СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народы таврики раннего железного века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока содержит подробную информацию о кочевых народах Раннего железного века

Просмотр содержимого документа
«Народы таврики раннего железного века»

План- конспект урока

Учитель: Русских И.С.

Дата:

Класс: 5

Тема: НАРОДЫ ТАВРИКИ РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА

Планируемые результаты

личностные: умение работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами;

метапредметные: тренировать умения работать с текстом. Умение анализировать, сравнивать, рассуждать;

предметные: сформировать знания о киммерийцах, скифах, таврах и сарматах в Крыму. Умение объяснять последствия для истории народов Крыма тех или иных событий; умение объяснять понятия: кочевые народы, какие кочевые народы проживали в Крыму в указанный период, автохтонный народ.

Тип урока: комбинированный

Средства обучения: презентация

Ход урока

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Актуализация опорных знаний

Вспомнить археологическую периодизацию

Как раньше назывался Крымский полуостров?

Изучение нового материала

1.Кочевые народы Раннего железного века.

Рассказ учителя.

Кочевники – люди, временно или постоянно ведущие кочевой образ жизни. Средства к существованию кочевники могут получать из самых разных источников — кочевое скотоводство, торговля, различные ремесла, рыболовство, охота, различные виды искусства.

Автохтонное население - принадлежность по происхождению данной территории; автохто́нный — местный, коренной по происхождению.

Работа в группах. На работу – 12 мин. На выступления – по 2-3 мин на каждую группу.

Материал для группы 1. Киммерийцы

Дать ответы на вопросы:

1. Что мы узнаем из произведений древних авторов о киммерийцах?

2. Какие факты подтверждают проживание в Крыму киммерийцев?

3. Чем занимались киммерийцы?

4. Расскажи о киммерийце-воине.

5. Чем тебе запомнились киммерийцы?

Древнейшим народом, обитавшим в Крыму, были киммерийцы, проживавшие на полуострове в XV-VII веках до нашей эры.

Наиболее давние упоминания о них, восходящие к последним векам второго тысячелетия до нашей эры, мы находим в творениях великого древнегреческого поэта Гомера. Так, в его поэме «Одиссея» говорится, что земля киммерийцев находится у крайних границ обитаемого мира, у входа в подземное царство Аида. Герой «Одиссеи» во время своего странствия проник в эту почти потустороннюю таинственную по отдаленности и малой известности для греков страну. «Закатилось солнце и покрылись тьмою все пути, — говорится в поэме, — а судно наше достигло пределов глубокого океана. Там народ и город людей киммерийских, окутанные мглою и тучами...»

К киммерийцам относится упомянутый в поэме «Илиада» народ «удивительных доильщиков кобылиц, справедливейших из смертных». Автор указывает район обитания киммерийцев — степи Крыма и Северного Причерноморья.

Греческий историк Геродот (V в. до н. э.) очень интересовался историческими предшественниками скифов в Крыму. Его информаторы (скифы и греки) единодушно сообщали, что вся страна, которая в его время была занята скифами, раньше принадлежала киммерийцам. В подтверждение этого он писал: «И теперь еще есть в Скифии киммерийские стены, киммерийские переправы, есть и область, называемая Киммерией, есть и так называемый Киммерийский Боспор». При устье реки Тираса (Днестра) Геродоту показывали курган, в котором, по преданию, были погребены последние киммерийские цари.

Во многом подобные сведения о пребывании киммерийцев в Крыму сообщают и другие историки, и географы древности. В частности, отмечалось, что киммерийцы совершали свои походы и в страны Средиземноморья еще во времена Гомера.

Поэтому становится очевидным, что киммерийцы жили в эпоху бронзы.

К началу I тысячелетия до нашей эры киммерийцы перешли к кочевому скотоводству, позволившему с наименьшими затратами труда овладеть обширнейшими и богатейшими пастбищными угодьями. С прекращением оседлости единственным свидетельством обитания киммерийцев стали их захоронения в курганах.

В течение IX—VIII веков до н. э. произошли чрезвычайно важные изменения. Киммерийцы овладели секретом получения железа из болотной руды. Об уровне, достигнутом в железоделательном производстве, можно судить по археологическим находкам. В эту пору у киммерийцев получило распространение цельножелезное оружие.

