть.

Всех старших членов семьи объединяет равнодушие к чужой беде. Обитателей дома волнует только спокойствие и безмятежность своей жизни, собственная безопасность. Куприн осуждает людей, которые к чужому горю относятся равнодушно, с высокомерием, не думая о том, что сами могут оказаться в сложной ситуации и нуждаться в помощи.

Ю. Нагибин «Заброшенная дорога»

Часто бывает, что чудеса находятся возле нас — протяни руку и возьми, а мы и не подозреваем об этом.

Был ли в яви или только приснился мне этот странный мальчик, овеянный нежностью и печалью нездешности, как маленький принц Экзюпери?.. Я знаю, что он был, как было и шоссе, заросшее подорожником и лопухами, но даже если бы этот мальчик принадлежал сну, он затронул мою душу неизмеримо сильнее других людей, чья грубая очевидность не вызывает сомнений…

Тот день начался с маленького чуда: оказалось, низинный ольшаник, примыкающий к даче с севера, сказочно богат грибами свинушками.

Как и всегда бывает во время счастливого грибного промысла, я становился всё разборчивее, меня уже не радовали большие грибы, и я срывал лишь маленькие твёрдые крепыши. Эти разборчивые поиски привели меня в глубь леса. Я хорошо знал окрестность: и со стороны шоссе, и со стороны нашей дачи, и со стороны болота, тянущегося за горизонт, лесные опушки были сплошь ольховые.

Однако чем дальше я шёл, тем плотнее росли деревья, трава стала вполовину моего роста, а стройные, розовые, похожие на свечи цветы вознеслись куда выше моей головы, и было всё труднее пробираться вперёд. И тут я набрёл на этого мальчика, и свершилось главное чудо дня.

Небольшой, худенький, с узким лицом, загороженным круглыми очками, мальчик полол невесть откуда взявшееся заросшее булыжное шоссе. — Здравствуй, — сказал он. — Здравствуй, — отозвался я. — А что это за дорога? Я никогда её раньше не видел. — Не знаю… Ты не хочешь мне помочь? Я пожал плечами и, нагнувшись, выдрал какое-то длинное растение. Я изрезал ладони, пока, наконец, вырвал его из земли. Да, это была работа! Недаром же у очкастого мальчика руки были в кровяных ссадинах. Мой пыл сразу угас. — Слушай, а зачем тебе это нужно? — спросил я. — Ты же видишь, дорога заросла, — он говорил, стоя на коленях и выкапывая из земли какой-то корень. — Надо её расчистить. — А зачем? — упорствовал я. Он осторожно снял очки, ему хотелось получше рассмотреть человека, задающего такие несуразные вопросы. — Если дорога разрушится, она исчезнет, и никто не узнает даже, что тут была дорога. — Ну и пусть! — сказал я раздражённо. — Она всё равно никуда не ведёт.

Небольшой, худенький, с узким лицом, загороженным круглыми очками, мальчик полол невесть откуда взявшееся заросшее булыжное шоссе.

— Здравствуй, — сказал он.

— Здравствуй, — отозвался я. — А что это за дорога? Я никогда её раньше не видел.

— Не знаю… Ты не хочешь мне помочь?

Я пожал плечами и, нагнувшись, выдрал какое-то длинное растение. Я изрезал ладони, пока, наконец, вырвал его из земли. Да, это была работа! Недаром же у очкастого мальчика руки были в кровяных ссадинах. Мой пыл сразу угас.

— Слушай, а зачем тебе это нужно? — спросил я.

— Ты же видишь, дорога заросла, — он говорил, стоя на коленях и выкапывая из земли какой-то корень. — Надо её расчистить.

— А зачем? — упорствовал я.

Он осторожно снял очки, ему хотелось получше рассмотреть человека, задающего такие несуразные вопросы.

— Если дорога разрушится, она исчезнет, и никто не узнает даже, что тут была дорога.

— Ну и пусть! — сказал я раздражённо. — Она всё равно никуда не ведёт.

— Все дороги куда-нибудь ведут, — сказал он с кроткой убеждённостью и принялся за работу. — Посуди сам, разве стали бы её строить, если б она никуда не вела?

— Но раз её забросили, значит, она не нужна!

Он задумался и даже перестал выдёргивать цветы и травинки, в его глазах появилась боль — так трудно вложить в чужую душу самые простые и очевидные истины!

— Разве мы знаем, почему дорогу забросили?.. А может быть, кто-то на другом конце пробует её расчистить? Кто-то идёт мне навстречу, и мы встретимся. Нельзя дорогам зарастать, — сказал он твёрдо. — Я обязательно её расчищу.

— У тебя не хватит сил.

— У меня одного — нет, но кто-то идёт мне навстречу и, может быть, прошёл уже полпути…

— Далась тебе эта дорога!

— Дорога — это очень важно. Без дороги никто никогда не будет вместе.

— Я буду помогать тебе! — неожиданно для самого себя вскричал я.

— Спасибо, — сказал мальчик искренне. — Приходи сюда завтра утром, сегодня уже поздно, пора домой.

— А где ты живёшь?

— Там!.. — махнул он за чащу, поднялся, вытер ладони пучком травы и пошёл прочь, перепачканный, усталый, тщедушный, непреклонный дорожный строитель, и вскоре скрылся за кустами жимолости.

На другой день ни свет ни заря я устремился в лес.

Я мчался сквозь ольшаник, охваченный жгучим нетерпением и умилённый предвкушением встречи с мальчиком на заросшем шоссе, — его вера уже стала моей верой. Я был уверен, что без труда отыщу шоссе, ведь это так просто: всё прямо и прямо, сквозь ольшаник, в берёзовый лесок, и там обнажится чистая полоска синеватого булыжника…

Я так и не нашёл заброшенного шоссе. Всё было похоже на вчерашнее: и деревья, и травы, и розовые свечи высоких цветов, но не было ни шоссе, ни мальчика. До заката мыкался я по лесу, измученный, голодный, но всё было тщетно.

