Хохломская роспись
Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке под Нижним Новгородом,
в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи.
Деревня Хохлома Ковернинского района Нижегородской области была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи.
Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.
Гжель
Гжель — русский народный промысел производства керамики и фарфора и вид русской народной росписи, отметившего недавно своё 670-летие.
Название «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань.
Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области.
Палех
Па́лех — центр русского народного промысла лаковой палехской росписи.
Палех— посёлок городского типа (с 1927 года), административный центр Палехского района Ивановской области.
В 1918 году в посёлке организована декоративно-художественная артель.
В 1920-х годах в Москве, в доме А. А. Глазунова, художником И. И. Голиковым была написана первая лаковая миниатюра «Адам в Раю» в уникальном стиле, который впоследствии получил название «Палехского».
Финифть
Фини́фть — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства.
Вологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Направление появилось в XVII веке в городе Сольвычегодске.
Ростовская финифть — русский народный художественный промысел, существует
с XVIII века в городе Ростов Ярославской области..
Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем.
Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный.
Дымковская игрушка
Ды́мковская игру́шка — один из русских народных глиняных художественных промыслов, возникший в XV—XVI веках, в заречной слободе Дымково,
близ города Вятки (ныне на территории города Кирова).
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета.
Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.
Жостовская роспись
Жо́стовская ро́спись — русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному). По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные.
Городецкая роспись
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец Нижегородской области.
Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.