СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Народные традиции и обряды в Рождество»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале представлена информация о традициях русского народа идущих с древних времён.

Просмотр содержимого документа
«« Народные традиции и обряды в Рождество»»

Краевой конкурс творческих работ «Рождество Христово» среди студентов профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, обучающихся организаций дополнительного образования, общеобразовательных организаций.





Реферат



Тема: « Народные традиции и обряды в Рождество»





























Введение Снег ложится белый, белый

На пригорки и дома;

Искрой- инеем оделась

старорусская зима.

Неподвижность синей речки…

И не надо ничего –

на расписанном крылечке

притаилось Рождество.

Колыбельку покачает и отгонит тучи

прочь……….

Все сомненья развенчает та

Рождественская ночь.



В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одним из самых ярких и показательных явлений такого рода являются народные традиции и обычаи. Для того чтобы понять их истоки, надо прежде всего, изучать историю народа, его культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом. В древности считалось, что датой Рождества является 6 января по старому стилю или 19-е по - новому. Каким образом христиане пришли к этой дате? Мы считаем Христа как сына человеческого « вторым Адамом». В том смысле, что если первый Адам был виновником грехопадения, рода человеческого, то второй стал искупителем людей, источником нашего спасения. На протяжении веков к кратким Евангельским сказаниям о Рождестве Христовом прибавились легенды, народные стихи и предания. Именно в этой древней литературе встречается подробное описание вертепа (пещеры), в котором разместилось святое семейство, и говорится об убогой обстановке, сопровождавшей появление на свет Иисуса Христа. Эти народные представления нашли отражение в иконописи, где изображены не только ясли со святым младенцем, но и животные – вол и осёл. Согласно библейским сказаниям, этих животных привёл Иосиф из Назарета. На осле ехала Дева Мария, а вола вёл с собой Иосиф, чтобы продать, и на вырученные деньги уплатить царскую подать, и прокормить святое семейство. Животные стоят рядом с яслями и своим тёплым дыханием согревают богомладенца от холода зимней ночи. Изображение осла символизирует упорство, умение достичь своей цели. Изображение вола – покорность и трудолюбие. Родители богомладенца знали, что их сын, должен будет потом жестоко страдать за грехи человеческие. Чтобы почтить Христа, который своей смертью спас человечество, христиане ежегодно празднуют его рождение. В сочельник люди собираются за столом, у ёлки с праздничной кутьёй. Рождество для нас, христиан – семейный праздник. В этот день, утром идут в церковь на праздничное богослужение, посещают близких родственников, почитают умерших предков, вспоминают крёстных родителей и несут им кутью. Молодёжь и дети идут колядовать и разыгрывать вертеп, то есть традиционное рождественское представление. Все любят Рождество. Этот праздник – неотъемлемая часть нашей жизни, которая озаряет монотонность будней яркой вспышкой священной веры, новой надежды и беззаветной любви. За праздничными столами собираются малые и большие семьи, чтобы в кругу самых родных и близких встретить замечательный праздник, несущий в дома уют, тепло сердец, благополучие и радость новой жизни. Всю ночь люди ходят, друг к другу в гости, обмениваясь подарками и угощениями. Счастливые дети под звезднолунным небом лихо скатываются на санках с ледяных горок или, собравшись у одного из друзей, делятся наколядованными вкусняшками. Им необъяснимо легко и радостно от того, что рождественская ночь похожа на сказку, а зимние каникулы продолжаются........

Празднование Рождества в России

 Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.