По найденным в могилах вещам киммериец предстает перед нами как легковооруженный конный воин. Его боевое снаряжение состояло из меча или кинжала, круглой, чаще всего фигурной булавы, имевшей навершие в виде каменного и реже бронзового цилиндрического топорика. Важнейшим предметом вооружения киммерийца служил также сложный лук с втульча-тыми наконечниками стрел, которые вначале изготовлялись из бронзы и кости, а позднее — из железа. Киммерийский лук отличался прекрасными боевыми качествами и являлся самым мощным оружием того времени. По своим достоинствам он не уступал прославленному скифскому луку. Никаких остатков защитных доспехов в виде щитов, шлемов, панцирей и тому подобных защитных приспособлений в киммерийских могилах не обнаружено.

Над могилами было принято ставить памятные каменные стелы (изваяния без головы), на верхней части которых изображались ожерелья и разные символические знаки. На стелах, стоявших над могилами воинов, обычно изображены широкий пояс, при котором выгравированы кинжал или меч, лук и точильный брусок.

Из исторических источников известно, что киммерийцы разгромили войско урартского царя Русу I, воевали против других государств.

При появлении в Крыму скифов, как повествует предание, киммерийцы, опасаясь поражения от грозного врага, отступили через Кавказ, вдоль восточного побережья Черного моря в Азию.

А киммерийские «цари», не желая покидать свои земли, перебили друг друга во взаимной битве и были похоронены в низовьях Днестра. Произошло это, по-видимому, в VII веке до н. э.

Материал для группы 2. Скифы.

Дать ответы на вопросы:

  1. Кто такие? Где проживали?

  2. Чем они занимались?

  3. Какие памятники оставили после себя?

Скифы - величайший конгломерат племён, общность культуры которых, и, по мнению академика Бориса Пиотровского, прослеживается от Дуная на западе до Великой Китайской Стены на востоке. Их поразительно одинаковые предметы конского снаряжения, железные короткие мечи – акинаки, трёхгранные наконечники стрел и украшения обнаружены на огромном пространстве между 40-й и 50-й параллелями, протянувшимся более чем на 7000 км. Этот широкий коридор между западом и востоком функционировавший в середине I тысячелетия до н.э. подготовил знаменитый «шёлковый путь», который существовал до XV века и проходил от Средиземного моря через Иран, Среднюю Азию до берегов реки Хуанхэ.

Скифы просуществовали свыше тысячи лет и на заключительном этапе своей истории, когда границы их царства значительно сузились, обосновались в Крыму со столицей в городе Неаполе, руины которого находятся на окраине нынешнего Симферополя. В VII-IV вв.до н.э. центром скифского государства было городище на месте современного села Каменки Никопольского р-на Днепропетровской обл. Ныне Каменское городище- памятник археологии международного значения.

Под ударами сарматов Скифия распалась, часть скифов обосновалась в Крыму. Центром познескифского государства (III в.до н.э.) становится Неаполь скифский, построенный на плато Петровских скал над долиной реки Салгир (юго-восточная окраина Симферополя). Этот город находится на скрещении основных торговых путей, проходивших через полуостров. Ему подчинилась и приднепровская Скифия.

Неаполис, как, впрочем, и многие другие древние памятники, был обнаружен случайно. На Керменчике (так в средние века называлась местность, некогда занимаемая столицей поздних скифов) был устроен в начале XIX века каменный карьер. В 1827 году при очередной выборке камня были найдены рельеф скифа – всадника и мраморные щиты с надписями ( в последствии ученые установили, что на плитах высечены имя скифского царя X Скилура их посвящения богам Зевсу и Афине). Счастливый случай спас их для науки. Затем последовали новые открытия: на Неаполе обнаружили клад римских монет и плиту с рельефом двух всадников.

Восстановить картину жизни столицы скифов на протяжении шести веков помогут интерьеры жилищ, предметы повседневного обихода и утвари, облачения скифских воинов, художественная роспись с показом играющего на лире музыканта, сцены охоты на кабана, всадника, внутренний вид мавзолея с полностью реконструированным погребением царя Скилура…

Да, это будет музей, притягательная сила которого, распространяется на многие миллионы экскурсантов. Неаполь скифский прекратил своё существование в III веке н.э., когда само государство Скифия или как называли его античные авторы «Царство Атея» было уничтожено вторгшимися в Крым кочевыми племенами сарматов, аланов и готтов, захваченными огромным водоворотом Великого Переселения народов. Основную отрасль хозяйства скифов составляло скотоводство. Скот имел огромное значение, так как был основным средством существования. Главная забота кочевников сводилась к сохранению и увеличению поголовья скота.

Основу кочевого хозяйства в степях составляло коневодство. В состав стада входили также крупный рогатый скот, овцы, небольшое количество коз. Скифские лошади были малорослыми, однако отличались резвостью и выносливостью.