Мне никогда уже не попадалось ни заброшенное шоссе, ни даже стёжка, что нуждалась в моём труде. Но с годами я по-иному понял наставление мальчика. В моём сердце начиналось много дорог, ведущих к разным людям: и близким, и далёким, и к тем, о ком ни на минуту нельзя забыть, и к почти забытым. Вот этим дорогам был я нужен, и я стал на вахту. Я не жалел ни труда, ни рук, я рвал напрочь чертополох и крапиву и всю прочую нечисть, не давая сорнякам глушить, разрушать дороги, превратить их в ничто. Но если я преуспевал в том, то лишь потому, что всякий раз с другого конца дороги начиналось встречное движение.

 Анализ рассказа Каков смысл центрального образа, вынесенного в заглавие рассказа? Дорога – это символ человеческих отношений, объединяющих людей. Какие цитаты можно привести в подтверждение такой интерпретации образа? В какой части произведения раскрывается значение этого символа? Дороги — это очень важно. Без дорог никто никогда не будет вместе. Разве мы знаем, почему дорогу забросили? А может быть, кто-то на другом конце тоже пробует ее расчистить? Кто-то идет мне навстречу, и мы встретимся. Нельзя дорогам зарастать, — сказал он твердо.  — Я обязательно ее расчищу. Но с годами я по-иному понял наставление мальчика. В моем сердце начиналось много дорог, ведущих к разным людям: и близким, и далеким, и к тем, о ком ни минуты нельзя забыть, и к почти забытым . Вот этим дорогам был я нужен, и я стал на вахту. Я не жалел ни труда, ни рук, я рвал напрочь чертополох, и крапиву, и всю прочую нечисть, не давал сорнякам глушить, разрушать их, превращать в ничто. Но если я преуспевал в этом, то лишь потому, что всякий раз с другого конца дороги начиналось встречное движение.

Анализ рассказа

Каков смысл центрального образа, вынесенного в заглавие рассказа?

Дорога – это символ человеческих отношений, объединяющих людей.

Какие цитаты можно привести в подтверждение такой интерпретации образа? В какой части произведения раскрывается значение этого символа?

  • Дороги — это очень важно. Без дорог никто никогда не будет вместе.
  • Разве мы знаем, почему дорогу забросили? А может быть, кто-то на другом конце тоже пробует ее расчистить? Кто-то идет мне навстречу, и мы встретимся. Нельзя дорогам зарастать, — сказал он твердо.  — Я обязательно ее расчищу.
  • Но с годами я по-иному понял наставление мальчика. В моем сердце начиналось много дорог, ведущих к разным людям: и близким, и далеким, и к тем, о ком ни минуты нельзя забыть, и к почти забытым . Вот этим дорогам был я нужен, и я стал на вахту. Я не жалел ни труда, ни рук, я рвал напрочь чертополох, и крапиву, и всю прочую нечисть, не давал сорнякам глушить, разрушать их, превращать в ничто. Но если я преуспевал в этом, то лишь потому, что всякий раз с другого конца дороги начиналось встречное движение.

Ю. Нагибин «Заброшенная дорога» Каков смысл отсылки к образу Маленького принца Антуана де Сент-Экзюпери в начале рассказа?  Маленький принц в книге Сент-Экзюпери – это альтер-эго рассказчика, его внутренний собеседник. Путешествие Маленького принца – это путь самопознания, попытка разобраться в самом себе и в устройстве мира людей. Встреча с мальчиком для героя рассказа Ю.Нагибина также стала важной вехой в его понимании сути человеческих взаимоотношений. Почему расчистка дороги – это большой труд? Многие теряют друзей из-за своего невнимания к окружающим. Поддержание отношений между людьми требует усилий и труда, в противном случае эти связи могут ослабеть, а затем и вовсе исчезнуть, как дороги заросшие сорняками.

Ю. Нагибин «Заброшенная дорога»

Каков смысл отсылки к образу Маленького принца Антуана де Сент-Экзюпери в начале рассказа?

Маленький принц в книге Сент-Экзюпери – это альтер-эго рассказчика, его внутренний собеседник. Путешествие Маленького принца – это путь самопознания, попытка разобраться в самом себе и в устройстве мира людей. Встреча с мальчиком для героя рассказа Ю.Нагибина также стала важной вехой в его понимании сути человеческих взаимоотношений.

Почему расчистка дороги – это большой труд?

Многие теряют друзей из-за своего невнимания к окружающим. Поддержание отношений между людьми требует усилий и труда, в противном случае эти связи могут ослабеть, а затем и вовсе исчезнуть, как дороги заросшие сорняками.

Что разрушает дружбу?  План Вступление. Дружба как духовная близость людей. Основная часть. Тема человеческих отношений в рассказе Ю.Нагибина «Заброшенная дорога».  1. Рассказ Ю.Нагибина – притча о сущности человеческих взаимоотношений.  2. Заброшенная дорога как символ разрушенных отношений.  3. Идейное содержание рассказа. III. Заключение. Дружба разрушается из-за равнодушия, невнимания людей друг к другу. Поддержание дружеских связей требует терпения и труда.

Что разрушает дружбу?

План

  • Вступление. Дружба как духовная близость людей.
  • Основная часть. Тема человеческих отношений в рассказе Ю.Нагибина «Заброшенная дорога».

1. Рассказ Ю.Нагибина – притча о сущности человеческих взаимоотношений.

2. Заброшенная дорога как символ разрушенных отношений.

3. Идейное содержание рассказа.

III. Заключение. Дружба разрушается из-за равнодушия, невнимания людей друг к другу. Поддержание дружеских связей требует терпения и труда.

Что разрушает дружбу?  Всё в нашей жизни приходит и уходит: деньги, работа, вещи. Остаются с нами только люди. Причём, только те люди, которым дороги мы и которые дороги нам. И зачастую именно друзья становятся нам ближе родных. Основными составляющими дружбы являются доверие, терпимость, взаимопонимание, взаимоуважение, умение пойти навстречу и помочь, быть рядом в трудной ситуации. Если же эти качества угасают, человеческие отношения могут разрушиться. Для подтверждения этой мысли обратимся к художественной литературе.

Что разрушает дружбу?

Всё в нашей жизни приходит и уходит: деньги, работа, вещи. Остаются с нами только люди. Причём, только те люди, которым дороги мы и которые дороги нам. И зачастую именно друзья становятся нам ближе родных. Основными составляющими дружбы являются доверие, терпимость, взаимопонимание, взаимоуважение, умение пойти навстречу и помочь, быть рядом в трудной ситуации. Если же эти качества угасают, человеческие отношения могут разрушиться. Для подтверждения этой мысли обратимся к художественной литературе.

