СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нарушение норм международного гуманитарного права в вооруженных конфликтах немеждународного характера

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нарушение норм международного гуманитарного права в вооруженных конфликтах немеждународного характера»

НАРУШЕНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ НЕМЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА

Панчук Александр Мефодиевич

Заместитель директора

Учитель истории и обществознания

МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»



Аннотация. В статье рассматривается понятие вооруженных конфликтов немеждународного характера, а также правовое регулирование защиты жертв таких конфликтов. На конкретных примерах обозначаются проблемы нарушения норм международного гуманитарного права, практической реализации защиты прав жертв конфликтов немеждународного характера и установления ответственности.

Ключевые слова: вооруженный конфликт немеждународного характера, конвенции, защита жертв, нарушение норм международного гуманитарного права, ответственность.

Одной из особенностей большинства современных вооружённых конфликтов является их немеждународный характер. На сегодняшний день к таким конфликтам относятся: война на Донбассе, война в Сирии, боевые действия на Африканском континенте и ряд других не менее опасных вооружённых столкновений, которые имеют статут «замороженного конфликта». Поэтому большое значение имеет всеобъемлющее правовое регулирование вопросов связанных с защитой жертв немеждународных вооружённых конфликтов, а также привлечение к ответственности лиц, виновных в военных преступлениях, совершенных во время конфликтов не носящего международного характера, так как ненаказуемость приводит к новым преступлениям.

Согласно статье 1 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 года, вооружённым конфликтом немеждународного характера признается вооружённый конфликт на территории Высокой Договаривающейся Стороны между её вооружёнными силами и антиправительственными вооружёнными силами или другими организованными вооружёнными группами, которые, находясь под ответственным командованием государства, осуществляют такой контроль над частью её территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия [1]. Такие конфликты не включают в себя гражданские беспорядки и внутреннюю напряжённость (бунты, беспорядки, отдельные акты насилия и другие акты аналогичного характера), поскольку они не являются вооружёнными конфликтами.

В международно-правовой доктрине даётся следующее определение: «немеждународный вооружённый конфликт - это вооружённое противостояние, которое происходит на территории государства между правительством, с одной стороны, и вооружёнными повстанческими группировками, с другой» [2, с. 90]. М. Сагер считает, что немеждународные конфликты играют незначительную роль в кодификации международного гуманитарного права [3, с. 26]. В основном это связано с абсолютным нежеланием любого государства допускать международное вмешательство во внутренние дела, что считается нарушением государственного суверенитета. Главным атрибутом суверенитета является право соответствующего правительства осуществлять своё дискреционное право во внутренних делах. Однако в ряде случаев международное гуманитарное право распространяется на ситуации вооружённой конфронтации внутри страны. Это стало возможным благодаря признанию многими государствами того, что гражданские войны могут иметь не менее трагические последствия с точки зрения жертв, страданий и разрушений, чем войны между государствами.

Одним из первых обратил внимание на проблему защиты гражданского населения всемирно известный российский дипломат, учёный и международный юрист Ф.Ф. Мартенс. В своём тезисе (впоследствии названный «оговоркой Мартенса»), предложенном им в рамках подготовки к Первой Гаагской мирной конференции 1899 г., содержался призыв к защите населения и воюющих сторон в случаях, не подпадающих под действие договорных положений, в результате установившихся обычаев, образованных народами, законов человечности и требований общественного сознания. Международное сообщество придало юридическую силу этой оговорке, включив её сначала в преамбулу Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, а затем в другие документы международного гуманитарного права.