Сегодня в России много различных праздников. Но есть среди них особенный, самый семейный и самый светлый. Речь идет о Рождестве. Рождество Христово на  Руси отмечают из древности. Сегодня православные устои в нашем обществе, к сожалению, пошатнулись, но, тем не менее, в ночь на 7-ое января миллионы русских православных людей отмечают этот замечательный праздник. Многие идут в храмы, где стоят на праздничной службе, читают и поют молитвы. Какая же история и особенности одного из главных православных праздников? Верующий человек проводил Рождественский сочельник в строгом посте. Знал, православный человек о приближении благого праздника – рождение Христа. В народе, говорят, что не стоит приходить на пир в печальной одежде. Так и перед 7-ым января люди старались всеми силами позабыть свои рутинные заботы, закончить все дела. С большим трепетом, русский человек ждал появления первой звезды на морозном январском небе, веруя в то, что звезда эта та самая, которая много-много лет назад возвестила волхвам о рождении Христа. Целый день православный люд не принимал никакой пищи. Есть можно было только с появлением первой звезды.  У каждого праздника есть свои обязательные атрибуты. Рождество, не исключение. 7 января, например, в каждом доме обязательно была солома и кутья. Солома – знаменовала пробуждение творческих сил природы. Кутья - это, по сути, каша, которая разведена медом. Каша знаменовала собой плодородие. Обычно её употребляли не только в сочельник, но и на родинах, крестинах (разводили с маслом) и похоронах. Трапезничали в сочельник в полной тишине и в молитвенном настроении. После люди гадали о будущем урожае, выдергивали соломинки из снопа и заставляли своих детей залазить под стол, где те должны были «цыкать» (чтобы хорошо водились в хозяйстве куры). Когда трапеза была закончена, дети разносили остатки кутьи по домам бедняков. Затем начинались колядки. Молодежь собиралась в группки и ходила по домам, развлекая себя и хозяев пением в честь праздника. За это, хозяева давали молодежи кто что. Кто-то копеечкой отблагодарит, кто-то конфетами, а кто-то яблоками. В некоторых местностях огромной Руси, в колядках участвовало и духовенство. Вообще, молодежь, ходившую по округе и славившую Христа, везде принимали радушно. Часто звали в дом, младшего из кампании усаживали на шубу (чтобы наседки потом сидели спокойно) все пели песни. Потом хозяин раздавал пироги, баранки, и денежки.

К истинным рождественским традициям можно отнести славление. В праздник Рождества Христова, когда раздавался благовест к литургии, сам патриарх со всем духовным синклитом приходил славить Христа и поздравлять государя в его палаты; оттуда все шли с крестом и святою водой к царице и другим членам царской семьи. Традиция славление была широко распространена среди народа. Молодёжь, дети ходили из дома в дом, или останавливались под окнами и славили родившегося Христа, а также желали хозяевам в песнях и прибаутках добра и благоденствия. Участникам таких поздравлений хозяева дарили угощение, соревнуясь в щедрости. Считалось дурным тоном отказать славильщика в угощении, и артисты брали с собой большие мешки для сладких трофеев. В XVI веке неотъемлемой частью славление стал вертеп. Так в старину назывался кукольный театр, показывающий историю рождения Иисуса Христа. Законом вертепа запрещалось показывать куклу богородицы и богомладенца, их всегда заменяли иконой. А вот волхвов, пастухов и иных персонажей, поклоняющихся новорождённому Иисусу, можно было изображать и с помощью кукол, и с помощью актёров. Обычай наряжать на Рождество ёлку, пришёл к нам из Германии. В немецком городе Страсбурге и бедняки, и богачи, зимой украшали ели цветной бумагой, фруктами и сладостями. Постепенно эта традиция распространилась по Европе. В 1699году ПётрI повелел украшать свои дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками. В 30-е годы XIX века ели появились в столице в домах петербургских немцев. Публично в столице стали ставить ёлки в столице в 1852 году. К концу XIX века ёлки стали украшением городских и деревенских домов, и в XX веке были неотделимы от зимних праздников. Но история ёлки в России была отнюдь не безоблачна. В 1916 году, ещё не кончилась война с Германией, Святейший Синод запретил ёлку рождественскую как вражескую затею. Пришедшие к власти большевики продлили этот запрет. Ничто не должно было напоминать о рождестве. В 1935 году обычай наряжать ёлку вновь вернулся. Правда для большинства неверующих советских граждан вернулась ёлка, не как рождественская, а как новогодняя.

Рождественские традиции.