Что разрушает дружбу?  Тема человеческих взаимоотношений раскрывается в рассказе Юрия Нагибина «Заброшенная дорога». Произведение представляет собой своеобразную притчу о жизни людей в обществе. Рассказчик встречает в чаще леса худенького мальчика, который пытается расчистить невесть откуда взявшееся здесь булыжное шоссе. Поначалу герой удивлен: эта трудная работа кажется ему нелепой и даже глупой, но постепенно в разговоре с мальчиком все происходящее обретает глубокий смысл: «Дорога — это очень важно. Без дороги никто никогда не будет вместе». В этих словах заглавный образ рассказа начинает обретать символическое значение: дороги соединяют людей, идущих навстречу другу. Не случайно особое внимание уделяется необходимости совместных усилий людей для сохранения дорог, то есть для поддержания связей друг с другом. Так автором утверждается мысль о том, что сохранение дружбы, как и любых нормальных человеческие взаимоотношений, требует усилий и душевного труда. Заброшенная дорога – трагический символ утраченных жизненных связей.

Что разрушает дружбу?

Тема человеческих взаимоотношений раскрывается в рассказе Юрия Нагибина «Заброшенная дорога». Произведение представляет собой своеобразную притчу о жизни людей в обществе. Рассказчик встречает в чаще леса худенького мальчика, который пытается расчистить невесть откуда взявшееся здесь булыжное шоссе. Поначалу герой удивлен: эта трудная работа кажется ему нелепой и даже глупой, но постепенно в разговоре с мальчиком все происходящее обретает глубокий смысл: «Дорога — это очень важно. Без дороги никто никогда не будет вместе». В этих словах заглавный образ рассказа начинает обретать символическое значение: дороги соединяют людей, идущих навстречу другу. Не случайно особое внимание уделяется необходимости совместных усилий людей для сохранения дорог, то есть для поддержания связей друг с другом. Так автором утверждается мысль о том, что сохранение дружбы, как и любых нормальных человеческие взаимоотношений, требует усилий и душевного труда. Заброшенная дорога – трагический символ утраченных жизненных связей.

Что разрушает дружбу?

Я думаю, не случайно маленький герой рассказа с самого начала сравнивается с Маленьким принцем из одноименной повести Антуана де Сент-Экзюпери. Маленький принц в книге Сент-Экзюпери – это альтер-эго рассказчика, его внутренний собеседник. Путешествие Маленького принца – путь самопознания, попытка разобраться в самом себе и в устройстве мира людей, осмыслить человеческие пороки, понять сущность дружбы, любви. Встреча с мальчиком для героя рассказа Ю.Нагибина также стала важной вехой в его понимании сути человеческих взаимоотношений. Не случайно рассказчик говорит о том, что с годами по-иному понял наставление мальчика: «В моём сердце начиналось много дорог, ведущих к разным людям: и близким, и далёким, и к тем, о ком ни на минуту нельзя забыть, и к почти забытым». Эти «дороги» герой всячески оберегал, вырывая чертополох, крапиву и прочие сорняки. И что особенно важно – преуспеть в этой сложной работе можно было только тогда, когда «с другого конца дороги начиналось встречное движение». Как понять эти слова? Что мешает людям быть вместе? Что разрушает дружбу и любые добрые отношения? Думаю, прежде всего, это равнодушие. Все начинается с малого: не написал, не ответил на сообщение, не позвонил, не поздравил с праздником… Так постепенно, сами того не замечая, мы отдаляемся друг от друга, а потом удивляемся, почему отношения стали прохладными или вовсе прекратились.

Что разрушает дружбу? Итак, чему нас учит рассказ Юрия Нагибина? Многие теряют друзей из-за своего равнодушия, невнимания к окружающим. Дорогу к сердцу человека необходимо очищать и обновлять любовью и вниманием, иначе эта дорога разрушится и исчезнет, а люди навсегда потеряют друг друга.

Что разрушает дружбу?

Итак, чему нас учит рассказ Юрия Нагибина? Многие теряют друзей из-за своего равнодушия, невнимания к окружающим. Дорогу к сердцу человека необходимо очищать и обновлять любовью и вниманием, иначе эта дорога разрушится и исчезнет, а люди навсегда потеряют друг друга.

Что означает быть благородным?

В XIX веке благородным называли человека, принадлежащего к старинному роду, к высшим слоям общества. Постепенно значение этого слова изменилось, и теперь благородным называют человека не знатного, а высоконравственного, безукоризненно честного, великодушного. Русская литература во многом и есть размышление о благородстве. Героям произведений часто приходится выбирать между добром и злом, равнодушием и душевной чуткостью, подлостью и искренностью.

В философском плане тема благородства раскрывается в романе Ф. М. Достоевского «Идиот». Достоевский создаёт образ «положительно прекрасного» человека — князя Льва Николаевича Мышкина. Этот герой не принадлежит к числу тех людей, которые напряжённой духовной работой приблизились к идеалу человечества. У Мышкина своя задача — возродить утраченную веру в добро. Он сам носитель бесконечного добра. Необыкновенно чистый, честный и искренний человек, Мышкин пытается пробудить лучшее в душах окружающих его людей. В нём нет недюжинной физической силы, но в нём горит огонь любви к людям. Он уважает в каждом человеке Человека, понимает, что люди созданы для счастья, и бесконечно их жалеет. Князь Мышкин — самый человечный человек, бескорыстный и отзывчивый. Он заранее прощает людям их эгоизм, чёрствость и своекорыстие. Полюбив Настасью Филипповну, герой видит в ней прекрасную, гордую, надломленную женщину, жалеет её и ни в чём не винит. На мой взгляд, главное в Мышкине — это духовное благородство, умение прощать и желание понять людей.