Первым шагом на пути к защите жертв вооружённых конфликтов немеждународного характера стало принятие 12 августа 1949 года четырёх Женевских конвенций: Конвенции I об улучшении участи раненых и больных в вооружённых силах; Конвенции II об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море; Конвенции III об обращении с военнопленными; и Конвенции IV о защите гражданского населения во время войны. Через все эти конвенции проходит красной нитью содержание единой статьи, в которой очень лаконично излагаются основные принципы защиты жертв вооружённых конфликтов немеждународного характера. Было провозглашено право на гуманное обращение с лицами, не принимающими непосредственного участия в военных действиях (включая раненых и военнопленных). Это положение запрещает убийство, жестокое обращение, пытки и мучения таких лиц, захват заложников, посягательство на человеческое достоинство, а также осуждение и наказание без судебного решения. Было также провозглашено право раненых и больных на получение помощи. Статья 3 этих четырёх конвенций стала, пожалуй, первым крупным прорывом в области немеждународных вооружённых конфликтов и получила название «мини-конвенция». Однако один из главных недостатков этой статьи заключается в том, что она устанавливает базовые минимальные стандарты для вооружённых конфликтов немеждународного характера в крайне нечётких формулировках, что затрудняет применение этих норм на практике.

Международному сообществу предстояло пройти долгий путь к обогащению содержания принципа уважения человеческой личности в немеждународных вооружённых конфликтах. Эта кропотливая работа завершилась принятием 8 июня 1977 года Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв вооружённых конфликтов немеждународного характера (Протокол II), который уточняет и расширяет статью 3 Женевских конвенций. Этот 28-статейный документ является первым существующим правовым документом по защите жертв вооружённых конфликтов немеждународного характера. Он значительно расширил гуманитарную защиту в гражданских войнах и уточнил, что такая защита предоставляется всем гражданским лицам, а также ряду мест, объектов, культурных ценностей и мест отправления культа.

Анализируя положения статьи 3 Конвенций, и Дополнительного протокола II, приходим к выводу, что они имеют очень важный недостаток: отсутствие какого-либо механизма контроля за соблюдением прав жертв вооружённых конфликтов немеждународного характера. Право, применимое к этим конфликтам, в лучшем случае является в высшей степени умозрительным, а механизмы контроля, предусмотренные в четырёх Женевских конвенциях и Дополнительных протоколах, практически отсутствуют. Все это, к сожалению, позволяет правительствам ряда государств просто игнорировать международное гуманитарное право, ведя гражданскую войну против собственного народа мотивируя тем, что это сепаратисты.

Необходимо отметить, что чаще всего немеждународные вооружённые конфликты спровоцированы неспособностью правящей элиты уважать права меньшинств или другие права человека. Наиболее яркий пример такого конфликта мы можем наблюдать на Юго-востоке Украины, где народы, населяющие территорию Луганской и Донецкой областей, отстаивают своё право на самоопределение. Право народов на самоопределение является основополагающим элементом принципа равноправия и самоопределения народов, одним из общепризнанных принципов современного международного права, закреплённого в Уставе Организации Объединённых Наций [4].

Конфликт на Донбассе рассматривается в работе российского юриста, доктора юридических наук Куксина И.Н. «Современная проверка принципов Устава ООН: украинский узел», где анализируются экстремистские события на Украине, связанные с государственным переворотом в феврале 2014 г. [5]. Кандидат юридических наук СКФУ П.В. Волосюк в своей работе «Вооруженный конфликт на Юго-востоке Украины и международное уголовное право» делает международно-правовой анализ преступлений, совершенных военнослужащими и командирами в период проведения антитеррористической операции на территории Донецкой и Луганской областей Украины [6]. Доктор юридических наук МГУ имени М.В. Ломоносова Кремнев П.П. в научной статье «Вооруженный конфликт на Юго-востоке Украины: правовая квалификация и последствия» рассматривает правовые последствия, которые вызваны каждой формой такого вооруженного конфликта, что умалчивается и игнорируется украинской стороной [7].

Народы Луганской и Донецкой областей Украины, которые не поддержали приход к власти националистических сил с ярко выраженной националистической идеологией, изначально поставили лишь вопрос о своём праве участвовать в жизни государства и определять свою судьбу, для чего было достаточно таких мер, как установление нескольких государственных языков на всей территории государства, установление квот для представителей определённых групп населения в органах государственной власти, децентрализация и т.д. Однако лица, совершившие антиконституционный переворот, объявили так называемую «антитеррористическую операцию» против населения двух областей, с применением вооружённых сил государства. В результате этих действий первыми жертвами стали в основном гражданские лица, в том числе женщины и дети. В 14 докладе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека в Украине установлено, что с середины апреля 2014 г. до 2 тыс. гражданских лиц погибло вследствие боевых действий [8].