Скифы кочевали большими группами. Скот круглый год содержался на подножном корму. В самое трудное время зимовки лошади своими копытами разбивали снежный наст, добывая сохранившуюся траву, и благодаря этому выживали и другие животные.

Жилищами у кочевых скифов служили войлочные помещения на повозке с четырьмя или шестью колесами. Кибитки, защищавшие от ветра, дождя и снега, предназначались для женщин и маленьких детей; в них также хранилось имущество. Жизнь мужчин с детства была связана с верховой лошадью.

Одежда и экипировка скифов были хорошо приспособлены к условиям кочевой жизни. В их быту большое место занимали различные изделия из кожи, шкур, войлока и шерсти. Из этих материалов шили одежду, обувь, бурдюки и множество других вещей домашнего обихода. Изготовлением их занимались в основном женщины.

Очень удобной была одежда скифов — короткие, туго перетянутые кожаные (мехом внутрь) кафтаны, плотно облегающие кожаные штаны или широкие шерстяные шаровары, мягкие, перевязанные у щиколотки полусапожки (скифики), остроконечные башлыки, хорошо защищавшие голову. Одежда украшалась вышивкой, а парадная одежда богатых скифов расшивалась множеством золотых украшений.

Посуда, использовавшаяся в кочевом быту скифов, была преимущественно деревянной и металлической: бронзовые котлы для приготовления мясной пищи, бронзовые миски, деревянные подносы и чаши.

Большинство предметов бытового обихода из металла, кости, а также, очевидно, из дерева, тканей, войлока и кожи художественно оформлялись с характерным своеобразием. Мотивы такого оформления были заимствованы из зооморфного мира и находили свое воплощение в изображениях фигурок или каких-то частей животных, птиц или рыб. Этот вид изящного прикладного искусства получил название скифского звериного стиля.

Среди образов раннескифского искусства излюбленными были изображения оленя, барана, пантеры, лося, горного козла. Часто использовались мотивы головок коня, орла, грифобарана. Чаще всего животные изображались в спокойном состоянии.

В дальнейшем, под влиянием греческого искусства, скифский стиль утрачивает свою особенность. В то же время получают распространение реалистические сюжеты — сцены борьбы и терзания зверей и изображения различных животных. Изображения в зверином стиле не только отвечали эстетическим вкусам скифов, но и воплощали определенную магическую символику. Они играли роль амулетов-оберегов, призванных защищать их собственников от враждебных сил и привлекать покровительство и помощь доброжелательных богов.

Нет сомнения в том, что в кочевьях скифов существовали оружейные, литейные, кузнечные, ювелирные и другие мастерские. Изделия их широко представлены в разнообразном составе предметов скифской материальной культуры. Однако ремесло носило характер домашнего производства.

У скифов были развиты торговля и обмен как внутри племен, так и с другими народами. Огромное значение имели торговые связи с населением Кавказа и с греческим миром.

Из Скифии вывозили скот, хлеб, мед, воск, кожу, а также огромное количество рабов, захваченных в военных походах. Ввозили в Скифию вино и оливковое масло в амфорах, ткани, различные изделия греческих ремесел, в частности посуду, украшения.

Материал для группы 3. Сарматы.

Дать ответы на вопросы:

  1. Кто такие? Где проживали?

  2. Чем они занимались?

  3. Какие памятники оставили после себя?

Сарматы – кочевые ираноязычные племена, которые попали в Крым между IV и III вв. до н. э. Их речь была похожей на ту, с помощью которой общались скифы, но быт и культура, да и происхождение народов, значительно отличались. На сегодняшний день достоверно неизвестно, каким образом сарматы заняли причерноморские земли, ранее входившие в состав Большой Скифии. Вполне вероятно, что в IV в. до н. э. крымская степь страдала от засухи, и скифы добровольно покинули ее, а через некоторое время туда начали проникать кочевники-сарматы: языги, роксоланы, сирматы и т. д. 

Не стоит исключать и другой вариант развития событий. Вполне вероятно, что скифы не выдержали вражеского напора и вынуждены были уйти, уступив территории.

В литературе встречается название Сарматия, но с трудом можно говорить о том, что сарматам удалось создать свое государство, часть которого располагалась в Крыму. Скудные археологические находки, проливающие свет на жизнь этих ираноязычных племен, дают основания предположить, что достаточно долго сарматы эпизодически проникали на полуостров и не имели там постоянных селений. Теория кажется вполне объяснимой, если учесть, что основным способом их жизни было кочевничество.