 К проблеме благородства обращались и писатели ХХ века. Так, героиня повести Альберта Лиханова «Благие намерения» Надежда Петровна делает свой выбор: уехав из родного дома, она отдаёт себя без остатка детям-сиротам. Не сразу принимает героиня это решение, ведь эти дети особенно остро чувствуют фальшь, их нельзя обмануть. Они и так жестоко наказаны жизнью. Мир отвернулся от них, и задача учителя — спасти их юные души от жестокости и очерствения. Надежда Петровна делает всё от неё зависящее, чтобы помочь детям найти своё место в жизни. Неудачи не сломили её, а, наоборот, закалили. Ей удаётся найти новые семьи для нескольких воспитанников, а остальным она сама становится матерью. Ради детей Надежда Петровна жертвует личным счастьем, но остаётся верна избранному пути. А любовь детей убеждает её в правильности принятого некогда решения. Не каждый человек способен совершить подобное, не каждый сможет, забыв о себе, сделать чужих детей своими и заслужить их любовь и уважение. Только высокий духом и чистый помыслами способен на такое самопожертвование.

К проблеме благородства обращались и писатели ХХ века. Так, героиня повести Альберта Лиханова «Благие намерения» Надежда Петровна делает свой выбор: уехав из родного дома, она отдаёт себя без остатка детям-сиротам. Не сразу принимает героиня это решение, ведь эти дети особенно остро чувствуют фальшь, их нельзя обмануть. Они и так жестоко наказаны жизнью. Мир отвернулся от них, и задача учителя — спасти их юные души от жестокости и очерствения. Надежда Петровна делает всё от неё зависящее, чтобы помочь детям найти своё место в жизни. Неудачи не сломили её, а, наоборот, закалили. Ей удаётся найти новые семьи для нескольких воспитанников, а остальным она сама становится матерью. Ради детей Надежда Петровна жертвует личным счастьем, но остаётся верна избранному пути. А любовь детей убеждает её в правильности принятого некогда решения. Не каждый человек способен совершить подобное, не каждый сможет, забыв о себе, сделать чужих детей своими и заслужить их любовь и уважение. Только высокий духом и чистый помыслами способен на такое самопожертвование.

 Наша жизнь сложна и порой жестока. Как необходимо нам не забывать, что жить нужно благородно и высоконравственно. Надо бережно относиться к душам близких, знакомых, видеть в каждом человеке Человека, нести в себе добро, работать над собой, чтобы стать лучше и чище. Каждому из нас необходимо учиться быть благородным, а для этого надо чаще обращаться к произведениям классической литературы, на страницах которой нас зовут за собой истинно благородные герои.

Наша жизнь сложна и порой жестока. Как необходимо нам не забывать, что жить нужно благородно и высоконравственно. Надо бережно относиться к душам близких, знакомых, видеть в каждом человеке Человека, нести в себе добро, работать над собой, чтобы стать лучше и чище. Каждому из нас необходимо учиться быть благородным, а для этого надо чаще обращаться к произведениям классической литературы, на страницах которой нас зовут за собой истинно благородные герои.

Добро и зло  Добро  — духовно-нравственная категория, с помощью которой человек выражает высокую положительную оценку какого-либо явления или действия.  Зло  — нравственно-этическая категория, обозначающая любые отрицательные явления общественной и личной жизни, ведущие к разрушению духовного, душевного и биологического потенциала человека и вызывающие ответное зло.  Темы сочинений Верно ли, что добро и зло коренятся в душе каждого человека? Может ли доброта победить жестокость? Добрым рождаются или становятся? Зачем нужно делать добро? Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом? Всегда ли легко различить добро и зло? Правильно ли отвечать злом на зло? Почему, делая добро другим, человек помогает самому себе? Что помогает человеку искоренять зло в себе? Как вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла — сердце человека?

Добро и зло

Добро  — духовно-нравственная категория, с помощью которой человек выражает высокую положительную оценку какого-либо явления или действия.

Зло  — нравственно-этическая категория, обозначающая любые отрицательные явления общественной и личной жизни, ведущие к разрушению духовного, душевного и биологического потенциала человека и вызывающие ответное зло.

Темы сочинений

  • Верно ли, что добро и зло коренятся в душе каждого человека?
  • Может ли доброта победить жестокость?
  • Добрым рождаются или становятся?
  • Зачем нужно делать добро?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Всегда ли легко различить добро и зло?
  • Правильно ли отвечать злом на зло?
  • Почему, делая добро другим, человек помогает самому себе?
  • Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  • Как вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла — сердце человека?
Можно  ли  зло  обратить во  благо? Русские писатели всегда ставили перед своими читателями сложные вопросы о смысле жизни, о сущности добра и зла, о вере и безверии. Вопросы, мучительно волновавшие Фёдора Михайловича Достоевского, могут быть сформулированы так: можно ли зло обратить во благо? Можно ли через насилие прийти к счастью? Попробуем найти ответы в романе «Преступление и наказание».

Можно ли зло обратить во благо?

Русские писатели всегда ставили перед своими читателями сложные вопросы о смысле жизни, о сущности добра и зла, о вере и безверии. Вопросы, мучительно волновавшие Фёдора Михайловича Достоевского, могут быть сформулированы так: можно ли зло обратить во благо? Можно ли через насилие прийти к счастью? Попробуем найти ответы в романе «Преступление и наказание».

Можно  ли  зло  обратить во  благо?  Главный герой романа Родион Раскольников, задавленный бедностью, страдающий от уязвлённого самолюбия, анализирует причины социальной несправедливости и приходит к выводу о том, что в мире всегда существовало различие между двумя разрядами людей: «обыкновенными» и «необыкновенными». Последние, «властелины судьбы», смело нарушали все нормы морали, не останавливаясь перед преступлением. «…Вошь ли я, как все, или человек?» — размышляет герой и решает доказать себе и другим, что нравственный закон не имеет над ним власти. Так рождается идея убийства «никчёмной старушонки» — процентщицы Алёны Ивановны.

Можно ли зло обратить во благо?

Главный герой романа Родион Раскольников, задавленный бедностью, страдающий от уязвлённого самолюбия, анализирует причины социальной несправедливости и приходит к выводу о том, что в мире всегда существовало различие между двумя разрядами людей: «обыкновенными» и «необыкновенными». Последние, «властелины судьбы», смело нарушали все нормы морали, не останавливаясь перед преступлением. «…Вошь ли я, как все, или человек?» — размышляет герой и решает доказать себе и другим, что нравственный закон не имеет над ним власти. Так рождается идея убийства «никчёмной старушонки» — процентщицы Алёны Ивановны.

