Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. История колыбельной песни. - А теперь порассуждаем дальше. Как вы думаете, когда возникли колыбельные песни? - Есть у белорусского поэта Максима Танка стихотворение «Вопросы и ответы». Послушайте. Инсценирование. «Однажды внучка спросила у дедушки: – Дедушка, кто старше меня? – Твои мама и папа! – А кто старше, чем они? – Мы с бабушкой… – А кто старше всех-всех на свете? – Внучка, старше всех, я думаю, наш хлеб насущный. Да ещё колыбельная, которую поёт твоя мама». -Все слова дедушки вам понятны? (Насущный – имеющий важное жизненное значение, совершенно необходимый. Хлеб необходим для пропитания.) – Ребята, скажите, почему дедушка сказал, что старше всех хлеб насущный да колыбельная. (Я думаю, что, как родился человек, был хлеб, и была колыбель. Колыбель – это наш сон, который приходит к нам ночью каждый день.) Давайте обобщим: Действительно, колыбельная рождается, когда рождается каждый малыш. Колыбельная песня выбирает нас самая первая. Это ниточка из взрослого мира в мир ребёнка. И два понятия таких как «хлеб насущный» и «колыбель» стоят рядом. Хлеб питает (что?) … (тело человека), а колыбель – … (душу) – Как вы думаете, много ли на свете колыбельных песен?) – Колыбельных песен не так много, но поскольку они передаются из поколения в поколение, просто каждая мать поет её по-своему, что-то изменяя, добавляя. И колыбельная рождается как бы заново. Колыбельные песни есть у каждого народа. Эти песни, как считали предки, защищали спящего ребенка от проделок темной силы. Детишки легче понимали не просто речь, а именно песню. Мамин голос помогал им успокоиться. И вот такие успокаивающие плавные напевы стали называться колыбельными. - Как вы думаете, почему колыбельные? 1группа ищет значение слова колыбель в толковом словаре. 2 группа ищет значение слова зыбка. Вспомните, что такое синонимы и подберите синонимы к слову колыбель. КОЛЫБЕЛЬ (ЛЮЛЬКА, КАЧАЛКА, ЗЫБКА). - В далёкую старину люди изобрели специальное приспособление для качания младенцев - колыбель. (показ колыбели) Слово «колыбель» происходит от слов «колебать», «колыхать», «качать». Сама колыбель, люлька, зыбка передавалась из поколения в поколение. Ребенок из колыбели скоро вырастал, а песни будто оставались в ней, накапливались и тоже передавались из поколения в поколение. Колыбель подвешивали на шесте, чтобы было удобно качать. Такой шест называли очеп. Говорят, что латыши рубили очеп на вершине холма в самой красивой березовой роще. Тогда, считали люди, ребенок вырастает красивым и будет правильно говорить. Вешали колыбель возле материнской постели. Прежде чем положить ребенка в колыбель, клали подарки: хлеб, «разумные советы», написанные на бумажках. -Как вы думаете, только ли мама пела колыбельные песни? Колыбельные песни пела не только мама. Бабушка, дедушка, старший брат или сестра с давних пор «выговаривали» в песни добрые пожелания самому младшему в семье, любовь к нему, свои заботы. Покачивая колыбельки матери, нянюшки, бабушки припевали разные припевы. Они понимали, что нужны светлые, успокаивающие, монотонные песни. Так создалась форма колыбельной песни. У каждого народа свои колыбельные песни. Когда ребенку поют на родном языке, то он слышит и усваивает, прежде всего, национальные мелодии и понятия, родившиеся в народе вместе с этим словом. Пели колыбельные песни обычно в конце трудового дня, каким бы он ни оказался – легким или трудным. Простые люди всегда находили нужное слово, нужную песню. (запись колыбельной) - Каким тоном пела вам мама песню? - Да, верно именно любовь, ласка передается с колыбельной песней. Пусть ребенок еще не слышит, но уже чувствует. - А что он чувствует, как вы думаете? (ласку, любовь, нежность матери) - Колыбельную песню поют, чтобы ребенок рос чистым в душе, нежным и добрым. - Колыбельная песня - это особенный диалог между матерью и ребенком, слова и музыка которого подсказаны сердцем. Это песня материнской души, любви и нежности. -Какие строчки часто повторяются в колыбельных песнях? - «Баю – баюшки – баю..» строчки часто повторяющиеся в колыбельных песнях возникли от устаревшего слова «баять» т.е. говорить, рассказывать. Баять и байкать– значит говорить, болтать, беседовать, рассказывать; баить ребенка, байкать, баюкать – значит, припевая укачивать, усыплять. Работа в группах. -Послушайте и понаблюдайте, как исполняется колыбельная песня? Поделитесь наблюдениями друг с другом. Вам нужно подчеркнуть слова подходящие к колыбельной песне. 1гр. - Темп: медленный, напевный, 2 гр. - Громкость: тихо, очень тихо, 3 гр. - Тон: спокойно, ласково, с любовь, Учитель: Колыбельная песня исполняется нежно, негромко. Ее мотив однообразный, но добрый, успокаивающий, чтобы малыши хорошо засыпали. Колыбельные песни пелись в старину без музыкального сопровождения, «речитативом». Заглянем в толковый словарь В.