Обобщенное название нескольких племен пошло от «савромат», что дословно означает «опоясан мечом». Предки сарматов появились в VIII в. до н. э. на территории, которую защищали Кавказские горы, Танаис и Волга. Мощный сарматский союз начал формироваться примерно через столетие. Племена, которые входили в него, жили в уральских степях и в Поволжье.

Сохранилось предание о царице Амаге, жившей в III в. до н. э. Мудрая сарматка помогла херсонеситам избавиться от надоедливых скифских набегов. Как настоящий дипломат, она вначале попросила не трогать Херсонес, но, когда царь не послушался ее, женщина вместе с небольшим войском разгромила место, где восседал правитель, убила скифского вельможу и посадила на престол его сына, предупредив, что попытка повторить действия отца закончится для него так же печально.

Страбон пишет, что племена сарматов жили в степях, которые располагались севернее Крыма, и воевали на стороне скифа Палака вовремя скифо-херсонесских противостояний. Таким образом, сарматы на тот момент или, вообще, не обитали на полуострове, или, потерпев поражение в боях с армией Диофанта, вынуждены были уйти за пределы Крыма. 

При внимательном изучении археологических данных становится ясно, что в II–I вв. до н. э. данных кочевников не хоронили на территории Крыма, значит, они там постоянно не жили. Вместе с тем севернее Перекопа обнаружили пару десятков сарматских захоронений.

В I–II вв. н. э. савроматы все больше начали проникать в полисы, расположенные на Керченском полуострове и в позднескифские поселения предгорий. В этот период истории Крыма отмечается так называемая сарматизация культуры и образа жизни многих городов. Теперь уже меньше всего кочевников интересовала степь, они наведывались туда гораздо реже. 

Конец I в. и начало следующего столетия нашей эры ознаменовались приходом сарматов на северо-западные территории Крыма, где они расправились с проживающими там скифами. Также встречается информация о том, что пришлые кочевники нападали на скифские укрепления, расположенные в центре полуострова.

Аланы – это сарматское племя или сродное ему объединение. Есть версия, что в III в. некоторые аланы покинули Северный Кавказ, присоединившись к походам готов. Наверное, именно так они попали на Крымский полуостров. Об их обитании в Крыму известно немного. Аланы появились там позже остальных сарматов – в III–IV вв. н. э., вначале заселили юго-восточную часть Крыма, а потом постепенно перебрались на запад полуострова. Исследовав путь, которым шли представители этого племени сарматов, можно предположить, что именно они уничтожили предгорные поселения поздних скифов. В степях Северного Причерноморья сарматы занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни, совершая в течение года замкнутый цикл перекочевок по определенным маршрутам. «Они следуют за своими стадами, — свидетельствует Страбон, — выбирая всегда местности с хорошими пастбищами. Сарматы разводили крупный рогатый скот, овец и мелкую породу лошадей».

Дополнительным промыслом была охота на диких зверей, в которой вместе с мужчинами принимали участие и женщины, тренируясь в стрельбе из лука и верховой езде.

Жилищем для кочевников служили кибитки, сделанные из войлока и поставленные на повозки.

Основной пищей их были мясо, сыр и молоко. Сарматы питались также просяной кашей.

Мужская одежда сарматов мало чем отличалась от скифской. Самым распространенным был плащ греческого типа, скрепленный на плече фибулой. Головным убором служил остроконечный башлык.

Женщины носили длинную одежду, часто стянутую поясом и скрепленную на груди и плечах фибулами, а также длинные шаровары. Ворот, рукава и подол одежды обшивали мелкими бусами. Платье знатных женщин украшалось вышивкой золотом. Обувь с острыми носами также расшивалась бусами. Весь убор дополнялся диадемами, ожерельями, серьгами, подвесками, браслетами, кольцами и перстнями. Признаками знатности были золотые гривны и венцы. Разнообразный ассортимент предметов быта, вооружения и украшений, обнаруженный при раскопках, говорит о существовании у сарматов различных домашних ремесел: кузнечного, бронзолитейного, кожевенного, деревоотделочного и других. Сарматские женщины занимались ткачеством, вышиванием, изготовлением войлочных изделий, простой глиняной посуды. Большое значение в жизни сарматов имели войны, которые велись из-за пастбищ или с целью захвата добычи. Особенно возросла роль войны в ходе продвижения сарматов на запад. В это время совершенствуются организация войска, военная тактика, вооружение. Налаживается массовое изготовление железных наконечников стрел, сменивших бронзовые. Входит в обиход новая форма короткого меча с кольцевым навершием. Появляются панцири с комбинированным набором из чешуек, пластин и кольчужного плетения. Во II—IV веках распространяются кольчуги. Изготовленные из прутьев щиты имели круглые металлические украшения.