Можно  ли  зло  обратить во  благо?  Писатель показывает, как теория полностью занимает сознание Раскольникова, порабощает личность. Достоевский-психолог делает историю внутренних переживаний героя предметом пристального внимания. На наших глазах разворачивается острый конфликт души и рассудка, добра и зла. Для того чтобы показать внутренний мир героя во всей его сложности и полноте, автор использует мотив сна.

Можно ли зло обратить во благо?

Писатель показывает, как теория полностью занимает сознание Раскольникова, порабощает личность. Достоевский-психолог делает историю внутренних переживаний героя предметом пристального внимания. На наших глазах разворачивается острый конфликт души и рассудка, добра и зла. Для того чтобы показать внутренний мир героя во всей его сложности и полноте, автор использует мотив сна.

Можно  ли  зло  обратить во  благо?  Сны Раскольникова составляют важную часть романа, поскольку они открывают читателю душу Родиона в самые напряжённые моменты его жизни. Так, ещё накануне убийства он видит сон-предупреждение: семилетний Родя становится свидетелем того, как пьяный возница до смерти забивает лошадь. Проснувшись, герой содрогается от ужаса, обращается к Богу, хочет отречься от «проклятой мечты». Ребёнок в этом сне символизирует душу Раскольникова. Как и в детстве, он до сих пор питает отвращение к насилию. Однако рассудок, отуманенный жестокой идеей, всё же ведёт героя к убийству. Мучительная борьба с собой продолжается.

Можно ли зло обратить во благо?

Сны Раскольникова составляют важную часть романа, поскольку они открывают читателю душу Родиона в самые напряжённые моменты его жизни. Так, ещё накануне убийства он видит сон-предупреждение: семилетний Родя становится свидетелем того, как пьяный возница до смерти забивает лошадь. Проснувшись, герой содрогается от ужаса, обращается к Богу, хочет отречься от «проклятой мечты». Ребёнок в этом сне символизирует душу Раскольникова. Как и в детстве, он до сих пор питает отвращение к насилию. Однако рассудок, отуманенный жестокой идеей, всё же ведёт героя к убийству. Мучительная борьба с собой продолжается.

Можно ли зло обратить во благо?

После совершения преступления до последних страниц романа Раскольников не чувствует раскаяния. Даже на каторге он убеждён в том, что его идея верна. И тут автор вновь прибегает к мотиву сна, показывая Раскольникову мир, в котором восторжествовала чудовищная идея. Конечно, это болезненные сны, увиденные в горячечном бреду, однако они вовсе не бессмысленны. Картина страшной моровой язвы, охватившей мир, напоминает мрачные пророчества Иоанна Богослова. Здесь каждый человек, подобно главному герою, заражён «трихинами» эгоизма, не слышит и не хочет слышать окружающих. У людей отняты воля, разум, милосердие. Начинаются страшные бедствия, повсюду вражда и взаимное истребление. Все эти видения призваны показать герою и читателям романа страшную опасность, которая грозит человечеству: индивидуализм губителен для общества. Достоевский твёрдо убеждён в том, что насилием нельзя уничтожить неправду, что грубая сила никогда не создаст ни братства, ни свободы, ни равенства. Так в эпилоге писатель открывает Раскольникову ту бездну, куда влекла героя его идея, и Родион прозревает. Теперь он пойдёт по пути Сони, возвращаясь к Богу, к свету, к жизни.

Можно  ли  зло  обратить во  благо?  Конечно, романы Фёдора Михайловича Достоевского не из разряда «лёгкого чтения», но именно в таких произведениях русская литература поднимается до невиданных высот человеческого духа и заставляет нас задуматься над вечными вопросами бытия и в очередной раз убедиться в том, что зло всегда остается злом, даже если человеком движут добрые намерения.

Можно ли зло обратить во благо?

Конечно, романы Фёдора Михайловича Достоевского не из разряда «лёгкого чтения», но именно в таких произведениях русская литература поднимается до невиданных высот человеческого духа и заставляет нас задуматься над вечными вопросами бытия и в очередной раз убедиться в том, что зло всегда остается злом, даже если человеком движут добрые намерения.

Подраздел 1.3.  Познание человеком самого себя  Самопознание  — познание человеком самого себя своим внутренним самонаблюдением, инстинктом, самоанализом. Это наиболее высокий уровень развития познания, когда оно происходит как бы изнутри человека, из глубин его души. Темы сочинений Что значит быть самим собой? Нужно ли стремиться к познанию самого себя? Важно ли осмысливать свои стремления и поступки? Каким может быть путь к познанию самого себя? Как нужно относиться к собственным слабостям? Помогает ли разговор с собой понять других людей? Что важно победить в самом себе? Как найти своё место в обществе? Важен ли для человека опыт других людей? Нужно ли странствовать по свету, чтобы найти дорогу к себе?

Подраздел 1.3. Познание человеком самого себя

Самопознание  — познание человеком самого себя своим внутренним самонаблюдением, инстинктом, самоанализом. Это наиболее высокий уровень развития познания, когда оно происходит как бы изнутри человека, из глубин его души.

Темы сочинений

  • Что значит быть самим собой?
  • Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
  • Важно ли осмысливать свои стремления и поступки?
  • Каким может быть путь к познанию самого себя?
  • Как нужно относиться к собственным слабостям?
  • Помогает ли разговор с собой понять других людей?
  • Что важно победить в самом себе?
  • Как найти своё место в обществе?
  • Важен ли для человека опыт других людей?
  • Нужно ли странствовать по свету, чтобы найти дорогу к себе?
Цель и смысл жизни,  жизненный путь Цель  — то, к чему мы стремимся, то, чего добиваемся, что хотим получить, в чём желаем преуспеть. Смысл жизни  — главная, основная цель в жизни данного человека; то, ради чего он живёт и к достижению чего стремится в своей жизни. Жизненный путь  — процесс индивидуального развития человека от рождения до смерти. Темы сочинений Что может повлиять на выбор жизненного пути? Какую жизнь можно считать прожитой не зря? Какие цели могут стать смыслом жизни? Зачем нужны цели в жизни? Как выбрать жизненную дорогу? Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути? Возможен ли жизненный путь без ошибок? Почему на жизненном пути важны не только уверенность, но и сомнения? Помогают ли мечты в достижении жизненных целей? Как характеризует человека его мечта?