Одной из рождественских традиций является – венок. Рождественский венок имеет Лютеранское происхождение. Это вечнозелёный венок с четырьмя свечками. Первую свечу зажигают в воскресенье за четыре недели до Рождества, как символ света, который придёт в мир с рождением Христа. Каждое следующее воскресенье зажигают ещё одну свечу. В последнее воскресенье перед рождеством зажигают все четыре свечи, чтобы осветить место, где находится венок, а может быть алтарь церкви, а может быть обеденный стол. Свет являлся важной составляющей зимних языческих праздников. С помощью свечей и костров изгоняли силы тьмы и холода. В христианстве свечи считаются дополнительным символом значимости Иисуса как света мира. Рождественские свечи являются символом победы света над тьмой. Свечи на райском дереве породили рождественскую ёлку. На рождество принято дарить подарки. У этой традиции много корней. Святой Николай считается дарителем рождественских подарков. В древности была традиция дарить подарки детям на праздники. В качестве дарителя подарков мог выступать сам Иисус, Санта Клаус, Бефана, рождественские гномы, различные святые. Святки, святые вечера, так обыкновенно называются в России дни празднества, дни веселья и торжества, рождества Христова. На святках встречается странная смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с христианскими воспоминаниями о Спасители мира. Само слово «святки» представляет понятие о значении святости дней по причине отрадного для христиан события. Сам император Пётр I по возвращению в Россию, из путешествия по Европе, наряжал своего учителя Зотова папой Римским, а других своих любимцев - кардиналами, дьяконами, и в сопровождении певчих на святках ходил с ними к боярам по домам славить. Вообще рождественские праздники, несмотря на холодное зимнее время года, дышат весельем, как и канун Рождества. Сочельник в России менее весел, чем в Европе, так как день постный, день приготовления к встрече праздника. У простого народа всегда найдётся бездна смешных приданий по случаю этого дня, и ночь перед Рождеством бывает свидетельницей множества суеверных наблюдений. Вечером женщины ни за что не оставляют кудели на прялках, чтобы чёрт не вздумал вместо них сесть за работу. Молодые девушки дают этому своё толкование, они говорят, что если не допрясть кудели накануне Рождества, прялка придёт за ними в церковь при венчании и мужья их подумают, что они бог весть какие лентяйки. Поэтому девушки недопряденную кудель солили, с целью сохранить её от проделок чёрта. Если нитки останутся на мотовиле их не снимали, как обычно, а разрезали. Пение колядок – важная традиция празднования Рождества в России. Заключается она в том, что группа людей обходит дома и поет хозяевам пожелания счастья и благополучия на весь начавшийся год. В ответ они получают щедрые дары. Среди юных девушек, начиная с этого дня и до Крещения, принято гадать узнать о том, что ждет каждую в течение года. Конечно, прежде всего, гадают о возможность замужества. Считается, что в святочную неделю все сбудется. Первый гость - символ Рождества, который родился среди землевладельцев, живущих в России. Считалось, что если в праздник Рождества женщина первой переступит порог дома, то пшеница даст плохой урожай и хозяйке дома грозят женские болезни в этом году. Во время Рождества была полностью запрещена охота на зверей и птиц. Широко распространённым рождественским обычаем в деревнях было сооружение во дворе, а затем сожжение соломенного стога. Вся родня при этом стояла кругом в благоговейном молчании, пока солома не сгорала полностью. По поверью, умершие предки в эти мгновения приходят погреться у огня, зажжённого их потомками, и могут способствовать плодородию. В прошлом у русских земледельцев считалось дурной приметой, если в день Рождества из числа посторонних людей первой в жилище входила женщина; считалось, что в этом доме женская половина семейства будет болеть весь год . К Рождеству хозяева обязательно убирали избу, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, так как верили, что от этого зависел будущий урожай . За завтраком не давали пить простую воду, так как полагали, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда. Под страхом всевозможных бед и напастей в Рождество ничего не сгибали, не плели, не шили. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада . Свою духовную радость в день Рождества Христова Церковь начинает и выражает утешительным пением на великом повечерии, которым начинается всенощное бдение: «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтесь, яко с нами Бог». Великая радость Церкви в праздник Рождества Христова проистекает из благодарственного воспоминания снисхождения и единения Бога с человеком, о чем и благовествуется в евангельском чтении на утрени (МФ. 1, 8–25). В древние времена бдение продолжалось всю ночь. «От ночи до утра славословим Тебя, человеко любче», — говорит Козьма Маиумский в каноне на Рождество Христово. Божественную Литургию в праздник постановлено совершать «по рану труда ради бренного». После литургии Церковь совершает благодарственное молебствие Господу Богу об избавлении церкви и державы Российской от нашествия французов в 1812 году. Сообразно великой радости, принесенной миру Рождеством Спасителя, Церковь издревле постановила совершать Богослужение в день Рождества Христова без коленопреклонений, кроме благодарственного молебна за избавление Отечества от врагов, разрешать пост, в какой бы день недели ни случился праздник, и весь день церковного праздника сопровождать церковным звоном. Торжественное прославление Рождества Христова после Богослужения в храмах переносится и в жилища верующих. Подобно Ангелам, которые возвестили великую радость Вифлеемским пастухам и пели хвалу Богу, священнослужители начинают славление в храме, в навечерие праздника, после литургии: «Постановлено ожигать свечник и поставлять его посреди церкви; а ликам стать вкупе среди храма и петь возгласно: “Рождество. Твое, Христе Боже наш, Вовсия мирови свет разума” и прочее». С древних времен православные христиане проводили праздник Рождества Христова благоговейно, избегая развлечений и увеселений, нарушающих святость праздника.