И. Даля, прочитаем: речитатив – напевная речь в вокально-музыкальном произведении, читать речитативом – значит читать нараспев. Сделаем вывод: особенности жанра колыбельной песни в том, что эти песни создавались мамой или няней для того, чтобы убаюкать ребёнка, дать ему первое представление об окружающем мире, предупредить и защитить от опасностей. Мотив колыбельных простой, однообразный, но с добрыми ласковыми интонациями, чтобы малыш спокойно уснул. 4. Знакомство с народной колыбельной песней. - откроем учебник на стр. 74. Прочитайте произведение, с которым мы сегодня будем знакомиться. - Почему Колыбельная народная? -Рассмотрите иллюстрацию к произведению и скажите, кому будут петь колыбельную? Что вы еще заметили на иллюстрации? - А теперь попробуем с вами перенестись на несколько десятков лет назад. Представьте простую крестьянскую избу. Посередине избы на березовом шесте, который называли ОЧЕП, висит люлька. Прослушайте народную колыбельную (исполняет учитель) -Какие чувства вызывает колыбельная? - Какие строки особенно понравились? - Простой или сложный текст у народной колыбельной песни? (Текст простой и понятный) – Какие слова повторяются? Почему? - Какие слова успокаивают? - Объясните выражение: её сон унесет. Работа в парах Работа по алгоритму: Определите, что мы хотим показать голосом (любовь мамы к своему ребёнку) Выберем тон и темп чтения (читаем ласково, спокойно). Обрати внимание на знаки препинания, где необходимо сделать остановку. Прочитайте колыбельную соседу по парте вполголоса выразительно, работая по Памятке. Оцени выразительное чтение соседа и поставь оценку. - Скажите, каких животных чаще всего упоминают в колыбельных. - В песнях исполнители обращаются часто к животным, призывая их защитить и уберечь ребенка от невзгод. Например, о коте, который вовсе не случайно так часто упоминается в колыбельных. Петух, собачка, волчок – по разу-другому, а кот – везде. И всем-то его заманивают, и всего-то ему сулят, лишь бы только пришёл «дитятку качать, прибаюкивать». - Он живёт в избе, у него мягкая шёрстка. Кота изображают подробно с его внешними признаками, повадками, привычками. Он быстро определяет благоприятное место в доме, где можно поставить колыбель. Чтобы дети сладко спали, иногда кота клали в колыбель т.к. у него тёплая шёрстка и ласковое мурлыканье. - Очень часто в колыбельных песнях есть упоминания о «гуленьках», так называют голубей. Слово «голубить» означало ласкать, нежить, миловать. - Часто мама просит собачку успокоить испуганного ребенка. Баю-баю, баю-бай, Ты, собачка, не лай, Белолапа, не скули, Мою Таню не буди. Темна ноченька – не спится, Моя Танечка боится. Ты, собачка, не лай, Мою Таню не пугай! - Кто помнит колыбельные. Которые пели вам ваши мамы. А баиньки-баиньки, Купим сыну валенки, Наденем на ножки, Пустим по дорожке, Будет наш сынок ходить, Новы валенки носить. Вот под елочкой зеленой Скачут весело вороны, (Прыжки на одной ноге, на другой ноге.) Кар-кар-кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.) Целый день они летали, (Бег на месте со взмахами рук в стороны.) Спать ребятам не давали, Кар-кар-кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.) Только к ночи умолкают, Вместе с нами засыпают, (Ходьба на месте.) Ш-ш-ш-ш. (Присед с выдохом.) - Если народные песни появились давно, то литературные колыбельные песни появились позже. - Что значит “литературные”? (есть автор, кто сочинил) -Конечно же, народное творчество не могло не вдохновить поэтов. Почти у каждого поэта можно найти колыбельную песню. Давайте познакомимся с авторской песней, которую написал великий русский поэт М.Ю. Лермонтов. – Закройте глаза, прослушайте колыбельную и расскажите, какие картины вы себе представили? -Можно ли сказать, что это колыбельная песня? - Похоже ли эта колыбельная на народную колыбельную? Объясните свой ответ. - Прочитайте колыбельную самостоятельно в полголоса. Работа в парах. 1 пара – Какие слова говорят о любви матери к ребенку? Прочитай. -Как автор говорит о тишине и покое вокруг? 2 пара -Какие слова повторяются? Почему? Как их нужно читать - простые или сложные слова в песне? 3 пара -Найдите в тексте рифмующие слова. - Вспомните, что такое синонимы. Подберите синоним к слову сказывать. (подберите близкие по смыслу слова стану сказывать - ) - Какой тон выберем для чтения? (весёлый, грустный или спокойный; громко или негромко) -Какой темп подойдет для исполнения колыбельной? (небыстро, напевно) Раз - налево, два - направо, Три - наверх, 4 - вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. |