Просмотр содержимого документа
«Народные легенды»
Народные легенды: Село Шоро-Башат в Узгене, житель которого женился на китаянке, построившей зону отдыха на местном озере (фото). 15.04.2016 08:51
Turmush - Село Шоро-Башат Узгенского района расположено на 600 км автодороги Бишкек-Ош.
Как сообщается, село расположено между городами Узген и Жалал-Абад. Когда-то через данное село проходил Великий шелковый путь, по которому шли караваны с верблюдами.
Местные сказители и историки говорят, что через это село торговцы из Китая держали путь в страны Европы. В этой местности расположено озеро Торт-Кол, которое упоминается в эпосе «Манас».
Санжырачы (знатоки кыргызских родов и родословий отдельных людей) рассказывают, что в нижней части этого озера жило племя, где парень-кыргыз женился на девушке из Китая.
Торговцам, которые шли в составе караванов из Китая, всегда нравилось отдыхать на побережье озера Торт-Кол. Бывали случаи, что они оставались ночевать здесь на несколько дней. Дочери хозяина каравана из Китая понравилась эта местность и она попросила отца построить место для отдыха в верхней части озера. И каждый раз, когда она в составе каравана своего отца ехала в Европу, она отдыхала здесь и наслаждалась красотой природы. Спустя какое-то время девушка влюбляется в местного пастуха и начинает упрашивать своего отца оставить ее здесь. Недолго думая, родители дали ей свое согласие и организовали пышную свадьбу.
Новость о предстоящем браке сразу же облетела местность, население Шоро-Башат было сильно удивлено, что житель села женится на китаянке.
Дети, которые у них родились, назывались «кытайдын балдары» («дети китайцев»). Впоследствии даже появилось отдельное племя. Девушку-китаянку, которая вышла замуж за местного парня-кыргыза, в народе называли Аймончок, а детей сразу начали относить к китайскому племени.
Сегодня в этом селе продолжают проживать потомки китайского племени, большая часть из которых выучились на бухгалтера, агронома, учителей математики. Местные жители всегда поговаривают про представителей китайского племени: «Канында бар. Энеси кербенчи болгон. Эсепке тың болгон» [«У них это в крови. Их мать был кербенчи (торговец, ведущий караванную или крупную разъездную торговлю). Знала счет деньгам»].
Если говорить о том, почему местность носит такое название - в селе имеются источники с соленой водой. С того времени как их обнаружили, местность и стала называться Шоро-Башат, что означает «Соленый источник».
Также имеется информация о том, что в 6-8 веках кирпичи для строительства Узгенской башни делали в местности Шоро-Башат. Во время раскопок на возвышенности в этой местности были обнаружены кувшины, золотые ложки, глиняные горшки. Все эти вещи обнаружил археолог из России Юрий Заднепровский, после чего увез экспонаты в музей в городе Санкт-Петербург.
70-летний житель села Тургунбай Тагаев рассказывает, что из-за того, что в этой местности было обнаружено много исторических вещей, было принято решение о строительстве музея. Музей строили «ашарным» методом. По словам жителя, туристы, посещающие Узгенскую башню, по пути посещают и музей в селе Шоро-Башат.
Сегодня в селе Шоро-Башат имеется около 500 домохозяйств. Сельчане занимаются растениеводством и животноводством. Из культур выращивают в основном рис.