Цель и смысл жизни, жизненный путь

Цель  — то, к чему мы стремимся, то, чего добиваемся, что хотим получить, в чём желаем преуспеть.

Смысл жизни  — главная, основная цель в жизни данного человека; то, ради чего он живёт и к достижению чего стремится в своей жизни.

Жизненный путь  — процесс индивидуального развития человека от рождения до смерти.

Темы сочинений

  • Что может повлиять на выбор жизненного пути?
  • Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
  • Какие цели могут стать смыслом жизни?
  • Зачем нужны цели в жизни?
  • Как выбрать жизненную дорогу?
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Возможен ли жизненный путь без ошибок?
  • Почему на жизненном пути важны не только уверенность, но и сомнения?
  • Помогают ли мечты в достижении жизненных целей?
  • Как характеризует человека его мечта?
С.Л. Франк «Смысл жизни»

С.Л. Франк «Смысл жизни»

В чём смысл человеческой жизни? Всякий человек, достигнув определённого возраста, задумывается над вечными вопросами, мучившими человечество не одно столетие. Зачем я живу? В чём смысл моего существования? Каким путём надо идти, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»? Мыслители всех времён пытались ответить на эти вопросы. Не обошёл их в своём творчестве и великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.

В чём смысл человеческой жизни?

Всякий человек, достигнув определённого возраста, задумывается над вечными вопросами, мучившими человечество не одно столетие. Зачем я живу? В чём смысл моего существования? Каким путём надо идти, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»? Мыслители всех времён пытались ответить на эти вопросы. Не обошёл их в своём творчестве и великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.

В чём смысл человеческой жизни?  Сама жизнь Толстого подтверждает мысль о том, что человек развивается от рождения до смерти и никогда не поздно изменить направление пути, если ты сбился с дороги. От легкомысленной светской жизни через службу в армии и тяжёлый, кропотливый писательский труд Лев Николаевич приходит к осознанию нетленности высших духовных ценностей и никчёмности материальных благ. Так же развиваются, ищут себя, проходят долгий путь в поисках истины его герои.

В чём смысл человеческой жизни?

Сама жизнь Толстого подтверждает мысль о том, что человек развивается от рождения до смерти и никогда не поздно изменить направление пути, если ты сбился с дороги. От легкомысленной светской жизни через службу в армии и тяжёлый, кропотливый писательский труд Лев Николаевич приходит к осознанию нетленности высших духовных ценностей и никчёмности материальных благ. Так же развиваются, ищут себя, проходят долгий путь в поисках истины его герои.

В чём смысл человеческой жизни?  В начале романа «Война и мир» Андрея Болконского одолевает скука. Он, весьма красивый, умный и жёлчный молодой человек, едет на войну, чтобы переменить обстановку, но главное — тайно мечтая о своём «собственном Тулоне». Тяжело раненный, он, увидев небо Аустерлица, начинает понимать, как ничтожна его мечта о воинской карьере и  славе. После этого снизошедшего на  него откровения князь Андрей твёрдо решает переменить свою жизнь. Он, полный светлых надежд, едет домой, однако новый удар — смерть жены — подрывает его силы. Кажется, ничто уже не сможет возвратить его измученную душу к жизни. Но разговор с Пьером на пароме, любовь к Наташе Ростовой будят в князе Андрее жажду жизни. Герой ищет всеобщей любви, но не прощает Наташе измены и  мечтает о  мести… Накануне смерти он вдруг понимает: для того чтобы жить достойно, надо просто любить всех: и друзей, и врагов, и любящих, и ненавидящих нас. Всех надо любить и прощать — в этом высшая истина бытия.

В чём смысл человеческой жизни?

В начале романа «Война и мир» Андрея Болконского одолевает скука. Он, весьма красивый, умный и жёлчный молодой человек, едет на войну, чтобы переменить обстановку, но главное — тайно мечтая о своём «собственном Тулоне». Тяжело раненный, он, увидев небо Аустерлица, начинает понимать, как ничтожна его мечта о воинской карьере и  славе. После этого снизошедшего на  него откровения князь Андрей твёрдо решает переменить свою жизнь. Он, полный светлых надежд, едет домой, однако новый удар — смерть жены — подрывает его силы. Кажется, ничто уже не сможет возвратить его измученную душу к жизни. Но разговор с Пьером на пароме, любовь к Наташе Ростовой будят в князе Андрее жажду жизни. Герой ищет всеобщей любви, но не прощает Наташе измены и  мечтает о  мести… Накануне смерти он вдруг понимает: для того чтобы жить достойно, надо просто любить всех: и друзей, и врагов, и любящих, и ненавидящих нас. Всех надо любить и прощать — в этом высшая истина бытия.

В чём смысл человеческой жизни? Не менее труден был путь к осознанию себя и истинной цели своего существования у Пьера Безухова. Ведь в начале романа он, прекрасно образованный юноша, совсем не знает, как жить. Он охотно позволяет другим направлять свою жизнь в нужную им сторону, увлекается масонством, идеей социальных реформ и так же быстро охладевает к ним. Лишь после 1812 года, после Бородинского сражения, где Пьер проникается ощущением своей причастности к народу, к России, после плена, впитав, как губка, христианские идеи Платона Каратаева, Безухов смог осознать себя личностью. В конце романа перед нами уже сильный, решительный, серьёзный человек, знающий, что надо идти по жизни со знаменем, на котором начертано: «Деятельная добродетель». В этом заключена истина.

В чём смысл человеческой жизни?

Не менее труден был путь к осознанию себя и истинной цели своего существования у Пьера Безухова. Ведь в начале романа он, прекрасно образованный юноша, совсем не знает, как жить. Он охотно позволяет другим направлять свою жизнь в нужную им сторону, увлекается масонством, идеей социальных реформ и так же быстро охладевает к ним. Лишь после 1812 года, после Бородинского сражения, где Пьер проникается ощущением своей причастности к народу, к России, после плена, впитав, как губка, христианские идеи Платона Каратаева, Безухов смог осознать себя личностью. В конце романа перед нами уже сильный, решительный, серьёзный человек, знающий, что надо идти по жизни со знаменем, на котором начертано: «Деятельная добродетель». В этом заключена истина.