В 2014 году жители города Славянска одни из первых столкнулись с полным ужасом войны. Во время фактически карательной операции украинские силовые структуры широко использовали штурмовую авиацию, тяжёлое вооружение (в том числе тактические ракетные комплексы «Град», «Ураган», многоствольные ракетные комплексы «Смерч»), т.е. оружие неизбирательного действия в населённых пунктах. Отдельно следует выделить применение противопехотных мин, кассетных боеприпасов и зажигательных боеприпасов, которые запрещены Конвенцией о «негуманном оружии», Конвенцией по кассетным боеприпасам и Конвенцией о запрещении противопехотных мин. Использование фосфорных боеприпасов в боях под Славянском-Краматорском считается одним из наиболее известных фактов. По словам очевидцев, после 10-11 числа Вооружённые силы Украины начали обстрел окрестностей Славянска и близлежащих сел боеприпасами, содержащими фосфор [9]. В частности, специальные мины с белым фосфором, которые ополченцы изначально приняли за снаряды, использовались осветительные ракеты при ночном обстреле п. Семеновки. Украинские вооружённые силы отрицают сам факт применения боеприпасов с белым фосфором, однако показания свидетелей и гильзы снарядов, найденные в минах, сброшенных на п. Семеновку, свидетельствуют о факте нарушении норм международного гуманитарного права. При этом следует отметить отсутствие реакции со стороны ООН, как организации созданной для поддержания мира, а также иных акторов, таких как Соединённые Штаты Америки и Европейский союз.

Обстрелы школ и детских садов, больниц и поликлиник, машин скорой помощи и пожарных на выездах, всей инфраструктуры города - это лишь часть зафиксированных нарушений, который остался безнаказанным. 3 июня 2014 года ВСУ открыли огонь по раненым ополченцам в госпитале населённого пункта Красный Лиман. По словам Александра Бородая, в живых не осталось ни одного человека. Кроме того, участились случаи пропажи без вести раненых ополченцев и мирных граждан. Согласно собранной МККК информации, подавляющее большинство пропавших без вести лиц составляют мужчины (96%), и почти половина из них не имеют никакого отношения к воинской службе. Кроме того, 40% из них составляют люди в возрасте до 36 лет [10]. Население также столкнулось с блокадой продовольствия и гуманитарной помощи. Например, в городе не работали насосные станции, подающие воду из Северского Донца, электроснабжение было ограничено, продукты питания доставлялись по продовольственным карточкам. Когда на передовой не хватало перевязочных материалов, таксисты приезжали во дворы и люди собирали все, что могли (в основном простыни и бинты).

Ситуация ухудшилась после того, как украинские вооружённые силы зачистили город. Людей преследовали, допрашивали и наказывали за помощь, любое содействие или какое-либо отношение к ополчению [11]. Помочь в этом украинской стороне мог каждый. Например, возле городской администрации незаконно были установлены урны для доносов, которые повлияли на жизни многих людей. Так, согласно ст. 17 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям, никто не может подвергаться преследованию, осуждению или наказанию за такие гуманные действия, как помощь раненым или больным одной из сторон конфликта.

Массовые изнасилования и унижения женщин также характерны для этого времени. Например, некоторые женщины, готовившие еду в здании администрации, были расстреляны за «пропаганду и пособничество сепаратизму» [12].

Таким образом, приведённые выше факты - это только не большая часть нарушения норм международного гуманитарного права на Донбассе. К сожалению, международное сообщество не смогло адекватно отреагировать на продолжающиеся нарушения прав человека в Украине, в то время как Российская Федерация продолжает оказывать необходимую гуманитарную помощь населению Донецкой и Луганской областей до сих пор. Следует напомнить, что, согласно тексту преамбулы Протокола II, в случаях, не подпадающих под действие правовых норм, человек продолжает находиться под защитой принципов гуманности и требований общественного сознания.