Материал для группы 3. Тавры.

Дать ответы на вопросы:

  1. Кто такие? Где проживали?

  2. Чем они занимались?

  3. Какие памятники оставили после себя?

Впервые это племя упоминает "отец истории" Геродот, живший в V в. до н. э. Он указывает ареал обитания, а также передает сведения легендарного характера о некоторых обычаях крымских аборигенов. По этим легендам, тавры занимались грабежами и войнами. Потерпевших кораблекрушение или захваченных в открытом море эллинов они приносили в жертву богине Деве.

По поводу происхождения названий "тавры" и "Таврика" существует множество гипотез. Наиболее правдоподобной выглядит версия, предложенная известной исследовательницей древних надписей, доктором исторических наук Э.И. Соломоник. По ее мнению, греки называли Тавром отдельные гористые местности, в том числе и Крымские горы. Следовательно, тавры - это горцы, жители Тавра (Крымских гор).

Практически ничего не известно о языке тавров. Достоверно нельзя назвать ни одного таврского слова. Хотя не исключено, что некоторые топонимы горной части полуострова и предгорий в своей основе сохранили таврские корни. Ученые считают, что таврским, точнее, индоевропейским, языковым реликтом являются слова с основой "Сал" (Салгир, Сала и т. п.). Этот корень толкуют как обозначение бурного потока воды, движущегося с горного склона. Все исследователи согласны с тем, что таврам принадлежат могильники из так называемых "каменных ящиков". Они открыты во многих местах Южного берега Крыма и Главной гряды Крымских гор, датируются VI-V в. до н. э. Пять таких могильников найдены в Алуштинской долине. Каменный ящик сооружался из пяти плит. Четыре из них служили стенами погребального сооружения, а пятая - крышкой. Устроенная таким образом гробница предназначалась для многократных захоронений. Умерших помещали в скорченном положении на боку до тех пор, пока "ящик" не заполнялся. Вместе с погребенными хоронили различные вещи: оружие (мечи, кинжалы, стрелы), конскую сбрую, бронзовые украшения (кольца, браслеты, височные подвески, гривны, бляхи, серьги), бусы, раковины каури. "Ящик" лишь частично помещался в земле, верхняя его часть с каменной крышкой возвышалась над дневной поверхностью. Жители гор берегли могилы своих единоплеменников. В районе Главной гряды и Южного берега практически неизвестны долговременные поселения тавров. Сочетание недолговременных поселений с большими, функционировавшими длительное время могильниками исследователи объясняют тем, что тавры занимались в основном отгонным скотоводством и при этом отдельные их общины перемещались в пределах ограниченной территории. Часть из них, возможно, промышляла и пиратством, хотя куда исчезали награбленные ими вещи, неизвестно. При раскопках могильников не найдено никаких греческих изделий, кроме бус.

Так кто же такие тавры, откуда они взялись и куда исчезли? Сопоставляя результаты длительных археологических изысканий, исследователи пришли к выводу, что тавры сформировались на основе части племен, населявших Крым в эпоху бронзового века. Возможно, они - потомки легендарных киммерийцев, изгнанных скифами из причерноморских степей. Археологи связывают племена ранних тавров с "кизил-кобинской культурой". Дело в том, что в науке принято называть различные категории памятников по месту первого их обнаружения. Так, обломки своеобразной керамики -один из основных признаков раннетаврской культуры - были найдены у пещеры "Кизил-Коба" к юго-востоку от Симферополя. Отсюда и название культуры - "кизил-кобинская". "Кизил-кобинцы" вначале жили в предгорном Крыму, занимаясь земледелием и пастушеским скотоводством. В VI в. до н. э. часть этих племен по не совсем ясным пока причинам переселилась в горы и на Южный берег полуострова. Здесь-то они и стали известны под именем тавров.

В III в. до н. э. археологическая культура, соотносимая с таврами, теряет свои индивидуальные черты, хотя письменные источники продолжают упоминать о них довольно долго. В первых веках нашей эры для обозначения населения Крыма употребляется термин "тавроскифы" или "скифотавры". Предполагают, что тавры смешались со скифами и окончательно утратили самобытность своей культуры.

Подведение итогов

1.Закрепление.

1. Назовите кочевые народы Крыма в РЖВ.

2. Покажите на карте места обитания кочевников.

3. Какие памятники они оставили?

Рефлексия.

Д/З:








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!