В чём смысл человеческой жизни?  Закончено произведение, но творческий поиск писателя на этом не обрывается. Автор неизменно идёт дальше, отыскивая новые пути, открывая новые законы бытия. Так и человек, взрослея, глубже постигает жизнь и лучше понимает своё место в ней. Не остановиться, не предать себя, сделать самого себя и окружающий мир лучше  — не  в  этом  ли сокровенный смысл человеческой жизни?

В чём смысл человеческой жизни?

Закончено произведение, но творческий поиск писателя на этом не обрывается. Автор неизменно идёт дальше, отыскивая новые пути, открывая новые законы бытия. Так и человек, взрослея, глубже постигает жизнь и лучше понимает своё место в ней. Не остановиться, не предать себя, сделать самого себя и окружающий мир лучше  — не  в  этом  ли сокровенный смысл человеческой жизни?

В чём заключается смысл жизни? В чём заключается смысл жизни? С  какой целью человек пришёл на эту землю? Веками люди пытаются найти ответ на этот вопрос. Многие писатели размышляли о роли человека на этой земле. Например, … Над проблемой смысла жизни задумывается и герой произведения … Как видим, каждый писатель по-своему отвечает на вопрос о смысле человеческой жизни и помогает каждому из нас приоткрыть завесу тайны над этой вечной загадкой. Я думаю, что …

В чём заключается смысл жизни?

В чём заключается смысл жизни? С  какой целью человек пришёл на эту землю? Веками люди пытаются найти ответ на этот вопрос. Многие писатели размышляли о роли человека на этой земле. Например, …

Над проблемой смысла жизни задумывается и герой произведения …

Как видим, каждый писатель по-своему отвечает на вопрос о смысле человеческой жизни и помогает каждому из нас приоткрыть завесу тайны над этой вечной загадкой. Я думаю, что …

 Как  связаны понятия   «свобода» и «ответственность»?  Тезисный план   I. Вступление. Свобода — это способность и возможность человека осознанно выбирать решение и поступать в соответствии со своими желаниями, целями, идеалами, оценками и интересами. В то же время свобода возможна лишь при условии, если каждый человек в состоянии ограничивать свои действия, чтобы не ущемлять свободу других. Так свобода порождает ответственность за свои поступки, иначе она превращается в произвол. А там, где царит произвол, начинается несвобода.

Как связаны понятия «свобода» и «ответственность»? Тезисный план

I. Вступление. Свобода — это способность и возможность человека осознанно выбирать решение и поступать в соответствии со своими желаниями, целями, идеалами, оценками и интересами. В то же время свобода возможна лишь при условии, если каждый человек в состоянии ограничивать свои действия, чтобы не ущемлять свободу других. Так свобода порождает ответственность за свои поступки, иначе она превращается в произвол. А там, где царит произвол, начинается несвобода.

Как  связаны понятия   «свобода» и «ответственность»?    II. Основная часть. Осмысление понятий «свобода» и  «ответственность» в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». 1. Ларра как воплощение эгоизма и вседозволенности. Ларра стремится к  собственной свободе. Выросший вне общества, герой не  привык жить по  человеческим законам. Именно поэтому он отрицает племенные правила, осуждает и презирает старейшин. Собственные интересы — это главное в жизни Ларры. Чужие цели и желания для него совершенно не важны. Когда герою отказывает понравившаяся ему девушка, Ларра жестоко убивает её, не задумываясь о том, что не имел права лишить человека жизни. Так, свобода для Ларры заключена в поступках, которые приносят пользу только герою, при этом негативно сказываются на других людях. Эгоистическая свобода стала для Ларры проклятием. Оставшись в полном одиночестве, он мечтает о смерти. Таким образом, слово «свобода» теряет смысл, если человек отделяет себя от других.

Как связаны понятия «свобода» и «ответственность»?

II. Основная часть. Осмысление понятий «свобода» и  «ответственность» в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».

1. Ларра как воплощение эгоизма и вседозволенности.

Ларра стремится к  собственной свободе. Выросший вне общества, герой не  привык жить по  человеческим законам. Именно поэтому он отрицает племенные правила, осуждает и презирает старейшин. Собственные интересы — это главное в жизни Ларры. Чужие цели и желания для него совершенно не важны. Когда герою отказывает понравившаяся ему девушка, Ларра жестоко убивает её, не задумываясь о том, что не имел права лишить человека жизни. Так, свобода для Ларры заключена в поступках, которые приносят пользу только герою, при этом негативно сказываются на других людях. Эгоистическая свобода стала для Ларры проклятием. Оставшись в полном одиночестве, он мечтает о смерти. Таким образом, слово «свобода» теряет смысл, если человек отделяет себя от других.

Как  связаны понятия   «свобода» и «ответственность»?   2. Данко как олицетворение свободы духа и ответственности. Данко понимает свободу иначе. Он стремится не  к  собственной свободе, а  к  свободе своего народа, за  который он чувствует себя ответственным. Оказавшись в  опасности, племя Данко было лишено свободы, для героя важным было помочь народу обрести счастливую жизнь. Он жертвует собой ради спасения окружающих людей, ради освобождения всего племени от мрака. Свобода для Данко выражается в желании совершать подвиги. Если человек может совершать добрые поступки, он свободен. Автор утверждает, что быть свободным душой намного важнее физической независимости.

Как связаны понятия «свобода» и «ответственность»?

2. Данко как олицетворение свободы духа и ответственности.

Данко понимает свободу иначе. Он стремится не  к  собственной свободе, а  к  свободе своего народа, за  который он чувствует себя ответственным. Оказавшись в  опасности, племя Данко было лишено свободы, для героя важным было помочь народу обрести счастливую жизнь. Он жертвует собой ради спасения окружающих людей, ради освобождения всего племени от мрака. Свобода для Данко выражается в желании совершать подвиги. Если человек может совершать добрые поступки, он свободен. Автор утверждает, что быть свободным душой намного важнее физической независимости.