На основании приведённых выше примеров видно, что принципы международного гуманитарного права постоянно нарушаются. Для исправления ситуации необходимо чёткое распределение полномочий. Во-первых, необходимо влиять на имплементацию санкций по разделению полномочий властей в государстве (между судебной, исполнительной и законодательной властью). Во-вторых, региональные и международные учреждения, в обязанности которых входит контроль и наблюдение за соблюдением прав человека, должны иметь широкое представление о своих полномочиях. И, в-третьих, создание специальных органов для рассмотрения серьезных нарушений гуманитарного права и наказания виновных.


Список литературы

1.Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 авг. 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) от 8 июня 1977 г.

2. Гассер Х.-П. Международное гуманитарное право: Введение. - М.: МККК, 1995. - 125 с.

3.Сагер М. Контрольные механизмы в международном гуманитарном праве // Советский журнал международного права. - 1991. - № 3-4. - С. 26-33.

4.Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. [Электронный ресурс] —Режим доступа: https://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html

5. Современная проверка принципов Устава ООН: украинский узел. Журнал Правовое государство: теория и практика, 2016. / Под ред. Куксина И.Н. — Электрон. текст. дан. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-proverka-printsipov-ustava-oon-ukrainskiy-uzel, свободный. — Загл. с экрана.

6. Вооруженный конфликт на Юго-востоке Украины и международное уголовное право. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2014./Под ред. Волосюка П.В. — Электрон. текст. дан. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vooruzhennyy-konflikt-na-yugo-vostoke-ukrainy-i-mezhdunarodnoe-ugolovnoe-pravo, свободный. — Загл. с экрана.

7. Вооруженный конфликт на Юго-востоке Украины: правовая квалификация и последствия. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки, 2019. /Под ред. Кремнева П.П. — Электрон. текст. дан. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vooruzhennyy-konflikt-na-yugo-vostoke-ukrainy-pravovaya-kvalifikatsiya-i-posledstviya, свободный. — Загл. с экрана.

8. Доклад о ситуации с правами человека в Украине 16 мая – 15 августа 2016 г. [Электронный ресурс] / Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека. — Режим доступа: https://www.ohchr.org/Documents/Countries/UA/Ukraine15thReport_ru.pdf, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.

9.Белая Книга нарушений прав человека и принципа верховенства права на Украине (июль-ноябрь 2014) [Электронный ресурс]: Москва, 2014 — Режим доступа: https://russische-botschaft.ru/wp-content/uploads/2014/12/Belaya-kniga-07.2014-11.20141.pdf, свободный. — Загл. с экрана.

10. Международный Комитет Красного Креста [Электронный ресурс]: Кризис на территории Украины: несколько тысяч семей до сих пор разыскивают своих близких, 2016 — Режим доступа:https://www.icrc.org/ru/document/krizis-na-territorii-ukrainy-neskolko-tysyach-semey-do-sih-por-razyskivayut-svoih-blizkih, свободный. — Загл. с экрана.

11. Новостной портал «Цензор.Нет» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://censor.net/ru/news/3252770/s_2014_goda_sbu_otkryla_bolee_166_tys_ugolovnyh_proizvodstv_po_faktam_gosizmeny_i_terrorizma_bakanov, свободный. — Загл. с экрана.

12. Белая Книга Новороссии: жертвы украинского террора на Донбассе 2014 - начала 2015 гг. [Электронный ресурс]/Донецк: изд. ЦСИ Новороссии, 2015. – 320 с – Электрон. текст. дан.— Режим доступа:https://mid-dnr.su/ru/pages/Special_Committee/belaya-kniga-zhertvy-ukrainskogo-terrora-na-donbasse-2014-nach2015-gg-0404/, свободный. — Загл. с экрана.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!