Традиционные, русские, рождественские блюда.

Главными и обязательными на рождественском столе в старой России являлись разнообразные блюда из свинины: зажаренный поросёнок, фаршированная свиная голова, жареное мясо кусками, холодец, заливное. На рождественский стол подавали также много других мясных блюд: гуся с яблоками, зайца в сметане, дичь, баранину, рыбу целиком и т. д. Обилие крупнокускового жареного и печёного мяса, целиком запечённой птицы и рыбы на праздничном столе было связано с особенностями устройства русской печи, которое позволяло успешно готовить крупноразмерные продукты .

Мелко нарезанное мясо и субпродукты варили в горшках вместе с традиционной полужидкой кашей. Непременным блюдом на Рождество, как и на другие праздники, были пироги: закрытые и открытые, ватрушки, калачи, пирожки, колобки, кулебяки, курники, лодочки, саечки, расстегаи, шаньги. Готовили запеканки, блины. Начинок было множество, на всякий вкус (травяные, овощные, фруктовые, грибные, мясные, рыбные, творожные, смешанные.) Сладкие блюда, подаваемые на рождественский русский стол, не были разнообразны. Это ягоды, фрукты, пастила, пряники, хворост, печенье, мёд. Пили взвары (компоты и сладкие супы, сбитень), кисели, 

Приметы

- На Рождество и солнце играет

- Иней на деревьях в первые три дня Рождественских праздников — к обильному урожаю хлеба. Если в этот день тепло — весна будет холодная.

- В Рождество день тёплый — хлеб будет тёмный, густой.

- Если метельная ночь — пчёлы хорошо роиться будут.

- В ночь звёзд густо — густо и ягод (гороха) будет, если редко звёзды, то мало и ягод уродится.

Заключение

В заключении хочу сказать, что я очень люблю зиму, потому что именно в это время приходит особое, немного магическое, прекрасный праздник Рождества Христова. Не могу сказать, что моя семья придерживается всех ритуалов и традиций, но стараемся, чтобы этот день стал действительно праздником нашей семьи. Накануне праздника мы украшаем комнату домашними украшениями, изготовленными из соломинок. У оконных рам и дверей цепляем соломенные ажурные крестики - они оберегают жилище от нечистой силы, которая в дни праздников особенно опасна. Перед Рождеством готовим богатую, преимущественно из двенадцати блюд, ужин, варим кутью. Разучиваем колядки. Это величальные обрядовые песни, в которых звучат пожелания людям в новом году счастья, здоровья, богатого урожая, достатка.













































Приложение:







На Рождество принято было дарить поздравительные открытки.





Поздравительная открытка начала 20 века.







«Святки» - одна из интересных традиций Рождества.



«Колядки» - любимая рождественская традиция русского народа

































Праздничное представление в честь Рождества Христова у Храма Христа Спасителя (Москва, 2002 год)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!