Как  связаны понятия   «свобода» и «ответственность»?    III. Заключение. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Как связаны понятия «свобода» и «ответственность»?

III. Заключение. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Раздел 1. «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»  1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» А. С. Грибоедов «Горе от ума» А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» Н. В. Гоголь «Мёртвые души», «Шинель» М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри» И. А. Гончаров «Обломов» И. С. Тургенев «Отцы и дети» А. Н. Островский «Гроза» Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Детство», «Отрочество», «Юность» Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Записки из подполья», «Сон смешного человека» А. П. Чехов «Чёрный монах» И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар» А. И. Куприн «Чудесный доктор», «Гранатовый браслет» М. Горький «На дне» А. П. Платонов «Юшка» М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго» М. А. Шолохов «Тихий Дон» А. И. Солженицын «Матрёнин двор» В. Ф. Тендряков «Хлеб для собаки» 185 А. С. Грин «Алые паруса» В. А. Каверин «Два капитана» М. С. Петросян «Дом, в котором…» В. К. Железников «Чучело»

Раздел 1. «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» 1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества

  • Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»
  • А. С. Грибоедов «Горе от ума»
  • А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
  • Н. В. Гоголь «Мёртвые души», «Шинель»
  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»
  • И. А. Гончаров «Обломов»
  • И. С. Тургенев «Отцы и дети»
  • А. Н. Островский «Гроза»
  • Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Детство», «Отрочество», «Юность»
  • Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Записки из подполья», «Сон смешного человека»
  • А. П. Чехов «Чёрный монах»
  • И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар»
  • А. И. Куприн «Чудесный доктор», «Гранатовый браслет»
  • М. Горький «На дне»
  • А. П. Платонов «Юшка»
  • М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго»
  • М. А. Шолохов «Тихий Дон»
  • А. И. Солженицын «Матрёнин двор»
  • В. Ф. Тендряков «Хлеб для собаки» 185
  • А. С. Грин «Алые паруса»
  • В. А. Каверин «Два капитана»
  • М. С. Петросян «Дом, в котором…»
  • В. К. Железников «Чучело»
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Моцарт и Сальери», «Евгений Онегин» М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» А. Н. Островский «Гроза» И. А. Гончаров «Обломов» Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот» Л. Н. Толстой «Война и мир» Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» М. Е. Салтыков‑Щедрин «История одного города», «Добродетели и пороки» А. П. Чехов «Душечка», «Попрыгунья», «Маленькая трилогия» А. И. Куприн «Гранатовый браслет» М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» В. Г. Короленко «В дурном обществе» А. П. Платонов «Юшка» М. А. Шолохов «Тихий Дон» В. А. Закруткин «Матерь человеческая» В. Ф. Тендряков «Хлеб для собаки» К. Г. Паустовский «Телеграмма» В. В. Быков «Сотников», «Обелиск» В. Г. Распутин «Уроки французского» В. К. Железников «Чучело» А. И. Солженицын «Матренин двор», «Архипелаг ГУЛАГ» В. А. Каверин «Два капитана» А. А. Лиханов «Благие намерения» Г. Н. Щербакова «Вам и не снилось»

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом

  • А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Моцарт и Сальери», «Евгений Онегин»
  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • А. Н. Островский «Гроза»
  • И. А. Гончаров «Обломов»
  • Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот»
  • Л. Н. Толстой «Война и мир»
  • Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
  • М. Е. Салтыков‑Щедрин «История одного города», «Добродетели и пороки»
  • А. П. Чехов «Душечка», «Попрыгунья», «Маленькая трилогия»
  • А. И. Куприн «Гранатовый браслет»
  • М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
  • И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
  • В. Г. Короленко «В дурном обществе»
  • А. П. Платонов «Юшка»
  • М. А. Шолохов «Тихий Дон»
  • В. А. Закруткин «Матерь человеческая»
  • В. Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»
  • К. Г. Паустовский «Телеграмма»
  • В. В. Быков «Сотников», «Обелиск»
  • В. Г. Распутин «Уроки французского»
  • В. К. Железников «Чучело»
  • А. И. Солженицын «Матренин двор», «Архипелаг ГУЛАГ»
  • В. А. Каверин «Два капитана»
  • А. А. Лиханов «Благие намерения»
  • Г. Н. Щербакова «Вам и не снилось»
 1.3. Познание человеком самого себя  М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» И. А. Гончаров «Обломов» Ф. М. Достоевский «Белые ночи», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот» Л. Н. Толстой «Война и мир» М. Горький «Детство», «В людях», «Мои университеты» В. П. Астафьев «Царь-рыба» В. Ф. Тендряков «Хлеб для собаки» Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго»

1.3. Познание человеком самого себя

  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • И. А. Гончаров «Обломов»
  • Ф. М. Достоевский «Белые ночи», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот»
  • Л. Н. Толстой «Война и мир»
  • М. Горький «Детство», «В людях», «Мои университеты»
  • В. П. Астафьев «Царь-рыба»
  • В. Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»
  • Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго»
  1.4. Свобода человека и её ограничения М. Ю. Лермонтов «Мцыри» А. Н. Островский «Гроза» Л. Н. Толстой «Война и мир» М. Горький «Макар Чудра», «Старуха Изергиль» Е. И. Замятин «Мы» М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» В. Н. Войнович «Москва 2042»

1.4. Свобода человека и её ограничения

  • М. Ю. Лермонтов «Мцыри»
  • А. Н. Островский «Гроза»
  • Л. Н. Толстой «Война и мир»
  • М. Горький «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
  • Е. И. Замятин «Мы»
  • М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • В. Н. Войнович «Москва 2042»
Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С.   Итоговое выпускное сочинение. 2022-2023 учебный год. Легион, 2022. Изменения в формировании комплектов тем итогового сочинения Анализ разделов банка тем сочинений Алгоритм написания сочинения Творческие задания

Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С. Итоговое выпускное сочинение. 2022-2023 учебный год. Легион, 2022.

  • Изменения в формировании комплектов тем итогового сочинения
  • Анализ разделов банка тем сочинений
  • Алгоритм написания сочинения
  • Творческие задания
Контактная информация anarushevich@yandex.ru

Контактная информация

[email protected]


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!